На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Служу Империи Ромеев. В 2-х частях

Служу Империи Ромеев.

Как пополнялась Варанга и каким было командование элитной частью?

Во-первых, вожди и конунги со своими дружинами вливались в состав Варанги. Это было не зазорно – ведь византийский монарх был первым среди прочих. Знатные наемники-иноземцы, занимая командные должности, кроме платы и причитающейся части военной добычи, получали от императора и богатые дары. Приобретались бесценный боевой опыт, связи, огромные материальные средства.

Недаром в ходе константинопольского визита в 1103 г. короля Эрика Датского многие из сопровождавших его конунгов присоединились к Варанге. Когда в 1108 г. норвежский король Сигурд I Магнуссон через Константинополь возвращался домой из крестового похода, то многие из его соотечественников прибыли в столицу Византии лишь для того, чтобы попасть на императорскую службу. В 1153 г. граф Оркнейский во главе 15 кораблей выступил в крестовый поход - и 6 из них в Гибралтаре отделились от отряда: прибыв в Константинополь, корабельные команды пополнили Варангу.

Сигурд I Магнуссон (1090 – 26. 03. 1130 гг.) - норвежский король в 1103 - 1130 гг. Илл. – король-крестоносец Сигурд вступает в Константинополь

Так как Варяжская гвардия стала неотъемлемой частью системы безопасности императора (непосредственно отвечая за личную безопасность главы государства), личную преданность василевсу со стороны вождей прибывающих в состав Варанги отрядов следует считать очень значимым обстоятельством. Воспроизводилась отличная от византийской система личной преданности (напоминающая отношения князя и его дружинника) вождей Варанги своему верховному вождю – василевсу.

Во-вторых, послужить империи в составе Варанги считалось за честь. И по социальным, и по материальным мотивам эта служба была очень привлекательной для представителей европейских элит. Молодые люди из Скандинавии и Руси регулярно стекались под знамена Варяжской гвардии. В немалой степени этому способствовал и ее высокий статус в византийском обществе – бойцы Варанги пользовались всеобщим уважением. Болли Болласон, знаменитый гвардеец-варанг, вспоминал в своей саге о позолоченном шлеме, украшавшем его голову, копье, красном щите и о том, что когда варанги размещались на ночлег, то женщины были готовы отдать все что угодно только за то, чтобы лишь увидеть блестящих гвардейцев. Бесчисленные упоминания в скандинавских сагах и рунических надписях о людях, служивших в Варанге свидетельствуют (учитывая что данные источники отмечали важнейшие события в жизни вождей и воинов) о значимости для северян факта принадлежности их к византийской Варанге.

В-третьих, начиная с XII - XIII вв. формируются служилые династии, пополняющие Стражу представителями северных народов. Складывается наследственный порядок пополнения Варанги - когда преданность монарху впитывалась, почти буквально, «с молоком матери». Так, в 1453 г. Константинополь обороняли т. н. варангопулы (букв. - «дети варягов») – потомки от связей варягов с представительницами местного населения. В Скандинавии (прежде всего Норвегия и Швеция) и на Руси за столетие (к 80-м гг. XI в.) формируются особые социальные группы, выходцы из которых несли в Константинополе наследственную военную службу. Источник отмечал варягов («носящих на плечах мечи») рассматривающих верность императорам и их охрану как наследственный долг - жребий, который переходит от отца к сыну.

В-четвертых, индивидуальные искатели приключений, оказавшиеся не у дел воины, паломники постоянно пополняли ряды Варанги. Причем эти своеобразные «солдаты удачи» являлись чуть ли не самым надежным элементом Варяжской гвардии. Неустроенные в бытовом и социальном плане воины-профессионалы отрабатывали хлеб с маслом - верой и правдой служа Византийской империи.

Как отмечалось, в 1118 г. после смерти императора Алексея I Комнина из всех старых гвардейских частей сохранилась лишь Варяжская гвардия. В дальнейшем, к концу XIII в., большинство гвардейских частей переводится в основном на выполнение дворцовых и церемониальных обязанностей.

Книга должностей Псевдо-Кодина (XIV в.) рассказывает, что гвардейцы двигались перед императором, а также подгоняли и охраняли процессию. Варанги охраняли резиденцию императора и императорскую приемную во Влахернском дворце, находились у трона во время проведения официальных приемов (как рынды русского царя), сопровождали монарха при посещении храма. Варанги всегда сопровождали конного императора. Т. о., гвардия выполняет задачи императорского конвоя. Варангианская гвардия упомянута в источниках в 1328, 1330, 1341, 1404 и 1422 гг.

Считается, что в дальнейшем охрану императорского дворца поручили Критской гвардии (прославившейся в константинопольских боях 1453 г.), тогда как Варанга переключилась на охрану императорской казны. Из-за организационных и экономических трудностей численность части постепенно снижается. В данный период окончательно сложилось и наследственное преемство при укомплектовании Стражи.

Этерией командовал Великий Этериарх, назначавшийся императором. В зависимости от обстановки Великий Этериарх мог командовать и армейскими соединениями на ТВД.

До нас дошли имена некоторых из них. Так, Великий Этериарх Феоктист в 1030-х годах действовал в Сирии. Во главе Варяжской гвардии он отличился в августе 1030 г. в битве у Халепа (Алеппо). После возвращения в столицу он вновь был направлен в Сирию - во главе значительного контингента, включавшего в себя не только Варангу, но и византийские части. В 1033 г. император Роман III Аргир опять отправляет Феоктиста в Сирию - и вновь с большими силами.

В 1047 г. Великий Этериарх Константин командовал всей Восточной армией, осаждавшей Хелидоний - крепость в Армении (недалеко от Двина).

Анна Комнина [(01. 12. 1083 - 1153) - византийская царевна, старшая дочь Алексея I Комнина и одна из первых историков-женщин. Стала историографом отца – написав «Алексиаду» - историческое повествование об эпохе Алексия Комнина. «Алексиада» - один из известнейших источников по византийской истории эпохи Крестовых походов] упоминает Великого Этериарха своего отца - Аргира Карацу, который, «несмотря на скифское происхождение», был очень благоразумным человеком и являлся слугой истины и добродетели.


Анна Комнина. Картина. Худ. Соколовская

Нам известен и Великий Этериарх Константин Трипсих, верой и правдой служивший императору Андронику I Комнину в 1183-1185 гг.

Как и любая гвардия, Варанга являлась кузницей кадров - и не только для ромейской, но и для иностранных армий. Служить в ней почиталось за честь для представителей правящих домов Европы – и возвратившись домой, они занимали ответственные должности в военной и административной иерархиях своих государств. Самый яркий пример – будущий король Норвегии и соискатель английского престола Харальд Хардрада. Являясь в молодости офицером Варяжской гвардии, он воевал в Болгарии, Сицилии, Сирии и Месопотамии - участвуя как в полевых сражениях, так и в осадах крепостей и городов. Это была очень хорошая жизненная школа, закалившая его на всю жизнь.

Часто такие командиры возглавляли подразделения Варанги в 500 воинов (Хардрада командовал таким подразделением в 1040 г. в Солуни). Такие командиры среднего звена назывались спафарокандидатами. Термин Спафарокандидат происходит от spatharios и kandidatos - оба последних обозначали солдат дворцовой гвардии в IV - VI вв. Наиболее раннее упоминание чина Спафарокандидат - начало VIII в., а первые известные аттестации - начало IX в. Отличительный знак ранга спафарокандидата - maniakion (носимая на груди золотая цепь).

Лучшим гвардейцам и младшим командирам присваивался ранг Манглабита. Термин (от μαγγλάβιον, т. е. «дубина») появился в IX в. и обозначал лиц, которые несли ответственность за безопасность особы императора. Вооруженные дубинками (manglavion) и мечами, манглабиты двигались впереди императора во время церемоний, отвечали за функционирование и охрану ворот имперского дворца. Ранг Манглабита стал значимым в иерархии из-за близости его носителя к императору. Исчезает он в конце XI в. Отличительным знаком ранга был меч с золотой рукоятью.

Служу Империи Ромеев. Часть 1

Изображение римского офицера - центуриона Лонгина. Византийская мозаика Неа Мони острова Хиос, XI в. В реальности изображен варяжский офицер. Привлекает внимание эмблема на щите (об эмблематике Варанги – далее) и капюшон. Офицер облачен в красную тунику с проходящей внизу золотой вышивкой, плащ темно-синего цвета с золотой и красной отделкой, штаны темно-синего цвета украшены золотыми наконечниками стрел. Щит темно-синего цвета украшен по краям камнями, центральное поле щита окантовано белым жемчугом. Эмблема Варяжской гвардии (ворон) – наполовину синий - наполовину черный; находящиеся вокруг ворона 4 точки - предположительно заклепки для крепления ремня

Интересна сама система, в которой лучшие из боевых офицеров зачислялись в свиту монарха и дворцовую стражу (возможно отголоском можно считать систему свитских рангов Российской империи).

Существовала и должность Аколуфа. Аколуф - начальник лейб-гвардии, т. е. подразделения Варанги, непосредственно состоявшего при императоре. Вначале этот титул присваивался командующему наемным войском, и позднее – командиру русско-варяжского корпуса. Административно Аколуф был связан с другим высшим военным чином империи, командовавшим дворцовой стражей - Друнгарием виглы. Периодически Аколуфы получали командование над всеми иностранными силами на имперской службе, а иногда и над всеми византийскими войсками.


Аколуф

В дальнейшем, на дворцовом этапе истории Варяжской гвардии, Аколуф командовал варангами, тогда как Великий Этериарх руководил всеми иностранными частями на имперской службе. В труде Псевдо-Кодина [Византийский анонимный автор XIV в.] прямо сказано, что Аколуф отвечал за варангов и во главе них сопровождал василевса.

Аколуф - один из высших рангов офицера Византийской империи. Например, во время отсутствия императора именно Аколуф был хранителем ключей от ворот Константинополя.

Многие имперские Аколуфы отличились в ходе боевых действий на бесчисленных фронтах Византии. Например, в 1034 г. Аколуф командовал армией, подавившей восстание Адама Севастийского. Одним из наиболее известных Аколуфов был Михаил. Он упомянут в трудах И. Скилицы [Скилица Иоанн - в 1081 - 1118 гг. сановник Алексея Комнина, хронист. Центральная работа - «Обозрение истории»] и К. Кекавмена. Михаил отличился в византийско-печенежской войне 1050-53 гг. Император отправил Михаила, «гегемона всего войска», для противодействия набегам печенежских орд. Получив приказ не ввязываться в решительную битву, Михаил действовал успешно, громя печенегов по частям. Затем Михаил был послан в Ивирию – сражаться против турок, а потом командовал расквартированными в Ивирии и Халдии варягами и франками. Командуя варяжско-франкским контингентом, Михаил в 1054 г. на армянском ТВД одержал победу над армией султана турок-сельджуков Тогрул-бека. Заслуги Михаила были должным образом оценены государством - одновременно он удостоился еще нескольких высоких должностей: императорского патрикия и архонта (стратига) фемы Парастрион. Ранг патрикия означал зачисление в разряд высшей знати империи, а стратиг как наместник фемы и главнокомандующий фемной армией имел в своих руках всю полноту гражданской и военной власти. В имперской табели о рангах стратиг фемы относился к чинам первого класса.

Попасть на службу в Варяжскую гвардию было непросто. Но, как отмечали саги, скандинавское происхождение – это уже полдела. Кандидат в гвардейцы уплачивал вступительный взнос (варанги могли и помочь земляку), существовали и казенные кредиты. Известно, что бойцы Варанги заносились в специальные списки – кроме имени указывалось жалованье воина и применяемые к нему поощрительные меры.

Бойцы Варанги получали высокую оплату – в месяц 10 - 15 номисм (45 - 60 грамм золота), что в 1,5-2 раза превышало жалованье солдат иных элитных частей, и в 7-10 раз было больше жалованья армейцев. Кроме того, существовали разные надбавки и доля военной добычи. Например, после победы над Болгарией Василия II вся военная добыча была поделена на 3 части – и треть получила Варанга. Серьезным подспорьем для варангов были императорские дары (например, при коронации) и подарки (например, к Пасхе). Ежедневно солдаты получали пайки.

Заботилось государство о жилищных условиях гвардейцев. Так, императорской гвардии были отведены целые кварталы рядом с ипподромом - в комплексе Большого дворца. Один заключенный (в казармах имелась собственная тюрьма) жаловался на производимый варягами ночью шум и на дым, более неприятный, «чем в царстве Аида» [Guilland R. Études de topographie de Constantinople byzantine. Tome I. Berlin, 1969. S. 41] – который шел снизу, из казармы Нумера (другой гвардейской части). Когда василевс Лев VI посетил помещение варангов, он отметил разрисованные щитами комнаты гвардейцев [Liutprand. Antapodosis. 1930. T. 1. S. 12].

Боевую деятельность и жизнедеятельность Варанги обеспечивали значительное количество слуг и вьючных животных - причем слуги могли сопровождать солдат и в походах. В хозяйственном отношении части Тагматы находились на обеспечении фемы Оптиматов (фема империи в западной части Малой Азии).

В ходе боевых действий варанги имели преимущества при разграблении неприятельского города. Существовал и интересный обычай - после кончины императора варанги обладали правом войти во дворец и забрать то, что им понравится. Харальд Хардрада был богат не в последнюю очередь потому, что таким образом трижды посещал имперские сокровищницы. Если к сказанному добавить широкие перспективы для личного обогащения (захват трофеев и добычи от участия (по большей части удачного) в боевых действиях, знаки поощрения и внимания от императора и иных лиц), то понятны слова саги о том, что до Харальда в северной Европе еще не было видано, чтобы один человек владел столькими сокровищами.

Конечно, Харальд выдающийся образец, но последствия службы и рядовых варангов превосходили самые смелые их ожидания. Англо-варяги наделялись и земельными наделами. Такая мера правительства Алексея Комнина была особенно важна по отношению к изгнанникам, лишенным отечества и имущества - ведь отслужить в Гвардии и вернуться, как скандинавы и русы «домой» англосаксы не могли – и их родиной стала Византия.

Характеризуя моральный облик Варанги, необходимо отметить исключительную преданность гвардии правившему государю. Так, когда в марте 1081 г., Алексей Комнин, решивший захватить трон, с армией появился перед Константинополем, столица оборонялась лишь Варангой и отрядом наемников-немцев. И будущий император, зная что подкупить, убедить или вынудить варягов к сдаче невозможно, подкупил немцев - и последние открыли городские ворота.

Служу Империи Ромеев. Часть 2


Алексей I Комнин - император Византии (1081 - 1118), основатель династии Великих Комнинов, правившей империей свыше 100 лет. Возглавив ослабевшее государство, находившееся под ударом норманнов и сельджуков, смог ликвидировать внешнюю угрозу. Провел масштабные реформы, приведшие к Комниновскому возрождению империи, росту ее мощи. Реформатор армии и гвардии. Воспет в «Алексиаде» - историческом труде дочери Анны. Ветеран битвы при Диррахии. Мозаика в Храме Св. Софии

Варанги были верны Никифору III, даже когда император решил отречься от престола.



Анна Комнина отмечала, что русы верны императору, и охрана его особы - их семейная традиция и священная обязанность, бережно передающаяся из поколения в поколение. Царевна констатировала, что преданность русов государю нерушима – ведь в их природе нет даже намека на склонность к измене.


Никифор III Вотаниат (ок. 1002 – 10. 12. 1081) - император Византии в 1078 – 1081 гг. Илл. - Никифор III получает от Иоанна Златоуста Книгу Проповедей

Путешественники-арабы отмечали, что верность варангов своему повелителю настолько сильна, что они готовы вместе с ним умереть и даже позволить себе погибнуть от его руки. И. Зонара [Зонара Иоанн византийский историк XII в., монах-богослов и автор хроники «Сокращенная история». До пострига являлся командующим императорской гвардией (Великим друнгарием виллы) и Первым секретарем императорской канцелярии (Протасикритом)] вспоминал, что когда сын умирающего Алексея Иоанн Комнин прибыл во дворец, варанги, заняв оборону в караульной части, заявили, что пока жив император, они никого не пустят – даже наследника. Лишь после смерти монарха гвардейцы уступили.


Иоанн II Комнин (13. 09. 1087 - 08. 04. 1143) — император Византии в 1118—1143 гг. Продолжатель Комниновского возрождения империи. Иоанн и его сын Мануил - последние василевсы, проводившие активную завоевательную политику. Реализуя принципы стратегии отца, Иоанн активно воевал с сельджуками в Малой Азии, противостоял печенегам и контролировал ситуацию на Балканах. Мозаика в Св. Софии

Участвуя в мятеже против василевса Михаила V, закончившимся свержением и ослеплением последнего, Харальду Хардраде пришлось преодолевать противодействие своих бывших сослуживцев. Варанга осталась верна Михаилу - несмотря на непопулярность императора. В итоге численность гвардии после беспорядков в столице заметно сократилась: часть варангов была после переворота повешена новыми властями – как утверждает М. Пселл, присутствовавший при ослеплении Михаила и видевший повешенных.


Михаил V Калафат (1015 – 24. 08. 1042). Изобр. на монете. Император (1041 - 1042) из Македонской династии. Правил лишь 4 месяца и был свергнут в ходе народных волнений

Преданность варангов высоко ценилась василевсами – и особенно актуальным это качество было во времена дворцовых переворотов. Не зря про последнего из Комнинов говорили, что Андроник доверяет только своей собаке рядом с кроватью и варяжской страже за своей дверью.


Андроник I Комнин (1118 - 12. 09. 1185). Миниатюра изображает убийство Андроника. Он не только последний Комнин на византийском престоле, но и предок династии Великих Комнинов (правила в Трапезунде до 2-й половины XV в.)

Необходимо отметить и моральные качества варягов. Так, Кедрин упоминал о случае, когда варанг, встретив в уединенном месте женщину, решил ее изнасиловать. Выхватив его же меч, женщина убила варяга. Тогда сослуживцы убитого «воздали честь» этой женщине и отдали ей имущество насильника, бросив последнего без погребения. Византийские историки отмечают и то, что немецкие (в широком понимании) наемники от варягов отличались своей продажностью.


Участие варяжской гвардии в константинопольских событиях. Иллюстрации из труда Скилицы. На первой илл. женщина убивает варяга

Наконец, в подавляющем большинстве варанги были христианами. Константин Багрянородный отмечал «крещеных русов», во время дипломатического приема стоявших в карауле. Свою церковь (Св. Ильи) русы имели уже в 1-й половине X в.

Первый варяжский храм специальной постройки существовал с начала XI в., но в 1052 г. он был закрыт. Второй скандинавский храм в честь Божьей Матери и святого Олафа был построен во исполнение обета, который был дан императором варангам во время сражения при Эски-Загра. Храм, известный как Панагия Варангиотисса (Богородица варяжская) находился у западного фасада Храма Святой Софии и фактически являлся «полковой» церковью варангов. Над алтарем храма якобы был прикреплен меч святого Олафа.


Олаф II Святой Харальдсон (995 - 1030) - король Норвегии (1015 - 1028 гг.), один из наиболее почитаемых в Скандинавии христианских святых (почитался и на Руси) и единоутробный брат Харальда Хардрады. Фреска в шведской церкви

Культ Олафа, покровителя воинов, путешественников и купцов был очень популярен на севере Европы (в XI-XII вв. храм святого Олафа существовал и в Новгороде). Причем Олаф являлся покровителем варягов и персонально своего брата Харальда Хардрады. Вначале в Константинополе появилась часовня святого Олафа, потом церковь, а затем был привезен меч. По легенде император построил (или участвовал в строительстве) церковь и выкупил меч за тройную цену (либо поменял на 3 меча), передав его церкви святого Олафа. Скорее всего наиболее вероятным источником появления культа Олафа как патрона варяжских воинов Византии был Хардрада, который, как отмечают саги, пользовался особым покровительством святого.

Английский контингент Варанги посещал также специально выстроенную константинопольскую базилику святых Николая и Августина Кентерберийского.

Традицией стало посещение Иерусалима и святых мест. Анна Комнина вспоминает имя одного из таких паломников – Петр (прозвище – Кукупетр).

Отмечая христианские праздники (Рождество, Пасху и др.) варанги один из них - день Богоявления – возвели в ранг полкового праздника - с 1122 г., дня победы при Эски-Загра.

Христианская символика имелась на вооружении и предметах снаряжения воинов Варанги. На местах боев Варяжской гвардии археологами в большом количестве найдены нательные крестики.




кресты и талисманы варангов


Браслеты, ожерелья и кулоны - результат службы варангов и внешний показатель высокого социального статуса

В империи внедрялся и культивировался образ «христианина-варяга». А служба империи приучала варягов соблюдать христианские традиции и обряды. Пение Трисвятого звучало в военных лагерях утром и вечером, перед сражением солдаты исповедовались, а ковчег и крест несли от Константинополя. Ветераны Варяжской гвардии, познавшие суть христианской веры и византийский образ жизни, становились проводниками христианства в северной Европе. Т. о. реализовывалась цивилизаторская миссия Византии.

Византийские гвардейцы активно занимались спортом: борьбой, игрой в мяч, настольными и др. играми. Имели место и коллективные состязания. Например, Харальд и его воины даже во время Итальянского похода играли в мяч - причем, демонстрируя презрение к защитникам осажденного города, устроили турнир прямо под городскими стенами. Король Сигурд был фанатом ипподрома – источник с удивлением отмечает, что однажды он предпочел осмотр императорской сокровищницы играм на ипподроме. Но такие осмотры, как правило, сопровождались богатыми дарами, и измена Сигурда любимому зрелищу вполне объяснима.

Развлекаясь, варяги участвовали в таких мероприятиях как демонстрация греческого огня, пантомима, пение и музыка. Императорская чета принимали активное участие в таких мероприятиях, зачастую покровительствуя состязающимся командам.

Отдыхая, варанги посещали общественные бани (приобщаясь к излюбленному занятию византийцев, и, соответственно, к ромейскому образу жизни), осматривали константинопольские достопримечательности (храмы, дворцовые комплексы), посещали городские таверны. Так, возвращавшийся из крестового Сигурд подарил 60 кораблей императору – и, по крайней мере часть из них была переоборудована в рестораны на воде. Ресторан размещался в задней части корабля - и приходивший отдыхать варяг с одной стороны, вспоминал специфику теперь уже далекой родины, а с другой стороны окунался в роскошную атмосферу развлекательного заведения Константинополя - тогдашней «столицы мира».

Один варанг вырезал надписи на балюстраде Святой Софии, второй – на плече каменного льва в Пирее, а третий - во дворце Буколеон. Вероятно, некоторые воины занимались предпринимательством – византийское законодательство не накладывало жестких ограничений на военнослужащих в данной сфере. Свидетельства того времени позволяют узнать о том, что варанги занимались охотой и рыбалкой – лесов в то время рядом с Константинополем было предостаточно, а о рыбе, которая в изобилии ловилась даже в бухтах столицы, прекрасно знали в Европе.


пирейский лев с рунической надписью на плече

А христианство причудливо уживалось с пережитками древнескандинавских обычаев. Как-то в Константинополь для службы в Варанге приехал из Норвегии некто Онгул. Дома он убил человека, и сын погибшего, Дромунд, поехал за убийцей. Убийца и сын жертвы прибыли в Константинополь почти одновременно и были приняты в Варангу. Гвардия готовилась выступить в поход – ему предшествовал осмотр снаряжения и оружия. Онгул предъявил к осмотру меч, и ему был задан вопрос: почему такой прекрасный меч имеет зазубрину. Убийца стал хвастаться, что убил храброго человека - рассек череп этим мечом, отчего и зазубрина. Стоявший рядом Дромунд вслед за другими воинами взял этот меч, как будто полюбоваться – и рассек голову Онгула. Дромунд был схвачен – он не только убил, но и в стенах императорского дворца применил оружие. В ожидании казни или выкупа Дромунд сидел в тюрьме. Проходившая рядом с ней знатная дама, услышав разговор узников, выкупила Дромунда, и втайне от мужа спрятала дома. А варяги в это время ходатайствовали о помиловании - ведь сын должен мстить за отца. Дромунд был помилован, отличился в сражениях и стал другом Харальда Хардрады. Домой он вернулся после 2-х летней византийской службы – и на родине бывший гвардеец стал придворным короля Магнуса Доброго. А христианин Харальд Хардрада кроме официальной русской жены (Елизавета Ярославна) имел и наложницу-скандинавку (Тора).

Доблесть, мужество и стойкость варангов помогли выиграть многие важнейшие кампании и сражения (об этом далее). Византийская военная традиция диктовала следующий порядок действий войск после победоносного сражения: благодарственный молебен, похороны погибших, смотр. Во время смотра отличившиеся в бою солдаты награждались (ценностями, доспехами, оружием, дополнительной долей трофеев, знаками отличия; командиры получали повышение) и благодарились перед строем. Воины, нарушившие воинский долг наказывались (поролись), а преступники казнились - также перед строем.

Необходимо отметить такое важное обстоятельство, что если европейская средневековая армия выдерживала уровень общих потерь (убитыми, ранеными, пленными) в 15 - 20% от численности, то византийские войска могли выдержать более серьезный порог потерь. А Варанга – элита византийской армии, выдерживала потери, составлявшие до 70 - 80% ее состава (сражения у Монтемаджоре 1041 г. и Диррахия 1081 г.). Причем после таких страшных потерь боеспособность достаточно быстро восстанавливалась.

Государи ценили Варангу за верность, высокие боевые качества и быстрое выполнение поставленных задач. Византийские обыватели уважали и боялись варангов, а у аристократии они часто вызывали неприязнь (в византийской литературе первоначально именовались «благородные варвары»). Изолированность Варяжской гвардии от придворных и региональных интриг, религиозных и политических партий, аристократических группировок и местного населения делала ее бесценным орудием в руках самодержца. А в XI - XII вв. репутация Варанги была и важным элементом имперской идеологии – в частности, летописцы сообщали возвышенные легенды о Варяжской гвардии - олицетворении славы Второго Рима и его государя. В свою очередь, Византия – образец государства для скандинавских летописцев. Она символизировала Асгард. И недаром период службы Харальда в Варяжской гвардии стал важным элементом его будущей королевской мифологии, сделавшей Хардраду едва ли не воспреемником славы римских кесарей. Русские былины также ставили образ Византии очень высоко.

Т. о., дисциплина и нахождение гвардейцев-северян в относительно культурной среде Константинополя способствовали облагораживанию и становлению правящих элит государств северной Европы. И, что немаловажно, агрессия полуварварских и варварских в тот период народов выплескивались в важнейших целях - Варанга в руках императоров стала щитом, заслонившим Европу от экспансии полукочевых и кочевых и хищников – турок-сельджуков, печенегов и им подобных. Нельзя сбрасывать со счетов и такую мотивацию как служба оплоту христианства - православия. Очевиден и социально значимый аспект - государство достойно заботилось о тех, кто верой и правдой ему служил.

Страдали варанги и заметными недостатками. Самым видным из них было пьянство. В XII в. жители столицы даже окрестили варягов «императорскими винными бочонками». Об этом грехе варангов ходила масса анекдотов. Посетивший Константинополь в 1103 г. Эрик Датский даже обратился к варяжским гвардейцам с призывам «вести трезвый образ жизни, не давая волю пьянству». Большинство преступлений варангов совершалось в нетрезвом виде – как например мятеж 1079 г. против Никифора Вотаниата. В пьяном угаре варанги пытались с помощью оружия вломиться к императору, ранив при этом его секретаря – но были отброшены подоспевшими гвардейцами-византийцами. Показательно, что доблестно защищавшийся монарх помиловал раскаявшихся варягов, сослав в отдаленные гарнизоны лишь зачинщиков.

Другим известным пороком варангов была вспыльчивость. Иерусалимская хроника приводит следующий показательный эпизод. В 1032 г. во время победного восточного похода Георгия Маниака после взятия Эдессы возникла необходимость в дипломатических переговорах. Г. Маниак отправил к противнику (с поручением согласовать место и время переговоров) солдата Варяжской гвардии. Сложно сказать, что послужило этому причиной, но варанг во время переговоров вышел из равновесия и ударил эмира Харрана топором. Хроника подчеркивает, что этот человек был русским. Варяги иногда участвовали и в кровавых ссорах - как друг с другом, так и, например, между 4-мя цирковыми партиями Константинополя.

Наконец, еще один недостаток проистекал из стремления варангов к красивой жизни – к тому, чего северяне были лишены на родине. Ставки в гонках на ипподроме, греческие красавицы, игры в карты требовали дополнительных средств. И пороком стала страсть к золоту, тяга к роскоши. Так, Харальд в 1042 г. обвинялся в присвоении государственных средств. Самым, пожалуй, темным пятном, запятнавшим безукоризненную доселе честь части, стал 1204 год. Во время штурма крестоносцами Константинополя варанги начали требовать от императора денежных выплат – в момент, когда это граничило с явным предательством.

Но безгрешных людей не существует и, как отмечалось в старом фильме, у каждого свои недостатки.

Картина дня

наверх