Свежие комментарии

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)

Поляки обиделись на правду
Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Польские крестьяне, перекапывающие территорию лагеря Треблинка в поисках золота и драгоценностей. Эту архивную фотографию опубликовала польская "Gazeta Wyborcza" 8 января 2008 года.
Власти Польши пытаются начисто стереть из истории Второй мировой войны страницы о сотрудничестве поляков с нацистами.
Инга ЗАЙОНЦ-КАЦЕЛЕНБОГЕН.
Во время посещения Музея истории польских евреев на территории Варшавского гетто премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу упомянул, что в годы Холокоста полякиотнюдь не были белыми и пушистыми.
«Поляки сотрудничали с нацистами, и я не знаю никого, кто когда-либо был осужден за высказывание об этом», — такую цитату главы израильского правительства опубликовали ряд израильских изданий.
Таким образом Нетаниягу прокомментировал принятый год назад польским Сеймом закон, предусматривающий ответственность вплоть до тюремного заключения на срок до трех лет за обвинения польского народа и польского государства в причастности к истреблению евреев.
Эти слова вызвали приступ агрессии со стороны польских политиков и СМИ. Так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что «рассматривает отмену своего визита в Израиль на следующей неделе». В Иерусалиме с 19 по 21 февраля должен состояться саммит Вышеградской четверки.

Президент Польши Анджей Дуда написал на своей странице в сети Twitter, что «в таких условиях саммит состояться не может».
При этом МИД Польши вызвал посла Израиля в Польше Анну Азарии для разъяснений по поводу соответствующих публикаций о Холокосте в израильской прессе. Азари направила польскому правительству письмо, в котором заверила, что представленная в СМИ информация не соответствует действительности.
«Я присутствовала на брифинге премьер-министра, и он не говорил, что польская нация сотрудничала с нацистами, а только о том, что ни один человек не был вызван в суд за упоминание тех поляков, которые сотрудничали с ними», – отметила она.
* * *
Оставим дипломатам их хлеб. Однако отметим, что согласно результатам исследования, проведенного при поддержке Йельского университета, Гриннеллского колледжа и Европейского союза прогрессивного иудаизма, отрицание Холокоста в восточных странах Евросоюза, таких, как Польша, Литва, Венгрия и Хорватия, приобрело угрожающие масштабы. Стремление переписать историю в выгодном для себя ключе проявляется в различных сферах – политике, образовании, деятельности СМИ, литературе.
Что же, в таких условиях любая публикация о том, что на самом деле происходило на территории Европы в годы Второй мировой войны и после нее, приобретает особую ценность. Немного напомним об этом польским политикам и журналистам.
Освенцим, Треблинка, Собибор, Белжец, Майданек – крупнейшие лагеря смерти на территории Польши, созданные нацистами для массового истребления евреев. А также Хелмно, Лодзь, Плашов и многие другие места, где ни в чем не повинные люди вне зависимости от своего пола, возраста, религиозных и политических убеждений были зверски уничтожены только за то, что были евреями. Из живших в Польше на начало сентября 1939 года 3.3 млн евреев во время войны погибло 2.8 млн евреев, то есть 85%.
Это не было бы возможным без сотрудничества с нацистами со стороны самих поляков. Ведь единственный путь спасения для евреев проходил через контакты с местным населением. Но, к несчастью, многие местные жители стремилось извлечь выгоду из происходящего, способствуя уничтожению евреев зачастую по своей воле, а порой даже и с нескрываемым удовольствием.
Вот как об этом писал в своей книге «Дневник из лет оккупации Замойщины» о ликвидации гетто в Щебрешине Здзислав Клюковский:
«Некоторые принимали личное участие в травле и выслеживании евреев. Указывали, где скрывались евреи, молодые люди гонялись даже за маленькими еврейскими детьми, которых полицейские [польские, так называемая «гранатовая полиция» — прим.] убивали у всех на глазах».
По оценкам исследователей, по инициативе самих поляков в годы войны было организовано не менее тридцати погромов и массовых репрессий, устроенных в 24 населенных пунктах. От рук местного населения по самым минимальным оценкам погибли десятки тысяч евреев. Самым известным случаем стало зверское убийство 1500 евреев в Едвабне 10 июля 1941 года.
А вот свидетельство жителя Лукова Станислава Жеминьского:
«В Тшебишове какие-то гражданские стражники, местные крестьяне, патрулирующие ночью от бандитских нападений, получили приказ схватить всех местных евреев и доставить их в Луков. Евреев вытаскивали, хватали в полях и лугах. Еще гремели выстрелы, а наши гиены уже искали, что украсть из оставшегося от евреев».
Деньги и ценности, которые брали с собой в последний путь отправляемые в лагеря смерти евреи, а также имущество, которое оставалось от них (жилье, домашняя утварь, скот и т.д.), в немалом количестве разграбливались простыми поляками.
«Население расхватывает из распахнутых еврейских домов все, что под руку попадается, люди без стыда тащат целые тюки с убогим еврейским добром или товарами из еврейских магазинчиков» (З. Клюковский).
Как писал инженер Ежи Круликовский из Варшавы, «ручные часы продавались в то время дюжинами, так что местные крестьяне носили их в кошелках для яиц – в подарок новоприбывшим». Одежда, личные вещи – из всего извлекалась выгода.
Как пишет Ян Томаш Гросс в своей книге «Золотая жатва», поляки «занимались хозяйственной деятельностью с того момента, когда вагоны, полные привезенных на казнь людей, останавливались на станции». Измученные долгой дорогой, невыносимой духотой, жаждой и голодом люди вынуждены были на последние средства втридорога покупать у стекавшихся к вагонам местных крестьян воду и продовольствие. К радости нацистских конвоиров, согласие которых на эту бесчеловечную деятельность покупалось самогоном или лаской местных девушек. Активно торговали поляки и с персоналом нацистских лагерей, предлагая им водку, еду и даже сексуальные услуги.
Искали, чем поживиться от евреев и после их смерти, многочисленные «копатели» («дантисты», «канадари») – представители местного польского населения вблизи лагерей смерти, которые буквально раскапывали места массового убийства ради золотых зубов в человеческих черепах. Причем происходило это не только в годы войны, но и уже после нее.
«На раскопке этой территории – каких-нибудь двух квадратных километров – должны были работать тысячи людей, потому что объем вырытых ям колоссален», — писали об увиденном в Треблинке в сентябре 1945 года Михал Калембасяк и Кароль Огродовчик.
В результате всей этой деятельности целые польские поселения становились похожими на «Европу, перенесенную в этот захудалый уголок Подлясья», как писал об этом один из местных жителей недалеко от Треблинки. «Польское Эльдорадо», — как потом напишет в своей книге исследователь нацистских преступлений Рахела Ауэрбах.
* * *
Бесчинства продолжались и в послевоенное время. В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 в Польше продолжали совершаться массовые убийства евреев.
Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, а жертвами были вернувшиеся «домой» из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе сообщалось, что это были либо нападения вследствие распространения слухов (кровавый навет) об убийстве польского ребенка (Люблин, Жешув, Тарнов, Сосновичи), либо насильственный шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности, либо убийства с целью грабежа. Также это были убийства, не сопровождавшиеся извлечением экономической выгоды, но в большинстве случаев совершаемые путем бросания гранат в еврейские убежища.
Самым крупным стало происшествие в Кракове, где 11 августа 1945 года произошел погром, начавшийся с метания камней в синагогу, а затем переросший в нападения на дома и общежития, где жили евреи. В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди которых были дети и беременные женщины.
* * *
Справедливости ради стоит отметить, что по оценкам исследователей, до 350 тысяч поляков (из более чем 34 млн!) принимали участие в спасении евреев. Из них, как минимум, 5 тысяч поляков, спасавших евреев или помогавших им, были за эту деятельность нацистами казнены. По состоянию на 1 января 2018 года 6863 жителя Польши за помощь евреям признаны израильским Международным институтом по изучению истории Холокоста Яд ва-Шем Праведниками народов мира.
Так неужели же даже память об этих честных и благородных людях – подлинных героях польского народа, не запятнавших себя сотрудничеством с нацистами, убийством и грабежом евреев, не побуждает Польшу сохранить истинную историю Второй мировой войны для своих потомков?

http://www.isrageo.com/2019/02/16/polya295/

Двойные стандарты исторического ревизионизмаФото: Getty Images.
Двойные стандарты исторического ревизионизма.
Точно так же, как мы не прославляем апологетов расизма, не должны мы чествовать и зловещего антисемита Генри Форда.
Представьте себе, что некий американский город из года в год чествовал бы известного бизнесмена, занимавшегося распространением и публикацией газет и книг, пропагандирующих откровенный расизм и расовую дискриминацию чернокожих. Человека, чья фотография висела в кабинете "Великого Мудреца" (главы) Ку-клукс-клана, с гордостью подчеркивавшего, что именно этот человек вдохновил его на убийства американцев африканского происхождения.
Представьте себе, что по всему городу были бы установлены статуи и развешены фотографии, увековечивающие этапы жизни этого зловещего фанатика. Представьте себе, наконец, культурный центр, названный в его честь и американских исполнителей африканского происхождения, вынужденных, чтобы выступить в этом городе, переступать порог здания, носящего имя расиста.
О, не сомневаюсь, реакция в таком случае была бы незамедлительной и бескомпромиссной. Немедленно прекратить всякое прославление отвратительного расиста, удалить его статуи и картины с его изображением и относиться к нему как к парии, несмотря на все его заслуги и достижения.
Однако же, именно такого фанатичного расиста и чествует нынче город Дирборн в штате Мичиган. И никто не требует, чтобы изображения злодея были удалены, а его презренная история и отвратительная идеология стали бы достоянием широкой гласности. Речь о Генри Форде, основателе Ford Motor Company.

Image with no description
Генри Форд. Фото: Getty Images.
Форд посвятил свою жизнь двум увлечениям: созданию автомобилей и демонизации евреев. Когда Гитлер сказал: "Я считаю Генри Форда своим вдохновителем", он, отнюдь, не подразумевал производство автомобилей. Он имел в виду антисемитскую идеологию Форда, приведшую к геноциду миллионов евреев. Большая фотография Форда висела в кабинете Гитлера. Периодическое еженедельное издание Форда - The Dearborn Independent, распространявшееся по всей территории США, более того, по всему миру, являлось лишь слегка смягченной версией нацистской газеты Der Stürmer.
Недаром Гитлер полагал, что популярность антисемитской агитации, распространяемой Фордом в Америке, в итоге побудит американских граждан поддержать и его антисемитскую политику в Германии и завоеванной Европе. К счастью, он оказался неправ.
В преддверии Второй мировой войны в США действительно существовали антисемитские настроения, в поддержку которых высказывались такие люди, как проповедник Чарльз Кофлин и до некоторой степени американский летчик Чарльз Линдберг. Однако с того момента, когда на Перл-Харбор было совершено нападение, и США объявили войну как Японии, так и Германии, поддержка антисемитизма, за который столь рьяно ратовал Генри Форд, иссякла.
Сам Форд, тем не менее, никогда не менял своих опасных взглядов.
Книга Форда "Международное еврейство" стала бестселлером во многих частях мира и была названа в ходе судебных процессов в Нюрнберге одним из произведений, превратившим немало немцев и австрийцев в антисемитски настроенных национал-социалистов и их сторонников. Вне всякого сомнения, Форд был наиболее влиятельным антисемитом первой четверти 20-го века, да и после того.
Тем не менее, по данным New York Times, в Дирборне "именем Форда украшено буквально все: от культурного центра до крышек люков". При этом, как написал историк из Дирборна Билл Макгроу, "атаки Форда на евреев были распространены по всему миру и до, и после Второй мировой войны но, что настораживает еще больше, они оказывают влияние и на нынешних неонацистов".
"Вместе с тем, - продолжает The New York Times, - г-н Макгроу включил в свое исследование и материал о том, как потомки г-на Форда последовательно поддерживали еврейские благотворительные и культурные организации…"
Безусловно, этих потомков следует похвалить за их собственный вклад, а не осуждать за грехи их предка. Тем не менее, сказать жителям Дирборна и всему миру правду о Генри Форде тоже необходимо.
Генри Форд остается любимым сыном Дирборна, и многие здания там носят имя промышленника. В Дирборне вообще трудно не наткнуться на имя Форда. И все это вместе увековечивают глубоко порочное наследие злобного фанатика. Поскольку слишком много получается почитания Генри Форда и слишком мало сопутствующей информации о его ужасном влиянии на распространение пропаганды антисемитизма и нацизма.
Нет, я вовсе не из тех, кто ратует за уничтожение или удаление статуй или других исторических произведений искусства. Вместе с тем, я глубоко убежден, что все эти изображения должны были бы сопровождаться сегодня описаниями злодеяний, совершенных теми, кто на них изображен.
Удаление же имени Форда из названия Общинного и культурного центра Дирборна поднимает несколько иную, тонкую и более сложную проблему. В выборе названия для такого центра нет никакого искусства, это лишь дань уважения. Но заслуживает ли Генри Форд подобной чести?
Вопрос, который должны были бы задать себе добрые люди Дирборна, звучит так: "что бы вы сделали, если бы центр был назван в честь Джефферсона Дэвиса (первого и единственного президента Конфедеративных Штатов Америки во время гражданской войны)?"
И если ваш ответ состоит в том, что вы бы удалили имя Дэвиса, вам тем более следует удалить и имя Форда. Поскольку не может быть различия в отношении к фанатичным настроениям против чернокожих, гомосексуалистов или женщин и против евреев.
Алан М. Дершовиц, Институт Гэйтстоуна
Перевод Александра Непомнящего

http://mnenia.zahav.ru/Articles/11460/dvoinie_standarti_isto...

СМИ: Как в ГДР защищали убийц Освенцима. В немецком таблоиде Die Welt опубликована статья об особенностях расследования преступлений Холокоста восточногерманской разведкой «Штази»

Марк Штоде,
Мемориал ХолокостаМемориал ХолокостаFlash 90.
В немецком таблоиде Die Welt опубликована статья об особенностях расследования преступлений Холокоста восточногерманской разведкой «Штази».
В публикации опровергается миф о том, что в бывшем ГДР преступления Холокоста прорабатывали интенсивнее, нежели в ФРГ. Но на самом деле все было наоборот - пишет журналист Свен Феликс Келлерхофф. По его сведениям, уголовное преследование в социалистической Германии было еще более небрежным.
Автор статьи приводит один документ, а именно «расписку о принятии обязательств», которую 22 ноября 1944 года подписал 37-летний доброволец войск СС в Освенциме Пауль Ридель. В одном из пунктов этой расписки говорилось: «Обязуюсь хранить молчание, в том числе перед своими товарищами, обо всех мерах, осуществляемых в ходе эвакуации евреев". Ее 3-й пункт требовал от подписанта необходимости использования всех своих личностных качеств и работоспособности для «быстрого и беспрепятственного осуществления этих мер» - имеется в виду уничтожение евреев.
Такое обязательство подписали многие служившие в Освенциме эсэсовцы. Так, наряду с Риделем среди них были Август Билеш и Оскар Зибенайхер.
«Именно в мае и июне немецкий лагерь смерти достиг своей наибольшей и жесточайшей «эффективности»: в период с 18 мая по 11 июля 1944 года СС депортировали в Освенцим 437 тысяч венгерских евреев, из которых минимум 320 тысяч, но вероятнее 370 тысяч, были сразу же по прибытии убиты в газовых камерах», - говорится в статье.
После 1945 года Ридель, Билеш и Зибенайхер жили в ГДР. Несмотря на то, что против всех троих вел следствие девятый отдел министерства госбезопасности, отвечавший в диктатуре СЕПГ (Социалистической единой партии Германии) за расследование преступлений нацистского режима, все трое остались безнаказанными. В частности, Билеш избежал наказания, предположительно, потому, что обязался шпионить на Штази.
В ГДР «единственным критерием, который играл решающее значение в вопросах обвинения, было то, был ли преступник готов безоговорочно подчиниться коммунистическому притязанию на власть. У того, кто это делал, были хорошие шансы остаться безнаказанным», - подчеркивает журналист.
«Правда, в некоторых случаях преступления были настолько жестокими, что их не могло игнорировать и Штази. Например, в случае с Гансом Анхальтом. После 1945 года он спокойно жил в Тюрингии и работал трактористом. Лишь в 1951 году власти ГДР впервые узнали о том, что, будучи солдатом СС, в Освенциме Анхальт «выбивал заключенным золотые зубы». Однако в течение 10 лет не происходило ничего…, а Министерство госбезопасности активизировалось... только в октябре 1961 года», - пишет далее Келлерхофф.
«Во время моей службы в концлагере Освенцим я вообще не совершал преступлений, - заявил Анхальт на допросе 21 августа 1963 года. - По крайней мере, я не считаю расстрел, убийство, избиение и издевательства над заключенными концлагеря Освенцим преступлениями».
«При этом против Анхальта не было публичного судопроизводства, к пожизненному заключению его приговорили в рамках процесса, проходившего в условиях конфиденциальности. Почему? ГДР в это время вела масштабную пропаганду против якобы все еще фашистской ФРГ - тот факт, что преступники Освенцима имелись и на востоке, не пришелся бы кстати для СЕПГ», - поясняет автор статьи.
«В ГДР в период с 7 октября 1949 года по 3 октября 1990 года, по данным [историка Генри] Ляйде, в общей сложности было вынесено только 15 приговоров преступникам Освенцима. В двух случаях были приняты и приведены в исполнение решения о смертной казни, трое приговоренных к пожизненному заключению убийц концлагеря умерли в тюрьме. Оставшиеся десять были помилованы. Для сравнения: в одном лишь Франкфурте в период с 1963 по 1981 год в рамках пяти процессов к длительному либо пожизненному заключению были приговорены 23 преступника Освенцима», - указывает издание.

https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/207359

История накажет строго

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Иван Демьянюк в израильском суде. Фото: Wikipedia / Общественное достояние.
Коварный вирус исторического мифотворчества не обошел стороной и людей, самонадеянно объявивших себя украинской политической элитой
Михаил ФРЕНКЕЛЬ, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" в Киеве.
Господа!
Если к правде святой
Мир дорогу
найти не сумеет —
Честь безумцу,
который навеет
Человечеству сон золотой!
Эти знаменитые строки Беранже сегодня, как и много лет назад, отображают надежду немалого числа людей на то, что с помощью «золотого сна» мифов можно найти дорогу в светлое будущее.
Энциклопедия гласит: «Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях».
Кстати, о языческих богах. Даже мифы об этих полностью придуманных людьми персонажах имеют «двойное дно». Все мы в школе изучали древнегреческие мифы. И помнится, нам с одноклассниками самым красивым и романтичным казался рассказ о том, как ранним утром в свете зарождающейся зари на берег из пены морской легкой походкой вышла родившаяся в волнах богиня любви Афродита. Ах, вздыхали наши девочки, какая прекрасная светлая легенда!
Но каково было мое удивление, когда уже взрослым я узнал, что нам, ребятне, рассказали только романтическую часть этого мифа. И стало понятно почему — ведь полная его версия, сочиненная любившими воспевать эрос древними греками, дает более прозаический рассказ о рождении красавицы Афродиты. Однажды Зевс, главный бог Олимпа, сидел на берегу моря, и пребывая в некоем раздумье, принялся мастурбировать. Миф не сообщает, почему имея возможность овладеть практически любой богиней или земной женщиной, Громовержец решил заняться «самообладанием». Легенда лишь повествует, что в результате процесса семя Зевса попало в морские волны, и там в их пучине и родилась дочь верховного божества.
Как видим, разные версии даже полностью выдуманных мифов рассчитаны соответственно на разные категории граждан. Что же говорить о мифах, в которых упоминаются реальные люди и события? Естественно, что в перевирающих правду мифах о них рассказывается в нужном для сочинителя русле.
И здесь от древних сказаний, населенных нежными красавицами и мужественными героями, мы переходим к мифам последующих столетий, которые уже спровоцировали две мировые войны и постоянно рождают все новые и новые конфликты. Политические и лжеисторические мифы, сочиненные расистами и радикальными националистами, имели самые страшные последствия.
В тридцатые годы прошлого века в Германии была опубликована книга главного расового идеолога Третьего рейха Альфреда Розенберга. Она имела символическое название «Миф ХХ века». Все существовавшие в то время идеологии нацистский «философ» объявлял мифами. Реальностью называл лишь одно — превосходство представителей «арийской» расы над всеми остальными людьми. Само собой, данный опус не выдерживал никакой научной критики. И даже ненаучной. Один из нацистских главарей Альберт Шпеер вспоминал, что как-то во время застольной беседы Гитлер назвал этот труд своего сподвижника «малопонятным бредом, написанным самоуверенным прибалтом». Тем не менее, опираясь, кроме всего прочего, и на эту расистскую писанину, нацисты вершили свою человеконенавистническую политику, в том числе и «окончательное решение еврейского вопроса».
И вот что интересно. В 1919 году, раздумывая, куда бы направить свои стопы, прибалтийский немец Альфред Розенберг поначалу решил вступить в… партию большевиков. И это ему почти удалось, но в последний момент он чем-то не понравился видному партийцу Михаилу Фрунзе. Ничего не скажешь — хорошая интуиция оказалась у товарища Фрунзе. Хотя, конечно, практика тоталитарных идеологий настолько похожа, что Розенберг, вступи он тогда в большевистские ряды, вполне мог бы стать и коммунистическим идеологом. Таким мерзавцам, как он, было все равно где делать карьеру.
К сказанному только остается добавить, что автор человеконенавистнической расовой теории Альфред Розенберг был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала в 1946 году. И это уже не миф, а чистая правда…
Увы, опасное для всего мира мифотворчество продолжается и сегодня. Одним из главных его проявлений является идеология нынешней российской власти. Еще советские учебники по истории утверждали, что Московия, а затем Российская империя никогда никого не завоевывала и не захватывала, а только упорно «собирала земли» — все началось якобы с Ивана Даниловича по прозвищу Калита. Он, как утверждалось в школьном учебнике, долго и тщательно «собирал земли», и первым из московских князей получил от золотоордынского хана разрешение на управление всеми русскими землями. Но это было мифом, враньем — на самом деле первым из московских князей эту «должность» получил старший брат Калиты князь Юрий Данилович, который ничего не собирал, а просто был женат на сестре хана Золотой орды, то есть на родной пра-пра-правнучке Чингисхана.
Ну а дальше «собирание» пошло по восходящей — не брезговали никакими методами. И поэтому в тех же учебниках испанские конкистадоры Писарро и Кортес значились жестокими колонизаторами, а Ермак, истребивший несколько северных народов — «собирателем земель». А нынешние раздающиеся из белокаменной рассуждения о «русском мире» — не что иное как выраженная в завуалированном виде главная формула российской идеологии: «Два Рима пали, Третий Рим — Москва, а четвертому не бывать». Уже в то время, когда эта формула была провозглашена, она являлась мифом. Им же оставалась даже в годы наибольшего могущества Российской империи. А ныне мимикрирует под «русский мир». Однако агрессивная направленность на «собирание» никуда не делась, и это засвидетельствовали аннексия Крыма и события на Донбассе. Каковы дальнейшие планы российской верхушки, можно только догадываться. Но догадки эти тревожат весь мир…
Увы, коварный вирус исторического мифотворчества не обошел стороной и людей, самонадеянно объявивших себя украинской политической элитой. Хотя до элиты в высоком понятии этого определения им так же далеко, как пригорку до Эвереста. И началось это не сегодня.
Вспоминаю смешной эпизод на заре моей журналистской работы. В то время как на футбольные матчи ходило в основном начальство, меня как самого молодого послали в Золотоношу освещать чемпионат Украины по гиревому спорту. Ну это было совершенно любительское мероприятие — комбайнеры, трактористы, здоровые хлопцы, любят железо потягать. Я быстро сделал материал, сдал. Тут завотделом возвращается минут через 15, мнется, смотрит исподлобья и говорит:
«Слушай, Миша, я ж не антисемит».
А редактор и ответственный глянули и говорят:
«Что же это? Только его взяли, а он уже евреев своих тянет!».
Я говорю:
«Каких евреев?!»
«Ну вот чемпиона зовут Иван Пикинер».
— А если он стал чемпионом, что я могу сделать? — ответил я. — Но дело не в этом, а в том, что Пикинер — это самая что ни на есть настоящая козацкая фамилия! Потому что ударной силой козацкого войска были не всадники с саблями наголо, как это показывают в кино, а пешие воины, вооруженные длинными пиками, вот их и называли пикинерами.
Материал напечатали.
К слову, о козаках. Украинским школьникам и сегодня не рассказывают, что первые победы войска Богдана Хмельницкого над польской шляхтой во многом были достигнуты благодаря воинскому таланту татарского воеводы Тугай-бея. А когда под Берестечком он был смертельно ранен и татары повернули вспять, козацкое войско потерпело сокрушительное поражение. Но это так — отдельные факты, главная проблема в другом.
После обретения Украиной независимости очень многие вовремя сняли значок КПСС, сменив его на сине-желтый. Характерная история. Мои друзья, учившиеся на филфаке КГУ, в годы перестройки стали выпускать самиздатовский литературный журнал. Парторг факультета, заместитель декана донес на них в КГБ — к счастью, времена были уже не сталинские, к тому же никакой так называемой антисоветчины там не обнаружилось, так что ребят не исключили, тем более не арестовали.
А у человека, на них донесшего, тоже все сложилось — он стал щирым украинским патриотом, директором Института украинознавства, академиком. Каяться при этом и не думал. И люди, преподававшие в начале нынешнего века в черносотенной антисемитской МАУП, еще недавно работавшие в ЦК комсомола — люди, которых я лично знал — тоже легко сменили идеологию, как грязные носки.
Любому человеку, как и любому народу в целом, не свойственно искать причины своих бед в себе — это не украинский феномен.
Известны слова Шарля де Голля о том, что синагога дала больше бойцов Сопротивления, чем церковь — многие французы не спешили воевать с нацистами. Но когда пришли союзники, то французские обыватели, еще вчера мирно уживавшиеся с оккупантами, стали выволакивать на площади женщин, которые сожительствовали с немцами, стричь их наголо, раздевать донага и водить по улицам. Так происходило и в Голландии, и в других странах — это очень простой способ продемонстрировать свой патриотизм.
В этом смысле украинские обыватели не лучше и не хуже других, плохо лишь то, что таким настроениям подвержена и уже упомянутая так называемая элита. Она не просто не хочет знать подлинную историю своего народа, а принципиально ее отторгает.
Вспомните развернувшуюся в 2000-е годы кампанию в прессе по защите бывшего охранника Майданека и Собибора, а тогда американского автомеханика Ивана Демьянюка. Еще в 1980-х он был экстрадирован в Израиль, но несмотря на то, что 18 свидетелей опознали в нем жестокого лагерного садиста «Ивана Грозного», суд счел доказательства недостаточными и освободил обвиняемого, подчеркнув, что сам факт его службы охранником в концлагере не вызывает сомнений. На некоторое время о нем забыли, но в 2009-м прокуратура Мюнхена выдала международный ордер на арест Демьянюка по обвинению в пособничестве убийству 29 тысяч евреев в лагере смерти Собибор. В том же году депутаты облсовета Львова назвали преследование Демьянюка международным заговором и обратились к президенту Украины с просьбой защитить соплеменника.
О каких рефлексиях мы говорим? И речь ведь идет не о борце за независимость Украины, а о советском солдате, попавшем в плен и ставшем нацистским надзирателем.
Со временем ситуация усугубилась, и то, что делают сейчас украинские власти в сфере исторической памяти — это, словами Антуана де ла Мерта, хуже, чем преступление, это ошибка.
Оправдывать проведение марша памяти бойцов дивизии СС «Галичина» во Львове тем, что об этой дивизии не упоминалось на Нюрнбергском процессе — это или лицемерие, или наивность. Вопрос об иностранных формированиях СС там вообще не поднимался — ни о русских, которых было значительно больше, чем украинских, ни о голландских, французских, датских или норвежских. И что? Можно представить, чтобы в Гааге прошел марш в честь дивизии СС «Недерланд»? Или что в Копенгагене почтили память бойцов корпуса СС «Данмарк»?
Люди добрые, как же так? Ведь дивизия СС «Галичина» под немецким командованием воевала за режим, который уничтожил, по самым скромным оценкам, три с половиной миллиона мирного украинского населения и стер с лица земли 700 украинских городов и 2800 сел — но это, видимо, не смущает сторонников подобных маршей.
В минувшем году у меня вышла ироничная фантастическая повесть «Так говорил Клецельбоцель», где поднимается проблема исторического мифа, который управляет настоящим и творит будущее.
Есть точка зрения, что на этапе становления государства без мифа никак не обойтись. Ее апологетом в моей повести выступает летописец Серун Правдивый. Этот персонаж во многом списан мной с реального субъекта, который в советские времена постоянно приносил в нашу газету статьи с обильными цитатами из выступлений компартийных вождей, а в годы независимости стал активнейшим петлюролюбом.
А у меня есть твердое мнение, что миф нужен лишь империи или тоталитарному режиму, а демократическая страна в нем не нуждается. Давайте не будем брать Россию в пример.
Конечно, мифы тоже бывают разными. Если при советской власти история была черно-белой и все петлюровцы и бойцы УПА считались бандитами, то сейчас нам предлагают всех их считать героями. Неправда и то, и другое. В законе, принятом в 2015 году, устанавливается ответственность (правда, не расшифровывается какая именно) для лиц, публично проявляющих пренебрежительное отношение к борцам за независимость Украины в ХХ веке.
Для меня это личная история. Я — сын девочки, которая в четырехлетнем возрасте пережила страшный погром в Проскурове и чудом выжила. Моя будущая мама со старшей сестрой играли во дворе, куда, размахивая саблей, вбежал петлюровец, но будучи сильно пьян, поскользнулся и упал. А две маленькие девочки убежали и спрятались в деревянном сортире, где в зимнюю стужу простояли всю ночь. Им повезло, но полутора тысячам других евреев повезло гораздо меньше — их вырезали не безымянные бандиты, а элитарное подразделение регулярной армии УНР под командованием полковника Семесенко. Являлись ли они борцами за независимость Украины? Возможно. Но имею я право относиться к ним «пренебрежительно» или нет?..
Вскоре на экраны выйдет полнометражный художественный фильм о Симоне Петлюре, где убивший его Самуил Шварцбард представлен агентом ГПУ. Сразу оговорюсь, что не считаю Петлюру антисемитом, но творить из него святого — тоже большой перебор. Как и лепить тайного агента советских спецслужб из анархиста Шварцбарда. Накануне покушения он не придумал ничего лучшего, чем заявиться в парижское кафе и просить благословения на убийство Петлюры у Нестора Махно, который сидел там с женой и целой группой соратников, среди которых запросто мог быть агент полиции. Хорош «тайный киллер», не правда ли?
Я уж не говорю о том, что «патриотов» с избирательной памятью не смущает, что нынешние польские националисты, считая Бандеру палачом, обожают при этом Верховного атамана УНР. Ведь не кто иной как Петлюра по договору 1920 года отдал Польше всю Западную Украину, принадлежавшую ранее Австро-Венгерской империи. Это «пренебрежительная» оценка его деятельности или все-таки исторический факт?
Не стыдно признать исторические ошибки. Напротив — стыдно не делать из них выводы. В середине 1990-х я дважды брал интервью у Евгена Стахива — в годы войны лидера подполья ОУН на Донбассе. Он откровенно признавался, что к 1943 году руководство ОУН осознало, что их радикальные идеи на всей территории Украины не работают. Он свидетельствовал, что изменение политики ОУН на Большом чрезвычайном сборе 1943 года произошло после того, как стало понятно, что расчет на немцев не оправдался — поэтому была сделана ставка на англо-американских союзников, которые на сотрудничество с расистами и антисемитами не пошли бы.
И здесь хотелось бы сказать следующее. Считается, что есть два вида ксенофобии вообще и антисемитизма в частности — бытовой и государственный. На самом деле существует еще и третий вид — политический. Это антисемитизм политических сил, которые не находятся при власти — поэтому их антисемитизм не государственный, но с его помощью, намеренно разжигая в обществе антисемитские настроения, они эту власть обрести хотят.
Примеров в Украине, к сожалению, достаточно. Наши депутаты, политики, выступая в Верховной Раде или на телешоу, часто любят повторять:
«У нас такий великий, такий розумний народ!».
А на самом деле они считают свой народ конченым антисемитским быдлом — ведь именно потому в грязных политических играх для дискредитации оппонента так часто используются «разоблачения» в якобы скрытом еврействе. Казалось бы, какая разница — если люди не предубеждены по национальному вопросу — кем была чья-то бабушка? Началось это еще в середине 90-х, когда политические противники Медведчука оплатили книжечку некоему литератору, который написал, что Медведчук — скорее всего еврей, потому что его маму звали Фаина (хотя это имя широко распространено, например, среди тюркских народов — Фаина, Наина…).
Потом политические противники Тимошенко проплатили новую книженцию, где было написано, что ее дедушка носил фамилию Капительман. Когда нужно было уесть Яценюка, снова придумали, что он — еврей, наверное, потому что в очках. Затем появился этот фейк, что Порошенко — не Порошенко вовсе, а самый настоящий Вальцман!
И сейчас мы наблюдаем два противоположных процесса — антисемитизма бытового, обывательского становится меньше, но политический антисемитизм, наоборот, разжигается. Как грибы после дождя, стали появляться провокации разного рода. Вот в США пришел к власти Трамп, весь такой произраильский, и тут же в Украине синхронно — «вдруг» всплеск политического антисемитизма… Например, есть в Каневе провинциальная газетка «Час пик» и она на Великдень выходит с шапкой: «Вовком хай завиють москалі, хай жиди заверещать як свині, нині свято на моїй землі, Пасха йде по Україні!». Тут по зубам надо давать в правовом смысле, а у нас правоохранительные органы отмалчиваются. А потом удивляются, чего это «заверещали американские жиды» — я имею в виду письмо 56 конгрессменов…
Вот почему и явно антисемитские статьи в провинциальных газетах, и прославляющие Гитлера посты в фейсбуке одинаково требуют жесткой реакции. Вспоминаю в связи с этим персонажа культового фильма «Место встречи изменить нельзя» капитана Жеглова, который говорил, что криминальная ситуация в стране характеризуется не количеством преступников, а умением власти с этими преступниками бороться.
То же самое можно сказать и о ксенофобии. С ней не борются, если не считать борьбой отписки и отговорки об отсутствии состава преступления. Когда глава киевской полиции заявляет, что в ромском таборе просто сжигали мусор, а на следующий день появляется видео, на котором видно, как за женщинами и детьми гоняются радикалы с газовыми баллончиками — мы понимаем, что это погром. Не еврейский, но какая разница?
Вполне доверяю словам главы СБУ Василия Грицака о том, что среди инициаторов и исполнителей подобных акций есть российские агенты. И понятно, что в атмосфере войны активизируются разные радикальные элементы, но… Но с преступниками надо бороться, кем бы они ни были — отечественными отморозками или агентами ФСБ.

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Марш памяти бойцов дивизии СС «Галичина» во Львове

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Альфред Розенберг.
Замечательный ученый-историк Василий Ключевский утверждал:
«История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».
И нужно помнить, что среди тех, кого история сурово наказывала, было великое множество сочинителей опасных исторических мифов. Судьба Альфреда Розенберга тому пример.

http://www.isrageo.com/2019/02/15/istna287/

Возвращение из Ирака.

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Мемориал памяти девяти казненных евреев в Ор-Иегуде. Фото: אבישי טייכר, Avi1111 | Википедия.
1 февраля в Центре наследия евреев из Вавилона (так в еврейской традиции принято обозначать территорию, на которой сейчас находится Ирак. – Прим. ред.) состоялась церемония памяти девяти человек, казненных 27 января 1969 года в Багдаде и Басре.
Петр ЛЮКИМСОН.
— Это одно из самых драматических событий в новейшей истории нашего народа, — сказал, выступая перед участниками церемонии, историк Нисим Казаз. — По указанию тогдашнего вице-президента Ирака Саддама Хусейна казнь превратили в настоящий "фестиваль смерти". Восемь виселиц на расстоянии в 70 метров друг от друга были установлены на площади Тахрир, в самом центре Багдада. Еще одну установили на центральной площади Басры. По радио сообщили, что на площадях будут казнены "израильские шпионы", и призвали население прийти посмотреть на "торжество справедливости". На площадь также согнали тысячи студентов и школьников.
По словам доктора Казаза, целью казни было приучить народ к волне репрессий, которые готовилась развернуть по всей стране правящая партия "Баас". От этих репрессий пострадало все население Ирака, но в 1968-1974 гг. на волне ненависти к Израилю главной мишенью кампании были евреи.
Достаточно сказать, что еще в 1968 году по обвинению в шпионаже в пользу Израиля были казнены четверо наших соплеменников, а в последующие годы такая же участь постигла еще 52 иракских еврея, тысячи были арестованы, сотни до сих пор числятся пропавшими без вести.
— До недавнего времени израильская наука уделяла не так много внимания истории евреев из арабских стран. Лишь недавно эта тема вернулась в общественный дискурс, и стало понятно, что преследования евреев в том же Ираке или Египте не менее трагичны, чем те, что перенесли их соплеменники в бывшем СССР, — считает доктор Казаз.
— В нашей семье то давнее событие обходили молчанием, — рассказывает Ницан Хадад, чей двоюродный брат, 21-летний Дауд Ядгар был казнен 50 лет назад на площади Тахрир. — Я знал, что пока в Багдаде шел судебный процесс, вся наша семья не отходила от радиоприемника. За день до казни к нам приехали сотрудники МИДа и попросили воздержаться от общения с журналистами, дабы не навредить оставшимся в Ираке родственникам. Они также сказали, что делают все ради спасения приговоренных.
Наша семья репатриировалась из Ирака в 1951 году, но семья тетки осталась там — ее муж был банкиром, считался очень влиятельным человеком и был убежден, что с ними ничего плохого случиться не может. В 1968 году в дом тети пришли солдаты. Они спросили, где ее старший сын, и тетя ответила, что он учится в Лондоне. Тогда они спросили, кто находится в доме. Дома на тот момент был только Дауд, и они арестовали его. То есть им было абсолютно все равно, кого арестовывать!
В январе 1969 года тетя, благодаря своим связям, добилась аудиенции у Саддама Хусейна и поехала в Багдад. Во дворце ее сначала встретила жена Саддама, очень тепло с ней поговорила, потом явился сам Хусейн и пригласил в кабинет. На его столе тетка увидела указ о смертной казни с резолюцией "привести в исполнение", — хотя суда еще не было. Но Хусейн заверил тетю, что Дауд будет помилован. "Иди домой, мать! — сказал он. — Скоро сын к тебе вернется".
На следующий день тетя взяла такси и отправилась домой в Басру. По дороге она услышала по радио ликующие крики и спросила у водителя, что происходит. "На площади Тахрир казнят израильских шпионов, вот народ и радуется!" — ответил он. Тетя попросила проехать к площади — и увидела Дауда висящим в петле. Только в 1971 году ей удалось с помощью курдов бежать из страны.

О том, как их родственники встречались с Саддамом Хусейном, рассказывали и некоторые другие участники церемонии.
— Моего отца Меира Абду арестовали в 1968 году, — вспоминает Лидия Шушан-Абда. — Мне тогда было 14 лет. Отец занимался экспортом меда и импортом одежды. Я хорошо помню, как к нам в дом пришли двое в штатском и двое в форме. Один из военных оглядел дом и сказал: "Хорошо же вы у нас тут живете, когда в Палестине израильтяне убивают беженцев". Они сказали отцу, что он должен пойти с ними в полицейский участок и ответить "на пару вопросов". Мать стала умолять не забирать отца, потом попыталась дать ему с собой узелок с едой, мылом и зубной пастой, но они не разрешили.
Когда стало известно, что отец в Багдадской тюрьме, мать направилась в столицу и добилась встречи с Саддамом Хусейном. На встречу она оделась, как мусульманка. В доме Хусейна она сначала встретилась с его женой и матерью, потом он и сам вышел в галабие. "Кто ты?" — спросил Хусейн. "Я исповедую религию Мусы", — ответила мать. Когда она назвала себя, Хусейн ответил, что проверяет дело отца и там есть, о чем говорить. В итоге отец был приговорен к 4.5 годам тюрьмы.
Это было счастье! Но все последующие годы мы жили в постоянном страхе перед погромом, опасались выходить на улицу, почти не открывали жалюзи, я боялась ходить в школу. Выехать из страны в то время было нельзя, но многие бежали через Курдистан с помощью курдских проводников. В 1974 году оставшимся евреям было разрешено уехать, и почти все воспользовались этой возможностью. Насколько я знаю, после этого в Ираке осталось около 400 евреев.
Случай с Меиром Абдой — единственный известный, когда обращение к Саддаму Хусейну в чем-то помогло. Для большинства евреев Ирака те годы стали самыми черными в жизни.
Слушая их рассказы, невольно думаешь о том, насколько похожи судьбы евреев разных общин мира. Обвинения в шпионаже, расстрелы за экономические преступления, запрет на выезд — разве не прошли через все это и наши родители?! Сегодня это уже история. Но, возможно, далеко не все еврейские общины извлекли из нее уроки.
Кстати, фотовыставка, открывшаяся 1 февраля в Центре наследия выходцев из Вавилона, называлась "На исходе галута: 50 лет со дня смертной казни невинных". Но кто сказал, что галут закончился?..

http://www.isrageo.com/2019/02/16/9kazn/

Сара-Бейла Надя ЛИПЕС. Погромный век, погромные сердца…
Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Братская могила жертв погрома. Фото: Wikipedia / ЯдвигаВереск.
Проскуровский погром, который многие так хотят забыть.
Сто лет назад в городе Проскуров случился погром. Длился он три дня, но основная масса людей была убита в шаббат, 15 февраля.
Нечто вроде литературного произведения написал по этому поводу Анри Барбюс («Пока мы праздновали мир»).
Кроме него тема никого не заинтересовала.
И мир забыл и Проскуровский погром, и многие другие.
Давайте вспомним и напомним окружающим, что когда то давно в одном небольшом украинском городе убивали евреев только за то, что они евреи.
За 22 года до того, как это случилось ещё раз.
Антисемитизм без границ (История) (8 статей)
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Проскуровский погром — еврейский погром, произошедший в феврале 1919 года в городе Проскурове (сейчас Хмельницкий, Украина).
Погром произошёл в субботу, 15 февраля, в течение суток после провала большевистского восстания. Командир Запорожской казачьей бригады Иван Семесенко смог подавить восстание. Он обвинил евреев в симпатиях к большевикам.
После крупной пьянки гайдамаки Семесенко напали на дома евреев в шаббат. Применялось в основном холодное оружие — штыки и сабли, реже огнестрельное и ручные гранаты, а также подручные предметы. Среди евреев было много погибших и раненных. Также гайдамаки зарубили пытавшегося образумить их священника Климентия Васильевича Качуровского, который, однако, успел спрятать еврейских детей от расправы. Один из казацких сотников отказался позволить своим людям резать безоружных и был со своей сотней выслан за город. Также атаман пригрозил расстрелом казаку, предлагавшему вместо погрома наложить на евреев контрибуцию и наказал своим подчинённым резать, но не грабить. В погроме принимал активное участие доктор Скорник (иногда Скорняк) с сестрой милосердия и двумя санитарами.
Свидетелем погрома стал член городской квартальной стражи Шенкман, перед большевистским выступлением уведомленный о нём и отговаривавший большевиков от восстания. Сам он уцелел случайно и после погрома организовал перевязку раненных, некоторые его родственники были убиты. На следующий после погромной субботы день насилие и убийства продолжились, но с меньшей интенсивностью. По ошибке подверглись нападению погромщиков и несколько христианских жилищ.
По приблизительному подсчёту уполномоченного Отдела помощи погромленным при РОКК в Украине А.И.Гиллерсона в Проскурове и в его окрестностях было всего убито свыше 1200 человек, кроме этого умерла половина 600 с лишним раненых.
Часто целые семьи полностью оказались зарезаны в своих домах. Некоторых женщин перед убийством мучили.
Гайдамакам было обещано три дня погрома, но из-за больших масштабов их действий уже в воскресенье они были выведены из города и направились в уезд, где, приняв отступные от одного из еврейских местечек, переместились к Фельштину и учинили жестокий и сопровождавшийся грабежами Фельштинский погром (около 600 убитых).
Власти УНР начали расследования в отношении атамана И.Семесенко и проскуровского коменданта Ю.П.Киверчука, оба были отстранены от должности, однако вскоре восстановлены. Семесенко скрылся от следствия, однако позднее был арестован сторонниками Петлюры и казнён.
Во время процесса над С.И.Шварцбурдом, убийцей Петлюры, обвиняемый ссылался на Проскуровский погром как один из мотивов своей мести.
Автор — историк, ведущий специалист в еврейской генеалогии. Желающие связаться с ней для заказа исследований по истории вашего рода могут написать по адресу nadialipes@gmail.com

http://www.isrageo.com/2019/02/15/prosk294/

Ангельские крылышки рижского палача
Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Герберт Цукурс в Тунисе в 1939 году. Фото: Wikipedia / Общественное достояние.
Решение генпрокуратуры Латвии закрыть начатое в 2006 году расследование о причастности латышского летчика Герберта Цукурса к уничтожению мирного еврейского населения, вызвала оторопь у всех, кто хотя бы немного знает о Холокосте на территории этого балтийского государства.
Арик МАЙЗЕЛЬ, Иерусалим.
Я узнал страшную, грязную вещь. Генпрокуратура Латвии фактически оправдала убийцу Цукурса. Нет доказательств. Нет оснований для обвинений. Нельзя полагаться на документы КГБ. Свидетелей тоже нет.
Убийца оправдан. Вместе с этим оправданием попрана честь 70 тысяч жертв. 70 тысяч евреев, жителей Латвии. Соседей, друзей, одноклассников.
Анна Альма Поле спасала у себя дома одноклассника своего сына. Ее убийца оправдан.
Нет, скажете вы, господа оправдатели, это не он, он может и участвовал, да, упоминается в книгах, да в документах тоже, но разве им можно верить? Книгу написал еврей, переживший гетто, не знакомый с ним лично. А документы — это же фальшивка КГБ!
Я верю. Для меня эти воспоминания, свидетельства, хоть и незапротоколированные или без подписи — сильнее любых бумажек, которые рассматривали на этом "суде", цель которого — обелить убийцу. Вернуть стране "героя", легендарного летчика, которым раньше гордились даже те, кого он потом убивал. Гордились, как гордятся своим сыном. Потому что латыш, свой.
История латышей и евреев немного похожа. И те, и другие не имели независимости. Латыши были батраками у немецких и российских господ, а евреи в Российской империи жили в бесправии. В начале ХХ века латыши участвовали в еврейской самообороне, когда царь и его правительство организовывали погромы по всей Российской империи. В Латвии эти погромы не удались. Двое латышей погибли в схватке с казаками, защищая своих соседей.
Тысячи евреев участвовали в завоевании независимости Латвии. В Лиепае и Даугавпилсе стояли памятники евреям-защитникам.
История повторилась и в 90-е, когда еврейская молодежь принимала участие в Атмоде.
На столетие Независимости Латвии мы пришли на площадь Царей Израиля в Тель-Авиве. Здание мэрии было выкрашено в цвета латвийского флага. Было много пожилых людей, некоторые из них — выжившие в Шоа. Кое-кто пришел с детьми. Говорили на идише, на иврите, на латышском. Я почувствовал, как будто я снова в 88-м, у Милды. Они оживленно говорили о своей родине. А когда пришла госпожа посол, они подходили к ней, обнимали и целовали ее.
Мои дети, родившиеся в Израиле, посетили Ригу со своей матерью. Они рассказывали мне, как побывали на Кипсала, а я рассказал им, что дерево, посаженное спасителем евреев Жанисом Липке, стоит у входа в музей Яд ва-Шем. Как будто сам Жанис встречает нас там.
Сегодня цукурсы одержали победу. Им позволили глумиться, измазать дегтем все то, что дорого нам в Латвии. Этим своим вердиктом в "суде" они подписались в своем соучастии в преступлениях Арайса и Цукурса. Они же пытаются и приписать это всем тем, кто нам дорог. И поэтому я прошу, я обращаюсь ко всем, кого знаю, сделайте что-нибудь. Опротестуйте. Надавите. Нельзя так использовать, так насиловать демократию и систему правосудия. Мы не заслуживаем этого. Вы не заслуживаете.

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Герберт Цукурс. Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Торжественная встреча Цукурса в Риге в 1934 году. Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Команда Арайса в 1942 году. Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)

Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Герберт Цукурс с семьей в Бразилии. Фото: Wikipedia / Jezups.
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Герберт Цукурс (Хербертс Цукурс, 17 мая 1900 года, Либава, Курляндская губерния, Российская империя — 23 февраля 1965 года, Монтевидео, Уругвай) — латвийский лётчик, конструктор, журналист. В годы Второй мировой войны — член карательной команды В.Арайса, которая участвовала в массовых убийствах евреев. Убит спецслужбами Израиля 23 февраля 1965 года в Уругвае.
Сын слесаря Яниса Цукурса, который затем стал владельцем механической мастерской, где будущий авиатор практиковался в механике, и его жены Анны Скудре.
В молодости участвовал в борьбе за независимость Латвии, придерживался националистических взглядов. В 1919 году начал службу в латвийской авиации. Однако в 1926 году был в чине старшего лейтенанта уволен из армии за "причастность к террористической деятельности". Работал водителем.
В 1926 году Цукурс сам занялся конструированием летательных аппаратов. Между 1926 и 1934 гг. он разработал и построил планер и три самолета. Одним из них был C-3 с 80-сильным мотором, который Цукурс собрал из двух двигателей "Renault" 1916 года.
Известен своим полётом на самолёте под мостом Военной гавани. В 1933 году Герберт Цукурс совершил полёт в Гамбию. Он покинул Латвию 28 августа 1933 года и, после долгого перелёта по Африке, вернулся 25 мая 1934 года, через 10 дней после установления диктатуры Улманиса, и сразу стал героем. Его восстановили в вооружённых силах Латвии в чине капитана.
Славе пилота способствовали его писательские способности — по возвращении он опубликовал дневник "Мой полёт в Гамбию". В 1937 году написал роман "Между землёй и солнцем", где главный герой — лётчик.
В 1936 Цукурс совершил полёт в Токио, летал в подмандатную Палестину. В 1940 году, после присоединение Прибалтики к СССР, самолёт Цукурса был конфискован новыми властями, поскольку был построен на средства военного министерства.
В июле 1941 года, сразу вслед за захватом Риги немецкими войсками, Цукурс вступил добровольцем сначала во вспомогательную полицию, а потом в карательную команду Арайса, принимавшую участие в массовых убийствах латвийских евреев в Рижском гетто и в Румбуле.
Считается соучастником многих убийств. Некоторые свидетели вспоминали, что Цукурс ездил по гетто на машине, стреляя из пистолета во встречных евреев. По воспоминаниям других свидетелей, в ноябре 1941 года Цукурс, будучи руководителем первого уничтожения жителей Рижского гетто, лично убивал отстающих от колонны стариков и больных. По воспоминаниям, во время расстрела Цукурс отнимал грудных младенцев и, подбрасывая в воздух, стрелял в них.
Незадолго до окончания войны Цукурс покинул Латвию и уехал во Францию. Был арестован британцами, но освобождён, так как не был опознан как преступник. Поселился с женой Милдой и сыновьями Гербертом и Гунаром в Бразилии, где открыл летную школу и экскурсионное бюро.
Конфедерация еврейских общин Рио-де-Жанейро потребовала от властей судить Цукурса. СССР, не имевший дипломатических отношений с Бразилией, сделал запрос через посольство Польши о выдаче Цукурса. Просьбы не были удовлетворены. За взятку Цукурс получил документы о том, что является коренным бразильцем во втором поколении.
Согласно одной из версий, к гибели Цукурса причастны израильские спецслужбы. В середине 60-х годов агентам израильской спецслужбы "Моссад" удалось найти "рижского палача". Они хотели переправить его, как гитлеровского "специалиста по евреям" Эйхмана, в Израиль для суда. Один из агентов прикинулся эсэсовцем и, "предупредив" Цукурса об опасности, посоветовал бежать в Уругвай. Был даже заготовлен ящик — Цукурса собирались усыпить и вывезти. Операция сорвалась в Монтевидео — Цукурс заподозрил что-то неладное. Поэтому "Моссад" решил убить его на месте, что и было сделано 23 февраля 1965 года.
7 марта 1965 года израильская газета "Едиот Ахронот" вышла под заголовком "Цукурс, убийца рижских евреев, похищен и найден убитым в ящике в Уругвае". В этот день об уничтожении Цукурса сообщали и другие газеты в Израиле и в мире — среди них была и газета "Советская Латвия", опубликовавшая статью об убийстве Цукурса "Собаке — собачья смерть".
По другой версии (официальной версии "Моссада"), Цукурс был выслежен в Бразилии чудом уцелевшим евреем из Рижского гетто, в котором он потерял всю свою семью. Тот сумел войти к нему в доверие, представившись лейтенантом вермахта, раненым на Восточном фронте, и пригласил съездить в Уругвай, где предложил стать его компаньоном. Во время совместного осмотра помещений, якобы для открытия фирмы, Цукурс был привезён в специально арендованный дом, в котором его ждала засада, группа ликвидации из нескольких агентов "Моссада". Цукурсу был зачитан приговор, в котором его обвинили в геноциде, после чего он был застрелен двумя выстрелами в голову.
Подробности гибели были опубликованы агентом под псевдонимом Антон Кюнцле, убившим Цукурса, в книге "Ликвидация палача из Риги".
В вышедшей в 2012 году книге "Spies Against Armageddon" (авторами являются специализирующийся на освещении работы секретных служб Израиля журналист газеты "Аарец" Йоси Мельман и бывший журналист и бизнесмен Дан Равив) написано, что глава "Моссада" в 1963-1968 гг. Меир Амит в 1964 году отдал приказ разыскать и уничтожить Цукурса, что и было сделано.
В 1964-69 году в Стокгольме вышла книга Яниса Карклиньша "Латышский Уленшпигель" о жизни в довоенной Латвии, в которой в том числе сказано, что Герберт Цукурс был популярным латышским лётчиком, который летал в разные страны, а после войны его убили агенты израильских спецслужб. В 1997 году книгу переиздали в Латвии.
Летом 2004 г. ультраправым латышским объединением "Союз национальных сил" (NSS) распространены памятные почтовые конверты с изображением Герберта Цукурса.
В июне 2005 г. в Лиепае прошла выставка, посвящённая жизненному пути "латышского военного лётчика". В то же время один из лидеров NSS Гунтар Ландманис подал в прокуратуру запрос о необходимости расследования убийства гражданина Латвии Герберта Цукурса. Генеральная прокуратура Латвии дважды отклонила иски о реабилитации Герберта Цукурса. Министерство иностранных дел Латвии осудило такие действия как выпуск почтовых конвертов в его честь, подчеркивая, что он был военным преступником.
В мае 2005 года представители еврейской общины в Риге выразили тревогу в связи с ростом числа публикаций и мероприятий, посвящённых Цукурсу и призванных, по их мнению, "обелить палачей еврейского народа". По словам главного раввина Риги Мордехая Глазмана, это не первая попытка "пересмотреть моральные уроки, вынесенные из трагедии Холокоста", однако в данном случае авторы принадлежат респектабельным изданиям. М.Глазман увязывает с этими публикациями рост антисемитских проявлений в Риге.
11 октября 2014 года состоялась премьера мюзикла "Цукурс. Герберт Цукурс".
На очередном заседании Постоянного совета ОБСЕ представитель Латвии, посол Бахтиёр Хасан выступил с заявлением, выражая позицию государства в связи с постановкой мюзикла о Г.Цукурсе. Посол в своём заявлении подчеркнул, что "в Латвии, как демократической стране, соблюдается свобода слова. Несмотря на то, что созданием постановки занимается независимый продюсер и независимая творческая группа по частной инициативе, министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс, принимая на себя полную ответственность, от имени всего правительства выразил чёткую позицию по этому вопросу, осудив выбор авторов постановки посвятить её Г.Цукурсу, который во время Второй мировой войны был членом печально знаменитой и преступной "команды Арайса"". МИД Израиля "решительно осудил постановку в Латвии мюзикла, в котором восхваляется нацистский преступник Герберт Цукурс".
СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
В "Заметках по еврейской истории" в апреле 2018 года Симха Фридман опубликовал статью "Музыкальная драма «Цукурс. Гербертс Цукурс»" приводит слова тех, кто дал показания о "подвигах" рижского палача.
«Геннадийс Мурниекс в 1976-м году свидетельствует (Государственный архив Латвии):
«Я сам был свидетелем одного из таких массовых расстрелов в Бикерниекском лесу, который имел место весной 1942 года, если я не ошибаюсь, в марте. На этот раз были убиты евреи, которых привезли в Ригу из стран Западной Европы, из каких точно — не знаю. В тот раз меня назначили в ту группу полицейских, которая стояла в цепи. В цепи было два ряда полицейских. В этой цепи я находился примерно в 30 метрах от ямы. Евреям надо было идти между этими двумя рядами цепи до места экзекуции. <…>
Арайс, вместе с 3-4 немецкими командирами полиции безопасности находился у ямы. Там же находились командиры латышской вспомогательной полиции безопасности Дибиетис, Цукурс, Лаукерс и, кажется, Кюрбис. <…>
Я видел, как Арайс много раз подходил к яме, брал у кого-то из своих подчиненных автомат и стрелял из него в яму, когда туда спускались евреи. Я не видел Арайса, стреляющим из пистолета. Из немецких командиров в жертв стрелял Краузе. Стреляли ли другие немецкие командиры — не помню. Стрелял ли, помимо Цукурса, кто-то из команды Арайса — не помню. Цукурс тоже стрелял из автомата. Цукурс в вспомогательной полиции безопасности был ответственным за оружие».
Из еврейских свидетельств приводится отрывок из воспоминаний Эллы Медалье от 1965 года (цит. по кн.: Давид Зильберман, «И ты это видел», Рига, 2006, стр. 43-45):
«Вместо убитых девушек вскоре в подвал привели других. По жестокой иронии судьбы, мы должны были готовить еду для убийц наших родных и близких — Арайса, Цукурса, Какиса и других главарей «Перконкруста». Я не запомнила все их имена, но навсегда запечатлела в памяти их мерзкие, самодовольные, гадкие лица.
Цукурс в те редкие часы, когда он бывал относительно трезв, старался казаться этаким европейским интеллигентом. До войны — знаменитый латышский летчик, участник нашумевшего рекордного перелета из Риги в Гамбию — он был любимцем толпы, его портрет не сходил со страниц латышских газет. Его почему-то особенно интересовала Франция, и он всегда спрашивал, говорит ли кто-то из вновь прибывших по-французски. Узнав однажды, что среди нас есть молодая учительница, жившая когда-то во Франции, он частенько приходил к ней поговорить по-французски, шлифовал свое произношение. Это, впрочем, не помешало ему позже отправить свою собеседницу на смерть — в яму с остальными. <…>
Однажды я увидела из окна Цукурса, прибывшего на машине в гетто. Он был пьян и еле держался на ногах. Выхватив пистолет, он понесся по улочкам гетто, заливаясь пьяным хохотом и стреляя по перепуганным, затравленным людям, будто охотился на диких зверей. Безумный мир!».
РИЗОТТО ОТ ЯБЛОНЬКИ
В обелении Цукурса принимает участие и его правнучка Лаура Ризотто. Правда, к Латвии она имеет отношение только благодаря происхождению, а живет в Бразилии.
Принимая участие в конкурсе "Евровидение-2018" в Лиссабоне с песней Funny Girl ("Смешная девчонка"), Ризотто направо и налево раздавала интервью. Участница престижного музыкального конкурса заявила тогда, что очень гордится своим прадедом. Отвечая на вопросы латвийских СМИ, она подчеркнула, что "ее прадед был настоящим патриотом своей родины", об этом ей рассказывала бабушка.
Отвечать на вопросы журналистов, известно ли ей о "подвигах" прадеда в команде Арайса, Лаура отказывалась. И в самом деле, зачем вспоминать убитых евреев, когда их кровь мешает воспринимать Цукурса исключительно как героя?
* * *
После решения латвийской прокуратуры, которая в числе прочего обвинила в отказе передать свидетельства о преступлениях Цукурса Израиль, рижскому палачу осталось только приделать ангельские крылышки.
Автор — израильский экскурсовод. Его персональный сайт — ariktours.com

http://www.isrageo.com/2019/02/16/cukurs294/

Нацист невинен как дитя?
Антисемитизм без границ (История) (8 статей)Герберт Цукурс с семьей в Бразилии. Фото: Wikipedia / Jezups.
Латвийского летчика признали невиновным в убийстве евреев.
Генпрокуратура Латвии приняла решение закрыть начатое в 2006 году расследование о возможной причастности латышского летчика Герберта Цукурса к уничтожению мирного еврейского населения. Об этом сообщает Лента.ру со ссылкой на Delfi.
Прокурор Монвид Зелчс заявил, что «не выявлено ни состава преступления, ни объективной, ни субъективной его стороны». В заключении Генпрокуратуры говорится, что «не была установлена ни одна конкретная и живая личность, в отношении которой имелись бы основания проводить дальнейшее следствие о возможном участии в массовом уничтожении гражданского населения еврейской национальности».
В ходе расследования Латвия запрашивала помощь у Израиля и России. Израиль на просьбу предоставить документы не ответил, а Россия передала из архивов уголовное дело, заведенное на Цукурса КГБ ЛССР в 1962 году. Часть предоставленных Россией документов не имела пояснений, к какому делу они приписаны, а протоколы допросов не содержали подписей. Латвийское законодательство не считает такие документы доказательной базой.
Герберт Цукурс — латвийский летчик, прославившийся полетами по Африке. В годы Второй мировой войны он принял сторону нацистов и служил в зондеркоманде Виктора Арайса, на счету которой несколько десятков тысяч жертв, в том числе детей, преимущественно из числа латвийских евреев. За особую жестокость Цукурс получил прозвище Рижский палач.
В 2006 году Генпрокуратура Латвии начала расследовать дело о массовом уничтожении еврейского гражданского населения на территории страны во время Второй мировой войны. В том числе под следствие попала деятельность Цукурса в зондеркоманде Арайса.
Сегодня в Латвии имя Цукурса пытаются реабилитировать, доказывая, что тот служил у Арайса шофером и не мог совершить приписываемых ему преступлений.

http://www.isrageo.com/2019/02/15/cukurs293/

Картина дня

наверх