На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Античная цивилизация. В 2-х частях

Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1

Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!
Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал:
Тысячи душ погубил он могучих и славных героев,
В мрачный Аид их послав! А тела же оставил окрестным

Птицам и псам! Такова была воля бессмертного Зевса
С самого дня, как раздор обернулся жестокой враждою
Между Атридом царём и героем войны Ахиллесом.
(Гомер. Илиада. Песнь первая. Язва, гнев. Перевод А. Сальникова)

Не так давно не один, а сразу несколько посетителей сайта «ВО» высказались в том смысле, что японская культура, конечно, хорошо, но путаются они в труднопроизносимых именах и слишком уж она экзотична. В ответ на предложение написать, что им желательно, пришли ответы, что желательно что-нибудь из греко-римской истории и античной цивилизации, причем эпохи ее заката. Но как писать о закате, не описав ее расцвет? Не обратившись к ее историографии? Нет, я, например, так не могу. Поэтому давайте сделаем так, будет подготовлен цикл материалов по культуре Древней Греции и Рима, ну, а в начало этой темы просто просится рассказ о таких важных исторических источниках, как поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1

Детали шлема из клыков кабана, описанного в «Илиаде» и относящиеся к XIV в. до н.э. из Айгиос Василлиос, неподалеку от деревни Хирокамби в Лаконии.

Ну, а начнем мы с того, что еще раз подчеркнем, что человек не знает ничего об окружающем его мире сверх того, что видят его глаза и слышат его уши. То есть, грубо говоря, не было ни Древней Греции, ни Рима, кстати, нет их и сегодня – ведь я же там не был. Не было никакой РИ, ВОСР и ВОВ – кто в них участвовал из ваших и моих ровесников? Правда, живы еще ветераны Великой Отечественной, и они из уст в уста могут поведать нам о том, как это было. Да… Но это и все! Поэтому мы должны постоянно помнить, что все, абсолютно все, что мы знаем, нам известно благодаря письменным источникам информации – рукописным и печатным, ну, а сейчас еще и ЖК-экрану монитора компьютера, связанного с системой Интернет. Книги, газеты, журналы, содержащие субъективную, так сказать «журналистскую информацию» - вот источники нашей информации в самую первую очередь. При этом важно подчеркнуть, что вы опять-таки получаете информацию субъективную, типа, «а я так вижу». Эту информацию в социум поставляют репортеры. А ведь есть еще и журналисты, которые пишут «а я так понимаю», а вот понимает ли он хотя бы что-то – нужно выяснять. А это сделать непросто. Языков не знаешь? Значит ты вынужден верить на слово тем, что вроде бы должен их знать. Но… должен и знает – вещи разные. А еще есть – «был и не был», «видел – не видел», «понял – не понял», а еще… «пишу на заказ» и вижу то, что «надо видеть». Поэтому реальную информацию о каких-то событиях, особенно давних, получить очень трудно.


«Кабаний шлем» из гробницы №515 в Микенах. (Национальный археологический музей в Афинах)

Впрочем, помогает нам в их изучении то, что на имеющиеся в нашем распоряжении письменные источники накладываются еще и дошедшие до нас исторические артефакты. В той же поэме Гомера «Илиада» герои сражаются медноострыми копьями, то есть копьями с наконечниками из меди. И археологи такие находят! Значит – это не выдумка. В поэме ахейцы – воины, приплывшие воевать в крепкостенную Трою, описываются, например, как «красивопоножные», то есть обутыми в красивые поножи и… археологи на самом деле находят красивые «ортопедические» поножи из меди, сделанные точно по ноге. Значит такое было!


А вот полные ахейские доспехи и шлем (ок.1400 г. до н.э.). (Музей Нафплиона). Бегать в таких вот доспехах было бы явно затруднительно, но сражаться с колесницы – самый раз.

Так что наличие письменности — это огромное достижение культуры. И нам очень повезло, что греки ее уже имели, что они записали творение Гомера, благодаря чему мы довольно-таки неплохо представляем себе историю и культуру этой древней страны и первой, по сути дела, европейской цивилизации.


И замечательная по своему качеству их современная реконструкция.


Ну вот, а теперь можно рассказывать и собственно о поэме «Илиада» и чем она замечательна. А замечательна, помимо своих художественных достоинств, она прежде всего тем, что, как и поэма «Евгений Онегин», справедливо считающаяся энциклопедией русской жизни начала XIX века, она является энциклопедией древнего общества, существовавшего во время катастрофы бронзового века, относящейся к началу XII века до н. э. Правда, самого Гомера от описываемых им событий отделяет около 400 лет. Срок немалый, но жизнь тогда текла медленно, изменений в ней было немного. Поэтому хотя споры о том, насколько правдиво Гомер изобразил микенскую эпоху, живя совсем в другие времена, можно считать доказанным, что они близки к реальности. Например, в перечне кораблей, приведенном в поэме, есть явные свидетельства того, что в «Илиаде» описывается эпоха железного века, в котором уже жил Гомера, а та, что существовала в Греции еще до вторжения дорийских племен.


Микенские воины XII в. до н. э. c. Художник Дж.Рава

Что же касается название «Илиада», то оно дословно означает «Троянская поэма», поскольку Троя имела еще и второе название — «Илион», и оно в поэме используется достаточно часто. Долгое время историки и литераторы вели спор о том, описывает ли эта поэма события, имевшие место в реальности, или же Троянская война это всего лишь литературный, хотя и гениально задуманный вымысел. Однако раскопки Генриха Шлимана в Трое, показали, что культура, которая практически полностью соответствовавшая описанию в «Илиаде» и относившаяся к концу II тысячелетия до н. э., действительно там была.


«Одиссей». Реконструкция доспеха выполнена американским специалистом Мэттом Потрасом.

Подтверждают существование могучей ахейской державы в XIII веке до н. э. и недавно дешифрованные хеттские тексты, причем они содержат даже ряд имен, известных до того лишь из этой греческой поэмы.

Дело, впрочем, только лишь поэмами Гомера далеко не ограничивается. Известен целый цикл сказаний о Троянской войне, так называемый «Троянский цикл» или «Эпический цикл». Что-то дошло до нас в отдельных фрагментах, таких, например, как «Киприи», что-то только в синопсисах и пересказах более поздних авторов. А вот гомеровские «Илиада» и «Одиссея» ценны в первую очередь тем, что сохранились до нашего времени практически полностью и без чужеродных вставок.


Дипилонский кратер, около 750 – 735 гг. до н.э. Считается, что Гомер жил примерно в это время. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Шлем и доспех этого времени. (Археологический музей в Аргосе)

Сегодня принято считать, что «Илиада» появилась в IX—VIII вв. до н. э. в расположенных в Малой Азии греческих ионийских городах, а написана она была на основе сохранившихся к тому времени преданий крито-микенской эпохи. Она содержит около 15 700 стихов (то есть написана гекзаметром) и поделена на 24 песни. Само действие поэмы достаточно краткосрочно. Однако содержит множество исключительно ярких образов и описаний, позволяющих хотя бы примерно представить себе быт и – что самое важное, дух той отдаленной от нашего «сегодня» эпохи.

Здесь вряд ли стоит описывать перипетии событий, приведших к праведному гневу Ахиллеса, Пелеева сына и вмешательству олимпийских богов в земные дела. Важно, что во второй песне «Илиады» Гомер дает описание силам противоборствующих сторон и сообщает, что под предводительством Агамемнона под стены Трои прибыло 1186 кораблей, тогда как само ахейское войско насчитывает более 130 тысяч воинов. Реальна ли эта цифра? Скорее всего, нет. Но важно отметить, что отряды в помощь Агамемнону были присланы из разных районов Эллады.


Шлемы. (Археологический музей в Олимпии)

Вместе с троянцами под предводительством «шлемоблещущего» Гектора против греков-ахейцев сражаются дарданы (под началом Энея), а также карийцы, ликийцы, меоны, мизы, пафлагонцы (под началом Пилемена), пеласги, фракийцы и фригийцы.

Вот, например, данное в «Илиаде» описание того, как для поединка с Гектором снаряжается легендарный Ахиллес:
Прежде всего, наложил он на быстрые ноги поножи
Дивные видом, сомкнул их серебряной пряжкой он плотно;
После на мощную грудь надевал он искуснейший панцирь;
Бросил свой меч на плечо с рукояткой серебряногвоздной,
С лезвием медным; и щит, наконец, взял огромный и крепкий.
Свет от щита далеко, как от месяца ночью, разлился.
Словно как в море ночном мореходам во мраке сияет,
Свет от огня, что горит далеко на скалистой вершине,
В доме пустынном, а их против воли и волны и буря
Прочь от любимых несут далеко по кипящему понту, —
Так щит Ахилла сиял, пышный, дивный для глаз, по эфиру
Свет разливал он везде. После шлем взял Пелид многобляшный,
Ловко надел, – засиял коневласый и крепкий звездою
Над головой, а над ним золотая колышется грива,
Что так искусно Гефест укрепил вдоль по гребню, густую.
(Гомер. Илиада. Песнь девятнадцатая. Отречение от гнева. Перевод А. Сальникова)

Любой литературный источник можно использовать в качестве объекта получения исторических знаний с большой осторожностью, и «Илиада» не исключение. Чего стоят, например, сообщения «самовидца, видевшего божий полк на воздусях», видение Бориса и Глеба, помогавших русским воинам бить «поганых» и тому подобные заявления о чудесном, вошедшие, тем не менее, в отечественный историко-литературный фонд. И то же самое мы встречаем у Гомера: его боги ведут себя совсем как люди, только еще… много хуже! На это обращал внимание еще Сократ, утверждавший, что греческие боги — это собрания пороков, с которых ни один гражданин не может брать пример. Но нас, в данном случае, «божественная мораль» совершенно не интересует. Интересуют нас «блещущие медью шлемы», описание щита Ахиллеса» (пусть и выкованного Гефестом, но содержащим в своем описании множество интересных подробностей о жизни того времени), медные же доспехи, сломанные мечи (ломавшиеся от удара о шлем!). Герои поэмы не гнушаются сражаться камнями, вот даже как, когда лишаются своего медного оружия. А боевым их построением является… фаланга, что как раз типично для эпохи Гомера. Но фрески говорят нам, что и в крито-микенскую эпоху фаланга была, иначе зачем воинам, изображенным на критских фресках большие прямоугольные щиты и длинные копья. С таким вооружением биться в одиночку совсем неудобно.


Фреска с изображением воина в шлеме из Пилоса.


Художник Антимен: «Аякс уносит тело мертвого Ахиллеса». Роспись на вазе. Мы видим дипилонский щит, то есть щит с боковыми выемками, что лишний раз говорит о том, что они были распространены в эпоху Гомера. (Музей искусств Уолтерса)

Так что крупинка по крупинке текст «Илиады» дает нам возможность если не представить себе внешний вид воинов, участников Троянской войны, например, из текста неясно, как были устроены шлемы Менелая и Ахиллеса), то во всяком случае иметь их текстовое описание (без особых деталей), а дальше… дальше ожидать подтверждения от археологов, которые своими находками восполняют данные пробелы в описаниях.


«Шлем Менелая» в том виде, в каком его реконструировал Катсикис Димитриос из греческой ассоциации историков Коривантес, состоит из трех бронзовых пластин, соединенных заклепками. Четыре рога – сделаны из крашеного дерева. Они придают ему характерный устрашающий вид, но подобно «рогам» на рыцарских шлемах в Средние века они, скорее всего, закреплялись непрочно.


А вот самого Менелая они представляют таким…


Однако мы привыкли видеть героев Троянской войны все же такими, как их изображали позднее. Вот так, например, как это сделал, греческий гончар и живописец Эксекий, работавший в стиле чернофигурной керамики, и изобразивший Ахилла и Аякса, играющими в кости. Этого эпизода в «Илиаде» нет. Но почему бы им было и не сыграть на досуге? То есть Эксекий просто выдумал этот сюжет для своей росписи. И опять же… а почему бы ему его и не придумать? Кстати, облаченные в доспехи Ахилл и Аякс играют в кости с азартом, какой бывает у людей, привыкших к войне.


Поскольку нам ближе история классической Греции и мы имеем множество изображений ее воинов на тех же чернофигурных и краснофигурных сосудах, мы и воинов Троянской войны чаще всего представляем вот такими. На рисунке спартанский воин 546 г. до н. э. (Художник Стив Нун)

В «Илиаде» хитроумный Одиссей – любимец богини Афины, носит шлем из клыков кабана, причем описан он Гомером очень подробно:
Шлем был из кожи; внутри он сплетен был ремнями и стянут
Крепко; снаружи кругом по нему, как защита, нашиты
Белые вепря клыки, словно зубы дракона, блестели
В стройных, красивых рядах; а подбит шлем был плотною тканью.
Шлем этот древний давно взял из стен Элеона Автолик…
(Гомер. Илиада. Песнь десятая. Долония. Перевод А. Сальникова)

Можно было бы сколь угодно долго удивляться, как и зачем делались такие шлемы из кабаньих клыков. Ведь в расположении греков уже был металл. И недаром троянец Гектор в поэме постоянно зовется «шлемоблещущим». Однако, когда остатки таких шлемов были найдены археологами, их описание данное в поэме полностью подтвердилось.


Шлем из клыков кабана. (Археологический музей Афин)

Интересно, что самым старым манускриптом, в котором содержится полный текст «Илиады», является иллюминированная рукопись конца V — начала VI века из Византии, которую называют «Амброзианская Илиада» по названию библиотеки, в которой она находится. Самым же старым манускриптом, содержащим полный текст «Илиады», является Venetus A из библиотеки святого Марка, написанный в X веке. Ну, а самое первое печатное издание «Илиады» появилось во Флоренции в 1488 году.


«Триумф Ахиллеса над Гектором». Фреска во дворце Ахиллион на острове Керкира в Греции. (1890 г.)

На русский язык «Илиаду» и «Одиссею» пытались переводить многие авторы, начиная с Ломоносова. «Илиада» в переводе Н.И. Гнедича (1829 г.) до сих пор считается лучшим образцом такого перевода и в точности передает ощущение подлинника по силе и яркой образности языка, хотя и изобилует архаизмами, для современной речи давно уже не характерными. На сегодня есть четыре переводчика (и перевода) «Илиады»: Гнедич Николай Иванович – перевод 1829 г.; Минский Николай Максимович – перевод 1896 г.; Вересаев Викентий Викентьевич – перевод 1949 г.: Сальников Александр Аркадьевич – перевод 2011 г., и, соответственно, четыре переводчика (и перевода) «Одиссеи»: Жуковский Василий Андреевич – перевод 1849 г.; Вересаев Викентий Викентьевич – перевод 1945 г.; Шуйский Павел Александрович – перевод 1848 г.; Сальников Александр Аркадьевич – перевод 2015 г. По отзывам многих читателей переводы «Илиады» и «Одиссеи» А. Сальникова уже отмечены как лучшие и наиболее удобные для современного чтения.


Реконструкция доспеха из Дендры, так сказать, в действии. Association of Historical Studies KORYVANTES. Фото Андреаса Смарагдиса.

Автор выражает благодарность Катсикису Димитриосу (http://www.hellenicarmors.gr), а также греческой ассоциации «Коривантес» (koryvantes.org) и лично Мэтту Потрасу за предоставленные фотографии своих реконструкций и информацию.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2

В прошлом материале новой серии статей цикла «Античная цивилизация» («Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1») речь шла о том, насколько изучение Гомера помогает историкам и связи его текстов с находками археологов. По логике вещей второй материал следовало бы посвятить раскопкам Генриха Шлимана и Артура Эванса, но так уж получилось, что среди последних статей вышел материал про столицу Хорватии Загреб. А в Загребе находится прекрасный музей Мимара, официальное название которого звучит так: «Художественная коллекция Анте и Вильтруды Топич Мимара», причем это художественное собрание очень высокого, можно без преувеличения сказать, мирового уровня. И вот как раз там находится одна уникальная античная статуя, о которой просто нельзя не упомянуть (и не рассказать), если мы ведем речь о древнегреческой культуре. Это так называемый «Хорватский Апоксиомен» – бронзовая скульптура, изображающая античного спортсмена, очищающего тело после состязания. Такие скульптуры получили название Apoxyomenos (от слова «Скребок»), причем сюжет их более чем банален и являлся иллюстрацией одного из самых распространенных элементов древнегреческой культуры: изображалась фигура атлета в тот самый момент, когда он специальным скребком, который римляне называли стригилом, соскабливал с кожи налипший на нее песок, смешанный с жиром, которым было принято умасливать тело перед всяким спортивным соревнованием.

Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2
«Хорватский Апоксиомен» (Музей Мимара)

Считается, что самой известной скульптурой Апоксиомена в античном мире была статуя Лисиппа из Сикиона, придворного скульптора Александра Македонского, которую он изваял из бронзы около 330 г. до н.э. Бронзовый оригинал ее был утерян, но в своей «Естественной истории Плиний Старший написал, что римский полководец Маркус Випсаний Агриппа поставил этот шедевр Лисиппа в Риме в Термах Агриппы, около 20 г. до н.э. Забавно, что император Тиберий так увлекся лицезрением этой скульптуры, что даже убрал ее к себе в спальню. Однако народу Рима это не понравилось. Во время гладиаторского боя, на котором присутствовал император, раздались крики: «Верни нам нашего Апоксиомена» и император заменил его копией.


Музей Мимара.

Плиний упоминал также о том, что аналогичную статую сделал скульптор Поликлет, либо один из его учеников. Так что получается, что были созданы две скульптуры на эту тему, а может быть на самом деле их было и гораздо больше. Например, в 1896 г. там, где находился древний Эфес в Турции, нашли бронзовую статую, которая сегодня находится в Художественно-историческом музее в Вене. И она настолько хороша, что специалисты никак не могут решить, что это – копия или оригинал. Фрагменты от разных Апоксиоменов хранятся в самых разных музеях, так что вполне возможно, что это была самая популярная статуя античности. Есть «голова», которая хранится в Эрмитаже, еще одна бронзовая голова находится в Художественном музее Кимбелла (Форт-Уэрт, Техас). Знаменитый Ватиканский Апоксиомен, который меняет позу, возможно является вариантом с оригинала Лисиппа.


Скульптура на дне моря

А потом было так, что 12 июля 1997 года бельгийский дайвер Рене Вутерс проводил свой отпуск в Хорватии, на Истрии (что лишний раз характеризует его как умного и практичного человека!), нырнул поглубже и на 45-метровой глубине увидел лежащее на дне тело! Позднее он рассказывал, что, волосы у него от ужаса встали дыбом, и он буквально выскочил на поверхность из воды. Но любопытство превозмогло страх, и он погрузился вторично. А погрузившись, увидел полузасыпанную песком и покрытую водорослями и ракушками статую в рост человека, которая смотрелась столь реалистично, что он ее принял за труп. Теперь он смог осмотреть всю найденную статую. Все было на месте: и руки, и ноги, и голова – оказалось, что ничего не было утрачено. Однако коснувшись головы, он понял, что она к телу не прикреплена, а находится на выступе скалы, хотя и совсем рядом с торсом. Высота скульптура, как это уже было измерено потом, составляла 192 см.

Голова на дне моря

Понятно, что дайвер сообщил «куда надо», что статую обследовали специалисты, однако поднять на поверхность ее смогли только лишь в апреле 1999 года. Причем, специальная экспедиция исследовала дно вокруг места находки на предмет обнаружения еще чего-нибудь, ну скажем, места возможного кораблекрушения, но кроме бронзовой базы с орнаментом в виде меандра, ничего не нашли. Ну, а база, видимо, отломилась от статуи, когда она падала в море. Вот только как она в него упала, откуда упала и почему упала – вот вопросы, на которые мы уже никогда не получим ответов. С другой стороны, нет ответов – зато есть статуя!


Фигура, извлеченная со дна

Правда, оказалось, что найденная скульптура нуждается в очень серьезной реставрации, так как ее задняя поверхность, непосредственно лежавшая на песке, пострадала достаточно сильно. Вот передняя оказалась законсервирована покрывшим ее слоем ракушек, и это они, ракушки, сохранили от воздействия морской воды покрывавшую ее «благородную патину», которая естественным образом защищает все бронзовые предметы от разрушительного воздействия кислорода воздуха.
Голова, покрытая коркой отложений

Одновременно с работой по реставрации статуи велись исследования состава ее металла и изучалась технологии ее изготовления. Выяснилось, что она была сделана из семи отдельных частей, отдельного изготовленных ног и рук, самого торса, головы, гениталий, ну и, конечно, базы. После того, как все они были соединены в одно целое, образовавшиеся кое-где отверстия были зачеканены дополнительными металлическими деталями.


Голова после очистки. Губы — красная медь!

Большую часть анализов провели в научных лабораториях Флоренции и также в хорватском Институте сохранения наследия. К ним привлекли, как это сейчас повсеместно практикуется, специалистов из самых разных областей, включая физиков, химиков и даже биологов. Например, биологи, проведя исследования «тоже сказали свое слово»: оказывается, внутри этой статуи какое-то время обитали мелкие грызуны и даже соорудили себе там гнездо. Поскольку наличие биологического материала этих грызунов относится к I-II векам н.э., был сделан вывод, что уже тогда статуя была явно повреждена и несомненно лежала на земле. То есть в море она тогда еще не утонула. Но это значит, что она утонула позднее? И вот еще вопрос – кто был изготовитель и кто был заказчик этой скульптуры?


Скульптура в полный рост

Такой же вопрос постоянно задают и глядя на мраморную скульптуру Апоксиомена, хранящуюся в Ватикане: уж не с фигуры творения Лисиппа она была сделана? И, считается, что да – с его скульптуры. Тут берется во внимание и характерный динамизм его работ, свойственный эпохе IV века до н.э., и сходство с такими статуями, как «Юноша из Антикиферы» и «Афина из Пирея». Ну и к тому же эта мраморная копия по-настоящему уникальна, поскольку не повторена в римских копиях.

Положение рук

А вот бронзовая статуя, найденная в Хорватии, как раз показывает нам характерный тип атлета, известный по многим римским копиям. Так еще в 1886 году был найден «Апоксиомен из Эфеса», который хранится в Вене. Но возникал вопрос, а что, собственно говоря, он делает, ведь стригиль был с нее утрачен. Статуя из Хорватии дает ответ на этот вопрос: своей правой рукой атлет сжимает ручку стригиля, а вот левой придерживает его конец, что видно из положения пальцев его рук, хотя сам стригиль не сохранился и у этой статуи. Правда, многое другое в этой статуе не совпадает с фигурой и мрамора.

Ноги и база скульптуры

Интересно, что в сплаве хорватской статуи очень мало свинца, что характерно для сплавов IV века до н.э., чем более поздних сплавов эллинистического или римского времени. Само литье имеет низкое качество, в нем много трещин и швов. Имея хорошую восковую модель, можно было изготовить несколько копий, и ученые предполагают, что более качественная отливка уже была с той же модели сделана. Естественно, возникает вопрос, не Апоксиомен ли это самого Лисиппа. У него тщательно проработанные волосы, а размеры головы меньше, чем те, что были эталоном для IV века до н.э. Хотя телосложением он «крепче» других скульптур и правая рука вытянута как-то неловко. Может быть это авторская копия или один из его опытов? Кто знает?


Вот такой он, красавчик!

В 2015 году состоялся масштабный международный выставочный проект «Power and Pathos», посвященный бронзовой скульптуре эллинистического мира. Еще раз было отмечено, что ни один другой тип греческой скульптуры не дошел до нас сразу в трех бронзовых копиях, две из которых – статуи в полный рост, дополненные также и несколькими мраморными копиями. То есть почему-то именно эта скульптура была особенно популярна, причем и в Греции, и в Риме! Причем можно предположить, что все три бронзовые скульптуры были изготовлены в Восточном Средиземноморье, а вот мраморные сделаны в Италии. Как бы там ни было, а хорваты теперь очень гордятся, что свой Апоксиомен есть также и у них, причем очень хорошего качества.



Впрочем, там много и других интересных экспонатов…

Картина дня

наверх