На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Образ Идеального князя в языческой Руси. Когда появились древнерусские былины? (2 статьи)

Образ Идеального князя в языческой Руси

Если проанализировать ряд древнерусских письменных источников, можно составить образ идеального князя по представлениям жителей языческой Руси.

Этот идеал восходит к дохристианским, языческим временам, и вовсе не был заимствован из христианской Византии, как может показаться с первого взгляда, ведь древнерусские письменные источники были созданы книжниками-христианами. Напротив, во многом представления о идеальном образе древнерусского князя идут вразрез с византийскими представлениями об идеальном императоре.

Несмотря на то, что все имеющиеся в нашем распоряжении древнерусские письменные источники относятся к христианским временам, многие категории древнерусской культуры, зафиксированные в них, были исключительно языческими. Ведь, двоеверие на Руси с превалированием язычества, а не христианства, сохранялось вплоть до монгольского нашествия, которое нанесло непоправимый удар по традиционным славянским, языческим верованиям.

«Нетрадиционное языческое христианство на основе двоеверия» у русских сохранялось и в XV веке, об этом свидетельствовал кардинал д’Эли:
«Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было бы сказать, что преобладало в образовавшейся смеси – христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Из свидетельства богослова XV века епископа Матвея Краковского (ум. в 1410 г.) о «рутенах» (о русских) в послании «отцу крестоносцев» Бернару Клервосскому (1091 – 1153 г.г.), говорится:

«Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но отличный от той и другой, таинства ни одной из них не разделяет… заблуждениями различными и порочностью еретической от порога обращения своего пропитанный. Христа лишь по имени признает, а по сути в глубине души отрицает».

Большой интерес представляет гривна Владимира Мономаха с изображением скифской змеиной богини. Этот артефакт XII века свидетельствует о том, что на Руси в это время существовало двоеверие на придворном уровне, пришедшее из времён славянской «Руси – Скифии».

В Древнерусском государстве были распространены христианские змеевики, так как русский крестьянин не видел противоречий между христианством и язычеством, а стремился к объединению христианского и языческого верования.

Итак, из ряда источников, и прежде всего из «Поучения Владимира Мономаха» и летописей мы узнаём, каким же должен быть князь.

В те давние-давние времена, когда земля русская терпела постоянные набеги от захватчиков – кочевников, когда христианству на Руси было всего около ста лет, государством правил Владимир Всеволодович (1053-1125), прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын Всеволода Ярославича- самый талантливейший из русских князей до-татаро-монгольского нашествия — периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу русскому воинству и добрую память о доблестных подвигах.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец-Всеволод Ярославич. По матери Владимир — внук византийского императора Константина 9 Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел защитить русские земли от набегов кочевников.

За 12 лет княжения (1113-1125 г.г.) Владимир Мономах
Усмирил половцев;
Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;
Построил мост через Днепр под Киевом;
Под властью Владимира Мономаха Русь объединилась и от пассивной обороны перешла к активному наступлению на Степь;
Князь Владимир написал духовное завещание детям своим.

Князь Владимир Мономах снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, Владимир Мономах пишет поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания:

«А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.

Два тура рогами меня бросали с конем. Олень один меня бодал, и два лося один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конём меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил.»

Основные наставления «Поучения Владимира Мономаха» :

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
Напоите и накормите просящего
Убогих не забывайте и подавайте сироте.
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..
Соблюдайте своё слово
Гордости не имейте в сердце и в уме..
Не уклоняйтесь учитьувлекающихся властью
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны
Не пропустите человека, не приветив его
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь

В отличие от византийских и современных нам представлений о руководителе, древнерусский князь должен был принимать активное участие во всех вопросах, за которые он был ответственен.

В центре внимания князя Владимира – семья и государственность. В государственный принцип он возводит библейский завет: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены». Князь также учит «увлекающихся властью»избегать суеты и «ни во что ставить общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят».

Молодым своим современникам князь Владимир советует: :

«Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь»А властителям, т.е. сильным мира сего он со свойственной ему мудростью указывает:«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу»

Фразой «Дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив» великий князь даёт понять, насколько важно быть в жизни гуманным и милосердным.

Очень гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и призывает к трудолюбию:

«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; пусть не застанет вас солнце в постели».

Далее идёт ряд самых разных поучений, которые немедленно нужно прочитать моим современникам. Князь Владимир выступает против гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Князь Владимир Мономах предлагает поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.

Во время военных походов Владимир Мономах советует поить и кормить нищих людей, которые будут встречаться на пути и почитать гостя, откуда бы ни был гость и кем бы он ни был. Именно подобными поступками приобретается доброе имя человека. Так считал Владимир Мономах: «ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». Встречаем мы также призывы со стороны старого князя навестить больного, не пропустить человека, не поприветствовав его. Все эти советы — назидания очень уместны и сегодня, особенно, если вспомнить, что в 21 веке люди, погрузившись в компьютерные технологии, совершенно перестали замечать друг друга, что в свою очередь не может не вызывать тревогу в обществе.

В «Поучении Владимира Мономаха» великий древнерусский князь представлен как
государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель.
— мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;
миротворец, желающий Отечеству мира и добра: «Русскую землю не погубим»;
истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»;
человек справедливый, живущий по Совести, не желающий гореть на ее костре;
— человек великодушный, искренний, душевный, добрый;

Древнерусские земли с вечевым собранием обладали достаточно широкой политической самостоятельностью.Однако ряд функций был обязан выполнять и князь.

Князь должен самолично руководить битвой, причём участвовать в ней на первых позиция, битве князь должен быть впереди всех, демонстрируя свою доблесть, отвагу и силу.

Такое же поведение ждали от князя на охоте и в церковной службе, а до этого – на языческих капищах.

Добрый князь сам должен разбирать все судебные споры и «по правде» выносить решения.

При приёме иностранных послов или заморских гостей-купцов, древнерусский князь сам должен их встречать. Без помощи толмачей (переводчиков), князь сам должен был вести с ними диалог – для этого князь должен знать несколько иностранных языков.

Другой важной чертой древнерусского князя был его щедрость. Князь должен щедро одаривать свою дружину, ни в чём ей не отказывая. Князь должен устраивать для своей дружины частые и обильные пиры. При этом, не забывать о сирых и убогих, о бедняках и вдовах — все они считались чадами князя.

Древнерусский князь – это сакральная, священная личность. Войском управлять может и воевода, хозяйством – тиун, распоряжаться политикой может народное вече. Но лишь древнерусский князь, получивший сакральное и магическое могущество в результате личной военной доблести или от своих родовитых предков, может принести благо земле, на которой он княжит.

Помимо чисто утилитарных функций, жители древнерусской земли ждали от князя и мистического покровительства, которое мог обеспечить лишь он в силу своей княжеской сакральной природы. Жители многих древнерусских княжеств соглашались даже на правление малолетнего князя, жизнь без князя-покровителя виделась им опасной и непредсказуемой.

http://ru-sled.ru/obraz-idealnogo-knyazya-v-yazycheskoj-rusi...

Когда появились древнерусские былины?

Былины – форма русского героического эпоса, долгое время существовавшая в устной форме в народной среде. Записывать их стали сравнительно поздно – лишь в 19 веке.

Естественно, возникает вопрос, когда же они были созданы. И тут исследователь сразу же сталкивается с трудной задачей. Устные источники нельзя точно датировать, так как в народном предании не сохраняется дата сочинения эпоса. Древних же письменных памятников с записанными текстами, по которым их можно было бы датировать, тоже нет.

Интересную методику выяснения времени появления былин предложил современный русский историк Вадим Викторович Долгов. О ней здесь и пойдёт речь.

Он предлагает провести текстологический анализ былин и выявить, какой же эпохе истории России соответствует социально-психологический образ былинных героев.

Итак, былины начинаются с того, что Герой покидает родной дом без каких-бы то ни было видимых причин, и начинает свой Путь. Герой может быть как богатым (Добрыня Никитич), так и бедным (Илья Муромец). Он едет в чисто поле для того, чтобы «погулять», то есть показать свою удаль и силу богатырскую. Герой былин – типичный пассионарий — это человек, наделённый избыточной энергией.

Далее Герой решает ехать в стольный град Киев к ласковому князю Владимиру. Князь здесь предстаёт, во-первых, как потенциальный работодатель, и, во-вторых, как податель разных благодатей. Герой хочет не просто служить князю, но – «людей посмотреть – себя показать». Здесь же, в Киеве, при дворе князя Владимира, собираются и другие богатыри Руси.

Для того, чтобы его приняли должным образом при дворе князя, Герой должен совершить два подвига. При этом первый подвиг, как правило, совершается героем ради удовольствия, как-бы играючи. Так, например, Добрыня без всякой цели нападает на Змея и топчет его детёнышей, а Алёша Попович убивает никого не трогающего Недотолища.

Второй же подвиг Героя обязательно носит общественно-полезный, и, как бы мы сегодня сказали, патриотический характер. Во второй раз сражаясь со Змеем, Добрыня освобождает княжескую племянницу Забаву Путятишну. Алёша Попович же во время своего второго подвига освобождает Киев от Тугарина.

Иван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну.

В.В. Долгов отмечает, что патриотизм в былинах «присутствует не столько в виде осознанного убеждения, сколько как глубинная определяющая мировоззрения… Участие в делах общества и государства становится для героя смыслом жизни». Защита интересов Земли Русской для Героя выше личных интересов, на защиту своей земли Герой идёт даже несмотря на конфликт с князем Владимиром.

Ещё одна черта былинного Героя – особое внимание к своей чести и достоинству. Богатыри самолюбивы, горды и запальчивы, не могут сносить ничьих обид, даже княжеских.

Если обидчиком чести Героя выступает другой богатырь, он вступает с ним в поединок. Если же обида исходит от князя, Герой не проявляет покорности и смирения, он отказывается служить князю, даже если враг угрожает Киеву. Конечно же, это несомненный маркер средневекового мышления.

Другая отличительная черта былинного Героя в том, что он не причисляет себя к элите – князья и бояре для него «они». Одновременно с этим, он не считает себя приниженным, не считает себя рабом или холопом, имеет чувство собственного достоинства, и никто не вправе его оскорбить. Если богатыря оскорбили, он запросто может развернуться и уйти, сказав «сами тогда воюйте». В условиях угрозы врага князь Владимир Красно Солнышко вынужден идти на уступки Герою и признавать его достоинство.

Важной особенностью русского эпоса, отличающей его от западноевропейского является, как отмечает В. Долгов, является то, что Герой служит прежде всего не князю, а Киеву, Руси, своей земле.

Итак, рассмотрев данные особенности поведения и мировоззрения Героя русских былин, Вадим Викторович задаётся вопросом, какому же периоду может соответствовать данный социально-психологический образ? С одной стороны – Герой проявляет аристократические черты, характерные для эпохи Средних веков и рыцарства. С другой – былинный Герой не дистанцируется от народа, он демонстрирует демократическое социально-политическое мировоззрение.

И Долгов находит такой период в истории России.

То, что сегодня нам кажется аристократизмом – особое отношение к своей чести, достоинству, самолюбие, не всегда было присуще исключительно аристократам. Такой жементалитет был и у свободных древнерусских общинников, которые были не только землепашцами или ремесленниками, но и воинами, способными в любую минуту встать на защиту своей земли. Лишь позже, с развитием социума, данные черты были закреплены за аристократией, а всё более закабаляемое крестьянство забыло о таком менталитете.

Такой аристократический менталитет свободных древнерусских общинников был свойственен русским людям 10 – 13 веков, когда полноправный общинник участвовал в военных операциях.

На этот же период древнерусской истории ложится и вольное поведение Героя по отношению к князю. Именно в 10 – 13 веках свободные общинники не знали рабского служения князю, не воспринимали его как всевластного монарха, в исторических источниках имеются факты того, что община запросто могла изгнать князя.

И именно в менталитет свободного древнерусского общинника укладывается патриотизм былинного Героя. Главный подвиг древнерусского былинного Героя – это защита Отечества, даже несмотря на распри с князем. Древнерусский общинник понимал, что князь князем, но свою землю нужно защищать.

Итак, и упоминание стольного Киева, и упоминание князя Владимира, и, самое главное, специфический менталитет Героя – всё это указывает нам на то, древнерусские былины были сложены примерно в 10 – 13 веках.

Источник

http://ru-sled.ru/kogda-poyavilis-drevnerusskie-byliny/

Картина дня

наверх