На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

«Плохо царей наших кормят!». Как развлекался Александр I, пока Наполеон захватывал Россию.

«Плохо царей наших кормят!».

Как развлекался Александр I, пока Наполеон захватывал Россию.

Кадр из сериала «Война и мир»

«Лента.ру» продолжает цикл статей о пирах правителей во время изнурительных войн. Главы государств не отказывались от торжеств и давали роскошные пиры. В прошлый раз мы рассказывали о том, как жилось Николаю Второму в начале царствования, во время Первой мировой войны и после революции. На этот раз речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.

Нападение на Россию стало фатальной ошибкой Наполеона Бонапарта. В холодной стране его армию постигли такие неприятности и неудачи, каких великий полководец не мог предвидеть. Одной из самых серьезных напастей для французов стали проблемы с продовольствием. Как менялся рацион французских солдат, чем потчевал император Александр I английского посла и как отъедался Наполеон в ссылке после похода на Россию — в материале «Ленты.ру».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

00:0130 сентября 2018

Кровавое блюдо

Как пировал Николай Второй, пока тысячи россиян умирали на войне

«Что царские повара! С обедов этих никогда сытым не возвращался. А я прежде так думал — закормят во дворце (…) Убранство, сервировка — одна красота. Сели — суп подают: на донышке зелень какая-то, морковки фестонами вырезаны, да все так на мели и стоит, потому что супу-то самого только лужица. Ей богу, пять ложек всего набралось. А пирожки? — не больше грецкого ореха. Рыба хорошая — форели ведь гатчинские, свои, а такую мелюзгу подают (…) За рыбою пошли французские финтифлюшки. Как бы горшочек опрокинутый, студнем облицованный, а внутри и зелень, и дичи кусочки, и трюфелей обрезочки — всякие остаточки. На вкус недурно. Хочу второй горшочек взять, а блюдо-то уже далеко (…) А сладкое! Стыдно сказать... Пол-апельсина! Нутро природное вынуто, а взамен желе с вареньем набито. Со злости с кожей я его и съел. Плохо царей наших кормят — надувательство кругом (…) Вернулся я домой голодный-преголодный», — так описывает один из приемов у императора Александра I баснописец Иван Крылов, который был частым гостем на таких мероприятиях.

Война войной, а обед по расписанию

Сам монарх питался еще более скудно. Лейб-медик Тарасов составил «гастрономический распорядок дня» российского императора, дошедший до наших дней. Просыпался Александр Павлович довольно рано и уже в семь утра пил зеленый чай с густыми сливками и поджаренными гренками из белого хлеба. После этого император любил прогуляться и по возвращении ел фрукты и ягоды. В окружении главы государства говорили, что больше всего он любил землянику.

Франц Крюгер «Александр I в 1814 году под Парижем». 1837
Франц Крюгер «Александр I в 1814 году под Парижем». 1837
Изображение: Франц Крюгер
1/7

Обедал монарх довольно поздно — в четыре часа. Особенно сильно Александр любил ботвинью (холодный суп на кислом квасе и отваре свекольной ботвы). Ему настолько нравилось это блюдо, что однажды, разговаривая с английским послом, которому он очень благоволил, Александр Павлович спросил, знает ли он об этом невероятно вкусном блюде русской кухни.

На следующий день направили послу столь любимое царем блюдо. Однако английский повар по незнанию подал суп к столу подогретым, вкус изменился, а бедный дипломат, которого император потом расспрашивал о впечатлениях от этого кулинарного изыска, попал в затруднительное положение.

Александр Павлович также любил икру — зернистую, паюсную или кетовую. К слову, именно при нем этот русский продукт стал проникать в Европу. Повара Наполеона Бонапарта впервые принесли ему икру еще в Париже — правда, в вареном виде.

После вечерней конной прогулки наступало время чаепития. Царь любил чай с медом. Выпив пару чашек, он отправлялся работать в свой кабинет. Перед сном монарх обычно пил простоквашу или ел чернослив.

Впрочем, любовь монарха к одному из продуктов оказалась весьма опасной для его окружения. Вкусы императора быстро перенимали при дворе. Не стал исключением и чай с медом. Горячий напиток в фарфоровых чашках вместе с лакомством в серебряных пиалах, которое вызывает активное потоотделение, подавали на балах. Разгоряченные дамы, активно танцевавшие в залах Зимнего дворца, простужались из-за сквозняков. Впоследствии придворные врачи рекомендовали исключить мед из меню.

Петер фон Гесс «Отступление французов через реку Березину 17 ноября 1812 года». 1844
Петер фон Гесс «Отступление французов через реку Березину 17 ноября 1812 года». 1844
Изображение: Петер фон Гесс
1/3

«Гастрономический распорядок дня» Александра оставался неизменным и в условиях войны 1812 года. Даже зимой на столе императора были фрукты и ягоды. Их исправно поставляли не только из оранжерей в Царском Селе, Гатчине или Ропше, но и из московских императорских оранжерей. Если какому-либо высокопоставленному чиновнику из окружения Александра хоть раз доставили фрукты из этих оранжерей, это означало, что он был особо отмечен милостью правящей династии.

С именем Александра связывают появление знаменитых в России пожарских котлет. Во время очередной поездки в Москву монарх остановился в городе Торжке, в трактире Пожарского, и заказал рубленые котлеты из телятины, которые значились в меню. Однако у трактирщика закончилась телятина. Тогда он приказал срочно приготовить блюдо из куриного филе. Котлеты настолько понравились главе государства, что он поинтересовался их рецептом. И по фамилии владельца заведения монарх назвал их «пожарскими».

Меню победителей

У российских солдат меню выглядело иначе. В походах или в караулах им ежедневно варили щи — с мелкой рыбой и растительным маслом либо с салом и говядиной. По уставу блюдо должно было быть готово к полудню. Утром варили кашу, пекли хлеб. По пути у крестьян покупали сметану, яйца, сливочное масло, соленые огурцы, чеснок, хрен, зелень. Капусту, картофель, морковь, репу никогда не заготавливали впрок, поскольку не было места для их хранения. Сахару солдатам не полагалось.

Питание раненых солдат и офицеров напрямую зависело от степени их болезни. Тех, кто находился в тяжелом состоянии, кормили овсяной кашей с маслом, белым хлебом, бульоном, киселем, давали яйцо всмятку. Солдатам, получившим ранения средней степени тяжести, полагался наваристый бульон, белый хлеб, каша, цыплята, рыба, молоко. Выздоравливающим давали ржаной хлеб, мясо, щи из крапивы, лук, гречневую кашу с маслом.

Когда пришел Наполеон

В начале XIX века питание в армии Наполеона Бонапарта считалось одним из лучших в мире. На одного солдата полагалось 750 граммов хлеба и 550 граммов галет. Помимо этого в рацион входило несколько видов мясных изделий — от засоленной говядины и свинины до свежего мяса, приготовленного на пару. В качестве гарнира солдатам подавали крупу или бобовые. Помимо этого, они получали кофе с сахаром, фрукты и бисквиты. Баловали французских бойцов и вином: в сутки каждому из них полагалось по 250 граммов.

Жан Огюст Доминик Энгр «Портрет Наполеона I». 1806
Жан Огюст Доминик Энгр «Портрет Наполеона I». 1806
Изображение: Жан Огюст Доминик Энгр
1/5

Днем варили солдатскую похлебку: в большие котлы клали мясо, для густоты добавляли разные крупы, а для аромата — овощи и приправы. Однако отточенная до мелочей в ходе многочисленных наполеоновских войн система в России дала сбой. Французский император рассчитывал разбить российские войска в течение месяца после вторжения, однако его планам не суждено было сбыться. Война приняла затяжной характер. Основным источником довольствия должны были стать русские крестьяне, но французов и здесь ждала неудача: селяне не хотели торговать с захватчиками, а когда наполеоновская армия начала грабить села, крестьяне стали прятать или уничтожать хлеб и угонять скотину, лишь бы она не досталась врагу.

Вот как описывает один из очевидцев жизнь французских солдат в Москве зимой 1812 года: «На каждом шагу в Кремле, в этом дворце-крепости, на часах стояли гренадеры гвардии, они были выряжены в шубы москвичей, перевязаны шалями из кашемира. Рядом с ними были хрустальные вазы в четыре фута высотой, наполненные конфитюром из самых изысканных фруктов, и из них торчали большие деревянные ложки. Вокруг этих ваз была бесчисленная груда флаконов и бутылок, которым отбивали горлышки (…) Все они были пьяны, без оружия — по-видимому, вместо оружия использовали свои ложки».

Через некоторое время положение ухудшилось, и пировать стали по-другому. «Повсюду горели большие костры, для поддержания огня в которых туда кидали рамы, двери, мебель, образа (…) Вокруг толпились солдаты, а офицеры, покрытые грязью и закоптелые от дыма, сидели в креслах или лежали на диванах, обивка которых была из очень дорогой ткани. Они кутали ноги в меха и восточные шали, а ели на серебряных блюдах — черную похлебку из конины, с золой и пеплом», — писал французский бригадный генерал Филипп Поль де Сегюр, входивший в ближайшее окружение Наполеона.

Сейчас довольно сложно воссоздать картину того, что ел французский император, находясь в Кремле. Известно только, где он находился. «В Кремлевском дворце император занимал очень большие покои. Комната была разделена балкой или карнизом, который поддерживали колонны, на две части (…) Помещение было украшено позолотой, хотя и почернело от времени (…) Окна спальни выходили на Москву-реку», — описывал один из приближенных Наполеона.

Зато сохранилось описание того, чем его потчевали в ссылке на острове Святой Елены. Один из британских офицеров, охранявших бывшего французского императора, составил подробный список продуктов, который ежедневно доставляли Наполеону Бонапарту и его окружению. «Продовольственная корзина» выглядела примерно так: 23 килограмма говядины и телятины, 31 килограмм хлеба, 23 килограмма баранины или свинины, 42 яйца, 15 бутылок молока, два индюка, два гуся, 12 голубей и 9 цесарок, бутылка шампанского, 10 бутылок бордо, полбутылки мадейры, бутылка вина с Тенерифе и 31 бутылка из Капской провинции, солодовый ликер, ром и коньяк.

Ксения Мельникова

https://lenta.ru/articles/2018/10/07/alexanderi/

Картина дня

наверх