На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Людовик IX. Печальная судьба святого короля-крестоносца (3)

Людовик IX. Печальная судьба святого короля-крестоносцаЛюдовик IX. Печальная судьба святого короля-крестоносца

Эль Греко. «Людовик Святой, король Франции, с пажом», 1590 г.
Статья Людовик IX и Седьмой крестовый поход была окончена сообщением об освобождении этого короля из мусульманского плена. Сегодня мы поговорим о возвращении Людовика на родину, его реформах и новом крестовом походе, который стал для него роковым.

«Крестовый поход пастушков»

Мать Людовика Бланка Кастильская вначале не поверила известиям о катастрофе в Египте. Она едва не приказала казнить первого из гонцов. А во Франции пленение короля привело к неожиданным и весьма трагическим событиям. В народе стали распространяться призывы к новому крестовому походу, направленному на то, чтобы освободить и Иерусалим, и незадачливого Людовика. Но вместо похода в Египет получились массовые погромы по всей стране, в которых участвовали толпы крестьян, двигавшихся из северных провинций на Париж и далее на юг. По дороге они грабили окрестности и убивали евреев, а также местных чиновников, священников и монахов, которые пытались объяснить им, что так в крестовые походы не ходят – они обвиняли их в предательстве короля и дела освобождения Гроба Господня. Хронист Гийом из Нанжи писал об этом:
«1251. Чудо чудное и неслыханное приключилось во Французском королевстве. Главари разбойников, чтобы совратить простой люд и ввести его в соблазн лживыми фантазиями, притворились, что им были видения ангелов и явилась Пресвятая Дева Мария, повелевшая взять крест и вместе с пастухами и другими простолюдинами, избранными Богом, собрать некое подобие войска во спасение Святой земли и отправиться туда на помощь французскому королю... Сначала они прошли по Фландрии и Пикардии, по деревням и полям, и трубными звуками, словно магнит железо, притягивали к себе пастухов и простонародье. Когда они пришли во Францию (провинция Иль-де-Франс), их было уже так много, что они начали, словно войско, разбиваться на сотни и тысячи, и, когда проходили по сельской местности мимо овчарен и отар овец, пастухи бросали свои отары и, будто в каком-то дурмане, даже не предупредив родных, присоединялись к этому преступному походу. Пастухи и простонародье поступали так, не ведая, что творят, но с самыми благими намерениями; однако было среди них немало бандитов и убийц, знавших о преступной цели, которую они втайне преследовали, и в этом их наставляли вожди, возглавлявшие войско... Видя, что народ впал в великий грех, священнослужители сильно опечалились; но стоило им выступить против... как они навлекли на себя такую ненависть пастухов и народа, что многие были убиты и приобщились к сонму мучеников. Королева Бланка, которая в то время одна правила Французским королевством, и правила удивительно умело, дала им полную свободу действий, конечно, не потому, что встала на их сторону, но потому, что полагала, что они идут на помощь её сыну, святому королю Людовику и Святой земле... И раз никто их не сдерживал, они закоснели в своих грехах и только и делали, что воровали и грабили. Дойдя до Орлеана, они напали на университетских клириков и многих из них убили... Их главарь, которого они величали Учителем из Венгрии, придя со своим войском из Орлеана в Бурж, вломился в еврейские синагоги, уничтожил книги и незаконно лишил их всего имущества. Но когда он со товарищи уходил из города, жители Буржа с оружием погнались за ним и убили Учителя и почти всех его сообщников. После этого прочие, разбежавшись в разные стороны, были убиты или повешены за их злодеяния. Оставшиеся же улетучились словно дым.»
А уже свободный Людовик, даже узнав об этих беспорядках, не стал возвращаться на родину. Королю-неудачнику, видимо, было стыдно показываться на глаза своим подданным, и потому он провёл в Палестине ещё почти 4 года. Людовик совершил паломничество в Назарет (шёл туда босиком), наравне со всеми работал на укреплении крепостей Яффы, Кесарии и Сидона, лично участвовал в похоронах погибших воинов, пытался выкупать пленных солдат своей армии. Именно тогда с огромным трудом удалось договориться об освобождении (разумеется, не бесплатном) брата Людовика – Альфонса. О смерти матери, которая умерла в ноябре 1252 года, Людовик узнал весной следующего года. Франция оказалась без авторитетного и твёрдого руководства. Наследнику, оставшемуся в Париже, было всего 9 лет. В любой момент мог вспыхнуть очередной бунт провинциальных баронов, но даже это не вынудило короля вернуться на родину. Он возвратился во Францию лишь в 1254 году: отплыв из Акры 25 апреля 1254 года, в город Сален он прибыл 17 июля. Очень интересны слова, сказанные по этому поводу Жаном де Жуанвилем:
«Ускользнуть от опасностей этой земли означает родиться во второй раз.»

Мирная жизнь

Надо сказать, что Людовик IX был очень хорошим администратором, который не осознавал своих талантов и упорно пытался заниматься тем, что делать не умел – воевать. Он прекрасно справлялся с подготовкой к своим крестовым походам – и проваливался как военный руководитель. Вот и после возвращения в 1254 году во Францию его действия оказались полезными для страны.

По инициативе Людовика были учреждены 20 административных округов, во главе которых были поставлены королевские чиновники – бальи.

В состав Парижского парламента (судебный орган) наряду с представителями высшей знати были введены легисты (от латинского слова lex – «закон») – образованные выходцы из мелкого дворянства и даже семей зажиточных горожан. Решения Парижского парламента стали обязательными для всех провинций. Вердикты королевских судов также стали иметь приоритет над решениями судов провинций. Появился новый орган финансового надзора – Счётная палата.

Был издан ордонанс «О преобразовании нравов», направленный на пресечение богохульства, пьянства, проституции, азартных игр.

В 1257 году духовник Людовика Робер де Сорбон основал в Париже коллегиум по изучению теологии, который со временем превратился в университет.

Robert de Sorbon
11 мая 1258 года в Корбейле был подписан договор с королевством Арагон, согласно которому Франция отказывалась от прав на Каталонию, историческую провинцию Сердань (сейчас она разделена между Испанией и Францией), Руссильон и Монпелье, но приобретала Прованс и Лангедок.

В 1259 году были урегулированы территориальные споры с Англией: согласно Парижскому договору, Генрих III получил Лимузен, Перигор, часть Сентонжа, Керси и Аженуа, Людовик IX – Нормандию, Анжу, Мен и Пуату. Кроме того, Генрих принёс Людовику вассальную присягу в качестве графа Гиени.

В 1261 году во Франции были запрещены судебные поединки.

В 1263 году появилась новая серебряная монета – экю, которую тогда также называли турским грошем. Эти монеты должны были приниматься во всех провинциях Франции (но монеты, чеканившиеся там местными герцогами или графами, пока ещё не отменялись).

Авторитет французского монарха в это время был столь высок, что в 1264 году он был приглашён в качестве арбитра для разрешения спора между английским королём Генрихом III и баронами этой страны (вынес решение в пользу Генриха).

Всё было хорошо, но 25 марта 1267 года снова произошёл «сбой программы».

После провала организованного им крестового похода Людовик IX решил, будто причина неудачи в том, что Бог счёл его недостойным для высокой миссии освобождения Гроба Господня. И потому он решил исправить ситуацию усиленными молитвами, строгим постом, двумя мессами в день, 50 земными поклонами перед сном, омыванием ног нищим, которых специально приводили во дворец, и самобичеванием.

Епитимья Людовика Святого
Королевский исповедник потом вспоминал:
«Насколько золото ценится выше серебра, настолько его новый образ жизни, который он вёл после возвращения из Святой земли, превосходил святостью его прошлую жизнь.»
Этого Людовику показалось мало, и в 1269 году благочестивый король издал указ, который обязывал французских евреев носить на одежде нашивки жёлтого цвета и запрещал в Страстную неделю появляться на улицах – чтобы «не провоцировать погружённых в благочестивую скорбь христиан». Впрочем, это было ещё относительно мягкое решение, поскольку в 1268 году он чуть не предвосхитил печально знаменитый Гранадский эдикт католических королей Изабеллы и Фердинанда: всерьёз рассматривал возможность изгнания всех евреев из Франции. Ограничился высылкой ломбардских и кагорских ростовщиков еврейского происхождения.

Наконец, Людовик решил, что достаточно «чист» для второй попытки освободить Иерусалим, и 25 марта 1267 года на заседании Парижского парламента объявил, что снова принимает крест. Одновременно с ним об этом заявили три его сына – старший Филипп, Жан Тристан (родившийся в осаждённой Дамиетте, когда сам Людовик находился в плену) и Петр. Вместе с Филиппом в поход отправилась его жена Изабелла Арагонская. К ним присоединились братья Людовика – Альфонс де Пуатье и Карл Анжуйский, король Сицилии. Кроме них в VIII крестовом походе согласились принять участие английский принц Эдуард и наваррский король Тибо II. Эдуард, кстати, опоздает, отправится в Акру, попытается вступить в союз с монголами, но успокоится, получив тяжелое ранение от удара кинжалом, нанесённого ему асассином. Вернётся в Англию и станет там королём.

Восьмой крестовый поход

Вернёмся во Францию, где началась подготовка к новому крестовому походу, направленному на этот раз против султана Туниса. Людовик проявил неожиданное благоразумие, отказавшись воевать с непобедимым султаном Бейбарсом, который правил тогда в Египте. Но и это ему не помогло.

Во Франции инициатива короля восторга не вызвала. Отказывался и Жуанвиль, который заявил:
«Покуда я был на службе у Господа и короля за морем, слуги короля Французского и короля Наваррского разорили меня и обобрали моих людей настолько, что мы, пожалуй, так и не оправимся от их бесчинств... Господу угодно, чтобы я остался дома, дабы помочь и защитить их. А если подвергну себя тяготам крестового похода, ясно сознавая, что это обернется несчастьями и ущербом для моих людей, я разгневаю Бога, который пожертвовал собой ради спасения своего народа.»

Статуя Жана де Жуанвиля работы Ж. Марселлена. Около 1853 г.
Подготовка к новому (восьмому) крестовому походу продолжалась три года. Сам поход уложился в три с половиной месяца. 17 июля 1270 года десятитысячное войско крестоносцев высадилось в Карфагене.

25 августа король Людовик IX уже умер неподалёку от города Тунис. В тот же день в лагерь крестоносцев прибыл его брат Карл Анжуйский, он принял командование войсками.

Mort de Louis IX le Saint
А вот как представлена смерть Людовика IX на рисунке Альфонса де Невиля (1789 г.):
По утверждению Гийома де Сен-Патю, последними словами, сказанными этим королём, стали «О, Иерусалим, Иерусалим».

И 1 ноября христианская армия отплыла из Туниса.

Единственным результатом этого похода стало возобновление выплаты тунисским султаном ежегодной дани в 30 тысяч ливров королю Сицилии Карлу Анжуйскому (брату умершего Людовика IX).

Судя по тому, как быстро и охотно крестоносцы отправились по домам после смерти Людовика IX, этот поход был сугубо личным делом данного короля. Всем остальным и Тунис, и Гроб Господень были не особенно и нужны.

Печальные итоги

Думается, что французы должны быть очень благодарны Людовику IX за то, что на этот раз он просто умер, а не попал в плен – избавил подданных от обязанности ещё раз платить за него разорительный выкуп. И не заставил воинов собранной им армии несколько лет проливать на чужой земле свою кровь и погибать от совсем не героических болезней, вроде той же дизентерии. Но, помимо Людовика, в Тунисе успели бесславно умереть от болезней его сын Жан Тристан (3 августа, от Людовика его смерть скрывали на протяжении 8 дней), папский легат Рауль Альбанский, граф Гуго Маршский, маршал Франции Готье де Немур, сын бывшего иерусалимского короля Альфонс Бриеннский и некоторые другие знатные господа. Рядовых воинов, как обычно, никто не считал. Ещё один сын Людовика – его наследник Филипп (он будет провозглашён королём Франции ещё в Тунисе) тоже заболел, но сумел выздороветь. Однако при возвращении в Париж его беременная жена упала с лошади, следствием чего стали преждевременные роды: королева Изабелла родила мёртвого ребёнка и скоро умерла сама.

Возвращаясь домой, умерли также Наваррский король Тибо II и брат Людовика IX Альфонс де Пуатье (а через несколько дней умерла и жена Альфонса Жанна). Наконец, на обратном пути буря потопила множество кораблей, на которых погибли около четырёх тысяч крестоносцев. В общем, с собой «на тот свет» будущий святой забрал огромную «свиту», которой позавидовал бы любой языческий владыка. А если вспомнить об огромных потерях Седьмого крестового похода, придётся признать, что стоил этот святой Франции чрезвычайно дорого.

От чего же умер сам Людовик IX?

Согласно проведённым современными специалистами исследованиям челюсти Людовика, хранящейся в соборе Парижской Богоматери, главной причиной его смерти стала цинга. Не будь её, организм ещё не старого Людовика вполне мог справиться с кишечной инфекцией. Казалось бы, уж королю-то довольно трудно умереть от последствий заболевания, связанного с недостатком поступления с пищей аскорбиновой кислоты (витамина С). Но, если очень постараться, как вечно постящийся (да ещё и отказывающийся во время походов от «магометанской» пищи) Людовик IX – то можно. Тем более что цингу у великого «постника» Людовика IX, вероятно, усугубляла железодефицитная анемия.

Тело Людовика IX было забальзамировано «по тевтонскому обряду»: после удаления внутренностей труп расчленили и выварили в большом количестве морской воды с вином и пряностями. Помещённые в урну останки смогли доставить в Париж лишь через 9 месяцев – 21 мая 1271 года. На следующий день они были захоронены в аббатстве Сен-Дени.

Традиционно говорится о «всенародной скорби», якобы охватившей Францию (и даже Европу) при известии о смерти Людовика IX. К этим сообщениям нужно относиться с изрядной долей скепсиса. Абсолютное большинство бесправных французских крестьян (то есть подавляющее большинство населения страны) о власти хоть местных графов, хоть королевской вспоминали (недобрым словом), лишь когда с них начинали выбивать дополнительные налоги на войну либо тот же крестовый поход. Несколько десятков нищих, которым помыл ноги лично Людовик IX (скорее всего, специально отобранных придворными для удовлетворения блажи этого короля), «погоды не делали».

Святой Людовик Французский

Уже в 1295 году папа римский Бонифаций VIII создал комиссию для изучения деяний короля Людовика IX. Её члены работали очень оперативно, и всего через два года – в 1297 г. Людовик IX был причислен к лику святых как «исповедник» – человек, подававший пример праведной жизни. Позже он также стал почитаться как исцелитель.

Эта скульптура Людовика Святого была создана вскоре после его канонизации – около 1300 года (тисовое дерево)
Культ святого Людовика был достаточно популярен и во Франции, и в Европе. Достаточно сказать, что его имя носит один из трёх католических храмов Москвы (два других – кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и церковь святой Ольги).

Храм святого Людовика Французского, Москва, улица Малая Лубянка
Портик собора Святого Сердца в Париже украшают две статуи – Жанны д'Арк и Людовика IX:

Статуи Людовика IX и Жанны д'Арк над портиком базилики Sacre Coeur, Париж, Монмартр
Любопытно, что в августе 1830 года бей Туниса Аль-Хуссейн ибн Махмуд обратился к французскому консулу Матье Лессепсу с предложением построить на месте гибели Людовика IX католический храм. Сын консула, изучив документы, пришёл к выводу, что палаточный лагерь крестоносцев находился на холме Бирса, где ранее располагался пунический храм Эшмуну. Строительство собора святого Людовика, который вы увидите ниже, продолжалось с 1893 по 1897 гг.
После обретения Тунисом независимости, богослужения в нём прекратились. С 1994 г. это здание носит название «Акрополь», здесь находятся музей и концертный зал.

А эту статую Людовика IX можно увидеть в саду Национального музея Карфагена:
14 февраля 1764 года французскими колонистами в Северной Америке, недалеко от слияния рек Миссисипи и Миссури был основан город, которому они дали имя своего святого короля – Сент-Луис.

Статуя святого Людовика, один из символов города Сент-Луис, штат Миссури, США
В настоящее время Сент-Луис, большинство населения которого составляют афроамериканцы (47,9 %), является одним из самых опасных городов США, в 2017 году здесь был зарегистрирован рекордный уровень убийств на душу населения в стране. Процент насильственных преступлений здесь в 6 раз выше, чем в среднем в США, число преступлений против имущества превышает среднеамериканские показатели «всего» в 2 раза.

Кстати, именно пригород Сент-Луиса Фергюссон в 2014 году прославился на весь мир массовыми погромами, устроенными активистами экстремистской организации BLM.

Как вы, наверное, уже догадались, в настоящее время американские активисты требуют переименовать город Сент-Луис и снести статую Людовика IX. Официальная петиция с этими требованиями была зарегистрирована 18 июня 2020 года. Против тогда выступили губернатор штата Миссури республиканец Майк Парсон и президент США Дональд Трамп. Однако в «приличном американском обществе» святого французского короля теперь принято называть «ярым антисемитом и исламофобом», идеи которого послужили «источником вдохновения» для руководителей нацистской Германии. Автор: Рыжов В. А.  https://topwar.ru/196300-ljudovik-ix-pechalnaja-sudba-svjatogo-korolja-krestonosca.html

Картина дня

наверх