На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Боспорское царство.Раскопки в античном Танаисе.Сходство археологических культур Крыма и Северного Кавказа (3 статьи)

Боспорское царство

Боспорское царство возникло в V веке до н. э. в результате объединений греческих городов-колоний (Фанагория, Горгиппия, Кепы, Патус и др.) под властью наследных правителей Боспора из рода Археанактидов (480-438 до н. э.). Столицей Боспорского царства стал город Пантикапей (ныне Керчь). Наибольшее расширение территоррии Боспорского царства происходило во времена правления династии Спартакидов, возникшей от первого архонта Боспорского царства Спартока I (438 до н. э.—433 до н. э.)

В произведениях античной греческой литературы известно имя Пардокас – Παρδοκας — скиф-полицейский из комедии Аристофана. Историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, и считает это имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

В годы правления архонта Боспора Сатира I (407-389 гг. до н.э.) к Боспорскому царству были присоединены земли юго-восточного побережья Крыма, города Нимфея, Гераклея, Феодосия. Наследники династии Спартокидов стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии» с 349 года до н.э.

В годы правления Боспорского царя Левкона I (389 -349 г.г. до н.э.) Боспорскому царству удалось подчинить местные племена, живущие на побережье Миотиды (Азовское море) и на берегах Таманского полуострова. Царь Левкон I, стал именоваться «басилевсом всех Синдов и Меотов, архонтом Боспора и Феодосии».

По берегам Миотиды (Азоское море) жили миоты, сарматы и синды. Синдикой, то есть землёй синдов именовались земли бассейна реки Кубань и часть Северного Причерноморья. Название реки Кубань происходит от древнегреческого слова «Гопанис» (Гипанис) – «конская река», «буйная река».

Лингвист Трубачёв видит очевидное повторение самоназвания приазовских индоарийских меотов — эпиграфическое МАIТАI, в названии хуррито-арийского государства на севере Месопотамии Митанни, точнее Маitanni (maita-«меоты” + хурритский формант -nni), и утверждает, что приазовские меоты участвовали в создании митаннийской государственности. Субсклад R1a-Z93 является маркером исторических народов, таких как индо-ариев, персов, Мидии, Митанни (откуда родом загадочная Нефертити), и проникнут генофонд арабов и евреев.

Во времена расцвета Боспорского царства в Синдской гавани, на месте синдского поселения возник боспорский город Горгиппия. Сейчас это прекрасный черноморский курорт Анапа, в котором сохранились руины античного города Горгиппии.

Основываясь на археологических раскопках курганов в сёлах Семибратное, Краснобатарейное и Раевское, ряд историков, полагают, что у синдских племён под влиянием Боспорского государства осуществляло своё государство в низовьях Кубани. Резиденцией синдских царей, было древнее синдское городище, открытое археологами в Семибратном и богатые царские курганы, в которых были найдены монеты с этнонимом «Синдон».

Многие историки считают, что цари синдов были лишь племенными вождями, а монеты с надписью «Синдон» чеканились в боспорской Горгиппии.

В IV веке до н.э. земли Боспорского царства занимали территорию всего Керченского полуострова, Таманского полуострова южные земли нынешнего Краснодарского края до реки Кубань, а также земли вдоль побережья Кавказа вплоть до современного г. Новороссийска.

На северо-востоке Боспорского царства находился греко-скифский античный город Танаис, расположенный в устье реки Танаис (река Дон).

В «Истории» Геродота описаны «только самые известные реки и судоходные от моря вглубь страны — это Истр с пятью устьями, Тирас, Гипанис, Борисфен (Днепр), Пантикап, Гипакирис, Герр и Танаис (Дон)» (кн. IV, 47). Античные авторы считали, что именно река Дон (Танаис -Ταναις (Геродот IV, 47) в Скифии разделяет Европу и Азию.

На протяжении почти семи веков Танаис был важным центром торговли между Боспорским царством и «варварскими» племенами приазовских и донских степей.

Тетартемарий Пантикапея. серебро-420г.до н.э.-муравей-ПАNТI и муравей-труженик

Основу экономики Боспорского царства составляло сельское хозяйство, на обширных полях Боспорского государства хорошо росли зерновые культур (пшеница, рожь, ячмень), которые и были главным товаром оживленной торговли с Грецией и странами Средиземноморья. Усилилось влияние Боспорской культуры на эллинский мир.

Ранний денежный знак. VI в. до н.э.

Разбогатев на успешной торговле зерном с древней Грецией, в столице Боспорского царства Пантикапее в IV веке до н.э. начал чеканить свою монету. Самая дорогая золотая монета монета Пантикапея.

С конца II века до н. э. Боспорское государство присоединилось к Понтийскому царству, занимавшему в 302 – 64 г.г. до н.э. обширные территории на южном берегу Чёрного моря в Малой Азии.

Расцвет могущества Боспорского государства связывают с именем понтийского царя Митридата VI, правившего в 121 — 63 до н. э.

Поверив в своё могущество и непобедимость своей армии, Митридат IV Евпатор начал воевать с Римской империей.
Война Рима с Митридатом VI Евпатором. В результате трёх Митридатовых войн с Римом (89-84гг.; 83-81гг.; 74-64 гг. до н.э.) Боспорское и Понтийское царства были включены в состав Римской империи и стали восточными римскими провинциями в 64 году до нашей эры.

В конце IV веке до н.э., в Боспорском царстве начались жестокие междоусобные войны между его сыновьями Перисада I. В борьбе за царский престол царевичи Сатир, Евмел и Пританвовлекли жителей боспорских городов и племена кочевников в кровопролитныю междоусобную войну. Территорией боевых действий стало все Прикубанье, а возможно, и Нижний Дон.

Басилевсом (царём) всех Синдов и Меотов с 310 до н. э.—304 до н. э. стал архонт Боспора и Феодосии Евмел, сын Перисада I.
Воцарившись на боспорском престоле, он вынужден был смириться с присутствием римских войск в некоторых городах. Последующие полтора века стали временем относительной стабильности и спокойствия в Северном Причерноморье, эпохой экономического расцвета боспорских городов, эпохой их постепенного заселения сарматами. Знать сарматов и рядовые кочевники-сарматы стали поселяться в боспорских городах. Некоторые из сарматов смогли достичь высоких постов в боспорской администрации, например, сармат Неол стал наместником в Горгиппии.

В конце II и первой половине III вв. н.э. большинство городских должностей в Танаисе занимали не греки или потомки греков от смешанных браков. Изменились имена правящих династий Боспора, среди Боспорских царей известны правители, носившие имя Савромат (Сармат)

Боспорское государство просуществовало до IV века н.э. и пало под натиском нашествия гуннов.

http://ru-sled.ru/bosporskoe-carstvo/

Раскопки в античном Танаисе

Летом 2017 года Отряд Московского государственного университета (МГУ) участвовал в археологических исследованиях цистерны и подвалав античных сооружений Танаиса, находящегося в дельте Дона.

В «Истории» Геродота описаны «только самые известные реки и судоходные от моря вглубь страны — это Истр с пятью устьями, Тирас, Гипанис, Борисфен (Днепр), Пантикап, Гипакирис, Герр и Танаис (Дон)» (кн. IV, 47).

Античное поселения Танаис находится на Дону, и занимает особое место среди древнейших поселений Северного Причерноморья. Танаис основали в III веке до н.э., на большом расстоянии от других греческих городов. Танаис стал самым крайним северо-восточным пунктом античного мира. Известно , что античные авторы считали, что именно река Дон (Танаис -Ταναις (Геродот IV, 47) в Скифии разделяет Европу и Азию.

На протяжении почти семи веков Танаис был важным центром торговли между Боспорским царством и «варварскими» племенами приазовских и донских степей. Часть «варваров» поселилась в городе, поэтому в нём со временем сложилась своеобразная смешанная культура. Время расцвета античного Танаиса пришлось на II – первую половину III века н. э. Много раз Танаис подвергался разрушению, в середине III века н.э. город погиб в грандиозном пожаре во время нашествия племён, принимавших участие в «готских» походах.

Отряд МГУ участвует в археологических раскопках Танаиса с 2015 года, здесь проходят практику студенты-первокурсники Исторического факультета. В 2017 году начинающие историки исследовали два объекта на территории городской цитадели. Первым стал подвал «постройки 6» – этот подвал, скорее всего, раньше был общественной цистерной, из которой жители Танаиса брали воду. К 2003 году античную постройку изучили на глубину 2,5 метров, сейчас отряд МГУ снял ещё 1,5 метра напластований, но до конца цистерну не раскопали – дальше углубляться было опасно, могли обрушиться стены, возведённые здесь реставраторами. По словам начальника отряда Московского университета Татьяны Валерьевны Егоровой, в следующем году стены попробуют разобрать, и тогда можно будет работать дальше.

В полутораметровом слое, который снимали археологи летом 2017 года, было очень много находок, относящихся к I–II векам н. э. В основном, конечно, это была керамика, но попадались и настоящие редкости. Одной из самых интересных редкостных находок стало каменное ядро, сделанное из мрамора или мраморовидного известняка. Материал, из которого сделано ядро, пока ещё не исследован геологами. Т. В. Егорова считает, что второй вариант вероятнее: мраморовидный известняк добывали в Таврии (Крыму) — это сравнительно недалеко. В античное время из мраморовидного Таврического известняка делали статуи и его использовали для внешней облицовки общественных зданий. То, что из него сделали ядро, довольно необычно – ничего подобного не находили ни в Танаисе, ни в Северном Причерноморье.

Диаметр ядра составляет 24 см, а вес – 10,6 кг; такие крупные ядра встречаются в причерноморском регионе нечасто. В римское время ядра чаще делали небольшого размера, но в более раннюю эллинистическую эпоху, крупные ядра не были чем-то редким. В 1927 году в Пергаме нашли склад с ядрами весом от 6,5 до 76 кг и диаметром до 40 см. В сравнении с ними находка из Танаиса не выглядит такой уж большой.

Владимир Петрович Толстиков, специалист по античной фортификации из ГМИИ, предполагает, что ядро, найденное в Танаисе, могли сделать из обломка какой-то статуи. Тщательная обработка поверхности говорит о том, что его изготовили для орудия типа баллисты.

В кроме привычной керамики, амфоры с остатками зерна, уникального ядра для баллисты, примечательная находка из цистерны – стеклянный стакан из Сирии с рельефными изображениями и надписью: «Одержи победу». На самом стакане сохранилось только слово «победа», но надпись восстановили по аналогии с надписью на похожем стеклянном стакане, найденном в окрестностях Керчи в 1914 году, сечас эта реликвия хранится в Эрмитаже. Предполагается, что стеклянный стакан с древнегреческой надписью изготовили в Сирии в I веке н. э.

Вторым археологическим объектом, который исследовали студенты и археологи МГУ, сталаусадьба 21, расположенная на оборонительной линии Танаиса, что довольно необычно. Сейчас удалось выяснить, что постройка античной усадьбы относится к более раннему времени, а оборонительная стена цитадели, построенная позже, просто перекрыла её. Тем не менее, жилые помещения усадьбы частично перестроили, и она продолжала соседствовать с крепостной стеной Танаиса.

Подвал усадьбы, как и большинство зданий в Танаисе, обрушился в результате похара в середине III века до н. э. Археологи сняли слой пожара, который содержал большое количество находок. На полу подвала стояло несколько амфор, и ещё около сорока таких сосудов, видимо, попали сюда с первого этажа: в ходе раскопок было хорошо видно, что эти амфоры упали сверху, скатились к восточной стене и столкнули амфоры, которые стояли там.

То, что амфоры упали с первого этажа, довольно интересно, ведь обычно такие сосуды хранили в подвале. Единственное возможное объяснение, по словам Т. В. Егоровой, заключается в том, что хозяину незадолго до пожара привезли новую партию товара, и он просто не успел переместить её в подвал. О том же говорят и дипинти — надписи нанесённые краской на амфорах, большая часть надписей повторяет одно и то же имя. Скорее всего, это имя поставщика.

В двух амфорах нашли зерно, пока ещё не проведены анализы, определяющие какое именно зерно хранилось в амфорах. Еще в одной амфоре обнаружен тёмный осадок: что именно он собой представляет, в точности пока не известно, но судя по аналогичной находке, которую сделали здесь же, в Танаисе, в 60-х годах, в амфоре могла быть нефть. Раньше считалось, что «чёрное золото» в устье Дона привозили с юга Керченского полуострова. Однако, отмечает Т. В. Егорова, на недавней конференции в Севастополе прозвучал доклад, подвергавший сомнению предположение о керченской нефти. Возможно, новая находка прольёт свет на «нефтяную» находку в Танаисе.

Золотой Статер. Царь Котис III, 227/228 — 233/234 г.г.

На полу подвала нашли четыре монеты. Самая поздняя из монет – статер боспорского царя Котиоса III, выпущенная в 232 году – после этой даты здесь и случился пожар. При царе Котиосе III (227-234 гг.) территория Боспорского царства подвергалась нападению варваров, что усиливало экономический кризис в государстве. Содержание золота в электровых статерах упало до 3-5 %, по сути это было уже серебро (рис.28).

Об итогах работы говорилось в совместном докладе руководителя экспедиции Сергея Михайловича Ильяшенко (музей-заповедник «Танаис», кафедра археологии и древнего мира ЮФУ) и Т. В. Егоровой (кафедра археологии МГУ). Доклад был представлен на Полевой отчётной сессии кафедры археологии, которая прошла в октябре на Историческом факультете МГУ.

Работы в Танаисе проводились в соответствии с государственным контрактом №1172-01.1-41/05-17 по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)».
По материалам Наука и жизнь (nkj.ru)

http://ru-sled.ru/raskopki-v-antichnom-tanaise/

Сходство археологических культур Крыма и Северного Кавказа.

Майкопская археологическая культура, относящаяся к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.), имеет большое сходство с Кеми-Обинской культурой, представляющей культуры крымских и степных племён, что обусловлено их общим происхождением, их соседством на территории Причерноморья и одновременностью существования во времени. Учёные отмечают и антропологическое сходство лиц представителей обеих археологических культур.

В захоронениях киммерийцев и майкопцев, археологи находят образцы самой первой металлоносной культуры на Северном Кавказе, относящейся к концу 3 тысячелетия до н. э.

Племенам Кеми-обинской и Майкопской археологической культуры было известно искусство добычи и обработки металлов, бронзы, серебра, меди, золота. Им был известен и гончарный круг, на котором они изготовляли глиняную посуду.

И в Кеми-обинской, и в Майкопской археологических культурах обнаружен одинаковый тип захоронений в курганах, окружённых кромлехами, во многом схожи и украшения, с элементами «звериного стиля». Если представители Майкопской культуры хотели отметить значимость умершего, они, как и кеми-обинцы, устанавливали на вершине кургана каменную антропоморфную стелу (скифская баба) или вертикальный камень — менгир.

В Крыму и на Кавказе в курганах найдены посмертные дары — оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. И в Кеми-обинской и Майкопской археологических культурах было развито скотоводство, разведение овец и крупного рогатого скота (коров, быков), пасли на горных склонах Крыма и предгорьях Кавказа, причём, в раннее время в Майкопской археологической культуре преобладало свиноводство. Встречаются в курганных захоронениях и останки лошадей.

Племена Кеми-обинской и Майкопской археологической культуры занимались земледелием, о чём свидетельствуют находки мотыги, кремневых вкладышей для серпов, которые вставляли в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотёрок.

Носители Майкопской культуры, были солнцепоклонниками, так же, как и племена Кеми-Обинской археологической культуры среднего неолита, существовавшей на территории Нижнего Поднепровья, Приазовья и в Крыму (близ г. Белогорска) в 3 тысячелетии до н. э.

Майкопская археологическая культура получила своё название от известного своими сокровищами Майкопского кургана — археологического памятника, относящегося к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.).

Майкопский курган был найден в 1897 г. на восточной окраине Майкопа и исследован известным русским археологом Н.И.Веселовским.

Высота Майкопского кургана 11 метров, диаметром около 100 метров. Вокруг кургана был установлен каменный круг — Кромлех или Храм Солнца. Каменный круг состоял из нескольких вертикально поставленных камней – менгиров, образующих концентрическую окружность — круг Солнца.

Кромлех или Храм Солнца

В курганных захоронениях Кеми-обинской археологической культуры стены ямы тщательно выкладывались хорошо обработанными и подогнанными друг к другу каменными плитами, или деревом, такое же построение и в Майкопском захоронении. Стенки могильной ямы Майкопского кургана были обшиты деревом, и бревенчатый в два наката потолок поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно могильной ямы Майкопского кургана было выложено речным булыжником, как в могильниках Пантикапея (Боспорское царство) и посыпано красной краской (суриком).

В Майкопском кургане по скифскому обряду захоронен племенной вождь и две женщины. Тела их густо засыпаны ярко-красным суриком, лежат они, в согнутом положении, на правом боку, голова направлена на юг, лицо на восток. Солнцепоклонники верили, что жизнь человека – это круг, умерший должен и после смерти лежать также, как в утробе матери.

Останки вождя покоятся под балдахином, расшитым золотыми бляшками в виде 38 колец, фигурками 19 быков и 68 львов. Балдахин закреплён на 4 серебряных шестах, на которые надеты литые золотые и серебряные фигурки быков. Среди золотых украшений в Майкопском кургане найдена золотая царская диадема, золотые, бирюзовые и сердоликовые бусины, разной величины. Царская тиара, в виде высокой остроконечной шапки,украшена подвесками из золотых бляшек, бирюзы и ляпис-лазури, найдены украшения из серебра, а также два золотых и четырнадцать серебряных сосудов.

На одном из серебряных сосудов изображён горный пейзаж, напоминающий Кавказский хребет и вереница зверей. Между высоких горы с двуглавыми вершинами изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, изображенные ломаными линиями, они сливаются в небольшое озеро на дне сосуда. Устья рек изображены на разных сторонах сосуда, под ручками для подвешивания. В устье реки изображена плавающая птица и летящая надо львом птица. Весь сосуд заполнен в два ряда изображениями животных. В первом ряду симметрично изображены лошадь, лев и два быка, в нижнем ряду изображены горный козёл, львица, дикий кабан и баран. Возможно, этот сосуд имел ритуальное назначение, изображённые на нём культовые животные символизировали силы божественной природы — землю, воду, горы и небо.

На фризе серебряного сосуда изображены 5 животных, идущих друг за другом — два козерога, два барса, бык и три птицы. Туловище отделяется от горло сосуда украшено гравированной ломаной линией реки, схожей с изображением реки на первом сосуде. На дне сосуда гравировка в виде большой розеткой.

В кургане найдено множество медных предметов — шилья, кинжал, кирки, топоры, долота. Предметы из Майкопского кургана представлены в экспозиции «Золото Кубани» в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

По рассказам Геродота, произведениям Страбона, Плиния и других древнегреческих и римских историков, греки колонизаторы вели не замкнутый образ жизни, а входили в очень близкие отношения с местными жителями, смешивались с ними и передавали им свои нравы и обычаи, верования, язык, знания и искусства, вообще свою культуру. Это подтверждается и археологическими раскопками, произведенными в разное время по Дону, берегам Азовского и Чёрного морей, по Кубани, а в особенности на Таманском полуострове.

При раскопках древних могил, поражают обилием предметы культа Деметры, богини плодородия (Цереры, сестры Зевса, матери — земли) и бога Пана, покровителя лесов, стад и дичи. Из народов этих побережий того времени более многочисленные и сильные известныСкифы (Скиөы), Савроматы и Геты, или Готы, ставшие грозой для соседних народов с половины III веке по Р. X.

По Овидию — Скиөы (скифы), Савроматы и Готы говорили одним языком, но на разных наречиях. «Научился говорить и по-готски, и по-сарматски и мог слушать рассказ старика варвара, т, е. скиөа (скифа)», пишет Овидий в своих «Понтийских письмах» (Ex Ponto), в четырёх книгах. (III, 2, 39 — 40).

http://ru-sled.ru/sxodstvo-arxeologicheskix-kultur-kryma-i-s...

Картина дня

наверх