На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. (3,4,5,6)

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. Кто нам про них написал? (часть третья)

14 августа 2017
...доколе, невежды, будете любить невежество?..
(Притчи 1:22)

Сегодня мы несколько отклонимся от темы изучения военного дела коренного населения Центральной Америки в годы испанского завоевания. Причина банальна. Прошлые публикации опять вызвали целый ряд комментариев, ну, скажем так, содержащих утверждения, весьма далекие от реальности. Причем их авторы даже не потрудились вспомнить, что есть Интернет, а в нем Гугл, и прежде чем что-то написать, можно было бы и в них заглянуть, и хотя бы немного в этом вопросе «подковаться». Можно обратиться, наконец, и к книгам, которые, кстати, тоже есть в Интернете в общедоступной форме. Среди них самыми простыми для усвоения и интересными со всех точек зрения можно считать две: первая – «Падение Теночтитлана» (Детгиз, 1956), Кинжалова Р. и «Тайна жрецов майя» (Эврика, 1975) Кузмищева В. Это научно-популярные издания очень высокого уровня, делающие честь нашей советской исторической науке, и выполненные, несмотря на всю свою «популярность», на очень высоком академическом уровне. Все это вполне может дать ответ на главный вопрос – «а откуда вы все это знаете?»

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. Кто нам про них написал? (часть третья)
Но книги книгами, а есть ли не вторичные, а первичные источники наших знаний о тех далеких временах, которые не были бы написаны «лживыми испанцами», которые только к тому и стремились, чтобы оболгать бедных индейцев и оправдать этим самым свои завоевания?


Оказывается, такие источники есть и написаны они самими индейцами, которые, оказывается, обладали своеобразной письменностью и сумели донести до нас много интересных сведений о своем прошлом. Это так называемые «кодексы». И поскольку это очень интересный и информативный источник, то есть смысл в нашем повествовании сделать «небольшой крюк» и… познакомиться с этими древними источниками информации о жизни и культуре народов Месоамерики.


Вот так выглядит знаменитый «Мадридский кодекс».

Начнем с того, что месоамериканские кодексы – это письменные документы ее коренных обитателей – индейцев, принадлежащие как к доиспанскому, так и раннему колониальному периодам, в которых главным образом в пиктографической форме рассказывается о различных исторических и мифологических событиях, описываются их религиозные ритуалы, быт (например, подробно рассматривается сбор податей и судебные тяжбы). Кроме того, в них содержатся также астрономические и специальные гадательные таблицы и много чего еще.


Репродукция «Мадридского кодекса» на выставке в музее в Копане, в Гондурасе.

Эти своеобразные книги представляют собой ценнейший памятник месоамериканской истории и культуры. Называют их обычно по именам исследователей, владельцев, или по тому месту, где они сегодня хранятся (например, «Флорентийский кодекс» хранится во Флоренции). Во многих музеях экспонируются факсимильные копии этих кодексов. Ну, а первым таким месоамериканским кодексом, который был переведен на русский язык, является «Кодекс Теллериано-Ременсис» (2010).


Кодекс Фейервари-Майер. Музей мира, Ливерпуль.

С чем связано название этих «книг»? Слово «кодекс» (лат. Codex) означает «кусок дерева», в начале они писались на деревянных табличках. В индейских кодексах использовалась бумага из коры разных видов фикусов, на языке ацтеков называвшаяся аматль, что в испанском превратилось в амате. На языке классических майя оно звучало как huun (или hun) - «книга», «кора» или же «одежда из коры».


Копия книги «Чилам Балам» В Национальном музее истории и антропологии в Мехико-сити.

Сделать бумагу, как известно, можно по-разному. Индейцы, например, для этого сдирали с деревьев длинные полосы коры и очищали их от толстого внешнего слоя. Затем эти полосы отмачивались в воде, высушивались и отбивались на камнях или деревянных досках. Так получались листы, достигающие несколько метров в длину, а чтобы они были гладкими, их шлифовали камнями и грунтовали гипсом. Кроме того, поскольку тот же полуостров Юкатан назывался на языке майя «страна индюков и оленей», то есть олени там водились, некоторые из этих кодексов были написаны на оленьей шкуре.


Рисунки из «Кодекса Борджиа», изображающие небесных покровителей одного из 20 дней месяца. Это один из древнейших месоамериканских религиозных и пророческих манускриптов. Считается, что он был создан до завоевания Мексики испанскими конкистадорами на территории штата Пуэбло. Представляет собой самую значительную книгу группы манускриптов Борджиа, - именно в его честь все эти рукописи и получили свое название. В кодексе 39 листов, которые сделаны из выделанных шкур животных. Листы имеют форму квадрата 27Х27 см, а вся длина его составляет почти 11 метров. Рисунки покрывают страницы с обеих сторон. Всего заполнено ими 76 страниц. Читать Кодекс нужно справа налево. Владел им известный итальянский кардинал Стефано Борджиа, после чего его приобрела библиотека Ватикана.

Кисточки для письма делали из кроличьего меха, ну а краски использовались минеральные.


«Ватиканский кодекс В (3773)»

Особенностью кодексов было то, что их складывали гармошкой, с «обложкой» из дерева или выделанной кожи, с украшениями из золота и драгоценных камней. Читали их раскладывая гармошку лист за листом, либо же сразу развернув такую книгу во всю ее длину.

Это вот все, что касается самих кодексов как определенных информационных объектах. Теперь давайте посмотрим, когда и где они появились и каким образом попали в руки к европейцам. Начнем с того, что где именно появились рукописи индейцев, написанные на бумаге, неизвестно.

В Теотиуакане археологи нашли камни, которые были датированы VI веком н. э., похожие на те, что использовались для изготовления бумаги. У майя книги, написанные на бумаге, распространились где-то в конце IX века. Кроме того, такие народы, как сапотеки и тольтеки, уже в III в н. э. имели рукописи на бумаге, а книги – уже приблизительно в 660 году.

Ацтеки поставили производство бумаги на «индустриальную основу», причем аматль им поставляли и в качестве дани покоренные ими племена, а использовалась бумага и для написания и… самой что ни на есть рутинной канцелярской работы. Известно также, что в городе Тешкоко была библиотека с большой коллекцией рукописей майя, сапотеков и тольтеков. То есть в этом плане индейцы Месоамерики мало чем отличались от тех же греков и римлян на ранних этапах их развития.


«Кодес Бодли», стр.21.

Когда испанцы начали завоевание Америки, кодексы, как и многие другие памятники индейской культуры, уничтожались без счета. Много рукописей погибло при осаде Теночтитлана в 1521 году. Но так как «книг» было очень много, некоторые из них сохранились и были отосланы в Испанию в качестве сувениров и трофеев. И в этом нет ничего удивительного. Среди испанских дворян было не так уж и мало грамотных и даже образованных людей, интересовавшихся историей других народов, не говоря уже о том, что кодексы были необычны и красивы. А раз так, то… почему бы их и не привести к себе домой в Испанию?


А вот так выглядят страницы «Кодекса Бодли». Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

Но были и такие кодексы, что были написаны в колониальный период, причем по прямому наущению европейских миссионеров, которые считали, что они помогут им с большей эффективностью обращать индейцев в христианство. Делались эти кодексы так: местные художники под надзором испанцев делали рисунки, после чего к ним добавлялись подписи и объяснения уже на испанском или на местных индейских языках, записанные латинскими буквами, либо на латыни. Таким образом, монахи, причем особенно этим отличались францисканцы, старались зафиксировать индейские обычаи и даже верования. То есть создавались «иллюстрированные энциклопедии» местной жизни, которые помогали приезжающим в Новую Америку испанцам быстрее познакомиться с местной культурой и… научиться «понимать индейцев».


«Кодекс Селден». Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

Есть точка зрения, что «колониальные кодексы предназначались для того, чтобы перестроить умы и память коренных месоамериканцев. Эти кодексы, даже созданные самими ацтеками, представляли собой исторический нарратив с господствующей испанской точки зрения». Скорее всего это именно так и есть. То есть, в них могли «расписываться» ужасы человеческих жертвоприношений с тем, чтобы показать – «вот от чего мы вас спасли». Но… хотя это без сомнения и так, очевидны два обстоятельства. Первое: такой подход способствовал сохранению индейской пиктографической письменности. И второе, что сохранились и доиспанские кодексы, то есть имеется основа для сравнения и сопоставления их текстов. Следует отметить и то, что многие из поздних рукописей были основаны на более ранних, доиспанских, или даже целиком с них скопированы. Ну, сколько же всего современная наука знает кодексов колониального периода? Около пятисот! Не малое число, не так ли, причем есть надежда, что по мере изучения старинных собраний документов число их будет расти. Дело в том, что до сих пор полностью не разобраны многие частные библиотеки и даже… чердаки в замках Испании и Франции, где чего только нет, но хозяева сами заниматься этим не хотят, а исследователей к себе не пускают.

«Кодекс Беккер».

Каким же образом осуществляется современная классификация индейских рукописей? Все кодексы делятся на две большие группы: колониальные и, соответственно, доколониальные. Вторая классификация – это кодексы известного и неизвестного происхождения.

Самой многочисленной группой кодексов, понятно, являются те, что были написаны после колонизации. До наших дней дошло сотни кодексов ацтеков, из которых самыми известными являются следующие: «Кодекс Аскатитлан», «Кодекс Ботурини», «Бурбонский кодекс», «Ватиканский кодекс A (3738)», «Кодекс Вейтия», «Кодекс Коскатцин», «Кодекс Мальябекиано», «Кодекс Тудела», «Кодекс Иштлильшочитль», «Кодекс Мендоса», «Кодекс Рамирес», «Кодекс Обен», «Кодекс Осуна», «Кодекс Теллериано-Ременсис», «Анналы Тлателолько», «Кодекс Уэшоцинко», «Флорентийский кодекс» и множество других, для перечисления которых здесь просто не хватит места.


«Кодекс Риос»

Кодексов майя, а также других народностей, значительно меньше и названы они по библиотекам, в которых они хранятся. Это: «Миштекский кодекс», «Кодекс Гролье», «Дрезденский кодекс», «Мадридский кодекс», «Парижский кодекс». Вот несколько кодексов миштеков исторического содержания: «Кодексы Беккер I и II», «Кодекс Бодли», «Кодекс Зуш-Наттолл», «Кодекс Коломбино».

Есть так называемые «Кодесы Борджиа», но ни об их происхождении, ни о том, кем они были созданы, информации нет. Причем, самое удивительно, что эти кодексы посвящены религиозной тематике. Это: «Кодекс Борджиа», «Кодекс Лауд», «Ватиканский кодекс B (3773)», «Кодекс Коспи», «Кодекс Риос», «Кодекс Порфирио Диас» и ряд других.


«Кодекс Зуш-Наттолл» Стр. 89. Ритуальный поединок. Современная прорисовка. Пленник, привязанный к жертвенному камню за пояс, сражается сразу с двумя воинами-ягуарами. Из глаз пленника текут слезы. Интересно, что вооружен он двумя палками (или это каменные пестики для муки?), а вот у его противников щиты и странное оружие в виде перчаток с когтями ягуара.

Теперь давайте хотя бы выборочно познакомимся с некоторыми из этих кодексов более подробно, чтобы иметь представление об их содержании…

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. Древние кодексы рассказывают (часть четвертая)

«И я пошел к ангелу и сказал ему: «Дай мне книжку». Он сказал мне: «Возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед».
(Откровение Иоанна Богослова 10:9)

Теперь поговорим о древних кодексах ацтеков и майя подробнее. А начнем с «Кодекса Гролье» — рукописи индейцев майя, которая хранится в Мехико, в Национальном музее антропологии, но публично в этом музее не выставлялась ни разу. Сохранность кодекса плохая. А вот показан на публике он был впервые в 1971 году на выставке в клубе Гролье в Нью-Йорке (хотя найден он был еще раньше!), почему и получил такое название. По словам его владельца, манускрипт нашли в одной из пещер в джунглях Чиапаса. Таким образом, оказалось, что это четвертая дошедшая до нас рукописная книга майя.

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. Древние кодексы рассказывают (часть четвертая)
Поврежденная страница «Кодекса Гролье».

В кодексе 11 бумажных (из коры фикуса) фрагментов, размером 18×12,5 см; причем изображения помещены лишь на их лицевой стороне. Возможно, что в оригинале рукописи было более чем 20 листов. Содержание рукописи — астрологическое, написана она на языке майя и показывает фазы Венеры, а по содержанию соотносится с известным «Дрезденским кодексом».


«Кодекс Коломбино».

В 1973 году было опубликовано факсимиле рукописи, но тут же появились сомнения в том, что она подлинная. Радиоуглеродный анализ показал, что она относится примерно к 1230 году, но скептически настроенные ученые начали утверждать, что это подделка, выполненная на листах бумаги, найденных при раскопках. Вторично экспертиза была проведена в 2007 году, причем те, кто ее проводили, заявили, что не могут ни доказать, ни опровергнуть подлинность «Кодекса Гролье». И только лишь экспертиза 2016 года, проведенная в университете Брауна в США, подтвердила то, что он настоящий. Здесь нужно добавить, что подделать старинный документ сегодня практически невозможно из-за… событий 1945 года и начала ядерных испытаний. Миллионы тонн радиоактивного грунта, выброшенные в атмосферу Земли, разнесли радиоактивные изотопы очень широко, в особенности радиоактивный углерод напитал окружающую нас растительность. Поэтому если он есть в дереве или бумаге, либо чернилах, то… это подделка. А вот если нет, то подлинник. Хотя трудность заключается в том, что работать приходится буквально-таки с атомами того или иного вещества, что делает такие вот анализы исключительно сложными и очень дорогими.


«Мадридский кодекс» (реплика). (Музей Америки, Мадрид)

Кроме того, в кодексе рассказывалось о божествах, которые в то время, то есть полвека назад, науке были еще неизвестны, зато о них узнали впоследствии. Тем не менее этот кодекс имеет множество отличий от трех других известных кодексов майя из музеев Дрездена, Мадрида и Парижа. Чем это объяснить? Причин может быть много, ведь и «Повесть временных лет» тоже не похожа на рукопись Иоанна Скилицы, хотя рисунки в них (некоторые) и очень схожи.

Другим доказательством того, что кодекс подлинный, является то, что он был найден вместе с шестью другими древними предметами, такими как жертвенный нож и ритуальная маска. Анализы показали, что эти артефакты не являются подделками, а их возраст в точности совпадает с возрастом самого манускрипта. Впрочем, всегда есть те, кто говорит брито, хотя на самом деле стрижено… Такова уж природа некоторых людей!

«Кодекс Коломбино» принадлежит к числу миштекских кодексов и содержит описания деяний вождя миштеков по имени Восемь Оленей (другое имя Тигриный Коготь), который жил в XI веке, и правителя по имени Четыре Ветра. В нем также записаны религиозные обряды, которые совершались в их честь. Предполагается, что он создан в XII веке, куплен Национальным музеем в 1891 году, а в 1892 году была изготовлена его копия. Среди славных подвигов вождя Восемь Оленей, совершенных до прихода испанцев, завоевание таких важных земельных владений миштеков, как Тилантонго и Тутутепека. Благодаря им, а также выгодным брачным союзам, которые он заключил, Восемь Оленей сумел объединить многочисленные владения миштеков в так называемый постклассический период. Известный мексиканский ученый археолог и историк Альфонсо Касо (1896-1970 гг.), изучавший народы Мексики до испанского завоевания, сумел доказать, что и этот кодекс, так же, как и кодекс Бекера I (находящейся в музее в Вене), являются фрагментами одного кодекса. Общая их компоновка была издана в 1996 году, а сама она была названа «Кодексом Альфонсо Касо» в его честь.


«Кодекс Уамантла»

«Кодекс Уамантла» был создан для того, чтобы рассказать историю народа отоми из Уамантлы. В нем изображалось как народ отоми из Чиапана (сегодня территория штата Мехико) в Уамантлу переселялся на землю теперешнего штата Тлакскала. Отоми считали, что в этом переселении им покровительствовали богиня Шочикецаль и Отонтекутли – сам бог огня. Назывались имена предводителей, которые возглавили переселение, причем пирамиды Теотиуакана были представлены как покрытые растительностью, т.е. в то время они были заброшены. Затем, уже в XVI веке культура отоми полностью растворилась в материальной культуре, языке и мифологии нахуа. Вторую пиктографическую группу добавил другой художник поверх первой. Она занимает меньше места и изображает участие индейцев отоми в покорении Мексики и их жизнь уже в эпоху испанского владычества.


«Флорентийский кодекс».

Очень интересен и так называемый «Флорентийский кодекс» или «Всеобщая история вещей Новой Испании» - рукопись, написанная францисканским монахом Бернардино де Саагуном (1499–1590 гг.). Работа носит поистине энциклопедический характер, а написана она была восемь лет спустя после завершения Кортесом завоевания Новой Испании. «Флорентийский кодекс» около 1588 года попал в руки семьи Медичи, а сегодня хранится в Библиотеке Медичи Лауренциана во Флоренции. Саагун решил написать свою книгу для того, чтобы… понять ложных индейских богов, чтобы уверенно их развенчать, и чтобы искоренить веру в них богов ради торжества христианства. При этом он отдавал должное аборигенам, не стесняясь писать, что мексиканцы «считаются варварами, обладающими малой ценностью, однако в вопросах культуры и утонченности они на голову выше других народов, притворяющихся весьма учтивыми». Его поддержали старейшины многих городов центральной Мексики, студенты народности нахуа, а также студенты из колледжа Санта-Крус в Тлателолко, где Саагун преподавал богословие. Старейшины собирали для него материалы, после чего они записывались пиктографическим письмом, которое таким образом сохранялось. Студенты же нахуа занимались тем, что расшифровывали уже имеющиеся изображения, а также дополняли текст, фонетически транскрибируя звуки языка науатль при помощи букв латинского алфавита. Затем Саагун просматривал готовые тексты, написанные на науатль, и давал уже собственный их перевод, сделанный на испанском языке. Столь сложная работа потребовала почти 30 лет кропотливого труда и была, наконец, закончена где-то в 1575—1577 гг. Затем ее увез в Испанию брат Родриго де Секера, главный резидент францисканцев в Мексике, все время поддерживавший Саагуна.


«Кодекс Уэшоцинко» фигурировал даже в испанском суде!

В сам кодекс входят 12 книг, разделенных на четыре тома в отдельных переплетах, но затем из них сделали три тома. Текст дается в виде двух вертикальных столбцов: справа текст на языке науатль, а слева — его перевод на испанский язык, сделанный Саагуном. В кодексе 2468 (!) великолепно выполненных иллюстраций, расположенных главным образом в левом столбце, где текстовая часть немного короче. В иллюстрациях, таким образом, были сохранены древние традиции передачи информации при помощи рисуночного письма нахуа, к которым были добавлены внешние признаки, характерные уже европейской живописи эпохи Возрождения.


Страница «Кодекса Уэшоцинко».

Очень интересен и «Кодекс Уэшоцинко» 1531 года и прежде всего тем, что написанный всего на восьми листах бумаге аматль, которая в Центральной Америке делалась еще до появления европейской бумаги, а представляет собой документ, фигурировавший в суде! Да, испанцы завоевали и разрушили индейские государства. Но уже спустя всего лишь 10 лет после этого имело место судебное разбирательство, в котором индейцы, бывшие союзники Кортеса, выступили против испанского колониального правительства Мексики. Уэшоцинко — это город, и вот его-то жителей в 1529-1530 годах в отсутствие Кортеса местная администрация заставила индейцев нахуа платить несоразмерные налоги товарами и услугами. Кортес, вернувшись в Мексику, вместе с индейцами нахуа (которые ему пожаловались) начал судебное дело против испанских чиновников. И в Мексике, и затем в Испании, где дело заслушивалось повторно, истцы его выиграли (!), после чего в 1538 году король Испании издал указ о том, что две трети всех названных в этом документе податей вернули жителям города Уэшоцинко.


Страница «Свитка подношений» лишний раз показывает, насколько развитой была у ацтеков бюрократия и как хорошо был организован учет и контроль!

«Свиток подношений» описывал размеры и виды дани, которую следовало выплачивать Мехико-Теночтитлану, главе тройного альянса Мексики, Тецкоко и Такубы во время, предшествующее испанскому завоевании. Скорее всего, это копия более древнего документа, который приказал составить Кортес, желавший узнать побольше об экономике индейской империи. На каждой странице свитка представлено сколько чего должна выплатить каждая из 16 подчиненных провинций. Документ представляет большую ценность, так как знакомит нас как с арифметикой индейцев, так и с их экономикой и культурой.


А вот это самый интересный для читателей ВО документ: «История Тлашкалы», из которого-то как раз большинство рисунков в книгу «Падение Теночтитлана» и взято. В одних случаях они даются графической прорисовкой, в других – в виде раскрашенных миниатюр. В любом случае они очень ярко показывают нам множество интересных подробностей относительно одежды, вооружения и характера боевых действий между испанцами, их союзниками тлашкольтеками и ацтеками. Перед вами репродукция 1773 года, сделанная с оригинальной версии 1584 года.

Манускрипт «Холст из Тлашкалы» был создан в городе Тлашкале ее жителями тлашкольтеками с целью напомнить испанцам о своей преданности и роли Тлашкалы в разгроме империи ацтеков. В нем очень много иллюстраций, показывающих участие тлашкаланцев в битвах с ацтеками вместе с испанцами. Испанское название документа «История Тлашкалы» и, что самое интересное, среди испанцев так никогда и не нашлось человека, который заявил бы, что все это «индейские выдумки и неправда». А, казалось бы, ведь чего проще – сказать, что все это негодные тлашкаланцы придумали, а на самом деле они особо-то и не помогали, а победу испанцам принесла крепость духа и набожность! Но нет, «История Тлашкалы» никогда сомнению не подвергалась.


Вот так Кортес и его спутница индейская девушка Марина принимали депутации индейцев. «История Тлашкалы».


«Будете воевать вместе с нами, и мы освободим вас от власти ацтеков!» - примерно так говорил Кортес через свою переводчицу Марину с тлашкаланцами, и они его послушали.


Испанцы и их союзники в бою. Обратите внимание на испанские мечи в руках у тлашкаланцев.

Еще одна рукопись майя называется «Дрезденским кодексом» и хранится в Саксонской государственной и университетской библиотеке. Ее купила в Вене в 1739 г. Дрезденская курфюрстская библиотека под названием «Мексиканская книга». В 1853 г. она была идентифицирована как рукопись народа майя. В ней 39 листов, которые исписаны с обеих сторон, а общая длина «гармошки» составляет 358 сантиметров. В качестве бумаги использован знаменитый аматль. В кодексе присутствуют иероглифы, индейские цифры и человеческие фигуры, а также в нем содержатся календари, описания различных ритуалов и расчеты фаз планеты Венера, затмений Солнца и Луны, «инструкция» по тому, как проводить новогодние церемонии, описание места, где пребывает Бог дождя, и даже изображение Всемирного потопа на целой странице. Выдающимся исследователем, который в XIX веке изучал кодексы майя, был Эрнст Ферстерманн (1822–1906 гг.), королевский библиотекарь и директор Саксонской государственной и университетской библиотеки. Он объяснил описанные в кодексе астрономические системы и доказал, что изображенные в ней божества, числа и названия дней недели напрямую связаны с 260-дневным календарем майя.

Большой интерес представляет собой «Кодекс Товара» (Библиотека Джона Картера Брауна), названный так в честь мексиканского иезуита XVI века Хуана де Товара, в котором дано подробное описание обрядов и церемоний индейцев ацтеков. В нем 51 акварельный рисунок размером со всю страницу. Эти рисунки имеют прямую связь с доколумбовой индейской пиктографией и обладают редкими художественными достоинствами. В первой части кодекса описывается история путешествий ацтеков до прибытия испанцев. Вторая посвящена иллюстрированной истории ацтеков. В третьей - находится календарь ацтеков с месяцами, неделями, днями и религиозными праздниками уже христианского 365-дневного года.


Одна из страниц «Дрезденского кодекса». Кстати, это единственная из рукописей майя, доступная посетителям для свободного просмотра. (Музей книг Саксонской государственной и университетской библиотеки в Дрездене)

Интересно, что пять последних дней календаря назывались «немонтеми» и считались бесполезными и даже несчастливыми днями. Для них это было опасное время, причем настолько, что люди старались не выходить без нужды из дома и даже не готовили себе еду, чтобы не привлекать внимания злобных духов.


«Гармошка» «Дрезденского кодекса».

Таким образом комплексное изучение всех этих кодексов позволяет получить значительный объем информации, как относительно жизни индейцев Мезоамерики до прихода испанцев, так и после испанского завоевания. Дополняют текстовую информацию тексты на стелах и рисунки, в том числе знаменитые рисунки майя в храме Бонампак. Таким образом утверждение, что историю индейцев мы знаем «только от испанцев», не соответствует действительности!

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. Ацтеки в походе (часть пятая)

«Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «я силен»».
(Иоиль 3:9)

Ну вот теперь, когда мы познакомились с письменными источниками информации (кроме артефактов в музеях) о жизни индейцев Мезоамерики, можно продолжить наше повествование о том, как они воевали. И начнем опять-таки с сомнений в численности индейский войск. Сразу оговоримся, что – да, – многие ученые сомневаются в том, что ацтекские войска были уж столь многочисленными, как об этом написано в испанских колониальных хрониках. Тем не менее нельзя не признать, что данная ими оценка их численности вполне правдоподобна и вот почему: именно ацтеки могли создавать запасы провизии и снаряжения в таких количествах, какие и не снились другим цивилизациям Нового Света. А знаем мы об этом опять же из кодексов, в которых тщательно зафиксированы объемы дани ацтекам с покоренных народов. Есть и другая причина, объясняющая многолюдность государства ацтеков. Это высокая урожайность маиса – их главной зерновой культуры. Правда исходный, дикий маис, имел слишком мелкие зерна, и это мешало ему стать главной пищевой культурой индейцев. Но когда они его окультурили, маис распространился очень широко и со временем стал доступен для всех доколумбовых культур, которые сменили занятие охотой и собирательством на сельское хозяйство и, соответственно, оседлую жизнь. Ацтеки придумали множество способов возделывания земли: выдалбливали, например, террасы на склонах гор, и обводняли их каналами, и даже выращивали растения на тростниковых плотах, плававших по озеру Тескоко. Маис был для них тем же самым, что пшеница и рожь для жителей Европы и рис для обитателей Азии. Именно благодаря маису, а также бобам и кабачкам, мезоамериканцы получали пищу, богатую протеинами, при употреблении которой им практически не нужно было мясо.

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. Ацтеки в походе (часть пятая)
Рис. Ангуса МакБрайда: штандартоносец миштеков (3), жрец (2), военный вождь (1). Изображение военного вождя основано на рисунке в «Кодексе Нутталь», жрец - «Кодекс Бодли».

А вот с мясом-то у индейцев были проблемы. Из всех домашних животных ацтекам были известны только собаки и индейки. Конечно, они охотились на оленей и пекари (диких свиней). Известно, что кое-где олених индейцы даже доили. Но этого было недостаточно, чтобы накормить мясом всех. При этом разделение труда было следующим: женщины трудились на огородах и ухаживали за домашними животными, мужчины работали в полях. Причем нигде в мире в одомашнивание именно растений не вкладывалось столько времени и сил, так что мы должны быть благодарными именно древним ацтекам за то, что это они подарили нам кукурузу, бобы, кабачки, помидоры и еще многое другое. Даже хлопок и тот ацтеки выращивали уже окрашенным в разные цвета!


Голова воина-ягуара.

Что же касается армии ацтеков, то ее снабжение осуществлялось из двух источников: собственно запасов кальпилли и тех запасов, что по их указанию создавались покоренными народами и государствами по пути движения их армии. Большую часть еды, которую воин брал в поход, была приготовлена его семьей или же получена от рыночных торговцев в счет налога. Такой подход был гарантией того, что урон экономике подчиненных государств будет не очень большим. Ацтеки мудро старались не причинять ущерба посевам и без нужды не убивать тех, кто его выращивал. Все люди, не являвшиеся воинами, были обязаны трудиться на общинных полях в своих кальпилли. В октябре поспевал урожай, и маис тогда лущили, сушили и мололи в муку на домашних мельницах. Затем в растертую муку добавлялась вода, и из полученного теста лепились шестиконечные плоские лепешки, запекавшиеся на раскаленных керамических дисках. Накануне начала сезона войны, в ноябре, жены, матери и сестры ацтекских воинов приготовляли огромное количество таких лепешек, сушеных бобов, перца и других приправ, а еще и вялили мясо – оленину, мясо пекари, готовили копченую индюшатину. В походе все это нес не воин, у него было что нести – свое оружие, а сопровождавший его подросток из тельпочкалли, назначенный на время похода быть ему носильщиком. Затем следовал четырехдневный пост и молитвы богам о даровании победы. Отец воина все эти дни совершал покаянное жертвоприношение своей кровью, прокалывал колючками кактуса язык, уши, руки и ноги, чтобы благодарные боги весной вернули его сына целым и невредимым. Командир отряда – након, ко всему прочему, все то время, что находился в этой должности, не знал женщин, включая и собственную жену.


Правитель ацтеков Хикотенкатль встречает Кортеса. «История Тлашкалы».

В первых длительных походах войска Ацтекского тройственного союза между городами-государствами Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан полагался на носильщиков-тламемеке, которые тащили вслед за воинами большую часть продовольствия и снаряжения. Так, в походе на Коиштлауаку в 1458 года их армию сопровождали 100 000 носильщиков, при этом каждый нес не менее 50 фунтов (ок. 23 кг) только лишь одного снаряжения. Позднее империя требовала, чтобы покоренные племена и города создавали для них постоянные хранилища, в тех случаях, когда они шли по их территориям. Поэтому в XVI в. у ацтеков практически не было проблем с тем, чтобы накормить армию численностью в десятки тысяч воинов. А о том, что это не преувеличение опять-таки говорят кодексы, называя в качестве мобилизационной единицы мешиков (другое название ацтеков) шикуипилли – корпус численностью 8000 человек, который выставлялся от каждой из 20 кальпилли Теночтитлана. Чтобы повседневная жизнь города не нарушалась, войска выступали в поход не одномоментно, а в течение нескольких дней, отряд за отрядом. За день армия проходила от 10 до 20 миль (16-32 км), что зависело от расположения противника и желательности внезапной атаки. Учитывая тот факт, что армия Теночтитлана затем соединялась с войсками союзников примерно равной им численности, нужно было выбрать не менее трех-четырех маршрутов движения. При этом действовало правило, известное также и в Европе: двигаться порознь, а бить врага сообща! То есть ацтекские командиры имели карты местности и могли точно рассчитать, кто, где и в какое время появится. Считалось, что корпус такой численности обладает достаточным могуществом, чтобы справиться с любым встретившимся противником, который встанет у него на пути к месту соединения. Если же силы оказывались неравными, након всегда мог послать гонцов за помощью, и тогда другие части армии за нескольких часов подходили к месту сражения и могли напасть на противника с тыла или фланга. Поскольку армия ацтеков состояла из легковооруженной пехоты, скорость движения любого подразделения была одинаковой, поэтому рассчитать время подхода подкреплений было очень легко.


«Капитан» с копьем, наконечник которого усажен обсидиановыми лезвиями. «Кодекс Мендоса».

Координация действий таких больших соединений была напрямую связана с обученностью их «офицеров». Главнокомандующим считался уэй тлатоани, который нередко сам участвовал в битве, как и многие полководцы Древнего мира в Европе и Азии. Вторым по важности был сиуакоатль (дословно - «женщина-змея») – жрецом высшего уровня, по традиции носивший имя той самой богини, культ которой он возглавлял. Первым сиуакоатлем был сводный брат Монтесумы Тлакаэлель, от которого она перешла по наследству к его сыну и внуку. Сиуакоатль отвечал за управление Теночтитланом в отсутствие императора, но мог быть и главнокомандующим. Во время войны ответственность за войско нес верховный совет из четырех командующих. Каждый из которых занимался своим делом — организацией снабжения, планированием переходов, стратегией и непосредственно управлением битвой. Затем шли «офицеры», которых можно приравнять к нашим полковникам, майорам, капитанам и так далее, которые и выполняли приказы верховного совета. Самым высоким рангом, которого мог добиться простолюдин, был куаупилли – это что-то вроде командира с пожалованием титула.


Дворец Монтесумы Шокойоцина. «Кодекс Мендоса»

Когда линии снабжения непосредственно из Теночтитлана растягивались на большое расстояние, войску приходилось полагаться на склады, устроенные зависимыми городами-государствами вдоль всего указанного пути следования. Но уникальность империи ацтеков как раз в том и заключалась, что она не пыталась контролировать огромные территории, а отдавала предпочтение стратегическим пунктам вдоль важных торговых путей. Знатные иноплеменники, поставленные ацтеками на высокие должности, обладали в своих землях огромной властью, но при этом были в неоплатном долгу перед империей, которая поддерживала их власть ценой непомерного бремени для их подданных. Поэтому ацтеки считали необходимым назначать в вассальные царства сборщиков налогов в сопровождении расквартированных там ацтекских отрядов. После завоевания Коиштлауаки империя выработала несколько способов для разрушения конфедераций городов-государств восточных науа, миштеков и сапотеков. Первоначально эти способы были крайне безжалостными. При Монтесуме I жителей завоеванных земель либо продавали поголовно в рабство, либо жестоко казнили на площади перед Великим Храмом в Теночтитлане. Убыль работников восполнялась ацтекскими переселенцами, которые устанавливали систему управления по местным образцам. Особенно показателен пример Уашьякака (нынешней Оахаки, главного города одноименного мексиканского штата), где даже был назначен свой правитель.

В других случаях ацтеки подчиняли себе местные политические системы, играя на раздорах среди местной знати. Ацтеки мастерски использовали слабости соседей при выборе претендента на власть. Пиктографические свидетельства из Коиштлауаки, например, показывают, что после смерти Атоналя наследника выбрали из соперничающей с ним династии, в то время как одну из жен Атоналя назначили… сборщиком налогов. В других случаях те из претендентов, кто в отчаянии был готов на сделку с самим дьяволом, сами приглашали ацтеков, чтобы с их помощью решить дело в свою пользу. Разрушение политических устоев могло идти и более коварными способами. Среди восточных науа, миштеков, сапотеков и их союзников браки в царских семействах часто были распланированы на многие поколения вперед. Когда ацтеки подчиняли себе одного из членов этой конфедерации, уэй тлатоани или кто-нибудь из высшей знати мог потребовать себе в жены женщину из местного правящего рода. Это не только связывало побежденных с ацтекским правящим домом, но и нарушало всю систему уже предрешенных браков. Какую бы стратегию ни избирали завоеватели, они стремились к тому, чтобы постоянно увеличивать сеть подвластных государств, которые могли бы снабжать ацтекское войско, если бы тому потребовалось пройти по их территории.


Испанцы и их союзники тлашкольтеки (среди них воины-цапли – отряд элитный воинов, поскольку цапля была одним из покровителей Тлашкалы). «История Тлашкалы». Не забыта даже такая мелочь, как тавро на лошадином крупе!

В способах ведения войны у ацтеков не последнее место занимало… колдовство! Причем занимались им вполне серьезно и, наверное, во все эти магические ритуалы и жертвоприношения, которые происходили перед сражением и призывали гнев богов на врага, верили очень многие и это их подбадривало! Однако же при этом сжигали растения вроде олеандра, которые давали ядовитый дым, вызывающий тошноту, боль и даже смерть — если его ветер относил в нужную сторону. Более медленным, но не менее действенным способом являлось подмешивание отравы в пищу и воду — особенно когда враг был готов выдержать осаду. При необходимости убийцами могли стать даже дворцовые гонцы – когда возникала необходимость разрешить конфликт между представителями одного правящего дома и другого.


На этом изображении хорошо видно, что индейцы используют два вида стрел: с широкими наконечниками и узкими, зазубренными. «История Тлашкалы».

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. «И грянул бой, смертельный бой!» (часть шестая)

«...и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их…»
(Левит 16:27)

Особенностью войн ацтеков было то, что они не вели их за обладание территорией, не стремились захватывать города и тем более штурмовать построенные в них пирамиды, что было бы весьма проблематично. Врага нужно было победить в полевом сражении и уже там пленить как можно больше мужчин вражеского племени и этим самым его обескровить. А уже затем требовать покорности и дани! «А то хуже будет. Придем и убьем всех остальных!» Естественно, что такие битвы организовывались, что было делом весьма непростым.

Мексиканские воины-орлы и воины-ягуары против испанских конкистадоров. «И грянул бой, смертельный бой!» (часть шестая)
1 - император ацтеков – тлатоани, 2 – «генерал», 3 – старейшина. Рис. Ангуса МакБрайда.

Например, следовало обеспечить сигнальную систему на месте битвы. Для этого на ближней возвышенности, откуда было хорошо видно все войско, устраивался командный пункт. Сигналы от командующего передавали младшим командирам по цепочке, при этом на каждого гонца могло приходиться по две с половиной мили (ок. 4 км) пути. На дальних расстояниях для связи между отрядами использовался дым, или сигналы подавались при помощи зеркала из отполированного пирита. Кроме того, сигналы подавались сигнальными рогами из раковин и ударами в барабаны. Внимание того или иного подразделения привлекали, размахивая ярким штандартом. Командиры отрядов смотрели на сигнал, подаваемый штандартом и слушали «звуковое сопровождение». В бою они ходили вдоль строя сзади и привлекали внимание воинов особыми свистками и выкрикивая приказы в зависимости от хода битвы.


1 – воин-ягуар Тройственного союза, 2 – рядовой воин-ацтек, 3 – «капитан» Тройственного союза. Рис. Ангуса МакБрайда

Обычно сражение начинали с обмена оскорблениями. Для этого разыгрывались специальные сценки, которые высмеивали слабость врагов, им демонстрировали обнаженные зады и гениталии. Нередко к оскорблению врага привлекали даже женщин с детьми, которых специально для этого брали в походы. Все это имело одну цель. Заставить неприятеля нарушить строй и броситься толпой в атаку. Если такое случалось, то ацтеки бросались в притворное отступление, чтобы еще сильнее раззадорить врага и завлечь его в засаду. Когда Монтесума I во время вторжения в северный Веракрус столкнулся с достаточно грозным войском уастеков, он приказал двум тысячам своих воинов вырыть в земле ямы и спрятаться в них, прикрыв их соломой. Затем его войско нанесло обманный удар по центру противника и стало отступать. Уастеки ринулись в погоню. Как только они достигли нужного места, у них буквально из-под ног поднялись ацтекские воины и расправились с не ожидавшими ничего подобного врагами. То есть, очевидно, что место, где должно было произойти сражение, устраивало обе стороны, но ацтеки подошли на него раньше. Дальше… у них было время вырыть эти ямы и замаскировать их. Более того, атака уастеков было проведена выгодным ацтекам образом, при котором ямы были у них за спиной. Все это говорит о тщательной и продуманной манере вести войну, а возможно и о договоренностях между противниками, где и когда они встретятся для битвы!


Изображение вождя Несауалькойотля, «Кодекс Иштлильшочитль», лист 106R. Изображение создано через столетие после его смерти.

Кстати, уастеки говорили на языке, родственном языку майя, но лингвисты до сих пор спорят о том, когда они поселились на побережье Мексиканского залива. Ацтеки описывали их как людей устрашающего облика, с плоскими головами, что являлось следствием обычая деформировать детям черепа. Некоторые уастеки затачивали зубы, многие имели сложные татуировки. Имея репутацию распутных пьяниц, мужчины этого племени зачастую пренебрегали такой важной для ацтеков деталью одежды, как маштлатль, то есть набедренной повязкой.


Воины Тлашкалы, нарисованные на основе изображений в «Кодексе Иштлильшочитль». Рис. Адам Хук.

То есть, если войско двигалось двумя походными колоннами, то между ними скорее всего обязательно поддерживалась связь, причем организованная таким образом, чтобы в случае перехвата противником одного-двух гонцов «связистов», линия связи тем не менее не нарушалась. То есть гонцы должны были следовать один за другим на расстоянии видимости, чтобы в случае нападения на одного, другие бы это видели!

Сигналы, как уже об этом шла речь, могли передаваться дымом и ударами в барабаны, причем не только на поле боя, но и на марше.

Но вот противники сходились, демонстрация копулятивных органов заканчивалась и начиналась собственно битва. Лучники пускали стрелы, метатели дротиков с атлатлями в руках посылали свои снаряды во врага, и также действовали пращники. Они обрушивали на врага град камней из пращи. Интересно, сколько килограммов камней нес такой индейский пращник? Ведь первым попавшимся камнем воспользоваться было нельзя. Их специально собирали, сортировали, а возможно, что и каждый учился метать именно собственные камни, а затем их подбирал или ему их собирали мальчишки. Как бы там ни было, а такой обстрел с расстояния около 50 ярдов (ок. 45 м) должен оказать серьезное воздействие на неприятеля. Интересно, что ацтеки, так же, как и греки и римляне, предпочитали использовать лучников и пращников из числа покоренных народов. Возможно, чтобы сэкономить на наградах. Ведь в плен такие воины никого не брали, но обойтись без них было никак невозможно!


Защитные доспехи ацтеков. Рис. Адам Хук.

Отряды этих воинов начинали сражение, находясь впереди основной боевой линии, но затем отступали и вполне могли зайти во фланг атакующему противнику и продолжить его обстрел. Воины-орлы и воины-ягуары после этого оказывались в первых рядах, и тоже попадали под обстрел. Но имея шлемы и большие щиты с привесью из кожаных лент, они от метательного оружия страдали не так сильно, как легковооруженные стрелки. В любом случае, если метательные снаряды метальщикам подносились прислугой, как, например, у японских самураев, то долго выстоять под таким «огнем» было невозможно. Поэтому «тяжелая пехота» должна была обязательно атаковать. Следует отметить, что при всей «тяжести» своего защитного снаряжения, ацтеки воевали бегом. Поэтому, кстати, одной из целей маневрирования на поле боя было занять место на холме, чтобы удобнее бежать вниз по склону.


Парадный щит ацтеков с изображением поющего койота. Этнографический музей в Вене.


Обратная сторона этого щита.

Воины бежали, подняв «мечи» и прикрываясь щитами, врезаясь в отряд противника подобно римским легионерам. Но дальше в отличии от тактики последних бой у индейцев распадался на множество поединков, поскольку так они могли без стеснения наносить удары своими макуауитлями. Поскольку удары таким мечом требовали огромного расхода энергии, воины-меченосцы должны были периодически меняться, чтобы сохранить свои силы и немного отдохнуть. При этом командиры должны были подавать соответствующие сигналы и вовремя направлять резервы из опытных бойцов, чтобы они заполнили возникающие дыры в собственных рядах по мере выхода бойцов из боя либо заменять их вследствие потерь. Ацтеки всегда старались окружить своего противника, а для этого… иметь над ним численный перевес! Но так как окруженные враги, понимая, что их ждет, могли сражаться с отчаянной яростью, ацтеки, хорошо понимавшие человеческую натуру, давали им возможность бежать. Надежда на спасение заставляла искать их спасения в бегстве в сторону, где было меньше врагов. Но именно этого-то ацтеки и ждали, и наносили удар силами скрытых до поры до времени резервов.


Праща ацтеков.

Когда же весной войско возвращалось из похода, ацтеки праздновали недельный праздник Тлакашипеуалицтли – праздник Шипе-Тотека – Господина-с-Ободранной-Кожей. Суть праздника заключалась в массовом жертвоприношении захваченных пленников и переодетых в одежды бога Шипе-Тотека. В каждом из районов города пришедшие с победой воины готовили для этого своих пленников. Затем начинался праздник, в котором шли поединки пленных с пленными, пленных с победителями, после чего и с убитых, а то нередко и с живых сдирали кожу.


Ритуальная цветочная битва, «кодекс Мальябекиано».

Мужчин по обычаю привязывали к темалакатлю (жертвенному камню, имевшему форму диска), после чего он обычно бился с четырьмя вооруженными воинами-ягуарами или орлами. Самое интересно заключалось в том, что павший не только лишался кожи, но… его затем еще и съедали.

Есть и другие описания, по которым жертв привязывали к столбу и затем, подобно Святому Себастьяну, пронзали стрелами, не давая быстро умереть, чтобы на землю капала бы кровь жертвы и ее капли символизировали дождь.

После того, как у жертвы извлекали сердце, с нее еще снимали кожу, причем целиком и старательно выделывали. Жрецы носили одеяния из такой кожи с прорезями у запястий для кистей в течение двадцати (или шестнадцати) дней, во время следовавших за жертвоприношениями церемоний в честь бога урожая и бога дождя. Понятно, что надевание новой кожи носило ритуальный характер. Но это же была и жреческая одежда для боя, повергавшая в ужас племена, такого обычая не практиковавшие.

Во время праздника воины-победители, облаченные в содранные кожи поверженных ими пленников, проходили через весь Теночтитлан, имитировали перед жителями бои по всему городу, и одновременно просили… милостыню. И те, кто подавал им пищу или делал дорогие дары, получали от воинов благословение, шедшее как непосредственно от самого бога!


Шипе-Тотек в «Кодексе Борджиа», с окровавленным оружием, одетый в рубашку из содранной человеческой кожи.

По окончании двадцатидневного праздника все эти... «одежды» снимались и складывались в особые ящики с плотными крышками, да еще и хранились в глубине пирамид, под храмами, где было прохладно, чтобы избежать таким образом гниения и зловония.

Согласно вере ацтеков, кожа, снятая с человека, обладала большой магической силой и давала одетому в ней жрецу силу восставшего из мертвых (то есть силу жертвы, с которой ее сняли). Кожу красили в желтый цвет, чтобы она смотрелась словно позолоченная, что символизировало то, что земля надевает «новую кожу» с началом сезона дождей, что вызывает новый урожай.


Шипе Тотек в рубашке из человеческой кожи, копьем в одной руке и щитом в другой. Над ним дата: 16 марта. Ниже текст на испанском, подробно рассказывающий, что происходило в этот праздник. «Кодекс Теллериано-Ременсис» (кстати, единственный кодекс полностью переведенный на русский (и украинский) языки). Кстати, откуда у испанцев возник такой интерес к индейской демонологии? Оказывается, время завоевания Новой Испании совпало с обращением к этой теме европейских и прежде всего испанских богословов, заинтересовавшихся проблемой козней дьявола, пределами его могущества и пределами долготерпения господня. Ну и, индейская тема» дала им богатую пищу для дискуссии, поэтому они все, что касалось жертвоприношений индейским богам, столь тщательно собирали и переводили на испанский…

Интересно, что золотых дел мастера (теокуитлауаке) также являлись участниками в Тлакашипеуалицтли наравне с воинами, поскольку Шипе-Тотек считался также их богом-покровителем. Их праздник назывался Йопико и проходил в одном из храмов. Жрец, одетый в кожу, изображал конечно же бога Шипе-Тотека. На нем был также парик из длинных волос и богатая корона из перьев. В просверленной носовой перегородке у него были вдеты золотые украшения, в правой руке он держал погремушку, вызывать дождь, а в левой – золотой щит. Угощать «бога» полагалось пирогом с начинкой из сырой кукурузы, в его честь устраивались танцы, которые он же и возглавлял, а заканчивался этот праздник демонстрацией воинской выучки пришедших с войны молодых воинов.

Эти праздники были описаны в «Кодексе Дюрана», «Кодексe Мальябекки», «Кодексe Теллериано-Ременсис», «Истории…» Саагуна, «Бурбонском кодексе» и в «Кодексе Товара». В разных кодексах описания их несколько различаются, но не принципиально.

Продолжение следует…

Картина дня

наверх