На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

«Несправедливый богач есть вор». Как Ян Гус бросил вызов системе

«Несправедливый богач есть вор». Как Ян Гус бросил вызов системе

6 июля 1415 года по приговору церковного собора был сожжён на костре богослов Ян Гус.

Карл Фридрих Лессинг. «Иоганн Гус в Совете Констанце».
Карл Фридрих Лессинг. «Иоганн Гус в Совете Констанце». © / Commons.wikimedia.org

6 июля 1415 года на главной площади немецкого города Констанц сжигали очередного еретика. По легенде, у самого костра появилась благообразная старушка с вязанкой хвороста, спешившая внести свою лепту в расправу над вероотступником.

— О, святая простота! — воскликнул приговорённый, наблюдая за женщиной. Он умирал с улыбкой на устах и с уверенностью в правоте своего дела.

Эпоха морального разложения

К началу XV века христианство прошло огромный путь от небольших групп, гонимых властью, до абсолютного доминирования в Европе. Церковь контролировала не только духовную жизнь людей, она также определяла общественные нормы, активно влияла на развитие экономических отношений, претендовала на светскую власть.

Все эти процессы пагубным образом сказались на служителях церкви. Святые отцы далеко уходили от библейских норм, погрязая в политических интригах, алкоголизме и разврате. Церковь готова была признать богоугодным делом всё, что приносило ей доход.

Ян Гус. Портрет неизвестного художника XVI века

Ян Гус. Портрет неизвестного художника XVI века. Фото: Commons.wikimedia.org

Такое положение вещей вызывало возмущение у различных слоёв общества, начиная от простых крестьян и заканчивая рыцарями и особами королевской крови. Немало противников «генерального курса» церкви было и среди священнослужителей.

Одним из тех, кто решился выступить против существующего порядка вещей, оказался выпускник Пражского университета, впоследствии ставший его преподавателем, богослов Ян Гус.

Популярный богослов

Ян Гус родился в 1369 году в местечке Гусинец, в Южной Чехии, в бедной крестьянской семье. Исключительно благодаря своему упорству и умению переносить лишения, порой голодая, он сумел получить образование. В юности Ян Гус не был аскетом, и в студенческие годы немало времени проводил на дружеских пирушках с участием молоденьких красавиц.

Но эти забавы молодёжи не шли ни в какое сравнение с тем распутным образом жизни, который вели высокопоставленные служители церкви. Разрыв между христианскими постулатами и реальностью потряс Гуса.

Закончив в 1401 году университет, он начал читать проповеди в костёле св. Михаила, а годом позже был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги.

Основой для собственной доктрины Яна Гуса стали работы английского богослова Джона Уиклифа, профессора Оксфорда, который жёстко критиковал духовенство за алчность, корыстолюбие и борьбу за светскую власть.

Яркие проповеди Яна Гуса очень быстро обретают широкую популярность. Этому способствует и то, что Гус, вопреки существовавшим канонам, читает проповеди на чешском языке.

«Каждый христианин должен искать правду»

Новый проповедник затрагивает не только церковную жизнь, он критикует власть предержащих, феодалов, богачей.

Не отделяя себя от церкви, он тем не менее подвергает сомнению сложившиеся в ней порядки.

Проповеди Яна Гуса

Проповеди Яна Гуса. Фото: Commons.wikimedia.org

Тезисы, выдвинутые Яном Гусом, покушались на устои церковного могущества:

«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».

«Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

«Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности».

«Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».

«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».

«Не „хлеб мой насущный“, а „хлеб наш насущный“ говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».

Некоторые высказывания Яна Гуса способны вселить ужас и в олигархов XXI века, что уж говорить о власть предержащих XV века.

Человек, пробудивший нацию

Разумеется, очень скоро святые отцы почувствовали угрозу своему благополучию и попытались заставить дерзкого проповедника замолчать.

В 1409 году архиепископ Пражский на основании папской буллы наложил запрет на проповедническую деятельность Яна Гуса, ему грозили допросами и церковным судом.

Однако на стороне Гуса выступили простые граждане, а также влиятельные вельможи и даже сам король Чехии Вацлав IV. Арестовать популярного проповедника оказалось невозможно.

Тогда в 1411 году архиепископ Пражский прямо обвинил Гуса в ереси. Но и Вацлав IV оказался не робкого десятка — обвинения в адрес Гуса он назвал «клеветой» и повелел арестовывать священников, эту клевету распространяющих, забирая их собственность в пользу казны.

Йозеф Матхаузер. Ян Гус в темнице

Йозеф Матхаузер. «Ян Гус в темнице». Фото: Commons.wikimedia.org

Ян Гус занимался не только проповедями. Он провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.

Проповеди Гуса, читаемые на чешском языке, пришлись по времени на период роста национального самосознания чехов, выступавших не только против засилья корыстолюбивых священников, но и против владычества немцев.

Ян Гус, сам того не желая, стал лидером набирающего обороты национального движения.

Папа Иоанн XXIII. Во время собора в Констанце и суда над Яном Гусом

Папа Иоанн XXIII. Во время собора в Констанце и суда над Яном Гусом. Фото: Commons.wikimedia.org

Лживое слово императора

Очень скоро Папа Римский Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт — то есть запрет на проведение всех церковных действий. В случае, если бы Гус продолжил проповеди, интердикт был бы распространён на всю Прагу. Не желая подвергать город такому испытанию, Гус уехал в Южную Чехию, где продолжил проповедовать и работать над переводом церковных текстов на чешский язык.

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, главной целью которого была поставлена задача преодолеть раскол в западном христианстве. К тому времени сложилась ситуация, когда одновременно действовали три Папы Римских. В рамках упорядочения ситуации внутри церкви Гусу предлагалось также отстоять свои взгляды в богословском диспуте.

В качестве гарантий безопасности проповеднику была представлена охранная грамота императора Священной Римской империи Сигизмунда.

Однако это была самая настоящая ловушка. По прибытии в Констанц Гус был обвинён в ереси, организации изгнания немцев из Пражского университета и других преступлениях. На одном из заседаний проповедник был арестован по приказу Папы Римского Иоанна XXIII. На протесты сторонников Яна Гуса папа цинично заявил, что лично он никаких обещаний не давал. Что же касается Сигизмунда, то он и вовсе отмежевался от своих гарантий, предоставив решать дело служителям церкви.

Вацлав Брожик: Ян Гус на Соборе в Констанце (1883)

Вацлав Брожик: «Ян Гус на Соборе в Констанце» (1883). Фото: Commons.wikimedia.org

Смерть за идею

Для Иоанна XXIII Констанцский собор закончился низложением и бегством, однако это не могло спасти Яна Гуса. Не спасли его и возмущённые обращения чешского дворянства, требовавшего от императора Сигизмунда быть верным своему слову.

Обвинённому в ереси проповеднику был вынесен смертный приговор. И император, и архиепископы, осудившие Гуса, понимали, что его смерть может иметь тяжёлые последствия, поэтому пытались склонить богослова к «отречению от ереси».

— Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил, — отвечал Гус.

1 июля 1415 года проповедник в письменной форме окончательно отверг предложения об отречении. 6 июля 1415 года при большом скоплении народа Ян Гус был сожжён на костре. Прах «еретика» развеяли над Рейном.

Приготовления к казни Яна Гуса

Приготовления к казни Яна Гуса. Фото: Commons.wikimedia.org

Гибель Яна Гуса вызвала волну гнева в Чехии. И простой народ, и элита фактически отказались подчиняться Риму и императору Священной Римской империи. Угрожающие письма Сигизмунда только подливали масла в огонь. Крестьяне стали объединяться в вооружённые формирования, готовые дать отпор карателям.

Картина Владислава Муттиха Ян Гус на костре в Констанце, 1415

Картина Владислава Муттиха «Ян Гус на костре в Констанце», 1415. Фото: Commons.wikimedia.org

Гусистские войны

В 1420 году Папа Римский объявил крестовый поход против «еретиков-гуситов». Так началась череда конфликтов, растянувшаяся на 15 лет и получившая название «Гуситские войны».

Объединённые силы народных формирований и дворянства нанесли целую серию поражений сторонникам католиков. При этом среди самих гуситов существовало разделение на радикалов-таборитов и умеренных-чашников, которое в конечном итоге и привело к поражению в войне.

Пять крестовых походов против гуситов завершились победой «еретиков». Однако человеческие жертвы и огромные экономические потери заставили чашников искать компромисса с католиками. В число чашников в основном входили состоятельные дворяне, высшие слои общества.

В 1433 году были заключены так называемые Пражские компактаты, которые определяли условия мира между католиками и чашниками.

Табориты объявили чашников предателями и продолжили борьбу. Но 30 мая 1434 года в битве у Липан объединённые силы католиков и чашников разгромили таборитов, положив конец их движению.

За Гусом пришёл Лютер

15-летний период опустошительных войн в Центральной Европе не позволил ни одной из сторон одержать полную победу. Католики не смогли окончательно уничтожить «гуситскую ересь», чашники остались под властью Папы Римского и императора Священной Римской империи.

Однако для чешского народа Ян Гус, безусловно, стал национальным героем, человеком, почитаемым и спустя шесть столетий после своей гибели.

Римскую церковь эта история ничему не научила. В ней всё так же процветали разврат, погоня за наживой, борьба за власть.

Всё это привело к тому, что через 2 года после смерти Яна Гуса немецкий богослов Мартин Лютер вы

http://www.aif.ru/society/history/nespravedlivyy_bogach_est_...

весит на двери Замковой церкви в Виттенберге свои «95 тезисов», которые положат начало протестантизму и церковной Реформации.

http://www.aif.ru/society/history/nespravedlivyy_bogach_est_...

Картина дня

наверх