На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Битва при Ялу. Второе сражение броненосных эскадр XIX века. В 3-х частях

Битва при Ялу. Второе сражение броненосных эскадр XIX века (часть 1)

Тема битвы при Лиссе вызвала большой интерес среди читателей «Военного обозрения», пожелавших, чтобы и ряд других крупных морских сражений были рассмотрены в таком же ключе. Что ж, тема действительно очень интересная, поэтому выполняем их просьбу.

Пролог

После битвы при Лиссе развитие морских вооружений пошло буквально семимильными шагами, а свое мнение по этому поводу высказывали все, начиная от классика марксизма Фридриха Энгельса и заканчивая поэтом Николаем Некрасовым. Технически последствия этого сражения вылились в то, что все, абсолютно все морские боевые суда обзавелись мощными таранными форштевнями, а еще артиллерию главного калибра на них стали располагать так, чтобы обеспечить максимальным количеством стволов, которые можно было бы направить вперед. То есть орудийные башни устанавливались не на оконечностях, а по бортам по диагонали, что позволяло стрелять вперед и назад сразу из четырех орудий, а на траверзе вести огонь также из четырех при определенных углах.


Китайский флагманский броненосец в битве при Ялу «Динъюань». Модель фирмы «Бронко» в масштабе 1:350. Фото из американского журнала «Файн скейл моделлер»

В разных странах мира было построено много таких кораблей, это и знаменитые «Кайо Дуилио», и «Энрико Дандоло», и «Италия», и «Лепанто», и целый ряд британских кораблей, включая и злосчастный «Кэптен», и столь же злополучный американский броненосец «Мэн». И надо же было такому случиться, что именно такими же броненосцами обзавелся и Китай, когда решил-таки наконец тоже превратиться в морскую державу!

Модернизация по китайскому образцу

А было так, что в последнюю четверть XIX века Китай вошел отсталой во всех отношениях типично азиатской страной с неэффективной системой государственного управления, чрезвычайно отсталой промышленностью и примитивным полуфеодальным сельским хозяйством.

Китай потерпел поражения в опиумных войнах в 1840-1842 и 1856-1860 годах, и все дело шло к его полному превращению в одну из многочисленных европейских колоний, однако, к счастью для китайцев, оно до этого все же не дошло. Правительство осознало необходимость реформ, и прежде всего реформ военных, которые, тем не менее, были начаты в типично китайской манере. Суть ее заключалась в том, что в Китае и армейские формирования, и даже флот управлялись не из единого центра, а подчинялись… наместникам тех провинций, в которых они находились. То есть эти самые наместники, словно древние феодалы, по своему усмотрению распоряжались ими словно своими собственными дружинами, хотя деньги получали на их содержание из государственной казны. Впрочем, они же туда и много отдавали, как официально, так и неофициально. И те, кто были «щедрее», получали и больше прав, и больше возможностей.

Одним из таких деятелей был Ли Хунчжан, ставший в 1870 году наместником столичной провинции Чжили, что вполне можно было бы приравнять по нашим меркам к самой высокой государственной должности. 

Он активно выступал за проведение Китаем «политики самоусиления» и за «движения за усвоение заморских дел». В 1875 году именно им была разработана первая в Китае морская программа, по которой предполагалось заказать в Европе целый флот из 48 современных боевых кораблей, при одновременной организации строительства какого-то их количества и на китайских верфях. Планировалось пригласить специалистов из-за рубежа, обучить свои собственные национальные кадры, построить заводы, шахты и судоверфи. То есть «прорубить окно в Европу» по российскому (и японскому вариантам), но только, разумеется, на свой собственный, китайский манер.


К счастью, источников по данной теме очень много. Есть русские, а есть и английские.

Первоначально деньги по этой программе выделялись всем четырем китайским флотам. Однако Ли Хунчжан сумел добиться от императора, чтобы они были целиком переданы ему и пущены на укрепление лично ему подчинявшегося северного флота. Тогда же он пригласил своего земляка (а в Китае это было в обычае) Дин Жучана командовать этим флотом. Причем человек он был достаточно известный и деятельный, участвовал в восстании тайпинов, а затем сам же его и подавлял, и таким образом заслужил полное доверие властей.

Ну а для того чтобы компенсировать отсутствие опыта у китайских офицеров, в Китай было решено пригласить около 200 английских военных специалистов, включая коммодора Уильяма Ланга, а также немецких и американских морских офицеров. Так, начальником штаба Северного (или как его называли китайцы) Бэйянского флота стал немецкий майор Константин фон Геннекен, в то время как англичанин Уильям Тайлер и американец Фило Мак-Гиффин получили должности вторых командиров на двух только что построенных для Китая броненосцах, прибывших из Европы. Что это были за корабли, мы подробнее рассмотрим несколько позже, а пока лишь отметим, что все то положительное, что было достигнуто китайцами на пути модернизации страны, армии и флота, во многом нивелировалось откровенно плохой подготовкой личного состава, состоявшего в своей массе из безграмотных крестьян, а также повсеместно процветавшей в Китае того времени коррупцией и казнокрадством. Собственно, именно на них и основывалась вся модернизация по-китайски, причем масштабы ее были столь значительны, что привели к тому, что многие британские офицеры вынуждены были оставить свою службу в Бэйянском флоте.



Вот только читать текст с ять и фитой очень непривычно и утомительно…

Тем не менее, уже к 1885 году этот флот стал восьмым в мире по численности и на какое-то время самым сильным на Дальнем Востоке! Корабли совершали «визиты вежливости», активно «демонстрировали флаг», одним словом Китай на морях о себе наконец-то заявил. Правда случались и курьезы. Например, когда китайские броненосцы прибыли в японский порт Курэ, там на борт одного из них поднялся Хэйхатиро Того – будущий прославленный японский адмирал. Своим острым взглядом он заметил, что китайские матросы на броненосце «Динъюань» сушат свое нижнее белье, развесив его на стволах орудий главного калибра. А это, мол, говорит о их низком боевом духе. И эту «историю с подштанниками на стволах у пушек» тут же попала в газеты и весьма негативным образом повлияла на имидж Китая, как «великой морской державы». Хотя, конечно, все это было не более чем злопыхательство и «черный пиар», а вот в чем же «заявка» китайцев на свою «морскую силу» проявилась конкретно, мы как раз сейчас и рассмотрим…

Корабли Бэйянского флота: стрелять редко, да метко!

При всей восточной специфике модернизации страны (например, должников, не плативших налоги, наказывали ударами палками по пяткам!) следует признать, что флот свой китайцы создавали очень даже продуманно. Так, например, они решили, что сначала нужны кадры, а уже потом большие и сложные корабли, но подготовить их лучше всего, построив много небольших и дешевых корабликов, вооруженных, тем не менее, мощными орудиями. Поэтому первыми современными кораблями Бэйянского флота стали канонерские лодки. Сначала совсем уж простые, а затем построенные в Англии «ренделовские» канонерки, вооруженные 280-мм орудием. Брони они не имели, но могли действовать и на реках (что для Китая было очень важно), и в море, но попасть в них из-за их небольших размеров было нелегко, тогда как снаряды их орудия главного калибра обладали сильным разрушительным действием.

Битва при Ялу. Второе сражение броненосных эскадр XIX века (часть 1)

Основные корабли Бэйянского флота: слева направо – броненосец «Динъюань», броненосный крейсер «Цзиюань», минный крейсер «Гуанъи», броненосный крейсер «Пинъюань», один из многочисленных миноносцев германской постройки.


Корабли в обратном порядке. Хорошо видны все конструктивные особенности и вооружение названных кораблей.

Затем к ним добавились также построенные в Англии «ренделовские» крейсера III класса «Чаоюн» и «Янвэй», главной особенностью которых опять-таки стали водоизмещение и вооружение. Их создатель Уильям Армстронг расхваливал эти крейсера как образцы небольшого и дешевого судна, которое в бою будет способно справиться большим рангоутным броненосцем. Главной его защитой должны были стать высокая скорость хода и малые размеры, что в принципе позволяло диктовать противнику условия боя. В 1882 году Армстронг писал, что нет ни одного корабля британского флота, способных сражаться с этими его крейсерами один на один, и что ни один британских корабль не может настигнуть их или уйти от них, если бы возникла такая необходимость. 


Крейсер III класса «Чаоюн».


Орудийный каземат на «Чаоюне».

Кроме того, вооружением из двух 280-мм орудий Армстронга, легко пробивавших в это время броню равную их калибру, в те годы могли похвастаться лишь немногие корабли. Интересно, что орудия эти размещались не в башнях, а казематах на носу и корме с откидными броневыми щитами, из-за чего у них имелись мертвые углы обстрела как спереди, так и сзади, хотя и не слишком большие. Кстати, сами англичане этими судами не вдохновились, посчитав их мореходность никудышной. Да в принципе так оно и было, хотя китайцев она и устраивала.


Палубное орудие бронепалубного крейсера «Цзиюань».

В 1883 – 1887 гг. флот продолжал пополняться новыми кораблями, хотя все они оставались весьма специфичными, по сравнению с западными образцами. Это были малотоннажные крейсера II класса «Цзиюань», «Чжиюань» и «Цзинъюань» и «Лайюань», построенные в Англии и Германии по типу элсвикских крейсеров, однако вооружение их для этого типа судов было не характерно. По требованию китайской стороны на них было установлено по три 210-мм орудия главного калибра, но всего лишь две 152-мм пушки Канэ.


Броненосный крейсер «Пинъюань».

Пожалуй, самым странным кораблем Бэйянского флота стал «Пинъюань», собственной китайской постройки. Это был своеобразный гибрид канонерской лодки и броненосца береговой обороны, который сами китайцы почему-то считали броненосным крейсером. Главным его калибром являлось 260-мм орудие фирмы «Крупп» в носовой барбетной установке, защищенное куполообразным броневым колпаком, по бортам на спонсонах находились два 6-дюймовых крупповских орудия (150-мм) за броневыми щитами. Благодаря этому теоретически корабль мог стрелять прямо по курсу сразу из всех орудий, что отвечало модной в то время таранной тактике боя. Впрочем, скорость хода у него была всего лишь 10 узлов, так что таран противника для него был просто непосильной задачей.

Но, конечно, самыми сильными кораблями Бэйянского флота были два броненосца, построенных в Германии на штеттинских верфях фирмы «Вулкан», «Динъюань» и «Чжэньюань», вступившие в строй соответственно в 1885 и 1886 гг. Хотя строили их немцы, на германские броненосцы «Захсен» они не были похожи совершенно, зато и расположением башен, и вооружением походили на английские броненосцы «Аякс». Хотя на них стояли спаренные 305-мм казнозарядные орудия против типичных для германских броненосцев 280-мм, и 317-мм дульнозарядных пушек кораблей англичан. Впрочем, особых достоинств у этих орудий не было. Они были недостаточно дальнобойными и медленно заряжались, производя лишь один выстрел в четыре минуты. Как и на английских броненосцах типа «Аякс», вспомогательная артиллерия китайских кораблей состояла всего лишь из двух 152-мм орудий, расположенных в самом носу и на корме и прикрытых броневыми колпаками. 

Вертикальная броня кораблей защищала у них только лишь среднюю часть корпуса. Пояс брони «компаунд» имел высоту три метра и достигал в своей средней части толщины в 16 дюймов. Верхняя его часть была толщиной в 10 дюймов, а та, что ниже ватерлинии, имела 6-дюймовую толщину. В центре находился броневой бруствер в форме гантели, внутри которого размещались два барбета установок орудий главного калибра, и боевая рубка, изготовленные из 12-дюймовой брони. Орудийные установки сверху были накрыты броневыми колпаками из 6-дюймовой (в лобовой части) и 3-дюймовой брони. Под редутом броневой палубы не было, но зато и носовая, и кормовая оконечности защищались «карапасной» броневой палубой также из 3-дюймовой брони. Множество отсеков по ватерлинии были наполнены пробкой, хотя, конечно, оконечности обоих кораблей были более уязвимыми для снарядов, чем их центральная часть.


Схематических разрез корабля «Динъюань»

Опять-таки теоретически подобная установка орудий главного калибра давала возможность вести огонь из четырех стволов как вперед, так и назад, а также на траверзе. Это отвечало тактике таранного боя. Однако реально из-за разрушительного воздействия пороховых газов на надстройки, многие ракурсы ведения огня могли иметь значение разве что в теории.

Скорость в 14,5 узла, которую развивали эти корабли, в то время для броненосцев считалось вполне достаточной! 


«Динъюань» и «Чжэньюань» в предвоенной раскраске.

В целом можно сказать, что китайский флот состоял из весьма и весьма специфических кораблей в основном малого водоизмещения, но с сильной артиллерией главного калибра, и совершенно очевидно, что это вынуждало китайских моряков «стрелять редко, да метко», то есть требовало от них хорошей выучки и боевого мастерства, и это же самое требовалось и от их командиров! И это было тем более важно, что плавания в целях демонстрации флага для китайского императорского флота подходили к концу и уже приближалось 17 сентября 1894 года, когда ему предстояло сразиться с императорским флотом соседней Японии.

(часть 2)

Сравнения и сопоставления

Что же касается Японии, то с Китаем у нее всегда были сложные отношения. Сначала младшего брата со старшим. Японцы смотрели на Китай с восхищением, граничившим с обожанием. «Все лучшее приходит из Китая», — говорили они и были абсолютно правы. Практически вся их культура, включая религию буддизм, пришла к ним (или была принесена им) именно из Китая. Собственная их находка — разве что обычай вскрывать себе живот. В Китае самоубийцы обычно вешались, причем очень часто обиженный на воротах обидчика, чтобы доставить тому неприятности.


Японский крейсер «Ицукусима».

К XVI веку это стали отношения равных партнеров, сцепившихся между собой из-за лакомого куска – Кореи. Китайцы считали ее своим протекторатом, японцы – «что надо делиться». Итогом стала истребительная война, окончившаяся тем, что самураям пришлось отступить.

Затем Япония погрузилась в сумрак изоляции, однако начала преобразования по европейскому образцу в целом раньше, чем Китай и потому больше преуспела. Свой первый таранный броненосец «Котетсу» японцы вообще купили у разгромленных южан, и то, что он вообще добрался с Кубы до Японии через Тихий океан – настоящий подвиг мореплавания. Так же, как и китайцы, японцы приглашали специалистов из Европы, включая и судостроителей. Так, например, строительство первого собственного боевого корабля – крейсера «Хасидатэ» и его систершипов «Мацусимы» и «Ицукусима» было осуществлено под руководством и по чертежам французского конструктора Э.Бертена. 


Японский крейсер «Мацусима», 1895 г. Пескадорские острова.

В предыдущем материале рассказывалось о китайских кораблях, сражавшихся в битве при Ялу, и был сделан вывод о том, что по ряду причин они получились, ну, скажем так, несколько более оригинальными, чем традиционные европейские боевые суда – броненосцы и крейсеры. И – удивительные вещи подчас преподносит нам жизнь, то же самое ведь произошло и с японцами. Потому, что все эти три крейсера представляли собой ни что иное, как трехорудийный французский броненосец, «разрезанный» на три части и превращенный в три отдельных корабля. На двух крейсерах 320-мм орудие устанавливалось в барбете на носу, а вот на «Мацусиме» оно устанавливалось… сзади. Орудия эти в лучшем случае могли давать 2 выстрела в час, хотя и отличались хорошей бронепробиваемостью. Единственным их козырем была целая батарея скорострельных 120-мм орудий и скорость в 16 узлов, а так никаких других преимуществ перед китайскими кораблями они не имели. Китайские крейсера были меньше японских и имели все по два среднекалиберных орудия. Причем, это были старые орудия, имевшие невысокую скорострельность. То есть получается, что китайская эскадра значительным образом превосходила японскую крупнокалиберной артиллерией, имея в наличии 27 орудий против 12. Но у японцев было среднекалиберных орудий 120-152-мм: 84 против 25. При этом их пушки стреляли в 3-4 раза чаще, чем японские. То есть японцы в предстоящем сражении должны были иметь преимущество в силе огня по сравнению с китайцами в отношении приблизительно 2:1. Важно отметить и различие в типах, применявшихся японцами и китайцами боеприпасов: у первых были в основном осколочно-фугасные снаряды. Причем на самых новых кораблях снаряды имели заряды из мелинита, обладавшего существенно большей разрушительной силой, чем черный дымный порох и пироксилин. У китайцев снаряды были в основном бронебойные, сплошные, или с очень небольшим зарядом взрывчатого вещества и донным взрывателем. Зная, что в предстоящей войне ему придется сражаться с легкобронированными японскими крейсерами, адмирал Дин Жучан затребовал к своим орудиям фугасные снаряды. Но… даже то, что удалось получить, составляло всего лишь четверть от имевшегося на китайских кораблях боекомплекта. То есть не приходится говорить о том, что китайские орудия были в достатке обеспечены эффективными снарядами именно для предстоящего сражения. Впрочем, одно обстоятельство играло китайцам на руку. Это дальнобойность их крупнокалиберных орудий. В частности, оба китайских броненосца могли стрелять на расстояние до 7 км, то есть поражать неприятеля издалека. Вот только в ходе боя их корабли сошлись с японскими так близко, что и это преимущество они потеряли.


Японский бронепалубный крейсер «Акицусима», 1897 г.

А потеряли они его прежде всего потому, что японцы в свою очередь обладали преимуществом в скорости хода. Их новейшие крейсеры были быстроходнее китайских кораблей. Кроме того, нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что судовые механизмы на них были сильнее изношены даже просто в силу их возраста. Поэтому они не могли развить положенной им скорости. В то же время подготовлены китайские матросы и офицеры были хорошо, что показали военно-морские учения, проведенные в мае 1894 г. Что до боевого духа, то по описанию очевидцев - участников сражения, он был высоким на обеих эскадрах.


Японский бронепалубный крейсер «Нанива, 1887 г.


Барбетная 259-мм установка японского бронепалубного крейсера «Нанива».

Что касается количественной стороны дела, то силы сторон, вступившие в схватку 17 сентября 1894 года, были следующими: с китайской стороны – два броненосца 2-го класса, три броненосных крейсера 3-го класса, три бронепалубных крейсеров 3-го класса, один минный крейсер, три безбронных крейсера 3-го класса и два миноносца, то есть всего 15 кораблей. 



Миноносец Бэйянского флота «Тсо 1».

Их противники японцы имели семь бронепалубных крейсеров 2-го класса, один броненосный крейсер 3-го класса, один малый казематный броненосец, один полуброненосный корвет, одну канонерскую лодку и одно штабное судно (или вспомогательный крейсер) – всего 12 кораблей. То есть преимущество в численности кораблей было у китайцев, но как здесь уже было сказано, на стороне японцев было значительное превосходство в количестве среднекалиберных орудий, скорострельности, количестве выбрасываемого металла и взрывчатки, а также в скорости хода. Китайские корабли имели преимущество в броневой защите. 


Японский броненосный крейсер III класса «Чиода».

Самое удивительное, однако, заключалось в том, что здесь, бесконечно далеко от Европы, прошли проверку боем корабли, построенные в рамках концепции… итальянского кораблестроения. Оба китайских броненосца были построены по «цитадельной» схеме, позаимствованной у кораблей типа «Кайо Дуилио», а вот японские крейсера типа «Мацусима» по сути представляли реализацию проекта броненосца «Италия». Так что в Желтом море, если подумать, довелось сразиться именно «итальянским кораблям», но с некими отличиями, которые выразились в большом количестве среднекалиберной артиллерии на судах у японцев.


Японский бронепалубный крейсер 2-го класса «Ёсино». 1893 г.

Для примера рассмотрим, как был вооружен японский бронепалубный крейсер 2-го класса «Ёсино». Четыре 152-мм скорострельных орудия с раздельным заряжанием системы Армстронга со стволами длиной в 40 калибров, служили ему главным калибром и могли стрелять на расстояние до 9100 м, давая по 5-7 выстрелов в минуту. Располагались на спонсонах по бортам на верхней палубе, два в носу у фок-мачты, а два других позади грот-мачты на корме. Средний калибр был представлен шестью скорострельными орудиями того же производителя, калибра 120-мм с раздельным заряжанием, и такой же длиной ствола. Дальность стрельбы их была практически такой же, как и у шестидюймовок – 9000 м, но скорострельность была выше и доходила до 12 выстрелов в минуту. Очевидно, что ни один из китайских кораблей одного с ним класса не смог бы при всех прочих обстоятельствах сражаться с ним на равных. От него могло бы достаться даже броненосцам. При этом он мог не опасаться получить в ответ даже их крупнокалиберные снаряды! Забегая немного вперед, стоит сказать, что в битве при Ялу скорострельная артиллерия этого корабля показала прекрасные боевые качества по сравнению со старыми крупнокалиберными пушками, дававшими один выстрел в несколько минут и не имевшими достаточного боекомплекта. За время боя крейсер выпустил около 1200 снарядов, так что его палуба была по щиколотки засыпана пустыми гильзами от унитарных выстрелов, так что артиллеристам приходилось сбрасывать их за борт при помощи лопат.

Рассказывает очевидец событий

Ну а о том, как готовились к предстоящему бою на японских кораблях, лучше всего, пожалуй, рассказал участник тех событий, находившийся на борту броненосца «Динъюань» американец Филон Нортон МакДжиффин, который написал об этой битве статью в журнал «Сенчюри».

Битва при Ялу. Второе сражение броненосных эскадр XIX века (часть 2)

«Масусима» в бою при Ялу.

Так, он пишет о том, что с началом военных действий и офицеры, и матросы непрерывно работали над тем, чтобы привести корабли в состояние максимальной боевой готовности. После столкновения с японцами 25 июля у острова Бейкер, все шлюпки с кораблей, кроме одного шестивесельного баркаса, остававшегося на каждом судне, были сняты. В этом бою шлюпки загорелись практически сразу же и их пришлось тушить, а когда они были потушены, выяснилось, что они были полностью выведены из строя. Также были сняты тяжелые стальные колпаки, прикрывавшие орудия главного калибра. Было решено, что толщина их брони недостаточна для того, чтобы защитить их прислугу в случае попадания снаряда. А вот пробив их броню и взорвавшись внутри, снаряд гарантированно уничтожил бы там всех. И как оказалось впоследствии, решение это было правильным, поскольку многие снаряды пролетали прямо над головами обслуживающих их артиллеристов.


Корабли Бэйянского флота покидают гавань Вэйхайвэя.

Все ненужные изделия из дерева, такелаж и т. д. были убраны, боковые крылья моста отрезаны; а все поручни и лестницы сняты. Башнеподобные щиты 6-дюймовых орудий, носовые и кормовые, были сохранены, чтобы защитить экипажи орудий от выстрелов тяжелых орудий, когда они стреляли вперед или назад. Гамаки были помещены в качестве защиты для расчетов этих же орудий, а внутри надстройки уложены мешки с песком так, чтобы этот «бруствер» имел около трех футов толщины и четыре фута в высоту. Внутри них на палубе хранилось несколько десятков 100-фунтовых выстрелов и снарядов для 6-дюймовых пушек, чтобы обеспечить их быстрое обслуживание. Большая часть стекол из иллюминаторов была извлечена и отправлена на берег. Уголь в мешках также использовался для защиты, где только возможно. Эта защита из угольных мешков и мешков с песком послужила превосходно, в ней после боя было найдено несколько неразорвавшихся снарядов и осколков. Вентиляторы были опущены на уровень палубы и развернуты так, чтобы их раструбы не мешали стрельбе башенных орудий. Все водонепроницаемые двери были закрыты. Корабли непосредственно перед боем были перекрашены в «невидимый серый» цвет.


Модель корабля «Динъюань» со снятыми колпаками орудийных башен. Скорее всего именно так выглядели оба китайских корабля в битве при Ялу.

Опыт битвы при Ялу. Броня против снарядов

Битва при Ялу. В двух прошлых материалах мы подробно рассказали о численности и технических характеристика японских и китайских кораблей, встретившихся в битве при Ялу. Сегодня рассказ пойдет уже о самом сражении.


Гибель китайского крейсера. Японская литография (Справа ошибочно изображен крейсер «Мацусима»). Художник Сюко Накамура. (Британская библиотека, Лондон)

Утро 17 сентября 1894 года. Лёгкий восточный ветерок…

К месту сражения японские корабли подошли утром 17 сентября 1894 года. Их дымы были замечены китайцами, стоявшими в устье реки Ялу. Тут же была объявлена боевая тревога на китайских кораблях. Команды тут же начали готовить их к бою и поднимать пары. Из труб китайских кораблей повалил дым, он становился все гуще и поднимался все выше и через полтора часа его в свою очередь увидели и японцы. Они взяли курс на север, тогда как китайцы в свою очередь двинулись на юг и таким образом столкновение двух эскадр стало неизбежным. Китайские корабли перед боем были перекрашены в «невидимый серый» цвет. Японские оставались ярко-белыми. В своем интервью «Сенчури» шедший на китайском флагмане в качестве его капитана американец Филон Нортон Мак-Джиффин впоследствии сообщал, что погода была «великолепной, легкий восточный ветерок едва рябил поверхность». Но имеются и такие свидетельства, что восточный ветер был довольно свежим, небо было пасмурно, а волнение – весьма сильным. То есть если уж мнения о погоде различаются настолько сильно, то… что можно говорить обо всем остальном? Даже к тем, кто участвовал в этом сражении, вполне подходит выражение «врет, как очевидец!»


«Большой желтый флаг»

По мнению Мак-Джиффина, китайские корабли хорошо вооружены и защищены, а артиллеристы успели за лето отлично попрактиковаться. По его мнению, японцы были столь же доблестны, но возможно они слишком многое поставили на карту и этим отличались от китайцев. Уничтожение японского флота привело бы к уничтожению небольшой японской армии в Корее, поскольку она была бы отрезана от подвоза подкреплений и припасов. Именно поэтому японцам требовалось победить любой ценой.


Сегодня броненосец «Динъюань» (флагман адмирала Дин Жучана) является популярным в Китае кораблем-музеем. Причем, построенным заново от киля и до верхушек мачт.

Приготовления перед боем. Китайцы

Как уже отмечалось, китайские корабли некоторым образом были «модернизированы» перед боем. На броненосцах были сняты броневые колпаки башен главного калибра, но броневые прикрытия 6-дюймовых орудий, носовые и кормовые, были сохранены, поскольку предохраняли людей не столько от вражеских снарядов, сколько от ударной волны и газов собственных 12-дюймовых орудий. Боковые крылья мостика были отрезаны; все поручни и веревочные лестницы сняты всюду, где только возможно. Койки экипажа были использованы в качестве «брони» для скорострельных орудий, а внутри надстройки уложены мешки с песком на высоту четырех футов. Внутри этого ограждения прямо на палубе хранилось несколько десятков 100-фунтовых выстрелов и снарядов для 6-дюймовых пушек, чтобы обеспечить их быстрое обслуживание. Большую часть стекла из иллюминаторов вынули и отправили на берег. Уголь, насыпанный в мешки, также был использован для защиты, где только возможно. И надо сказать, что эта защита при помощи угольных мешков и мешков с песком сослужила китайцам добрую службу, поскольку после боя в них нашли несколько неразорвавшихся снарядов и осколков.


Вот так впечатляюще выглядят его орудия главного калибра.

А вот это бортовой торпедный аппарат.

Сильные и слабые стороны

Следует подчеркнуть еще и то важное обстоятельство (оно было подробно рассмотрено в двух предыдущих материалах), что, хотя эскадры и состояли из примерно равного количества кораблей, они сильно отличались во всем остальном. Японцы имели в своем составе единообразные бронепалубные крейсера так называемого «эльзвикского типа», которые имели высокую скорость хода и многочисленную среднекалиберную артиллерию. Четыре самых быстроходных крейсера японцами были выделены в особый «Летучий отряд», который мог действовать отдельно от более тихоходных кораблей, тогда как китайцам приходилось ориентироваться на скорость их самого тихоходного корабля. В то же время главным преимуществом китайской эскадры было то, что в нее входили два больших броненосца, более крупные и лучше защищенные, чем любой из японских. В то же время все прочие китайские крейсера по водоизмещению были меньше, чем японские. Китайские броненосцы имели по четыре 12-дюймовых орудия, а крейсера — от одного 10-дюймового до трех 8-дюймовых орудий, но вот в отношении среднекалиберных орудий их число ограничивалось всего лишь одним-двумя. Следует учитывать и существенную разницу в типах снарядов: японские орудия стреляли осколочно-фугасными снарядами, многие из которых, особенно на новых кораблях, имели заряды из мелинита, тогда как китайские были в основном бронебойными. Правда, адмирал Дин потребовал поставить ему фугасные снаряды, и они частично были поставлены, но в таком мизерном количестве, что составляли не более четверти от всего боезапаса на обоих китайских броненосцах. Что же касается такой важной составляющей, как «боевой дух», то он у экипажей на обеих эскадрах был очень высоким, что подтверждается свидетельствами с обеих сторон.

Опыт битвы при Ялу. Броня против снарядов

Фирма «Бронко» выпускает модель броненосца «Динъюань» в масштабе 1:350.

Флаги, песок и пожарные шланги

С 8 утра на китайских кораблях развевались флаги обычного размера, но теперь на флагмане был поднят огромный желтый национальный флаг. Флаг адмирала на флагмане тоже был заменен на больший по размерам. Тотчас подобную замену произвели на каждом китайском корабле, а японцы последовали их примеру. Теперь навстречу друг другу двигались двадцать два корабля, сверкающие свежей краской и с весело развевающимися флагами на мачтах. Но так красиво все было снаружи. Внутри все было готово к бою. На китайских кораблях темнокожие мужчины с повязками на головах и рукавами, закатанными до локтей, лежали на палубах под прикрытием мешков с песком, держа в руках картузы с порохом, чтобы обеспечивать их быструю подачу к орудиям. Было решено, что заряды не следует где-либо складывать, чтобы случайный снаряд не вызвал бы их воспламенения. Поэтому их передавали по цепочке их рук в руки. Чтобы ноги этих подавальщиков не скользили, палубы посыпали песком. Пожарные шланги были заранее раскатаны и наполнены водой, чтобы в случае пожара не тратить на это драгоценное время. 


Модель бронепалубного крейсера «Цзиньюань» фирмы «Бронко» в масштабе 1:350.


А это от него коробка…

Клин против линии

Бэйянский флот двигался на юг со скоростью примерно 7 узлов. При этом его построение имело форму полумесяца или клина, обращенного в сторону противника. В самом центре находились броненосцы «Динъюань» (флагман адмирала Дин Жучана) и «Чжэньюань». На их флангах, прикрывая броненосцы, находились броненосные и бронепалубные крейсера, а слабейшие и устаревшие корабли замыкали построение, как слева, так и справа.


«Цзиньюань» фото тех лет.

Все японские корабли шли строем кильватерной колонны и имели скорость 10 узлов. Первым шел «Летучий отряд» под командованием контр-адмирала Кодзо Цубои, в состав которого входили наиболее быстроходные японские крейсеры «Ёсино», «Такачихо», «Нанива» (его командиром был будущий прославленный адмирал Х. Того), и «Акицусима». За ними шли основные силы, которыми командовал вице-адмирал Сукэюки Ито: крейсера «Мацусима» (его флагманский корабль), «Чиода», «Ицукусима» и «Хасидатэ». В арьергарде находились такие слабые и устаревшие корабли, как «Фусо» (малый казематный броненосец), броненосный корвет «Хиэй», канонерская лодка «Акаги» и штабное судно «Сайкё-мару». Когда в 12 часов адмирал Ито наконец-то обнаружил китайские корабли в пределах прямой видимости, он тут же приказал своей эскадре иметь ход в 14 узлов. На кораблях «Летучего отряда» развили, однако, 16-узловой ход, поэтому он начал понемногу уходить вперед от своих главных сил. А в ходе боя адмирал Цубои действовал уже совершенно самостоятельно.


Японский крейсер «Мацусима». Раскрашенное фото 1905 года.

Сражение начинается!

Далее МакДжиффин в своем интервью сообщает, что его лейтенант на дальномере постоянно объявлял дальность, после чего на мачте каждый раз поднимали небольшой сигнальный флаг. Сообщения следовали одно за другим: «Шесть тысяч метров!», «Пять тысяч восемьсот», «шестьсот», «пятьсот!» Наконец последовала дистанция: «пять тысяч четыреста!» И тут от борта китайского флагмана отделилось огромное облако белого дыма. Снаряд подбросил в воздух белопенный столб воды, лишь чуть не долетев до крейсера «Ёсино», и бой начался. Было ровно 12:20 часов дня, хотя есть данные, что первый выстрел с китайской стороны прозвучал в 12:50.


На борту «Мацусимы». Художник Кобаяси, Киётика. (Британская библиотека, Лондон)

Причем, поскольку башенные орудия «Динъюаня» стреляли прямо по курсу ударной волной, которая при этом обрушилась на мостик, были контужены сразу несколько офицеров, включая и самого адмирала Дина. Какое-то время он приходил в себя, а эскадрой командовал капитан Лю Бучан. В час дня наконец-то открыли огонь и японцы. При этом ушедший вперед «Летучий отряд» адмирала Цубои, а потом и главные силы адмирала Ито, начали обходить китайские корабли с запада. При этом от огня японских крейсеров, стрелявших фугасными снарядами, сильнее всего пострадали такие безбронные корабли, как «Чаоюн» и «Янвэй», находившиеся на правом фланге. На обоих судах вспыхнули пожары, и они направились в сторону берега.


«Дзиньюань» ведет огонь по японским кораблям. Рисунок на стр. 99 из английского иллюстрированного издания 1895 года «Морские сражения девятнадцатого века в иллюстрациях». Том 2. (Британская библиотека, Лондон)

Отважный «Хиэй»

В свою очередь китайский центр также сделал поворот на юго-запад и оказался в хвосте японской эскадры прямо напротив тихоходных кораблей ее арьергарда, которые от главных сил адмирала Ито немного отстали. Китайские броненосцы сначала сблизились с корветом «Хиэй» и дали по нему несколько выстрелов из своих крупнокалиберных орудий, а затем выпустили по нему торпеды. Правда, торпеды китайцев в него не попали, но зато цели достигли 12-дюймовые снаряды, в результате чего «Хиэй» получил несколько тяжелых повреждений. Спастись от неминуемой гибели он смог лишь только совершив смелый маневр. Он резко повернул навстречу фронту китайских кораблей и… прошел между ними! При этом, оказавшись на траверзе броненосцев, он получил еще два попадания 12-дюймовыми снарядами практически в упор. Китайцы были уверены, что японский корабль обречен и затонет обязательно, но команда «Хиэй» сумела спасти свой корабль и вывести его из боя.


Японский крейсер обстреливает китайский корабль. Художник Кобаяси Киётика. (Британская библиотека, Лондон)

Счастливчики «Акаги» и «Сайкё-мару»

Канонеркой лодке «Акаги» тоже досталось, когда ее атаковал броненосный крейсер «Лайюань». На судне были сбиты мачта и труба, погиб ее командир, и также множество матросов было убито и ранено. Но и ее экипаж своим ответным огнем сумел поразить китайский корабль. На «Лайюане» начался пожар, и крейсер вынужден был прекратить преследование поврежденной канонерки. Штабной пароход «Сайкё-мару», на котором находился вице-адмирал Сукэнори Кабаяма, прибывший сюда для инспекции, шедший концевым, подвергся поочередному обстрелу со всех китайских кораблей, только чудом не отправивших его на дно. Два китайских крейсера начали его преследовать и тогда адмирал Ито, чтобы спасти «Сайкё-мару», направил ему на помощь «Летучий отряд» адмирала Цубои, поэтому добить поврежденный пароход китайцам так и не удалось.


Художник Кобаяси Киётика. Эпизод битвы при Ялу. (Британская библиотека, Лондон)

Неудачники «Янвэй» и Цзиюань»

Между тем главные силы японской эскадры продолжали вести обстрел китайских кораблей, взяв их в дугу, в то время как те маневрировали самым беспорядочным образом и лишь мешали друг другу. Видя это, англичанин-инструктор У. Тайлер обратился к капитану Лю Бучаню с предложением: отдать приказ своим отойти назад так, чтобы они перестали мешать броненосцам стрелять по противнику. Но рекомендация оказалась невыполнимой, так как марс на грот-мачте у флагманского броненосца «Динъюаня» был уничтожен японским снарядом и передать флажный сигнал было нельзя. В возникшей неразберихе командир крейсера «Цзиюань» решил бежать с поля боя. При этом он в дыму умудрился протаранить и потопить потерявший ход крейсер «Янвэй». При этом «Цзиюань» не остановился и не стал спасать тонущих, а постарался развить максимально возможный ход и начал уходить в сторону Люйшуня. За ним последовал и крейсер «Гуанцзя». Вот так китайская эскадра в дополнение ко всем своим прочим потерям лишилась сразу двух, хотя и не слишком-то ценных боевых кораблей.


«Янвэй» в доке Ньюкастля, 1881 год.

«Бежавшему нет прощения»

«Гуанцзя», впрочем, это бегство ничуть не помогло. Ночью корабль налетел вблизи берега на скалы, и команда, чтобы он не достался врагу, взорвала свой корабль. Что касается командира «Цзиюаня» Фан Боцяня, то он был привлечен к суду за малодушное и преступное бегство с места сражения. Правда, в его защиту выступил немец-инструктор Гофман, находившийся на борту его корабля, который на суде показал, что выход из боя был вполне оправдан.

По его словам, произошло следующее: «Капитан Фонг на «Цзиюане» сражался храбро и умело. Мы потеряли убитыми семь или восемь человек, но продолжали стрелять так быстро, как только могли. Так продолжалось до 2-3 часов пополудни, когда наш корабль получил страшные повреждения, и мы должны были покинуть сражение. Наше кормовое 15-сантиметровое крупповское орудие было подбито, а у двух передних орудий были уничтожены механизмы заряжания, так что стрелять из них было нельзя, и корабль во всех отношениях сделался бесполезным. Тогда капитан Фонг решил покинуть сражение и постараться достичь Порт-Артура, чтобы перевооружиться…


«Лейтенант-коммандер Сакамото на борту крейсера «Акаги» храбро ведет огонь по врагу!» Патриотическая картина Кобаяси Киётика. Эпизод битвы при Ялу. (Британская библиотека, Лондон)

На пути в порт мы имели столкновение с другим кораблем, который затонул… Вода хлынула в корпус «Цзиюань» целым потоком, но мы закрыли передние водонепроницаемые переборки и благополучно продолжили путь. 

Я не думаю, чтобы обвинение в трусости, возводимое на капитана Фонга, является справедливым; он сражался до тех пор, пока корабль не сделался непригодным для боя. К тому же дым был настолько густым, что нельзя было хорошо знать того, что происходит на собственном корабле».

Мак-Джиффин показал, что повреждения, которые получил «Цзиюань», ограничивались лишь кормовым орудием, которое подбили уже во время его бегства. По его словам, он видел уходящий «Цзиюань» с палубы броненосца «Чжэньюань» в 2.45, тогда как сражение началось в 12.20. То есть корабль под командованием капитана Фон Боцяня пробыл в бою не более двух часов.


Орудийный расчет на борту японского корабля. Художник Кобаяси Киётика. Эпизод битвы при Ялу. (Британская библиотека, Лондон)

Осмотр «Цзиюаня» показал, он получил 70 попаданий японских снарядов, но несмотря на это в его экипаже было всего лишь 5 человек убито и 14 ранено. То есть он очень даже неплохо противостоял огню японской артиллерии, но так как его собственные пушки вышли из строя, то капитан Фан в принципе имел право выйти из боя, и благодаря этому спас от гибели и свой корабль, и вверенных ему людей. Тем более, что два куда более сильных китайских крейсера в этом бою погибли. 

Тем не менее, военный трибунал не нашел для Фан Боцяня смягчающих вину обстоятельств, и, после того, как приговор утвердил император, он был казнен в Люйшуне 24 сентября 1894 г.


«Цзиюань». Фото тех лет.

Бой продолжается…

Между тем ожесточенное сражение продолжалось. В то время как китайские крейсера вели перестрелку с «Летучим отрядом», броненосцы «Динъюань» и «Чжэньюань» направились за главной японской эскадрой. Тем временем с севера к китайцам подошли броненосный крейсер «Пинъюань», минный крейсер «Гуанбин» и миноносцы «Фулун» и «Цзои», задержавшиеся с выходом в море. Возникло положение, при котором японская эскадра могла оказаться поставленной в два огня. Но адмирал Ито все же успел достаточно безболезненно проскользнуть между китайскими кораблями. Лишь только его флагман «Мацусима», оказавшийся слишком уж близко от крейсера «Пинъюань», был поражен его тяжелым 10-дюймовым бронебойным снарядом. Но к счастью для японцев, он не взорвался, хотя и повредил торпедный аппарат, уже готовый к выстрелу, и цистерну с маслом. 

Повреждения и потери японской стороны

К 2 часам дня наконец-то сказалось превосходство японцев в скорости хода. Им удалось отрезать броненосцы Бэйянской эскадры от крейсеров и обстреливать их, совершая вокруг циркуляцию. В то же время многое в ходе боя пошло совсем не так, как планировали японские адмиралы. Например, очень тяжелые повреждения получил японский флагман крейсер «Мацусима». С начала боя с китайскими броненосцами в него попали два 305-мм снаряда с броненосца «Чжэньюань», которые повредили его 320-мм орудие. В конце боя в него попало еще два 305-мм снаряда с этого же корабля, угодившие в левый борт на уровне его жилой палубы. По счастью, один из них, так и не взорвавшись, пронизал оба борта и затем упал в море. А вот второй ударился о броневой щит 120-мм орудия, находившегося на батарейной палубе, и привел к детонации сложенных возле орудий боеприпасов. Страшной силы взрыв повредил сразу две палубы и вызвал сильный пожар. Батарейная палуба от взрыва прогнулась вниз, а две верхние —выгнулись вверх. 28 человек погибло и 68 получили ранения, а из десяти 120-мм орудий, находившихся на этой палубе, четыре вышли из строя полностью. Непосредственно над крюйт-камерой начался пожар. Причем броня над ней от взрыва треснула, да так, что унтер-офицер и матрос, находившиеся там, видели сквозь трещины. Возникла реальная угроза пожара и взрыва корабля. Однако японские моряки не растерялись. Они забили эти трещины своей одеждой и этим не допустили распространения огня, пожара и взрыва боезапаса. Что касается повреждений от малокалиберных снарядов, то ими были нанесены повреждения палубе, мачте, шлюпкам, а также во многих местах пробита дымовая труба. Но самым обидным для японцев было то, что из своей 320-мм пушки они успели выстрелить всего лишь четыре раза, и все четыре безрезультатно, а потом китайцы ее подбили.


Главный калибр «Цзиньюаня». Снимок сделан уже во время его службы в японском флоте.

Крейсер «Ицукусима» за все сражение из своего 320-мм орудия сделал всего пять выстрелов (четыре по флагманскому броненосцу «Динъюань» и один по «Чжэньюань») и все мимо цели, а само орудие вышло из строя. И хотя в этот крейсер попал только один снаряд крупного калибра, а остальные семь принадлежали среднекалиберной артиллерии, людские потери на нем составили 14 человек убитыми и 17 ранеными. Третий корабль этого типа, «Хасидатэ», на который перенес свой флаг вице-адмирала Ито Сукэюки после повреждения «Мацусимы», также сделал всего лишь четыре выстрела своим главным калибром и тоже ни разу не попал.

Этот корабль получил одиннадцать попаданий вражескими снарядами. Три снарядами калибра 152-мм и восемь — мелкокалиберными. Людские потери на нем составили трое убитых и девять раненых.


Крейсер «Ицукусима» в доке во время постройки во Франции.

То есть 320-мм орудия японских крейсеров себя совершенно не оправдали, а броневая защита показала себя не с лучшей стороны. Но вот артиллерия среднего калибра, напротив, вела интенсивный, меткий и частый огонь. Впрочем, на его меткости отразилось и то обстоятельство, что место боя заволокло густым дымом, как из труб кораблей, старавшихся поддерживать высокую скорость хода, так и от пожаров, охвативших как китайские, так и японские суда. В результате, находясь в дыму, корабли могли ориентироваться только лишь по мачтам и очень часто стреляли вслепую.

Повреждения и потери китайской стороны

Интересно, что, хотя японские комендоры обрушили на китайские корабли настоящий град снарядов, и броненосцы, и крейсеры китайской эскадры в целом выдерживали его неплохо, так что фатальных повреждений японцы им так и не нанесли. Например, в броненосец «Динъюань» попало 159 снарядов, а в «Чжэньюань» — 220. На китайском флагмане начался пожар в носовой части, оказавшийся таким сильным, что прислуге орудий главного калибра пришлось их покинуть и «Динъюань» в итоге отстреливался только лишь из 6-дюймовки на корме. На «Чжэньюане» тоже вспыхнул пожар, из-за поломки затвора он потерял носовое 6-дюймовое орудие. Было также повреждено и одно из его 12-дюймовых орудий.

Намного тяжелее пришлось небольшим китайским крейсерам, которым пришлось вести неравный бой с кораблями японского «Летучего отряда», намного превосходивших их количеством орудий. Тем не менее китайцы сражались решительно и храбро. Когда на бронепалубном крейсере «Чжиюань» закончились снаряды, его командир Дэн Шичан предпринял попытку таранить флагман адмирала Цубои «Ёсино». Однако он сразу же попал под сосредоточенный огонь со всех японских кораблей и, так и не дойдя до противника, затонул после попадания в носовую часть, где произошел мощный взрыв, возможно от детонировавшей торпеды. 

Броненосный крейсер «Цзинъюань», охваченный пожаром, в лучших традициях Лиссы также попытался таранить флагман Цубои, но попал под сосредоточенный огонь с крейсеров «Ёсино» и «Такачихо». Вскоре горящий «Цзинъюань» начал беспорядочно кружиться на месте, видимо, потеряв управление, а потом перевернулся и сразу затонул. На крейсере «Лайюань» возникший пожар продолжался несколько часов, так что на нем даже пришлось затопить погреб боезапаса. Пожар начался и на крейсере «Чингъюань», но на нем команда сумела быстро его потушить.


Художник Киётика Кобаяси. Японские артиллеристы ведут огонь по врагу. (Британский музей, Лондон)


Два китайских миноносца тем временем пошли в атаку на штабное судно «Сайкё-мару», экипаж которого в отдалении от места боя занимался его ремонтом. Пришлось ремонт прекратить и отбиваться от них огнем скорострельных пушек «Гочкиса». Китайцы выпусти по кораблю три торпеды, но… все они прошли мимо! Так что особой роли в бою они не сыграли и занимались главным образом спасением своих моряков с тонувших кораблей. Но само их присутствие было для японцев своего рода сигналом с боем не затягивать, поскольку с приближением ночи угроза торпедной атаки становилась для них все более и более актуальной. 

Общие же данные такие:
— китайские корабли, оставшиеся на плаву, получили 754 попадания;
— японские корабли получили всего 134 попадания.

На китайских кораблях, оставшихся на плаву, потери были минимальными — 58 человек убитыми и 108 раненными. Показательно, что основные потери пришлись на экипажи затонувших судов!


Художник Киётика Кобаяси. Японские корабли в битве при Ялу. (Британский музей, Лондон)

Что касается японских кораблей, то здесь данные такие: «Мацусима» — 13 попаданий, 35 убито, 78 ранено, всего 113 человека; «Ицукусима» — 8 попаданий, 13 убито, 18 ранен, всего 31 человек; «Хасидатэ» — 11 попаданий, 3 убито, 10 ранено, 13 человек; «Фусо» — 8 попаданий, 2 убито, 12 ранено, всего 14 человек; «Чиода»: 3 попадания; «Хиэй» — 23 попадания, 19 убито, 37 ранено, всего 56 человек; «Ёсино» — 8 попаданий, 1 убит, 11 ранено, всего 12 человек; «Нанива» — 9 попаданий, 2 ранено; «Акицусима» — 4 попадания, 5 убито, 10 ранено, всего 15 человек; «Такачихо» — 5 попаданий, 1 убит, 2 ранено, всего 3 человека; «Акаги» — 30 попаданий, 11 убито, 17 ранено, всего 28 человек; «Сайкё-мару» — 12 попаданий.

Кто победил?

Сражение продолжалось уже четыре часа, поэтому неудивительно, что на кораблях и китайцев, и японцев начали заканчиваться снаряды. Выстрелы становились все более редкими. А корабли расходились друг от друга все дальше. Наконец в 5.30 после полудня японский адмирал отдал приказ прекратить бой, отозвал свой «Летучий отряд» и начал отход с места сражения. Ну, а Бэйянский флот построился в одну кильватерную колонну и находился вблизи устья Ялу вплоть до сумерек, после чего ушел на свою ремонтную базу в Люйшунь.

То, что японский флот отступил, формально позволяло считать, что победу в этом сражении одержали китайцы. Их эскадра не допустила уничтожения транспортных судов, которые было поручено ей охранять. Но если рассматривать это сражение с точки зрения последствий, победу в ней одержали японцы. Они потеряли меньше 300 человек убитых и раненых, тогда как у китайцев только лишь погибших было более 650. Кроме того, Бэйянская эскадра лишилась сразу пяти крейсеров, а все остальные корабли нуждались в ремонте. Японцы не потеряли ни одного корабля, кроме «Мацусимы», которой требовался капитальный ремонт, и уже неделю спустя были вновь готовы вступить в бой. В принципе все это было не так уж и страшно, так как вскоре и китайские корабли тоже могли вступить в бой, но тут в дело вмешалось китайское правительство, запретившее адмиралу Дин Жучану выход в море для нового сражения. И теперь уже ничто не могло помешать японцам перебрасывать свои войска в Корею, где они и одержали победу в сухопутной кампании.


Художник Синсаи Тосимаса. Победа японского флота в битве при Ялу. (Музей Уолтерса, Балтимор, США)

Итог

Битва при Ялу стала первым после Лиссы крупным морским сражением, и она заставила всех адмиралов резко изменить свою взгляды на войну на море. Если раньше атака строем фронта считалась наилучшей, то теперь был сделан вывод в пользу прежней линейной тактики. Опыт Лиссы говорил в пользу «свалки кораблей». Опыт Ялу однозначно свидетельствовал, что во время боя флотом необходимо управлять как одним целым и что победы можно добиться лишь совместными усилиями. 

Была подтверждена концепция быстроходного корабля, вооруженного множеством скорострельных орудий среднего калибра. Но впечатляла и стойкость китайских броненосцев, проявленная ими под огнем неприятеля. То есть все разговоры о том, что «броня себя изжила» оказались беспочвенными. Был сделан вывод, что четырех 12-дюймовых орудия для броненосца вполне достаточно. Но вот количество 6-дюймовых орудий нужно будет значительно увеличить. Вот почему на новых японских броненосцах «Микаса» количество таких орудий было доведено до 14, и также 14 127-мм орудий было установлено на американском броненосце «Кирсардж», заложенном в 1895 году.

Картина дня

наверх