На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

О рыцарских турнирах в подробностях… 4-6 части

О рыцарских турнирах в подробностях…

27 ноября 2017


Глашатай скажет и певец:
«Она владычица сердце,
В турнирах билось за нее
Непобедимое копье.
И ею меч был вдохновлен,

Сразивший мужа стольких жен:
Пришел султану смертный час -
Его и Магомет не спас.
Сияет золотая прядь.
Числа волос не сосчитать, -
Так нет язычникам числа,
Которых гибель унесла".
Возлюбленная! Честь побед
Тебе дарю; мне - славы нет.
Скорее дверь свою открой!
Оделся сад ночной росой;
Зной Сирии мне был знаком,
Мне холодно под ветерком.
Покои отвори свои -
Принес я славу в дар любви».
(Вальтер Скотт «Айвенго»)

Со временем турниры из подготовки к войне превратились в яркий и красочный спорт со своим тотализатором и правилами, весьма и весьма условными. В предыдущих материалах речь шла, например, о таком виде поединка, как реннен. Так вот, уже к 1480 году возник целый ряд его разновидностей, как-то: «механический» реннен, затем «точный» реннен, бунд-реннен, реннен «смешанный», который называли также ренненом с корончатым копьем и, наконец, полевой реннен. Все они имели свои отличия и свою специфику, а зрители во всем этом разбирались.
«Жесткий» реннен. «Жесткий» реннен отличался от других тем, что тарч крепился винтом (см. фото) к кирасе намертво. Нужно было просто сломать копье о тарч противника и выбить его из седла, после чего он выбывал из состязания. Конский налобник был «слепой». (Дрезденская оружейная палата)

Начнем с «механического» реннена, как самого простого. Для участия в этом поединке рыцарю требовался минимум доспехов. То есть доспех ренцойг без наручей и поножей, которые заменяли прикрепленные к седлу щитки, называвшиеся дильже. Рукава – с буфами. Седло – без высоких лук.

В этом виде турнира тоже были две разновидности. Первая: «механический» реннен с тарчем». Суть поединка заключалась в том, чтобы попасть в тарч, устроенный таким образом, что спрятанный под ним пружинный механизм выбрасывал его при этом в воздух. Понятно, что все это было сделано ради того, чтобы потешить почтеннейшую публику, никакого иного смысла это не имело.
О рыцарских турнирах в подробностях… (часть четыре)
Миниатюра из «Искусства Атлетики» (том I и II), манускрипт середины XVI в. из Баварской государственной библиотеки. В этом трактате объемом более 600 стр. более 120 цветных миниатюр, на которых изображены различные виды вооруженной борьбы (том I), а во втором томе – разновидности рыцарских турниров. Некоторые сцены основаны на имевших место реальных турнирах. На миниатюре изображены доспехи для бундреннена. Хорошо видно, что никакие особые доспехи поединщикам, в общем-то, и не требуются, поскольку цель – прикрепленный к кирасе тарч, достаточно велика. Видно также, что лицо при этом ничем не защищено.

Его разновидностью был «механический» реннен с нагрудной мишенью. Какая разница, если в любом случае целью являлся нагрудный тарч? Просто в этом случае металлическая пластина, крепившаяся на груди, после удара копья оставалась на месте, а вылетали в стороны лишь клинья, которыми она была закреплена во «взведенном состоянии». Это было не так зрелищно, но более безопасно для всадника. Важно отметить, что из-за отсутствия высокой луки сзади, усидеть в седле было непросто. И тот, кто вылетал из него вместе с клиньями мишени, до следующих поединков больше уже не допускались!
Такой поединок с участием императора Максимилиана I, любившего такого рода «схватки», изобразил на своем рисунке английский художник Ангус Макбрайд.

«Точный» реннен отличался от двух предыдущих разновидностей только тем, что тарч, выгнутый наружу, закреплялся на кирасе на крюках и нужно было ударить по нему так, чтобы выбить его из этого крепления. При этом он скользил вверх, закрывая лицо противника, после чего падал на землю. Особой опасности во всем этом не было, поскольку шлем имел подбородник. То есть задеть тебя по лицу тарч не мог ни коим образом. Наконечник копья был острый, иначе сделать бы этого не удалось. То есть нужно было, чтобы он вонзился в тарч, а не скользнул по нему!
«Жесткий» реннен. Тарч прикреплен винтом с барашком к подбороднику, а сам он жестко привинчен к кирасе! Фигуры и костюмы просто изумительные! (Дрезденская оружейная палата) Как видите, рыцари и в самом деле прикрыты самым минимальным образом. Но зато само снаряжение отличается необычайной пышностью.
Дильже крупным планом. (Дрезденская оружейная палата)
Та же группа, но с противоположной стороны.
На этом фото хорошо виден фигурный тарч и дильже с лилией, а также «юбка», являвшаяся в то время популярным атрибутом рыцарского костюма. А вот зачем на древке копья сделаны острия, пока сказать не могу. На всех ранее виденных миниатюрах древки турнирных копий совершенно гладкие. (Дрезденская оружейная палата)
Вот таких доспехов для вышеназванных видов реннена было вполне достаточно! (Дрезденская оружейная палата)

Самым опасным видом турнира в стиле реннен был бундреннен, который от прочих отличался тем, что доспех реннцойг для него оснащался специальным нагрудником – бундом, под которым находился пружинный механизм, который при удачном ударе копьем подбрасывал тарч высоко в воздух, да при этом он еще и разлетался на куски. Опасность состояла в том, что подбородника в этом случае не надевали. Только турнирный салад. Ведь в голову-то никто и не целился, а только в тарч, при этом «траектория» его движения тоже была известна, ведь он скользил по двум «рельсам» и улетал вверх, не задевая лица. Но… Стоило лишь немного забыться и сделать при отстреле тарча движение головой вперед, как можно было запросто остаться без носа. Так что этот вид поединка считался опасным недаром!

В «смешанном» реннене один рыцарь облачался в штехцойг и вооружался копьем с корончатым наконечником, а его противник был в реннцойге и имел копье с острым наконечником. Задача – выбить противника из седла.

Участвуя в «полевом» реннене, рыцарь облачался в доспехи с набедренниками и наручами, то есть практически это были боевые доспехи. Передние луки на седлах – высокие, а вот задние – пологие. Конские маски зачастую глухие, вернее – «слепые». Задача данного поединка – сломать копья при ударе о тарчи. Поединок носил групповой характер. Кроме копья другие виды оружия разрешались, но не часто. Иногда после первой схватки на копьях, рыцари продолжали бой, сражаясь тупыми мечами.

Во время правления императора Максимилиана I вошли в моду пешие поединки противников, вооруженных копьями, но сражающихся через деревянный барьер. Копья – боевые, то есть с острыми наконечниками. Доспехи тоже боевые, но только лишь для торса. Ноги доспехами не защищены. Цель поединка была довольно странной – сломать копье противника, причем за один бой разрешалось сломать не более 5-6 копий. Естественно, судьи внимательно следили, чтобы удары ниже пояса никто не наносил! Иногда три пары имели смешанное вооружение – два копья и четыре шпаги или напротив – четыре копья и две шпаги.
Ренненцойг – «доспех для реннена», ок.1580–1590 гг. Дрезден или Аннаберг, Вес. 41,45 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Доспех для «нового» итальянского поединка конца XVI в. из музея Хиггинса, в Вустере, штат Массачусетс.

Влияние итальянского Возрождения отразилось и на проведении турниров. «Немецкий турнир» вышел из моды и к середине XVI века вместо него повсеместно распространились турниры по итальянским правилам: «свободный» турнир или «свободный» реннен и «поединок через барьер». Для первого применялся обычный боевой доспех с накладкой на левое плечо. Для второго использовались латы типа штехцойг, но в облегченном варианте. Шлем – типа обычного армэ. Левую руку и плечо теперь защищала массивная деталь, а латная перчатка имела огромный раструб. Одной из особенностей этого снаряжения стало использование, как это отмечалось выше, обычных боевых доспехов, но с усилением шлема с левой стороны и применением штех-тарча, имевшего поверхность с ромбовидной решеткой из металлических стержней. Зачем такое понадобилось, ведь с нее же наконечник копья уже не мог соскользнуть? А вот как раз для этого, чтобы корончатый наконечник не скользил по его поверхности, потому что так… «интереснее»! Причем иногда этот съемный тарч украшали росписью, травлением и чернением в клетках ромбической решетки, хотя сами доспехи были гладкими и лишенными всяких украшений.
Доспешный гарнитур 1549 г. императора Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Штех-тарч с «решеткой» для итальянского турнира через барьер.
Снаряжение для «нового» итальянского поединка через барьер. Из турнирной книги Ганса Бургкмайра Младшего. Ок. 1554 г. (Княжеский музей Гогенцоллернов в Зигмарингене).
А вот это очень интересное фото, с которым мне, можно сказать, повезло. Сфотографировать копье вообще трудно – уж больно они длинные. Но даже если это и удастся, то как определить их длину, если она не указана? И тут рядом оказался вот этот длинный немец – рост 192 см, и согласился мне попозировать. Ну, а копье – они стоят позади. Справа на фото два одинаковых «меча войны». Их можно называть двуручными мечами, и часто их так и называют, но это не совсем верно. Это мечи всадников, которые требовались для того, чтобы поразить пехотинца, упавшего на землю, или другого всадника, пользуясь таким мечом в качестве копья. Вот почему его длина имела значение. Меч, что находится посредине, с кожаной подушкой для защиты руки весит… 8. 25 кг! Медальоны на его навершии позволяют атрибутировать его как принадлежавшего Хуану Австрийскому (1547 – 1578 гг.), командовавшему флотом Святой Лиги в битве при Лепанто 7 октября 1571 года. Таким широким мечом можно было запросто отрубить в бою руку или снести голову.
Рыцари – участники «саксонского турнира». Хорошо виден стержень, крепившийся к наспинному панцирю и к шлему, что придавало этой «системе» жесткость, что было важно при ударе копья и падении на землю. (Дрезденская оружейная палата)
А это рыцарь в «саксонских доспехах». (Дрезденская оружейная палата)

Турнирные состязания прекратились в XVI веке, когда рыцарская конница утратила свою роль и была вытеснена конницей пистольеров и пехотой из копейщиков и стрелков-мушкетеров, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров во Франции стал несчастный случай, произошедший в 1559 году на турнире в честь заключения мирных договоров Франции с Испанией и Савойей, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, угодившим королю в глаз. Правда, в Германии они продолжались до 1600 года, но это был уже «вымирающий» вид спорта.

Рыцари в богатых доспехах… Продолжение «турнирной темы» (часть пятая)

29 ноября 2017
Оказавшись в Дрезденской оружейной палате, я, естественно, первым делом обратил свое внимание на рыцарей в самых богатых и пышных доспехах. Поистине, смотреть на них с разных сторон можно очень долго. Мастерство их создателей было очень высоко, так что иногда просто удивляешься – как такое было вообще создано. Однако пришельцы с лазерами и здесь не причем, равно как и злодеи-фальсификаты из мировой исторической мафии. Эти доспехи многократно были описаны в прошлом. Дарились, продавались и перепродавались, так что у каждого из них своя, причем длинная «кредитная история». И вот сегодня мы, во-первых, расскажем вам о некоторых технологических приемах оформления рыцарских доспехов с 1410 года, а во-вторых… покажем многие замечательные доспехи «крупным планом» и в деталях.
Самым простым способом защитить железные доспехи от коррозии было позолотить их. И красиво, и ржавчина не берет. Ну, а изнутри можно было их и почистить! Рейтарские доспехи времен Тридцатилетней войны. (Дрезденская оружейная палата)

Как известно, первые цельнометаллические рыцарские доспехи появились около 1410 года. До этого они имели кольчужную бармицу, поэтому полностью цельнокованными считать их нельзя. Никаких украшений на них не было, вернее, нужно сказать так – полировка металла была их единственным украшением. Впрочем, и тогда находились оригиналы, как, например, некий рыцарь Джон де Фиарлес, который именно в 1410 году отдал бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за доспехи, меч и кинжал, украшенные жемчугом, да еще и бриллиантами, то есть заказал совершенно неслыханную по тому времени вещь. Вот уж бургундцы, наверное, удивлялись. Но очень скоро вид простого полированного железа перестал отвечать эстетическим вкусам западноевропейского рыцарства. Повторилась ситуация времени «эпохи кольчуги», когда все фигуры приобрели темно-металлический цвет и их стало совершенно невозможно различать.
Доспехи в пизанском стиле, то есть изготовленные в городе Пиза. Северная Италия, 1580 г. Их оформление выполнено посредством травления. Выбран фон, таким образом, на поверхности осталось плоское изображение. (Дрезденская оружейная палата)

Теперь рыцари превратились в статуи из полированного металла, и проблема с их идентификацией возникла вновь, тем более, что от щитов рыцарство в это время начинает отказываться, а уже в XVI века отказалось практически полностью.
Германские рейтарские доспехи 1620 г. Работы мастера Кристиана Мюллера, Дрезден. (Дрезденская оружейная палата)
Кроме доспехов, вернее, рядом с ними в Дрезденской оружейной палате выставлено немало различного оружия. Соответственно, рядом с рейтарскими доспехами экспонируются также шпаги этих всадников, но главное – принадлежавшие им пистолеты, которые по праву могут считаться шедеврами оружейного дела. Обычно это пистолетные гарнитуры из двух колесцовых пистолетов. Носили их в кобурах у седла рукоятками вперед, чтобы не сесть на них случайно при посадке в седло. Но понятно, что всегда находись люди, желавшие вооружиться «по полной». И вот они-то носили еще по два пистолета за отворотами сапог и еще один-два за поясом. Так что шесть выстрелов по врагу такому всаднику были гарантированы, если, конечно, замок не отказывал. Перед вами чеканный, целиком позолоченный шлем бургонет, к нему пара аналогичным образом декорированных пистолета с колесцовыми замками и пороховая фляжка. Пистолеты маркированы буквами КТ. Место производства Аугсбург, до 1589 г. (Дрезденская оружейная палата)
Тот же шлем крупным планом. Аугсбург, до 1589 г. (Дрезденская оружейная палата)
Ну, а это седло от гарнитура, включавшего в себя этот шлем, пистолеты и пороховницу. Так ведь мало всего этого показалось! В той технике было оформлено еще и седло!!!

Можно было опять прикрыть доспехи геральдическими одеяниями и в отдельных случаях рыцари так и поступали, однако весьма популярным стала и технология окрашивания железа в разные цвета. Самым распространенным методом окрашивания стало воронение темно-синего цвета. Его производили на раскаленных древесных углях, и мастера-оружейники, особенно итальянские, делали столь искусно, что научились не только добиваться равномерной окраски крупных изделий, но и получать любые оттенки. Очень ценили доспехи, окрашенные в фиолетовый цвет, а также в красный (сангина). Миланские имели окраску серого цвета, ну, а традиционное черное воронение, которое получали путем обжига деталей доспеха в горячей золе, применялось повсеместно и очень часто. Наконец, в Милане в 1530-е годы вошло в моду воронение коричневого цвета. То есть доспехи оставались гладкими, но при этом уже стали цветными. Следует добавить, что не было забыто и золочение, и серебрение доспехов.
Доспехи делали не только на взрослых, но и на детей, чтобы они с раннего детства приучались их носить. Вот эти вороненые доспехи – детские! Работа мастера Петера фон Шпейера, Дрезден, 1590 г. (Дрезденская оружейная палата)
А вот это пикинерский шлем «пот» (горшок) или кабассет и щит. Оба изделия украшены гравировкой и позолотой. Рядом тяжелые валлонские шпаги. Аугсбург, 1590 г. (Дрезденская оружейная палата)
Морион и щит, причем щит в форме «перевернутой капли». Чеканка по железу. Вторая половина XVI века. (Дрезденская оружейная палата)
Бургонет и щит. Украшены чернением и позолотой. Аугсбург, 1600 г. (Дрезденская оружейная палата) Понятно, что в таких шлемах и с такими щитами в бой никто не ходил. Все это парадное снаряжение придворной гвардии какого-нибудь герцога или курфюрста, призванное поразить его гостей и потенциальных союзников и противников.

Затем в Италии в середине XV века для украшения доспехов и щитов начали применять гравировку, а с 1580-х годов сочетать его и с золочением. Самый простой способ был химическим при помощи золотой амальгамы. Золото растворяли в ртути и этой смесью покрывали изделие, после чего оправляли его в печку нагревать. Ртуть при этом испарялась, а золото намертво соединялось с железом. Потом поверхность изделия оставалось лишь только отполировать и доспех приобретал исключительно богатый вид. Но данную технику нельзя назвать совершенной. Способ был опасен и для самого мастера, так как всегда существовала опасность надышаться парами ртути. С другой стороны, такая позолота была очень прочной, хотя и требовала много золота.
На редкость пышный шлем - чеканный бургонет с черным воронением и с накладными чеканными деталями из позолоченной меди в античном стиле. Аугсбург, 1584 – 1588 гг. (Дрезденская оружейная палата)
Шлем армэ, бронированное седло и щит. Предположительно Аугсбург или Нюрнберг, вторая половина XVI в. (Дрезденская оружейная палата)

К концу XV века пластины доспехов и щиты начали украшать окантовками, которые делали методом травления. Существовал способ высокого травления и глубокого травления, отличавшиеся тем, было ли изображение на поверхности выпуклым, а фон углубленным, или же наоборот. В первом случае получался очень плоский рельеф, тогда как во втором изображение по своему виду приближалось к технике гравирования по меди. То есть на деталь доспеха наносилось покрытие из прочного лака или воска. По нему гравировальной иглой наносили рисунок и заливали его кислотой, причем иногда по два-три раза повторяя эту операцию. Затем рисунок подравнивали резцами. Травление сочеталось чернением и золочением. При чернении в получившиеся углубления втирали чернь и едкие минеральные масла, а затем деталь нагревали. Масло испарялось, а чернь соединилась с металлом основы. При травлении с золочением золотили обычно плоские углубления достаточно большой площади.
Боевые доспехи работы Якоба Гёринга. Дрезден, 1640 г. (Дрезденская оружейная палата)
Еще один комплект так называемых трехчетверных (их еще называли полевыми) доспехов, принадлежавший саксонскому курфюрсту Иоганну-Георгу II, работы мастера Кристиана Мюллера, Дрезден, 1650 г. (Дрезденская оружейная палата)
Вороненые трехчетверные доспехи работы мастера Кристиана Мюллера, Дрезден, 1620 г. (Дрезденская оружейная палата).

Вытравливание углублений при травлении производили обычно смесью уксусной и азотной кислоты, а также спирта. Разумеется, рецепты этих смесей мастера хранили в строгой тайне. Однако главным в данной технологии был опыт мастера. Нужно было поймать момент, когда нужно было слить кислоту, чтобы она не разъела сталь уж слишком глубоко или чтобы рисунок не вышел нечетким.
Со временем мастера научились комбинировать различные техники. Использовали чеканку, травление, резьбу, золочение и серебрение, чернь и цветную окраску металла. Результатом этих изысков стали, например, вот такие французские парадные доспехи, изготовленные до 1588 г. Перед вами парадный гарнитур с дополнительной нагрудной пластиной для кирасы. (Дрезденская оружейная палата)
Парадный гарнитур работы мастера Элизиуса Либартса, Антверпен, 1563 – 1565 гг. Черное воронение, чеканка, золочение. (Дрезденская оружейная палата)
Шлем морион для этого доспеха, на тот случай, если бы его владельцу захотелось бы снять свой полностью закрытый шлем армэ.
И седло, без которого, по воззрениям того века, гарнитур не мог считаться законченным и совершенным

Когда рассматриваешь парадные доспехи, то невольно задумываешься – а сколько все это стоило? Ведь в основе их лежит все та же сталь, не жесть и не картон. То есть свою защитную функцию они выполняли. Но вот дальше… тут чеканка, тут воронение, тут резьба и травление, ну и, разумеется, позолота, куда без нее… Он некоторых доспехов просто не хочется уходить, настолько они прекрасны и радуют глаз. Сегодня мы продолжим рассказ о парадных доспехах Дрезденской оружейной палаты, причем покажем самое интересное и впечатляющее…

Химический способ декорирования доспехов, можно сказать, «развязал руки мастерам. Ведь раньше им приходилось резать узоры на металле при помощи штихелей, тогда как теперь практически тот же эффект достигался рисованием на металле острой костяной палочкой, да некоторым временем ожидания, пока работу штихелей не выполнит кислота. Декоративность даже относительно дешевых доспехов сразу же резко возросла, а их внешний вид приблизился к дорогостоящим доспехам знати.

Ну, а начнем мы вот с этих парадных доспехов работы мастера Иеронима Ринглера, Аугсбург, 1622 г. К ним полагалась еще и пара пистолетов за подписью мастер ИР. Как видите, это не что иное, как гарнитур – доспехи для всадника и доспехи для коня. Декорированы они следующим образом – это химическая окраска металла в коричневый цвет с последующим золочением и рисованием по золотому покрытию. И доспехи всадника, и доспехи коня покрывают так называемые изображения «трофеев», составленных из разнообразных видов оружия и доспехов, тогда как в самом медальоне изображен герб.

Так эти доспехи выглядят, будучи надетыми на всадника и на коня!

Рыцари в богатых доспехах… Продолжение «турнирной темы» (часть шестая)

Наименование частей латных конских доспехов.

Очень хорошо видны перайль и шанфрон.

Ну, а это пистолеты к этому доспеху. Без них гарнитур был бы неполным!

В начале XVI века для декорирования немецких доспехов начали использоваться очень оригинальные способы. Например, поверхностную гравировку по синему вороненому металлу. При этом вороненая поверхность покрывалась воском и на ней, как и при гравировании на меди, при помощи острой деревянной палочки процарапывался узор или рисунок. После этого изделие окунали в крепкий уксус, и с очищенных мест все воронение сходило. Оставалось удалить восковую грунтовку, и на доспехе получался хорошо заметный светлый рисунок на синем фоне. Можно было его и просто выскоблить, не прибегая к уксусной ванне. Так же работали и по золоту, то есть нанесенной на вороненый металл позолоте, что позволяло получать на стали «золотые рисунки». Таким приемом пользовались мастера еще XVII века.

Три пары пистолетов с колесцовыми замками. Вверху и в центре: мастера WH, NZ, NK, Suhl., 1610 – 1615 гг. Внизу, Германия – 1635 г. Мастер неизвестен. Собственно, неизвестны и все остальные мастера. О доспешниках мы знаем, кто за каким «ником» скрывался, а вот пистолетчиков – нет!

Еще три пары. Как видите, чего-чего, а колесцовых пистолетов германской коннице в годы Тридцатилетней войны хватало… В том числе, и самых роскошных!

Технология работы с ртутным золотом была известна давно. Поэтому применялся и другой способ золочения, по сути представлявший «обтяжку» доспехов (плакировку) золотой фольгой. Данная технология состояла в том, что детали доспехов нагревали до высокой температуры, и потом накладывали на их поверхность золотую фольгу и проглаживали ее специальным полировником из стали, отчего фольга очень прочно соединялась с металлом. Таким образом украшали доспехи из Аугсбурга и также в других местах. Понятно, что тут требовался навык, как и во всяком другом деле, но сама по себе технология была, как видите, очень проста.

Турнирные доспехи курфюрста Христиана I Саксонского. Работа мастера Антона Пеффенхаузера, Аугсбург, 1582.

Понятно, что такому знатному господину, как Христиан I Саксонский просто не пристало иметь только лишь один доспешный гарнитур. Ну чтобы о нем подумали его высокопоставленные знакомые и друзья? Поэтому доспешных гарнитуров у него было несколько! Вот это, например, парадные доспехи, как для человека, так и для коня (то есть полный рыцарский гарнитур, который как раз и весил зачастую 50-60 кг, что принимали за вес только лишь собственно доспеха самого рыцаря!), которые ему изготовил все тот же прославленный мастер Антон Пеффенхаузер из Аугсбурга, до 1591 г.

Парадные доспехи с шанфроном и бронированным седлом из Аугсбурга 1594 – 1599 гг.

Чернение или ниелло являлось одним из древних способов отделки оружия, и способ этот был известен еще древним египтянам. Бенвенутто Челлини подробно его описал в своих трактатах, так что мастерам средневековья осталось только им воспользоваться. Суть этого способа заключалась в наполнении узоров на металле чернью, состоящей из смеси таких металлов, как серебро, медь и свинец в пропорции 1:2:3. Сплав этот имеет темно-серый цвет и на светлом фоне блестящего металла смотрится очень благородно. Данная техника широко использовалась оружейниками Востока, и с Востока же и попала в Европу. Ее использовали для отделки рукоятей и ножен мечей, а вот в украшении доспехов, как об этом пишет Вендален Бехайм, применяли сравнительно редко. Но опять же только в Европе, тогда как на Востоке чернью украшали и шлемы, и наручи, и пластины юшманов и бахтерцов. В средние века среди европейцев эту технику применяли в основном итальянцы и постепенно она так и сошла на нет, оставшись характерной чертой для восточного, например, кавказского оружия.

Парадные доспехи, заказанные королем Швеции Эриком XIV, около 1563 – 1565 гг. В руке фигура держит маршальский жезл.

Ничуть не менее древней является и технология инкрустации. Суть инкрустирования состоит в том, что металлическая проволока из золота или серебра забивается в углубления на поверхности металла. В Италии эту технологию начали применять в XVI веке, хотя известна на Западе она была издавна, еще с античного времени и широко применялась для украшения колец, пряжек и фибул. Потом она была забыта и вновь распространилась через испанцев и итальянцев, которые имели дело с арабами. С начала XVI века технику инкрустации по металлу очень успешно использовали толедские оружейники, мастера Флоренции и Милана, чье инкрустированное оружие расходилось по всей Европе и везде вызывало восхищение. Сама по себе технология очень проста: на металле делаются резцом или зубилом канавки, в которые забиваются кусочки золотой или серебряной проволоки. Потом детали с инкрустацией нагреваются, и проволока прочно соединяется с основой. Существуют два вида инкрустации: первая – плоская, при которой вбитая в основу проволока находится с ее поверхностью на одном уровне, и вторая – рельефная, когда она выступает над поверхностью основы и создает определенный рельеф. Плоская инкрустация проще, дешевке и выгоднее, так как достаточно ее отшлифовать и отполировать, как она и готова. Но у этого способа есть свои ограничения. Инкрустирования производится всегда тонкими линиями и на участках относительно небольшой площади. Большие площади поэтому приходится золотить золотой фольгой.

Те же самые доспехи с другой стороны.

Вторая половина XV века ознаменовалась использованием такой декоративной техники, причем новой для оружейного дела, как чеканка по железу. Чеканка по золоту была известна разным народам, в разные эпохи, и даже еще в бронзовом веке, а в Византии эпохи расцвета была едва ли не главной отраслью прикладного искусства. Но данная технология все-таки была характерна для работы с мягкими металлами, а вот железо к ним ну никак не относится. Да и на чем, на каком железе было чеканить? Поэтому только с появлением пластинчатых доспехов, и то не сразу, искусство мастеров-оружейников достигло таких высот, что они овладели приемами чеканки по железу, и сумели создать прекрасные рыцарские доспехи и для самих рыцарей, и также для их коней.

Конский налобник просто потрясающий, равно как и петрайль.

На первый взгляд работа вроде бы проста. На металле делается рисунок гравировальной иглой, после чего с изнанки, на которой он сделан, с помощью молотков и чеканов самой разной формы выбивается объемная фигура или «картинка». Но когда речь идет о железе, работать становится значительно сложнее, так как заготовку нужно при этом обрабатывать в нагретом виде. И если работа над железом всегда начинается с «изнанки», то тонкую обработку производят как с лицевой, так и с обратной стороны. И всякий раз изделие нужно нагревать. Своими чеканными работами славились такие города, как Милан, Флоренция и, разумеется, Аугсбург.

Одна из сцен накрупника справа. Интересно, что король Эрик XIV свои роскошные доспехи, по моему мнению, едва ли не самые прекрасные среди всех когда-либо сделанных, так и не получил. Их перехватил его враг, датский король, после чего в 1603 году они были проданы курфюрсту Христиану II Саксонскому и таким образом они и попали в Дрезден.

Декор доспехов короля Эрика прямо-таки необыкновенно роскошный: помимо мелкой декорировки состоит из шести изображений подвигов Геракла. Отделка доспехов произведена мастером из Антверпена Элизеусом Либаертсом по эскизам известного мастера Этьена Делона из Орлеана, чьи «мелкие орнаменты» высоко ценились среди оружейников и широко использовались для отделки самых роскошных доспехов.

Геракл укрощает критского быка.

Еще одна технология, использовавшаяся при оформлении доспехов – это резьба по металлу. Италия в XVI веке в использовании этой технологии также обогнала все другие страны. Однако уже в XVII веке французские и немецкие оружейники сумели наверстать упущенное и даже обогнать своих итальянских коллег по красоте созданных ими изделий. Нужно отметить, что чеканку обычно делают на листовом металле, а вот резьба по металлам применяется более широко. Ее можно увидеть на рукоятях мечей, шпаг и кинжалов, она украшает ружейные замки и стволы огнестрельного оружия, стремена, конские мундштуки и многие другие детали и части оружия и доспехов. И чеканка, и резьба по металлу использовались чаще всего в Италии - в Милане, Флоренции, Венеции, а позднее в Германии – Аугсбурге и Мюнхене, очень часто вместе с инкрустацией и золочением. То есть чем не большее количество приемов использовал мастер, тем более впечатляющие доспехи им создавались.

Накрупник. Вид сзади справа.

В разных странах со временем выработались свои наиболее популярные приемы декорирования оружия и доспехов. Например, в Италии было модно создавать чеканные композиции на больших круглых щитах. В Испании чеканка применялась при оформлении доспехов и тех же щитов. В начале XVII века там применяли чеканку вместе с позолотой, но орнаменты совсем небогаты, так что налицо явный упадок прикладного оружейного искусства.

Накрупник. Вид сзади слева.

Последним видом оформления оружия и доспехов стала эмаль. Она появилась еще в раннем средневековье и широко применялась в ювелирном деле. Перегородчатая эмаль применялась для украшения рукоятей мечей и накладок на щиты, а также фибул – заколок для плащей. Для украшения эфесов мечей и шпаг, а также обкладки ножен, эмальерные работы производили во Франции (в Лиможе) и Италии (и во Флоренция). Художественную эмаль в XVII веке использовали для украшения прикладов богато декорированных ружей, и чаще всего – пороховниц.

Накрупник. Вид слева.

Вид на петрайль слева.

Ряд изменений в декоре доспехов был связан с изменениями и собственно в доспешном деле. Например, в начале XVI в. в Италии распространились медные конские доспехи и стала популярной чеканка по меди. Но вскоре от этих доспехов отказались, так как они не защищали от пуль и вместо них стали использовать кожаные ремни с медными бляхами в местах их перекрестий, оплетавшие круп лошади и хорошо защищавшие от рубящих ударов. Соответственно, эти бляхи-медали тоже начали украшать…

У нас в Эрмитаже тоже есть похожие гарнитуры для коня и всадника. И они тоже очень интересны. Например, вот этот из Нюрнберга. Между 1670-1690 гг. Материалы – сталь, кожа; технологии – ковка, травление, гравировка. Вот только с ногой что-то у этого всадника… «не то»! Доспехи не надеты на манекен, о просто скреплены и посажены на коня...

В этом плане рыцари в доспехах и на конях из Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге дрезденским не уступают! Фото Н.Михайлова

https://topwar.ru/130569-rycari-v-bogatyh-dospehah-prodolzhe...

https://topwar.ru/131345-rycari-v-bogatyh-dospehah-prodolzhe...

Картина дня

наверх