На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Самые дорогие шлемы. Часть тринадцатая. (1,2)

Самые дорогие шлемы. Часть тринадцатая. О шлемах из бумаги, творчестве юных и социально ориентированном бизнесе

Некоторое время тому назад один из активных посетителей "ВО" (Антон, строитель по специальности) заинтересовался одной специфической темой, а именно участием современного российского бизнеса в развитии и воспитании детей. Вопрос о том, как этим занимается наша школа, на сайте возникает постоянно и чаще всего в негативном ключе. Мол, школа должна, но не делает. И вот так уж получилось – удивительно даже, что именно я, как оказалось, был связан с этой темой практически всю жизнь. И долго вынашивал идею, как лучше об этом написать так, чтобы и Антону ответить, и дать исчерпывающую информацию читателям ВО. А тут так получилось, что «все звезды сошлись» и получился материал, скажем так, «комплексного содержания». То есть он и о творчестве, и о социально ориентированном частном бизнесе, и о… шлемах!


Поскольку речь в материале пойдет и о шлемах, пусть и не в первую очередь, без них, вернее их фотографий никак не обойтись. И вот одна из них. На ней дети из «рыцарской смены» пензенской строительной компании «Ростум» после занятия по истории рыцарского вооружения и практической работы по изготовлению шлемов вендельского периода. Они же 4-5 класс всего лишь, и начинать надо с самого простого!

Начну… с личного жизненного опыта, который, по моему глубокому убеждению, является основой всего. В детстве посмотрел кинофильм «Подвиги Геракла» (1958 год) и мне очень понравились показанные там шлемы и щиты. Но дети тогда в советских семьях были поставлены в такие условия, что лучше было не спрашивать взрослых помочь тебе с изготовлением таких «игрушек». И пришлось мне делать все самому, а сделанные шлем и доспехи красить черной тушью (моя любимая краска в то время!) и красной акварелью. Над шлемом я долго думал и придумал… типичный вендельский шлем! Только я не знал, что он вендельский. В тех книгах, что были дома по истории средних веков, этого не было, а про интернет никто даже и не мечтал.

Самые дорогие шлемы. Часть тринадцатая. О шлемах из бумаги, творчестве юных и социально ориентированном бизнесе

Ну, а это фотография обложки американского журнала как нельзя лучше иллюстрирует сразу две темы. Во-первых, правильное оформление издания с точки зрения его рекламы. Красный цвет всегда бросается в глаза и привлекает внимание покупателя! Во-вторых, на ней изображен электротанк с генератором Ван де Граафа, долженствующий сжигать противника искусственными молниями, направляемыми струей воды. Движитель – шнековый и почему, и зачем так неведомо. Но… как стимулятор творчества работает отлично!

Потом по прошествии многих лет, закончив Пензенский педагогическим институт им. В.Г. Белинского по специальности история и английский язык, оказался я в Покрово-Березовской сельской школе, где должен был с 1977 по 1980 год отрабатывать свой «бесплатный» советский диплом целых три года. И пришлось мне там вести кроме истории и английского еще и географию, и труд (!), а еще… кружок технического творчества. К моим услугам была комната с верстаками, рубанки, фуганок, пила, молотки и… ВСЕ! Творите, товарищ, «исходя из местных условий»! А на дворе вторая половина ХХ века, советские космические корабли бороздят просторы Вселенной, а дети, пардон, ходят в уличный сортир, в котором зимой замерзшие фекалии торчат айсбергами из дырок, и вот с помощью вышеназванных инструментов приобщаются к активной творческой деятельности!


Эта обложка ближе к истине. Действительно, в 1929 году такие приспособления появились в США и на полицейских авто, и на мотоциклах. Но… лишь в порядке эксперимента!

И тем не менее, чего я там только не делал… Модели метательных машин и тарана для собственного кабинета истории. Рыцарский замок – туда же. Модель ракетного катера. Вездеходы-виброходы из подручных материалов – зубных щеток и мыльниц. Африканские маски из Бенина. Индейские маски с уборами из перьев индюшек и уток. Панно из утиных перьев. Мальчик по фамилии Морковненков пожелал сделать подарок для брата: «рука, сжимающая бутылку без дна!» (пепельница) – сделали, причем для того, чтобы получить форму для отливки руки из гипса, он облил себе руку растопленным парафином! К счастью, дома, а не в школе.


В 1929 году танк Уолтера Криста развил 119 км/час на испытаниях на шоссе! А уже в 1932 году совершенно секретный проект «летающего Кристи» появился на обложке журнала! Почему?

За что себя хвалю, так это не только за выдержку – по молодости она имманентно принадлежит молодым, а за то, что каждое занятие записывал – что, как, за сколько минут. Так что когда моя ссылка закончилась, и я вернулся в родной город, первое, что я сделал – так это отправился на местное ТВ и предложил вести там передачи для детей! «А вы когда-нибудь работали на ТВ?» – поинтересовались у меня. «Нет, – говорю, – но зато я три года проработал в сельской школе, где одна девочка зарубила топором своего отчима, нанеся ему 15 ударов в голову! Так что после этого ТВ для меня проблемы не представляет». «Ну, ладно, дадим вам попробовать и если справитесь – возьмем!» Дали попробовать, провел я одну 30 минутную передачу, сделал ровно за 25 минут виброход из мыльницы, и он поехал! После этого я так и остался, а вернее «прижился» на пензенском ТВ с 1980 по 1991 год, где практически ежемесячно проводил передачи циклов «Давайте делать игрушки», «Студия ЮТ», «Звезды зовут» и «Ребятам – изобретятам!». С 1985 по 1989 год вел такие же передачи «Мастерская школьной страны» в городе Куйбышеве. Не будет преувеличением утверждать, что на них выросло целое поколение пензенцев, так что еще и теперь люди тех лет узнают прямо на улице.


Как видите, идея электрической пушки была в тренде журнала «Популярная механика» и в 30-ые годы ХХ века!

Каждый сценарий потом превращался в очередную статью в журналах «Школа и производство», «Семья и школа», «Клуб и художественная самодеятельность», «Моделист-конструктор», «Юных техник», а затем и становился главой в одной из трех книг. Все это я к тому, что технология работы была у меня отработана на все 100%, и ошибки в работе с детьми попросту исключались!


Еще один мертворожденный проект на развитие фантазии: скоростной истребитель субмарин, действующий вблизи побережья!

Проверял же эффективность этих разработок я на практике, то есть на детях. Во-первых, с 1980 по 1982 год на ОблСЮТ, где делал все то же самое, что и в ТВ-передачах. Потом в школе, куда пошла учиться моя дочь. Потом в школе, куда пошла учиться дочь моего хорошего приятеля – ну, попросил он «поднять дочке в классе авторитета». Потом, в 1998 году, когда в «универе» по три месяца не платили зарплату, опять в школе, где раньше училась дочь и в которой я сам когда-то учился. Опять-таки пошел вести там кружок за «живые деньги». И вот что интересно: во всех этих элитных школах (одна «спецшкола» с изучением английского языка со второго класса, вторая гимназия) дети делали все то, что я им давал именно так, как это и планировалось и ровно за то самое время, которое отводилось на ту или иную самоделку. Обычно это был урок. Урок – и готовы плоты жангада («мой ветерок, моя любовь и плот, мой старый плот, доверься мне!» («Генералы песчаных карьеров»); урок – и можно устраивать гонки виброходов из мыльниц; два урока и готов рыцарский замок, ну и так далее. Причем 80% детей справлялись с работой на хорошо и отлично, а 20% на удовлетворительно. И я думал – а люди обычно думают о других людях лучше, чем следует! – что это нормальный уровень детского творчества. Что так и должно быть… Потом узнал, что, да, действительно, уровень творческой активности у детей и впрямь запредельный… до 12 лет. А потом они начитают думать о том, как бы им размножаться, в голову им ударяет то, что ударяет, и с творчеством становится плохо. Его уровень затем восстанавливается лишь у 20%.


Реально такая машина никогда не существовала!

Откуда я это узнал? А было так, что еще когда я учился в аспирантуре, у меня вышла первая книга для детей «Из всего, что под руками» (Белоруссия, «Полымя», 1987) и одновременно познакомился с книгой Бориса Павловича Никитина – известного в то время педагога из Подмосковья, как раз и занимавшегося развитием детского творчества. В советской аспирантуре что было хорошо? Пишешь заявление: «Прошу командировать… для работы в архиве …» И тебя посылают куда надо и все оплачивают. Вот и я также сделал и поехал в Москву, но, первым делом, отметив командировку, направился к Никитину. Встреча была очень интересной. Он рассказал, что только что вернулся из Японии, где его очень хорошо принимали и где его книгу будут издавать. Посетовал, что там дети в 4-ом классе знают 27 оттенков зеленого и делают хризантемы из бумаги. А потом предложил мне разработанный им тест на уровень творческого развития. Что-то там надо было складывать по образцу из цветных квадратов, ромбиков, треугольников, причем на время. Не просто это было, но в итоге я у него заработал 98%. Что меня, понятно, сильно обрадовало. А Никитин мне рассказал, что вот уже несколько последних лет безуспешно пытается внедрить этот тест в школах Москвы. И сделать его одним из показателей работы учителя!!!


И такая подводная лодка в Италии тоже!

В идеале это должно было выглядеть так: дети 1 сентября приходят в школу и сдают этот тест. Результаты записываются и поступают в роно, гороно и облоно. Потом они его сдают 31 мая и результаты сравниваются. Если есть рост, значит ребенок хорошо учится, активно познает мир, развивает свои творческие способности, а учитель… учитель работает хорошо! Если показатели не растут, то это повод задуматься и направить учителя на повышение квалификации. А вот если они падают, то учитель явно не учитель и ему следует искать место по другой специальности! Или же напротив – сразу будет видно на фоне общих показателей, что тот или иной ребенок просто тупой от рождения и надо его в школу для УО отправлять. Понятно, что при всем авторитете Бориса Павловича ему в этом отказали. Объяснив так: нам тогда две трети учителей надо будет уволить. А где мы им найдем замену? А если заменить их оставшимися, то это ж сколько им платить придется?! И работать им придется много, в две смены. И качество их работы упадет. Школ для УО сразу потребуется больше. Их учителям надо будет больше платить! А капиталисты на Западе (ух, они эти капиталисты!!!) сразу скажут, что же это у вас так много посредственностей в обществе? Уж не от того ли, что гегемоны ваши бухают по-черному? А этого никак нельзя допустить, потому что мы строим общество… ну и так далее. В общем – «низзя»! На этом я от него и уехал. Но, в общем, расстроился не очень уж и сильно, потому что имел данные, основанные на собственном многолетнем опыте, что не все так уж и плохо. Да, в деревне у меня как раз «таких» деток было с избытком, но это же как там-то пили, да и много детей там были от кросскузенных браков, так что их легкому дебилизму я тогда совсем не удивлялся.

А вот тут на обложке показан вполне тривиальный рабочий момент. Вроде бы ничего необычного. Но творческий момент здесь тоже присутствует. Хотя и несколько скрыто. Ведь речь идет о том, как в США в то время строили небоскребы!

Потом темой детского технического творчества я на весьма продолжительное время заниматься перестал. А потом в школу, уже не элитную (времена изменились и учиться в ней стало бессмысленно), а самую обычную, во дворе моего дома, в 2010 году пошла уже моя внучка. И… вместе с ней в эту же школу вести кружок по развитию творчества пошли уже мы вдвоем – моя дочь и я. Ну, что поделать, если учитель начальных классов (кстати, очень хороший во всем другом, выбирали именно такого по отзывам в Интернете), ну, просто не умела того, чего умели мы… И вот тут-то все и началось…

Самые дорогие шлемы. Часть тринадцатая. О шлемах из бумаги и творчестве юных (ч. 2)

В обычной российской школе для обычных стандартных детей все с самого начала пошло не так, как было раньше в спецшколе и в гимназии. Если там 80% детей в классе делали все «как надо» на 4 и 5, а 20% испытывали трудности, то здесь не могли ничего сделать 80% детей, и только лишь у 20% что-то получалось. Причем безотносительно к теме. Я вел у них более технически ориентированные занятия, дочь – «более» художественные, и результат все равно был примерно один. То, что делали дети в прошлом в первом классе, теперь, в 2010 году, дети смогли повторить только во втором классе, то есть с задержкой на год!


Дети на занятии примеряют «вендельский шлем». Что, круто? А то!

Они не умели вырезать, провести по линейке прямую линию, пользоваться клеем. Произвольно концентрировать внимание они тоже не могли. Что такое «лист бумаги вдоль» и что такое «лист бумаги поперек» для них было непонятно. «Смотрите сюда!» Смотрят. «Повторите!» И они тут же делают наоборот, то есть видят, как я сворачиваю лист вдоль, а они крутят его поперек!! Достучаться словами до пенопласта их головного мозга было очень трудно. Вот бы где пригодилась линейка бывшей царской гимназии. Явно это был хороший инструмент для просвещения мозгов детей тех родителей, что не занимались со своими детьми, да ведь… ушел поезд! Нельзя!


Говорю детям: «Клей ПВА из тюбика выдавливать осторожно! Понемногу!» И тут же мальчик прямо на глазах у меня и его учительницы зажимает тюбик в горсть и выдавливает из него весь клей прямо на стол, а потом начинает размазывать пальцем. Первое желание – дать по мозгам так, чтобы в ушах зазвенело! Но… я лучезарно улыбаюсь, глажу его по головке и говорю: «Шалун!» В чувство его приводит учительница… В голове две мысли. Первая: «На что не пойдешь ради благополучия внучки!» И вторая: «Тут не то что молоко за вредность давать надо, а коньяк «Хеннеси»!»

Самые дорогие шлемы. Часть тринадцатая. О шлемах из бумаги и творчестве юных (ч. 2)

Вот такой макет вулкана вполне можно сделать на кружковом занятии с детьми. Два занятия, и он готов. Два нужны для полной просушки основы. Причем вулкан разрезан пополам и видно, как он устроен.

Тем не менее за четыре года я этих детей буквально «выдрессировал». Они у меня делали: плот жангаду, метательную модель самолета, метательную модель ракеты, плот «Кон-Тики», индейское каноэ, корабль викингов, ганзейский когг, фрондиболу, рыцарский замок и много чего еще, теперь уже и не упомнишь. Два раза устраивали общегородской семинар для учителей с наглядным показом, как дети работают. Полный восторг! «Эх, и нам бы так!»


Тот же вулкан. Вид спереди. Материал – коробка из-под пиццы, газеты и много-много туалетной бумаги. А еще клейстер, ПВА, разноцветные краски и мох из леса.

А кто или что мешает? Руки не откуда надо растут или пенопласт головного мозга отсырел? В общем, «по Сеньке и шапка». То есть родителям некогда, и они не умеют. В садике эти неумения не компенсируются, в школе вместо уроков труда многие учителя проводят лишнюю математику, а в итоге ничего хорошего! Б.П. Никитин мне рассказал, что в Японии матери очень трепетно относятся к тому, когда их дети начинают есть палочками и все время их к этому подталкивают. На курсы ходят: «Как научить ребенка есть палочками?». Почему? А там доказано, что чем не раньше он начнет есть палочками, тем активнее у него развивается моторика пальцев, а ум как раз на их кончиках и находится. То есть «палочники» обгоняют «ложечников» в будущем и добиваются более высоких результатов в учебе и в школе, и в университете. А значит, и в карьере! «И вот я их спрашиваю, — сказал он, — насколько вы нас обогнали в интеллектуальном развитии своих детей?» А они мне: «Навсегда!» То есть у нас интеллект – это исключение, там – к сожалению, правило! И это очень печально, потому что исключения позволяют летать в космос и создавать управляемый термояд. А вот его высокий средний уровень – просто хорошо жить! Что, между нами говоря, куда важнее.


Конечно, идеально, когда ребенок у себя дома играет в самодельные игрушки, которые с ним вместе делают его родители, а также дедушки и бабушки. Захотела, например, кукольная семья Дункан купить автомобиль голубого цвета и… купила. А юная хозяйка этой семьи помогала его красить!

То есть совершенно правы оказались те ученые, которые утверждали, что с появлением городов биологическое развитие человека по пути к совершенству закончилось и наступила эпоха регресса, в которую мы еще добавили радиоактивного углерода-14, стронция-90 и всех прочих прелестей эпохи «холодной войны». Плюс ко всему этому резко возросшая социальная дифференциация общества.

Но тут, по счастью, внучка моя четвертый класс закончила, в школу я ходить перестал. Альтруизм вещь, конечно, хорошая, но в меру.

По той же самой причине поменяла моя дочь и место работы. Ушла из университета в «Академию» пензенской строительной компании «Ростум», куда ее взяли на должность менеджера образовательных проектов. А надо сказать, что деятельность этой компании в Пензе носит ярко выраженный социально-ориентированный характер. У них есть свой детский сад, где с детьми занимаются… педагоги, а не случайные «училки», и занимаются хорошо. У них есть городской летний лагерь прямо в центре города, что-то вроде шведского, с едой, сном и обучающими занятиями, а также множество обучающих программ. Среди них курс кинофотодела, журналистики, риторики, математики и иностранного языка. Соответственно летом проводятся лагеря в Крыму – кинодела, историко-географическая смена «В поисках золотого руна», бизнес-лагерь, смены иностранного языка на Мальте, в Канаде, в Лондоне и в Ирландии, в Дублине. Ежегодно в программах академии «Ростум» участвуют более 3000 детей, по всей Пензе действуют 6 филиалов во всех районах, так что родители всегда могут выбрать для себя самый близкий к их дому вариант. Конечно, это бизнес, то есть это не просто самоокупается, но еще и дает компании прибыль. Но… это социально ориентированный бизнес, который приносит большую пользу обществу.


Вот такого «оскара» получили по окончанию «кинолагеря» все его участники.

Да, участие в этих программах не из дешевых! Летний лагерь «В поисках золотого руна» стоит 52 500 рублей, а лагерь на Мальте так и вовсе 2600 евро. Но… это есть, и те, кто понимает, что дети это самый лучший в мире банк, вкладывают в них деньги не жалея.

К самым дешевым относится летний лагерь при самом «Ростуме» — 7000 рублей в неделю. Но это с питанием и занятиями, которые ведут опытные педагоги. Понятно, что и без меня там тоже не обошлось. Было прежде всего интересно, а какие дети здесь? Занятия с ребятами проводились следующие: на одном они вырезали детали и склеивали их в корабль викингов, а на двух других знакомились со средневековой геральдикой, и придумывали себе свой собственный герб.


А это приз первой лагерной смены «Живая наука». И каких только там опытов они не ставят!!!

Детей было 12. Каждый сидел за отдельным столиком. Возраста все были самого разного. То есть и учащиеся 5-ого класса, и 2-ого. Но… вот что значит «иной уровень бытия». Дети были серьезнее, глупо не скалились и рож друг другу не строили. Все умели резать ножницами и не просто резать, а аккуратно вырезать. Клеем пользовались умело. Терпеливо ждали своей очереди, если кому-то нужна была моя помощь, а не дергали меня за штаны – «мне, мне!» То есть работать с ними было одно удовольствие. Многие дети знали, что корабль викингов называется драккар, один мальчик подробно рассказал мне о триремах. Модельку, причем довольно сложную, сделали все! И неплохо. То есть по сравнению с обычными школьниками это было небо и земля. С этими стоило работать и дальше.


Всем, кто имеет отношение к «Академии» компании «Ростум», выдают фирменные майки и вот такие бейсболки. Очень корпоративно и красиво!

Очень интересно прошли занятия, посвященные геральдики. То есть, как я запланировал, так и прошло. Там, где им надо было смеяться – они смеялись, там, где надо было резать – они резали и клей на стол никто не выдавливал. Правда, были интересные моменты с чисто педагогической точки зрения. Один мальчик подошел ко мне, обнял и сказал: «Мне очень нравятся ваши занятия и как вы с нами общаетесь. Я вас люблю!» «Бедный мальчик! – подумал я. – Дома все есть, но чего-то существенного все же не хватает». Другая девочка призналась, что ей очень понравился корабль викингов. «Хочешь, дам тебе еще, дома сама сделаешь ?!» Она подумала и сказала: «Нет, пусть какой-нибудь другой ребенок сделает. Мне сейчас надо будет ехать в бассейн, потом на урок танцев». «А в воскресенье?» «В воскресенье я учу уроки на неделю!»


Лагерная вожатая Юля в «вендельском шлеме». А что, он ей очень даже идет!

Ну, а в этой «рыцарской смене», хотя дети были тоже маленькие (самые старшие закончили 5-ый класс), они были очень даже эрудированы. В отличие от моих студентов сразу сказали, что меч весит около одного килограмма, а не 5, не 15 и не 50 кг! А один мальчик просто «убил меня», сообщив, что Вильгельм Завоеватель носил до этого прозвище Вильгельм Бастард. Согласитесь, что не все взрослые это знают. К тому же, в 6-ом классе он еще не учился! Конечно, им всем хотелось походить в «настоящем вендельском шлеме», а уж в «шлеме «кастрюле» – тем более!


Этой девчушке шлем явно велик...

Да, что ни говори, а с «такими детьми» иной раз бывает очень забавно. Девочка входит в бассейн в лагере на территории санатория с сосновом бору: «Ой, бассейн для всех! Как здорово!» Мальчик: «Какой замечательный лагерь, здесь можно по-русски говорить!» «А ты что, обычно в лагере говоришь по-английски?» «Конечно, до этого меня родители все в лагерь на остров Тенерифе отправляли… Ну там и скука!» Мальчик в растерянности стоит с пластиковой картой в руках посреди прямо-таки роскошного лагеря в Крыму. «Какая проблема?» «Да вот, нет автомата, не могу деньги снять». «А тебе что-то нужно?» «Нет, тут все есть. Но мне дали карту, а на ней 70 тысяч. Должен же я их хоть на что-то потратить?» Девочка 14 лет начальнику лагеря: «Я сейчас позвоню моей маме, и вы будете делать все, что она вам скажет!» Начальник: «Я сейчас позвоню твоей маме, и ты в два часа вылетишь у меня отсюда и пусть мама твоя тебя забирает!» Мама оказалась адекватной при всех своих (или мужа деньгах!) и как следует дочку отчитала. Но интересно, не правда ли?


«Шлем-кастрюля». Детям очень нравятся «шлемы с рогами». Но они уже знают, что викинги такие не носили. К тому же на этом шлеме не рога, а стилизованные топоры. «Азино три топора…» – едва дети услышали это слово, как сразу запели.

Кстати, интересный момент: дети не приучены есть разные кулинарные изыски. Сосиски и жареная картошка – вне конкуренции, а вот «куриные крылышки в меду по-французски» и другие им подобные изыски вызвали у многих недоумение. То есть эти дети – всего лишь второе поколение у богатых родителей. А те – первое! И многие их папы, и мамы слаще морковки ничего не ели, в свое детство у бабушек в деревнях летом навоз месили, а по заграницам ездить и не мечтали. Но… кому-то повезло, кто-то упорством и трудолюбием выбился, кто-то «в нужное место попал». Вот так и стали… людьми состоятельными. А культурешки-то часто не хватает. «Пустите Дуньку в Европу» – это про них. Хотя и не про всех, к счастью. Но хорошо уже то, что хватает ума отдавать своих детей вот в такие центры, где их дотягивают до того уровня, до которого они сами в их возрасте еще не доходили. Их дети будут счастливее, однако!


А вот изготовлению такой катапульты мы посвятили целое занятие. Но об этом в следующий раз!

Продолжение следует…

https://topwar.ru/143479-samye-dorogie-shlemy-chast-trinadca...

https://topwar.ru/143927-samye-dorogie-shlemy-chast-trinadca...

Картина дня

наверх