На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

О тамплиерах (3 статьи)

Орден колдунов и алхимиков. Как тамплиеры из нищих рыцарей стали самой богатой организацией Европы?

Орден колдунов и алхимиков. Как тамплиеры из нищих рыцарей стали самой богатой организацией Европы?

Военно-монашеский рыцарский орден Бедных воинов Христа и Храма Соломона известен в истории под несколькими названиями: Орден бедных братьев Иерусалимского Храма, орден тамплиеров, орден храмовников. Говорят, где-то в европейских замках до сих пор хранятся несметные сокровища бедных рыцарей.

Начало ордена тамплиеров (или храмовников) было весьма скромным: он состоял всего из девяти рыцарей. В 1119 году они взяли на себя заботу о защите христианских паломников, идущих или едущих поклониться святыням Иерусалима. Король Иерусалима Балдуин II отвёл им под резиденцию часть своего замка Тампль, построенного на руинах древнего иудейского Храма Соломона. От него эти рыцари и получили своё самое распространённое название.

Хранители Грааля

Первоначально тамплиеры были так бедны, что основатели их общины Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер имели на двоих только одного боевого коня. В память об этом (или как символ братской верности тамплиеров друг другу) на печати ордена были изображены два рыцаря, сидящие на одной лошади. Рыцарь, вступая в орден тамплиеров, отрекался не только от мирской жизни, но и от родственников. Его пищей должны были служить лишь хлеб и вода. Если после смерти рыцаря-монаха в его вещах обнаруживались личные деньги, золотые или серебряные изделия, то он терял право на похороны на освящённой земле (кладбище). А если тайное богатство вскрывалось уже после похорон, то тело надлежало извлечь из могилы и бросить на съедение псам.

Гораздо больше, чем мирское богатство, тамплиеры ценили знание. Очень быстро поползли слухи о том, что в подвалах под бывшим Храмом Соломона бедные рыцари Христовы нашли какие-то тайные книги или артефакты, которые открыли им секреты, неведомые миру. Атмосферу таинственности вокруг ордена подогревал и его стремительный взлёт. Казалось, что без какой-то помощи свыше (или наоборот) невозможно создать из товарищества девяти небогатых рыцарей такую мощную боевую организацию, обладающую к тому же несметными сокровищами.

Устав тамплиеров, как утверждается, был разработан самим святым Бернардом из Клерво и утверждён папой римским Гонорием II на церковном Соборе во французском городе Труа. Тот же Собор в присутствии святого Бернарда утвердил Гуго де Пейна в сане гроссмейстера (Великого магистра) ордена Храма, наделив его правом и обязанностью управлять делами всего ордена и быть его главнокомандующим в бою.

Доблесть тамплиеров и их презрение ко всем мирским соблазнам, воспетые святым Бернардом из Клерво в «Похвале новому рыцарству», скорее всего, послужили источником легенды о том, что Господь доверил ордену на хранение Святой Грааль — чашу с кровью Христа, собранной во время распятия. Согласно легендам гербовый щит одного из трёх рыцарей Святого Грааля — Галахада — содержал красный восьмиконечный крест на белом фоне, такой же, который красовался и на одеяниях храмовников. Великий немецкий поэт XIII века Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» показал тамплиеров хранителями Святого Грааля. И они это не опровергали.

Таинственное серебро

Хотя орден был установлен как нищенствующий, его богатство стремительно росло. Европейские короли, графы и императоры давали тамплиерам золото и серебро, одаривали землями. Впрочем, как доказывают многие историки, истинной основой богатств ордена являлись не военная добыча и пожертвования, а активная финансовая деятельность. Именно тамплиеры являются изобретателями банковских чеков, которые можно было обналичить в любом отделении ордена, не опасаясь, что взятые из дома деньги по пути станут добычей разбойников. Постепенно тамплиеры стали крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников были все — от крестьян до королей и пап.

В конце концов, военная удача изменила христианам. В 1244 году Иерусалим был в очередной раз взят мусульманами. После этого храмовники перенесли Тампль в Акру. Но в 1291 году во время штурма города акрский Тампль был взорван войсками султана Калауна. Это стоило жизни гроссмейстеру Гильому де Боже и почти всем находившимся в городе рыцарям.

После падения Акры немногие оставшиеся в живых тамплиеры перенесли свою резиденцию на остров Кипр. Там в 1292 году был избран последний гроссмейстер ордена — Жак де Моле, бывший до того Великим приором (наместником ордена) в Англии.

Казавшиеся несметными богатства ордена и их обширные владения, разбросанные по всей Европе и приносившие немалые доходы, возбуждали алчность светских владык. Некоторые исследователи утверждают, что богатство тамплиеров имеет своё происхождение в том числе из серебряных копей Южной Америки (ведь месторождений этого металла в Европе на тот момент было не так уж много). Но у тамплиеров не было кораблей, способных выходить в океан, поэтому при всем желании добраться до Америки они не могли.

Другие выдвигают версию, что они вели какие-то таинственные дела с мусульманскими владыками и сокровища поступали с Востока. Наконец, есть версия, что тамплиеры стали одними из первых успешных алхимиков и попросту синтезировали драгоценные металлы в своих обителях. Увы, никаких трактатов или лабораторий, которые могли бы подтвердить эти теории, они после себя не оставили.

Проклятие магистра

Французский король Филипп IV Красивый особенно жаждал прибрать к рукам имущество тамплиеров, поскольку испытывал постоянную нехватку денег и был крупным должником ордена. По его приглашению тамплиеры, сохраняя на Кипре свою основную резиденцию, построили новый Тампль в Париже. И в 1306 году перевезли туда почти весь золотой запас ордена. Переехал в Париж и Великий магистр.

В начале октября 1307 года во все города Франции были разосланы запечатанные приказы короля с пометкой «вскрыть 13 октября». В них содержался приказ начать атаку на храмовников. 13 октября 1307 года одновременно по всей Франции были арестованы и заключены в тюрьмы около 5 тысяч тамплиеров. В других странах аресты шли не так быстро, а кое-где рыцарей и вовсе не трогали. Например, на острове Майорка последний из тамплиеров умер в 1350 году, звали его Беpaнжельде Коль.

Папа Климент V, находившийся в полной зависимости от французского короля, не оспаривал его решения уничтожить орден. Среди 172 пунктов обвинения, выдвинутых инквизицией против тамплиеров, были ересь, святотатство, поклонение сатане, содомия, богохульство и занятие ростовщичеством. Большинство признаний было вырвано под пыткой. Достаточно сказать, что из 140 арестованных в Париже тамплиеров в период с 18 октября по 24 ноября 1307 года умерло под пытками 36 человек.

Фактически орден тамплиеров прекратил своё существование 13 октября 1307 года. Но де-юре просуществовал ещё почти пять лет. 22 марта 1312 года Климент V выпустил буллу Vox in excelso («Глас в вышине»), в которой говорил, что орден не впал в ересь, но тамплиеры добровольно сознались во многих грехах. Это бесчестье отвратит верующих, которые больше не будут вступать в него. Пользы орден приносить не будет и должен быть расформирован.

При разделе имущества тамплиеров французский король получил всё их золото, а также векселя, подлежащие оплате. Разумеется, все королевские долги были забыты. Недвижимое имущество в основном перешло к ордену Святого Иоанна. Но монашеские ордена доминиканцев, картезианцев, августинцев и целестинов тоже сумели поживиться.

Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года в Париже. Согласно хронике Годфруа Парижского, взойдя на костёр, магистр вызвал на Божий суд Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Согласно средневековым представлениям на Божий суд можно было призвать только перед смертью, как последнее желание. Божественная справедливость обязательно свершится и виновные ответят жизнью.

Легенда гласит, что все трое вызванных умерли в течение года (хотя в реальности Ногарэ скончался ещё в марте 1313 года). По поводу причин их смерти до настоящего времени существуют различные версии: от политических до оккультных. Так родилась широко известная легенда о проклятии тамплиеров и закончилась 200-летняя история одной из трёх наиболее известных и оставивших заметный след в истории Средневековья военно-монашеских организаций эпохи Крестовых походов.

Журнал: Загадки истории №25, Анна Семененко

Источник:
https://salik.biz

https://salik.biz/articles/47090-orden-koldunov-i-alhimikov-...

Притяжение гроба господня

Притяжение гроба господня

Клич отвоевать у сарацин Гроб Господень кинул римский папа Урбан II. В 1095 году от Рождества Христова во время работы церковного собора в Клермоне папа Урбан II вышел на городскую площадь и призвал всех добрых христиан — как франков, так и германцев — откликнуться на просьбу византийского монарха Алексея I Комнина.

Жизнь и смерть во славу Христа

Византийский царь, как всегда, просил прислать хорошо обученное наёмное войско, чтобы отогнать турок от границ государства. Обычно посылали, не ставя народ в известность. Но в этот раз Урбан объявил о просьбе публично.

Почему же он заговорил о братской помощи единоверцам? Почему припомнил случаи кощунств и святотатств со стороны мусульман, которые произошли 20, а то и 60 лет тому назад? Почему пообещал тем, кто возьмёт в руки оружие и отправится в Святую землю, отпущение всех грехов, как прошлых, так и грядущих, в том числе и смертных? Неужели ситуация по ту сторону Средиземного моря стала такой опасной? Или папа специально преувеличил опасность?

На самом деле, конечно, соотношение сил между мусульманами и христианами изменилось не в пользу последних. Турки придвинулись к самым границам Византии. Заняли Переднюю Азию, Анатолию и Закавказье. Византия потеряла почти все владения в Палестине. Но это были проблемы Комнинов, а не римских пап.

Мусульмане и прежде пощипывали средиземноморские города Европы, но это были разовые акции, налёты. Лишь одно владение было у них в Европе — Пиренейский полуостров. Дальше на север они не прошли. Нет, Урбан боялся не сарацин, а самих европейцев. Их стало слишком много, а церковный авторитет все падал и падал.

«Земля, которую, вы населяете, — открыто объявил Урбан, — сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва даёт хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко Гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините её себе».

Видите, всё просто: нужно недовольных пассионариев выдворить из Европы и заставить сражаться с неверными. Призыв Урбана был услышан. Первым на него откликнулся проповедник Пётр Амьенский (Пётр Пустынник), который собрал «войско» из крестьян и городской бедноты общим числом около 60 тысяч человек. Весной 1096 года он повёл их, вооружённых серпами и косами, в Святую землю. Половине даже удалось дойти до Малой Азии, где все они погибли под саблями сельджуков…

Жестокий XI век

Мы очень немного знаем о демографии в IX-XII веках. Но если верить хронистам, население Европы понемногу рослоуНет, оно не достигло численности жителей Римской империи, но было уже не меньше, чем во времена Карла Великого — около 25 миллионов человек. Период упадка сменился демографическим взрывом. Средний возраст жителей Европы увеличился, причём женщин было (несмотря на постоянные войны!) несколько меньше мужчин. Конечно, смертность была очень высокой: половина детей умирала во младенчестве, молодыми погибали воины, основной причиной женской смертности были роды и их последствия. Но многим удавалось дожить до вполне преклонного возраста — то есть до 45-55 лет. За XI-XII века население Европы возросло в 2,5 раза! В XIII веке европейцев станет уже 60-70 миллионов.

А вот с пахотными землями, прав Урбан, было нехорошо. В европейских странах торжествовал принцип майората, то есть все земли после смерти владельца переходили к старшему сыну. Если в крестьянских хозяйствах этот вопрос из-за общей бедности был не так актуален, то в благородных сословиях из-за него рушились судьбы. Младшие должны были довольствоваться полученными благородными навыками и добывать себе пропитание мечом. В XI веке проблема младших сыновей из семейной превратилась в государственную: воинственные молодые люди сбивались в шайки и грабили проезжающих по дорогам, разоряли крестьян, захватывали чужие замки и изгоняли из них хозяев, перехватывали чужих невест и т.п.

Ещё XI век был веком Второго пришествия. Конца света ждали в 1000 году, потом в 1030 году. Знамения и климат вроде бы его предвещали. В некоторые годы вода стояла на полях все лето. В Англии, например, голодные годы случались каждые 14 лет, а во Франции — каждые 4 года. С 1086 года по 1095 год случилось сразу семь голодных лет. А где голод — там и болезни. Из смеси диких трав с каолином пекли лепёшки — и умирали в муках от несварения и непроходимости кишечника. Частой гостьей была огневица, от которой чернеют и отсыхают конечности, трясёт лихорадка, а тело изнутри точно пожирает огонь. Это симптомы отравления спорыньёй, поражающей рожь. Лекари перед огневицей были бессильны. Надеялись лишь на святого Антония. Бот спасал от всего: от тифа, дизентерии, туберкулёза, менингита, а после крестовых походов и от новой болезни — проказы. Но конец света так и не наступил. Эрзацем Армагеддона для многих стали битвы «сил света против сил тьмы» на Святой земле.

Земля, текущая мёдом и млеком

Так охарактеризовал Урбан землю, которую предстояло завоевать европейцам. Не забыл он упомянуть и о сокровищах Палестины, её богатых городах и дворцах, которые можно отнять у иноверцев.

Урбан рассчитывал на полуторатысячное рыцарское войско. Под крестоносные знамёна 15 августа 1096 года собралось несколько десятков тысяч. Войско было очень неоднородное. Богатые, отлично вооружённые сеньоры. Плохо вооружённая рыцарская беднота. Рыцари, у которых и вовсе не было коней. Крестьянские юноши, которые отправились вслед за своими господами. Монахи, ставшие воинами Бога и взявшие в руки меч. Рыцари из Тулузы и Прованса, Лотарингии и Нормандии, Фландрии и Англии, Италии и Германии. С огромными потерями они дошли до конечного пункта — Иерусалима. И 15 июля 1099 года взяли город. Поход занял 3 года и унёс столько жизней, что своих мертвецов оплакивали чуть ли не в каждой европейской семье.

Зато жизнь в Европе стала сразу гораздо более мирной и спокойной. Ведь из Европы ушли и не вернулись те, кто и причинял ей особенные неудобства — обездоленные потомки славных родов и рыцарская голытьба, не находящая себе применения. И хотя Палестина оказалась не землёй, текущей мёдом и млеком, а большей частью пустыней, европейцы основали там свои маленькие государства: одно королевство — Иерусалимское, два княжества — Антиохию и Галилею, три графства — Эдессу, Яффу и Аскалон, Триполи, одно лордство — Трансиорданию, и одну сеньорию — Сидону.

Но гораздо важнее было то, чему они научились. Потому что, вернувшись домой, в Европу, они стали вводить блага арабской цивилизации в ежедневный обиход: изготавливать сукно улучшенного качества и ткани новые, прежде неизвестные — муслин, атлас, дамаст, шёлк, бархат, ситец, сатин; пользоваться духами и гигиеническими принадлежностями; делать спирт, бумагу, тростниковый сахар, стеклянные зеркала; усовершенствовать броню и оружие; строить водяные колёса нового образца и ветряные мельницы; выращивать новые сельскохозяйственные культуры — гречиху, рис, цитрусовые, абрикосы, арбузы. К вере в Христа эти нововведения не имели никакого отношения. Там же европейцы ознакомились с научными трактатами по математике и естествознанию, сочинениями по медицине. Оттуда родом химия и европейская банковская система, рыцарские ордена и регулярная армия.

Почти полвека, до 1147 года, до Второго крестового похода, Европа осмысливала изменения, которые в ней происходили. В том виде, в каком мы её знаем, то есть как единое культурное пространство, она сформировалась именно в эпоху крестовых походов. И, вероятно, эти походы были не напрасны: они упредили действия мусульман и предотвратили их вторжение в Европу.

Тамплиеры. Проповедники бедности сколотили неслыханное богатство на… банковских операциях

Тамплиеры. Проповедники бедности сколотили неслыханное богатство на… банковских операциях

В 1095 году папа римский провозгласил священный крестовый поход на Иерусалим. Главной военной силой стало европейское рыцарство, которое образовало несколько монашеских орденов. Один из них носил название Бедных рыцарей Храма Соломона, или тамплиеров. Из этого крохотного союза, объединявшего несколько десятков человек, вырос один из самых известных в истории орден рыцарей-храмовников…

Орден тамплиеров официально возник в 1119 году. Но ещё в 1099 году девять рыцарей-единомышленников получили для своих нужд помещение на юго-востоке Храмовой горы в Иерусалиме, где ныне располагается мечеть Аль-Акса. Это единственное рыцарское формирование, получившее право основать штаб-квартиру рядом с резиденцией иерусалимского короля.

Удивительно, но признать малочисленный орден на знаменитом Соборе в городке Труа призывал известный на всю тогдашнюю христианскую Европу Бернар Клервосский, позднее возведённый в ранг святых. И высшие церковные власти Бернару не возражали. Напротив, рыцари Храма получили полный иммунитет: они были подсудны только самому римскому папе! Как сказано в документах того времени, этот особый статус был дан за их особые заслуги перед папским престолом… Но что же было такой заслугой? Неужели неофициальная деятельность с 1118 (согласно их Уставу) по 1128 год?

Вековая тайна

На печатях ордена изображены два всадника на одном коне. В уставе расписано как по нотам, как должны рыцари одеваться, как и чем питаться. Это бедная одежда, спартанские условия жизни, общая посуда и еда без всяких излишеств.

И в первые годы существования рыцари Храма были настолько бедны, что провозгласили нищету основой своего существования. Однако за два десятка лет орден стал обладать довольно значительным имуществом. Как оно появилось? Даже учитывая пожертвования, богатство ордена не могло образоваться этим путём! Не возникло оно тем более от защиты рыцарями странников на иерусалимских дорогах. Хотя защита странников рыцарями понималась иначе, чем вооружённый конвой торговых караванов.

Главной целью рыцари указали защиту паломников от многочисленных разбойников, орудовавших на иудейских дорогах. Но чем они занимались на самом деле?

Судя по всему, на Храмовой горе они упорно искали сокровища. Следы этих раскопок сохранились и по сегодняшний день — найденные артефакты указывают, что рыцари провели немало времени не с мечом, а с киркой в руках. Но результат упорных археологических изысканий неизвестен.

В бумагах ордена, изъятых в 1307 году, о сокровищах не упоминается. Но, по легенде, рыцари наткнулись на второй экземпляр знаменитого Медного свитка, в котором указывались места захоронения еврейских сокровищ времён первого Храма. Если это правда, то рыцари внезапно стали обладателями целых груд золота и серебра! Но в последующие за 1128 годом десятилетия они могли получить огромное богатство и вполне законным путём.

Но каким? На это тоже есть свой ответ.

Дорога к храму

Получив официальный статус, рыцари стали основывать по всей Европе свои командорства. Везде ими строились храмы и укрепления, в этих специально созданных пунктах по связывающим их дорогам (вот она, защита дорог!) образовывались службы, позволяющие паломникам и купцам обезопасить благодаря векселям своё путешествие: паломник сдавал своё золото, получал расписку и смело отправлялся в путь, а достигнув своей цели, шёл к рыцарям и получал золото по векселю. Просто и удобно. Но для этой финансовой операции требовалось иметь в каждом «банке» золотой запас! Так что эта очевидная тайна ордена возвращает нас все к тому же вопросу: откуда у рыцарей их богатство? И ответ здесь один: мы не знаем. Зато знаем иное: охотников отнять богатство рыцарей с каждым десятком лет их существования становилось все больше и больше.

К XIV веку рыцари Храма стали необычайно богаты. Поскольку они имели юридическую неприкосновенность, то оказались банкирами-монополистами. На территории Франции были уже изведены под корень евреи-ростовщики и ломбардцы, занимавшиеся аналогичной деятельностью. Французским королям не нравилось, что рыцарей защищал сам папа, но они не рисковали связываться с церковью и все больше зависели от рыцарей-банкиров. Король Филипп Красивый смог победить рыцарей только потому, что ему удалось довести до смерти папу Бонифация и посадить на его место Климента V, причём не в Италии, а в подконтрольном Авиньоне. Рыцари были арестованы 13 октября 1307 года по обвинению в ереси и расформированы в 1312 году, а руководители ордена сожжены в 1315 году. Король избавился от рыцарей, но… достались ли ему сокровища?

Где искать клады?

Основные сокровища хранились в Тампле — средневековой крепости в Париже. Этот замок основан в 1222 г. Губертом, казначеем ордена.

Тампль упорно обыскивали, но сведений о том, что король вдруг стал обладателем неслыханных богатств, нет. Скорее всего, там ничего не нашли. Зато народные легенды свидетельствуют, что накануне ареста из Тампля выехало 18 повозок, прикрытых сеном, которые двинулись в сторону рыцарского порта в Ла-Рошель, откуда сокровища отправили в Англию через Ла-Манш: в Испанию или Португалию морем, на острова Балтийского или Северного моря, через Атлантику в неизвестную европейцам Америку.

По другой легенде, хитрые тамплиеры вывезли своё богатство задолго до арестов, и не в Ла-Рошель, а на юг, в Прованс и Лангедок, где в горах эти сокровища были надёжно спрятаны до лучших времён, предоставляя широкое поле для поисков по всей южной Франции и за её пределами.

В 1745 году случайно было найдено письмо, написанное Жаком де Моле (последним из магистров ордена) своему племяннику Гийому де Боже. «В могиле твоего дяди, Великого магистра де Боже, нет его останков. В ней находятся тайные архивы ордена. Вместе с архивами хранятся реликвии: корона иерусалимских царей и четыре золотые фигурки евангелистов, которые украшали гроб Христа в Иерусалиме и не достались мусульманам. Остальные драгоценности находятся внутри двух колонн, против входа в крипту. Капители этих колонн вращаются вокруг своей оси и открывают отверстие тайника».

Якобы после казни племянник исполнил волю своего дяди и захоронил его прах (вместе с сокровищами) где-то на своей земле. Кладоискатели буквально исковыряли владения де Боже и даже сам Тампль, но так ничего и не нашли.

Наиболее примечательна история обогащения незначительного кюре Соньера, имевшего приход в Ренн-ле-Шато возле замка Монсегюр. Во время ремонтных работ он якобы нашёл клад ордена, состоявший из документов и драгоценностей. Однако, по другим сведениям, кюре был просто нечист на руку.

И всё же хочется верить и надеяться, что рыцарское сокровище рано или поздно будет открыто людям. Пусть это будет даже не золото или драгоценные камни, а документы из прошлого, открывающие нам тайны очень далёкой истории.

Золотые точки на карте

Сокровища храмовников, возможно, спрятаны во владениях де Боже в знаменитой восьмиугольной башне Аржини в замке Барбезьер, возведённом на развалинах тамплиерского замка в поместье Сен-Мартен-де-Ванс, в доме сенешаля в Ажане, в департаменте Луара в «золотой» и «серебряной» пещерах, в замке Валькроз, известном благодаря странной картине, изображающей святого Селестина, на островах вблизи балтийского побережья, и даже в Латвии, Эстонии и России! Латышские кладоискатели упорно верят, что клад лежит в подземельях остзейских замков, связывая расцвет строительства местных крепостей с гибелью ордена (все они возведены сразу после 1312 года). Венгры предлагают искать в горах Венгрии, поляки — в польских замках, а россияне уверены, что искать клад нужно в церквах Владимира, украшенных восьмиугольными тамплиерскими крестами.

Но были ли сокровища? Что на самом деле нашли рыцари в Святой Земле или (может) ничего не нашли? История об этом скромно умалчивает. Как и умалчивает о том, что могли вывезти из Тампля сами рыцари или их доверенные лица. Но даже если сокровища и были… прошло столько веков! Представьте себе: даже если по какому-то невероятному стечению обстоятельств наследниками тамплиеров стали ливонские рыцари, которые возводили замки в Латвии, то… сокровища уже давно израсходованы! Как раз на это строительство! Этим и объясняется неожиданный строительный бум!

Журнал: Загадки истории №3, Андрей Васильев

Картина дня

наверх