На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Антисемитизм без границ (История) (6 статей)

Герои, палачи и жертвы
Под конвоем люди из бункера

75 лет назад началось восстание в Варшавском гетто
Юрий КРАМЕР


ПЛАН «ВАЙС»
1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, нарушив Декларацию о неприменении силы между Германией и Польшей от 26 января 1934 г. В 1934-м, когда Гитлеру это было выгодно, он рассматривал договор о ненападении как имеющий силу. В 1939-м, когда это перестало быть ему нужным, документ стал для него ничего не стоящей бумажкой.
9 сентября вермахт приблизился к Варшаве. 28 сентября столица Польши пала. 6 октября, выступая в Рейхстаге, Гитлер объявил о прекращении деятельности Второй Польской Республики и разделе ее территории между Германией и СССР (тремя неделями раньше Красная армия заняла восточные области Польши – они были присоединены к Украине и Белоруссии). Рейхсканцлер обратился с предложением о мире к Франции и Англии, которые сразу же после вторжения немецких войск в Польшу объявили Германии войну. Предложение было отвергнуто.
Таким образом, план «Вайс» – стратегический план военных действий против Польши без объявления войны – положил начало Второй мировой войне.
СОВЕЩАНИЕ В БЕРЛИНЕ
Евреи пришли в Польшу в XIII в. История сосуществования двух народов была сложной, но никто из польских правителей никогда не ставил вопрос об уничтожении евреев. Вопрос о полном уничтожении евреев – не только в Польше, во всей Европе – был поставлен в Германии, когда страну накрыла коричневая чума. О специальном законе об инородцах, целью которого стало бы «окончательное решение еврейского вопроса», Гитлер мечтал, еще когда служил в отделе пропаганды германской армии.
То, что ефрейтор Гитлер не мог осуществить в 1919 г., рейхсканцлер Адольф Гитлер начал воплощать в жизнь в 1933-м, сразу же после прихода к власти. Уже в апреле по всей стране прокатилась волна массовых преследований евреев. Начали со «своих», продолжили польскими. 21 сентября 1939 г. глава службы безопасности Рейнхард Гейдрих провел в Берлине совещание «Еврейский вопрос на оккупированных территориях».
Протоколы совещания были отправлены в виде «срочных посланий» руководителям Einsatzgruppen der Sicherheitspolizei und des SD (спецотряды, осуществлявшие убийства гражданских лиц – евреев, цыган и др. – на оккупированных территориях). Было решено создать гетто и юденраты (органы еврейского самоуправления).
НАЧАЛИ С ГРАБЕЖА
Но, как и в Германии, в Польше начали с грабежа. Сразу же после оккупации последовал ряд указов, ограничивавших права евреев во всех сферах жизни. Евреи лишались свободы передвижения, права распоряжаться своей собственностью, заниматься многими профессиями и получать вознаграждение за работу; им было отказано в социальном и медицинском обеспечении. Запрещалось открывать учебные заведения, отправлять религиозные обряды, создавать объединения (все еврейские партии, общества и союзы были распущены, их собственность конфискована). Предписывалось сдать наличные деньги. Все общины обязали выплатить огромные контрибуции. Любое нарушение влекло за собой тяжелое наказание, зачастую смертную казнь. В ноябре всех евреев обязали носить повязку со звездой Давида. Их грабили и оккупанты, и местные уголовники, которых новые власти выпустили из тюрем. Бандиты не только грабили, но и избивали прохожих (а бывало, и убивали) на улицах города.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГАНСА ФРАНКА
16 октября генерал-губернатор Ганс Франк подписал распоряжение об организации Варшавского гетто. Гетто были устроены и в других городах – Кракове, Люблине, Лодзи, но самым крупным было Варшавское. Оно располагалось в северо-западной части города. Евреев, не успевших бежать в советскую зону оккупации, стали загонять на территорию площадью 3,3 кв. км. Всего согнали более 400 тыс. человек – гнали целыми семьями, включая стариков, женщин и маленьких детей. Немцы заставили евреев собственноручно возвести огромную кирпичную стену, затем в гетто организовали производства, на которых они работали на Великую Германию по 12 часов в день, без выходных и праздников. Что было верхом цинизма и издевательства для евреев и нормой для нацистов, которые рассматривали их как «низшую расу» и «недочеловеков».
Внутри гетто царила ужасающая антисанитария. Узникам не хватало еды и медикаментов, то в одном, то в другом квартале вспыхивали эпидемии. Отрезанные от внешнего мира, лишенные элементарной медицинской помощи, обитатели гетто тысячами погибали в неотапливаемых обветшалых домах. Выход из гетто был категорически запрещен – нарушители наказывались тюремным заключением сроком девять месяцев. С ноября 1941 г. стала применяться смертная казнь.
ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЖИЗНЬ
Но жизнь есть жизнь, и даже в таких невыносимых условиях обитатели гетто стремились выжить. Несмотря на болезни, холод и голод. 184 ккал в день – таковы были продовольственные нормы для каждого, установленные гитлеровской администрацией. Это означало медленную и верную смерть. Но люди, заточенные в каменном мешке, сумели организовать нелегальные производства различных товаров, которые затем вывозились в город для продажи и обмена на продукты.
В нечеловеческих условиях существования евреи старались не потерять человеческого облика и жить не только физиологической, но и духовной жизнью. В гетто работали подпольные библиотеки, архив «Онег Шаббат» («Радость субботы»), который организовал историк Эммануэль Рингельблюм (расстрелян в одном из разрушенных кварталов в марте 1944 г.) для сбора документов о жизни в этих трущобах, и даже симфонический оркестр (!). Все это помогало хоть как-то, на время, отключиться от ужасающей действительности.
ТРАГЕДИЯ АДАМА ЧЕРНЯКОВА
После получения приказа Гейдриха юденраты были созданы практически во всех еврейских общинах Польши. Они должны были обеспечивать хозяйственную жизнь в гетто, собирать деньги, отбирать людей для работы в трудовых лагерях и беспрекословно исполнять все распоряжения оккупационных властей. За порядком должна была следить еврейская полиция.
4 октября 1939 г. бывший член Сейма, автор многих книг и научных работ, один из самых авторитетных польских евреев Адам Черняков получил указание от администрации создать варшавский юденрат. Это было началом конца. Умница и интеллектуал Черняков попал в ситуацию, из которой не было выхода. Он выбирал между страшным и ужасным, как сказали бы в наше время – стоял перед экзистенциальным выбором. Выбрал страшное, заставив себя поверить, что не произойдет ужасное. Отказаться не мог (это привело бы его и семью к неминуемой гибели) и в безнадежной ситуации цеплялся за надежду, оправдывая себя тем, что хоть кому-то в чем-то сможет помочь. В то же время он прекрасно осознавал, что, становясь пешкой в руках нацистов и будучи вынужденным безоговорочно исполнять все их приказы, вызовет не только осуждение тех, кто вынужден этим приказам подчиняться, но и ненависть. Что и произошло.
Черняков заставил себя не верить, что немцы не пойдут на полное физическое уничтожение евреев. Считал, что все, что происходит, – временно. Убеждал себя в том, что эти ужасные времена надо пережить. И принял назначение, где-то в глубине души принимая это за миссию, искренне полагая, что именно он будет лучше служить интересам евреев, нежели кто-либо другой. Он хитрил, изворачивался и действительно прилагал огромные усилия, чтобы исключить прямое вмешательство нацистов во внутреннюю жизнь гетто. Это во многом благодаря ему удалось наладить контрабандную доставку дополнительного продовольствия для умиравших от голода обитателей гетто. Это благодаря ему не прекращалась тайная работа ремесленных мастерских, продукцию которых нелегально сбывали в городе. Это он поддерживал работу сети образования в гетто и неоднократно вступался за тех, кому грозила смертная казнь, подвергая себя постоянным унижениям (кроме словесных оскорблений не раз претерпевал жестокие избиения).
Он знал о подполье, но в него не вступил. Считал, что бойцы Сопротивления погубят всех. Эти молодые евреи были иными, чем он: они не боялись нацистов и во имя свободы были готовы на все. Это было две философии – страха и бесстрашия, рабской зависимости и освобождения от нее любой ценой, даже ценой собственной жизни.
В феврале 1942 г., сразу же после Ванзейской конференции, на которой было утверждено «окончательное решение еврейского вопроса», начались массовые убийства евреев на территории Польши. В октябре 1942 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер приказал ликвидировать Варшавского гетто.
В июле 1942 г. майор Герман Хефле вручил главе юденрата приказ подготовить еврейское население к депортации – не менее 6000 человек в сутки. Майор заявил: «Если вы не справитесь с поручением должным образом, все члены юденрата будут повешены».
Черняков пришел в ужас. До этого дня он беспрекословно выполнял все распоряжения оккупационных властей, стараясь уберечь соотечественников от полного уничтожения. Но этот приказ он был исполнить не в силах. Он физически не мог отправить своих соплеменников на смерть и отказался подписать распоряжение. Он потребовал (!) освободить членов юденрата, незадолго до этого дня посаженных в тюрьму, и просил оставить в гетто «Дом сирот» Корчака. Но все его попытки разбились о железный немецкий принцип – «Ordnung muss sein» («Должен быть порядок»). Решение нацистов было окончательным: сиротский дом в полном составе вместе с другими евреями отправится в концлагерь – порядок есть порядок. И тогда Адам Черняков принял цианистый калий, расплатившись жизнью за свои беспочвенные иллюзии и несбывшиеся надежды.
ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ ЯНУША КОРЧАКА
В 1911 г. Генрик Гольдшмит, известный не только в Польше, но и во всей Европе как писатель и педагог Януш Корчак, основал в Варшаве «Дом сирот» для еврейских детей. В 1940 г. «Дом» перевели в гетто. Учитель пошел за детьми. 22 июля 1942 г. началась «Большая акция» – так называлась ликвидация Варшавского гетто. До «Большой акции» каждый четвертый умрет от голода и болезней. Остальные должны были погибнуть в газовых камерах.
Памятник Янушу Корчаку в Варшаве. Фото: Wikipedia / Jan Bohdan ChmielewskiУ Корчака была возможность выбраться в город. Но он остался, прекрасно понимая, что грозит ему и детям. И он не ошибся. Сведения о ликвидации гетто вместе с «Домом сирот» просочились к его бывшим ученикам. Весь «Дом» спасти было невозможно. Можно было спасти только одного человека. Ученики предложили учителю вывести его из гетто. Корчак отказался, сказав, что не может оставить детей. 4 августа 1942 г. он записал в дневник: «Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь». Но выбора у детей больше не было. На следующий день, 5 августа, воспитанники «Дома сирот» покинули гетто и направились на вокзал. Очевидец вспоминал: «Дети построились по четверо. Корчак с высоко поднятой головой шел впереди… Это были первые евреи (гетто), которые шли на смерть с честью, презрительно глядя на людоедов».
Все остальное известно со слов бывшего секретаря Корчака Игоря Неверли. Когда детей погрузили в вагоны, к доктору подошел немецкий комендант, отвечавший за погрузку эшелона:
«Не вы ли, пан Корчак, написали „Банкротство маленького Джека“?»
«Да, я. А разве это как-то связано с отправкой эшелона?» – спросил Корчак.
«Нет, просто я читал вашу книжку в детстве. Хорошая книжка. Вы можете остаться, доктор».
«А дети?»
«Невозможно. Дети поедут».
«Вы ошибаетесь! – крикнул Корчак. – Вы ошибаетесь, дети прежде всего!»
И захлопнул за собой дверь вагона.
До последнего момента воспитанники «Дома сирот» не знали, для чего их везут в Треблинку. Через несколько дней эшелон прибыл в лагерь. «Порядок, порядок и еще раз порядок» – святой принцип, от которого никогда не отступали немцы. В концлагере все было готово к приему «гостей». Их поместили в отдельный барак. Газовые камеры работали не переставая – день и ночь. Но вот наступил час «Х». Детей сбили в кучу. Некоторые из старших догадывались, что произойдет через мгновенье, но вели себя мужественно. Младшие пытались брать пример с них. Корчак держал на руках двух самых маленьких детей и рассказывал сказку ничего не подозревавшим малышам. Двери камеры распахнулись…
СУДЬБА МОРДЕХАЯ АНЕЛЕВИЧА
До весны 1942 г. действовавшие в подполье организации ограничивались выпуском листовок, подделкой документов, контрабандой продовольствия. Осенью, а именно 20 октября 1942 г., была создана Еврейская боевая организация (ЕБО), в состав которой вошли активисты Польской рабочей партии, «Дрор» (создана еврейскими иммигрантами из Украины) и «Акивы» (сионистское молодежное движение). Общая численность Боевой организации составила около 600 человек. Ее возглавил 24-летний уроженец города Вышкув Мордехай Анелевич.
Мордехай АнелевичАнелевич обладал гордым и независимым характером, умом, волей и многими другими качествами, присущими лидеру. Он имел опыт самообороны против антисемитов, был членом «Бейтара» (правая сионистская организации). Когда возникли разногласия с руководством, вышел из старого «Бейтара» и с друзьями создал новый – «Прогрессивный Бейтар». Когда немцы заняли Польшу, сумел бежать на восток – наивно верил, что либо польская армия остановит продвижение немцев, либо поможет Советский Союз. Надежды не оправдались. При попытке нелегально пересечь советско-румынскую границу был задержан, посажен в советскую тюрьму, но вскоре освобожден. Преодолевая все преграды на своем пути, тайком вернулся в Варшаву. За короткий срок ему удалось восстановить движение «Ха-Шомер ха-цаир» (молодежная организация). Затем, чтобы поддержать соотечественников, он стал писать в подпольный журнал «Neged Hazarem» («Против течения») и сумел наладить издание подпольной газеты. Когда немцы вошли в гетто, Анелевич встал во главе восстания и мужественно сражался с вооруженным до зубов врагом. Когда немцы после трехнедельного упорного сопротивления окружили бункер, в котором находились повстанцы, Мирдехай вместе с возлюбленной Миррой Фухрер и 80 товарищами покончил с собой.
«ЕВРЕИ НЕ КРИЧАТ ОТ УЖАСА…»
Всякому терпению наступает предел. У узников гетто хватило сил терпеть до 19 апреля 1943 г. В этот день в 3 часа ночи отряды СС и полиция при поддержке танков и артиллерии приступили к окончательной ликвидации гетто. Вечером начинался праздник Песах. 20 апреля Гитлеру должно было исполниться 54 года. Вряд ли дата начала операции по ликвидации гетто, в котором оставалось около 35 тыс. евреев, была случайной: немцы хотели преподнести «гостинец» евреям, но прежде всего – подарок фюреру.
После депортации, проведенной с 22 июля по 12 сентября 1942 г., 265 тыс. из 300 тыс. евреев были отправлены в лагерь смерти Треблинка, остальные распределены в лагеря принудительного труда. Около 6000 стариков и больных, не подлежавших перевозке, были убиты на месте. В гетто остались в основном евреи, работавшие на немецких предприятиях.
Попытка окончательной ликвидации гетто привела к восстанию. Против 1500 бойцов, вооруженных автоматами, пистолетами и гранатами, выступило 2000 карателей – сотрудники СД, полицейские, военнослужащие вермахта и подразделения СС (в том числе и эсэсовский батальон, состоявший из 337 украинских и латышских националистов), поддержанные артиллерией и бронетехникой. Руководил операцией группенфюрер СС, генерал-лейтенант полиции Юрген Штроп. Но операция задохнулась с первых же минут: под огнем повстанцев немцы отступили, неся тяжелые потери. Тогда Штроп приказал затопить канализационную сеть. Затем специальные группы огнеметчиков выжигали все вокруг, чтобы оставить от гетто пепелище со сгоревшими трупами повстанцев.
После отступления немцев повстанцы начали уничтожать своих предателей – тех, кто перешагнул черту, стал служить в еврейской полиции, следившей за порядком в гетто, а также осведомителей и других пособников администрации (как это ни горько признавать, но были среди жителей гетто и коллаборационисты).
Восставшие, среди которых были и женщины, сопротивлялись 27 дней. В самый разгар сопротивления они водрузили два флага – бело-голубой (в 1948 г. он станет государственным флагом Израиля) и польский – на крыше дома на Мурановской площади.
В самый разгар восстания боец Иосеф Раковер оставит чудом уцелевшее завещание. Перед лицом смерти он напишет: «Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса…»
8 мая 1943 г. немцам удалось захватить штаб-квартиру ЕБО. Один из бойцов, Симха Ротем (в 1946 г. выехал в Палестину), смог вывести чуть более трех десятков людей через канализационные туннели. После гибели Анелевича восстание возглавил Марек Эдельман (в 1970-х примкнет к «Солидарности» и закончит свой жизненный путь в 2009 г.).
В ночь с 13 на 14 мая советские самолеты нанесли бомбовый удар по военным объектам и казармам СС. Во время налета небольшие группы евреев пытались пробиться из гетто в город, и некоторым это удалось. Неравные бои длились до 16 мая. Уничтожив остатки населения, немцы сожгли гетто, а затем взорвали Хоральную синагогу и снесли уцелевшие постройки. После чего генерал Штроп доложил фюреру: «Еврейского присутствия в Варшаве больше не существует».
Но Штроп выдавал желаемое за действительное: в развалинах сожженного гетто оставалось несколько групп повстанцев, которые продолжали оказывать вооруженное сопротивление до июня 1943 г. (см. ниже). Чудом выживших в этом аду евреев депортировали в другой ад – Треблинку.
В ходе ликвидации гетто практически все руководители восстания были убиты. Всего погибло около 7000 евреев, подавляющее большинство сгорело заживо. Спаслось около 3000 человек. Многие из них позже приняли активное участие в Варшавском восстании 1944 г.

Солдаты генерала Штропа проходят мимо горящих зданий Варшавского гетто
Под прицелом — женщины и дети
Захваченные нацистами евреи
Еврей бросается с четвертого этажа горящего здания
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Восстание в Варшавском гетто разбило миф о рабской покорности евреев, позволявших делать с собой все что угодно. Миф о том, что евреи – это кролики, покорно шедшие в пасть удава. Миф о том, что евреи не воевали с нацистами с оружием в руках.
Восстание в Варшавском гетто разбило и множество других мифов о евреях. Но самое главное: повстанцы доказали, что евреи – не только жертвы, безропотно принимающие свою судьбу, но и герои, которые могут противостоять палачам.
"Еврейская панорама", Берлин
Фото из архива мемориала "Яд ва-Шем"

http://www.isrageo.com/2018/04/22/gerpa252/

ЭТИМ занималось, надо сказать, 1⁄10 процента населения

МАРК СОЛОНИН
5 364 6 113089https://echo.msk.ru/blog/solonin/2191104-echo/


АВТОР Марк Солонин
историк

Рута Ванагайте, литовский театральный критик, профессиональный пиарщик, а с недавних пор и писатель, в 2016 г. выпустила книгу под названием «Наши», в которой рассказала о Холокосте в Литве и участии местных жителей в этом тягчайшем преступлении.
После чего, уподобившись «неуловимому Джо» из известного анекдота, она целый год на всех углах рассказывала о том, как её БУДУТ преследовать, терроризировать, изгонять и обижать.
Встречу с читателями она начинала с причитаний о том, как её удивляет, что эта встреча вообще могла состояться, и как это зал предоставили, и бомбу пока еще не заложили…
Многократно повторенный унылый спектакль от бывшего театрального критика изрядно надоел литовской публике — и вот тут-то на арене событий появляется «тяжелая артиллерия» в виде маститого советско-российского журналиста.
=================МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕБЛОГИ
Владимир Познержурналист
О Руте Ванагайте, литовских «героях» и не толькоЭто была сенсация своего рода, поскольку книга о том, как уничтожали евреев в Литве, причем этим занимались не какие-то зондеркоманды, не какие-то злодеи, а этим занималось, можно сказать, все население…
5 577 6 101739 724.04
==========================================
Владимир Познер взволнован: «Я бы очень хотел взять интервью у Ванагайте, может быть, она услышит меня и свяжется со мной. Вряд ли, но я на это надеюсь. Думаю, ей сейчас приходится очень непросто…» Да, надо спешить. Пока кровавые литовские бЕндеровцы не съели нашу героиню, надо привести её на центральный канал российского ТВ и сорвать, тык скыть, покровы. Рассказать русским зрителям всю правду «о том, как уничтожали евреев в Литве, причем этим занимались не какие-то зондеркоманды, не какие-то злодеи, а этим занималось, можно сказать, всё население». ©
Что я обо всем этом думаю?Во-первых, я знаю, что за четверть века в независимой Литве проведена обширная исследовательская работа с участием литовский, российских, израильских и всяких прочих историков. Есть специалисты. Созданы соответствующие научные учреждения. И хотя полные поименные списки палачей уже никто и никогда составить не сможет, общая картина событий и численность участников массовых убийств определена достаточно подробно и достоверно.
Организаторами (за редчайшими исключениями) были немецкие оккупационные власти. Непосредственными исполнителями убийств стало порядка 2 тыс. литовцев. Это меньше 1⁄10 процента от численности населения предвоенной Литвы. Статистическая погрешность. Если добавить к тем, кто «нажимал на курок», еще и вспомогательный административный аппарат, добровольных доносчиков, активных мародеров, то, по оценкам специалистов, набирается до 6 тыс. местных жителей. А если посчитать и родителей, которые не прокляли сына-выродка, и жен, которые не плюнули в лицо мужу-убийце и не ушли от него вместе с детьми, то наберется, наверное, до 1-2% от взрослого населения. Но с каких же это пор два процента стали обозначаться словами «всё население»?
Была и еще одна «статистическая погрешность»:
889 граждан Литвы признаны израильским Институтом Катастрофы и героизма (Яд ва-Шем) в статусе Праведников народов мира.
Это люди (семьи, католические священники), которые спасали евреев во время геноцида. Рисковали жизнью своих детей, спасая чужих — «инородцев» и «иноверцев».
Что больше:889 или 6000 ?Арифметики для ответа на такой вопрос мало. Убийцы ничем не рисковали (ну кто же в Литве 41-го года мог поверить в то, что Гитлер проиграет войну?), ничего не теряли, но немедленно получали кучу всяких бонусов: и к новой власти примазаться, и старые счеты свести, и пограбить всласть, и садистские инстинкты потешить. Праведники же шли на немыслимый риск без малейшей надежды на награду в этом мире. И вот в маленьком народе, на клочке земли нашлась без малого тысяча праведников…
Во-вторых, нигде никого и никогда не награждали боевым орденом за подвиг, совершенный дедушкой. Соответственно, никого нельзя и проклинать за преступление, совершенное дедушкой. Общественного обсуждения заслуживает вопрос о том, что делает сейчас, сегодня нынешнее государство, ныне живущее поколение литовцев, поляков, немцев, украинцев, латышей, русских (да-да, и русских). А чего ж тут можно сделать, спросите вы? Много чего:
— вернуть награбленное законным наследникам убитых (это первое, без чего всё прочее превращается в фарс)
— назвать и осудить (пусть даже посмертно) преступников
— увековечить память невинно убиенных
— и в конечном итоге создать такой моральный климат в обществе, при котором любое, даже мельчайшее проявление воинствующего национализма будет восприниматься как мерзкая, позорная болезнь.
В новой Литве что-то делается. 8 мая 1990 года, меньше чем через 2 месяца после провозглашения независимости Литвы от СССР, литовский парламент (тогда еще «Верховный Совет») принял декларацию «О геноциде еврейского народа в Литве в годы нацистской оккупации». Начиная с 1994 года, годовщина ликвидации Вильнюсского гетто (23 сентября) отмечается как Национальный день памяти. 1 марта 1995 г. первый президент новой Литвы Альгирдас Бразаускас, выступая в израильском Кнессете, принес извинения еврейскому народу. Уроки Холокоста включены в обязательную школьную программу по истории для 5,10 и 11 классов средней школы. Созданы музейные экспозиции, построены и строятся мемориалы на местах массовых расстрелов. 2012 год был объявлен «Годом памяти жертв Холокоста». В том же году Сейм постановил выплатить компенсации пережившим Холокост гражданам Литвы и членам их семей, на что из госбюджета было выделено 53 млн. Евро.
Из событий последних лет нельзя не вспомнить «марш памяти» в местечке Молетай (29 августа 2016 г.). Возникшая все всякого государственного участия (по личной инициативе литовского — и по паспорту и по национальности — драматурга Марюса Ивашкявичюса) общественная акция в итоге превратилась в многотысячное шествие, в котором приняли участие видные общественные и политические деятели, включая «отца-основателя» новой Литвы Витаутаса Ландсбергиса (кстати, его мама — один из Праведников Литвы). Действующий президент Даля Грибаускайте посетила мемориал в Молетай на следующий день.
Это много? Этого мало?
Смотря с чем сравнивать. Я думаю, что для российского гражданина и российского журналиста (в том числе и для господина Познера) самой естественной и правильной точкой отсчета является его страна — Россия.
Так вот, в новой России, за четверть века столько было сделано?
Вы можете себе представить — нет, не президента, а хотя бы второго помощника третьего секретаря посольства РФ в Израиле,который произносит слова «простите нас»?Если можете,то я потрясен силой вашего воображения…И тем не менее — и в России что-то делается, отрицать это неприлично и глупо. В частности, в 2001 году смоленское издательство «Русь» выпустило в свет книгу «Бабьи яры Смоленщины» (автор и составитель И. Цынман, ISBN 5-85811-171-8). Настоятельно рекомендую журналисту Познеру обратить на неё внимание, хотя и понимаю — найти эту книжку, изданную тиражом 900 экз. (и это на всю-то Россию!) будет гораздо труднее, чем Руту Ванагайте.
Кроме всего прочего в книге этой (стр. 158-175) описано, как по дорогам Смоленщины, под бесконечными злыми дождями потянулись в лес телеги с богобоязненными русскими мужичками. За грибами? Нет. За ягодами? Нет. За жидами. Стреляли их много и торопливо, на детей и вовсе патроны не тратили, засыпали в ямах живьем. Кому-то удавалось из тех ям выползти. Вот их-то мужички по лесам и собирали. Так сказать, пускали во «второй передел». Немцы были щедрые, по спискам не сверяли, за ту же голову по второму разу выдавали 6 пачек махорки.
Махорку ту давно уже скурили, но мужички, если хорошо поискать, остались.
Где-то по деревням живут, кашляют.
Опять же дети есть, что-то видели, от отца слышали, может и швейная машинка «Зингер» с тех пор в избе стоит, часы с кукушкой…
Это я беру на себя дерзость предложить г-ну Познеру сюжет для документального фильма.
Если уж снимать кино про статистическую погрешность, то пусть это будут «наши».
Оригинал

http://haifainfo.com/?p=161274

Лев СИМКИН. «Старший дворник»Марки СССР. 1950 г. «5 лет со дня смерти выдающегося деятеля большевистской партии и советского государства Щербакова Александра Сергеевича». Фото: Wikipedia / Общественное достояние
Подвиг восставших в концлагере Собибор попал под метлу одного из самых активных выметальщиков "лиц еврейской национальности"
Пару недель назад Российским историческим обществом были впервые обнародованы документы лета 1944 года, относящиеся к Собибору. В них, как мне кажется, можно найти ответ, почему рапорты о подвиге Александра Печерского и его соратников положили под сукно. В одной из генеральских докладных сказано, что о событиях в Собиборе «доложено генерал-полковнику тов. Щербакову». Вот и ответ.
Как известно, возглавлявший Главное политуправление Красной армии секретарь ЦК А.С.Щербаков был организатором, если не вдохновителем начатой во время войны антисемитской кампании в госаппарате. В самое тяжелое для страны время, когда враг находился у ворот Сталинграда, он начал «чистку» учреждений культуры от евреев.
«По культурному уровню это был старший дворник», — писал о нем в дневнике Корней Чуковский.
ИЗ ВИКИПЕДИИ
А.С.Щербаков родился в 1901 году в семье рабочего в городе Рузе Московской губернии.
В 1907 году, после смерти отца, вместе с семьёй переехал в Рыбинск. Закончил там высшее начальное училище, с 12 лет стал учеником в типографии, а потом служащим на железной дороге.
В 1917 году вступил в Красную гвардию. В 1918-м стал членом Компартии и занялся организацией местной молодёжной организации союза рабочей молодёжи.
В 1932—1934 гг. заместитель заведующего Организационно-инструкторским отделом ЦК ВКП(б). С апреля 1934 года по май 1935 года заместитель заведующего отделом культуры и пропаганды ленинизма ЦК ВКП(б).
С 1934 года оргсекретарь Союза писателей СССР при председателе Союза Максиме Горьком, куратор Союза по линии ЦК, с 1935 года по совместительству заведующий Отделом культпросветработы ЦК.
В 1936—1937 годах 2-й секретарь Ленинградского (при первом — А.А.Жданове).
Был руководителем ряда областей, участвовал в репрессиях, возглавлял «тройки».
С 1939 года член ЦК ВКП(б) и с 22 марта 1939 года — Оргбюро ЦК. С февраля 1941 года кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С мая 1941 года секретарь ЦК ВКП(б). С 1938 года возглавлял Московскую партийную организацию. Начальник Совинформбюро с 24 июня 1941 года, в июле 1942 года также назначен начальником Главного политуправления Красной Армии.
В 1943—1945 также был заведующим отделом международной информации ЦК ВКП(б). Генерал-полковник (с сентября 1943).
Умер в ночь с 9 на 10 мая 1945 года от обширного инфаркта. После кремации урна с прахом помещена в Кремлёвской стене.

  1. M. Василевский оставил такое свидетельство:

«Материалы, согласованные с Александром Сергеевичем или завизированные им, Сталин подписывал без задержки».
Хрущев описывал характер Щербакова как «ядовитый, змеиный».
А.А.Жданов с лета 1918 года был женат на сестре Александра Щербакова Зинаиде.

http://www.isrageo.com/2018/05/01/stdvo253/

Бездонная пучина юдофобии
Титульный лист книги Натана Ганновера «Пучина бездонная». 1653 год. Венеция
О предательстве и героизме
Моше ВОСКОБОЙНИК, luukphi-penz.livejournal.com
Вспоминая о гибели и героизме евреев, уместно напомнить читателям историю осады города Тульчина. Произошла она в 1648 году в Польше (сейчас этот город находится в Украине) во время казацкого восстания. Описал эти события в своей книге «Пучина бездонная» современник событий Натан Ганновер – раввин, каббалист, историк.
В самом начале восстания казаки взяли город Немиров, где скрывалось не менее шести тысяч евреев. Почти все они были убиты. Убиты с жестокостью столь изощренной, что даже в те, отнюдь не вегетарианские времена, ей не было примера.
Небольшая часть немировских евреев смогла убежать и укрыться в городе Тульчине. В этом городе была мощная крепость, кроме того центральная часть города была окружена земляными валами. Всего в городе набралось защитников — две тысячи евреев и шестьсот поляков. И это против двадцати тысяч казаков. Через несколько дней боев город пал, но евреи и поляки укрылись в крепости. Провианта и оружия там было достаточно, так что осажденные могли сопротивляться очень долго.
И казаки пошли на хитрость, они послали полякам мирное предложение, пообещав снять осаду, если поляки выдадут им евреев. Поляки немедленно согласились. Когда они попытались отобрать у евреев оружие, те сразу все поняли и не дали себя разоружить. Евреи собрали военный совет, на котором решили перебить поляков и самим защищать крепость, сколько будет возможности.
Далее цитата из книги.

«И тогда глава ешивы Тульчина гаон Аарон громко закричал: «Слушайте братья и мой народ, мы находимся в изгнании между народами. Если вы подымете руку против панов, об этом узнают все другие паны. Они отомстят за убитых всем нашим братьям, что живут среди них, от чего сохрани господь. Если так решено на небесах – примем нашу кару с радостью, чем мы лучше наших братьев из святой общины Немиров? Да внушит Господь милосердие нашим врагам. Быть может, отдав им все наши ценности, мы выкупим свои жизни!»
Евреи его послушались, дали себя разоружить и снесли все свое имущество во двор крепости. Князь Четвертинский, глава поляков, предложил казакам эти ценности в виде выкупа. Казаки согласились, все забрали, а князю велели всех евреев взять под стражу. На третий день явились казаки и потребовали от поляков, чтобы те выдали им всех евреев, и поляки принудили евреев выйти из крепости. Евреев убили не сразу. Их заперли в каком-то саду и трижды предлагали отказаться от своей веры и перейти в православие, но никто не согласился, и «тогда окрыли ворота сада и в него вошли озлобленные православные и поубивали множество евреев всеми существующими на свете способами…».

После того казаки воспользовались тем, что гарнизон крепости резко уменьшился в числе, и крепость захватили. Поляки говорили им: «Вы ведь заключили с нами договор, зачем же его нарушаете?» На это казаки отвечали: «Так же, как вы поступили с евреями, так и мы поступаем с вами». И перебили они всех поляков и их предводителя князя Четвертинского. «Но перед тем, как зарезать князя, они изнасиловали на его глазах его жену и двух его дочерей…
И с этого времени паны держались вместе с евреями и не предавали их злодеям, несмотря на то, что православные много раз присягали панам, что не тронут их, а только евреев. Паны им больше не верили. Если бы не это – был бы конец, от чего храни господь, и остатков Израиля в Польше».

http://www.isrageo.com/2018/04/22/puchinajew/

Коллекционный Холокост

Польские почтовые миниатюры, посвященные 70-летию восстания в Варшавском гетто

Шоа языком почтовых миниатюр
Фрэдди ЗОРИН


Филателия в одном из ее определений названа «частью исторического процесса». Но она – и отражение важнейших событий истории, а, стало быть, средство сохранения памяти о них. Среди множества тем филателии особое место занимают выпуски, посвященные Катастрофе европейского еврейства.

Почтовые миниатюры делают большое дело, важность которого трудно переоценить: воскрешают страницы трагического прошлого, дабы оно не повторилось в будущем. И происходит это на мрачном фоне попыток современных антисемитов и неонацистов принизить масштабы Холокоста или вообще поставить его под сомнение как исторических факт минувшего века.
Одним из эпицентров трагедии еврейского народа в эпоху нацизма стала Польша, где до начала Второй мировой войны проживало три миллиона наших соплеменников, из которых в живых осталось всего несколько десятков тысяч. В нынешнем году отмечается 75-летие легендарного восстания в Варшавском гетто, явившего пример героизма и мужества еврейских жителей польской столицы. «Мечта моей жизни осуществилась. Самооборона в гетто стала реальностью. Еврейское вооруженное сопротивление и возмездие стали свершившимся фактом. Я был очевидцем беспримерного героизма еврейских бойцов» — такую запись оставил грядущим поколениям руководитель Еврейской боевой организации в Варшавском гетто Мордехай Анилевич.
Героям гетто Варшавы посвящено немало почтовых выпусков, а из тех, что появились сравнительно недавно, следует выделить израильскую марку с портретом Павла Френкеля, одного из руководителей Еврейской боевой организации в гетто. Имя этого бесстрашного еврейского воина увековечено в истории филателии впервые. 19 апреля 1943 года он и его боевые товарищи дали отпор вторгшимся в Варшавское гетто нацистским солдатам. Группа Френкеля сражалась до 2 мая, после чего ей удалось выбраться за стену гетто и укрыться в доме по улице Гжыбовской. Но еврейские бойцы были выданы врагу и погибли. В 2012-м на стене здания, где они приняли последний бой, была установлена мемориальная табличка. Портретное изображение Павла Френкеля воссоздано авторами почтовой миниатюры по описанию, полученному от переживших Холокост боевых товарищей героя — Исраэля Рыбака и Фели Финкельштейн-Шапчик. А на выпуске почтового ведомства Польши символом Варшавского гетто стал желтый цветок с шестью лепестками.
Другую марку, выпущенную там же, ее создатели посвятили памяти о лагере смерти Аушвиц (Освенцим), сопроводив миниатюру лозунгом «Труд делает свободным», который размещался над входом во многие нацистские концлагеря – то ли в насмешку над узниками, большинство которых ждала мученическая смерть, то ли с целью поселить у заключенных ложную надежду.
Другой призыв на почтовом знаке, обращенный в будущее, в отличие от первого, приведенного в немецком оригинале, написан по-польски и по-английски: «Никогда больше!» Но для того, чтобы исключить вероятность нового Холокоста, одних лозунгов явно недостаточно. Важно не оставить в прошлом ни одного уголка, которого не коснулся бы свет исторической правды. К великому сожалению, польское руководство заняло ныне позицию, которая вызывает в Израиле серьезную озабоченность: создается правовая основа для замалчивания причастности поляков к злодеяниям гитлеровских палачей. Мы свято чтим память о польских Праведниках народов мира, но можно ли в демократическом государстве привлекать людей к суду за правдивые свидетельства участия сограждан в расправах над евреями? К чему это может привести, не так уж трудно предположить: преступления, не получающие осуждения, неизбежно приводят к новым трагедиям – если не сегодня, то завтра.
Тот же упомянутый нами лагерный лозунг можно увидеть и на марке, выпущенной во Франции, и на почтовом блоке государства Соломоновы Острова, расположенного в юго-западной части Тихого Океана (население — примерно 516 тысяч человек, подавляющее большинстве – христиане). Главная фигура почтового знака – знаменитый Оскар Шиндлер, немецкий промышленник из Судет, спасший от смерти почти 1200 евреев в годы Холокоста, предоставив им работу на принадлежавших ему предприятиях в Польше и Чехии. На блоке, кроме портрета праведника, можно увидеть фрагмент «Списка Шиндлера» — перечня фамилий евреев, вызволенных Оскаром из лап нацистов. Стоит напомнить: эта история была положена в основу романа Томаса Кенилли, а затем – знаменитого фильма Стивена Спилберга, где слоганом была выбрана цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Правда, у этой цитаты есть еще одна, столь же важная часть: «…отнимающий одну жизнь, убивает целый мир». И это тоже стоит знать и помнить.
Другой почтовый блок Соломоновых Островов был посвящен 70-летию освобождения советскими войсками Аушвица 27 января 1945 года. Уместно напомнить: эта дата отмечается в мире как Международный День памяти жертв Холокоста, а дата начала восстания в Варшавском гетто отмечается в Израиле как национальный День памяти жертв Катастрофы европейского еврейства, героизма и мужества борцов гетто и концентрационных лагерей.
Болгарская почта посвятила марку, выпущенную в 2017 году, сотруднику дипломатического представительства Испании в Софии в 1940-1943 годах Праведника народов мира Хулио Паленсии Альваресу Тубау. Не оставшись равнодушным к трагедии целого народа, этот человек с уважением, которое требовалось от государственного служащего, в особенности в условиях диктаторского правления в своей стране, написал несколько обращений, адресованных министру иностранных дел Испании. Процитируем одно из них: «Если Ваше Высочество сочтет достойным принять во внимание мое предложение и его мотивировку, прошу позволения проявлять некоторую гибкость при выдаче виз евреям по национальности. Смею засвидетельствовать, что они стали жертвами настолько жестокого и кровавого преследования, что даже самый спокойный и рассудочный человек ужаснется несправедливости и кошмару, творящимся властями». Получив из Мадрида отказ, дипломат усыновил двух молодых местных евреев, дыбы спасти их от угрозы депортации. В конечном счете Хулио Паленсии удалось помочь примерно 150 болгарам иудейской веры. А когда во Второй мировой войне произошел перелом, диктатор Франко попытался поставить в заслугу себе действия мужественных сотрудников испанского дипломатического корпуса, в числе которых был и Анхель Санс Брис, работавший в посольстве Испании в Будапеште. На купонах болгарского выпуска, посвященного Хулио Паленсии, изображены еврейские символы – голубые Звезды Давида на белом фоне.
Внимания заслуживает совместный израильско-филиппинский выпуск, посвященный спасению евреев в пору нацизма гражданами островного государства. Не всем известно, что из стран Дальнего Востока, где евреи находили убежище во время Второй мировой войны, лишь одна целенаправленно старалась принять беженцев — Содружество Филиппин. Эти усилия привели в 1938–1939 годах к спасению более 1300 немецких и австрийских евреев. Акция производилась на основе поданного тогда властям Филиппин и одобренного ими списка, включавшего 14 профессий и видов деятельности и число специалистов в каждой категории, которое Филиппины готовы были принять из числа евреев Европы в интересах своей экономики. Большинство профессий относилось к медицине: врачи разных специальностей, стоматологи, медсестры. Среди других профессий указывались инженеры химического производства, автомеханики, агрономы, специалисты по производству сигар и табака, женские и мужские парикмахеры, дамские портные и стилисты, бухгалтеры, режиссеры и фотографы, и даже один раввин — «не старше сорока лет, из движения консервативного иудаизма, женатый, владеющий английским языком. Об этой операции рассказал документальный фильм «Спасение на Филиппинах». В 2009 году в городе Ришон ле-Цион воздвигли памятник в форме трех раскрытых дверей, с благодарностью филиппинскому народу за благородные действия, которые помогли немалому числу евреев из Германии и Австрии избежать преследований и гибели. Материалы, связанных с этой малоизвестной страницей истории, хранятся в архивах Американского еврейского объединенного распределительного комитета «Джойнт», а копии содержатся в архиве института «Яд ва Шем» в Иерусалиме.
И, наконец, — израильский почтовый блок, в верхней части которого в руках музыканта изображена еврейская (с опознавательным на ней знаком) скрипка. И ниже – на каждой из марок, этот блок составивших, – тот же инструмент, и над каждым, словно легкий дымок, взвивается государственный бело-голубой флаг Израиля. Выпуск, как указывается, посвящен памяти еврейских оркестров, игравших в гетто и лагерях смерти. Ещё до войны в Заксенхаузене, Эстервегене, Бухенвальде и Дахау были созданы лагерные музыкальные коллективы. После появления основных лагерей массового уничтожения оркестры появились практически во всех из них. Иногда в одном лагере существовало несколько оркестров, например, в Аушвице был духовой оркестр из 120 и симфонический оркестр из 80 музыкантов. Их репертуар состоял из маршей, лагерных гимнов, популярных песен, мелодий из кинофильмов, отрывков из опер и оперетт и произведений классики.
В некоторых случаях лагерные оркестры исполняли уникальные, написанные заключенными мелодии. В Аушвице композиторы Мчеслав Крыжинский и Хенрик Крол создали "Марш трудового лагеря". Основной задачей этих оркестров было сопровождение принудительных работ, встреча рабочих отрядов у лагерных ворот и создание фона, на котором осуществлялись экзекуции и казни. Перед оркестрантами (в особенности в Биркенау) ставили такие ужасающие задачи, что некоторые музыканты, которые пережили Холокост, всю оставшуюся жизнь терзались чувством вины. Порою усыпляемые музыкой люди не догадывались, что многих из них ждет близкая смерть. Несколько музыкантов по приказу эсэсовцев играли рядом с крематорием.
Вся музыкальная деятельность осуществлялась заключенными в тяжелейших условиях постоянного голода, психологического и физического дискомфорта, насилия, болезней, эпидемий, террора и страха смерти. В отличие от приказного «музицирования», которым заключенные были вынуждены заниматься практически ежедневно, музыка «для души», исполнявшаяся заключенными по собственной инициативе, излучала во мраке свет надежды. С другой стороны, продолжавшиеся день за днем «музыкальные пытки» способствовали деградации заключенных и ослабляли их волю к жизни. Да и у самих музыкантов не было никаких гарантий остаться в живых – любое выступление могло оказаться для каждого последним. Но после Катастрофы продолжили звучать «выжившие скрипки Холокоста», изображенные на израильском почтовом блоке, ибо музыка вечна. И народ вечен…
В этой публикации не ставилась цель рассказать обо всех почтовых марках, которые были выпущены за последние годы в разных уголках планеты по тематике Холокоста. Но и упомянутые позволяют судить о том, что теме этой посвящают свои почтовые знаки многие государства мира, призывая тем самым не забывать о страшном периоде в истории человечества, чтобы не позволить ему повториться.
Но некоторые государства тиражируют почтовые марки, увековечивающие память не жертв беспримерной трагедии ХХ столетия и не праведников, рисковавших собственными жизнями ради спасения оказавшихся в беде ни в чем не повинных людей, а лидеров нацизма, чья преступная политика привела к гибели шести миллионов евреев, как и представителей других наций и народностей. В качестве примера можно привести серию блоков Республики Чад – государства в Центральной Африке с преобладающим мусульманским населением. В центре каждого из этих красочных блоков расположена шестигранная марка с портретом одного из руководителей Третьего рейха, а фоном служат нацистская символика и картины, изображающие национал-социализм в действии, иными словами – трагедию, которую он принес миллионам людей. И при этом — ни малейшего намека на осуждение. Главным героем серии, разумеется, явился Адольф Гитлер. Чад и смрад, короче говоря…
Хотелось бы задать вопрос: а известно ли в этом африканском государстве о том, что фюрер на Олимпийских играх 1936 года в Берлине, где нацистская верхушка задалась целью доказать превосходство арийской расы, отказался пожимать руки не только еврейским, но и темнокожим спортсменам? Понятное дело, раз такие марки выпускаются, то на них есть спрос, а деньги, стало быть, не пахнут. Пахнут — и при том весьма дурно, если принимать во внимание моральную сторону дела. А кому на руку распространение подобного рода почтовых знаков, — предельно ясно: ныне сторонники и носители неофашистских идей получают места в законодательных органах ряда стран. Значит, в обществе у них есть определенная поддержка. Что же касается почтовых знаков, пропитанных духом нацизма, то кто-то ведь заказывает их, кто-то профессионально выполняет дизайн, не останавливаясь перед тем, что эти выпуски противоречат Всемирной почтовой конвенции: в ней сказано, что марки не должны носить откровенно политического характера или оскорбительного для государств, отдельных групп населения и для каких-либо личностей.
Беда еще и в том, что этот «товар» выставляется на интернет-аукционах, которые посещает немало молодежи. Трудно поверить, что у организаторов продаж через всемирную сеть нет реальных возможностей воздействовать на процесс таким образом, чтобы он не выходил за рамки этических норм и правил, принятых в цивилизованном обществе. Реагировать на происходящее нужно — было бы желание. А вот его, судя по всему, нет. Таким образом идет своего рода почтовая война, оружием в которой служат не такие уж безобидные, как это может казаться, почтовые марки.
Но будем верить, что и в этом пространстве неофашизм не пройдет. Хотя важно не только надеяться, но и содействовать этому в меру сил и возможностей.

Израильская марка с портретом Павла Френкеля - одного из руководителей Еврейской боевой организации в гетто

Болгарская почтовая марка с портретом испанского дипломата Праведника народов мира Хулио Паленсии Альвареса-Тубау

Блоки почтовых миниатюр Соломоновых островов, посвященные 70-летию освобождения Аушвица и Праведнику народов мира Оскару Шиндлеру

Польская почтовая марка с лозунгом «Никогда больше!»

Совместный израильско-филиппинский выпуск почтовых знаков, посвященный спасению евреев гражданами островного государства

Израильский почтовый блок, посвященный памяти еврейских оркестров, игравших в гетто и лагерях смерти

Почтовые марки Республики Чад с портретами творцов Холокоста – лидеров немецкого национал-социализма (с сайтов интернет-аукционов

В качестве иллюстраций использованы почтовые миниатюры из личной коллекции сына автора публикации Эмиля Зорина
"Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели")

http://www.isrageo.com/2018/04/30/holmark1/

Кому свастика, кому — магендавид
Фото: Википедия
Турок поставил в Германии спектакль "Майн кампф": приди со свастикой — получи бесплатный билет

В Германии представители надзорного ведомства приступили к проверке обстоятельств подготовки к премьере спектакля "Моя борьба" в городе Констанц, в Баварии. Спектакль рассказывает о молодых годах Гитлера, премьера запланирована на завтра, 20 апреля, день рождения главы нацистской Германии.

Проверка началась после многочисленных жалоб на действия руководства театра, задумавшего подарить бесплатные пригласительные билеты тем зрителям, кто придет на премьеру в нарукавных повязках со свастикой. В виде социального эксперимента руководство решило выдать шестиугольные Звезды Давида зрителям, приобретшим билеты в знак солидарности с жертвами Холокоста.
Отметим, что в Германии законодательство запрещает публичную демонстрацию нацистской символики.

В Немецко-израильском обществе Германии социальный эксперимент охарактеризовали как "безвкусный", а маркетинговый ход назвали "неприемлемым".
Руководство театра утверждает, что в спектакле, литературной основой которого стали произведения Джорджа Табори, Гитлер в молодые годы изображен карикатурно: акцент делается на его бессилии, беспомощности и маниакальном стремлении видеть во всем заговоры.
Представитель театра рассказал, что за два дня до премьеры примерно 50 человек выказали желание прийти на спектакль бесплатно, надев для этого повязки со свастиками. В театре признаются, что премьера носит достаточно провокативный характер, и выказывают надежды, что "все обойдется".
В планах руководства сыграть 14 спектаклей. Согласно предварительным данным, на каждый из спектаклей пока продано не более 50% билетов.
Спектакль поставил турецкий режиссер Сердар Сомунку, сообщает сайт Девятого канала израильского ТВ.

http://www.isrageo.com/2018/04/19/mainkampf/

Картина дня

наверх