На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Падение Киева. Как Юрий Долгорукий изменил судьбу Руси. Загадка жизни и смерти Юрия Долгорукого (2 статьи)

Падение Киева. Как Юрий Долгорукий изменил судьбу Руси

Встревая в мелкий спор о первенстве власти, основатель Москвы переформатировал всю историю нашей страны. Главные вопросы русской жизни с тех пор решались между Окой и Волгой, а не на Днепре.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве.
Памятник Юрию Долгорукому в Москве. © / www.globallookpress.com24 марта 1155 г. между двумя людьми состоялся эмоциональный обмен сообщениями в стиле нынешних СМС. «Мне отчина Киев, а не тебе!» — гласило первое. Ответ был униженным: «Не створи мне пакости, твой Киев». Итогом этой переписки стал захват Киевского престола князем Юрием Долгоруким.

Это было исполнение заветной мечты беспокойного князя. Венец его политических и военных предприятий. Главное дело жизни. Абсолютное торжество.

Север или Юг?

Которое в исторической перспективе внезапно оказалось пустяком. Незначительным эпизодом. Строчкой в летописях, которая интересна разве что самым дотошным любителям истории.

Точно такой же была и ещё одна летописная строчка, от 4 апреля 1147 г. «Приди, брате, ко мне в Москов». В общем, тоже пустяк. Ничего не значащая крепостца. Собственно, и упоминалась Москва как пункт встречи двух князей, которые в этой лесной глуши Севера вынашивали планы похода на Юг.

Север и Юг — постоянное, вечное противостояние. Кто одолеет? За кем пойдут? За кем останется в грядущих веках даже само имя «Русь», «Россия»?

Юрий Долгорукий твёрдо знал, за кем. Для него, да и для многих окружающих, ответ был очевиден. Конечно, Юг. Конечно, Киев, мать городов русских. Князь стремился туда всю жизнь, дважды захватывал город и власть, и дважды был вынужден с ними расстаться. И вот, наконец, прочно сел на вожделенном престоле.

Завоёвывая Киев, он был дерзок и упрям. Обосновавшись и утвердившись там, явил, как пишут, «милость, разум и миролюбие» к своим бывшим соперникам. К врагу внешнему — напротив. С половцами, что по-прежнему угрожали киевским рубежам, обошёлся изощрённейшим образом. Один раз разбил, другой раз купил, в третий — обошёлся демонстрацией силы. Иными словами, сберегал Русь и свой престол как самый рачительный хозяин.

Ближайшее время показало, что труды князя были напрасными. По большому счёту, он был последним Великим князем, который управлял более или менее единой Золотой Русью со столицей в «славном Киеве». Её целостность трещала по швам, и только могучая воля северного завоевателя продлила существование этой легенды ещё на несколько лет. Когда князь умер, а это случилось в 1157 году, все его старания пошли прахом.

Та же судьба ожидала и память о самом Юрии Долгоруком. Но вышла забавная коллизия.

Великий Князь Юрий Владимирович Долгорукий. Рисунок Василия Верещагина.

Великий Князь Юрий Владимирович Долгорукий. Рисунок Василия Верещагина. Источник: Public Domain

Временное и постоянное

Север он воспринимал как временное пристанище. Своего рода опорную базу для последующего триумфального броска на Юг. И база эта была явно недостаточной. Ростов Великий, Суздаль, Муром, Владимир на Клязьме — города древние и богатые. Но с блеском и великолепием Киева или Чернигова они в то время не могли тягаться и все вместе, и уж тем более по отдельности.

Базу необходимо было создавать. В такой нежеланной и ненужной, в общем-то, земле. Но приходилось. Хотя бы и через «не могу». Иначе не видать Киева.

В данном случае спорное утверждение «цель оправдывает средства» как нельзя более кстати. С одним уточнением. Цель оказалась ложной. А вот средства обеспечили Долгорукому видное и славное место в отечественной истории.

Он строил. Строил так много и такими темпами, что ему нет равных не то что среди современников, но и среди далёких потомков. В принципе, хватило бы и одной Москвы. Но есть ещё Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Кснятин — это те города, бесспорным основателем которых является Юрий Долгорукий. Чуть больше сомнений вызывает его участие в основании Костромы, Галича, Звенигорода, Городца, Гороховца, Твери.

Памятник Долгорукому в Костроме.

Памятник Долгорукому в Костроме. Фото: www.globallookpress.com

С Москвой за пазухой

Строить — полдела. Эту базу нужно ещё было как-то заселять. Юрий Долгорукий и здесь проявил себя блестяще. Раздача ссуд и льгот, освобождение от зависимости и ещё целый ряд преференций обеспечили то, о чём сказал летописец: «И пределы его многими тысячами людей наполнились».

Откуда они шли? Да с того же Юга. Буквально через пару лет после смерти Юрия черниговский князь жаловался на то, что не может набрать в своей земле достойного войска: «Взял я город Чернигов с семью другими городами, а и то пусто — живут в них псари, да половцы».

Очень быстро вышло так, что та самая «опорная база» стала вполне самодостаточной территорией. Со своими традициями, святынями, военной силой, высокой культурой и претензиями. Наступала эпоха Руси Владимирской с маленькой Москвой за пазухой.

Киевский престол уже не был нужен русским князьям. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский взял «мать городов русских» шутя. И не остался там. Ограбил до чёрного волоса и ушёл к себе. Примерно так с Киевом станут поступать самые разные люди на протяжении ближайших пяти столетий.

http://www.aif.ru/society/history/padenie_kieva_kak_yuriy_do...

Загадка жизни и смерти Юрия Долгорукого

Памяти судебно-медицинского эксперта, профессора Александра Маслова, принимавшего участие в расследовании смерти

В Москве на площади перед мэрией стоит конный монумент. Могучий воин простер длань над городом. Это память тому, кто основал Москву, – Юрию Долгорукому.

Объединитель земель

Дотошный историк скажет, что Юрий Долгорукий Москву не основывал, – город, и тем более поселение, существовал задолго до него. Просто в летописях Москва впервые упоминается именно при нем в 1147 г., а в 1156 г. он ее укрепил, превратив в хорошо защищенный торговый центр.

В жизни этого человека – объединителя многих русских земель, сына Владимира Мономаха и дочери английского короля Гарольда II Гиты – много неясного и загадочного. Оно неудивительно: в XII веке на Руси еще не была развита традиция подробных хроникальных записей. И, как следствие, история заменяется рассказами о ней – мифами, преданиями.

Официальная версия утверждает, что свое прозвище – Долгорукий – князь получил за постоянные территориальные посягательства, когда в начале 1130-х гг. боролся за города Южный Переславль и Киев. Юрий многократно нападал на Киев, трижды им овладевал, но усидеть на престоле ему удалось в общей сложности не более трех лет. Его не только не приняло киевское духовенство, но и простые киевляне невзлюбили из-за корысти и жестокости.

Для одних Долгорукий – герой, объединитель земель. И действительно: при нем по всей Руси возводятся храмы, в том числе знаменитые церкви на Нерли, во Владимире, Суздале, он развивал новые города – Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Дмитров.

Однако немало было и тех, кто испытывал к князю устойчивую антипатию. Возможно, он не выдерживал сравнения со своим славным отцом Владимиром Мономахом. Став главой старшей линии Мономашичей, Юрий, вместо того чтобы продолжить блестящую внешнюю политику отца, вступил в смертельную борьбу с волынскими князьями за киевский престол. Здесь было все: и предательства, и убийства, и заговоры, и недолгие союзы. В результате Долгорукий ополчил против себя многих, в том числе и своих племянников.

Историк Н.М. Карамзин передает предание, будто народ так сильно ненавидел князя, что даже не пожелал, чтобы Ю. Долгорукий был погребен рядом со своим славным отцом. Юрия похоронили вне города – в Берестовской церкви Спаса. А после разграбили и его дворец, и княжеский дом за Днепром.

Через девятьсот тридцать лет

Отчего умер Юрий Долгорукий? Известно, что в последние дни своей жизни он готовился к сражению против союза князей, решивших пойти штурмом на Киев. Все ждали жестокой многодневной сечи и вдруг… Карамзин передает рассказ: 10 мая 1157 г. князь принялся пировать в гостях у своего боярина Осмянника Петрилы и той же ночью занемог, а через пять дней скончался.

Заговорили, что его отравили бояре. Постоянные заговоры князей друг против друга, борьба за киевский престол, казалось бы, давали несомненный повод к насильственному устранению Юрия. Никаких прямых подтверждений этому история не сохранила, но многим его смерть показалась внезапной – прямо накануне важнейшего сражения за Киев.

В конце 80-х годов ХХ века на Украине, возле церкви Спаса на Берестове, в саркофаге, предназначенном явно для влиятельного лица, были обнаружены кости скелета. Сразу предположили, что останки могут принадлежать Юрию Долгорукому, ведь все древние хроники указывают на то, что именно здесь должен быть погребен князь. По просьбе директора Института археологии Академии наук Украины было проведено судебно-медицинское исследование костных останков. Официальное заключение заставило по-иному взглянуть и на облик Юрия Долгорукого, и на характер его смерти.

В заключении сказано: «На исследование представлены костные останки мужчины низкого роста (около 157 см), хрупкого телосложения, со слабо развитой мускулатурой, умершего в пожилом (60–70 лет) возрасте». Итак, реальный Юрий совсем не похож на того воина-богатыря, что стоит перед московской мэрией. Был он невысок, жилист и сухощав.

И умер Юрий Долгорукий в возрасте преклонном, было ему 60–70 лет: по тем временам мог считаться долгожителем. До находки останков время рождения князя не было известно, летописи зафиксировали лишь дату его смерти – 1157 г. Теперь же выяснилось: князь дожил до глубокой старости и смерть его вряд ли могла быть неожиданной.

Очевидно, что в последние годы он сильно болел и страдал. Из судебно-медицинского заключения: «При жизни человек, кости которого исследованы, страдал резко выраженным остеохондрозом шейного и поясничного отделов позвоночника, сопровождавшимся болевым синдромом». Скорее всего, к этому возрасту Юрий уже с трудом передвигался – любое резкое движение причиняло боль. Ходил согнувшись, возможно прихрамывал, голову наверняка поворачивал лишь вместе с туловищем – по-другому уже не мог. Большую часть времени он проводил либо сидя, либо лежа. Спал он, вероятно, тревожно, часто просыпался от острых болей. Если ему приходилось подниматься на коня, делал это с большим трудом и лишь при помощи слуг. Естественно, никакого личного участия в сражениях принимать он уже не мог.

Вероятно, у него были и другие недуги. Часто остеохондроз сопровождается заболеваниями сердца, сбоями в деятельности ряда внутренних органов. Возможно также нарушение легочной деятельности. В любом случае, при таком состоянии межпозвоночных дисков и хрящевой ткани человека сопровождает целый «букет» патологий. Кстати, не исключено, что именно дикими болями, невозможностью нормально отдохнуть и восстановиться объясняются те вспышки гнева, раздражительности и жестокости Долгорукого, о которых рассказывают летописи.

Был ли яд?

Однако факт недуга отнюдь не означает, что князя Юрия не могли отравить. Установить отравление почти через тысячу лет – крайне сложно, и все же кое-что выяснить удалось. Чем тогда могли отравить? Прежде всего, ядами неорганического и минерального происхождения – например, мышьяком, свинцом. Могли и ядами органического, растительного происхождения, выделенными, скажем, из трав, ядовитых ягод и т. д. Все это могли влить в любой напиток, дать в виде лекарства для облегчения болей. Увы, спустя тысячу лет присутствие ядов органического происхождения установить невозможно. А вот следы мышьяка, ртути, других подобных веществ вполне возможно найти в костной ткани или, например, в волосах. Читаем заключение: «При спектральном исследовании костей признаков отравления неорганическими ядами (соединениями мышьяка, свинца, цинка, серебра, меди и пр.) не выявлено».

Князя Долгорукого не отравили столь популярными в ту пору ядами неорганического происхождения. А другими? Не исключено, но это уже из области предположений. Можно лишь сказать, что Юрий Долгорукий дожил до старости и был к этому времени тяжело болен. Болел он, как известно из летописей, пять дней, после чего и скончался – от ядов обычно умирают быстрее, хотя возможен и такой исход. Мы не знаем, как протекали эти последние пять дней, как развивалась болезнь. Но похоже, что здесь свое дело сделал самый страшный враг человека – естественное старение организма. И скончался князь от множественных дисфункций организма.

А что если..?

Правда, есть и другая загадка: а что если останки человека, найденные в церкви Спаса на Берестове, не принадлежат Юрию Долгорукому?

http://www.aif.ru/society/history/15290?utm_source=aifrelate...

Картина дня

наверх