На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Самые дорогие шлемы. (8-10)

Самые дорогие шлемы. Часть восьмая. Оружейная палата Московского кремля во всём великолепии

А было так, что в процессе подготовки материала про шлем Ярослава Всеволодовича мне пришлось столкнуться с проблемой отсутствия его фотографий, равно как и фотографий «шлема Александра Невского», а на самом деле шлема царя Михаила Федоровича Романова. Казалось бы, в Интернете все должно быть, нашлось лишь то, что попало в статью. Причем ведь оба этих шлема находятся в Оружейной палата в Кремле, но именно на ее сайте их фотографий и не оказалось! И вот это-то и вызвало мой повышенный интерес к теме не столько даже самих этих шлемов, сколько к вопросу современного информационного обеспечения деятельности российских музеев.

Оружейная палата Московского кремля

Вот верхний зал Оружейной палаты. Фото с сайта. Все очень впечатляюще, не так ли? Но экспозиция уж очень стара и традиционна. Конная фигура стоит так, что свет на нее падает сзади. Все остальные экспонаты под стеклом, то есть фотографировать их практически невозможно. Понятно, что профессиональная съемка возможна, но обойдется так дорого, что ни одно издательство не согласится делать книгу с такими иллюстрациями.

О том, что она представляет собой на местном уровне, я, увы, знаю очень хорошо. Прихожу в свой областной краеведческий музей. Говорю: «У вас есть интересная книга… откройте витрину, я ее пересниму и напишу ряд статей, с указанием, что она из ваших фондов… заплачу!» Ответ: «Так ведь это надо витрину открывать!!!» Ну и так далее, и в таком же духе. Причем зарплаты у сотрудников просто грошовые. Они бы могли, по крайней мере, канцтоваров себе накупить на эти деньги на год или еще что.

Редко, очень редко музеи отвечают на электронные письма. Хотя, бывает, отвечают и даже присылают заказанные фотографии. Причем, иногда даже бесплатно! Это вообще из области фантастики, но бывало. Но никогда нельзя быть уверенным. Это как русская рулетка!
Самые дорогие шлемы. Часть восьмая. Оружейная палата Московского кремля во всём великолепии
Турецкий шлем из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, ок. 1500 г. Обычно на каждый предмет в этом музее есть несколько фотографий, демонстрирующих его с разных ракурсов.
Шлем великого визиря, 1560 г. (Музей Топкапы, Стамбул). Вот еще одно место, где непременно нужно побывать всякому любителю восточного оружия.

Так что причина, почему лично я, например, предпочитаю работать с иностранными музеями, легко объяснима. Заходишь на сайт музея – там все понятно, даже если написано иероглифами. Выбираешь, что тебе нужно. Смотришь – есть значок «паблик домайн» (общественное достояние) или нет. Если есть, то вообще отлично. Если нет – связываешься с отделом авторских прав и, как правило, получаешь разрешение на публикацию. Или сообщение о том, сколько тебе заплатить. Но только это редко. Платить за фотографии это характерно для нас. Вот сайт журнала «Хистори иллюстрейтид» - 200 р. за фото из их архива.
Еще один образец современного музейного фото. Турецкий шлем шишак конца XVII в. Сталь, медь, кожа, вельвет и шелк. (Музей Стибберта, Флоренция)

Я уж не говорю о том, что карточка члена международной федерации журналистов у нас в России не действительна. Во всем мире по ней в музеи проходишь бесплатно, а в некоторых так еще и бесплатно можно на общественном транспорте ездить. Мол, журналист всегда при исполнении, даже когда он турист. И в Лувр, и в Британский музей… Но только не у нас! Лишь летом прошлого года в музее «Английское подворье», что находится в Москве, в палатах уникального памятника истории и архитектуры XVI-XVII веков, мне сказали, что, да, такое знаем, проходите бесплатно. Вот на Оружейной палате проверить не успел. Зато на Западе правило бесплатного посещения журналистами-членами международной федерации действует неукоснительно от захудалого музея-форта на Кипре до всемирно известного музейного замка Каркассон во Франции и музея шоколада в Барселоне. Кстати, в последнем было так: там билетом является шоколадка. И вот встали мы всей семьей, покупаем «билеты» и предъявляем наши журналистские «cards», а на кассе стоял сам директор, так уж получилось. Увидел, что у нас на четверых две карточки и… тут же говорит – «Free of charge for you all!» Ну, мы обрадовались. А потом внучка и говорит, что неплохо бы эти деньги использовать в ее интересах. Мы ей и сказали: «Желай!» Ну и она «пожелала». Так что в итоге директор музея в накладе не остался! И статью я про этот музей в журнал «Тайны ХХ века написал просто прекрасную. Ко мне хорошо - и я хорошо!
Еще один экспонат Музея Стибберта во Флоренции – турецкий воин в зерцале и шлеме-шишаке.
Кстати, Музей Сибберта издает отличные тематические бюллетени по цене 14.50 евро. Например, вот этот как раз и посвящен восточному оружию.
Издание по рыцарской теме…
А вот это очень впечатляющий обломок меча с уникальной рукоятью из коллекции ГИМа – Государственного исторического музея в Москве. Вот эта его рукоять отлита из бронзы, тогда как клинок железный. Очень необычное оружие, не правда ли? Его реплики могли бы украшать музеи самых разных стран мира, за ними в очередь становились бы коллекционеры, но нашим людям просто не дано сообразить, что на этом можно прилично заработать. Видимо у них и так «все есть».

Теперь у нас рынок и XXI век. А значит, людей надо соблазнять красивыми картинками в Интернете, чтобы им захотелось увидеть все это вживую, да еще и сделать селфи: «Я и малахитовая ваза в Эрмитаже», «Я в рыцарском зале Эрмитажа», «Я и золотая карета Оружейной палаты Кремля». Это альфа и омега любого современного бизнеса! А еще можно делать копии экспонатов и продавать их за деньги богатым коллекционерам и другим музеям. Ну и, конечно, использовать музейные ценности для агитации и пропаганды.

И это делается, но опять как-то ну совсем неумно. Захожу на сайт Оружейной платы Кремля. Все современно, не хуже, чем сайт Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Тут же вижу рекламу их очередного издания: «Московский Кремль после артиллерийского обстрела в 1917 году». В аннотации сказано, что, когда в городе развернулись полномасштабные боевые действия, которые «вели граждане одной страны друг против друга», был произведен обстрел Кремля из артиллерийских орудий. Причиненные им разрушения отражены на фотографиях, самых объективных и беспристрастных свидетелях исторических событий. «Фотографии сопровождают цитаты из актов, докладов и протоколов осмотра кремлевских зданий – документов, которые создавались одновременно с фотосъемкой и с той же целью – как можно точнее зафиксировать повреждения». Конечно, такой книге можно бы только радоваться, но вот цена ее… 1300 р. немного обескураживает. Это только для иностранцев приемлемо, но никак не для нас. А какая библиотека ее купит? Пензенская Областная детская и юношеская библиотека не купит однозначно. Она уже который год живет на подарки от авторов и благотворителей. Но и я для себя не куплю… и так от книг деваться некуда. Но нужна такая книга? Да, пусть преступления «строителей нового общества» лишний раз покажут всем и каждому, что ничего силой строить не надо. Надо просто жить и тогда все само собой придет. Поэтому с точки зрения управления общественным мнением, пропаганды и агитации, такая книга должна стоить максимум 130 р., а разницу в цене пусть покрывает государство или, допустим, тот же г-н Улюкаев. Почему бы и нет? Хочешь на свободу? Дай много-много денег на издание нужных стране книг и… «заплати и лети». Пользы и стране, и народу будет куда больше, чем от его сидения за решеткой на казенных хлебах. А так пока что выходит так: хотим и рыбку съесть, и на костях покататься! Но так обычно не бывает!

Прекрасные парадные доспехи короля Филиппа II. Аугсбург, около 1560 г. Изготовил Антон Пеффенхаузер. Сталь, золото, латунь, ковка, чеканка, гравировка. (Королевская оружейная палата, Мадрид) Экспонат недавно завершившейся выставки «Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI–XVIII вв.» (08.12.2017 – 25.02.2018)

Прекрасные японские стремена абуми с этой же выставки! Очень достойный экспонат.


Ладно! Идем дальше. На сайте Метрополитен-музея в Нью-Йорке в фонде «паблик домайн» одних шлемов 788 фотографий. И я как-то просмотрел их все!!! Работа еще «та». Но она выполнима! А тут – сколько не искал, а нет фотографий шлемов Оружейной палаты. Нету!

Бахтерец царя Михаила Федоровича 1620 г. Конон Михайлов. (Оружейная палата Кремля)

Кольчуга. Россия XVI - XVII вв. Железо; ковка, клепка. (Оружейная палата Кремля)


Но зато есть информация о проведенных выставках за рубежом, в Шанхае в 2015 году, а годом раньше Фонд Галуста Гюльбенкяна, Музей Галуста Гюльбенкяна и Музеи Московского Кремля провели в Москве выставку, посвященную изучению роли России в международных политических и торговых отношениях со странами Востока в XVI-XVII веке. И вот в информационных блоках об этих выставках фотографии есть. Приведен и пресс-релиз (это такое сообщение для печати), в котором написано о выставке в Шанхае следующее: «После распада Золотой Орды Россия взяла под контроль такие важнейшие торговые пути с Востока на Запад, как волжско-каспийский, связывавший коротким и удобным маршрутом Азию и Европу. С расширением границ и влияния России росли и ее политические связи с Ираном и Турцией. Возрастание значения России для этих государств отразилось, в том числе, и в драгоценных дарах, посылавшихся иранскими и турецкими правителями ко двору русских царей или поднесенных восточными купцами.
Для сравнения фотография доспеха зирах-бактар из Музея искусств округа Лос-Анджелес.
Иранский шлем тюрбанного типа, XV в. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Нередко уникальные изделия иранских и турецких мастеров покупались для царя русскими посланниками и дипломатами в странах Востока. До нашего времени в Оружейной палате Московского Кремля сохранилась значительная часть этого уникального восточного собрания памятников, происходящего из царской сокровищницы. В его составе - парадное оружие, великолепное конское убранство, изделия из золота и драгоценных камней, роскошные ткани. Многие из представленных на выставке памятников находили прямое применение в русском придворном быту.

Иранский шлем XVI в. (Оружейная палата Кремля)

Самые ранние предметы восточной коллекции Музеев Кремля, представленные на выставке, связаны с искусством Золотой Орды. Прекрасными образцами является узорное ткачество Ирана XVI-XVII веков. Иранские ткани отличались богатством цветового звучания, красотой узора, особым ритмом композиционного построения цветочно-растительного орнамента. Поистине, уникальна группа иранских золотых вещей, привезенных в Россию в качестве посольских даров.

Памятники турецкого искусства XVI-XVII вв. представлены на выставке образцами драгоценных тканей, оружием, парадным конским убранством, ювелирными изделиями, хрустальными и нефритовыми сосудами, инкрустированными золотом и драгоценными камнями. Турецкие ткани отличались крупным рисунком растительного орнамента и яркими красками. Самые ранние турецкие ткани из сокровищницы русских самодержцев относятся к середине - второй половине ХVI века.

Иран, начало XVII века, кинжал царя Михаила Федоровича. (Оружейная палата Кремля)

Турецкое холодное оружие представлено в оружейной казне русских государей практически всеми видами: сабли, палаши, кончары и кинжалы. Их рукояти изготовлены, как правило, из золота или золоченого серебра, украшены резным или черневым растительным орнаментом. Декоративное убранство дополняют драгоценные камни, высокие касты с бирюзой, нефритовые пластины с золотой инкрустацией. Турецкое конское убранство, как и многие другие вещи турецких мастеров, часто декорировались драгоценными запонами - золотыми с драгоценными камнями или выполненными из поделочных камней с золотой инкрустацией и искорками драгоценных камней. Многие памятники турецкого оружейного дела и предметы конюшенной казны по великолепию своего оформления можно отнести к подлинным шедеврам ювелирного искусства.

Парадная булава Алексея Михайловича. Турция, середина XVII века. Золото, нефрит, эмаль, драгоценные камни. (Оружейная палата Кремля)

Изделия иранских и турецких мастеров не только органично влились в официальную и повседневную жизнь московского двора, но и оказали существенное влияние на деятельность кремлевских производственных мастерских, становясь образцами для подражания».

Кинжал. Рукоять Индия XVII век. Клинок и гарда Турция или Иран. (Оружейная палата Кремля)

Как видите, все, что было собрано на этой выставке, было очень интересно и… фотографии с этой выставки на сайте были выложены. Правда, был непонятен их статус, то есть можно ли ими свободно воспользоваться. Пришлось звонить в пресс-центр, где его руководитель любезно мне все разъяснила. Жалею, что не сообразил поговорить с этой дамой по-английски, представившись каким-нибудь журналистом из Англии. А затем о том же самом спросить уже по-русски на предмет наличия разницы. Потому, что в наших музеях она, случается, имеет место. Но одно дело телефонный разговор. Ведь что такое слова, как не воздух, как говорил И-Пун – продавец секретов из повести Джека Лондона «Сердца трех». Поэтому я написал письмо в секретариат Оружейной палаты с просьбой разрешить публикацию фотографий с этих выставок в статье на сайте «Военное обозрение». И вот какой мне пришел ответ.

Здравствуйте, Вячеслав Олегович!
На Ваше письмо в адрес Музеев Московского Кремля получен ответ – договор, оплата. Цена на право публикации одного изображения музейного предмета на сайте составляет 6500 руб. Если Вас устраивает стоимость, то я буду составлять Договор (мне потребуется от Вас дополнительная информация).
Жду Вашего решения.
С уважением,
Сарафанова Ирина Вениаминовна

Как видите, «музейщики» из Оружейной палаты у нас не мелочатся – 6500 рублей за фото и публикуй их себе на здоровье. То есть 10 фотографий обойдутся в 65 000 рублей – сумма, которую никакой гонорар ни на одном из российских, да и западных сайтах, никогда не окупит! Нет таких гонораров! Нету!!! Теперь понятно, почему подписи под фотографиями, выделенные курсивом здесь есть, а вот сами фотографии отсутствуют? Не могу я их вставить! Но зато вы сможете увидеть их на сайте Оружейной палаты Московского Кремля.

А еще находятся на ВО люди, которые задают мне вопрос, а то и укоряют даже: почему вы не пишите про нашу историю, про наши музеи, крепости… А как про них писать, если с тебя требуют по 6500 р. за одну фотографию? Людям бы радоваться, что им дают бесплатную рекламу, что статья про них будет скопирована добрым десятком блогеров и разойдется по всему Интернету. Это им мне надо приплачивать, что я дал себе труд обо всем об этом написать. Но нет, как же… Неужели не ясно, что даже 200 рублей за фото в современных условиях России и то много, но это хотя бы еще терпимо. Тогда как вышеназванная сумма говорит о полном, так сказать, непонимании реалий нашей жизни.

Щит Алексея Михайловича, XVII век. Турция. Прутья, атлас серебро, нефрит, жемчуг, бирюза, позолота, чеканка, инкрустация. (Оружейная палата Кремля)
Сабля Большого наряда. Подарена царю Алексею Михайловичу константинопольским купцом И.Булгаковым в 1656 г. (Оружейная палата Кремля)
Турецкая сабля царя Ивана, брата Петра вторая половина XVII века. (Оружейная палата Кремля)

Ятаган. Турция. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Колчан и налуч c поясами. Россия, Москва, XVII в. (Оружейная палата Кремля)

Шлем. Турция, конец XVI - 30-е гг. XVII в. Привезен из Стамбула послом Афанасием Прончищевым. (Оружейная палата Кремля)
Пистолеты. Первая четверть XVII в. Мастер Первуша Исаев. (Оружейная палата Кремля)


Кстати, выставку, которая прошла в Шанхайском музее с 4 июля по 10 октября 2015 года, посетило 642 948 человек.

Пищаль Петра Первого, 1692 г. (Оружейная палата Кремля)

И вот вопрос, а почему на сайте такого впечатляющего музея, как Оружейная палата Московского Кремля, «висят» фотографии только тех экспонатов, что выставлялись за рубежом? А где же, например, кольчуга князя Шуйского, все вышеназванные и не названные, но интересные шлемы, из ее коллекции, западноевропейские рыцарские доспехи, и еще многое, многое другое. С качеством на уровне Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музея искусств в Кливленде, Музея искусств в Чикаго, Музея искусств округа Лос-Анджелес, Королевского Арсенала в Лидсе, Национального музея в Токио, ну и так далее. Почему «там» могут все это предоставлять пользователям на основе «общественного достояния», а у нас – нет?! Не доросли мы еще до этого? И уж если нельзя их скачать (ладно, понятно, что хочется «поднять бабла»), то дайте хотя бы просто посмотреть на все это. В порядке рекламы. Но… нет!

П.С. Сейчас на очереди моя книга о доспехах и оружии Востока и Запада, и будет это красивое, «подарочное» издание. И фото там будут из разных музеев Запада и Востока. И, думается, что в праве опубликовать фото их экспонатов мне они не откажут. Да и музеев там много. Откажет один – два других согласятся. А в конце книги будет им за это комплементарный текст с благодарностью, а может быть издательство им еще и книгу эту пошлет. И будут там люди ее смотреть и думать: «Вот русские, оказывается тоже люди, интересуются оружием и доспехами старинными и сделали все как прилично. Такие же они, в общем-то, как и мы! Напрасно наши политики их ругают». Так и делается хороший PR для страны. Только вот из российских музеев фотографий в этой книге не будет.

Самые дорогие шлемы. Часть девятая. Гъермундбю: самый знаменитый шлем викингов

Среди шлемов о которых шла речь в цикле публикаций «Самые дорогие шлемы» до сих пор не было шлемов викингов. Хотя вот уж они-то самая настоящая редкость и потому, естественно, стоят очень дорого. Причем, множественное число здесь совершенно неуместно. Не стояли бы, а стоит, потому, что шлем точно принадлежавший викингу известен всего лишь один. И хотя археологам знакомы детали и от других шлемов викингов, только лишь один единственный шлем был найден в состоянии достаточном для его реконструкции и экспонирования. Поэтому хотя на нем нет драгоценных камней, да и выглядит он «не очень» это самое настоящее национальное сокровище Швеции и стоит он, разумеется, очень дорого. Только вот никому и в голову не приходит его продавать и покупать. Почему о шлеме викингов речь пошла лишь теперь? А вот почему: планируется книга, материал для которой собирался много лет и который дошел уже до стадии непосредственного написания. Но поскольку никогда не знаешь, когда ты ее закончишь и когда она будет издана, есть смысл познакомить с ее содержанием посетителей ВО заранее, то есть отдельными статьями. И так уж получилось, что по «шлему из Гъермундбю» на сегодня есть все. А раз так, то чего откладывать с публикацией этого материала? В дальнейшем будут опубликованы статьи и по происхождению народов Скандинавии, и будет рассказано о «викингах и кораблях» (ну как без этого?!) и много, о чем еще, дана историография этого интереснейшего вопроса истории и культуры, но пока всем этим материалам будет положено рассказом о самом обычном шлеме…
Самые дорогие шлемы. Часть девятая. Гъермундбю: самый знаменитый шлем викингов
Шлем из Гъермундбю. (Исторический музей Норвегии в Осло)

В одном из предыдущих материалов этой серии уже рассказывалось о «шлемах с рогами» и, в частности, отмечалось, что никаких рогов на шлемах у викингов не было! Но что было, как они точно выглядели судить об этот до определенного времени ученые могли лишь на основании косвенных фактов, находок, которые можно было отнести именно к эпохе викингов в руках у них не было.
Шлем из Гъермундбю. Как видите вся левая половина шлема практически полностью отсутствует. (Исторический музей Норвегии в Осло)

Все изменилось 30 марта 1943 года, когда в Университет Олдсаксамлинга в Осло поступила информацию о том, что фермер по имени Ларс Гъермундбю нашел и раскопал огромную насыпь на своей земле недалеко от своей фермы Гъермундбю, в графстве Бускеруд, в южной Норвегии. Туда отправились опытные археологи и действительно обнаружили там большой курган 25 метров в длину, 1,8 м в высоту, и 8 метров в ширину в самом его широком месте. Большая часть насыпи была образована каменистой почвой; однако внутренняя часть средней части была выложена из крупных камней. Некоторые камни были найдены даже на поверхности насыпи. В средней части, примерно на один метр ниже поверхности и под каменным слоем, была обнаружена первая могила, получившая название Гъермундбю I. В 8 метрах от Гъермундбю I, в западной части насыпи была найдена вторая могила, Гъермундбю II. Обе могилы представляли собой погребения второй половины X века и затем подробно описаны Сигурдом Григом в монографии 1947 года.

Здание музея, где экспонируется этот шлем.

В могиле Гъермундбю I обнаружили несколько десятков артефактов, среди которых наиболее интересными стали такие уникальные предметы, как кольчуга и шлем, которые впоследствии стали очень известными и упоминаются или изображаются едва ли не в каждой соответствующей публикации, посвященной викингам.

Старая реконструкция шлема, сделанная Эрлингом Фэрэстадом, 1947 г. (монография Сигурда Грига «Gjermundbufunnet»)

Найденный шлем нередко называют единственным полным шлемом викингов, известным ученым. Но эта как раз та неточность, которая несколько портит все впечатление от этой уникальной находки. Во-первых, шлем не является полным. Когда его нашли, он состоял из примерно 10 металлических фрагментов в довольно-таки жалком состоянии, что, то есть примерно около трети целого шлема. Во-вторых, есть по меньшей мере пять других опубликованных фрагментов шлемов, найденных в Скандинавии и районах с сильным скандинавским влиянием. Есть фрагмент шлема, найденный в Тьеле, в Дании, которые очень близки к шлему из Гъермундбю. Кроме того, в процессе его восстановления форму исходного шлема реконструировать полностью не удалось. То есть по словам норвежских археологов, сотрудники музея, занимавшиеся его реставрацией, собрали его не совсем правильно. А так как находка тысячелетней давности — предмет очень хрупкий, то переделывать уже собранное впоследствии не стали. То есть шлем представленный сегодня широкой публике не совсем верен. Но что значит «не совсем»? «Не совсем» это насколько? А вот этого-то точно никто и не знает. То есть он верен в общих чертах, но в деталях в нем могут иметь место некоторые неточности. В любом случае мы совершенно точно можем сказать, что шлем из Гъермундбю – это единственный шлем эпохи викингов, на который мы сегодня можем посмотреть и конструкция которого известна нам полностью.

Маска шлема из-за толщины металла из которого она была сделана сохранилась лучше всего. (Исторический музей Норвегии в Осло)

Считается также, что этот шлем произошел от шлемов вендельского периода и является доминирующим типом скандинавских шлемом до 1000 г. н.э., когда популярными стали конические шлемы с носовыми пластинками.

Шлем, кольчуга и прочие находки из погребения в кургане Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.

Итак, что же собой представляет это творение древних скандинавских кузнецов? Это изделие овальной формы, такое же, как и обычная человеческая голова. Размеры овала составляют 16,5 на 20 сантиметров. Шлем из Гъермундбю был выкован из железа толщиной полтора миллиметра, однако на полумаске толщина металла достигает трех миллиметров, что не удивительно, ведь и танковая лобовая броня бывает толще, чем в других местах. Варианты конструкции шлема на сегодня таковы: сегменты, образующие его купол, наклепаны под каркас шлема. Вариант: сегменты наклепаны поверх его каркаса. В этом случае становится понятно назначение выпуклого ребра жесткости на венце шлема – это дополнительное усиление креплений сегментов. Но какой из них самый правильный? Неизвестно!

Очень хорошая реконструкция «шлема из Гъермундбю» из кинофильма «И на камнях растут деревья». По сути на сегодня это один из лучших кинофильмов о викингах.

Полумаска, сохранившаяся из-за своей толщины лучше всего, была приклепана на шлем при помощи пяти заклепок, и украшена снаружи неким цветным, а возможно даже и драгоценным металлом. Поскольку это единственный шлем с полумаской из эпохи викингов, то все иные «реконструкции», как бы правдоподобно они не выглядели, будут являться всего лишь творческим вымыслом их авторов, не более. Интересно, что полумаска достигает лишь верхней губы воина и оставляет его рот и зубы открытыми. Никой защиты щек и шеи на шлеме нет. Известно, что в средние века к шлемам для этой цели подвешивали кольчужное полотно – бармицу, которую позже сменили пластинчатые нащечники и назатыльник. Причем нащечники были известны и на вендельских шлемах, но в данном случае следов кольчужной бармицы на шлеме викинга из Гъермундбю обнаружено не было. Нашли только два колечка на расстоянии в 3 сантиметра друг от друга на его ободе и все! Больше никаких следов крепления для остальных колец на шлеме найти не удалось. Ни одного отверстия либо втулки, пригодных для крепления бармицы! Существует, правда, предположение, что к этим кольцам крепились нащечники из кожи, которые, естественно, не сохранились. Но это и все, что можно еще предположить, разглядывая шлем из Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.

«Фрагмент из Тьеле». (Исторический музей Норвегии в Осло)

А теперь о фрагменте шлема, который был найден в Тьеле, в Дании, который очень близок к шлему из Гъермундбю. Его так и называют «фрагмент из Тьеле», а был он найден не в земле, не в какой-нибудь древней могиле, а… в коллекции инструментов кузнеца Х века в 1850 году, но его значение не было понято вплоть до 1984 года. Нашел его фермер, высаживавший саженцы в Тьеле-Манор, между Виборгом и Рандерсом, а владелкц усадьбы отправил его в Национальный музей Дании, где он находится и сегодня. В 1858 году были собраны инструменты кузнеца – две наковальни, пять молотков, три пары щипцов, две ножницы для пластин, два файла, долото, два литника, два литейных ковши, точильный камень, набор весов с десятью гирьками, пять серпов, ключ, три железных гвозди, топор, наконечник, бронзовая проволока, фрагменты из бронзы и железа, а также остатки шкатулки, но данную находку атрибутировали как накладку на седло. В течение примерно 130 лет эта деталь, несмотря на то, что была выставлена на всеобщее обозрение, не привлекала к себе внимания, пока наконец ее не признала остатком шлема Элизабет Манксгаард, помощником хранителя в Департаменте предыстории Дании. Описав «находку» в 1984 году, она отметила, что «лучшие находки часто делаются не в поле, а в музеях».

Вождь данов из кинофильма «И на камнях растут деревья» также одет в похожий шлем, но тут дизайнер по костюмам явно немного перестарался. А вот на голове у его братца и вовсе нечто фантастическое, хотя и вполне возможное – кожаная шапка с нашитыми на нее металлическими дисками. Вполне возможная конструкция в эпоху дефицита мастеров и металла, почему нет?

Очевидно, что это хотя сегодня этот фрагмент содержит только «брови и нос от шлема», он, вероятно, когда-то был частью маски для лица, подобной той, что мы видим на шлеме из Гъермундбю, однако, как могла выглядеть остальная часть шлема неизвестно. Фрагмент не содержит следов кольчуги. Однако было найдено восемь фрагментов «тонких железных полос шириной около 1 см и различной длины», которые, возможно, были первоначально использованы для соединения пластин этого шлема. Но это и все, что на сегодня ученые могут сказать, основываясь на этих находках!

Но… не помог этот шлем его обладателю! Вот как Сигурд врубил ему мечом!

П.С. Ну, а образ бородатого викинга в шлеме с рогами закрепилась в общественном сознании, после того, как в 1820-е годы шведский художник Август Мальстрем проиллюстрировал такими их изображениями поэму «Сага о Фритьофе» Есайаса Тегнера, а позже, уже в 1876-м, его коллега Карл Доплер использовал эти рисунки при создании костюмов для оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Самые дорогие шлемы. Часть десятая. Шлемы топфхельм

Не так давно один из посетителей сайта ВО задал мне вопрос, какие доспехи сохранились от XII века, и разве тогда была нержавеющая сталь? Удивительно, не правда ли? Почему удивительно? Да просто потому, что в XII никаких доспехов, то есть защитного снаряжения из цельнокованых металлических пластин воины еще не носили, были только кольчуги и вот они-то, хотя и в малом числе, до нашего времени дошли, но очень и очень ржавые. Например, кольчуги из погребения в Гъермундбю или Гнездовских курганов, вернее то, что от них еще осталось. Изделия из металла выкованные в виде пластин – это шлемы. Но если мы обратимся к археологическим находкам этих шлемов, то увидим, как сильно они за минувшие века пострадали от коррозии. Тем не менее, шлемов XIII – XIV вв. Найдено довольно-таки много и все они, безусловно, очень ценные (а значит и дорогие!), хотя ни золота, ни драгоценных камней на них нет.
Самые дорогие шлемы. Часть десятая. Шлемы топфхельм
Давид побеждает филистимлян. Иллюстрация из Библии Мациевского, на которой хорошо видны горшковидные шлемы всадников с усиливающими накладками в виде креста, середина XIII века. (Библиотека Пирпонта Моргана)

Речь пойдет о так называемом шлеме топфхельм (жаргонное название топхелм) – «горшковом шлеме», англ. Great Helm – «большом шлеме», – то есть сугубо рыцарском шлеме для боя верхом, появившемся примерно в конце XII века. Как правило, этот шлем собирался из нескольких, обычно пяти, металлических пластин, соединявшихся при помощи клепки.

Акваманила – сосуд для воды в виде всадника в шлеме топфхельм, 1250 г. Тронхейм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)
«Топхельм» середины XIV века. (Германский национальный музей, Нюрнберг)

Генезис этого шлема очень интересен и заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Начнем с того, что во времена Карла Великого и позднее вся Европа, включая и легендарных викингов, прикрывала голову сегментными шлемами, либо сфероконической, либо куполовидной формы, о чем нам лишний раз напоминает «вышитое полотно из Байё». Но этот шлем, даже с наносником в виде металлической пластинки, давал плохую защиту для лица. А тут начались крестовые походы, европейским рыцарям пришлось сражаться с конными лучниками мусульман и ранения в лицо стали обычным явлением. В результате уже в 1100 году в Германии, а затем и во Франции появляются шлемы с масками с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. То есть к старым по форме шлемам добавили новую деталь, не более.

Лунет дает Ивэйну волшебное кольцо. Роспись на стене в замке Роденег. «Ивэйн, или Рыцарь со львом» рыцарский роман Кретьена де Труа, 1170 г. На рыцаре типичный «шлем кастрюля с маской».

Однако около 1200 года в добавление к коническим шлемам появляется еще один, уже совершенно новый и ранее неизвестный тип шлема – «шлем кастрюля» или «шлем-таблетка». Выгода от его появления была немалая. Во-первых, он был намного технологичнее сегментных шлемов, так как собирался всего из двух деталей. Во-вторых, он не слишком плотно сидел на голове и хотя удары с него теперь не соскальзывали, в то же время они и цели не достигали, поскольку приходились на Г-образную кромку тульи «кастрюли», прорубить которую было сложнее, чем гладкую пластину толщиной 1,5-мм. Теперь оставались лишь усилить защитные свойства этого шлема с помощью лицевой маски, что и было сделано уже в том же 1200 году. Причем тогда же появились и нашлемные украшения в виде крепившихся на них флажков, поднятых кверху ладоней и орлиных лап.

Изображения воинов в закрытых шлемах из Speculum Virginum (Jungfrauenspiegel «Зеркало девственниц») - дидактического трактата XII века о женской монашеской жизни. Первоначальный текст датируется серединой XII века и, возможно, был составлен в Августинском аббатстве Андернах, основанном Ричардом, аббатом Спрингерсбаха, для его сестры в 1128 году.

Вторым поводом к появлению лицевых масок стала новая тактика боя копьем – куширование, при котором его уже не держали в руках, а зажимали под мышкой. Теперь оставалось только приклепать к этому шлему еще и назатыльник, чтобы получить совершенно закрытый со всех сторон шлем, что и было сделано уже к 1214 году, когда рыцари Англии и Германии в таких новомодных шлемах впервые появились в битве при Бувине. С добавлением назатыльника мы видим уже полностью сформировавшийся вид раннего топфхельма. Но изображения подобных шлемов известны и ранее, а именно с конца XII века, в частности, в миниатюрах из «Энеиды» около 1200 года, на фигурах с алтаря в соборе в Аахене и т. д.

Практически все шлемы, о которых здесь рассказывается, можно увидеть в советском кинофильме 1982 года «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

Следующим шагом в развитии этого шлема стало появление на его лицевой части острого продольного ребра, так что она теперь приобрела форму острого угла. Это ребро вызывало соскальзывание наконечника копья в стороны, благодаря чему он не успевал передать всю энергию копейного удара в голову, покрытую таким шлемом. Ребро дополнительно укрепили крестообразной накладкой в форме креста, вертикальные лучи которого шли от лба и до подбородка, а горизонтальные – располагались там же, где и смотровые щели, и не давали наконечнику копья соскользнуть в них. Концы лучей креста было принято оформлять в виде трилистника либо цветка лилии. Подобные шлемы хорошо известны по миниатюрам из «Библии Мациевского» (середина XIII века) и многим другим изображениям этого времени.

Вот из таких кованых пластин и состоял «горшковый шлем».
«Шлем из Даргена». Едва ли не самый известный среди всех сохранившихся до наших дней «больших шлемов» и самый растиражированный в современной массовой культуре. Был найден в развалинах замка Шлоссберг, неподалеку от германской деревни Дарген в Померании, в честь которой и получил свое название. Относится ко второй половине XIII века. На средневековых миниатюрах похожие шлемы встречаются с 1250 по 1350 годы. Средний вес около 2,25 кг. (Немецкий исторический музей, Берлин).
В жару поверх шлема можно было надеть и вот такую шляпу! Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Удивительно, но уже в 1220 году в Англии появились шлемы топхельм с забралом, откидывающимся вертикально, а в 1240 году эти же шлемы во Франции и Германии снабдили забралом-дверцей, на петле с левой стороны и «замочком» на правой. Очень жаль, что такие шлемы никто не показал в кино. Это было бы очень забавно! Ну, а с 1250 года в моду вошел классический топхельм в форме слегка расширяющегося кверху цилиндра, и со спущенной на шею передней частью. Верх обычно был плоским. Отверстия для дыхания располагались равномерно по обе стороны. Для защиты от ржавчины шлемы окрашивались.

Шлем с забралом-дверцей. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
Шлемы с забралом. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

К 1290 году форма «большого шлема» изменилась. Теперь его верхняя часть приобрела конусовидные очертания, а верхнюю пластину стали делать выпуклой. Конструкция такого шлема давала защиту голове спереди, с боков и сзади, смотровые щели были шириной 9-12 мм, из-за чего на ближней дистанции обзор из него был ограниченным. Отверстия для вентиляции, находившиеся ниже смотровых щелей, могли иметь разную форму. Иногда их пробивали так, что получались узоры или изображения (как это было сделано, например, на шлеме Эдуарда Уэльского – «Черного Принца», где эти отверстия были сделаны в виде короны), но чаще просто в шахматном порядке. На поздней разновидности этого шлема – кюбельхельме эти вентиляционные отверстия уже в XIV веке стали располагать исключительно с правой стороны, чтобы не ослаблять металл на левой стороне, наибольшим образом подверженной ударам копий противника.

Топфхельм и его устройство. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Затем к началу XIV века форма «большого шлема» вновь изменилась. Он стал еще больше, так как его стали надевать поверх еще одного, малого шлема — сервильера, а, затем и шлема бацинет. Дело в том, что находиться в полностью закрытом шлеме долгое время было очень тяжело и рыцари нашли выход: «на всякий случай» стали надевать полусферический сервильер и конический бацинет, а уже непосредственно перед атакой водружали себе на голову топхельм. Такие горшковые шлемы второй половины XIV века как раз и принято называть кюбельхельмами.

Самые распространенные шлемы XIV века. Рис. Грэхема Тёрнера.

С начала XIV века тулью шлема начинают делать конической, причем часто цельнокованой, и прикрепляют к нижнему основанию, собранному из пары пластин. При этом предличная пластина и назатыльник теперь опускаются спереди и сзади в форме клина на грудь и спину. На ней, в самом низу, появляются крестообразные отверстия для пуговицы на конце цепи, второй конец которой закреплялся на груди. О цепях в свое время на ВО был материал «Доспехи… и цепи» (https://topwar.ru/121635-dospehi-i-cepi.html), так что повторяться в данном случае смысла нет, но следует подчеркнуть, что, несомненно, цель эти цепи преследовали не только декоративную.

Реконструктор в шлеме топфхельм. (Датский Национальный музей военной истории, Копенгаген)

Например, есть мнение, что они, например, не давали сорвать шлем с головы владельца в рукопашной хватке, хотя по мне, скорее уж, наоборот, помогали это сделать. Хотя, да, действительно, изображения подобного захвата одним рыцарем за шлем другого, чтобы сорвать или сместить его на голове в сторону, чтобы лишить его владельца обзора, неоднократно изображались в сценах средневековых сражений, включая и знаменитой «Манесский кодекс».


Айвенго из фильма 1982 года в типичном шлеме из книги Виолле ле Дюка. Интересно, какой смысл был в этом забрале, которое закрывало только… рот?!

Как всегда, находились… ну скажем так: «странные люди», заказывавшие мастерам шлемы с забралом, причем небольшим. Кстати, такой шлем с забралом, закрывавшем только рот, носит Айвенго в советской кинокартине 1982 года, «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» – фильме, где словно специально показаны все виды шлемов, названные в этой статье, так что есть смысл сразу же после ее прочтения этим же вечером его пересмотреть…

Воины в самых различных шлемах из Холкхемской библии, (ок.1320 – 1330). (Британская библиотека, Лондон)

Окончательно отказались от этого шлема на рубеже XIV – XV веков, когда исход войны решался уже не одним только полевым сражением и схваткой конных латников, а в ходе длительных военных кампаний, где от всадника потребовались высокая мобильность и возможность вести бой как конным, так и пешим. Главным противником тяжеловооруженной конницы теперь все чаще стала выступать пехота, лучники и арбалетчики, да и сами рыцари все чаще спешивались для боя с пехотой. В этих условиях бацинеты с подвижным забралом оказались удобнее, так как позволяли с легкостью обозревать поле боя, открывая и закрывая забрало, не выпуская при этом оружия из рук и не прибегая к помощи оруженосца.

Печать сэра Томаса Бошана, графа Уорика, 1344 г. Нашлемная фигура – голова лебедя.
А вот еще один «лебединый шлем», свидетельствующий о популярности именно этой геральдической фигуры. Миниатюра из манускрипта «Роман об Александре» (1338-1344г.) (Бодлеанская библиотека Оксфордского университета)
В таком шлеме в кинофильме про Айвенго разъезжал барон Реджинальд Фрон де Беф …
А это прямо-таки иллюстрация к одному из романов серии «Проклятые короли».

Так «большой шлем» исчерпал свои возможности и завершил свою эволюцию в качестве средства защиты на поле боя, но еще использовался на турнирах, и где в XVI веке его сменил так называемый «жабий шлем» или шлем «жабья голова», ставший завершающим итогом и результатом его развития.

«Большой шлем» XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
«Шлем сахарная голова» - название популярное среди реконструкторов, но не официальное. По сути тот же топфхельм, но с заостренной верхушкой. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
И его внутреннее устройство…

А это изображение подобных шлемов, причем в большом количестве, в миниатюре из «Хроники Колмариенса», 1298 г. (Британская библиотека, Лондон).

История «большого шлема» самым неразрывным образом связана со средневековой геральдикой. Сначала, а именно в первой половине XIV века, эти шлемы вместе с различными нашлемными украшениями были введены в рыцарские гербы в Германии, а затем мода на включение этих шлемов в свой герб распространилась уже по всей Европе.

Шлем с короной. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.

Когда же сам топфхелм уже вышел из употребления, стали использовать цветовую дифференциацию этих шлемов в качестве еще одного средства опознавания. Так, позолота отдельных деталей указывала на высокое дворянское звание и знатность владельца этого герба, а вот если шлем был позолочен целиком, то это означало его принадлежность к королевскому роду. Шлем в верхней части щита имели многие королевские, графские и баронские гербы, причем как правило они увенчивались короной соответствующей формы, имели на нем шлемовой намет и украшались перьями и гербовой фигурой.

Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год. (Библиотека Цюриха, Швейцария)

Среди самых известных шлемов этого типа можно назвать «шлем из Больцано», найденный в башне города Больцано в Италии. Известен также под названием «шлем из города Бозен» (название города Больцано на немецком языке). Датируется началом XIV века. Вес – 2,5 кг. (Замок св. Ангела, Рим). Затем – «шлем из замка Аранас», Швеция. Датируется началом XIV века. Вес шлема составляет около 2,34 – 2,5 кг. (Государственный исторический музей, Стокгольм), ну и, конечно, шлем из собрания Тауэра в Лондоне. Датируется второй половиной XIV века. Примерный вес – 2,63 кг. (Королевский арсенал, Лидс). Все они представляют собой огромную ценность и потому, естественно, очень дороги.

Также очень известный шлем Альберта фон Пранка XIV века. (Художественно-исторический музей, Вена)
..
Автор: В.Шпаковский

Статьи из этой серии:

Самые дорогие шлемы. Шлем Кросби Гаррет. Часть первая
Самые дорогие шлемы. Часть вторая. Шлем Халлатон
Самые дорогие шлемы. Шлем из Гисборо. Часть третья
Самые дорогие шлемы. Шлем Мескаламдуга, героя благодатной страны. Часть четвёртая
Самые дорогие шлемы. Часть пятая. Шлем Бенти Грейндж
Самые дорогие шлемы. Часть шестая. Шлемы Александра Невского
Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами
Самые дорогие шлемы. Часть восьмая. Оружейная палата Московского кремля во всём великолепии
Самые дорогие шлемы. Часть девятая. Гъермундбю: самый знаменитый шлем викингов
l

https://topwar.ru/142616-samye-dorogie-shlemy-shlemy-topfhel...

https://topwar.ru/142602-samye-dorogie-shlemy-germundbyu-sam...

https://topwar.ru/142616-samye-dorogie-shlemy-shlemy-topfhel...

Картина дня

наверх