На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

История самого успешного пирата Фрэнсиса Дрейка. История Генри Моргана: от пирата к дворянину. Пиратские похождения Чарлза Вейна (3 статьи)

История самого успешного пирата Фрэнсиса Дрейка

История самого успешного пирата Фрэнсиса Дрейка

Сэр Фрэнсис Дрейк (рожд. 13 июля 1540 г. — смерть 28 января 1596 г.) — английский мореплаватель, пират, вице-адмирал (1588 г.). Первый англичанин, который совершил кругосветное плавание (1577—1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) (1588 г.)

История жизни Фрэнсиса Дрейка изобиловала самыми невероятными приключениями. Именно он был первым англичанином, который совершил кругосветное путешествие. Это произошло в 1577-1580 гг., когда его «Золотая Лань» прошла три океана и возвратилась в Англию с полными трюмами золота и драгоценностей, Дрейк сражался против испанских эскадр и штурмовал береговые форты, форсировал Магелланов пролив, занимался грабежами в Южной и Северной Америке. За свои подвиги он, бывший по сути самым настоящим пиратом, был удостоен рыцарского звания. Королева Елизавета возложила на него меч прямо на палубе корабля. Вместе с этим имя Дрейка стало известным и в Испании, где его проклинали все от мала до велика.

Пират Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк — именем этого пирата-путешественника даже назван пролив на южной оконечности Южной Америки.

XVI столетие ознаменовалось прославленными путешествиями целой плеяды знаменитых английских капитанов. Фробишер и Хокинс, Рэйли и Девис, Дрейк и много других блестящих мореходов бороздили волны Северной Атлантики и Карибского бассейна, Индийского океана и Полинезии. Увы, этот период времени являлся одновременно и эпохой расцвета пиратского промысла. Потому все перечисленные выше капитаны прославились в первую очередь как «джентльмены удачи».

Самым известным англичанином XVI столетия, без сомнения, был сэр Фрэнсис Дрейк – пират и работорговец, кругосветный мореплаватель и талантливый флотоводец, который сыграл решающую роль в разгроме испанской «Непобедимой армады».

Являясь близким родственником известного пирата и торговца «живым товаром» Джона Хокинса, Фрэнсис с 23-х лет ходил на его кораблях к берегам Западной Африки, возвращаясь оттуда с трюмами, полными невольников.

Пират и королева Елизавета

Потом Дрейк решил самостоятельно заняться пиратским ремеслом. Он стал нападать на испанские суда, перевозившие сокровища. Так, в разбойничьих трудах и заботах, прошло 12 лет. За это время капитан Дрейк накопил немалый мореходный опыт и кое-какой капитал, что позволило ему предложить королеве и ее приближенным дерзкий проект пиратской экспедиции в испанские колонии на Тихоокеанском побережье Америки. Здесь никто не ожидал нападения англичан, и добыча могла быть в значительной степени больше, чем в порядком ощипанных пиратами портах Карибского моря.

Английская королева благосклонно отнеслась к планам Дрейка и даже соизволила внести свою лепту в финансовое обеспечение экспедиции в размере, 1000 крон. Более весомый вклад сделали высокопоставленные королевские чиновники: граф Эссекс, Уолсингем и Берли. Впрочем, досточтимые лорды не собирались оставаться внакладе и в действительности не просчитались. По возвращении Дрейка они получили свою долю добычи, и прибыль их составила. 5 000 % на вложенный капитал. Но все это случится позже. А мы хотим вам рассказать о кругосветном путешествии капитана-пирата…

Кругосветное путешествие Дрейка (1577—1580 гг.)

1577 год, декабрь — 5 кораблей флотилии Дрейка вышли из порта Плимут и взяли курс на юг. Сам Дрейк командовал флагманским кораблем «Пеликан», поздней переименованным им в «Золотую лань». Экипаж всей флотилии состоял всего из 160-ти человек. Поразбойничав вначале у африканских берегов, Дрейк захватил и ограбил больше десятка испанских и португальских кораблей с богатым грузом. Кроме этого, в его руки попалась и иная добыча – португальский лоцман, ходивший раньше в Южную Америку.

Корабль Френсиса Дрейка Золотая ЛаньКорабль Френсиса Дрейка Золотая Лань

1578 год, июнь — флотилия Дрейка подошла к бухте Сан-Хулиан, находящейся относительно недалеко от Магелланова пролива. Бухта эта, печально известная бунтом, произошедшем во время стоянки здесь экспедиции Магеллана, и на этот раз оправдала свою дурную славу. На одном из судов вспыхнул мятеж, распространившийся на команду. Все завершилось тем, что Дрейк казнил одного из капитанов – Доути, обвинив его в подстрекательстве к мятежу и предательстве. Оставив в бухте два сильно поврежденных корабля, поредевшая флотилия двинулась дальше.

Однако на входе в Магелланов пролив сильнейший шторм обрушился на корабли и на протяжении 50-ти дней гнал их на юг. Итогом стало открытие Дрейка, что Огненная Земля – остров, а не выступ Южно-Американского материка, как считалось раньше. Широкий пролив, отделяющий этот остров от Антарктиды, носит ныне имя Дрейка.

Шторм нанес флотилии серьезный урон: одно судно утонуло, а другое из-за повреждений вынуждено было возвратиться в Англию. Но Дрейк не привык отступать. На одном оставшемся корабле – «Золотой Лани» – он направился на север, к побережью Чили. Дальше начинается полоса активных и удачных пиратских похождений Дрейка.

1578 год, 5 декабря — англичане напали на порт Вальпараисо, в результате чего захватили корабль с ценным грузом и грабят побережье. 1579 год, 5 февраля – налет на порт Арика и новые трофеи. Потом – нападение на перуанский город Кальяо. Из-под носа Дрейка ушел галеон с грузом золота и серебра. Последовала яростная погоня, и 1 марта галеон удалось захватить после пушечного обстрела. Драгоценные слитки перекочевывают в трюм «Золотой лани».

Пират Дрейк выполнил поставленные перед собой задачи. Добыча его была огромной. Однако возвращение домой прежним путем стало невозможным. Слух о наглых нападениях и грабежах дошли до испанских властей, и военные корабли Испании караулили «Золотую лань», чтобы расквитаться с пиратом за все его злодеяния.

Тогда Дрейк ушел на север, напал на мексиканский порт Гуатулко, разграбил его, заодно пополнил запас провианта. Потом он направил «Золотую лань» еще северней, надеясь найти пролив, соединяющий Тихий океан с Атлантикой. Судно Дрейка дошло до 49-го градуса северной широты! Настолько далеко на север вдоль Тихоокеанского побережья не забирался еще ни один мореплаватель! Но никаких признаков пролива обнаружить не удалось, и английский пират вынужден был повернуть к югу. И тут ему улыбнулась удача: у берегов Никарагуа англичане захватили корабль, на котором нашли карты Тихого океана и Филиппинских островов. Это подсказало пирату идею возвратиться в Европу через Тихий и Индийский океаны.

1579 год, июль — «Золотая лань» взяла курс на запад. Сделав только 4 остановки в пути (на Филиппинах, Молуккском архипелаге, острове Ява и в Сьерра-Леоне), Дрейк в 1580 г. с триумфом вернулся в Англию. Так, спустя 60 лет после путешествия Магеллана еще одному кораблю удалось обойти вокруг света. При этом Фрэнсис Дрейк стал первым капитаном, который от начала до конца командовал кораблем в кругосветном плавании.

Рыцарский титул для пирата

Но для встречавших в Плимуте «Золотую лань» сановников главным было не это. На корабле Дрейка было золота и драгоценностей на сумму, равную двухгодичному доходу всей королевской казны! Королева приказала своему капитану лично прибыть в Лондон с наиболее эффектными драгоценностями и удостоила его шестичасовой беседы. В скором времени Елизавета пожаловала Фрэнсису Дрейку рыцарский титул.

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка — маршрутКругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка — маршрут

Став дворянином, разбойник и грабитель стал уважаемым членом общества. Он купил себе поместье и женился на богатой наследнице. Дрейк был выбран мэром Плимута и членом парламента. Но спокойная жизнь была моряку явно не по душе. Им были организованы еще две пиратские экспедиции в Карибское море, а в промежутке между ними он успел принять участие в войне с Испанией. Также не раз он отправлялся к берегам Америки грабить «Золотой флот» испанцев. Потом дерзко разбойничал в Европе, прямо под носом у короля Испании Филиппа II. Как говорил сам Дрейк – «подпаливал ему бороду».

Вице-адмирал британского флота (1588 г.)

Сэру Фрэнсису Дрейку назначенному вице-адмиралом британского флота, принадлежит главная заслуга в триумфальном сражении с «Непобедимой армадой», отправленной Филиппом II против англичан. Несмотря на двойной перевес в численности кораблей и пушек, испанцы потеряли 60 кораблей из 130 и вынужденно отступили.

Смерть сэра Фрэнсиса Дрейка

Отправившись в 1596 г. к берегам Панамы, сэр Фрэнсис Дрейк заболел желтой лихорадкой, а попросту говоря дизентерией, и скончался на борту своего корабля. Как и положено у моряков, его тело, в соответствии с завещанием самого Дрейка, поместили в свинцовый гроб и опустили в Карибское море, которое было свидетелем первых подвигов знаменитого английского «джентльмена удачи».

Погибла в море и «Золотая лань». Но не от шторма или ядер противника. Ее деревянный корпус превратил в труху крошечный червячок – торедо.

После смерти

Но вот относительно не так давно репутация легендарного английского пирата получила неожиданный удар. Министерство обороны Великобритании не стало финансировать операцию по извлечению его гроба со дна Карибского моря. А британская королевская почта отказалась выпустить серию почтовых марок, посвященных 400-летию со дня его смерти.

Чем же мотивировали власти свое нежелание чествовать земляка? Почтовики объяснили свой отказ тем, что в 1973 г. уже выпускались марки с профилем сэра Фрэнсиса. Военные же сослались на дороговизну предстоящей операции по извлечению гроба. Но скорей всего, англичане не хотят оскорблять чувства испанцев, чьи предки пострадали от рук Дрейка, а также американцев: ведь именно с Дрейка ведет начало рабство на Северо-Американском континенте, куда он регулярно поставлял «черное золото».

А возможно, англичане вспомнили, как противились латиноамериканские страны празднованию 500-летнего юбилея открытия Америки Христофором Колумбом, с чьим именем у многих связано начало жестокого истребления южно-американских народов.

Фрэнсис Дрейк продавший душу

Согласно испанской легенде, сэр Фрэнсис Дрейк продал душу дьяволу в обмен на удачу на морях. Удивительно, но эту легенду сразу переняли и боготворившие Дрейка соотечественники, при этом говорили о сделке Дрейка с нескрываемым восторгом, будучи в своем подавляющем большинстве истинно верующими людьми. Говорили, что Дрейк смог навлечь жесточайшие штормы на испанскую «Армаду» при поддержке дивонских ведьм, с которыми он якобы дружил с раннего детства и которые ему всегда помогали.

Даже сегодня, через более четырех столетий, англичане твердо верят, что тех давних «дрейковских» ведьм, сторожащих проход к Девонпорту, и сейчас еще можно увидать ненастной темной ночью на мысе Дьявола. Есть поверье, что дьявол был до такой степени доволен подвигами Дрейка, что в награду за все им содеянное буквально за три дня построил своему любимцу дом в Бакленд-эби. Дом Дрейка стоит и по сей день, и каждый любопытствующий может, лично оглядев апартаменты легендарного адмирала-пирата, проникнуться обаянием его личности.

Источник:
http://shtorm777.ru

https://salik.biz/articles/34638-istorija-samogo-uspeshnogo-...

История Генри Моргана: от пирата к дворянину

История Генри Моргана: от пирата к дворянину

Генри Морган (Henry Morgan) (рожд. 24 января 1635 г. — смерть 25 августа 1688 г.) – один из самых знаменитых английских пиратов с острова Ямайка, который в 1668—1671 гг. был общепризнанным королем пиратов Карибского моря. Прославился захватами и грабежами городов Пуэрто-Принсипе (совр. Камагуэй) на Кубе, Пуэрто-Бельо на Панамском перешейке, Маракайбо и Гибралтара в Венесуэле и Панамы.

Происхождение

Его происхождение и появление в Вест-Индии по сей день окутано завесой тайны. Эксквемелин утверждал, что Морган оказался там в качестве кабального слуги, будучи проданным на плантации Барбадоса. Но с этим не согласны британские исследователи, и это отрицал сам Морган, который заявлял, что никогда не был ничьим слугой, кроме Его Величества.

Генри, как видно, был племянником вице-губернатора Ямайки сэра Эдварда Моргана. После 1665 г. Генри Морган женился на своей кузине Мэри Элизабет Морган – второй дочери и четвертом ребенке сэра Эдварда и его жены, которая, в свою очередь, была дочерью саксонского дворянина Иоганна Георга, барона фон Пельница, и голландки Анны Петронеллы ван Хелл.

Первые упоминания о Моргане. Разграбление городов

Губернатор Ямайки сэр Томас Модифорд впервые упомянул о Моргане в августе 1665 г. в рапорте герцогу Альбемарлю, когда писал об отряде ямайских флибустьеров, отплывших из Порт-Ройяла в конце 1663 г. с каперским свидетельством от лорда Виндзора. Отряд насчитывал приблизительно 150 человек, во главе его стояли капитаны Давид Маартен, Якоб Факман (Джекоб Джекмэн), Генри Морган, Фримен и Джон Моррис.

В британском архиве сохранился подробный отчет Модифорда об этой экспедиции, составленный 20 сентября 1665 г. на основе показаний трех капитанов – Морриса, Факмана и Моргана. В этом отчете было указано, что их отряд вначале оперировал в Мексике, где ограбил испанский город Вилья-Эрмоса, потом прибыл в Гондурасский залив и там овладел городом Трухильо. Оттуда флибустьеры отправились к побережью Никарагуа, вошли в р. Сан-Хуан и, проникнув на озеро Никаргуа, разграбили город Гранаду. 1665 год, лето — нагруженные добычей, они благополучно возвратились в Порт-Ройял.

1668 год. январь — Совет Ямайки утвердил предложение губернатора о выдаче капитану Моргану специального поручения «собрать английских приватиров и захватывать пленных испанской нации, посредством чего он мог бы узнать о намерениях неприятеля вторгнуться на Ямайку». Это поручение по сути санкционировало пиратские действия флибустьеров Ямайки против подданных испанской короны.

Собрав у южного побережья Кубы флотилию из 12-ти судов с командой в 700 человек, Морган решил напасть на город Пуэрто-Принсипе (совр. Камагуэй), который расположен во внутренних районах Кубы. Разбив на подступах к Пуэрто-Принсипе испанский отряд, Морган и его люди ворвались в город. Согласно испанским источникам, пиратами был захвачен Пуэрто-Принсипе в Страстной четверг 29 марта 1668 г. на рассвете; при этом в сражении было убито около 100 солдат и ополченцев. Захватив город, флибустьеры согнали всех испанцев и их рабов в две церкви – Ла-Мерсед и Сан-Франсиско, – а сами отправились грабить покинутые дома. Во время погрома сгорел или, может быть, был похищен городской архив с документами и ценные церковные книги.

Морган допрашивает пленниковМорган допрашивает пленников

Когда грабить уже было нечего и некого, пираты решили уйти. Но перед уходом Морган потребовал с испанцев выкуп – 500 голов скота. Он взял с собой шестерых знатнейших жителей в качестве заложников и 1 апреля оставил город. Выручка от этой экспедиции составила 50 тысяч пиастров золотом, серебром и разным товаром.

1668 год, июнь — имея под своим началом только 460 человек, Морган напал на город Пуэрто-Бельо. Разграбив этот цветущий город и взяв с горожан выкуп – 100 тысяч пиастров, – Морган погрузил на корабли деньги, сокровища, ценные товары, трофейные пушки и продовольствие, после чего отправился к островам Хардинес-де-ла-Рейна. Там флибустьеры поделили добычу. По сведениям испанского посла в Лондоне, «доля каждого солдата составила 600 (унций), или 80 фунтов в полкроновых унциях, откуда возможно представить, сколько могло достаться офицерам, губернатору и их доверенным лицам».

К началу осени 1668 г. пираты, принимавшие участие в походе на Пуэрто-Бельо, промотали в Порт-Ройяле награбленные богатства и были полны решимости предпринять новую экспедицию к берегам Америки. Их очередной жертвой должна была стать Картахена, но из-за потери флагманского фрегата «Оксфорд», который взорвался во время пирушки близ острова Ваш, Морган изменил первоначальный план и решил напасть на города Маракайбо и Гибралтар в Венесуэле. Повторив «подвиг» Франсуа Олоне, он полностью разорил эти города, а уходя, разгромил преградившую ему путь испанскую армаду де Барловенто. Эти события писатель Рафаэль Сабатини в последствии мастерски обыграл в своем романе «Одиссея капитана Блада».

Адмирал и главнокомандующий Генри Морган

Возвратившись в Порт-Ройял, пираты, как всегда, быстро промотали вырученные в походе деньги и были готовы отправиться в новую экспедицию. 1670 год, 29 июня — после получения сообщения о набеге испанских корсаров на ямайское побережье, в Спаниш-Тауне было собрано экстренное заседание Совета Ямайки. Совет решил «пожаловать каперское поручение адмиралу Генри Моргану, чтобы быть ему адмиралом и главнокомандующим всех военных кораблей, приписанных к этой гавани, и всех офицеров, солдат и моряков, приписанных к ним». Кроме этого, Моргану было разрешено нападать на испанские суда, штурмовать крепости и захватывать города.

Согласно «Правдивому отчету об экспедиции адмирала Генри Моргана против испанцев в Вест-Индии в год 1670», написанному на основании реляции самого адмирала, 2 сентября он прибыл к острову Ваш, назначенному местом сбора для всех флибустьеров Карибского моря. Контр-адмиралом флота избрали Эдварда Коллира, командира фрегата «Сэтисфекшн». Спустя несколько дней Морган отправил Коллира к побережью Новой Гранады с флотилией из шести кораблей, на борту которых было 400 человек. Этому отряду предстояло добыть у испанцев продовольствие и информацию «о готовившемся испанском вторжении на Ямайку».

Коллир возвратился к острову Ваш в ноябре вместе с двумя испанскими призами и 38 пленниками.

«Корабли Моргана были готовы, – рассказывает Эксквемелин, – больше никого не ждали… Теперь вся флотилия состояла из 37 судов и нескольких небольших барок».

Поход на Панаму

Начало декабря — Морган собрал своих капитанов на борту флагманского фрегата «Сэтисфекшн». На военном совете офицеры приняли решение совершить поход на Панаму, о чем они письменно уведомили адмирала. Текст этого решения был отправлен Модифорду. Губернатор получил его тогда, когда о мире с Испанией ему было уже известно. И все-же согласно показаниям Джона Пика (секретаря Моргана), губернатор не отменил эту экспедицию.

Генри Морган: гравюра XVII векаГенри Морган: гравюра XVII века

По пути к Панамскому перешейку флотилия пиратов захватила остров Санта-Каталина (совр. Провиденсия), на котором нашли несколько проводников, которые знали, как пройти через перешеек к Панаме. Потом Морган отобрал 470 добровольцев и отправил их на борту 4 судов и 1 барки на захват форта Сан-Лоренсо-де-Чагрес. Это укрепление прикрывало вход в устье р. Чагрес, откуда пираты планировали начать свой поход через перешеек. Передовой отряд возглавил вице-адмирал флотилии Джозеф Брэдли, поднявшийся на борт фрегата «Мейфлауэр». Форт удалось взять после жесточайшего сражения, стоившего жизни многим пиратам, включая Брэдли.

Тем временем Морган, который был на Санта-Каталине, приказал сниматься с якорей. Выйдя в открытое море, пиратская флотилия взял курс на крепость Сан-Лоренсо. Отремонтировав захваченный форт, Морган решил не мешкая готовиться к походу через перешеек. 8 января (по данным Моргана – «в понедельник 9-го») отряд численностью от 1200 до 1400 человек выдвинулся в беспрецедентный поход через Панамский перешеек. Потому как этот поход и ожесточенный бой под стенами Панамы, имевший место 18 января 1671 года, уже не раз описывался разными авторами, мы опустим рассказ о нем и посмотрим, что же произошло после этого.

Когда флибустьеры вступили в Панаму, весь город уже был объят пламенем. Эксквемелин утверждал, что подожгли его пираты. Его информацию опровергает автор «Правдивого отчета…», написавший, что, войдя в город, «мы вынуждены были бросить все силы на тушение огня, охватившего дома наших врагов, которые они сами подожгли, чтобы не дать нам возможности ограбить их; но все наши усилия были напрасными, ибо к полуночи весь город сгорел, кроме части пригорода, которую благодаря великим стараниям мы ухитрились сберечь, включая две церкви и около 300 домов».

Всю ночь флибустьеры стояли в окрестностях Панамы, а на рассвете вновь вошли в город – точней, в то, что от него осталось. Раненых доставили в церковь одного из монастырей, вокруг которой устроили арсеналы и установили орудийную батарею.

Пробыв в Панаме три недели и «добросовестно разграбив все, что попадалось ему под руку на воде и на суше», Морган приказал готовиться к уходу. 1671 год, 14 февраля — флибустьеры вышли из города, ведя за собой 175 мулов, груженных ломаным и чеканным серебром, а также заложников – 500 или 600 мужчин, женщин, детей и рабов.

Добыча, которую взял Морганом в Панаме, могла стоить 6 млн эскудо. Сам Морган оценил всю добычу в 30 тысяч фунтов стерлингов. По сведениям главного хирурга экспедиции Ричарда Брауна, серебро и другая ценная добыча стоила около 70 тысяч фунтов стерлингов, не считая иных богатых товаров, но людей обманули, на каждого пришлось только по 10 фунтов, не считая негров-рабов. Как бы то ни было, самый грандиозный поход флибустьеров Вест-Индии принес им сравнительно скромный доход.

Возвратившись в Порт-Ройял, Морган 20 апреля составил отчет о панамской экспедиции, который был представлен губернатору и Совету Ямайки. 31 мая в Спаниш-Тауне прошло заседание ямайского Совета, члены которого вынесли адмиралу публичную благодарность.

В Испании сообщение о падении Панамы произвело ошеломляющее впечатление. Английский посол Уильям Годолфин писал, что королева-регентша была «так расстроена, так рыдала навзрыд и металась в ярости, что те, кто был рядом с ней, боялись, как бы это не сократило ей жизнь». Англо-испанский договор, подписанный 8 июля 1670 г., оказался под угрозой срыва. Годолфин старался успокоить испанских министров, уверяя, что его правительство не имеет ни какого отношения к «панамской акции». Всю вину за сожжение Панамы правительство Карла II возложило на губернатора Ямайки. Новый губернатор острова сэр Томас Линч получил предписание арестовать Модифорда и выслать в Англию для суда. В ноябре опальный губернатор был помещен в лондонский Тауэр, где, впрочем, содержался с полным комфортом.

Вице-губернатор Ямайки

1672 год, апрель — Моргана выслали в Англию на борту фрегата «Уэлкам». Никакого обвинения против него выдвинуто не было, потому как считалось, что он выполнял поручение официальных властей. Что до бывшего ямайского губернатора, то к нему суд отнесся благосклонно: вину его «доказать» не удалось. Дело о «панамской акции» со временем превратилось в фарс и закончилось тем, что Карл II назначил Модифорда главным судьей Ямайки, а Моргана возвел в рыцари (в ноябре 1674 г.) и отправил туда же в качестве вице-губернатора. Принимая столь необычное решение, монарх учел «его преданность, благоразумие и храбрость, а также долгое знакомство с этой колонией».

На протяжении 14-ти лет Морган занимал пост вице-губернатора Ямайки, все время конфликтуя с назначавшимися туда губернаторами. Его упрекали в тайных сделках с пиратами и недостойном королевского офицера поведении. В конце концов бывший король флибустьеров спился и серьезно заболел. Знаменитый врач и коллекционер, основатель Британского музея Ганс Слоан, проживавший в те годы на Ямайке, был приглашен осмотреть больного экс-флибустьера. Моргана он нашел «худым, с землистым цветом кожи, глаза желтоватые, живот выдающийся, или выпуклый». У пациента были жалобы на отсутствие аппетита, слабость, тошноту и понос. Слоан решил, что виной тому – «пьянство и [распутная] ночная жизнь».

Смерть Сэра Генри Моргана

Морган скончался в Порт-Ройяле 25 августа 1688 г. На следующий день тело его привезли в правительственное здание Порт-Ройяла, потом в церковь Св. Екатерины, а оттуда на кладбище Палисадос, где его предали земле. Корабли, стоявшие в гавани, устроили в его честь артиллерийский салют.

Так, бывшему королю флибустьеров Ямайки были оказаны адмиральские почести.

Говорят, что семья американского магната Джона Пирпонта Моргана позже вписала имя прославленного ямайского флибустьера в свою родословную и очень гордилась данным обстоятельством.

В. Губарев

Источник:
http://shtorm777.ru

https://salik.biz/articles/34612-istorija-genri-morgana-ot-p...

Пиратские похождения Чарлза ВейнаПиратские похождения Чарлза Вейна

Что известно о Чарльзе Вейне
Чарльз Вейн (Charles Vane) — (рожд. 1680 г. – смерть 29 марта 1721 г) – британский пират, который прославился своими рейдами в Карибском море и в Атлантике. Он заработал себе славу самого жестокого и бессердечного из пиратов. Чарльз Вейн, обычно, не питал и тени сострадания ни к пленникам, ни к захваченным кораблям.
Он мог пообещать сохранить жизнь и в следующий же момент с наслаждением нарушить свое же собственное обещание! Самым удивительным было то что – он ни во что не ставил даже пиратов, ходивших под его началом! Вейн все время норовил их обмануть, очень занижая их долю добычи и присваивая себе почти все. Невероятно, но его смерть была выгодна всем – и власти, и пираты были очень даже не прочь, чтобы его вздернули на виселице.

На государственной службе
Начало службы на море для Вейна состоялось на борту капера «Лорд Арчибальд Хэмилтон». Хотя, на него сильно давили рамки профессии, которые накладывала государственная лицензия, дававшая возможность останавливать только определенные суда, а не те, что нравятся. И тут Вейну подвернулось отличное поприще для реализации своих талантов. У побережья Флориды как следствие частых штормов нередко терпели крушение испанские галеоны с серебром и золотом.
Как-то раз на дно пошел целый испанский казначейский флот, который следовал из Портобелло. Губернатор Гаваны отправил специальные спасательные суда, для того чтобы можно было переместить на их борт хотя бы часть затонувшего ценного груза. Вейну с прочими ямайскими рейдерами, под руководством Генри Дженнингса (пирата, к которому благоволили официальные власти Ямайки), оставалось только дождаться окончания работ по подъему золотых или серебряных слитков, а потом внезапно напасть, чтобы присвоить себе все результаты труда спасателей.
Всего в рейдерской флотилии было три корабля; общая численность команды была примерно 300 человек. С такими силами они могли претендовать на многое, и результатами охоты они не были разочарованы. Отобранное у спасателей серебро Генри Дженнингс смог виртуозно реализовывать через аукционы, используя свои связи в правительстве. Выручив немалые деньги, он решил на время взять передышку, скрывшись от возможного преследования на Багамах, на острове Нью-Провиденс. Там и впрямь было спокойно. В будущем, когда Вейн действовал уже сугубо самостоятельно, Нью-Провиденс по-прежнему оставался его надежной базой.

Чарльз Вейн — под черными парусами
В скором времени Вейн пожелал охотиться за поживой в одиночку и проявил себя во всей красе, нападая и на суше, и на море. 1716 год в результате оказался для него просто невероятно удачным.
Вейн почти сразу же ощутил вкус к частой смене своих флагманских кораблей без особой на то надобности: так, одно время он плавал на барбадосском шлюпе, но, даже не раздумывая, перебрался на 12-ти пушечную бригантину, которую сам назвал «Рейнджер» – стоило только ему взять ее на абордаж.
Кстати, уже в то время проявилась его невероятная жестокость к людям. Губернатору Бермудских островов неоднократно поступали рапорты, которые в красках расписывали, каким издевательствам подвергал Вейн несчастных моряков, трудившихся над подъемом грузов со дна и волею судьбы угодивших к нему в лапы.
Слухи о его ужасающих выходках и преступлениях заставили снарядить специальный фрегат «Феникс», который отличался не только потрясающей маневренностью, но и значительной огневой мощью. Этот фрегат часто бросали на поимку того или иного пирата, слишком назойливо заявлявшего о себе. В этот раз им управлял капитан Винсент Пирс, опытный капитан и искусный охотник на пиратов.

Арест
1718 год, февраль — Пирсу удалось, образно говоря, загнать Чарльза Вейна, располагавшего на то время уже целой эскадрой, в угол. «Фениксу» капитана Пирса пиратская эскадра была не страшна, и он быстро доказал, на чьей стороне сила и власть. Когда к Винсенту Пирсу привели закованного в кандалы Вейна, он предложил ему покаяться в грехах и отказаться в дальнейшем от пиратских действий. Это предложение явилось следствием оглашения королевского указа, которым даровалось высочайшее помилование всем пиратам, которые признают свою вину и будут готовы завязать со своим преступным прошлым. Вейн, разумеется, сразу смекнул, что признание сулит ему скорую свободу, и с легкостью пошел на сотрудничество. В результате все вышло для него как нельзя лучше; он даже сохранил почти всю свою эскадру, за исключением брига «Жаворонок», который реквизировали.

Опять на свободе
Оказавшись на воле, Чарльз Вейн не предпринимал никаких действий ровно столько времени, сколько понадобилось для того, чтобы «Феникс» Винсента Пирса исчез из глаз. Лишь только это произошло, Вейн сразу позабыл о данных совсем недавно клятвах и пустился во все тяжкие!

1718 год, август — был отмечен приходом к власти нового губернатора Багам Вудза Роджерса. Он прибыл в сопровождении двух отлично вооруженных военных кораблей. Вудз был известен всему свету как непримиримый враг пиратов. Прослышав о том, что к власти пришел именно Вудз, немало корсаров, промышлявших в этом районе, крепко призадумались, а потом, скрепя сердце, решили все-же пойти на попятную и испросить для себя королевское прощение. Чарльзу Вейну также порекомендовали поступить подобным образом, но он еще не успел насладиться недавно захваченной французской каравеллой, а уж о том, чтобы расстаться с добычей, и слышать не хотел!
Но намерения нового губернатора были очевидными: пиратов, отказавшихся прийти с повинной, ожидали беспощадное преследование и неминуемая смерть. Вейн, решив не искушать напрасно судьбу, вознамерился дать деру, рассчитывая на быстроходные качества своего «Рейнджера». Чтобы скрыть свои истинные намерения, Вейн поджег каравеллу и направил ее (уже без команды!) прямо на королевские корабли, заблокировав на время их движение. Сам же Вейн, минуя на «Рейнджере» фрегат губернатора, неожиданно… обстрелял его из всех своих шести орудий, пообещав вскоре вернуться и расправиться с ним!!!
Пока на фрегатах приходили в себя от беспрецедентной акции, Вейн на огромной скорости покинул Нью-Провиденс. Ему очень повезло: корабли Вудза Роджерса его не настигли. А немного погодя Вейну еще раз улыбнулась судьба: он смог счастливо избежать преследования британской военной эскадры! И при этом Вейн смог сохранить практически все награбленное добро.
Он решил двинуться в северном направлении.
Что это ему давало?
Во-первых, чувство (пусть даже отчасти иллюзорное) своей удаленности от Вудза Роджерса. А кроме того, новые моря – новая добыча!
В скором времени Чарльз Вейн захватил шлюп, присоединив его к своей эскадре. Командовать им он поставил пирата Йитса. У него снова было три корабля. На недостаток личного состава также нельзя было жаловаться: экипаж был изрядный! Перед такой силой легко пасовал любой корабль. А этого Вейну и надо было! Он неистово грабил корабли, измывался и губил попавших в плен моряков, стремился нажиться на чем угодно.
То, что ему удалось ускользнуть буквально из-под носа губернатора, вселял в него, увы, обманчивую уверенность в своей неуязвимости. Число захваченных Вейном судов росло, жертвы множились. Губернатор понял, что если немедленно не предпринять карательных действий, то потом Вейн может до такой степени упрочить свои силы, что вообще может оказаться ему не по зубам. Был призван опытный охотник за пиратами – полковник Уильям Ретт. Ему было поручено найти Вейна и уничтожить со всей его эскадрой.
Пока губернатор замышлял его гибель, Чарльз Вейн, чье честолюбие росло с каждым новым захваченным кораблем, решил бросить вызов легендарному Эдварду «Черной Бороде» Тичу. Он был уверен, что сможет заполучить больше ценной добычи, нежели его авторитетный коллега по ремеслу. С целью пущего увеличения своего баланса, Вейн направился к побережью Южной Каролины, чтобы нападать на корабли, идущие в Чарлстон и обратно.
Удача была на стороне Вейна, и он почти сразу смог захватить два крупных и богато груженных корабля. Поскольку у Вейна уже вошло в привычку присваивать себе куда более значительную долю добычи, чем ему как капитану полагалось, он не менял своей тактики, постепенно теряя чувство меры. Йитс, не так давно ставший капитаном отдельного корабля, претендовал на соответствующую долю. А Вейн и не собирался делиться по справедливости. Конфликта, причем серьезного, избежать не удалось, потому как оба были непреклонны. А тут еще Вейн отдал приказ Йитсу пропустить несколько судов, возможно, с неплохой добычей на борту. Это окончательно доконало Йитса.
Мало того что его доля урезана, так теперь и верного заработка приходится лишаться! Йитс дождался ночи, прихватил из пиратской казны все, что, по его мнению, Вейн ему задолжал, включая плату за моральный ущерб. После этого он потихоньку поднял паруса и поплыл прочь от места стоянки эскадры. Утром Вейн обнаружил пропажу и рассвирепел! Он тотчас же забыл о состязании с Черной Бородой и кинулся в погоню. Погоня получилась любопытной: Йитса Вейн не догнал, но смог взять на абордаж два корабля с ценным грузом.
1718 год, сентябрь — была предпринята еще одна попытка захватить Вейна. Несколько военных кораблей с опытной и хорошо обученной командой охотились на него некоторое время, но неудачно. На исходе сентября Вейн, чувствуя, что начинает пахнуть жареным, решил сместиться к острову Абако на Багамах. При нем была его колоссальная сокровищница.
Путь его эскадры лежал мимо острова Окракоке (Северная Каролина). Там в октябре 1718 г. состоялась долгожданная и поистине историческая встреча двух знаменитых пиратов той эпохи: Чарльза Вейна и Эдварда «Черной Бороды» Тича. Черная Борода, узнав от Вейна о том, что тот вознамерился с ним потягаться объемом завоеванного, пришел в превосходное расположение духа и долго смеялся – без обиды для своего коллеги. Вообще, следует отметить, Черная Борода оказался единственным человеком, которому Вейн в действительности пришелся по душе. В свою очередь, и Вейн был в восторге от Эдварда Тича.
На радостях корсары решили отметить памятное событие; их вечеринка растянулась чуть ли не на неделю. Сколько всего было выпито и съедено, и вообразить невозможно! Вслед за этим Тич и Вейн расстались – условившись непременно встретиться снова. Вейн дал приказ плыть к Нью-Йорку. Между тем на кораблях его эскадры назревало недовольство. Вейн был необузданно жесток, алчен, постоянно обкрадывал своих. Рассчитывать на популярность с такими качествами не приходилось.
По сути, команда только выжидала подходящего случая, чтобы сместить Вейна с поста капитана. И он очень скоро им представился. Эскадра пиратов под руководством Вейна предприняла атаку на крупный французский корабль в Наветренном проливе (между Кубой и Гаити). Атака не увенчалась успехом, и команда с готовностью обвинила своего капитана в служебном несоответствии. Вейн был вынужден сложить с себя полномочия. Новым капитаном команда сделала квартирмейстера Вейна Джека Каллико Рэкхема. Попутно заметим, что Вейн был с ним в ссоре.

Причиной стало опять-же стремление Вейна загрести больше, чем ему причитается. Когда на исходе февраля (или в начале марта) пиратам достался лондонский шлюп «Кингстон», Вейн назначил его капитаном Рэкхема. На борту «Кингстона» был обнаружен приличный запас спиртного. Вейн настаивал, чтобы большая его часть была отдана ему. Рэкхем заявил, что это уж точно никуда не годится, и отказал Вейну. Не будь Рэкхем квартирмейстером, ему бы точно не сносить своей головы. А так Вейну довелось смириться; после чего пираты еле терпели друг друга. То, что пираты предпочли Рэкхема ему, обидело Вейна даже больше, нежели насильственное смещение с должности капитана.
Вейн выбрал для себя самый скромный шлюп своей эскадры и перешел на него. За ним последовали Роберт Дил и еще 15 человек команды. Направив шлюп в южном направлении, Вейн заметил своим верным последователям, что все только к лучшему. Судьба предоставила им шанс избавиться от негодного балласта. Они же в скором времени захватят корабли, превосходящие любой из кораблей его прежней эскадры! Впереди их ждет только богатство и слава!
Команда поверила капитану Вейну. Будто по заказу, тут же подвернулись несколько торговых судов, что позволило пиратам здорово поживиться содержимым их трюмов. Казалось, что пророчества Вейна уже начали сбываться. Вейн быстро набирал очки, будучи уверен, что очень скоро будет руководить новой эскадрой, которой прежняя и в подметки не годилась.
И тут произошло непредвиденное.

На острове
1719 год, февраль — мини-эскадра Вейна попала в страшный шторм. Стихия разметала корабли Вейна и Роберта Дила. Шлюп Вейна был не готов к такого рода испытаниям и затонул вместе со всей добычей. Спастись удалось только одному Чарльзу Вейну. Волны вынесли его на берег необитаемого островка в Гондурасском заливе. Делать теперь было нечего. Оставалось только валяться на песке, питая надежду на случайное появление корабля.
Судно появилось, но… им управлял капитан Холфорд, бывший пират, вставший на путь исправления. Он прекрасно знал Чарльза Вейна и ненавидел его. Холфорд даже откровенно признался островитянину поневоле, что стоит только Чарльзу Вейну позволить оказаться на палубе, как он тут же пробьет молотком капитану голову, а команду убедит сделаться пиратами! Сделав это признание, Холфорд отбыл восвояси.
Спустя какое-то время Вейн заметил, что к берегу направляется еще один корабль. Надежда спастись воспряла в нем с новой силой. Никто из команды не признал в изможденном мужчине в лохмотьях знаменитого Чарльза Вейна, одно имя которого уже наводило ужас. Его приняли на борт, предложив за кров и стол поработать палубным матросом. Вейн с готовностью согласился.
Казалось, фортуна снова на стороне Вейна!
Но тут произошел еще более невероятный случай…
Судно, на котором замывал палубу Чарльз Вейн, встретилось в море с кораблем капитана Холфорда, которого любезно пригласили на борт отобедать. Сидя за столом, Холфорд невольно обратил внимание на матроса, драившего палубу, мгновенно узнав в нем Вейна! Холфорд сообщил капитану, кого тот приютил на борту. Вейн был тут же схвачен и связан. Потому как капитан смертельно боялся пирата, даже связанного с ног до головы, Холфорд предложил свои услуги, каковые были с огромной благодарностью приняты. Вейна перетащили на борт корабля, принадлежавшего капитану Холфорду, и надежно заперли в отдельной каюте.

Смерть через повешение
После этого Холфорд доставил своего пленника на Ямайку. Состоялся суд, который 22 марта 1720 года вынес смертный приговор. Однако же в исполнение этот приговор был приведен лишь 29 марта 1721 года, практически год спустя. (Историки до сих пор не могут сойтись во мнениях, что же именно послужило причиной столь длительной отсрочки. В сущности, смертный приговор мог быть вынесен практически чуть ли не по каждому эпизоду пиратской деятельности Вейна!)
Чарльзу Вейну присудили смерть через повешение. Перед тем как принять казнь, он не выказал даже малейших признаков раскаяния. После смерти его тело в назидательных целях было повешено на всеобщее обозрение прямо у входа в гавань Порт-Ройяла.
Г. Благовещенский

Источник:
http://shtorm777.ru

https://salik.biz/articles/35098-piratskie-pohozhdenija-char...

Картина дня

наверх