На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик». Англичанине vs французы: чьи пушки лучше? (2 статьи)

Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик»

В 1812 году, одновременно с походом армии Наполеона в Россию, на другом конце земли началась война между Англией и США. Американцы надеялись, что смогут прибрать к рукам канадские земли и часть испанских территорий, пока европейские страны заняты своими проблемами. Интересные события в ходе этой войны происходили на море, где корабли US Navy вступали в сражения с английскими судами. Об одном из таких эпизодов и пойдёт речь.

Американские супер-фрегаты

Вторая война за независимость развивалась не слишком удачно для янки. В нескольких сухопутных сражениях американцы были разгромлены, а на море из-за слабости сил могли вести только крейсерскую войну.

Проблема заключалась в малочисленности US Navy. На рубеже XVIII—XIX веков, понимая, что не могут соперничать с европейскими державами в количестве кораблей, США решили построить несколько супер-фрегатов. Эти парусники отличались высокой скоростью и маневренностью, но в то же время обладали толстыми бортами и были вооружены пушками линкорного калибра в 24 фунта.

Была заложена серия из 6 фрегатов:

Наименование

Верфь

Пушки

Морской инженер

Начальник строительства

«Чесапик»

Госпорт, Вирджиния

38

Иешуа Фокс

Ричард Дейл

«Конститьюшн»

Бостон, Массачусетс

44

Джордж Калгхорн

Сэмьюэл Николсон

«Президент»

Нью-Йорк, Нью-Йорк

44

Форман Чизмен

Сайлэс Телбот

«Юнайтед Стейтс»

Филадельфия, Пенсильвания

44

Джошуа Хамфрис

Джон Барри

«Конгресс»

Портсмут, Нью-Хэмпшир

38

Джеймс Хаскет

Джеймс Север

«Констелейшн»

Балтимор, Мериленд

38

Дэвид Стоддер

Томас Тракстан

Героем этой истории станет фрегат «Чесапик». К началу войны он нёс на опер-деке двадцать девять 18-фунтовых пушек, так как 24-фунтовки оказались для него слишком тяжелы, а на надстройках имел восемнадцать 32-фунтовых карронад, две 12-фунтовые длинные погонные пушки и одну 12-фунтовую карронаду. Постройка судна обошлась казне в 220 677 долларов (44 135 фунтов стерлингов).

В самом начале войны американским фрегатам удалось достичь впечатляющих успехов: были потоплены или захвачены три британских 38-пушечных фрегата «Герьер», «Македониэн» и «Ява». Сказалось то, что американские корабли всё же были гибридами, а потому имели и лучшую защиту, и лучшее вооружение. К 1813 году британское Адмиралтейство предписало своим крейсерским силам принимать бой с янки только в соотношении «два своих против одного чужого». Английские капитаны были недовольны этим распоряжением и раз за разом искали возможности вступить в бой один на один с каким-либо из фрегатов США.

Случай представился 38-пушечному «Шеннону».

«Прошу Вас оказать мне честь…»

В апреле 1813 года в бостонской гавани были заблокированы четыре американских супер-фрегата: «Президент», «Конгресс», «Чесапик» и «Конститьюшн». На их пути стояло британское соединение в составе фрегатов «Шэннон» и «Тенедос», а также 74-пушечных линкоров «Вэлиант» и «Хог». 30 апреля туман и плохая видимость вынудили британцев отойти от Броуд Саунд, и два американских фрегата — «Президент» и «Конгресс» — сумели ночью проскользнуть мимо противника и выйти в новое крейсерство. В Бостоне остались только «Конститьюшн» и «Чесапик».

Американский фрегат в море. Работа команды - Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик» | Военно-исторический портал Warspot.ruАмериканский фрегат в море. Работа команды

В начале мая новый капитан фрегата «Чесапик» Джеймс Лоуренс получил приказ вырваться из Бостона к устью реки Святого Лаврентия и нарушить там британское прибрежное судоходство. 1 июня 1813 года Лоуренс покинул гавань и сразу же обнаружил перед собой 38-пушечный британский фрегат «Шэннон», которым командовал Филипп Брок.

Понимая, что его соединение откровенно упустило прорыв «Президента» и «Конгресса», Брок делал всё возможное и невозможное, чтобы выманить какой-нибудь фрегат US Navy из гавани. Он перехватывал торговые корабли, поджигал их и пускал в гавань Бостона, а в конце концов послал американскому капитану вызов, предлагая устроить дуэль фрегат против фрегата:

31 мая 1813 года.

«Сэр, так как представляется, что «Чесапик» сейчас готов к выходу в море, я прошу Вас оказать мне честь и вывести его против «Шеннона», один на один, чтобы испытать удачу наших флагов. На «Шенноне» имеются двадцать четыре бортовых орудия и одна лёгкая шлюпочная пушка; 18-фунтовки на главной палубе и 32-фунтовые карронады на квартердеке и баке; его команда состоит из 300 мужчин и мальчиков, не считая тридцати моряков, юнг и пассажиров, которые были в последнее время приняты на борт с освобождённых призов. Умоляю Вас, сэр, не подумайте, что желать встречи с «Чесапиком» меня побуждает лишь тщеславие или будто я рассчитываю на то, что только Ваше честолюбие вынудит Вас принять это приглашение. У нас у обоих имеются благородные мотивы.

Вам будет лестно узнать, что, по моему мнению, исход нашей встречи может стать величайшей услугой, которую я в состоянии оказать моей стране; и я не сомневаюсь, что Вы, будучи в равной степени уверены в успехе, убеждены, что только непрестанными триумфами в равных поединках Ваш небольшой флот может надеяться утешить Вашу страну, торговлю которой он больше не в силах защищать.

Прошу Вас оказать мне услугу и ответить на это письмо без промедления. У нас заканчивается провизия и вода, и мы не можем долго оставаться здесь».

Капитан фрегата «Шэннон» Филипп Брок - Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик» | Военно-исторический портал Warspot.ru Капитан фрегата «Шэннон» Филипп Брок

Бой, о котором просил Филипп Брок, состоялся, но описания его с разных сторон расходятся. По канонической версии, озвученной Альфредом-Тайером Мэхэном и Теодором Рузвельтом, вышедший из гавани «Чесапик» сразу же рванул к поджидавшему его «Шэннону», поскольку якобы имел прямой приказ атаковать британца. В таком изложении совершенно непонятен прямо-таки самоубийственный приказ американского руководства. Супер-фрегаты не создавались для боя с кораблями: вражеские линкоры и фрегаты были скорее помехой, мешавшей захватывать торговые суда противника и потрошить его конвои. Кроме того, у американцев было слишком мало кораблей, чтобы позволить себе рисковать ими.

В подтверждение своей версии Рузвельт приводит письмо Лоуренса, написанное им перед выходом из гавани, где есть такие слова:

«Английский фрегат в прямой видимости. Я хочу задать ему хорошую взбучку перед тем, как стемнеет».

Но целью «Чесапика» было побережье Ньюфаундленда, где он должен был атаковать английские торговые суда. Выходит, Лоуренс занимался самоуправством. Кроме того, Мэхэн и Рузвельт утверждают, что Лоуренс не получал вызова на дуэль между фрегатами и что вышел из гавани он по своей инициативе. В таком случае капитан «Чесапика» должен был прежде всего выполнять задачу, поставленную ему руководством, а не стремиться сломя голову в бой с «Шэнноном».

Капитан фрегата «Чесапик» Джеймс Лоуренс - Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик» | Военно-исторический портал Warspot.ru Капитан фрегата «Чесапик» Джеймс Лоуренс

С другой стороны, мало верится в то, что «Шэннон» во время сближения с американским фрегатом безвольно лежал в дрейфе, поджидая противника. Брок ведь уже упустил одно соединение US Navy. Пропусти он ещё и «Чесапик» — трибунал был бы неизбежен.

Британское описание, сделанное Хэмфри Стенхаузом, сменившим после боя тяжело раненного Брока, отличается от американского. Например, английский отчёт говорит, что Лоуренс погиб перед самым абордажем, тогда как американцы утверждают, что капитан «Чесапика» получил в грудь заряд картечи ещё при сближении судов.

Силы сторон

«Чесапик» представлял собою ослабленную версию хамфрисовоского супер-фрегата и имел следующее вооружение: двадцать восемь длинных 18-фунтовок, двадцать 32-фунтовых карронад и одну 18-фунтовую карронаду на квартердеке. Вес бортового залпа — 581 фунт. Как видим, вооружение «Чесапика» на день боя несколько отличалось от проектного. Такая практика объяснялась как особенностями предстоящего задания, так и предпочтениями капитанов в вооружении своего корабля в разные периоды.

Британский фрегат «Шэннон» нёс двадцать четыре 18-фунтовые длинные пушки на главной палубе, шестнадцать 32-фунтовых карронад на надстройках, две длинные 9-фунтовки в качестве погонных пушек и две 12-фунтовые карронады в качестве ретирадных орудий. Вес бортового залпа — 526 фунтов.

Экипаж Брока был одним из лучших в своем флоте: его артиллеристы не раз выигрывали призы по стрельбе, команда действовала слаженно — члены экипажа служили вместе с 1806 года. Кроме того, капитан тренировал своих комендоров в заряжании пушек с завязанными глазами, добиваясь полнейшего автоматизма действий. Ещё один факт, свидетельствующий о находчивости командира корабля. В те времена угол возвышения пушек регулировался специальными клиньями, подкладываемыми под казённую часть орудия. Брок поступил просто: он с разными упорами пристрелял пушки на весь спектр дальностей от 600 до 30 ярдов и приказал сделать на клиньях метки, соответствующие дальности стрельбы.

Фрегаты «Шеннон» и «Чесапик» в Бостонском сражении. Художник Джеймс Эдвард Баттерсворт - Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик» | Военно-исторический портал Warspot.ruФрегаты «Шеннон» и «Чесапик» в Бостонском сражении. Художник Джеймс Эдвард Баттерсворт

В команду «Чесапика» артиллерийские расчёты были набраны недавно и не имели боевого опыта. Однако фрегат только что вышел из бухты и имел отдохнувшую команду, тогда как «Шэннон» находился в 58-дневном крейсерстве. За одиннадцать дней своего командования Лоуренс успел провести для своей команды десять учений по стрельбе — ко дню сражения экипаж уже успел набить руку.

Дуэль без секундантов и распорядителей

Если убрать из описаний явные несоответствия, получается следующая картина.

1 июня 1813 года противники встретились на выходе из гавани Бостона совершенно случайно. Лоуренс прохаживался по шканцам, посматривая в подзорную трубу, тогда как Брок обходил артиллерийские расчеты, беспрестанно повторяя:

«Парни, бейте в корпус и по надстройкам. Действуйте хладнокровно. Не цельте в мачты, выбивайте экипаж, и мы легко возьмем их корабль».

В 17.30 оба фрегата начали сближение. Корабль Брока занял наветренное положение, быстро подошел и чуть не навалился на американца корпусом. «Чесапик» проскочил вперед, и «Шэннон» оказался под ветром.

В 17.40 начался бой, причём на дальности меньше пистолетной — 35 м. Первым дал залп картечью «Шэннон», и не только из 18-фунтовок, но и засыпав «Чесапик» градом мушкетных пуль. Корабль Лоуренса ответил, причём — поскольку американцы были на ветре — они стреляли чуть вниз, в корпус, и «Шэннон» получил несколько подводных пробоин. Залп 32-фунтовых карронад «Чесапика» смёл с квартердека англичан 12-фунтовые карронады вместе с расчётами. В ответ орудия Брока ударили по шканцам янки картечью. Лоуренс попытался вырваться вперед и приказал поднять все паруса, но Брок, положив руль, дал залп по корме американца и сбил руль, лишив «Чесапик» управления. В результате супер-фрегат развернуло носом к британцу. «Чесапик» мог бы попытаться уйти, если бы не случайность, решившая исход боя.

Один из якорей «Шэннона» залпом американцев был сорван со своего места и зацепился за пятый от кормы орудийный порт «Чесапика». В результате корабли оказались связаны друг с другом. Поняв, что надо ждать абордажа, Лоуренс отдал приказ всем морякам подняться на шканцы. Но перепуганный горнист Уильям Браун не смог дать нужный сигнал, и в результате на шканцах собрались только морпехи и расчеты орудий квартердека. В этот момент прозвучал очередной мушкетный залп англичан, и Лоуренс, сражённый сразу четырьмя пулями, упал, обливаясь кровью. Затем начался абордаж — быстрый и беспощадный.

«Чесапик» взят на абордаж. Смерть капитана Лоуренса. Художник Алонзо Чаппел

В 18.00 Брок с двадцатью матросами ступил на палубу «Чесапика». Залп американцев убил двоих, остальные моряки ворвались на почти пустой квартердек «Чесапика». В этот же момент английский фрегат дал залп из уцелевших карронад бака и буквально смёл обороняющихся с палубы. Некоторые американцы ринулись вниз в поисках спасения.

Честь флота США поддержали лейтенант Кокс и мичман Рассел, в 18.05 развернувшие 18-фунтовую карронаду в сторону англичан, чтобы выстрелить по шканцам «Шэннона». Этот выстрел произвёл среди нападавших заминку: минимум семь человек погибло, десять — получили ранения. В этот же момент лейтенант US Navy Ладлоу поднял матросов с нижней палубы в атаку, и на квартердеке «Чесапика» начался рукопашный бой. Янки удалось потеснить англичан, однако вскоре Ладлоу получил пулю в грудь. Атака не удалась, образовалось несколько обособленных групп сопротивления на шканцах и на баке супер-фрегата.

В 18.08 Брок повел своих людей — а их на «Чесапике» насчитывалось уже до 40 человек — в бой. В жестокой рукопашной он отбил сабельный удар американского лейтенанта, но был сбит с ног прикладом мушкета и получил рану в голову тяжёлым палашом. Уже поверженного Брока дважды проткнули штыками американские морпехи, и он бы погиб, если бы очередная волна идущих на абордаж матросов с «Шэннона» просто не размазала обороняющихся. В живых остался лишь третий лейтенант Уильям Кокс, который находился не на палубе, а на опер-деке, поскольку вместе с матросами выносил вниз тяжело раненного Лоуренса. Таким образом, на верхней палубе в этот момент американских офицеров не осталось совсем.

В 18.10 в спину американцам произвели выстрел из 32-фунтовой карронады, но матросов US Navy на верхней палубе оставалось так мало, что были ранены и несколько англичан, в том числе сменивший Брока первый лейтенант Джордж Ватт. Ватт получил картечную пулю в колено, но встал и, хромая, с двумя пистолетами в руках, упрямо пошёл на редкую стену обороняющихся. Оставшиеся в живых американцы бежали на нижнюю палубу. Тем не менее, супер-фрегат не собирался сдаваться. Один из американских матросов полез на бизань-мачту и приколотил гвоздями звёздно-полосатое знамя, а после, с тремя пулями в голове, свалился замертво.

В 18.12 англичане через пушечные порты и люки начали штурм опер-дека. Сопротивление янки утратило последние признаки организованности. Уже через 10 минут остатки команды «Чесапика» сдались.

Сражение «Шеннона» и «Чесапика» - Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик» | Военно-исторический портал Warspot.ruСражение «Шеннона» и «Чесапика»

Несмотря на столь длительное описание, абордаж длился всего 15 (по английским оценкам) или 20 (по американским) минут. Победа англичан была полной. Брок, несмотря на ранения, находился в сознании и принял капитуляцию. Вскоре из-за потери крови силы его покинули, и он потерял сознание. Часы показывали 18.20.

Награды, похороны, суды

Подведем итоги боя. С 17.40 до 18.00 «Чесапик» сумел дать 5 полных залпов. «Шэннон» за то же самое время произвел 10 залпов. «Шэннон» получил 5 подводных пробоин в левом борту, у него были повреждены бушприт и бизань-мачта. Потери англичан составили 24 человека убитыми и 56 ранеными из 330 человек экипажа. «Чесапик» был избит гораздо больше: в бортах зияли дыры, были повреждены руль, квартердек и все мачты у оснований, одно из британских ядер прошило корпус навылет, 6 орудий было сбито с лафетов. Потери янки составили 48 убитыми (в том числе и капитан Лоуренс) и 99 ранеными из 386 человек экипажа.

По большому счёту, бой «Чесапика» и «Шэннона» показал лишь одно: британский 38-пушечный фрегат вполне способен победить своего американского коллегу — пусть даже у того крепче борта. На таком малом расстоянии (35 м) пара залпов 24-фунтовок 44-пушечных кораблей просто потопила бы «Шэннон».

«Шеннон» и «Чесапик» прибывают в Галифакс. Художник Джон Кристиан Шетки

6 июня «Шэннон» прибыл в Галифакс, ведя за собой захваченный «Чесапик». После ремонта, 5 сентября, он вышел в очередное крейсерство, а 4 октября направился в Англию, взяв на борт своего бывшего капитана Филиппа Брока. 2 ноября корабль прибыл в Портсмут, где моряков «Шэннона» встретили как героев. Брок из-за серьёзных ран не мог продолжать службу во флоте, зато он получил титул баронета, городской совет Лондона избрал его своим почётным членом и вручил ему осыпанную бриллиантами шпагу. Командиром «Шэннона» стал Хэмфри Стенхауз. Победа над американцами была прозвана «второе славное 1-е Июня».

Лоуренс был похоронен в Галифаксе с воинскими почестями. «Чесапик» приобрело Адмиралтейство, и он вошел в состав Royal Navy.

В США поражение фрегата вызвало судебное разбирательство. Американцы ограничились поиском формальных причин поражения, сделав козлом отпущения несчастного Кокса. Ему вменили в вину то, что он в критический момент боя находился на нижней палубе и тем самым оставил отражающих абордаж матросов без командования. Но, когда Кокс спускался на опер-дек, на шканцах ещё оставались офицеры. Тем не менее, Кокс был признан виновным, и в 1814 году его с позором уволили из флота.

Канадская 2-долларовая монета, на которой изображён фрегат «Шеннон» - Дуэль фрегатов «Шеннон» и «Чесапик» | Военно-исторический портал Warspot.ru Канадская 2-долларовая монета, на которой изображён фрегат «Шеннон»

Правда, победа «Шэннона» над «Чесапиком» мало что изменила в стратегической ситуации. Подходившие к берегам США английские подкрепления начали блокировать порты, а главной их задачей была борьба с американскими каперами.

Как южане упустили шанс купить флотилию вооружённых пароходов

http://warspot.ru/9902-duel-fregatov-shennon-i-chesapik

Англичанине vs французы: чьи пушки лучше?

Восхитительным явлением в истории наполеоновских войн были одиночные дуэли кораблей. В английском языке, в отличие от сражений (battle), они именуются «акциями», или «экшенами» (action). В таких «экшенах» ничего не зависело от адмиралов — их исход решало мастерство капитанов и выучка экипажа. Зачастую именно французские команды оказывались на высоте. Пожалуй, самым зрелищным «экшеном» среди всех дуэлей можно назвать бой между английским фрегатом «Бланш» (Blanche) и французским фрегатом «Пик» (Pique). Действительно, это было нечто! Экспрессия от первого и до последнего залпа — и совершенно неожиданная концовка в финале.

Роковая встреча

Британский фрегат «Бланш» был построен в 1783 году. Через три года его подводную часть обшили медными пластинами для скорости хода. В 1793 году он перешёл в Вест-Индию, на Подветренные острова, и там на следующий год получил нового капитана — Роберта Фалькнора. В течение нескольких месяцев 1794—1795 годов фрегат крейсировал в Вест-Индии, в районе Гваделупы, чтобы помешать вывозу французского сахара в Европу.

Однажды в гавани Пуэнт-а-Питр ему вместе с однотипным фрегатом «Квебек» (Quebec) удалось заблокировать французский фрегат «Пик». Тот был спущен на воду в 1785 году под именем «Флёр-де-Лис». В 1792 году корабль получил имя «Пик». К французской колонии Гваделупа фрегат пришёл в 1794 году с миссией комиссаров Конвента Кретьена и Юга. Они прибыли сюда с несколькими целями:

  • аннулировать рабство на Гваделупе в соответствии с Декларацией прав человека и гражданина;
  • организовать выборы представителей в Генеральные штаты от Гваделупы, поскольку до революции в этом учреждении колонии вообще не были представлены;
  • подавить возможные роялистские и контрреволюционные настроения в колонии.

Затем французский фрегат вошёл в состав морских сил Гваделупы, охранял торговые суда местных купцов, которые отправлялись во Францию.

Появление двух британских кораблей стало для французов неприятным сюрпризом. Команде «Пик» не оставалось ничего иного, кроме как отойти к гавани под прикрытие береговых батарей. Фрегат курсировал, не отходя далеко от берега, и дразнил англичан, надеясь подвести их под огонь пушек с берега. 2 января 1795 года «Квебек», испытывавший недостаток в воде и провианте, был вынужден уйти к Гренаде. Но «Пик», подозревая уловку британцев и думая, что второй их фрегат скрылся поблизости, в море не выходил.

Начало дуэли фрегатов «Бланш» и «Пик». dawlishchronicles.com - Англичанине vs французы: чьи пушки лучше? | Военно-исторический портал Warspot.ruНачало дуэли фрегатов «Бланш» и «Пик».
dawlishchronicles.com

Наконец, в ночь с 4 на 5 января 1795 года капитан французского фрегата Консейль решился. Днём англичане захватили французскую шхуну с ромом и сахаром, и французские колонисты требовали защиты от флота. Вдобавок ко всему, подул попутный для француза ветер. И «Пик» вышел в море, имея наветренное относительно «Бланш» положение.

Чем хороша карронада

Фрегаты «Бланш» и «Пик» были одноклассниками с примерно одинаковым вооружением. «Пик» имел на опердеке двадцать шесть 12-фунтовых орудий и восемь 6-фунтовок на надстройках. Номинально фрегат был оснащён 38 пушками, но четыре из них сняли с корабля ещё во Франции, чтобы разместить дополнительный провиант и грузы перед дальним походом. У «Бланш» были те же самые двадцать шесть 12-фунтовок на главной палубе, шесть 6-фунтовок на надстройках, а также шесть 18-фунтовых карронад — орудий, которые до 1805 года не использовались во французском и испанском флотах. Это были облегчённые орудия с малой длиной ствола, но большим калибром. Такой тип пушек был бесполезен на дальней и средней дистанциях, однако в ближнем бою он позволял на порядок увеличить массу бортового залпа.

Карронада зарекомендовала себя страшным орудием. Из-за уменьшенного заряда пороха она придавала ядру низкую начальную скорость. В результате ядро за счёт своей массы не пробивало, а проламывало борт корабля, образуя кучу деревянной щепы, которая калечила и убивала находившихся поблизости членов экипажа. Для сравнения. Если выстрелить в стекло из револьвера — от пули останется маленькая дырочка. По стеклу пойдут трещины, но, скорее всего, само стекло выдержит. Если же кинуть в стекло рукой камень, то стекло разобьётся и даст множество осколков. Именно такой эффект в ближнем бою продемонстрировали орудия подобного класса. Кроме того, карронады весили гораздо меньше, чем обычные пушки: к примеру, 32-фунтовая длинная пушка весила 2,79 т, а карронада такого же калибра — всего 784 кг.

Чертёж 18-фунтовой карронады — такие стояли на фрегате «Бланш» - Англичанине vs французы: чьи пушки лучше? | Военно-исторический портал Warspot.ruЧертёж 18-фунтовой карронады — такие стояли на фрегате «Бланш»

В ответ на карронады французы в 1780-х годах начали использовать «обюзьеры» (obusier) — короткоствольные и тонкостенные гаубицы. Это была попытка создать универсальное орудие ближнего боя, то есть совместить мортиру, пушку и карронаду. В результате получилось непонятно что, как это обычно бывает с гибридами: при использовании в качестве пушек, стреляющих бомбами, обюзьеры просто разрывало. Из-за большего веса их либо делали калибром меньше, чем у англичан, либо размещали на корабле в аптекарских дозах.

Испанцы, по примеру французов, разработали мортиру-гаубицу «обусес» (Obúses). Она была ещё более тонкостенной и обладала слишком низкой начальной скоростью заряда. Но частые саморазрывы этих орудий и их малая эффективность привели к тому, что ткаие мортиры практически не использовались. Кроме того, обстрел с высокой скорострельностью верхних палуб — а именно там располагались французские и испанские аналоги карронад — просто сметал свои же артиллерийские расчёты.

Таким образом, англичане в ближнем бою (от 50 м и меньше) имели небольшое преимущество. Этим преимуществом были шесть 18-фунтовых карронад. Однако французы имели численный перевес в экипаже: штатная команда «Пик» насчитывала 360 человек. Экипаж «Бланш» после эпидемии жёлтой лихорадки состоял всего из 210 человек.

Мачты долой!

В ночь на 5 января 1795 года небольшие тучи иногда заслоняли луну. В такие моменты наступал непроглядный мрак. Вот и вышло, что француз появился перед английским фрегатом совершенно неожиданно. Корабли располагались носом друг к другу. «Пик» прошуршал всего лишь в 30 футах от «Бланш» (1 фут равен примерно 0,3 м) и дал полный залп по правому борту англичанина. Затем фрегат заложил поворот фордевинд, чтобы обрезать нос и поставить противника под продольный огонь. Фалькнор немедленно приказал привести к ветру и в свою очередь дал залп по французу. Корабли оказались на расстоянии в 20 футов и, двигаясь в одном направлении, начали обстреливать друг друга ядрами. Так продолжалось в течение следующей четверти часа.

Поскольку «Бланш» имел менее обросшее днище и был более быстрым, он вырвался вперёд, обрезал французу нос и дал продольный залп. Однако Консейль, капитан «Пик», быстро среагировал, привёл к ветру и ответил полным бортом. Через пару минут, надсадно скрипя, бизань англичанина надломилась и рухнула, закрыв половину правого борта.
Тотчас же на корму отправились матросы, чтобы отрубить бизань до конца и освободить корабль. Консейль решил обстрелять англичанина с беззащитной кормы, подошёл почти вплотную и… запутался в снастях и рангоуте упавшей, но не до конца отломленной британской бизань-мачты. Фалькнор быстро приказал закинуть абордажные крюки на французский бушприт. Связанные намертво, корабли оказались на расстоянии 5—10 футов друг от друга. Англичане пошли на абордаж. Но тут один из французов метким выстрелом убил Фалькнора. Британцы откатились. Командование кораблём принял старший лейтенант Уоткинс.

Смерть капитана Роберта Фалькнора. Художник Томас Стотард - Англичанине vs французы: чьи пушки лучше? | Военно-исторический портал Warspot.ru Смерть капитана Роберта Фалькнора. Художник Томас Стотард

Поскольку фрегаты были строго зафиксированы нос к корме, французы могли вести огонь только двумя погонными орудиями, а англичане — двумя ретирадными орудиями. Чтобы получить преимущество, Уоткинс приказал плотникам прорезать в корме два дополнительных порта, чтобы перекатить туда карронады с верхней палубы. Этим плотники и занялись — под огнём, прикрываемые морскими пехотинцами с марсов и надстроек. Прорубить порты не удалось, зато они отрубили злосчастную бизань, которая с грохотом упала в воду, наклонив нос противника вниз. Наклон совпал с залпом из двух британских орудий, который практически смёл с верхней палубы француза всю абордажную партию — около 50 человек. Ветер наполнил паруса, и «Бланш» пошёл вперёд, ведя за собой на привязи французский фрегат.

Бой начался через два часа после полуночи. К 3:15 Мевилл, один из английских плотников, предложил решение: можно проделать импровизированные порты на корме, просто прострелив их из пушек! Сказано — сделано. Два залпа из 12-фунтовых карронад просто проломили борта «Бланш» и образовали импровизированные пушечные порты. В этот момент француз из носовых дал залп. Корма английского фрегата загорелась, однако морские пехотинцы, стоявшие с вёдрами наготове, смогли быстро потушить пожар. Имея на корме четыре пушки против двух французских, англичане получили преимущество. Тем не менее, французские пушкари смогли сбить на англичанине и грот-мачту. Правда она сразу отломилась и упала в воду.

Уоткинс приказал перейти на беглый огонь. После трёх-четырёх залпов полетела за борт французская фок-мачта, точно так же не надломившись до конца. Она закрыла французам левый борт. Уоткинс приказал рубить абордажные крюки. «Бланш» освободился, обогнул француза и начал обстрел закрытого фок-мачтой левого борта неприятеля. Через полчаса у того упала грот-мачта, а еще через несколько минут — и бизань. По сути, «Пик» оказался небоеспособным. Однако лишь через четверть часа, в 5:15, на французском фрегате начали размахивать белыми флагами. Английский корабль взял француза на буксир и неторопливо пошёл к Гренаде.

Концовка боя между фрегатами «Бланш» и «Пик». Художник Джон Томас Бейнс - Англичанине vs французы: чьи пушки лучше? | Военно-исторический портал Warspot.ruКонцовка боя между фрегатами «Бланш» и «Пик». Художник Джон Томас Бейнс

Неусвоенный урок

Потери французов в дуэли составили 76 человек убитыми и 110 ранеными из 360 человек экипажа. У англичан из 210 человек 8 были убиты и 21 ранен. Гигантская разница в потерях объясняется использованием английских карронад против абордажной партии противника. Как мы помним, одним залпом из двух 18-фунтовок британцам удалось накрыть 50 французских моряков, готовившихся к абордажу.

К сожалению, французское Адмиралтейство не разбирало подробно этот бой, и проблема карронад неожиданно аукнулась при Трафальгаре в 1805 году. Собственно, именно в недооценке карронад состояла главная ошибка адмирала Вильнёва. Он был одним из лучших французских адмиралов своего времени. Естественно, Пьер-Шарль Вильнёв задумывался над тем, каким будет предстоящее сражение и как нейтрализовать расчленение флота Нельсоном. Показательно, что перед сражением он был уверен: англичане попытаются прорвать французскую линию в нескольких местах. В связи с этим адмирал дал капитанам следующие инструкции: корабли, находящиеся под ветром, обстреливают противника при сближении, а в ближнем бою стремятся к абордажу. Корабли на ветре делают поворот оверштаг и атакуют близлежащего противника.

«Бланш» буксирует захваченный французский фрегат «Пик». Художник Роберт Додд

Получается, Вильнёв ставил на старую добрую свалку, известную ещё со времен англо-голландских войн, и абордаж. Если вспомнить, что помимо увеличенных команд французы имели возможность распределить по эскадре около 6 000 солдат, которые готовились для высадки в Англии, то мысль адмирала кажется очень правильной. Во-первых, имея увеличенные команды, французские и испанские корабли могли вести бой на оба борта. Во-вторых, они могли при абордаже реализовать своё преимущество в численности экипажей и солдат.

А теперь вспомним результат Трафальгарского сражения. Французы и испанцы потеряли здесь 3 243 человека убитыми и 2 538 раненными, тогда как потери англичан составили 458 человек убитыми и 1 028 получили ранения. Причина заключалась как раз в том, что английские корабли были просто утыканы карронадами.

Судите сами:

  • 74-пушечные «Бель Иль» имели четырнадцать 32-фунтовых и восемь 24-фунтовых карронад;
  • «Марс» — четырнадцать 32-фунтовых карронад;
  • «Тоннант» — восемнадцать 32-фунтовых карронад;
  • «Ривендж», «Левиафан», «Свитшур», «Конкерор» — двенадцать 32-фунтовых и шесть 18-фунтовых карронад;
  • «Орион» — шесть 32-фунтовых карронад;
  • 100-пушечник «Виктори» — две 68-фунтовых карронады;
  • наконец, «Британия» из ста пушек имела двенадцать 32-фунтовых карронад.

В итоге именно эти орудия ближнего боя спасли — по крайней мере, в первой фазе боя — британские корабли от захвата. Карронады, чинённые картечью, просто опустошали палубы французов и испанцев, тем более что для абордажа на верхней палубе собиралась по возможности большая часть команды. Бедные «Редутабль» (по нему вообще четыре раза прошлись двойные залпы карронад «Виктори» и «Тоннанта»), «Фуге», «Энтрепид» сполна испытали на себе смертельные залпы английских орудий. Картечь просто сметала французские и испанские экипажи с палуб.

Урок, полученный французами в 1795 году, не пошёл им впрок.

http://warspot.ru/10338-anglichanine-vs-frantsuzy-chi-pushki...

Картина дня

наверх