На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Рыцари и рыцарство трёх веков. Части 4-6

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Ирландии (часть 4)

Как юница с юга, ты,
чаровница, сложена,
сталь клинка — мой верный нож,
льнешь ко мне ты, как жена.

(«Сталь-подруга». Миредах О'Дали по прозвищу Шотландец (ум. ок. 1224))


Если и есть в Европе какая-нибудь страна, чьё прошлое в большей степени, чем у других покрыто пеленой тайны, то это, без сомнения, будет Ирландия – последний остров на краю обитаемой земли в древности. Римляне туда не пошли, но люди во времена их владычества над Англией там уже жили. Согласно средневековой христианской «Книге захвата Ирландии», ее завоевали приплывшие из Галисии испанские кельты, получившие название милезианцев (от легендарного Миля Испанского). «Историябриттов» (IX в.) их также упоминает и сообщает, что отцом ирландских галлов как раз этот Миль и является. Археологического подтверждению этому вторжению испанцев в Ирландии не существует, но легенда эта жива и поныне.


Ирландские воины бьются с викингами в битве при Клонтарфе (23 апреля 1014 г.). Рис. Ангуса МакБрайда.

Ну а по данным современной науки 84 % мужчин-ирландцев обладают генетическим маркером гаплогруппы R1b, хотя первые переселенцы, прибывшие на остров около 4350 г. до н. э., имели маркер гаплогруппы «G». Нот затем около 2500 лет назад люди с этой группой были практически уничтожены, так что сегодня она встречается лишь у 1% ирландских мужчин. А R1b широко присутствует на севере Испании и также на юго-западе Франции.

С другой стороны, такое расположение Ирландии было для нее выгодно. Не так-то легко туда было добраться завоевателям. Вот почему, когда в V в. на острове распространилось христианство, он стал своего рода «заповедником тишины и спокойствия», что способствовало расцвету раннехристианской культуры и центром западной учености. Главную роль на острове играли кланы во главе со своими вождями, что было вызвано бедностью ресурсов, которая не позволяла иметь в обществе слишком уж много неработающих нахлебников. Положение осложнилось лишь в Х веке, когда на Ирландию стали совершать свои набеги скандинавские викинги. Однако в 1014 году ирландскому королю Бриану Бору удалось разгромить их в битве при Клонтарфе. Однако сам он погиб и на острове началась череда кровавых усобиц. Интересно, что вплоть до англо-нормандского вторжения Ирландия была разделена на пять королевств, а единого государства в ней так и не сложилось. Когда после 1175 года в Ирландии окончательно утвердилось британское владычество (пусть даже и не везде), ирландцы, пользуясь разными случаями – то победами Роберта Брюса, то эпидемией чумы 1348 г., выкосившей всех англичан в городах, несколько раз пытались от него освободиться, но в то время это им не удалось. Кстати, интересно, что, хотя Ирландия и меньше Англии, на ее землях до сих пор сохранилось более 100 замков (в Англии их сохранилось всего 40), а раз имеется замок, то, безусловно, у замка был и сюзерен, и воины, которые должны были его защищать.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Ирландии (часть 4)

Куррах – парусная ладья древних ирландцев и пиктов с обшивкой из кожи. Считается, что именно на такой лодке Св.Брендан совершил свое плавание в Исландию, на Фареры и в Америку. Рис. Вайна Рейнольдса.

На протяжении многих столетий основу ирландских вооруженных формирований в силу естественных причин составляли достаточно легко вооруженные пехотинцы, имевшие в своем арсенале меч, длинный кинжал, лук со стрелами и набор дротиков для метания. Причина столь скудного, в принципе, вооружения заключалась в том, что главным видом внутриклановых «войн» были набеги с целью угона скота.


Древний ирландец во время набега на побережье Британии, V в. Подобные набеги ради добычи и демонстрации своего молодечества были в обычае у многих народов. Рис. Ричарда Хука.

В то же время гэльцы-ирландцы стали многое перенимать у скандинавов и широко использовать боевые топоры на длинных древках. Английский историк Йен Хит, например, сообщает, что ирландцы и их топоры (принятые до этого под скандинавским влиянием) стали настолько неразделимы, что они носили их повсюду, даже и в мирное время. Гиральд Камбренский «Топографии Ирландии» (ок.1188) писал, что топор держали только в одной руке, «вытягивая большой палец вдоль рукоятки, чтобы направить удар»; и добавляет, что ни шлем, ни кольчуга не защитили бы от удара этим оружием. Хотя одному англо-норманнскому рыцарю и удалось вырваться из ирландской засады, хотя его лошадь получила три удара таким топором, а сам он – два в его щит. Другим оружием обычных воинов, называвшихся кернами, было короткое копье и два дротика. Праща также использовалась, ведь чего-чего, а камней в Ирландии хватало даже с избытком. Длинные кинжалы в источниках встречаются чаще, чем мечи, а щиты упоминаются совсем редко. Короткие, легкие дротики не могли пробить доспехи и чаще ранили, а не убивали, к тому же ирландцы сначала не использовали лук, поэтому их «огневая мощь» была ограничена. Тем не менее, в «Завоевании Ирландии» от 1189 года тот же Гиральд отмечает, что после англо-нормандского вторжения ирландцы «... постепенно стали искусными и сведущими в обращении со стрелами». Хотя об ирландских лучниках впервые было сказано в «Анналах Ольстера», в 1243 году. Однако, как это ни странно, ирландский лук не был валлийским длинным луком, а представлял собой короткое оружие, которое в XIII в. в Англии называли «полулуком». Один из таких луков, сделанный из тиса длиной около 35 дюймов, и с рукояткой, слегка смещенной от центра, нашли в замке Десмонд еще в конце XIX века. Известно, что такие луки ирландскими солдатами использовались даже в XVII веке. Кстати, там, где селились викинги, например, в восточной Ирландии, лук использовался более широко.


Оружие викингов в Национальном музее Ирландии в Дублине.


По описанию в «Топографии Ирландии» Гиральда, одежда воина-ирландца состояла из мягкой обуви, льняной туники, плотно прилегающих штанов из шерстяной ткани (зимой, летом ходили с голыми ногами) и кафтана, нередко стеганого, с плотно прилегающим капюшоном. Очень важной частью гардероба являлся плащ – брэт, который говорил о статусе его владельца. Ну, а у бедняков он часто был сделан из лоскутного одеяла.

Одежда была в основном черного цвета (по-видимому, большинство ирландских овец в это время были черного цвета). Однако, из более ранних источников мы знаем, что ирландцам нравились яркие цвета, и нет никаких оснований предполагать, что впоследствии их вкусы изменились. Иллюстрации Гиральда показывают одежду в основном в светлых оттенках зеленого, коричневого, красного и серого, иногда использовались полосатые ткани.


Изображение воинов-галлогласов на боковой стороне саркофага Фелима О’Коннора (Аббатство Роскоммон, Ирландия)

Даже в 1260 году они часто вступали в бой одетыми в одну единственную рубашку, по-гэльски называвшуюся лэйна и, возможно, имевшую капюшон. С другой стороны, в стихотворении 1300 года, посвященном королю Коннахта Аеду О'Конору (1293-1309), описывается его снаряжение, которое включало в себя шлем, акетон (котун) и панцирный корсет (луиреч), под которым у него как раз и была надета рубашка с капюшоном. На ногах у него были золотые шпоры, а из оружия – меч, копье и щит (сгиаф) белого цвета, украшенный «драконами и золотыми ветвями». То есть вооружение его было уже вполне рыцарским.


Воин галлоглас. Рис. Ангуса МакБрайда

А теперь обратим внимание на одно важное и интересное обстоятельство. Ирландия, как и Норвегия и Швеция, была бедна пищевыми ресурсами. Здесь было хорошо разводить овец, дававших шерсть, но нужно себе представить, сколько сена им нужно было запасти на зиму и это на местных каменистых пастбищах. Недаром именно в Ирландии была выведена порода лошадей коннемара-пони, низкорослых мохнатых, неприхотливых. Это были хорошие лошади в хозяйстве и для верховой езды, но они совершенно не годились в качестве рыцарских коней.


Ирландский всадник. Миниатюра из манускрипта «Книга де Бурго» («История и генеалогия фамилии де Бурго»), правда она была написана в XVI в. и непосредственно с временными рамками данной темы вроде бы не связана. Но глядя на его доспехи, сомневаться в их архаичности уже не приходится. (Библиотека Тринити-колледжа, Дублин)

В итоге все это привело к… массовой эмиграции сначала скандинавов, а затем и гэльцев-ирландцев, причем и в первом, и во втором случае в поисках счастья из дома уходили мужчины-воины, становившиеся либо викингами, либо в качестве наемников, которых называли галлоглас (гэльск. Gallóglach, букв. «иноземный воин»). Они несли службу в армиях ирландских лендлордов из гэльских кланов Западных островов и Шотландского высокогорья и в XIII—XVII веках представляли собой самую настоящую элиту. Со временем они, однако, смешались с норвежскими поселенцами в и в Ирландии, и в Шотландии, а также с пиктами, и теперь уже сами ирландцы называли их не иначе, как Gall Gaeil (букв. «иностранные гэлы»).


Коннемара-пони идеально подходили для всадников легкой конницы, сражавшихся в гористых районах Ирландии.

Впервые они упоминаются в ирландских хрониках, относящихся к 1259 году, когда король Коннахта получил в приданное от дочери короля Гибридов 160 шотландских воинов. В обмен на военную службу галлогласы получали земли и селились во владениях ирландских вождей, где им давалось право кормиться за счет местного населения. По своему вооружению галлогласы относились к тяжеловооруженной пехоте. Главным их оружием являлся массивный двуручный топор, имевший явно скандинавское происхождение, а также двуручный меч-клеймор и иногда — копье. Как правило, они носили кольчуги, надетые поверх мягких стеганных гамбизонов, и железные шлемы простейших фасонов. В битву галлоглас шел в сопровождении двух юношей, выполнявших функции его помощников: один нес метательные копья, тогда как у другого был запас провизии. Но и они тоже имели копья и луки и также в отдельных случаях могли участвовать в бою. Отмечается, что из-за своего тяжелого вооружения и, в частности, длиннополых кольчуг, галлогласы были не так мобильны, как всадники верхом на коннемара-пони и ирландские легковооруженные воины-керны. Но зато обычно они хорошо сражались в обороне. Интересно, что, будучи наемниками, они зачастую оседали на земле и тогда пользовались такими же правами, что и коренные ирландцы.


Тактика партизанская войны оказалась наиболее эффективной формой защиты от нападения норманнов и ирландцев, и здесь традиционное оружие ирландцев, такое как дротики и праща, а позднее и лук, являлись весьма эффективными. «Миниатюра из манускрипта «Роман об Александре», 1250 г. Аббатство Ст. Альбан, Англия. (Библиотека Кембриджского университета)

В конце XIII века местная нормандско-ирландская конная элита вошла в упадок, поскольку воевать на острове ей было просто не с кем. Позднее здесь выработалась уникальная тактика, основанная на взаимодействии легкой конницы, поддерживаемой стрелками из лука или метателями дротиков – кернов. А их, в свою очередь, поддерживала элитная пехота галлогласы, отлично владеющая своими двуручными топорами, а также двуручными мечами. Последнее указывает на то, что и шотландское военное влияние продолжало играть в Ирландии важную роль как в начале XIV века, так и впоследствии. На что указывают, кстати, и работы Дюрера. Ну, а известные ирландские всадники-хобелары, относившиеся к легкой коннице, в XIV веке служили и в Шотландии, и в Англии и, в конце концов, затем даже во Франции, что лучше всего говорит об их эффективности.


Ирландские наемники 1521 г. Рисунок Альбрехта Дюрера. Очевидно, что несмотря на то, что между 1350 и 1521 гг. лежит срок совсем немалый, внешний вид воинов ирландцев за это время практически совсем не изменился.

Применительно к национальным особенностям ирландского оружия следует отнести разве что… необычное и более нигде не встречающееся навершие рукояти меча. Оно имело форму кольца, через которое можно было увидеть ее хвостовик, расплющивавшийся на внешнем ободе этого кольца. Перекрестия были также необычными и имели горизонтальные S-образные лопасти, расплющенные на концах в виде лопаток. Длина таких мечей составляла 80 см, однако известны и двуручные мечи, и мечи-бастарды.


Современная реконструкция типичного ирландского меча.

Использованная литература:
1. Oakeshott, R. E. The Sword in the Age of Chivalry, London, revised edn., London etc., 1981.
2. Dufty, A.R. and Borg, A. European Swords and Daggers in the Tower of London, London, 1974.
3. Clements, J. Medieval Swordsmanship. Illustrated Methods and Techniques. USA. Paladin Press, 1998.
4. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
5. Braniff, С.А. Galloglass 1250–1600. Gaelic Mercenary Warrior. Оxford, Osprey Publishing (WARRIOR 143), 2010.
6. Граветт, К., Николь, Д. Норманны. Рыцари и завоеватели (Пер. с англ. А.Колина) М.: Эксмо, 2007.
7. Граветт, К. Рыцари: история английского рыцарства 1200-1600/ Кристофер Граветт (Пер. с англ. А. Колина). М.: Эксмо, 2010.
8. Лайбле, Томас. Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия. / пер. с нем./ М.: Омега, 2011.

5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы.

Смешались рыцарей ряды, им был на сотни счет,
и всяк разил и нападал, пустив оружье в ход.
Кого же выберет Господь, кому успех пошлет?
Там вы увидеть бы могли камней смертельный лет,

Немало порванных кольчуг и рассеченных лат,
И то, как копья и клинки и ранят, и язвят.
И небо в сутолоке стрел такой имело вид,
Как будто дождик моросил сквозь сотню мелких сит!
(Песнь о крестовом походе против альбигойцев. Лесса 207. Перевод со староокситанского И. Белавина)


В этот регион входит все старое королевство Франции к югу от реки Луары и большая часть того, что сейчас известно, как Миди-Пиренеи – крупнейший регион Франции, занимающий площадь больше некоторых европейских стран, таких как Дания, Швейцария или Нидерланды. В рассматриваемую область входило огромное герцогство Аквитания, меньшее по размерам герцогство Гасконь и множество мелких баронств и маркизатов. К середине XI века здесь сформировалась своя особая культура, свой собственный язык (окситанский) и свои военные традиции.


Миниатюра «Давид и Голиаф» из «Библии Стивена Хардинга», ок.1109-1111 гг. (Библиотека муниципалитета Дижона)

В середине XII века почти весь этот регион, за исключением графства Тулуза, попал под контроль графства Анжу. Генрих, граф Анжуйский, стал королем Англии Генрихом II, в результате чего большая часть этой территории вскоре стала частью огромной Анжуйской империи (термин, использующийся некоторыми историками, реально она так не называлась), простирающейся от Шотландии и вплоть до испанской границы. Понятно, что французская монархия чувствовала себя просто обязанной разрушить это государство в государстве, хотя его большая часть в феодально-правовом отношении теоретически и подчинялась французской короне. Между 1180 годом и началом Столетней войны в 1337 году королям Франции удалось сократить территорию южной Франции, которую контролировали английские монархи, до южной части графства Сентонж, входившего в герцогство Аквитания, вместе с которой оно в 1154 году стало владением Англии, и западной Гаскони.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Барельеф с изображением сражающихся всадников (Церковь Св. Мартина, Вомекур-сюр-Мадон, кантон Шарм, округ Эпиналь, Вогезы, Гранд-Эст, Франция)

Опять-таки следует помнить, что именно юг Франции, и прежде всего графство Тулуза, длительное время являлись оплотом альбигойцев, что привело к крестовому походу (1209 – 1229), по сути дела представлявшего собой войну отсталого в культурном отношении Севера против более развитого Юга. Итогом ее стало взаимопроникновение культур: так, например, творчество трубадуров проникло в северные районы Франции, а вот на юге произошло значительное усилилось военное влияние Севера.


Милиты Северной Франции. Рис. Ангуса МакБрайда.

Далее, можно сказать, что Франции не слишком повезло в эпоху Средних веков, потому что кто только на нее в это время не нападал. Начнем с VIII века и… пальцев не хватит загибать, чтобы пересчитать всех, кто вторгался на ее территорию. В 732 году арабы вторглись во Францию и дошли до Тура. В 843 году, согласно Верденскому договору, Франкское государство было разделено на части: Срединную, Восточную и Западную. Париж стал столицей Западно-Франкского королевства, а уже в 845 году его осадили, а затем и разграбили викинги. В 885—886 годах они опять его осадили. Правда, на этот раз Париж удалось отстоять. Впрочем, викинги хотя и ушли, но лишь после того, как им заплатили 700 ливров серебра или… 280 кг! В 911,913,934,954 гг. центральные районы подвергались сокрушительным набегам венгров. На Юг Франции они вторгались в 924 и 935 гг.

То есть бывшей империи Каролингов угрожали викинги с севера, мадьяры с востока и арабы с юга! То есть французскому королевству до 1050 года пришлось фактически развиваться в кольце врагов, не говоря уже о войнах внутренних, вызванных таким явлением, как феодальная раздробленность.


Отразить все эти удары могла только рыцарская конница. И она во Франции появилась, что подтверждает и всем известная «вышивка из Байё», и многочисленные миниатюры из манускриптов, ну и, разумеется, эффигии, которых во Франции было не меньше, если не больше, чем в соседней Англии. Но здесь уже говорилось о том, что многие из них пострадали в годы Великой Французской революции. Тем не менее и того, что так или иначе сохранилось до наших дней, вполне хватает, чтобы восстановить весь ход тех изменений, которые всадническое вооружение рыцарей Франции претерпело за «наши» три столетия.

Начнем с того, что отметим: что на миниатюрах и 1066 года, и 1100 – 1111 годов, то есть примерно полвека спустя, воины изображены практически одинаково. Так, например, Голиаф из «Библии Хардинга» и воины на барельефе в церкви Св. Мартина в деревне Вомекур-сюр-Мадон в Вогезах очень похожи друг на друга. На барельефе воины практически ничем не отличаются от изображенных на «вышивке из Байё». У них аналогичные шлемы и миндалевидные щиты. Кстати, они ничем не отличаются и от традиционных изображений витязей Руси, имеющих точно такие же шлемы и миндалевидные или «змеевидные» (так принято называть их в англоязычной историографии) щиты!


Воин с заглавной буквы французского манускрипта «Комментарии к псалмам» 1150-1200 гг. (Библиотека Университета Монпелье, Монпелье, Франция)

Однако уже в 1150 – 1200 гг. французские воины были одеты в кольчуги с ног до головы, то есть в кольчужный хауберг с приплетенными кольчужными рукавицами, хотя сначала рукава кольчуг достигали только локтя. «Гобелен из Байё» показывает нам представителей знати, имеющих кольчужные полосы на ногах, завязанные сзади шнурками или ремешками. Основная масса воинов этой защиты ног не имеет. Но теперь практически все воины на миниатюрах показаны одетыми в шоссы, сплетенные из кольчуги. Поверх кольчуги они уже носят сюрко. Каплевидный щит за 100 лет превратился в треугольный с плоской верхней частью.


Крестоносец из «Иллюстрированной Библии» — манускрипта 1190-1200 гг. (Королевская национальная библиотека Нидерландов, Гаага). Обращает на себя внимание устаревшая к этому времени защита ног, которую можно увидеть еще на «вышивке из Байё».

Шлемы также изменили свою форму. Появились шлемы в виде купола с наносником, а у шлемов с острием на макушке его стали делать загибающимся вперед. Правда, обратившись к рисункам «Винчестерской Библии» (1165-1170), мы заметим, что, хотя длина кольчуг осталась такой же, что и в 1066 году, фигура рыцаря визуально сильно изменилась, поскольку появилась мода носить их поверх длинных кафтанов с полами до лодыжек, и к тому же ярких цветов! То есть прогресс в вооружении место имел, безусловно, однако был очень медленным.


Воины Франции первой половины XII в. Рис. Ангуса МакБрайда.


Кольчуга, изготовленная пензенским мастером А. Давыдовым по найденным на Золотаревском городище фрагментам кольчуги, то есть относящаяся к 1236 году. На ее изготовление пошло ровно 23300 колец. Внешний диаметр — 12,5 мм, внутренний — 8,5 мм, толщина колец — 1,2 мм. Вес кольчуги 9,6 кг. Все кольца соединены посредством клепки.


Поединок между рыцарями. Фреска, ок.1232-1266 гг. (Башня Ферранде, Перн-ле-Фонтен, Франция). Здесь, как мы видим, уже присутствуют и конские попоны, и, что особенно важно, кованные наколенники. Ну, и конечно, очень хорошо показано, что удар копья в шею, пусть даже и защищенную кольчугой, был неотразим.


Французские рыцари эпохи Альбигойский войн и вождь северных крестоносцев, Симон де Монфор, убитый из камнемета при осаде Тулузы. Рис. Ангуса МакБрайда. Бросаются в глаза раскрашенные шлемы (краска наносилась, чтобы защитить их от ржавчины), стеганая поддоспешная одежда и такие же наколенники.

Начало XIII в. ознаменовалось рядом существенных усовершенствований рыцарских доспехов. Так, щиты стали еще меньше, кольчуга теперь покрывала все тело воина, но для защиты коленей начинают использовать стеганые «трубы» с выпуклой кованой «чашкой». Хотя опять-таки вначале носят их не все. Но постепенно новинка входит в повсеместное употребление.


Каркассонская эффигия. Общий вид.

В замке Каркассон находится безымянная эффигия XIII века, доставленная туда из расположенного неподалеку аббатства Ла-Грасс и которая, несмотря на нанесенные ей повреждения, очень наглядно демонстрирует нам наиболее типичные изменения в вооружении рыцарей этого столетия. На ней мы видим сюрко, причем с двумя гербами, вышитыми на груди. Причем, это не герб семейства Транкавелей. На нем крепость с одной башней и кайма. Известно, что с того момента, как Роберт I Анжуйский во Франции «изобрел» кайму, она немедленно разошлась по всей Европе, причем в самых различных вариациях, подражаниях и имитациях, а в Испании имела особый успех. Во Франции же ее стали использовать для бризуры (видоизменения) герба и включать в герб третьих сыновей. То есть это либо герб какого-то испанского рыцаря или же французского, но третьего сына, какого-то достаточно владетельного сеньора. Выяснить это важно по одной простой причине. Мы знаем примерное время смерти хозяина эффигии и… видим его доспехи. На нем кольчужный хауберк, но ноги ниже колен закрывают анатомические поножи и характерные для Испании сабатоны из пластинок. В то время такие доспехи могли носить лишь весьма состоятельные люди, так как они не были широко распространены. Да и сама эффигия очень велика (см. фото), а чем не больше скульптура, тем она, естественно… дороже!


Сюрко с гербами и кольчужный капюшон с характерным клапаном. Замок Каркассон.


Ноги каркассонской эффигии. Хороши видны петли на створках ножных лат и заклепки на пластинках сабатонов.

Кстати, о том, что какое-то время среди рыцарей существовала мода на изображение гербов на груди сюрко. Дэвид Николь в своей книге «Французская армия в Столетней войне» привел фотографию эффигии сеньора замка Брамевак первой половины XIV века как образец доспехов устаревшего образца, сохранявшихся в то время в удаленных уголках Южной Франции. На ней мы видим даже сразу три герба: большой на груди и два герба на рукавах.


Эффигия сеньора Брамевака. Одна из гробниц монастыря собора Нотр-Дам, Сен-Бертран-де-Коменж, Верхняя Гаронна, Франция.

Исключительно ценным иллюминированным источником информации по военному делу XIII века является «Библия Мациевского (или «Библия крестоносца»), созданная по заказу короля Франции Людовика IX Святого где-то в 1240-1250 гг. На ее миниатюрах изображены рыцари и пехотинцы, вооруженные именно в характерные для этого времени доспехи для Франции, принадлежавшее к королевскому домену. Ведь тот, кто ее иллюстрировал, просто не мог находиться где-то вдали от короля, ее заказчика. И видимо он очень хорошо разбирался во всех тонкостях военного ремесла. Однако на ее миниатюрах всадники в латных поножах отсутствуют. Отсюда позволительно сделать вывод, что на Юге Франции они уже были, а вот на ее Севере – в это время еще нет!


Сцена из «Библии Мациевского» (Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк). Обращает на себя внимание центральная фигура. Трудно сказать, какой библейский сюжет лег в основу этой миниатюры, но показательно, что свой «большой шлем» он держит в руке. Видимо в нем ему не слишком удобно. Характерны изображенные на миниатюре раны – наполовину отрубленная рука, разрубленный ударом меча шлем, ранение кинжалом в лицо.

В то же время, если мы посмотрим на ряд эффигий начала XIV века, в том числе эффигию Роберта II Благородного, графа д’Артуа (1250 —1302), павшего в битве при Куртрэ, то нетрудно заметить, что поножи на ногах у него уже присутствуют. То есть в начале XIV века они вошли в обиход рыцарства уже повсеместно, не только на Юге, но и на Севере.


Эффигия Роберта II Благородного, графа д’Артуа. (Базилика Сен-Дени, Париж)


Еще одна эффигия с латными прикрытиями ног и сабатонами из кольчуги. (Собор Корбей-Эссон, Эссон, Франция)

На этой же эффигии хорошо сохранились кольчужные рукавицы. Очевидно, что они приплетались непосредственно к рукавам. Однако на ладонях были сделаны прорези, позволявшие их снимать. Вот только интересно, затягивались они какими-нибудь шнурками или же нет, ведь в противном случае в горячке боя такая рукавица могла соскользнуть с руки в самый неподходящий момент.


Руки эффигии из собора в Корбей-Эссон. Фото крупным планом.

Сохранился любопытный документ, который был написал незадолго до начала Столетней войны и где был последовательно описан процесс облачения французского рыцаря в доспехи. Так, сначала рыцарю следовало надеть свободную рубаху навыпуск и… расчесать свои волосы.

Затем наступала очередь чулок и кожаной обуви. Затем следовало надеть на себя набедренники и наколенники из железа либо из «вареной кожи», стеганую куртку-акетон и кольчугу с капюшоном. Поверх нее надевался панцирь, похожий на пончо из нашитых на ткань металлических пластин и закрывавший горло латный воротник. Все это скрывалось кафтаном-сюрко с вышитым на нем гербом рыцаря. На руки следовало надеть латные рукавицы, сделанные из пластинок китового уса, а через плечо перевязь для меча. Только после этого он, наконец, надевал тяжелый шлем или же более легкий бацинет с забралом или без него. Щитом в то время пользовались уже достаточно редко.


Оригинальный шлем шапель из перекрывающихся полос металла мы видим в «Хронике Бадуана д’Авесна», ок.1275-1299 гг. (Муниципальная медиатека Арраса, Франция). Рыцари вряд ли носили такие вот эрзацы, а вот для городского ополчения этот шлем был в самый раз.

Вооружение и доспехи воина городского ополчения сильно различалось своим качеством. Более того, поскольку оружие ополченцам часто закупал городской магистрат, то оно нередко использовались даже не одним, а несколькими поколениями воинов. Оружие чаще всего закупалось, но деревянные щиты обычно делались на месте, это было не слишком трудным делом. Как правило, у арбалетчиков были более полные доспехи, чем у лучников, поскольку при осаде замка или города именно они участвовали в перестрелках с их защитниками, которые также вели огонь из арбалетов. Сохранился, например, список снаряжения, которое получил арбалетчик по имени Жеран Кеснель из арсенала Кло де Гале в Руане в 1340 году. Согласно ему Жеран выдали панцирь, корсет, вероятнее всего кольчужный, который нужно было носить под панцирем, наручи и вдобавок еще и латный воротник.

Этот же арсенал Кло де Гале в Руане производил доспехи, осадные машины, корабли, хотя лучшие по своему качеству арбалеты все же поступали из Тулузы. К началу Столетней войны в этом городе могли производить покрытые шелком и подбитые тканью гамбезоны, пластинчатые доспехи для воинов и их коней, бацинеты, шлемы-капелины с полями, боевые рукавицы и разнообразные щиты (либо белые, либо раскрашенные в цвета герба Франции и украшенные изображениями золотых лилий). Здесь производились кинжалы, копья, дротики-дарды, нормандские секиры, известные в Англии как датские топоры, арбалеты и спусковые механизмы арбалетов, а к ним в огромном количестве арбалетные болты, которые укладывались партиями в обитые металлом ящики. Кстати, и первое упоминание об испытании доспехов во Франции нашли также в документе из Руана, относящемся к 1340 г.

В ходе Столетней войны ассортимент доспехов, которые выпускались в Кло де Гале, пополнили образцы доспехов, позаимствованные из стран. Например, здесь наладили производство генуэзских панцирей, покрытых холстом, и бацинетов, а также латных воротников, упоминаемые в документе 1347 г. Кольчуга в это время понемногу утратила свои рукавицы и капюшон, а ее рукава и подол все время укорачивались, пока она не превратилась в короткий хаубергон. Ранние варианты кирасы, как сейчас считается, выделывались из «вареной кожи», а также, судя по некоторым эффигиям – полос металла, заходящих одна на другую. Многие доспехи имели тканевое покрытие, хотя, например, французский документ 1337 г. сообщает о панцире без тканевого покрытия, но зато имевшего кожаную подкладку. То есть в рыцарском обиходе в то время были и такие!


Ричард де Жокорт — эффигия 1340 года – (Аббатство Сен-Сен-л'Аббе, Кот д'Ор, Франция)

Первоначально защитное вооружение для рук и ног делали из полос твердой кожи и металла. Так, в 1340 г. в Кло де Гале упоминаются наручи из пластин. Подбородник-бевор, усиливавший кольчужную бармицу, спускавшуюся на плечи с бацинета, получил распространение с 1330-х гг., а к 1337 году относится одно из первых французских упоминаний, касающееся латного воротника. Большие шлемы, изготовленные в этом арсенале, почему-то перечислялись среди… корабельного снаряжения. Ну, а первый бацинет, который был здесь изготовлен, выпустили в 1336 году, причем это могли быть и простые полусферические шлемы-подшлемники (носившиеся вместе с «большим шлемом») и шлемы, имеющие подвижное забрало, которое при необходимости можно было снимать. Также изучение французских эффигий показывает, что полностью металлические сабатоны здесь появились значительно раньше, чем в других странах Европы, а именно уже к 1340 году!

Рисунок Ангуса МакБрайда как раз и изображает рыцаря в таком вот снаряжении.

Вопрос опознавания рыцарями друг друга на полое боя, видимо, уже тогда имел большое значение. И тут мы явно видим по крайней мере два «эксперимента» в этой области. Сначала гербы вышивались (или нашивались на одежду), но в первой четверти XIV века их стали изображать на эллетах – наплечных пластинах из картона, «вареной кожи» или фанеры, обшитых цветной тканью. Очевидно, что жесткая основа позволяла лучше рассмотреть герб, да и кровью он, возможно, заливался меньше, чем если он был вышит на сюрко на груди. Причем они могли быть и круглыми, и квадратными, и даже в форме… сердца!


Французские рыцари на миниатюре из манускрипта «Моралии Овидия», 1330 г. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Таким образом можно сделать вывод, что южные и центральные районы Франции сыграли важную роль в развитии рыцарского вооружения с 1050 по 1350 г. Здесь опробовались многие новшества и вводились в практику массового использования. Однако, даже в годы Столетней войны французское рыцарство все еще носило кольчуги, не защищавшие по-настоящему от стрел луков и арбалетов, только ноги у них получили прикрытие в виде анатомических поножей и наколенников, но на защищенность в бою на расстоянии такое усовершенствование никак не влияло. Именно из-за недостаточной защищенности своих всадников французы проиграли и битву при Креси в 1346 году, и битву при Пуатье в 1356-ом…

Использованная литература:
1. Nicolle, D. French medieval armies 1000-1300. L.: Osprey Publishing (Men-at-arms series № 231), 1991.
2. Verbruggen, J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
3. DeVries, K. Infantry Warfare in the Early Fourteenth Century. Woodbridge, UK: Boydell Press, 1996.
4. Curry, А. The Hundred Years' War 1337-1453. Оxford, Osprey Publishing (Essential Histories 19), 2002.
5. Nicolle, D. Crecy, 1346: Triumph of the Black Prince, Osprey Publishing (Campaign №71), 2000.
6. Nicolle, D. Poitiers 1356: The Capture of a King, Osprey Publishing (Campaign №138), 2004.
7. Николле, Д. Французская армия в Столетней войне/ Пер. с англ. Н.А.Феногенов. М.: ООО «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2004.

Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Он лег лицом к стране испанских мавров,
Чтоб Карл сказал своей дружине славной,
Что граф Роланд погиб, но победил!
(Песнь о Роланде)

Когда мавры последовательно громили христианские королевства в Испании, им не удалось уничтожить их до конца. На южных склонах Пиренейских гор продолжал сохраняться мирок (или заповедник) христианской веры, представленный несколькими пусть и небольшими, но, тем не менее, вполне самодостаточными королевствами, главную роль среди которых играла Наварра. К середине XI века, когда в 1046 году был захвачен мусульманский город Тудела, оно фактически достигло своих границ. После этого военные усилия Наварры были направлены на оказание помощи другим христианским государствам за пределами ее территории и сохранение собственной независимости, как от мусульман, так и от собратьев-христиан.


Рисунок Ангуса МакБрайда, изображающий испанского рыцаря XIII века. Ему противостоят два пехотинца, один из которых имеет на своем сюрко крест Тулузы.

К началу XII века королевство Арагон также уже существовало, являясь западной частью французского графства Барселона. В отличие от Наварры, Арагон старался продвигать свои владения на юг и после достижения общей границы с Кастилией в 1118 году. Спустя столетие Арагон завершил свою часть Испанской Реконкисты, захватив Балеарские острова (1229—1235) и полуостров Дения (1248). Все это, а также поглощение Арагоном Каталонии в 1162 году, укрепило позиции арагонцев не только на суше, но и на море. Вскоре они стали конкурировать с «Анжуйской монархией» за контроль над Сицилией и южной Италией.


Миниатюра с изображением воинов королевства Наварра из «Наваррской иллюстрированной Библии», датированной 1197 г. Памплона, Испания. (Библиотека Амьена Метрополь)

Что же касается Каталонии, то в первой половине XI века она была разделена не менее чем на восемь графств, и все теоретически являлись вассалами французской короной. Ко времени Первого крестового похода они в значительной степени объединились и смогли принять участие в Реконкисте, продвигаясь на юг вплоть до Тортосы, взятой в 1148 году. Главное, что нужно подчеркнуть, что все эти королевства находились под сильным военным влиянием южной Франции начиная с XI века. Тем не менее, между различными регионами на Севере Испании существовали четкие различия. Так, Наварра, будучи почти исключительно страной гор и долин, никогда не стремилась прорваться на равнины центральной Иберии. Именно поэтому главную роль в ее войске играла пехота. Более того: наваррские пехотинцы, вооруженные длинными копьями, высоко ценились и использовались в качестве наемников во многих частях Западной Европы XII века. То же самое относится к соседним и похожим в военном отношении баскам и гасконам. О последних известно, что они часто использовали луки вместо дротиков. Наваррская пехота пользовалась популярностью и в XIV веке, когда королевство Наварра само начало использовать наемные мусульманские войска, возможно из области Тудела. Считается, что именно эти всадники стали предшественниками более поздней испанской конницы гинетов, одетых в кольчуги и вооруженных короткими копьями, мечами и щитами.


Испанские воины из «Памплонской иллюстрированной Библии и Жития святых», датируемой 1200 г. (Библиотека университета Аугсбурга)


Этот же источник. Изображение всадников, сражающихся с пехотинцами. Обратите внимание на необычной формы вымпелы на копьях и то, что кони уже покрыты попонами.

В Арагоне легкая кавалерия также стала играть важную роль, поскольку королевство стало расширять свои владения по равнине Эбро. Тем временем большинство арагонских наемников, воевавших за пределами Пиренейского полуострова, все также были пехотинцами. Наиболее известными и характерными для таких арагонских войск были альмогавары или «разведчики». Альмогавары известны тем, что в течение XIII—XIV веков помимо Испании воевали в качестве наемников в Италии, Латинской империи и в Леванте. Альмогавары как правило были родом из горных областей Арагона, а также Каталонии и Наварры. Обычно они носили легкий шлем, кожаные доспехи, бриджи и полугетры на ногах из овечьих и козьих шкур; а на ногах грубые кожаные сандалии.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)

Войска альмогаваров во время завоевания Мальорки. Готическая фреска из Сало дель Тинель (Тронный зал королевского дворца) в Барселоне.



Х. Морено Карбонеро. Вступление Рожера де Флора в Константинополь (1888). На переднем плане — альмогавары.

Вооружением альмогаваров являлись короткие копья, использовавшиеся для метания, либо более легкие дротики, а также широкий тесак, аналог фелчена, висевший на кожаном ремне вместе с хозяйственным мешком либо сумкой для мелочей вроде кремня и трута. За достойную плату они служили и городам, и монархам, и церкви, и не удивительно, что и наемники швейцарцы и те же самые ландскнехты появились уже позднее. Раньше в них не было такой надобности и к тому же те же швейцарские кантоны вначале серьезных войн не вели. А наемников поставляли такие государства, как Шотландия, Ирландия и… Наварра с Каталонией, и Арагон!


Б. Рибо-и-Терриз[ca]. Педро Великий в битве при перевале Паниссар в ходе Арагонского крестового похода 1284 – 1285 гг. (ок. 1866). Слева — альмогавары.

Что касается конницы, то, например, известно, что каталонские всадники еще служили наемниками в мусульманских войсках Мурабитов в начале XII века, но уже к XIII веку самыми ценимыми среди профессиональных каталонских солдат стали… арбалетчики! Дело в том, что и каталонцы и арагонцы активно воевали на море, и здесь использование арбалета приобрело особое значение. К тому же его применение против мусульман не попадало под ограничения христианских Соборов, а это было важно. Солдаты того времени были людьми набожными и помнили, что грешников ожидает ад и геенна огненная, поэтому по возможности старались воевать, но не грешить! Огнестрельное оружие в Испании стало использоваться довольно рано. Например, известно, что в 1359 году Арагон использовал бомбарды для защиты одного из портов.


Фреска с изображением битвы при Портопи, ок. 1285 – 1290 гг. из дворца Беренгера д'Агилара в Барселоне, которая сегодня хранится в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.


Фрагмент фрески с изображением битвы при Портопи. На ней изображен Гильем Рамон де Монкада или Гильермо II сеньор Монткады и Кастельви де Розанес (в Каталонии), виконт Беарна, Марсана, Габардана и Брулуа (на юго-западе современной Франции). На его щите, сюрко, шлеме и конской попоне, передняя часть которой сделана из кольчуги (!), изображен герб Монкады и Беарна.

Интересно, что пехота альмогаваров шла в бой с каталонским боевым кличем «Desperta Ferro!» (Проснись, железо!). При этом они еще и высекали искры из камней и скал, ударяя по ним наконечниками копий и дротиков! Первое упоминание об этом их кличе встречается в описании битвы при Гальяно (1300), и также о нем сообщается в «Хронике» Рамона Мунтанера. Другими вариантами боевого клича были призывы: Aragó, Aragó! (Арагон, Арагон!), Via Sus! Via Sus!, Sant Jordi! Sant Jordi! (Святой Георгий! Святой Георгий!), Sancta Maria! Sancta Maria! (Святая Мария! Святая Мария!).


Эффигия Берната де Брулля, 1345 г. (Церковь Сант Пере де Вальфероса, Сольсана Каталония). Почему-то на нем нет сюрко, но зато хорошо видно кольчужное оплечье с капюшоном и приплетенные к рукавам кольчужные перчатки с пальцами. На ногах латные поножи.

Эффигий в Испании сохранилось довольно много, что позволяет нам достаточно хорошо представить себе, как были вооружены испанские рыцари 1050 – 1350 гг. Вот, например, эффигия члена семьи Кастеллет, ок. 1330 г., из базилики Санта-Марии, в Виллафранка-дель-Пенадес в Каталонии. Налицо полное сходство между ней и изображением христианских воинов, изображенных на настенной росписи «Завоевание Майорки». Самая заметная деталь – это кафтаны-сюрко с рукавами средней длины и украшенные геральдическими изображениями, надетые поверх доспехов. К 1330 году каталонский рыцарь также уже носил латные рукавицы с раструбами-манжетами и покрытые металлом наголенники.


Эффигия Гуго де Червелло, ок. 1334 г. (Базилика Санта-Марии, в Вильяфранка-дель-Пенедес, Каталония) Для названного года его снаряжение может показаться уже устаревшим!

Эффигия Бернадо де Минориса, Каталония, ок. 1330 (церковь Санта-Мария-де-ла-Сео, Манреса, Испания) напротив, показывает нам рыцаря, который носит новейшее европейское оружие и доспехи. И он действительно больше похож на рыцарей восточной Франции и Германии, чем на своих испанских соотечественников. Его кольчужный капюшон надет на мягкую основу, из-за чего его голова кажется практически квадратной, и почему так, кстати говоря, понятно – это нужно, чтобы на голове было удобнее носить большой шлем с плоским верхом. Пластинчатой брони на руках у него нет, и единственным признаком того, что он может носить что-либо еще, кроме кольчужного хауберка, является его сюрко, которое вполне может скрывать дополнительный доспех из пластин. Ноги прикрыты наголенниками, а на ступнях сабатоны. В руках у него очень большой меч, а на ремне справа подвешен кинжал.


Эффигия дона Альваро де Кабреры Младшего из церкви Санта-Мария-де-Бельпюи-де-лас-Авелланас, Лерида, Каталония, 1299 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но самым замечательным образцом среди всех испанских эффигий является скульптура на саркофаге, принадлежащая дону Альваро де Кабрере Младшему из церкви Санта-Мария-де-Бельпюи-де-лас-Авелланас, в Лериде, в Каталонии. Она имеет целый ряд отличительных черт, характерных для испанского, итальянского и, возможно, византийско-балканского оружия. Прежде всего это касается латного горжета для защиты шеи, прикрепленного к воротнику, лежащему на плечах. Для времени изготовления эффигии это была очень современная вещь. В украшении воротника использован тот же цветочный мотив, который виден и на заклепках на верхней части сюрко, и на сабатонах фигуры. Почти наверняка это говорит о том, что под тканью имелась какая-то металлическая или кожаная подкладка из чешуи, либо металлических пластин, которые, однако, эта ткань скрывает.


Реконструкция внешнего вида доспехов Альваро де Кабрера Младшего (на рис. справа). Рис. Ангуса МакБрайда.

Среди других особенностей, представляющих интерес, следует отметить рукавицы с удивительно длинными манжетами, которые, по сути, заменяют такую важную часть латного доспеха, как вамбрас. Хотя и кажется, что они металлические, но скорее всего сделаны они были из кожи. Наголенники имеют шарнирные крепления и поэтому почти наверняка сделаны из железа. Сабатоны из пластин, при этом заклепки имеют цветочный узор, сравнимый с узором заклепок на сюрко.

Автор: Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Шотландии (часть 3)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Англии и Уэльса. Часть 2
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1

https://topwar.ru/154022-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-rycari-irlandii-chast-4.html

https://topwar.ru/154819-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-rycari-francii-centralnye-i-juzhnye-rajony-chast-5.html

https://topwar.ru/155192-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-rycari-ispanii-aragon-navarra-i-katalonija-chast-6.html

Картина дня

наверх