На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Народная мудрость Скифии. Скифский философ Анахарсис (6 статей)

Народная мудрость Скифии.

Древнегреческие мудрецы времён скифского философа Анахарсиса были тем рубежом философии, когда привычная народная мудрость была сформулирована могучими мыслителям античности. Мыслители античной древности не отрицали народную мудрость, а дополняли и развивали её, не чурались остроты слова и мысли своих простых сородичей.
Благодаря лаконичности высказываний Анахарсиса, скифские пословицы были популярны в античной Греции.

Мудрость народов Скафии заключается в «человеколюбии и честности».

Скифский мудрец Анахарсис писал на греческом языке, он считался автором 800 стихов, посвящённых ратным подвигам скифов. Как известно, среди афинян было немало выходцев из Скифии. Тем не менее, скифы часто сталкивались с пренебрежительным к себе отношением, со стороны афинян. В письме «К афинянам», презирающим людей только за то, что они не греки, скифский мыслитель Анахарсис выступал против греков, высокомерно и презрительно называющих другие народы «варварами», указывал, что греки оскорбляющие и унижающие людей по происхождению и языку, сами являются позором для своей страны.

Десяток писем скифского философа Анахарсиса приводили греческие философы киники (циники) в своих работах в I веке до н. э. , так как философские работы скифского мудреца Анахарсиса легли в основу философского учения киников и стоиков.

«Скифы живут лучше греков,- говорил Анахарсис, — потому что у них всё общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. А у вас, греков, даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному — небо, другому — море, третьему — подземное царство. Но землю даже они не стали делить: её поделили вы сами и вечно из-за неё ссоритесь».

Греки смеялись над скифом: «У вас нет даже домов, одни кибитки; как же можешь ты судить о порядке в доме, а тем более — в государстве?» Анахарсис отвечал: «Разве дом — это стены? Дом — это люди; а где они живут лучше, можно и поспорить».

Философские идеи скифа Анахарсиса и греческих стоиков мы находим в более позних высказываниях мудреца Лао-Дзы: «Совершенно-мудрый отказывается от излишеств, ничего не накапливает, устраняет роскошь и расточительность. Воздержание должно стать главной заботой. Кто умеет удовлетворяться малым, всегда доволен жизнью. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Он всё делает для людей и всё отдаёт другим. Совершенно-мудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи». (Дао -дэ цзын. Мудрецы поднебесной)

Принятая за норму жизни спартанское военное воспитание, очень сближали Скифию со Спартой, так как оба государства вынуждены были рассчитывать только на свою силу в противостоянии постоянной угрозе нашествия персов.

Философские идеи скифа Анахарсиса о воинском духе, о силе, не желающей унижать слабых, о человеколюбии, о щедрости бережливых людей,умеюших довольствоваться малым, о честности и недопустимости обманывать и лгать, высказывал и мудрец Лао-Дзы:

«Народ презирает смерть оттого, что у него слишком сильно стремление к жизни. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь. Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое — это человеколюбие, второе — бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я человеколюбив, поэтому могу стать храбрым. Я бережлив, поэтому могу быть щедрым. Я не смею быть впереди других, поэтому могу стать умным вождем.
Кто храбр без человеколюбия, щедр без бережливости, находясь впереди, отталкивает тех, кто находится позади, — тот погибает. Кто ведет войну человеколюбиво, побеждает, и возведенная им оборона неприступна. Небо его спасает, человеколюбие охраняет».

Россиянам все ещё очень трудно представить, что почти 26 веков назад был у нас выдающийся скифский философ-энциклопедист Анахарсис (ок. 610—545 гг. до н.э.), яркая фигура всего мирового античного мира, философ достойный почитания среди «семи мудрецов Платона», правда, западные учёные не всегда помнят, что был он именно скифом, а не греком (Греки. М.: Росмэн, 1995, с. 34). Анахарсис родился на скифской земле, у самой большой в Скифии реки Борисфен (Днепр).

Скифский философ Анахарсис, потомок скифских князей, является выразителем тысячелетней мудрости царских скифов-сколотов, пра-славянских народов — русских, белорусов и украинцев.

Почитание мудрого скифского философа Анахарсиса дошло и до средневековья. Ученик Иоанна Златоуста и представитель его школы, Феодорит (390—457 гг.) владел письмами Анахарсиса, одного из «семи мудрецов, живших после пророков». Имя скифа Анахарсиса можно встретить в трудах авторов позднего средневековья и нового времени.

С V века у побережья Азовского и Чёрного моря стала править династия Спартокидов, правителей Боспорского царства (438—109 до н. э.) сменившая династию Археанактидов. Основатель царской династии Спарток I правил на Боспоре Киммерийском в 438—433 г.г. до н.э., и вероятно, был эллинизованным выходцем из скифских князей.

В средние века на Таманском полуострове возникло Тмутараканское княжество,имевшее тесные связи с Новгородом со времен князя Святослава Игоревича (942 – 972 г.г.) и Бравлина, легендарного русского князя, совершившего набег на византийский город Сурож (Судак, Сугдею) в Таврии (Крым) на рубеже VIII—IX веков.

К концу VI века византийцы отмечали у славян Скифский образ жизни, а позже около IX века арабы писали о словянах-русах продолжателях скифских традиций и обычаев. По мере христианизации северяне русские купцы стали активнее заниматься торговыми делами и составлением капиталов, кладов из драгоценностей и разных монет. Во времена скифского философа Анахарсиса в VI века до н. э. скифы-купцы активно занимались античной торговлей, и в Приазовье, и в низовье Дуная.

Византиец Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), сузил понятие «скифы» до диких кочевников, атаковавших византийский Царь-град (Константинополь), чего уже не делали многие авторы той поры. «Скифы же кочевники, воспитанные в диких и бесчеловечных нравах, прирученные к взаимным грабежам и насилиям, невоздержанные в гневе и легко раздражительные , к взаимной ярости, привыкшие всякий спор решать оружием и наученные оканчивать битвы кровью».

Василий Великий видел опасность христианской элите разных стран во «взаимном человеколюбии и честности» народов Скифии, единство которых уже сокрушил Рим и свою волю диктовала Византия: «своими доблестными деяниями, если скифы проявят взаимное человеколюбие и честность, представляют для нас более тяжкое наказание».

Скифский философ Анахарсис.

Прадедом скифского философа Анахарсиса был скифский царь Спаргапиф (Спартапиф)царствовавший в середине VII века. Дед Анахарсиса скифский царь Лик (или Лих, Лихо, Лихой).
Отцом философа Анахарсиса был скифский царь Гнур. А его племянник Антир, сын Савлия, правил всей Скифией и отличился в войне с персидским царём Дарием I около 512 г. до н.э.

Скифского мудреца философа-энциклопедиста Анахарсиса (ок. 610—545 гг. до н.э.), греки включили в число первых «семи философов», его афоризмы повторяются во многих античных произведениях ещё до нашей эры.

Философские труды скифского мудреца Анахарсиса известны в виде Писем «К афинянам», «К Медоку», «К Аннону» (философам), «К царскому сыну», к царю Лидии «Крезу», и 800 стихов, посвящённых ратным подвигам скифов, видимо, были хорошо известны Геродоту.

В «Истории» Геродот цитирует слова скифского философа:

«Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне — среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями, как и эллины, отличаются от эллинов. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели. Речь не бывает дурна, когда мысли хороши и прекрасные дела следуют за речами. Скифы считают речь дурной, когда бывают дурны помыслы...»

«Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом — надежды на пустые слова. Скифы ободряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего и им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов».

Довольствие малым, как экономический принцип жизни в скифском сообществе, подчёркнуто в письме Анахарсиса к Аннону, карфагенскому полководцу VI—V вв. до н.э.: «Мне одеянием служит скифский плащ, обувью — кожа моих ног, ложем — вся земля, обедом и завтраком — молоко, сыр и жареное мясо, питьем — вода…» Богач — раб роскоши, обилия вещей и праздного образа жизни, считали и греческие философы киники и стоики.

Философ Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) отмечал, что «скиф Анахарсис мог считать деньги ни за что, а наши философы не могут сделать это».

Ярко, афористично и образно выразил философ Анахарсис свое скифское мировоззрение об истинных ценностях жизни в письме к царскому сыну: «У тебя флейты и кошельки, а у меня — стрелы и лук. Поэтому, естественно, что ты — раб, а я свободен, и у тебя много врагов, а у меня нет ни одного. Если же ты хочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое».

Простая скифская одежда и пища, легкое оружие, и как результат, свобода и отсутствие врагов и завистников и безопасность для жизни. Не богатства, «ни флейты и кошельки», а мечи и колесницы, военные корабли и армады всадников обеспечивают безопасность, жизнь и интересы царских детей.

Афоризмы скифского философа Анахарсиса встречаются в произведениях Платона и Аристотеля. Анахарсис не считал себя «космополитом», в отличии от будущих стоиков и киников и часто находил возможность подчеркивать достижения своей родины Скифиии её народов.

Философские истины скифского мудреца Анахарсиса.

«Скифы живут лучше греков,— говорил выдающийся скифский философ-энциклопедист Анахарсис (ок. 610—545 гг. до н.э.), потому что у них всё общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. А у вас, греков, — продолжал он, — даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному небо, другому море, третьему подземное царство. Но землю даже они не стали делить: ее поделили вы сами и вечно из-за нее ссоритесь».

Греки смеялись: «У вас нет даже домов, одни кибитки; как же можешь ты судить о порядке в доме, а тем более — в государстве?» Анахарсис отвечал: «Разве дом — это стены? Дом — это люди; а где они живут лучше, можно и поспорить». Об истинных и мнимых ценностях и уровнях экономического развития стран и народов можно поспорить. На скифской царской пекторали представлен весь скифский мир, существующий в гармонии с природой, умеющий оградить свою жизнь от опасностей извне, от диких животных и врагов.

Attic cup depicting a greek sailing ship. Upper detail. Black figures decoration. Archaic Greek art. Ceramics. Date: Source: FRANCE. Paris. Louvre Museum.

В греческой жизни Анахарсис больше всего отмечал риски мореходства и чрезмерного пьянства.


На вопрос, как не стать пьяницей, Анахарсис сказал: «Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии». «Почаще смотреть на пьяниц».

«Первые три чаши на пиру — это чаша наслаждения, чаша опьянения и чаша омерзения».

«Удивительно и то, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших». «Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения».
Мальчику, который напившись вина, оскорблял его, он сказал: «Если ты, мальчик, смолоду не можешь вынести вина, то в старости придётся тебе носить воду».

На вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил: «Нет даже винограда».

«Удивительно как это эллины издают законы против дерзости, а борцов награждают за то, что они бьют друг друга.» «Эллины осуждают драки, а сами рукоплещут борцам на состязаниях»


«Масло — зелье безумия, потому что, намаслив тела, борцы нападают друг на друга как безумные».

«Удивительно как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные».

«Удивительно, что в народных собраниях у них вносят предложения люди умные, а обсуждают и утверждают люди глупые».

Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, он сказал: «Корабельщики плывут на четыре пальца от смерти»
На вопрос, какие корабли безопаснее — длинные военные или широкие торговые, он ответил: «Вытащенные на берег».

На вопрос, кого больше, живых или мёртвых, он переспросил: «А кем считать плывущих?»
Самое же удивительное, по его словам, что он видел у эллинов, – это что дым они оставляют в горах, а дрова тащат в город.

«Как можно запрещать ложь, а в лавках лгать всем в глаза?»
«Рынок — говорил он, – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга».

Геродот пишет: «Греки долго помнили его и его меткие слова. Один афинянин попрекал его варварской родиной. Анахарсис ему ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор твоей родине».

Когда греки смеялись, называя Анахарсиса варваром, вздумавшим учить мудрости греков; Мудрый скиф сказал: «Привозным скифским хлебом вы довольны; чем же хуже скифская мудрость?» Если Скифия приносит грекам экономические блага, чем хуже греческой наша скифская экономическая мысль?!

Его спрашивали: «Правду ли говорят, что вы, скифы, умеете ходить по морозу голыми?» Анахарсис отвечал: «Ты ведь ходишь по морозу с открытым лицом? Ну вот, а у меня все тело — как лицо».

На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, он ответил: «Язык».
На статуе Анахарсиса написано: «Обуздывай язык и чрево уздой».

«Лучше иметь одного друга стоящего, чем много нестоящих».

Историк античной философии Диоген Лаэрций (ок. 404 — 323 гг. до н. э.) в «История Древнегреческой философии» допускал, что скиф Анахарсис встречался с древнегреческим мудрецом Мисоном (др.-греч. Μύσων ὁ Χηνεύς), в списке Платона стоявшим за скифским философом Анахарсисом, одним из семи мудрецов «снаряжённым пронзительной мыслью».

Понятно стремление скифа встретиться с мудрецом Мисоном из Итии (Ситии) на Крите, где он вёл беседы с эллинами. По свидетельству Геродота Анахарсис застал Мисона у края поля, когда философ-пахарь уже не косил сено, а посреди лета готовил свой плуг к весенней пахоте, прилаживая рукоятку.
А ведь время нынче не пахотное, Мисон!
— Тем более надобно готовиться к пахоте, — прозвучал вполне житейский ответ, в соответствие с народной мудростью «Готовь сани летом, а телегу зимой».

В эллинском мире Анахарсиса признавали не только мыслителем, философом, теоретиком-экономистом, но и практиком, изобретателем орудий труда — плуга, «рогатого» якоря для античных кораблей и гончарного круга. Платон отмечал, что изучая жизнь и обычаи эллинов в Афинах, скифский мудрец Анахарсис сделал много полезных открытий и изобретений. Вернувшись на родину в Скифию, Анахарсис стремился научить соотечественников эллинским обычаям.

Анахарсис и Скил

Кузнецова Т.М. Анахарсис и Скил.

Генеалогия скифских царей и их судьбы неоднократно привлекали внимание исследователей.1. Отсутствие точных данных в источниках позволило учёным предположить возможность перерывов в главной скифской династии между Иданфирсом и Ариапифом и между Октамасадом и Атеем.

Б. Н. Граков, рассматривая бляшки с изображением Геракла, получившие распространение в Скифии с IV века до н. э., полагал, что их появление связано или с началом правления в это время новой ветви царствующей династии, или с узурпацией власти Атеем, что и заставило последнего воспользоваться символическим для скифских царей, производивших себя от Зевса через Таргитая—Геракла, изображением «для установления фиктивной общей генеалогии с прежней династией»2 . Появление антропоморфных изображений скифских божеств несомненно свидетельствует о новом уровне религиозных представлений, возможно, обусловленных новыми социальными порядками, но эти изменения совсем не обязательно связывать с узурпацией власти или сменой династии.

Предположение о перерыве в родословной скифских царей привело исследователей к попытке заполнить этот «пробел» скифской истории тем или иным персонажем. В связи с преданием Геродота о царе Арианте Б. Н. Граков, за отсутствием точных указаний «отца истории», допускал «возможный промежуток» между временем правления царей Иданфирса и Ариапифа, в который можно было бы поместить Арианта, но не настаивал на этом.

Ю. Г. Виноградов, исследовав греческие надписи на, так называемом, перстне царя Скила, ввёл в научный оборот имя ещё одного лица, владевшего перстнем до Скила, — Аргота.Интерпретируя сюжет на щитке этого перстня как сцену инвеституры и определяя сам предмет, как символ царской власти, исследователь выдвинул гипотезу, по которой Аргот был скифским царем, предком Скила, родоначальником новой династии, пришедшим к власти после Иданфирса. По мнению автора, Аргот «великолепно укладывается в предполагаемую лакуну» в династийной скифской генеалогии, охватывающую условно 510—490 гг. до н. э. Эта лакуна образуется, как считает Ю. Г. Виноградов, в результате исчезновения из поля зрения источников Иданфирса — верховного владыки и главнокомандующего скифов, если тот не был долгожителем 4.

Однако отсутствие сведений в источниках об Иданфирсе после войны с царём Персии Дарием I не может рассматриваться как свидетельство смерти победителя персов, хотя бы потому, что имени царя, правившего в Скифии во время пребывания там Геродота, последний нигде не упоминает. Нет необходимости предполагать и долгожительство царя Иданфирса.Царь Дарий, например, имевший тот же сан и воинское звание, пришёл завоевывать Скифию в возрасте 31—38 лет 5. Умер же он в 486 г. до н. э. (т. е. после предполагаемой «лакуны») в возрасте около 63 лет.

Неполнота данных источников по поводу родственных отношений между теми или иными царями может быть связана с отсутствием в это время каких-либо значительных событий. Смена династий или узурпация власти находили, как правило, отражение в произведениях древних авторов (Herod., I, 8—12; II, 162—172; III, 63—68). Я думаю, что лакуна в книге Геродота между Иданфирсом и Ариапифом объясняется, во-первых, отсутствием у автора интереса непосредственно к генеалогическому древу скифских царей, так как подробно в «Истории» описывается только то, что связано с персами, в данном случае с царём Дарием (6), благодаря походу которого мы и узнаем о скифах, и, во-вторых, определенной тенденциозностью данных, предложенных Геродоту информаторами. Смена династий, если таковая имела место, не могла остаться вне внимания историка, который не только пользовался сведениями Тимна — приближенного царя Ариапифа (7), но и обращался непосредственно к скифам (Herod., IV, 76).

Однако в связи с философом Анахарсисом и Скилом в труде Геродота имеется достаточно сведений о политических событиях в Скифии, на которых я и хочу остановиться.

Геродотом этот материал представлен следующим образом: «…Анахарсис, обозрев много стран, стяжал себе славу великого мудреца, на возвратном пути в родную Скифию, проезжая через Геллеспонт, пристал в Кизике; застав кизикийцев совершающими с большой торжественностью праздник в честь Матери Богов, он дал обет…, если возвратится на родину здравым и невредимым, совершить ей жертвоприношениетаким же образом, какой он видел у кизикийцев, и установить всенощное празднество. По возвращении в Скифию он отправился в так называемую Гилею… и совершил в честь богини полное празднество с тимпаном в руках и увешанный изображениями богини. Кто-то из скифов, подметив действия Анахарсиса, донёс об этом царю Савлию; последний, прибыв туда лично и увидев, что Анахарсис совершает это празднество, убил его стрелой из лука» (Herod., IV, 76).

«…Я слышал ещё другой рассказ, сообщаемый пелопоннесцами, именно, что Анахарсис был отправлен в Элладу скифским царем и учился там…» (Herod., IV, 77).

«… Так погиб Анахарсис за сочувствие иноземным обычаям и за сношение с эллинами. Много лет спустя подобная же участь постигла Скила… У скифского царя Ариапифа, кроме других детей, был сын Скил; он родился от жены истрианки… мать научила его эллинскому языку и грамоте… Скил [после гибели отца] получил царскую власть и одну из жён отца, по имени Опию; она была скифянка, и от неё у Ариапифа был сын Орик. Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил скифского образа жизни, так как, вследствие полученного им воспитания питал гораздо больше склонности к эллинским обычаям, а потому поступал следующим образом: когда ему случалось приходить с большою свитою скифов в город борисфенитов,… он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам входил в город, приказывал запирать ворота, затем снимал с себя скифское платье и надевал эллинское; в этом платье он ходил по площади, не сопровождаемый ни телохранителями, ни кем-либо другим (а ворота охраняла стража, чтобы кто-либо из скифов не увидел его в такой одежде), во всем жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю. Пробыв в городе месяц или более, он снова надевал скифское платье и удалялся. Такие посещения повторялись часто…» (Herod., IV, 78).

«… Он возымел сильное желание быть посвященным в таинства Диониса-Вакха… Когда Скил был посвящен в таинства, …один из борисфенитов с насмешкою сказал скифам: „Вы, скифы, смеетесь над нами, что мы устраиваем вакхические празднества и что в нас вселяется бог, а вот теперь этот бог вселился в вашего царя…, если вы мне не верите, то следуйте за мной и я покажу вам“. Начальники скифские последовали за борисфенитом, который тайком провёл их на башню и посадил там. Когда показался Скил с процессией и скифы увидели его в вакхическом исступлении, они пришли в сильное негодование и, сойдя с башни, рассказали всему войску виденное ими» (Herod., IV, 79).

«Когда после этого Скил возвратился домой, скифы взбунтовались против него, поставив царем его брата Октамасада, сына дочери Терея. Скил, узнав о восстании против него и о причине, вследствие которой оно произошло, спасается бегством во Фракию. Октамасад… выступил походом на фракийцев. На Истре его встретили фракийцы. Перед самым началом битвы Ситалк послал к Октамасаду глашатая со следующим предложением: „… Ты сын моей сестры, и в руках у тебя мой брат: выдай мне его, а я передам тебе твоего Скила: а подвергать опасности войска не следует ни мне ни тебе“, … у Октамасада… скрывался брат Ситалка, бежавший от него. Октамасад…, выдав Ситалку своего дядю по матери, получил брата Скила. Ситалк, взяв брата, удалился, а Октамасад тут же велел отрубить голову Скилу. Так оберегают скифы свои обычаи и так сурово карают тех, кто заимствует чужие» (Herod., IV, 80).

Рассмотрим подробно обе эти истории.

Анахарсис. Скифский царь, возможно, отец Анахарсиса — Гнур (8), отправил сына учиться знаниям у эллинов, и около 594 г. до н. э. тот побывал в Афинах (Diog. Laert., I, 8, 101, 102). Странствовал Анахарсис, видимо, очень долго (9) и возвратился на родину уже «мудрецом», каковым и представляет его Эфор (Strabo., VII, 3, 9). Из Малой Азии через Кизик Анахарсис прибывает на родину (10).

Из-за длительного отсутствия царевича скифы о нём к этому времени, возможно, уже забыли, так как к началу путешествия Анахарсис не был для них фигурой необычной, тем «мудрецом Анахарсисом», который позднее стал известен грекам.

В отсутствие Анахарсиса власть перешла к его брату Савлию, который был, видимо, мало заинтересован в возвращении царевича (11). Немедленное убийство Анахарсиса братом, связанное с отправлением культа Матери Богов (Кибелы), который не был чисто греческим культом (12), подтверждает подобное предположение.

Возвращение и печальный конец Анахарсиса, уже забытого скифами, также не стали им известны, естественно, что во время посещения Скифии Геродотом Анахарсиса никто не помнил, а остались среди тайн царствующего дома до тех пор, пока эта история не понадобилась Октамасаду.

Скил. Сын царя Ариапифа Скил после гибели отца наследует не только трон, но и одну из его жён — скифянку Опию с сыном Ориком, сводным братом Скила, который, таким образом, становится пасынком последнего и потенциальным наследником, если у царя такого в силу каких-либо обстоятельств не будет детей (13). Однако скифы, спокойно относившиеся какое-то время к тому, что их царь приносит жертвоприношения по греческому обрядуи не интересовавшиеся, чем же занимается он, длительное время находясь в Ольвии, вдруг, по наущению какого-то неизвестного борисфенита, загораются желанием это узнать. Скифские военачальники в сопровождении того же неизвестного тайно залезают на ольвийскую башню, с высоты которой им показывают Скила.

И тут возникает вопрос: что же могли увидеть с городской башни скифы? Толпу вакхантов — несомненно (14). Но как они разглядели среди этой толпы своего царя — неясно, ведь Скил при каждом посещении Ольвии переодевался в греческие одежды, и так как никто из сопровождающих скифов с ним в Ольвию не проникал, то, конечно, никто из них и не знал, как выглядит царь в греческом одеянии.

Более того, посвящение в таинства Диониса требовало обязательного переодевания мужчин в женские одежды и гримирования (15). Но как бы там ни было, а скифам показали царя — они его увидели или поверили, что им показали именно Скила (16.) И что же происходит дальше? Возмущенное войско (или свита) продолжает ждать возвращения царя из Ольвии, а дождавшись, спокойно сопровождает его домой. Скил, только прибыв на место, узнает о недовольстве свиты и о причинах «восстания». Это значит, что сопровождавшие его скифы на обратном пути своей враждебности не выказывали и никаких попыток устранить «порочного» царя не предпринимали. Только уже вернувшись, скифы вдруг поднимаются против царя-богоотступника в пользу его сводного брата — полуфракийца, забыв, что имеется законный наследник, к тому же скиф (Орик).

Возникает вопрос: куда исчезает та религиозность скифов, о которой столько раз говорит Геродот? Почему в этом случае скифы, столь ярые поборники своей религии, провозглашают новым царем сына фракийской царевны? Почему они меняют одного почитателя Диониса на другого?

Моё предположение, что Октамасад мог быть связан с культом Диониса, не случайно. Из рассказа Геродота о Скиле мы знаем о той роли, которую играла мать в воспитании своего царственного потомка: мать-эллинка и сына воспитала в духе своих религиозных традиций. Вряд ли фракийка — мать Октасамада, дочь фракийского царя — воспитывала своего сына по чуждым ей обычаям. А для Фракии того времени характерно распространение культа Диониса, атрибуты которого чеканились и на монетах фракийских царей (17). Трудно представить, что дочь Терея была далека от поклонения этому божеству и не привила сыну определенного отношения к верованиям своей родины. И все же Октамасад пришёл к власти.

Я прекрасно понимаю условность предлагаемой интерпретации событий, изложенных Геродотом, однако обе эти истории, связанные между собой контекстом повествования, выявляют целый ряд общих черт, которые и привели меня к изложенным выше соображениям.

Обе истории имеют, во-первых, четыре действующих лица — два брата (царь и претендент), неизвестное лицо (скиф или борисфенит), скифы; во-вторых, факт братоубийства; в-третьих, общий предлог для убийства — богоотступничество; в-четвертых, в обоих случаях проявляется пассивность скифов — ярых поборников своей религии (в одном случае — ничего не помнят, в другом — ничего не предпринимают), наконец, в-пятых, четкая антиэллинская тенденция, подчеркивающаяся неоднократным повторением постулата о скифской религиозной чистоте.

Из текста ясно, что истории эти (за исключением сведений пелопоннесцев) были рассказаны Геродоту одновременно и не являются, как предполагалось, иллюстрацией.

Таким образом, не неизвестного царя, а Октамасада можно определить как царя-узурпатора, поскольку перед нами явный факт захвата власти, представленный Геродоту в виде подробной «истории со Скилом», усиленной сведениями об Анахарсисе в ключе, удобном для оправдания незаконного воцарения Октамасада.

Устранение Скила, поддержанное царским окружением (20), связано, вероятно, с изменением курса внешней политики скифов (21). Низложение проэллински настроенного царя открывало скифским владыкам дорогу к Ольвии. Историю Скила, дошедшую до Геродота в виде хитросплетенного рассказа, так же как и причины, породившие описанные в ней события, должны были хорошо знать жители Ольвии и ее округи. Свержение Скила, продемонстрировавшее изменение политической ориентации скифских царей, возможно, и заставило население Ольвийской хоры покинуть свои незащищенные поселения (22).

Захват власти Октамасадом, связанным родственными отношениями с фракийской царствующей династией, и присутствие в его лагере бежавшего из Фракии дяди делали нового скифского царя опасным и для фракийцев (23). Это следует из того, что Ситалк выступил на защиту Скила, к судьбе которого он был безразличен, как и обнаружилось впоследствии.

Родственные притязания Октамасада могли явиться одной из причин, определивших дальнейшее распространение скифской экспансии на запад, отмеченное и для начала V в. до н. э. (24)

Деятельность царя Атея — «продолжателя политики своих предшественников» (25), в результате которой была покорена часть фракийцев, может косвенно свидетельствовать о том, что он являлся продолжателем и основной скифской династии, потомком Октамасада, имевшим основание для захвата фракийских земель, обусловленное боковым родством, через дочь Терея, с фракийским царствующим домом.

Таким образом, история Анахарсиса и Скила, рассмотренная, как в своё время советовал В. В. Латышев, «с максимальным доверием и вниманием» к сообщениям Геродота (26), позволила выявить «достаточно простой смысл» отраженных в ней событий, объясняющихся борьбой за власть. В исследованном материале, а не в молчании источников нашли отражение моменты смены власти даже внутри одной царствующей семьи (27). Предлагаемая интерпретация данных Геродота позволяет объяснить некоторые события, связывающие скифов и их соседей.

Notes:

  1. Смолин В. Ф. Главная династия скифских царей по Геродоту. — Гермес, 1915, 17; Граков Б. Н. Скифский Геракл. — КСИИМК, 1950, XXXIV; Яценко И. В. Скифия VII—V вв. до н. э. М., 1959; Шелов Д. Б. Царь Атей. — В кн.: Нумизматика и сфрагистика. Киев, 1965, 2; Куклина И. В. Анахарсис — ВДИ, 1971, 3; Фол A. Thraco-Scythica: проблемы письменных источников о V в. до н. э.— В кн.: Studia Thracica. София, 1975, I.
  2. Граков Б. Н. Скифский Геракл, с. 12.
  3. Граков Б. Н. Легенда о скифском царе Арианте. — В кн.: История, археология и этнография Средней Азии. М., 1962, с. 102.
  4. Виноградов Ю. Г. Перстень царя Скила.— СА, 1980, 3, с. 103—105.
  5. Возраст Дария варьируется в данном случае из-за различий в датировках самого похода, которые предлагают различные авторы. См.: Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. — ВДИ, 1947, 2, с. 257; Струве В. В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. JL, 1968, с. 102; Виноградов Ю. Г. Перстень царя Скила, с. 104, 105 и др.
  6. В связи с Дарием экскурс в глубь скифской генеалогии, представляющийся, по мнению Ю. Г. Виноградова (Перстень царя Скила, с. 106), бесполезным для задачи Геродота, имеет определенный смысл. «Отец истории» стремился, видимо, показать, что «Великий перс» проиграл войну не менее родовитому скифу, происходящему из древней династии.Подтверждает это и текст Геродота (IV, 76): «Анахарсис был дядей по отцу скифского царя Иданфирса, сыном Гнура, внуком Лика и правнуком Спарагапифа». Спрашивается, зачем здесь упоминать об Иданфирсе, племяннике Анахарсиса, если в принадлежности последнего к этой династии и сам автор сомневается. Для того чтобы перейти к Савлию, убийце Анахарсиса, можно было не делать такого длинного отступления, а сразу сказать, что Савлий был братом Анахарсиса. Однако далее Геродот пишет: «Иданфирс был сыном Савлия». Таким образом, в этом рассказе дважды акцентируется, что Иданфирс — прямой потомок старинного царского рода.
  7. В свете интерпретации, предложенной Ю. Г. Виноградовым, остаются неясными два момента: 1) почему Тимн — информатор Геродота, имеющий непосредственное отношение к «новой династии», так как он был приближенным царя Ариапифа — отца Скила, ничего не говорит о её родоначальнике, а так подсобно излагает генеалогию «старой»; 2) в связи с чем символ царской власти — перстень (каковым его считает Ю. Г. Виноградов) переходит от Аргота, если тот и был основателем «новой династии», минуя Ариапифа, к Скилу,— ведь наследовал последний своему отцу.
  8. По реконструкции В. Ф. Смолина (Главная династия…, с. 394) на это время приходятся последние годы правления царя Лика. Оспаривать это предположение оснований пока нет. В данном случае не столь существенно, Лик или Гнур отправили путешествовать Анахарсиса. Важно, что это был не Савлий. На это указывает и противоречие в рассказе Геродота, которое иначе объяснить трудно: «скифский царь отправил Анахарсиса в ученье к эллинам» {Herod., IV, 77), и далее: «так несчастливо окончил свою жизнь этот человек за то, что … общался с эллинами» {Herod.. IV. 78).
  9. Длительные путешествия были обычны для того времени. Солон путeшествовал около 10 лет {Herod. I, 29). Из сообщения Диодора Сицилийского {Diod., X, 26, 2) о посещении Крёза четырьмя мудрецами — Анахарсисом, Биантом, Солоном и Питтаком, можно определенно выявить только факт пребывания Анахарсиса у Креза.На то что Биант (возможно, Питтак) и Солон посетили лидийского правителя, указывает Геродот {Herod., I, 27, 29— 34). «Отец истории» не связывает эти посещения друг с другом, однако отмечает, что в Сарды во время правления Креза стали стекаться все мудрецы Эллады {Herod., I, 29). Несоответствие этих посещений по времени правлению Креза, позднейшее объединение Диодором всех визитов и появление Анахарсиса среди гостей Креза свидетельствуют, что события, значительно отстоящие по времени и от Геродота, и от Диодора, дошли до них в несколько искаженном виде, но не дают повода утверждать, что не происходили совсем. Между годом пребывания Анахарсиса в Афинах (ок. 594 г. до н. э.) и началом царствования Креза (560 г. до н. э.) прошло около 34 лет. Привлечение первого года правления Креза в качестве даты присутствия Анахарсиса в Сардах не противоречит логике, так как скифский царевич не мог посетить лидийского царя (а речь идет уже о царе) раньше начала царствования последнего (позже, конечно, мог). Условность дат не позволяет утверждать, что странствования Анахарсиса длились именно столько времени, но изложенные данные свидетельствуют, что путешествие «мудрого скифа» было достаточно продолжительным.
  10. Исходя из датировки похода Дария в Скифию, исследователи пришли к выводу, что Анахарсис погиб во второй половине VI в. до н. э. Предложенные построения не противоречат этой дате.
  11. На возможность соперничества указывают слова Анахарсиса, приведенные в источнике: «скончался, сказав, что благодаря своему разуму он невредимо возвратился из Эллады, а вследствие зависти погиб в родной земле» {Diog. Laert., I, 8, 102).
  12. Хаганов А. М. Социальная история скифов. М., 1975, с. 176
  13. О левирате см.: Хаганов А. М. Социальная история скифов, с. 82.
  14. Непонятно в связи с этим, почему скифов должен был возмутить вид опьяненного царя (ведь таинства им раскрыты не были), если о самих скифах греки говорили следующее: «Не будем больше с таким шумом и криком подражать попойке скифской» (Анакреонт, фр. 1; см.: Латышев В. В. Известия…, с. 298).
  15. Иванов В. Религия Диониса.— Вопросы жизни. 1905, июнь, с. 190, 191. 198
  16. Скорее всего цель спровоцированной вылазки на ольвийские стены заключалась в том, чтобы скифские предводители увидели того, кого им покажут, и, когда нужно будет, подтвердили, что видели Скила среди вакхантов. Так, видимо, и произошло по возвращении Скила.
  17. Златковская Т. Д. Возникновение государства у фракийцев. М., 1971, с. 44, 182; Она же. Ранние монеты южно-фракийских племен (к вопросу о происхождении культа Диониса).— НЭ, 1968, VII, с. 3-22.
  18. Куклина И. В. Анахарсис, с. 115; Демографическая ситуация в Причерноморье в период Великой греческой колонизации. Тбилиси, 1981, с. 188.
  19. Латышев В. В. Известия…, с. 249.
  20. Хазанов А. М. Социальная история скифов, с. 237.
  21. Латышев В. В. Исследования об истории и государственном строе города Ольвии. СПб., 1887, с. 45.
  22. В. В. Доманский констатирует резкое изменение в жизни ольвийской хоры на рубеже первой и второй четвертей V в. до н. э.— одновременное запустение многих земледельческих поселений (Доманский В. В. Ольвия и варвары в V в. до н. э.— В кн.: Демографическая ситуация в Причерноморье в период Великой греческой колонизации. Тбилиси, 1981, с. 159, 160).
  23. Из указаний Геродота известно, что Скил бежал во Фракию и укрылся у Ситалка. Брат Ситалка до этого бежал к Октамасаду. Подобная ситуация заставляет предположить, что между Ситалком и Октамасадом к этому времени складываются до определенной степени враждебные отношения.
  24. Причины дальнейшей, после похода во Фракию в 493 г. до н. э., экспансии скифов в западном направлении пока неизвестны. См. об этом: Шелов Д. Б. Царь Атей, с. 28.
  25. Хазанов А. М. Социальная история…, с. 239.
  26. Латышев В. В. Известия…, с. 249.
  27. Яценко И. В. Скифия…, с. 111, 112.

Беседы скифа Анахарсиса и царём Крёзом.

Диодор Сицилийский в I веке до н.э. сообщает, что именно Анахарсис возглавлял посольство древнегреческих философов к лидийскому царю Крезу, который славился своими несметными богатствами. Анахарсис и его товарищи-философы Биант, Солон и фракиец Питтак были в составе посольства к царю Крёзу, который приветствовал мудрецов на пирах и одаривал их особыми почестями и вниманием.

Царь Лидии Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595—546 до н. э.) из рода Мермнадов, правил в городе Сарды в 560—546 гг. до н. э. В античном мире царь Крёз считался баснословным богачом, он первый стал чеканить золотые монеты, установив стандарт чистоты металла (98 % золота или серебра), он учредил гербовую царскую печать на лицевой стороне (голова льва и быка). Царь Крёз стремился приобщить Лидию к греческой культуре и посылал щедрые дары в греческие храмы в Дельфах и в Эфесе. Так, древнегреческому святилищу в Дельфах Крёз преподнёс статую льва из чистого золота

В послании к царю Лидии Крёзу скифский философ Анахарсис писал: «Царь лидян! Я приехал в эллинскую землю, чтобы научиться здешним нравам и обычаям; золота мне не нужно, довольно мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был. И вот я еду в Сарды, ибо знакомство с тобою значит для меня весьма многое» .

Не удивительно, что царь Крёз первым избрал для беседы именно скифа Анахарсиса.
Какое же из живых существ храбрейшее? — спросил Крёз, ожидая услышать в ответ возвеличивания власть имущих.
Самое дикое, — ответил скиф, — ибо только оно мужественно умирает за свою свободу.
А какое из существо справедливейшее? – продолжал спрашивать царь.
Самое дикое, — повторил скиф. — Только оно живёт по природе, а не по законам: природа есть создание божие, а законы — установления человека. Справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком.
Так не зверь ли самое мудрейшее существо?! – не унимался Крёз.
Мудрейшее, — согласился Анахарсис. — Предпочтение Истины природной истине закона проверяет всё живое на мудрость.
Крёз посчитал такие ответы результатом северного «звероподобного воспитания» скифа.

Все высказывания Анахарсиса фактически стали основой принципов стоической философии, которая признаёт диктат Природы над разумом человека,сопротивляющегося богу и разрушающего Природу. И сегодня это важная экономическая и экологическая доктрина мироустройства и роли человека в мире природы.
Формула — «природа есть создание божие, а законы — установления человека» свидетельствует об увлечении Анахарсиса культом Матери Богов Кибелы, и о проведении таинств в честь «Богоматери» не в храмах, а на природных алтарях, в лесу, у реки, на природе, как это делали скифы в древности.

Анахарсис славил общественную собственность на землю и природные блага в Скифии, и это отмечалось во многих античных свидетельствах. Большие участки земли в Скифии можно было получить в личное пользование за победу на состязаниях во время крупных религиозных праздников, посвящённых скифской богине-материи Апи (поклонение чаше), богу-отцу Папаю (поклонение плугу и ярму), или богу войны Аресу, поклонение секире, или кинжалу Акинаку.

Победитель в спортивных состязаниях в честь плуга, ярма, чаши или секиры, должен был «испить по-скифски» большую чарку доброго вина не разбавленного водой, и после этого он получал во владение столько земли, сколько объезжал за день на коне. Этот скифский обычай описан у Геродота. Древняя скифская традиция испытания хмельной чашей отражена и во многих русских былинах.

Идеи натурального хозяйства и коллективного владения природными богатствами тысячи лет почитались в Скифии.
Греческий историк и географ Страбон (63 г. до н.э. — 21 г. н.э.) писал о скифах и близких имфракийцах: «Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья, и даже жен и детей считают общими согласно с учением Платона» (ВДИ. 1947. № 4. С. 195).

Богатство царя Крёза вошло в поговорку: «богат, как Крёз»! О нём слагали много легенд, согласно одной из легенд, описанной Плутархом, Крёз спросил греческого мудреца Солона, посетившего столицу Лидии Сарды: можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных? На что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти». Разговор Солона и Крёза описан у Плутарха:

«Крёз спросил его, знает ли он человека счастливее его. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество.

Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть.

«А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения»

Беседы скифа Анахарсиса с мудрецом Солоном

Диоген Лаэрций в начале III века н.э. кратко суммировал разные данные об Анахарсисе. «Анахарсис, скиф, сын Гнура и брат Кадуида, скифского царя, по матери же эллин и оттого владевший двумя языками. Он сочинил стихи в 800 строк об обычаях скифских и эллинских в простоте жизни и в войне; а в свободоречии своём он был таков, что это от него пошла поговорка «говорить, как скиф».

Многочисленные скифы, живущие в Афинах, как купцы, торговцы или стражники на рынках, свободно владели греческими диалектами. Анахарсис соглашался с другим скифским мыслителем Токсарисом в том, что «лучше иметь одного друга, стоящего много, чем многих не стоящих ничего».

Свободная, наполненная смыслом и лаконичная речь самого Анахарсиса сформировала у древних греков представление о «скифском красноречии».

Некоторые исторические свидетельства допускают, что род самого Солона (ок. 640—559 гг. до н.э., одного из «семи мудрецов» мог происходить из Скифии. В 594 г. до н.э., когда Солон, афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции, стал архонтом и править в Афинах, к нему приходил молодой скифский философ Анахарсис.

Геродот пишет: «Придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону; что к нему пришёл Анахарсис, желая посмотреть на него и, если можно, сделаться его гостем. Слуга, доложив, получил от Солона приказание передать Анахарсису, что отношений гостеприимства завязываются каждым на своей родине. Тогда Анахарсис, подхватив, сказал, что сам он (т.е. Солон) теперь на родине, и поэтому ему следует заключать связи гостеприимства; изумившись этой сообразительности, Солон принял его и сделал величайшим другом».

Сосикрат (др.-греч. Σωσικράτης; fl. 180 г. до н. э.) с острова Родос и древнегреческий доксограф Гермипп из Смирны (др.-греч. Ἕρμιππος, 2-я пол. III века до н. э.), один из историков греческой философии также пересказывают эту историю встречи Анахарсиса с греческим философом Солоном и свидетельствуют о том, что Анахарсис прибыл в Афины в 48 олимпиаду, в правление архонта Евкрата и «явился к дому Солона и велел одному из рабов передать, что к хозяину пришёл Анахарсис, чтобы его видеть и стать, если можно, его другом и гостем. Услышав такое, Солон велел рабу передать, что друзей обычно заводят у себя на родине. Но Анахарсис тотчас нашёлся и сказал, что Солон как раз у себя на родине, так почему бы ему не завести друга? И пораженный его находчивостью, Солон впустил его и стал ему лучшим другом».

«Отцу истории» Геродоту было хорошо известно имя выдающегося скифского философа Анахарсиса (550—535 гг. до н.э.): «...Мы не встречаем (у скифов) ни одного знаменитого человека, кроме скифа Анахарсиса».

Лукиан Самосатский во II веке н. э. на основе скифо-македонских архивов и устной памяти сочинил произведение «Анахарсис или о гимнасиях», в котором создал возможный диалог скифа Анахарсиса с афинянином Солоном по темам скифского и греческого образования и воспитания, принятого почти 26 веков назад.

Солон допускал, что гимнастика и спорт в чистом виде чужды скифским обычаям, для скифского образа жизни на природе кажутся слишком искусственными и странными, и добавил: «Все равно как и у вас, должно быть, есть много предметов обучения и занятий, которые показались бы странными нам…».

Анахарсис не возражал, но дал такое пояснение: «…А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных или, напав, повалит на землю и разорвет платье, то старейшины налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих свидетелях…» виновник наказывался общественным судом старейшин. В Скифии, наряду с царскими повелениями, важную роль на местах, на пагусах (погостах) играл суд старейшин, который восстанавливал справедливость и осуждал преступника.

Скиф Анахарсис ставил задачу лучше изучить эллинские законы и обычаи, не рассуждать о государственном устройстве и не учить афинян правильной жизни. По сведениям Лукиана, Солон во время беседы с Анахарсисом соглашался с ним и высказывал свои представления о жизни скифов: «Вам простительно жить постоянно с оружием: жизнь в открытых местах легко допускает злоумышления, а врагов у вас очень много, и неизвестно, когда кто-нибудь из них стащит спящего с повозки и убьёт. Затем недоверие друг к другу людей, живущих по своему произволу, а не по законам, также делает постоянно необходимым оружие, чтобы близок был защитник в случае насилия…».

Скифскому мудрецу очень не хотелось верить в истинность этих слов, Анахарсис нередко говорил о том, что у скифов нет или почти нет врагов.

«Мы все владеем всей землей; то, что она даёт добровольно, мы берём, а что скрывает, оставляем; защищая стада от диких зверей, мы берём взаимен молоко и сыр; оружие имеем мы не против других, а для собственной защиты в случае надобности; но доселе это не понадобилось: ибо мы являемся для наступающих и борцами и призами за победу, но такой приз немногие любят…»

Ратное обучение, владение оружием у скифов с младенческих лет являлось важной школой жизни каждого члена общества и защиты государства и экономики скифского общества в целом.

Арабские, византийские и другие авторы в средние века отмечали, что на Руси существует традиционное «недоверие к людям, живущим по своему произволу».
Даже философы-богословы IV—VI веков н.э. не могли отрицать высокого уровня скифского мышления. Епифаний (314—402 г.г.) определял дохристианскую философию как развитие 20 сект, из которых ведущие «суть следующие: варварство, скифство, эллинство, иудейство».

Археология приносит все больше артефактов, найденных в скифских погребениях, указывающих на появление иудейских общин на рубежах Скифии задолго до нашей эры (например, в Фанагории, Тамань). Восточные иудеи скифских земель с гордостью носили имя «аскеназ» (скиф).

Самый распространенный гаплотип ашкенази H6, совпадает с самым распространенным гаплотипом найденным среди европейских R1a1 — русский маркер. Ашкенази H10 совпадает с пятой самой распространенной европейской гаплогруппой R1a1. Русская гаплогруппа R1a1 часто встречается не только в Восточной Европе, где было царство хазарское, но и во многих населения Центральной Азии, откуда происходят многие представители ашкенази.

Этот пласт истории сегодня изучается всё более внимательно, но богословы все же никогда не путали настоящих скифов и иудеев.

Мудрый Солон слишком гордился своими законами, в ответ на это Анахарсис ответил: «А по-моему, всякий закон похож на паутину: слабый в нём запутается, а сильный его прорвет; или на канат поперек дороги: маленький под него пролезет, а большой его перешагнет». Это высказывание скифского философа сродни русской народной пословице: «Закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло.»

Это спор мудрецы Солона и скифа Анахарсиса, указывает на принципиальное расхождение двух учений, как и спор между двумя основными религиозно -философскими школами: конфуцианством и даосизмом.

Даосизм зародился в Китае примерно в середине первого тысячелетия до н.э. Основателем даосизма считается архивариус Лао-Цзы (или Ларо-Цзы -579-499 гг.), который младше Анахарсиса примерно на полвека.

Идеи скифского мудреца Анахассиса мы находим и у Лао-Цзы (579-499 гг.), который считал, что «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Они не отдают приказаний, а следуют естественности. Когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным.
Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.
Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество.
Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает [народа], тот не будет презрен [народом]».

Академик Конрад Н.И. писал: «Конфуций настаивал на том, что человек живёт и действует в организованном коллективе — обществе, государстве. Эта организованность достигается подчинением каждого члена общества определённым правилам — нормам общественной жизни, выработанным самим человечеством в процессе развития цивилизации.

Основатель даосизма Лао — цзы считал, что все бедствия человечества, все пороки — и личности, и общества — проистекают от этих самых правил общественной жизни. Идеальный порядок достигается только отказом от всяких правил; их должно заменить следование человеком его естественной природе, а Правила есть насилие над человеческой личностью». (Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М. Наука 1966 г. с.182).

Видя упадок чжоусского царства, Лао-Цзы решил уйти, то есть совсем отказаться от общественной жизни страны, и отправился на запад – ближе к Скифии. На пограничной заставе царства Чжоу его встретил начальник и попросил оставить хоть что-нибудь для своей страны. Лао-Цзы дал ему свою рукопись в 5000 иероглифов — ту самую поэму, которая вошла в историю под названием «Дао дэ дзин» — небольшой трактат в двух частях, излагающий суть учения о Дао. Он отдал то, что у него было, и ушёл в Скифию, так судьба Лао-Цзы и осталась незвестной». (Мудрецы поднебесной. Симферополь. «Реноме». 1998 г. стр. 5-6).

Скифы, как и приверженцы учения Дао, даосы, понимали, что привязанность к богатству, недвижимому имуществу, вещам делает человека зависимым, не свободным, порождает страх и лишает человека покоя — об этом говорит скифский философ Анахарсис.

Из диалога Анахарсиса с Эзопом, в изложении Плутарха, известно, что Эзоп язвил: «У Анахарсиса нет дома и он даже гордится тем, что живет на повозке, подобно тому, как солнце, говорят, что оно странствует на колеснице, посещая то ту, то другую сторону неба». На эту насмешку Анахарсис возражал так:
«Поэтому-то, оно (Солнце) или единственное из богов или преимущественно перед другими свободно, самостоятельно и властвует над всем, а само никому не подвластно, но царствует и правит». (Агубнов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М. Наука 1989 г., с.112).

Скифский философ Анахарсис был из основоположников древнегреческого философского учения киников (циников) и близких им стоиков. Важнейшими чертами его мировоззрения и образа жизни была убеждённость, что человек должен довольствоваться малым, тем, что дала Природа, жить по законам природы и никому не завидовать.

В письме «К Медоку», Анахарсис подтверждал мнение скифа Токсариса, что скифы объективно оценивают достижения инородцев и иноверцев, и радуются чужому благополучию:
«Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом — надежды на пустые слова. Скифы одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего и им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов»

За что скифы убили Анахарсиса?

Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Несмотря на долговременное сообщение с образованными греками, скифы ещё гордились дикими нравами своих предков, и славный единоземец их, Философ Анахарсис, ученик Солонов, напрасно хотев дать им законы афинские, был жертвою сего несчастного опыта».

«Отцу истории» Геродоту было хорошо известно имя скифа Анахарсиса (550—535 гг. до н.э.):
«...Мы не встречаем (у скифов) ни одного знаменитого человека, кроме скифа Анахарсиса. Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись…»

«Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показала судьба Анахарсиса и потом Скила. Скифы убили царя Скила за чрезмерное поклонение богу Дионису, за увлечение роскошью и вином. Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов Кибелы». (Кибела, Сивила, Сибела, Сибирь).

Геродот писал: «Держатся скифы за свои обычаи стойко и крепко. Рядом с ними на берегу моря стоят греческие города — Ольвия, Херсонес, Танаис,— но греческих обычаев скифы перенимать не хотят. Был один только скифский царь, которому понравилась греческая жизнь. Его звали Анахарсис. Он ездил по Греции, беседовал с мудрецами, удивлял самого Солона своими разумными и здравыми суждениями. Вернувшись в Скифию, он продолжал молиться греческим богам и на греческий лад. Когда это заметили скифы, его убили».

На одном из золотых сосудов, найденных при раскопках кургана Сенгилевское-2 в Ставрополье, изображён старый бородатый скиф, убивающий молодого воина, возможно, скифского царя Анахарсиса, который тайно молился греческим богам и совершал обряды.

Древние греки и персы в течение тысячи лет, побаивались набегов скифов, жителей обширных степей Евразии, которые протянулись от нынешней Монголии до Чёрного моря.

Отец «Истории» Геродот писал: «Степи, расположенные на северном побережье моря Эвксинского (Чёрного моря) очень велики, и скифы кочуют по ним из конца в конец. У скифов нет ни городов, ни деревень, шатры их стоят на повозках, они снимаются с места, когда хотят, и останавливаются, где хотят.» Они неуловимы и победить их не могла ни одна армия мира.

Могилы своих предков скифы называли курганами, которые напоминали холмы и располагались в степи.
Археологические раскопки одного из скифских курганов, расположенных на юге России, на Кавказе дал неожиданное открытие, в нём были найдены золотые скифские предметы, проливающие свет на загадочный мир скифской культуры.

Летом 2013 года в Ставрополье археологи под руководством Андрея Белинского начали раскопки кургана Сенгилевское-2 (Sengileevskoe-2), где обнаружили прямоугольную погребальную камеру выстроенную широкими, плоскими камнями. Внутри погребальной камеры побывали мародеры, которые, к счастью, пропустили золотые сокровища, размещенные там 2400 лет назад.

Археологи не ожидали, что им так повезёт, и они найдут в скифском кургане золотые украшения общим весом 3,2 кг. Найдены два золотых скифских сосуда в форме ведра,которые были перевёрнуты, внутри каждого перевёрнутого ведра были три золотых кубка, хорошо сохранившиеся две золотые шейные гривны в виде колец, тяжелый золотой перстень, и золотой браслет.

Внутри золотых сосудов археологи обнаружили чёрный высохший осадок, сгоревший в сосуде. Руководитель археологической экспедиции Белинский попросил криминологов в соседнем Ставрополе провести химический анализ найденного в сосуде вещества. Результаты лабораторных анализов показали, что это остатки опия и каннабиса, который употребляли в своих религиозных ритуалах скифские жрецы. Находки скифского кургана Сенгилевское-2 подтвердили свидетельство Геродота о том, что скифы использовали пары опиум, при его отваре, и дым каннабиса при горении.

Греческий историк Геродот утверждал, что скифы использовали растения опия и каннабиса для получения дыма и пара, «дышали этими парами и громко кричали».

Для археологов представляет большой интерес сцены, изображённые на скифских сосудах. Внимательно рассмотрев удивительно реалистичные изображения на золоте, можно увидеть детально особенности скифской одежды, обуви, причёски и вооружения скифов воинов. Белинский признаётся, что до сих пор никогда не видел такого детального изображения одежды и вооружения скифов, что можно рассмотреть, как была сшита одежда.

Другой сосуд с отверстием на дне был покрыт изображениями мифологических существ — грифонов, в очень реалистичной сцене охоты, грифон терзающий свою жертву — лошадь и оленя. Сюжеты и сцены охоты очень характерны для «скифского звериного стиля».

Скифский философ Анахарсис в Гилее.

Отец «Истории» Геродот (IV, 76) рассказывает, что Скиф Анахарсис «объездив значительную часть земли и усердно приобщившись её мудрости, возвращался в свою родную Скифию. Плывя через Геллеспонт, он останавливается в Кизике. Случилось, что как раз тогда кизикенцы очень торжественно справляли праздник в честь Матери богов. Анахарсис дал Великой Матери богов — богине (Кибеле) такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество.Вернувшись в Скифию, Анахарсис удалился в так называемую Гелию, Лесную местность близ Ахиллова ристалища, которая изобилует всякого рода деревьями – удалившись туда, он совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в Тимпаны. Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи».

Анахарсис погиб при совершении греческих обрядов от стрелы своего брата, иные считают, что он погиб во время охоты, или заколот ритуальным скифским кинжалом (акинак). Последними словами Анахарсиса были: «Разум оберег меня в Элладе, чужая зависть погубила меня на родине».

http://ru-sled.ru/narodnaya-mudrost-skifii/

http://ru-sled.ru/skifskij-filosof-anaxarsis/

http://ru-sled.ru/anaxarsis-i-skil/

http://ru-sled.ru/besedy-skifa-anaxarsisa-i-caryom-kryozom/

http://ru-sled.ru/besedy-skifa-anaxarsisa-s-mudrecom-solonom...

http://ru-sled.ru/za-chto-skify-ubili-anaxarsisa/

Картина дня

наверх