На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Тайная комната, или Как в Средневековье спасали распадающиеся браки. Как мылись в средневековой Европе (2 статьи)

В церковной башне за множеством замков находится комната, в которой спасали семьи.

В церковной башне за множеством замков находится комната, в которой спасали семьи.

В средневековой коммуне в Трансильвании в огромной церкви, больше похожей на крепость, есть крохотная комната. В ней почти ничего нет. Но в этом маленьком помещении люди в старину спасали семьи и браки от распада.
Укрепленная церковь XV века господствует над коммуной Бьертан. | Фото: beel-online.com.

Укрепленная церковь XV века господствует над коммуной Бьертан. | Фото: beel-online.com.


В центре Румынии в небольшой коммуне Бьертан время как будто застыло в Средних веках. Здешним историческим каменным постройкам уже много веков. Их возвели трансильванские саксонцы, основавшие поселение в XIII веке. Там как и много лет назад, жители ездят на телегах, запряженных лошадьми, а соседи часто встречаются на торговой площади. Мужчины по вечерам пьют пиво в тавернах, а женщины заняты по хозяйству.
Средневековые домики Бьертана утопают в зелени. | Фото: beel-online.com.

Средневековые домики Бьертана утопают в зелени. | Фото: beel-online.com.

Чистка кочанов кукурузы в Бьертане. | Фото: biertan.ro.

Чистка кочанов кукурузы в Бьертане. | Фото: biertan.ro.

Над центром города возвышается церковь XV века, укрепленная как военный фортификационный объект. Жители Бьертана неоднократно пережидали нашествие врага за толстыми 11-метровыми стенами.

Одно из самых известных помещений церкви на первый взгляд не вызывает никакого интереса. Это крохотная комнатка, больше напоминающая кладовку, но она спасла немало браков и воссоединила разрушенные семьи.
Тяжелая укрепленная дверь с множеством засовов и замков. | Фото: biertan.ro.

Тяжелая укрепленная дверь с множеством засовов и замков. | Фото: biertan.ro.

Основное население Бьертана, переселенцы из Саксонии, уже триста лет как используют ее в необычном качестве. Если брак какой-либо семейной пары оказывался под угрозой, а муж и жена собирались разводиться, то настоятель церкви, местный епископ, запирал их в этой комнате. Заточение длилось от нескольких недель до полутора месяцев. Считалось, что это помогает сохранить семью. И действительно, за последние три века в Бьертане зарегистрирован лишь один развод.
Комната для примирения супругов и спасения семьи. | Фото: travellinn.net.

Комната для примирения супругов и спасения семьи. | Фото: travellinn.net.

В чем же секрет успеха? В небольшой каморке есть только один стол и стул, один сундук и крохотная кровать. Она так мала, что спать на ней может только один человек.

Месяц-полтора взаперти в непростых условиях удивительным образом вновь сплачивал супругов, заставляя общаться. «Тюремная камера» стала настоящим спасением и выходом из щекотливой ситуации, когда любимые люди уже не выносили друг друга.
Укрепленная башня церкви в Бьертане. | Фото: biertan.ro.

Укрепленная башня церкви в Бьертане. | Фото: biertan.ro.

Наверх, в крепость, ведет тесный проход. | Фото: biertan.ro.

Наверх, в крепость, ведет тесный проход. | Фото: biertan.ro.

Местный священник считает, что кроме ужасных условий в тесной комнатушке одним из главных факторов быстрого примирения была забота о будущем урожае. В самом деле, когда мужа и жену запирали на длительный срок, они могли остаться без пищи на следующий год. Поэтому в их общих интересах было помириться и вновь приступать к крестьянскому труду.

Румыния – это не только старые замки, но еще и красивые и живописные виды, которые можно увидеть на потрясающих снимках.


Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/290717/35441/

Как мылись в средневековой Европе

1

В умах многих людей существуют стереотипы относительно гигиены европейского Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: «Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси…» — далее следует пространное описание культуры русских бань. Может быть у кого-то эти слова вызовут легкое недоумение , но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее…

Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала — известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году.

Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

20618972_1228634981

Даем слово Фернану Броделю («Структуры повседневности: возможное и невозможное»):

— Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку.

Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных.

А что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

clip_image003

Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья.

То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно — поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ****, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться.

Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани... Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение «для благородных»:

clip_image007

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте — 10, Вене — 29, Бреслау/Вроцлаве — 12. Рейнмар фон Беляу из «Башни Шутов» Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы.

Но это, так сказать, «позднятина», а что же раньше? При самом что ни на есть «варварстве»? Вот Эйнгард, «Жизнеописание Карла Великого»:

— Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

clip_image004

Обычная частная ванна, 1356 год

Про мыло

Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы.

Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции — из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты — около 1200 года.

В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

clip_image009

Вот современная реконструкция стандартной публичной «мыльни» XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в «Имени Розы» Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни — отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: «В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.»

А вот из «Валенсийского кодекса» XIII века:

«Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу, женщины идут в понедельник и в среду и евреи идут в пятницу и в воскресенье.

clip_image002

Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают, и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день.

Также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом, а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить.»

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

clip_image010

Паровая баня. XIV в. — Так что паровые сауны тоже были.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в пост-ренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. «Малый ледниковый период» длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива — заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация — если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само — есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще — не по-пуританские это.

clip_image006

В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.


link

http://storyfiles.blogspot.co.il/2017/08/blog-post.html

Картина дня

наверх