На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. Князь Кий: что известно об основателе Киева (2 статьи)

Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков

Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских нательных крестов XI-XIII веков.

Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских нательных крестов XI-XIII веков. Не выработаны даже чёткие принципы классификации материала, хотя существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно публикации можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышёл целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца,публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материалаотсутствии серьёзных подобранных собраний, предоставленых владельцем для их публикации, и отсутствие классификационного принципа, что связано с научной неразработанностью темы.

Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. К тельным крестам автор относит и крестовидные накладки и даже пуговицы с изображением креста-оберега. Работа Нечитайло страдает неполнотой и крайней субъективностью автора, включившего в свой каталог некоторое количество подделок. К печати ныне готовится каталог, в котором собраны все типы домонгольских нательных крестов XI-XIII вв. под редакцией С.Н. Кутасова.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, но не являющиемя сводами таких находок, не могут дать полного представления о типах домонгольских нательных крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты.

Несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать известные сегодня домонгольские кресты, выделив несколько больших групп артефактов.

Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв

К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если наэнколпионах (греч. εγκόλπιον, то есть «на груди») — складной двухстворчатый нагрудный крест с подвижным оглавиеми тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв

Редкость «сюжетных» нательных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность нательных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII века преобладают кресты с фигурными изображениями.

рис.3 .Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII вв

Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сравнения с северным материалом можно выделить около нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены на Руси в домонгольское время. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная.

Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв

На многих крестах, происходящих из Византии, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей с точкой в центре (новая жизнь; засеянное поле) (Рис.4) Существуют различные объяснения этого узора, самые известные из них говорят о том, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, и амулетов-топориков, встречается на многих женских украшениях, на щитках височных колец, на символический орнамент которых Византия не могла оказывать влияние. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.

рис5. Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.

Основная же масса орнаментальных украшений нательных крестов, около 90%, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения.

Необходимо хотя бы кратко описать самые характерные формы домонгольских древнерусских нательных крестов. Можно было бы ожидать приобладание прямоконечной формы «ветвей» креста, как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается довольно редко по сравнению с другими формами ветвей креста. Кресты «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к краям были достаточно популярны в Византии, но на Руси встречаются довольно редко, известно лишь несколько таких типов крестов. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то естьподобным цветку лилии окончанием. (Рис.5) Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма «ветви» креста встречается и в Византии, в основном на Балканах, но в очень небольшом количестве по сравнению с равноконечными крестами.

Нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» крестового Древа Жизни доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. Криновидный тип крестового древа встречается около четверти образцовот количества всех типов нательных крестов 11-13 веков. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на состав домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным.

Среди нательных крестов средневековой Руси встречаются следующие формы завершения «ветвей» креста, как на луннице: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. В основу орнамента положено космогоническое представление о триединстве Бога.

Выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора древнерусских тельных крестов неотделим от его самобытной формы.

Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

Особую, и весьма многочисленную группу, составляют крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную подвеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия. (Рис.6)

Основным аргументом для условного разделения крестовидных подвесок на «христианскую» и «языческую» группу может служить наличие или отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих из Византии. В большей степени мы можем признать округлые подвески с крестом в круге предметами христианской культуры, чем языческой. Существуют многочисленные аналоги округлых подвесок с крестом в круге, происходящие со всей византийской территории, а в Херсонесе этот тип подвесок был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные завершения ветвей креста. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий среди крестов христианской Византии, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.

рис.7. Древнерусские обереги лунницы с крестом. VII-XIII в.в.

Интереснейшим примером языческо-христианского слияния могут служить древнерусские обереги-лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно утверждать, что крест, возникший на некоторых достаточно редких типах линниц – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия на Руси» — то есть органического соединения языческих и христианских представлений о единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом в сводах домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.7)
В семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько групп, основываясь на технике изготовления крестов и материал. Существовали ли золотые кресты-тельники? Конечно же, существовали, но,в идимо, только в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов на территории Руси, но на территории Византии такие артефакты не были абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты довольно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой совсем немногочисленную группу находок. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.

Рис.8 Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI — XIII вв.

Кроме типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. (Рис.8) К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных подвесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среди древнерусских артефактов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. Пуговица в средневековой Руси также считалась оберегом.

Рис.9 Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв

Отдельную, немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же — достаточно редки. (Рис.9)

Какова степень редкости предметов, и их подлинности? Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может ухудшаться, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняются.

Кресты в домонгольское время не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Редкость находки креста можно объяснять. В Византии существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории Византийской империи, а на Руси множество литьевых мастерских было рассредоточено по всей территории древнерусского государства. Произведения этих локальных литейных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона. Если место производства какого-либо необычного типа крестов на Руси ещё не найдено,крест может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр литейного производства, сразу поятся десятки одинаковых или схожих находок. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительна.

Серебряные нательные кресты достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что относительно наибольшую редкость могут представлять кресты необычной формы, кресты имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.


Древнерусские нательные кресты с перегородчатой эмалью XI-XII вв

Сколь кратким бы не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, перед вдумчивым читателем возникает целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не удилять исследователя факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников.

На ранних стадиях археологических изысканий, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы(др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) крест-складень, состоящий из двух частей, скрывавших внутри частицу мощей, носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым археологическим находкам энколпионов в селищах, стала ясна неправильность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип нательного креста полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» — это кресты-энколпионы, другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация – это язычество, языческие символы и знаки. Однако это не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия, в народном сознании оказался наделённым особым смыслом языческого оберега.

Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека, обладающего крестом, с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий в византийском материале, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительную силу и смысл оберега.

«Двоеверие», как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская археология может стать одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её нетронутом, и ещё непознанном обличии, перед ним – предмет исследования, богатый и интересный. Что как не стремление к непознанному является той силой, что будит мысли и страсти увлеченного искателя истины?!

По материалам статьи Кирилла Сергеева. http://ru-sled.ru/drevnerusskie-natelnye-kresty-xi-xiii-vekov/



Скульптор Анатолій Кущ
Князь Кий: что известно об основателе Киева

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий.

Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».
Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

http://russian7.ru/post/knyaz-kiy-chto-izvestno-ob-osnovatele-k/

Картина дня

наверх