На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Антисемитизм без границ (История) (4 статьи)

Михаил ЛОБОВИКОВ. Уроки Кишиневского погрома

Кровавый навет, пробудивший еврейское самосознание

Национальная история описывает циклы нашего существования двумя формулами: либо кто-то хотел нас уничтожить, и аккумулированный ужас уцелевших определил травму последующих поколений, либо перебор с направленной на нас грубой силой вызвал противодействие и всплеск национального самосознания. Можете проверить.
Эпоха же сионизма соединила в себе обе эти формулы. Но даже учитывая эмоциональный импакт Холокоста, важнейший прорыв нашей новейшей истории произошел не по горячим, в прямом смысле, следам слишком долго горевших печей Освенцима. Было другое событие, определившее ход нашей истории, и место в ней сегодня каждого из нас. И произошло оно ровно 115 лет назад.
9 нисана 5663 еврейского года, в апреле 1903-го. В Кишиневе. В Российской империи. Изобретенный и внедренный в производство средневековыми католическими пастырями кровавый навет на евреев, уже мало популярный к тому времени в Западной Европе, только вошел во вкус в Восточной. Той весной кишиневская газета «Бессарабец» поведала о ритуальном убийстве евреями христианского подростка, был пущен слух о поддержке царем крайних мер против проклятых иноверцев, в пасхальное воскресенье в соборе огласили установку, и полиция и армия «умыли руки» (взяли отгул по собственному) на три дня.
Результат – затяжной погром, в котором 49 евреев были убиты, около 600 ранены – из них около 100 тяжело – и треть домов в городе разграблены и сожжены.
Только в конце третьего дня армии дали указание вмешаться и разогнать погромщиков. Полиция вмешивалась еще в первый день – но только чтобы разоружить и арестовать отряды еврейской самообороны и пресечь любые попытки евреев к сопротивлению.
Результаты:
1. Резкое увеличение еврейской эмиграции из России, в т.ч. в Эрец-Исраэль. Вторая алия, заложившая почти все основы государства Израиль, началась на волне бегства от погрома в Кишинёве и последовавших за ним других. По иронии судьбы, именно благодаря фантазии редактора «Бессарабца» Павла Крушевана, огромное количество русскоподданных иудеев ускользнули в США от рук гестапо и СС, спохватившихся каких-то 35 лет спустя.
2. Напуганный происходящим Герцль выдвинул «план Уганды», стремясь не откладывая спасти то, что есть, не дожидаясь появления в туманной перспективе прав на Эрец-Исраэль.
3. Возмущенные этим «планом» русские сионисты торпедировали «Уганду» и сфокусировались на борьбе за Эрец-Исраэль и за ее практическое освоение – ускорение выкупа в ней земель и создания на них еврейских поселений.
4. Зеэв Жаботинский проникся идеями необходимости создания еврейской самообороны, и вообще перехвата национальной инициативы в свои руки, не дожидаясь милостей «от природы» — т.е. от мирового прогрессивного сообщества. И начал свой путь к ревизионизму, ставшему – и оставшемуся – на сегодняшний день основной креативной идеологией сионизма.
5. Американский еврейский банкир Яков Шиф начал давать кредиты Японии для войны с Россией, одновременно ограничивая получение последней кредитов в США. В итоге, получив заверения от русского правительства о прекращении дискриминации евреев, он остановил кредиты Японии, и способствовал окончанию войны – но только после фактического поражения России. Приведшего к кризису внутри империи, и к началу революционного разброда и развала в ней.
По сути, расклад сил и основные процессы, приведшие к укреплению сионизма в первой половине ХХ в., и к основанию государства Израиль, произошли во многом под влиянием бессмысленного и беспощадного Кишиневского погрома. Нежелание Британии спасать еврейских беженцев от нацизма, и поднятое из-за этого предательства восстание ЭЦЕЛя против мандата, приведшее к отказу Британии от него с одной стороны, и стремление Европы избавиться от оставшихся евреев после войны, с другой, подвели лишь к техническому решению о создании Израиля.
Нам «дали» страну (то, что от нее осталось) не из любви к нам, и не из-за поддержки идей сионизма. А только чтобы решить свою внутреннюю проблему. Вызванную вышедшим из-под контроля проявлением к нам христианской морали и европейских гуманных ценностей.
Не будь второй алии и ревизионистского движения, прогрессивная Европа в конце сороковых пошла бы максимум на создание для нас таки резервации в Уганде или на Мадагаскаре вместо Эрец-Исраэль. Или автономии в Пруссии – как предлагал лорд Мойн, ликвидированный Э.Хакимом и Э.Бейт-Цури (казненными за это британцами 73 года назад).
Кишиневский погром учит нас, что:
1. В галуте нам делать нечего.
2. Надо не игнорировать возникающие опасности, а вовремя противодействовать им – либо спасать себя, не теряя времени.
3. Никто нас не защитит, кроме самих себя.
4. Никто не признает за нами наших прав, и мы обязаны сами провозглашать их и обеспечивать на практике.
Чем лучше мы это поймем, тем легче нам будет противостоять следующему поколению погромщиков, стремящихся дать свой незамысловатый ответ на «еврейский вопрос». Каждый раз нам преподносят его в новой обертке, и каждый раз мы долго и восхищенно шуршим ею, пока не развернем и не найдем старую и знакомую фигуру из пальцев.
Пора уже придумать самим, как нам жить следующие 30 лет.
А перед этим почтим память убитых тогда, 115 лет назад.

http://www.isrageo.com/2018/03/29/urokikip/

"Эй, ты реабилитирован…" К сожалению, слова Альберта Эйнштейна "Антисемитизм - это тень еврейского народа" остаются актуальными во все времена. Фото Владимира Плетинского
Вставай, страна огромная, вставай, страна погромная…
Эфраим БАУХ
В прошлое канули времена горбачевской перестройки. Процесс пошел. Удивительное дело: как только был демонтирован сталинизм, оказавшийся лишь верхним слоем прогнившей луковицы, вскрылся и всплыл на поверхность сплошно гнилью – ленинизм.
Вся эта трагическая эпопея, длившаяся семьдесят лет, подобно фантомной боли, еще долго будет терзать психическое здоровье населения самой большой по территории страны, и сниться ему будет не "крейсер "Аврора", а неисчезающий фантом вышки и вохры (военной охраны) над всеобщей казармой.
Донской монастырь я посетил в 2007 году, в бытность свою в Москве, на встрече в ПЕН клубе России, в качестве Президента ПЕН клуба Израиля.
Поводом посещения Донского монастыря и, главное, Донского кладбища, был памятник, поставленный 21 сентября 2004 года, на месте предполагаемого захоронения в братской могиле расстрелянных по приказу Сталина руководителей и членов Еврейского Антифашистского Комитета (ЕАК) в подвалах Лубянки, 12 августа 1952 года. Только подумать, что всего через полгода и неделю, 5 марта 1953 года отправился в Преисподнюю наш "достопочтимый корифей", о котором в концлагерях, сначала из уст в уста, затем в полный голос шел крик радости – "Ус сдох". Скандирование неслось над безмолвными полями усопших зеков по всей России.
Стоял я и вспоминал, как в 1977 году, перед репатриацией в Израиль, приехав в Москву, в марте, посетил Новодевичье кладбище рядом с монастырем. Прошел к могиле выдающегося русского философа Владимира Соловьева, ощутив то ли заброшенность, то ли глоток вечности. Скука гнездилась в мраморных и гранитных вензелях, – на памятниках маршалов и генералов. Могила Шукшина была завалена ветками калины. Гипнотизировала отдельная голова на блюде мрамора, низко срезанная по шею, Никиты Хрущева – памятнике работы гениального Эрнста Неизвестного. Голова была цвета кукурузного початка с выставки достижений народного хозяйства. А вокруг головы – хаос из черных и белых глыб мрамора, тщетно рвущийся выглядеть осмысленным. Странно смотрелись в этой Божьей обители стены, окантованные открытками, размножающимися простым делением и прикрывающими сотни ниш, заполненных урнами с пеплом тех, кто развеивал десятилетиями пепел невинных душ. Десятки отверстых ниш пустовали. Тысячи воинствующих атеистов стояли в двойной очереди – за смертью и разрешением быть почетно замурованным в клетку.
В прахе все на одно безличие.
На открытках лица как мертвые куколки, а издали – нечто безликое, шевелящееся во взгляде и замершее стеклянноглазие.
Выбившие столько зубов – видят осклабившуюся беззубую маску смерти, весело хихикающую: "Запечатают тебя, дружочек, в горшочек". Горшочки с палаческим прахом. Песчаная пыль животных душ, начисто вычеркнутых из Божьей книги. Ужас обыденщины может свести с ума.
У выхода из Новодевичьего кладбища пахло туалетом. Серые сумерки колыхались у фонарей. Летящие электрички ножево свистели разбойным железом над обнаженностью Лужников, покоем Новодевичьего кладбища.
Последнее воспоминание: милиция поторапливает – пора закрывать кладбище. На асфальтовой дорожке был виден старик, идущий к выходу, постукивающий палкой. Не тот ли, из веселой шутки, проходящий с кладбища на кладбище, постукивающий палкой по плитам: "Эй, ты реабилитирован… Эй, ты реабилитирован… Эй, ты реабилитирован…
Теперь, ровно через 30 лет, я стоял один на пустынном Донском кладбище. И поэтому не шепотом, а в полный голос произнес заученную на всю жизнь в юности еврейскую поминальную молитву "Кадиш". Я читал ее за отца, погибшего в Сталинграде, и несколько раз в годовщину расстрела Еврейского Антифашистского Комитета, когда в Израиле собирались близкие погибших и их друзья почтить их память. Выступая на этих печальных сходках, я сказал о том, что, по словам главы ЕАК Соломона Абрамовича Лозовского, следователи вели себя, как настоящие антисемиты, используя нацистскую антисемитскую терминологию.
Кенотаф репрессированному начальнику Совинформбюро Соломону Лозовскому на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: Wikipedia / Сергей СемёновСтоял я у памятника и вспоминал написанное мной стихотворение в тот приснопамятный 1952 год, несколько странно звучащее сегодня и посвященное 25 узникам, казненным в сталинских застенках:
12 августа 1952
Был странный суд. Был поздний час.
Сидел убийца среди нас.
Мы были все – как на вокзале.
Мы даже слова не сказали.
Все знаки тайные сошлись
На этом бледном человеке.
Он был кургуз, опрятен, лыс
И прятал розовые веки.
Он требовал скорей кончать,
Он даже пробовал кричать:
"Есть справедливость! Нету мести!
Скорей на казнь!" – он даже взмок.
А дом качался, как челнок,
И в завтра нас несло всех вместе.
За окнами редела тьма,
И плыли долгие дома,
И, как ножи, часы стучали.
Он плакал, он сошел с ума…
А мы сидели и молчали.
В те страшные дни евреи едва слышно, почти шепотом, распевали:
Вставай, страна огромная,
Вставай, страна погромная…
Вспоминал я у этого памятника Александра Михайловича Борщаговского, благословенной памяти, известного всем автора сценария к фильму "Три тополя на Плющихе". Его во время очередной антисемитской кампании внесли в список "космополитов", лишили возможности получать гонорары, не распяли, так расплющили. И проживал он с семьей в подвале многоэтажного дома, где по влажным стенам змеились трубы водяного отопления. Помог ему Константин Симонов, послав в командировку на дальний восток, писать роман "Русский флаг".
Александра Михайловича Борщаговского, известного всем автора сценария к фильму "Три тополя на Плющихе", во время очередной антисемитской кампании внесли в список "космополитов", лишили возможности получать гонорары, не распяли, так расплющили. Фото: lechaim.ruНаше с ним знакомство случилось в Коктебеле в более для него благополучные времена. И свело нас в Сердоликовой бухте, где я, как говорится, по своей геологической специальности, с женой попал в компанию фанатиков по собиранию камней – сердоликов, халцедонов и топазов. И глава этих фанатиков Борщаговский выклянчил у меня довольно большой сердолик, который мне, как бывает всегда у новичков, попался.
С тех пор началась наша переписка. Он прочитал копию рукописи моего, можно сказать, первого завершенного романа "Остальное: молчание" (последние слова шекспировского Гамлета). Борщаговский написал достаточно обширный отзыв. Рукопись пролежала в издательстве "Советский писатель" и, конечно же, была отвергнута.
Издали роман в Израиле под иным заглавием – "Кин и Орман". Воистину, согласно пословице, не мытьем, так катаньем, роман прикатился в Россию и вместе с другими моими книгами выставлялся на Московских книжных ярмарках.
Александр Михайлович прошел, как говорится огонь, воду и медные трубы, прожив 92 года. Несмотря на возраст, он в последние годы совершил истинный подвиг. Ему, по сути, одному удалось получить доступ к архивам процесса над Еврейским Антифашистским Комитетом. Судя по сценарию к фильму "Три тополя на Плющихе", Борщаговский был драматургом высочайшего класса. Кстати, в справочниках Союза советских, а затем, писателей России он проходит по жанру драматургии.
Борщаговский пишет:
"…Поиски и случай позволили мне хотя бы отчасти открыть загадку уничтожения Михоэлса и Зускина, ареста Полины Жемчужиной… Передо мной все тома стенограммы процесса, все его протоколы в ни разу не нарушенной временной последовательности: закрытое заседание состоялось 6 июля, затем, по настоянию Фефера, повторилось 10 июля, вдогонку письменным сообщениям Фефера, написанным карандашом…"
В целях дезинформации сотрудники МГБ устроили приехавшему на гастроли в Москву Полю Робсону встречу с идишским поэтом Ициком Фефером, которого переодели в тюрьме и привезли а гостиницу, на встречу с Робсоном. Певец сразу же догадался, что это инсценировкаИ еще. В другом месте:
"Если бы Михоэлс и его спутник не были казнены на черносотенный лад ударом кистеня, гирьки или "фомки" в висок, а были застрелены, я бы назвал эти выстрелы стартовыми. Но стартовыми не для нас – в общем, слепых и благодушных современников – а для людей Берии – деловым переходом к энергичным действиям после томительного ожидания и нескольких лет подготовки… Расцвел Донос, взмыл, достигая высот 1937, с той только разницей, что Донос теперь сделался ликующий, публичный, почти горделивый. Вперед вышел ораторствующий клеветник, объятый священным трепетом и гневом. В тюрьму попали сравнительно немногие. На этот раз шло удушение не нравственности, – удушение совести".
Лишь через 44 года, в 1992 году, в газете "Аргументы и факты" (№19) были опубликованы выдержки из секретного письма бывшего тогда Министром внутренних дел СССР Лаврентия Берия в Президиум ЦК секретарю ЦК КПСС Георгию Маленкову. Письмо было полностью скопировано Борщаговским и приведено в его книге "Обвиняется кровь" (часть опубликована в 10-м номере журнала "Новый Мир", за 1993).
Письмо написано советским бюрократическим, циничным языком. Написано хладнокровном стиле разбойников с большой дороги, с явным несоблюдением знаков препинания, но, вероятно, не вразрез с "главным корифеем языкознания" (по лагерному шлягеру Юза Алешковского "Товарищ Сталин, вы большой учёный//, В языкознанье главный корифей//, А я простой советский заключенный//. Не меньшевик, и даже не еврей//…). В свое время, в анкете для членов Совнаркома, Сосо написал – "интеллигент" с одним "л".
"Совершенно секретно…
В ходе проверки материалов следствия по так называемому" делу о врачах-вредителях", арестованных бывшим Министром Госбезопасности СССР, было установлено, что ряду видных деятелей советской медицины, по национальности евреям в качестве одного из главных обвинений инкриминировалась связь с общественным деятелем – народным артистом СССР МИХОЭЛСОМ. В этих материалах Михоэлс изображался как глава антисоветского еврейского националистического центра, якобы проводившего подрывную работу против Советского Союза по указаниям из США.
Версия о террористической деятельности и шпионской работе арестованных врачей Вовси М.С., Когана Б.Б. и Гринштейна А.М. основывалась на том, что они были знакомы, а Вовси состоял в родственной связи с Михоэлсом.
Следует отметить, что факт знакомства с Михоэлсом был также использован фальсификаторами из бывшего МГБ СССР для провокационного измышления обвинения в антисоветской националистической деятельности П.С.Жемчужиной, которая на основании ложных данных была арестована и осуждена Особым совещанием МГБ СССР в ссылке.
Следует подчеркнуть, что органы государственной безопасности не располагали какими-либо данными о практической антисоветской и тем более шпионской террористической подрывной работе Михоэлса против Советского Союза.
Необходимо также отметить, что в 1943 году Михоэлс, будучи председателем еврейского антифашистского комитета СССР, ездил, как известно, в США, Канаду, Мексику и Англию и его выступления там носили патриотический характер.
В процессе проверки материалов на Михоэлса выяснилось, что феврале 1948 г. (ошиблись на месяц: убийство Михоэлса было совершено 12 января 1948. Еф.Б.) в городе Минске бывшим заместителем Министра Государственной Безопасности Белорусской ССР Цанава, по поручению бывшего Министра Госбезопасности СССР Абакумова, была проведена незаконная операция по физической ликвидации Михоэлса.
В связи с этим Министерством Внутренних Дел СССР был допрошен Абакумов и получены объяснения Огольцова и Цанава об обстоятельствах проведения этой преступной операции. Абакумов показал: "Насколько я помню, в 1948 году Глава Советского Правительства И.В.Сталин дал мне срочное задание – быстро организовать работниками МГБ СССР ликвидацию Михоэлса, поручив это специальным лицам. Тогда было известно, что Михоэлс, а вместе с ним и его друг, фамилию которого не помню, прибыли в Минск. Когда об этом было доложено И.В.Сталину, он сразу же дал указание именно в Минске и провести ликвидацию Михоэлса под видом несчастного случая, т.е. чтобы Михоэлс и его спутник погибли, попав под автомашину. В этом же разговоре перебирались руководящие работники МГБ СССР, которым можно было поручить проведение указанной операции. Было сказано – возложить проведение операции на Огольцова, Цанава и Шубнякова. После этого Огольцов и Шубняков вместе с группой подготовленных для этой операции работников, выехали в Минск, где совместно с Цанава и провели ликвидацию Михоэлса.
Когда Михоэлс был ликвидирован и об этом доложили И.В.Сталину, он высоко оценил это мероприятие и велел наградить орденами, что и было сделано".
Огольцов, касаясь обстоятельств ликвидации Михоэлса и Голубова, показал: "Поскольку уверенности в благополучном исходе операции во "время автомобильной катастрофы" у нас не было, да и это могло привести к жертвам наших сотрудников, мы остановились на варианте – провести ликвидацию Михоэлса путём наезда на него грузовой машины на малолюдной улице. Но этот вариант, хотя был лучше первого, но он тоже не гарантировал успех операции наверняка. Поэтому было решено через агентуру пригласить в ночное время в гости с каким-либо знакомым, подать ему машину к гостинице, где он проживал, привезти его на территорию загородной дачи Цанава Л.Ф., где и ликвидировать, а потом труп вывезти на малолюдную глухую улицу города, положить на дороге, ведущей к гостинице и произвести наезд грузовой машиной. Этим самым создавалась правдоподобная картина несчастного случая наезда автомобилем для людей, возвращающихся с гулянки, тем паче, подобные случаи в Минске, в то время были очень часты. Так было и сделано".
Цанава, подтверждая объяснения Огольцовым обстоятельств убийства Михоэлса и Голубова, заявил: "…Зимой 1948 года в бытность мою Министром Госбезопасности Белорусской ССР, по ВЧ позвонил мне Абакумов и спросил, имеется ли у нас возможность для выполнения одного важного задания И.В.Сталина? Я ответил ему, что будет сделано. Вечером он мне позвонил и передал, что для выполнения одного важного решения правительства и личного указания И.В.Сталина в Минск выезжает Огольцов с группой работников МГБ СССР, а мне надлежит оказать ему содействие.
При приезде Огольцов сказал нам, что по решению Правительства и личному указанию И.В.Сталина должен быть ликвидирован Михоэлс, который через день или два приезжает в Минск по делам службы.
Убийство Михоэлса было осуществлено в точном соответствии с этим планом. Примерно в 10 часов вечера трупы Михоэлса и Голубова завезены во двор дачи Цанава, немедленно сняты с машины и раздавлены грузовой машиной. Примерно в 12 часов ночи трупы были погружены в грузовую машину, отвезены и брошены на одной из глухих улиц города. Утром они были обнаружены рабочими, которые об этом сообщили в милицию".
Таким образом, Министерством Внутренних Дел СССР установлено, что в феврале 1948 года Огольцовым и Цанава, совместно с группой оперативных работников МГБ – технических исполнителей – под руководством Абакумова была проведена преступная операция по зверскому убийству. Учитывая, что убийство Михоэлса и Голубова является вопиющим нарушением прав советских граждан, охраняемых Конституцией СССР, а также в целях повышения ответственности оперативного состава органов МВД за неуклонное соблюдение советских законов, МВД СССР считает необходимым:
а) Арестовать и привлечь к уголовной ответственности бывшего заместителя министра МГБ СССР Огольцова С.И. и бывшего Министра Госбезопасности Белорусской ССР Цанава.
б) Указ президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями участников убийства Михоэлса и Голубова отменить.
Л.П.Берия
2 апреля 1953 года ".
По нумерологическому ли, мистическому закону, пять зловещих лет протянулись между двумя датами моего рождения – 13 января 1934 года, убийством Михоэлса, с 12 на 13 января 1948, и 13 января 1953 – "делом врачей-вредителей".
1 декабря 1949 был закрыт Государственный Еврейский театр — ГОСЕТ. 15 июня 49 года из библиотек было изъято 500 книг еврейских авторов на русском языке. В июне 1953 арестованный полковник МГБ Михаил Рюмин который особенно отличился издевательствами над заключенными ЕАК, на допросе дал показания:
"С конца 1947 года в следственной части по особо важным делам начала проявляться тенденция – рассматривать лиц еврейской национальности врагами Советского государства. Эта установка приводила к необоснованным арестам лиц еврейской национальности и обвинению в шпионаже в пользу Америки".
Члены ЕАК. Слева направо: поэт Ицик Фефер, врач Б.А.Шимелиович, актёр Соломон Михоэлс, журналист из США Бенцион Гольдберг, физиолог Лина Штерн, генерал Арон Кац и поэт Перец МаркишГотовилось ритуальное убийство еврейских интеллигентов.
В печати не было и намека на истинное состояние начала войны с Германией, когда СССР стоял на грани оглушительного катастрофического поражения. Из 170 советских дивизий 124 полностью потеряли боеспособность и были расформированы. Четыре миллиона советских бойцов попали в плен к немцам. Именно тогда "корифей" в отчаянии послал еврейскую делегацию с Михоэлсом во главе в США. Евреи в мире собрали 45 миллионов долларов, евреи Палестины – 800 тысяч долларов. На эти деньги было приобретено 1000 танков и 500 самолетов. Эту свою "слабость" "корифей" евреям простить не мог.
Официальных сообщений об аресте ЕАК не было. Внешне выглядело, как внезапное исчезновение известных на Западе людей.
В Нью-Йорке, в марте 1949, председатель Союза писателей СССР Фадеев лгал, что видел своих еврейских коллег совсем недавно. Молчал и обманывал западных коллег и Илья Эренбург.
В апреле национальный комитет Коммунистической партии США поручил Говарду Фасту, автору всемирно известного романа "Маккавеи – братья мои", предъявить Фадееву в Париже обвинение СССР в "вопиющих фактах – актах антисемитизма", перечислив ему все факты репрессий, исчезновений и антисемитских публикаций в прессе. Фадеев всё отрицал.
В целях дезинформации сотрудники МГБ устроили приехавшему на гастроли в Москву Полю Робсону встречу с идишским поэтом Ициком Фефером, которого переодели в тюрьме и привезли в гостиницу, на встречу с Робсоном. Певец сразу же догадался, что это инсценировка. К тому же, москвичи подсказали. Тем не менее американские левые, зная реальность, продолжали публично лгать и защищать СССР.
Соломон Михоэлс и Поль Робсон во время визита великого еврейского режиссера и артиста в США в 1943 году. Архивная фотографияАльберт Эйнштейн внес печальную щепотку горечи в те дни, сказав:
"Антисемитизм — это тень еврейского народа".
22 ноября 1955 года был отменен приговор всех осужденных членов Еврейского Антифашистского Комитета, чья трагическая история шаг за шагом воссоздавалась в восьмидесятые-девяностые годы ХХ века. В годы учебы на Высших литературных курсах в Москве, ВЛК, мне шли в руки сочинения Авторханова – "Империя Кремля. Советский тип колониализма", "Загадка смерти Сталина" и, особенно, книга итальянского ученого Джузеппе Баффо "История СССР".

http://www.isrageo.com/2018/02/27/eytyr243/

Пурим под колпаком у КГБ
Москва. 1979 год. Дети, собравшиеся на пуримшпиль
Пуримшпиль в СССР был реанимирован активистами еврейского движения в 1970-1980-х годах
Рита ГЕНЗЕЛЕВА

Национальное движение евреев в СССР в 1970-1980-х сопровождалось расцветом бесцензурного сатирического творчества. Наряду с неистребимым анекдотом оно было представлено стихами, бардовскими и «локальными» песнями, сатирическими текстами еврейского самиздата — и, конечно же, пуримшпилем.
Этот старинный жанр народного еврейского комического театра был реанимирован активистами еврейского движения после полувекового небытия и получил распространение в городах с многочисленным еврейским населением от Прибалтики до Восточной Сибири. За полтора десятилетия, с середины 1970-х до конца 1980-х, были созданы многие десятки оригинальных пуримских пьес, часть которых безвозвратно утрачена. В основе предлагаемой статьи — более чем пять десятков оригинальных пуримшпилей, поставленных в Москве, Ленинграде, Риге, Таллине, Вильнюсе и Тбилиси.
Вплоть до конца 1980-х пуримшпили представлялись на частных квартирах, зачастую — с риском для их хозяев, артистов и зрителей. Автор шести московских пуримшпилей Роза Финкельберг вспоминала, что во дворах и около домов, где должны были состояться пуримские представления, к приходу артистов уже дежурили несколько откровенно официальных машин. Милиционеры и узнаваемые фигуры в штатском пытались помешать представлениям, запугивая хозяев квартир, хотя к арестам не прибегали.
Беспощадным преследованиям пуримшпилеры подвергались в Украине. На суде одесских активистов Меира Непомнящего и Якова Левина, обвинявшихся в «систематических измышлениях, порочащих советский государственный и политический строй», одной из главных улик служило содержание пуримшпиля, поставленного на квартире Непомнящих в марте 1984 года.
По рассказам харьковчанина Евгения Айзенберга, осужденного в 1985 году на два с половиной года за распространение «ложных измышлений» и «разжигание эмигрантских настроений», на его судебном процессе в качестве доказательства вины приводились цитаты из пуримшпилей, реквизированных при обыске.
В условиях постоянной опасности представляли свои спектакли ленинградские пуримшпилеры. За две недели до Пурима 1982 года активистов, причастных к подготовке представления, предупредили о недопустимости сборищ в связи с еврейскими праздниками. Им угрожали, за их квартирами была установлена открытая слежка, каждого входившего фотографировали. В ответ на это генеральному прокурору СССР, в ЦК партии, в КГБ были отправлены письма протеста, подписанные тридцатью отказниками. Но результатом обращений стали милицейские налеты и блокада квартир. Тогда было решено отложить пуримшпиль на две недели. В назначенный день десять детей в сопровождении десяти взрослых были встречены «четырьмя милицейскими машинами, одним автомобилем “Москвич”, несколькими машинами “Волга”, принадлежавшими КГБ, и милиционерами в количестве тридцати человек. У пришедших требовали предъявить документы под предлогом кражи из соседней квартиры. Их имена были переписаны и паспорта изъяты».

Москва. 1976-1977 годы, квартира Хасиных. Детский хор под управлением Полины Айнбиндер

Накануне Пурима 1985 года ленинградская художница Нелли Липович-Шпейзман, обучавшая ивриту несколько групп еврейской молодежи, предложила одному из своих учеников, Борису Локшину, написать пуримшпиль. Текст был готов и отрепетирован, но представлять его было негде. Квартира Шпейзманов на проспекте Славы находилась под неусыпным наблюдением. И тогда кто-то предложил использовать ожидавший капитального ремонта пустующий дом неподалеку от станции метро Чернышевская, где прежде жил один из отказников. Чтобы в день праздника не привести за собой «хвост», Шпейзманы отправились на место представления заранее и провели ночь в промерзшем, давно нежилом помещении, по которому сновали крысы. К семи вечера следующего дня на генеральную репетицию стали собираться актеры. На представление попали только те из зрителей, кто пришел с участниками спектакля, и те немногие, кто, миновав оцепление, проник в дом через неизвестный преследователям черный ход. Остальных вылавливали на остановке автобуса и у выхода из метро. Несколько десятков евреев, окруженные милицией и гэбистами, в холодной квартире заброшенного дома самозабвенно веселились. Они смеялись над современными потомками Амалека, смеялись над собой. В этой сюрреалистической ситуации воплотилась природа еврейского смеха наперекор обстоятельствам.
Борис Локшин, автор и постановщик пуримских пьес этой группы, заметил, что «усилия, предпринимаемые против пуримшпилеров “всемогущей Софьей Власьевной (условное наименование советской власти — прим. автора)”, были настолько неадекватны, что мы не могли не отнестись к своим спектаклям как к грозной силе и великой ценности. Три “воронка” у подъезда и по милиционеру на каждой лестничной клетке воспринимались нами так же, как аншлаг актерами провинциального театра».
Представления, связанные с еврейскими праздниками, подвергались гонениям и в Риге. Их неизменные участники Юдит и Хаим Соловей вспоминают, что пуримшпиль 1982 года состоялся в заблаговременно снятом зале торжеств. Но уже следующий еврейский праздник открыто провести не удалось: зал, заказанный активистами, был закрыт КГБ — спектакль пришлось давать на квартирах. Годом позже было решено арендовать зал под предлогом свадьбы Юдит и Хаима. Эта идея оговаривалась на кухне у мнимых молодоженов. Но утром раздался звонок из КГБ — оказалось, квартира прослушивалась. Хозяев предупреждали: затея устроить представление под видом свадьбы не удастся. Тогда возник замысел, о котором знали только несколько человек: снять два помещения — одно официально, куда будут приглашены зрители; второе — тайно, для представления. В день праздника зрители устремились в объявленное место. Предвидение организаторов пуримшпиля подтверждалось: зал оказался закрытым. Собравшимся было объявлено, что помещение не отвечает нормам противопожарной безопасности. Люди стали расходиться, но от одного к другому передавалась весть: в нескольких кварталах от зала приготовлены машины, которые доставят их на спектакль. Никто из пассажиров не знал, куда их везут. Между тем в кафе «Спорт» в Межапарке все было готово к представлению. Когда спектакль был в самом разгаре, появились «стражи порядка». Чтобы не позволить им войти, зрители закрыли зал изнутри и встали у дверей живой стеной. Спектакль был доведен до конца, несмотря на звуки сирен, стук в двери и усиленные рупорами требования освободить помещение. За этим событием последовали обыски. У активистов, наряду с текстами пуримшпилей и материалами для самиздатовского журнала «Хаим», было изъято все, что имело отношение к еврейской культуре.
Приведенные факты и воспоминания не претендуют на исчерпывающую полноту картины, но дают представление об условиях, в которых создавались пуримские спектакли.
Российский социолог и журналист Алексей Бессуднов охарактеризовал пуримшпили 1970-1980-х годов как «субкультуру отказников — людей, которые уже в силу своего положения изгоев в советском обществе вынуждены были контактировать друг с другом» и «самоорганизовываться внутри СССР». Думается, эта оценка сужает сферу бытования возрожденного жанра и искажает его национально-культурную сущность.
Отказникам принадлежала ведущая роль в еврейском движении 1970-1980-х годов. Они же были инициаторами большинства пуримских спектаклей. Но еврейское национальное движение, как и связанное с ним бесцензурное сатирическое творчество, не были ограничены кругом отказников.
Еще более несостоятельно причисление пуримшпилей к субкультуре. Субкультура — второстепенный «сегмент» доминирующей культуры, отличающийся от нее лишь в отдельных аспектах. Пуримшпили, создаваемые на русском языке людьми, выросшими на русской культуре, сохраняли с ней множественные связи. Но при этом они представляли иную этическую, эстетическую, мировоззренческую систему, связанную с национальным мироощущением и национальной самоидентификацией активистов еврейского движения.
Официальным советским ценностям пуримшпилеры противопоставляют свои, национальные, идеалы. Так, характерное для эпохи застоя отторжение идеала «советской Родины-матери» оказывается включенным в оппозицию «свое-чужое», где «чужое» — галут, страна проживания, а «свое» — Израиль.
В московском пуримшпиле Михаила Нудлера 1979 года эта оппозиция воплощена в переделке популярной песни М.Ножкина из кинофильма «Освобождение» (1968): «Девятый год мне нет житья, / Мне виза снится. / Девятый год соленый пот и кровь рекой. / А мне б в Израиле скорее очутиться, / а мне б до Эреца дотронуться рукой…». Пуримшпилеры ленинградской группы Сени Фрумкина, Аллы Цвеер, Жени Фрадкиной выражают веру в возвращение из галута в форме незатейливой песенки: «Болею я за свой народ, / за свой народ в изгнании. / Я верю в это наперед: / Мы будем все в Израиле». В тбилисском пуримшпиле второй половины 1980-х эта оппозиция воплощалась с помощью визуального ряда спектакля: вслед за появлением Амана и его призывом «бить жидов» на экране появлялись слайды с видами Иерусалима.
Пуримшпилеры 1970-1980-х годов, как и их предшественники, артисты народного комического еврейского театра или поэт Ицик Мангер, автор литературного пуримшпиля «Мегиле-лидер» (1936), комически интерпретировали Мегилат Эстер. Но их внимание привлекал иной аспект канонического текста. В образах Мордехая и Эстер активисты еврейского движения видели парадигму поведения еврея в галуте: не кланяться всесильному врагу, не подчиняться ходу событий, не бездействовать. Эта парадигма, не нашедшая воплощения в старинных пуримшпилях, где Мордехай выступал преимущественно в карнавальной роли шута, утверждалась путем осмеяния отклонений от нее. В сюжеты спектаклей вводились персонажи, чье поведение, с точки зрения авторов, не соответствовало национальному достоинству еврея. В пуримшпиле ленинградца Бориса Локшина (1985) главным сатирическим персонажем был Драгунский генерал, в котором без труда узнавался генерал Давид Драгунский, председатель созданного властями в 1983 году Антисионистского комитета. Угождая Аману и Ахашверошу, «Драгунский генерал» Локшина зачитывает своим соплеменникам указ, призванный покончить с евреями. Свое умение кланяться он ставит в пример самому Аману: «Нет гибкости в тебе — вот бед твоих источник! / К твоим клыкам — да мой бы позвоночник…»
В пуримшпиле Розы Финкельберг за 1984 год Аман представляет Ахашверошу евреев на службе у властей как «волонтеров полка Драгунского, лично мною завербованных». Абрам Кац из пуримшпиля ленинградца Леонида Кельберта, поставленного в 1981 году, принимает фамилию жены с двусмысленным, но зато абсолютно русским звучанием — «Хреновин» и радуется, что теперь может «в любом отделе кадров вслух, не стыдясь, сказать, как меня зовут». Решив временно переместиться в Древнюю Персию, он делает карьеру при царском дворе и убеждает Мордехая в необходимости кланяться Аману: «- Что вы так боитесь поклониться? Скажите, какие мы гордые. Давно ли вас — то есть нас — в Вавилон на веревке привели? <…> Ведь если сидеть тихо, не высовываться, хорошо работать — можно и здесь многого достичь. Ведь есть иудеи — лауреаты, заслуженные лицедеи империи. Поклонитесь — и ничего, не убыло. Зато почету сколько! На персональных ослах ездят!» Аман требует от Абрама доноса на Мордехая, чтобы убедить царя подписать указ об истреблении евреев. Абрам делает жалкие попытки отказаться, но соглашается, успокаивая себя тем, что «…его (Мордехая. — Р.Г.) ведь все равно… и без меня…».
Другой актуальной темой пуримских спектаклей был кризис еврейской национальной идентичности. Культурологическое исследование П.Вайля и А.Гениса «60-е. Мир советского человека» содержит безжалостную и горькую характеристику национальной идентичности советского еврея: «Скрывая свое происхождение от посторонних, он с радостью раскрывает его среди своих. И тогда любое проявление национальной общности — фамилия, брелок-магендовид, два слова на идише — пароль, позволяющий прикоснуться к заманчивому инобытию». В числе пуримшпилей, послуживших материалом для данного исследования, есть и такие, где связь их создателей с культурным наследием своего древнего народа не идет далее «двух слов на идише». В то же время во многих спектаклях ущербность еврейской идентичности составляет одну из главных сатирических тем.
Несохранившийся пуримшпиль москвича Зеэва Гейзеля, поставленный в 1987 году, содержал диалог двух евреев, восстановленный автором по памяти:
«Первый (представляется публике). Меня зовут Вася. Меня так назвали в честь моего дедушки. Его звали Мордехай. Вася по-еврейски — это Мордехай.
Второй. Что вы говорите! Мордехай — это Федя. Вот как я, например. Вот же, две общие буквы — “е” и “д”».
В пуримшпиле Розы Финкельберг 1982 года Аман удовлетворен тем, что евреи забыли о традициях иудаизма: «Вот раньше: встретишь еврея, схватишь его за бороду, потрясешь немного и с легкой душой идешь дальше до встречи со следующим. И так идешь, и идешь, а на душе все легче и легче. А сейчас <…> за бороду ухватишься едва ли — / Выскальзывает, потому что в сале».
Эстер из пуримского спектакля того же автора 1983 года убеждена, что «…куда приятней / Плясать на пышном празднестве Астарты, / Чем вечно плакать о погибшем Храме». Пуримшпиль Бориса Локшина завершает стихотворная «История Агасфера от Герцена до эСэСэСэРа». Превращение еврея в большевика, интернационалиста и атеиста автор расценивает как падение, от результатов которого нельзя «отмыться». Виновником затянувшегося галута автор объявляет самого еврея (Агасфера), пожелавшего «обрусеть»: «…Идут года, а я все тут — / Не сам ли я продлил галут, / Когда-то шибко обрусев? / Не сам ли? Агасфер Б.Ф.». Собирательный образ обрусевшего еврея, повинного в отказе от национальной культуры и национальных традиций, автор наделяет собственными инициалами, признавая и свою личную вину.
Советские евреи, пробудившиеся от национального оцепенения, нуждались в национальных ценностях, символах и нормах поведения. Немало активистов еврейского движения осознавали связь между еврейской этничностью и иудаизмом и обращались к его духовному наследию. Ориентация на ценности иудаизма играла приоритетную роль в пуримшпилях, создававшихся группами вернувшихся к религии активистов.
Жанровая общность таких пуримшпилей с другими пуримскими пьесами 1970-1980-х годов несомненна. Те и другие базировались на интерпретации канонического текста Мегилат Эстер; те и другие характеризовались оппозиционностью по отношению к советской системе и советской культуре; те и другие обращались к вопросам общественного поведения и национальной самоидентификации соплеменников. Особенность пуримшпилей религиозной части еврейского движения состояла в их выраженной познавательно-дидактической направленности, доминировавшей над комической стихией спектаклей.
Образцом таких пуримшпилей может служить пьеса Цви Розенштейна, активного члена московской религиозной общины, написанная в 1987-м и поставленная в 1988 году в московской синагоге в Марьиной Роще. Связь с наследием иудаизма отличала всю художественную систему этой пьесы, включая трактовку главных персонажей Мегилат Эстер. В отличие от большинства пуримшпилей 1970-1980-х, где потомок Амалека рисовался в обличье гонителей современных евреев, в спектакле Розенштейна характеристика Амана согласована с еврейскими источниками. Автор пуримшпиля представляет его циником, попирающим все высшие человеческие ценности, лишенным чести и человеческого достоинства. Циничная издевка над евреями неизменно присутствует во всех речах Амана, говорит ли он об Иерусалимском храме или намекает на судьбу советских евреев.
Интерес к иудаизму и знакомство с текстами ТАНАХа отразились не только в пуримшпилях, созданных в религиозной среде, но и в пьесах тех, кто придерживался светской ориентации и относился к иудаизму как к национальному культурному наследию. Об этом свидетельствует широкое включение в тексты пуримшпилей цитат, аллюзий, вольных пересказов, из почитаемых евреями сакральных текстов.
В старинных пуримшпилях священные тексты были постоянными объектами комической имитации. В пуримшпилях 70-80-х годов они, как правило, выполняли ценностно-нормативную функцию. В рижском пуримшпиле 1983 года Эстер приносит себя в жертву своему народу, объясняя свое решение словами старца Гилеля: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только за себя — то что я?..» В пуримшпиле той же группы годом позже Эстер представлена противницей исхода евреев из Персии. Она убеждает Мордехая не стремиться в Иудею и приводит доводы современных противников возвращения на историческую родину: «Зачем тебе Иудея? Здесь тебя не трогают; имеешь дом и пенсию. А там, говорят, евреев убивают из-за угла. Наш царь — последователь Кира; он не допустит погрома». Ответ Мордехая, имевший очевидную дидактическую установку, построен на аналогии с Исходом: «Ты забыла Мицраим. Фараон при Иосифе дал нам тучные пастбища в земле Гошен, и, сидя у горшков с мясом, евреи забыли землю свою. Но пришел другой фараон, который не знал, что Иосиф спас Мицраим и обогатил его дом, и стал топить младенцев и порабощать евреев так, что стоны их до небес дошли…» Пролог к пьесе Розы Финкельберг 1984 года был построен как диалог пуримшпилеров — пессимиста и оптимиста. Первый жаловался на то, что со времен Ахашвероша мир мало изменился. Второй отвечал на это афоризмом царя Соломона: «время каждой вещи под небом, время бросать камни и время собирать их…» (Коелет, 3:1-5). Язык пуримских спектаклей отличался многочисленными вкраплениями лексики и синтаксического строя канонических текстов: «жестоковыйный», «чечевичная похлебка», «дом рабства» и других. В рижском спектакле 1984 года восхваления красоты Эстер имитируют образный строй «Песни песней»: «Ты прекрасна, Эстер, как весенний миндаль и как спелый гранат… Я буду просить солнце, чтобы завтра быстрее опустилось оно к закату».
Одновременно со спектаклями для взрослых активисты еврейского движения создавали пуримшпили для детей, общей особенностью которых была дидактическая установка. Тем не менее авторы стремились избегать прямолинейного морализаторства, привлекая для этого музыку известных детских песен и мюзиклов, ритмику популярных детских стихов, образы детских сказок. В 1985 году Дина Эльман написала детский пуримшпиль «Сказка о царе, да не о Салтане, о том, что случилось в городе Шошане, о злом советнике царя Амане, о Мордехае да о прекрасной царице Эстер — кто всем нам пример». Благодаря ритмике пушкинского стиха дидактическая концовка «сказки» не выглядела сухим назиданием: «Там повесили Амана / За коварство и обманы. / А евреи спасены. / Пурим празднуют они. / Рады, что погиб подлец, / Вот и сказочке конец. / Понял, друг? Живи по Торе, / И не будешь знать ты горя». В детском пуримском спектакле Марка и Славы Шифриных 1982 года поучительные сентенции облачены в узнаваемую лексику и ритмико-синтаксический строй хрестоматийного детского стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»: «Если ты свинину ешь, / И забыл субботу, / Каждый знает: это вот / Для евреев плохо. / <…> Этот мальчик любит труд, / Тычет в Тору пальчик. / Про такого пишут тут — / Он хороший мальчик!»
Пуримшпилеры не стремились «исправить» или реформировать советский строй, поэтому критика советской системы не являлась их основной целью. Тем не менее в их представлениях осмеянию подвергалось то, что никогда не осмеливалась критиковать современная подцензурная сатира: советский строй и его вожди; советская идеология и государственные мифы; официальная культура и искусство.
Постановщик рижского пуримшпиля начала 80-х годов Михаил Раппопорт вспоминает: «Амана играл Леня Рудин — высокий, сутуловатый, в очках с толстыми стеклами. В те времена со многих стен и плакатов смотрели на народ изображения Ленина с рукой у козырька. Надпись гласила: “Верной дорогой идете, товарищи!” Я не мог отказать себе в удовольствии и попросил Леню во время первого выхода проплыть по авансцене из кулисы в кулису без единого слова, с улыбкой на лице, приложив правую руку к шляпе. Что он и сделал — к полному пониманию и улюлюканью публики».
Олицетворением «народа-творца», «сплоченного, как один» вокруг любимого вождя, в неатрибутированном пуримшпиле 1984 года выступали туземцы, не ведающие, «чего там в мире творится». Презираемые «Солнцеликим», они бездумно повторяют каждое его слово: «Ахашверош. Да заткнитесь вы! Туземцы. Заткни-и-тесь…» Особенно часто Ахашвероша наделяли узнаваемыми чертам Брежнева. Любовь к житейским благам при явных признаках старческого маразма, невнятная речь и неспособность произнести ни слова без «бумажки», пристрастие к советским наградам — мишурной видимости славы и героизма — позволяли видеть в Брежневе знаковую фигуру эпохи стагнации советской системы. Именно в этом качестве его осмеивали пуримшпилеры. В спектакле Локшина Ахашверош одной рукой прикреплен к штативу с капельницей, в другой держит бокал с вином и тянется к бутерброду с икрой. В пуримшпиле Нудлера Ахашверош с характерной брежневской дикцией зачитывал свой монолог прямо из свежего номера газеты. У рижан Ахашверош появлялся с лентой через плечо, увешанной медалями собаки-медалистки. В пуримшпиле 1989 года, поставленном еврейским театром в Вильнюсе, Ахашерош с бровями Брежнева был увешан елочными игрушками.
Часто пуримшпилеры осмеивали разнообразные «тексты власти» (труды «классиков марксизма-ленинизма», речи современных руководителей, тиражируемые изречения «вождей», передовицы центральных газет и т.п.) или артефакты официальной советской массовой культуры. В рижском спектакле 1983 года, озаглавленном «Кукольный пуримшпиль для детей и взрослых», речи Ахашвероша и Мемухана имитировали лексико-синтаксическую стереотипию официально-политических текстов: «наша великая страна»; «руководствуясь великими идеями Кира и Дария»; «истинный кировец» (последователь царя Кира); «славный день трехлетия царской власти»; «наш родной и дорогой друг Ахашверош» и т.п.
Таким образом, пуримшпили, при всем их многообразии, были явлением, оппозиционным по отношению к официальной культуре. Они базировались на идеалах, ценностях, традициях многовековой национальной культуры евреев. Их цель состояла не в реформировании советского строя, а в исправлении ущербной идентичности аккультурированных советских евреев, утративших связь с наследием своего народа. Это позволяет говорить о пуримшпилях 1970-1980-х годов как об альтернативной культурной модели — еврейской смеховой культуре на русском языке.
«Лехаим»

http://www.isrageo.com/2018/03/03/purimsh1/

Просвещенная Европа понадеялась на истребление евреев
Ликвидация Краковского гетто. Фото: Wikipedia / United States Holocaust Memorial Museum
Соучастие жителей оккупированных нацистами стран в уничтожении еврейских соседей было массовым. Хотя большинство просто с равнодушием взирало на гибель ни в чем не повинных людей, живших рядом с ними
Д-р Арон ШНЕЕР

Поведение лидеров и народов стран, как оккупированных нацистами, так и оставшихся свободными, а также тех стран, которые являлись союзниками нацистской Германии, по моему мнению, разделило эти страны по отношению к евреям на нежелательные и возможные для проживания.
К нежелательным для проживания странам я отношу Австрию, Германию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Румынию. Эти страны в годы войны характеризовались нетерпимостью к евреям и массовым участием (за исключением Польши) своих сограждан в депортации и тотальном истреблении своих и чужих евреев.
Воссоздание еврейских общин, внимание к памятным датам еврейской истории и трагедии евреев в этих странах, особенно в Балтийских, диктуется прагматическими политическими интересами. Стремлением стать частью современной Европы, где официальный антисемитизм, подменен антиизраилизмом.
Однако до сих пор в Латвии и Эстонии чествуют тех, кто носил мундир легионеров СС. На демонстрациях и собраниях в память нацистских пособников, порой можно увидеть в одном ряду с бывшими эсэсовцами некоторых местных политиков и молодежь. Я был свидетелем такого марша в Риге несколько лет назад. Бывших эсэсовцев в силу возраста единицы. Но вот участников марша, увы, несколько тысяч. Причем это не только родственники бывших легионеров и полицаев.
В Литве и Латвии еще несколько лет назад проводились судебные преследования бывших советских партизан обвиненных в геноциде латышского и литовского народа (Кононов, Арад-Рудницкий). Не могу не сказать об Ицхаке Араде — узник гетто, в 16 лет партизан-подрывник отряда "Чапаев", в 1944-1945 г. участник борьбы с так называемыми "лесными братьями", удостоен советских боевых наград.
В 1946 г. прибыл в Палестину, участвовал во всех войнах Израиля, стал генералом. После выхода в отставку 20 лет руководил мемориалом Яд ва-Шем.
В 2007 году прокуратура Вильнюса обвинила Арада в том, что он виновен в убийствах участников литовского сопротивления. Арад на обвинения ответил: «У евреев был небольшой выбор: идти к месту казни и быть убитым, или податься к партизанам и воевать. Скажу больше, я горжусь тем, что это сделал, потому что я считаю, что эти убийцы моего народа, убийцы миллионов советских людей».
Несколько особняком, но к этой же группе нежелательных для проживания евреев стран примыкает и Польша, население которой, несмотря на то, что само оказалось в роли гонимого и казнимого, неоднократно находило общий язык с нацистами в отношении евреев.
Погромы начались в Польше с первых дней войны в сентябре 1939 г. Наибольшую известность получили погром евреев в местечке Едвабне 10 июля 1941 г. Было зверски убито (палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы) не менее 350 человек.
Даже после войны в Польше происходили погромы, наиболее известный 4 июля 1946 г. в Кельце, где было убито 42 еврея, всем им удалось пережить Холокост, чтобы после войны пасть от рук местных антисемитов.
Наличие в Польше более 6700 Праведников мира лишь подчеркивает особенность польского антисемитизма и нисколько не меняет общей картины. Польские коммунисты в 60-70 годы завершили дело нацистов, изгнав евреев из Польши.
Подобное изгнание, единственное в Европе после Второй мировой войны, лишь подтверждает предположение о Польше, как о стране нежелательной для проживания евреев. И хотя вопреки мнению части своих соотечественников, президент Квасневский в 2001 г. извинился за преступления против евреев, совершенные поляками в годы войны и после нее, Польша уникальна тем, что, несмотря на практическое отсутствие евреев, антисемитизм в Польше силен и сегодня. А сам Квасневский был обвинен в наличии еврейских корней, хотя их у него вовсе нет. Однако важен сам факт: для некоторых и сегодня еврейское происхождение является черным пятном в биографии политика, ученого, журналиста.
Франция более близка к нежелательному месту проживания евреев, чем к благоприятному. Почти 70 тысяч евреев были отправлены на уничтожение руками французских полицейских, практически без участия немцев. (Более 3,995 праведников, однако условия оккупации нельзя сравнить с СССР, Польшей) Учитывая сегодняшнее более чем 5-миллионное мусульманское население, можно предположить, что положение 600 тыс. евреев во Франции будет все более осложняться.
«Въезд евреев в оккупированную зону Франции воспрещается». Знак на демаркационной линии между оккупированной и «свободной» зонами Франции. Фото: Wikipedia / BundesarchivРепатриация из Франции в последние годы все время увеличивается, а после известных последних трагедий ожидается ее резкое усиление. У нас уже в таких городах как Ашдод, Натания, Иерусалим, французский стал обычным явлением.
Арест евреев во Франции, август 1941 г. Фото: Wikipedia / BundesarchivК категории нежелательных для проживания стран, по-моему, относятся Венгрия и Румыния. Несмотря на то, что при Хорти в Венгрии до оккупации ее гитлеровской Германией в марте 1944 г. положение евреев было сравнительно безопасным, только около 50 тыс. мужчин евреев были, отправлены в рабочие саперные батальоны, использовались на тяжелых физических работах, подвергались дискриминации. 40 тысяч из них погибло, около 10 тыс. оказались в советском плену.
Венгерские солдаты принимали участие в истреблении евреев на советских оккупированных территориях. После оккупации страны нацистами в марте 1944 г. было создано гетто. Для окончательного решения еврейского вопроса в Венгрию прибыл Эйхман и при поддержке руководства и полиции страны с 15 мая по 9 июля более чем 400 тысяч евреев было отправлено в лагеря смерти.
Сегодня в Венгрии чрезвычайно активна партии «Йобик» – «За лучшую Венгрию» Ее лозунги носят неонацистский, антисемитский и антисионистский, антицыганский и гомофобский характер. На выборах в парламент 2014 г., партия получила более 20% голосов. Это объясняется в первую очередь стремлением партии защитить Венгрию от проникновения мусульман.
Румыния заслуживает более подробного упоминания. Эта страна прославилась своим антисемитизмом в предвоенные годы. В 1938 г. румынское правительство ввело ряд ограничений для евреев. В 1940 году были запрещены браки между румынами и евреями, евреи не имели права носить румынские имена, а в некоторых районах евреям даже запрещали говорить на родном языке в общественных местах.
Подобно гитлеровской германии, режим Антонеску ввел для евреев принудительный труд, обязал их носить отличительный знаки. 19 января 1941 года, во время мятежа «Железной Гвардии» в Бухаресте и других городах произошли крупномасштабные еврейские погромы, продолжавшиеся два дня. 125 евреев были убиты легионерами в Бухаресте, 21-22 января 1941 года.
К лету 1941 года в повестке дня Антонеску уже было уничтожение евреев. В середине июня 1941 года государственные СМИ Румынии распустили слухи, что советские парашютисты высадились на окраине Ясс, и что евреи им помогают. Ещё за неделю до погрома дома христиан были отмечены крестиками. С 27 июля по 2 июля 1941 г. в Яссах убили не менее 8 000, и было арестовано и вывезено из Ясс 5 000 евреев, из которых через 7 дней транспортировки в так называемом "поезде смерти" без еды питья железнодорожных вагонах выжило только 1011 человек. Массовые депортации и убийства евреев на территории сегодняшней Молдовы, Юго-Западной Украины были осуществлены румынами при полной поддержке и соучастии местного населения.
Социалистическая Румыния торговала своими евреями. Вначале за помощь в строительстве различных предприятий. А потом, как писал в своих воспоминаниях первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, румынское руководство от верха до низа жаждало денег. На первых порах денежные выплаты за разрешения на эмиграцию были небольшими. Плата, в основном, шла путем поставок бурового оборудования для нефтедобычи. Пришедший в 1965 году к власти в Румынии, Николае Чаушеску нашел этот старый способ продажи евреев неэффективным и устаревшим. Он сразу заявил, что никакой бартер его не устраивает и интересует только наличные в долларах. Своим подчиненным Чаушеску приказал: "Бухарест желает получать наличными определенную сумму за голову. Величина этой суммы зависит от возраста, образования, профессии и семейного положения каждого еврея, который желает эмигрировать".
За каждого еврея Румынские власти получали от 4 до 6 тысяч долларов. Успех этой операции вдохновил Чаушеску и он решил продавать не только евреев, но и этнических немцев. Технология, отработанная на евреях, по его мнению, годилась и для немцев. Оценивая результаты внешней торговли в середине 70-х годов прошлого века, Чаушеску заявил: "Евреи, немцы и нефть являются нашими лучшими экспортными товарами". Сегодня в Румынии из 750 тысяч проживавших до войны живет около 6 тысяч евреев.
Кстати, в СССР с 3 августа 1972 года – при выезде только в Израиль появились “ценники” на специалистов – от 4,500 рублей за обладателя гуманитарного диплома до 12,000 рублей за обладателя диплома университетского. Кандидатам наук предписывалось дополнительно платить 5,100 рублей (1,700 рублей за каждый год обучения в аспирантуре), а докторам наук – 6,400 рублей. Кроме того 900 рублей, за отказ от гражданства и выездную визу за каждого взрослого члена семьи.
США ответили законом-поправкой Джексона-Ваника – ограничениями на торговлю с СССР, увы, не отмененными до сих пор. В СССР прореагировали 20 марта 1973 г. когда состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС.
Брежнев на заседании сказал:
"Мы деньги берем со старухи, которая получила образование. Раз у нее высшее образование – плати деньги Щелокову. Он тебе даст бумажку, тогда ты поедешь в Израиль. Вот такова политика. Я, конечно, не забываю при этом, что отпускать не только академиков, но и специалистов среднего звена не следует, не хочу ссориться с арабами…"
21 марта 1973 года, налог на образование “de facto” был отменен, и взимание платы за образование больше не возобновлялось. В 1990 г. за лишение гражданства платили уже 500 рублей.
Вернемся к теме. К странам возможного проживания евреев, мне кажется, относятся Чехословакия, Дания, Голландия, Болгария и Финляндия, Италия (с сентября 1943 г. Германией оккупированы север и центр), которые оказались наиболее доброжелательными по отношению к евреям в годы войны. Для этих стран характерна помощь евреям со стороны государственных и церковных организаций и помощь со стороны местного населения. Уточним детали.
Италия. Пока у власти находился Муссолини, евреям Италии ничего не угрожало. У истоков итальянского фашизма стояли также евреи, ставшие почетными членами фашистской партии. Благожелательное отношение к евреям на оккупированной территории, помощь и спасение евреев было характерной особенностью поведения солдат и офицеров итальянской армии. В итальянской зоне оккупации на юге Франции нашли убежище около 30 тыс. евреев. Также было и в Тунисе, который около 6 месяцев с ноября 1942 г. частично контролировала Италия. После оккупации Рима и севера Италии нацистской Германией, местное население охотно оказывало помощь евреям. Причем призыв об оказании помощи прозвучал от католической церкви. Кстати, итальянские солдаты на советских территориях в зоне действия своих частей вели себя иначе, чем немцы, венгры, румыны. Никаких расправ над мирным населением. Грабеж имел место. Большинству итальянских солдат фашистская идеология была совершенно чужда, хотя Муссолини пользовался популярностью. Солдаты говорили: «Мы принадлежим к королевской армии, а не к фашистской». Советские пленные питались из одного котла с итальянцами.
Еще один пример. На окраине г. Россошь Воронежской области 7 июля 1942 г. был создан лагерь советских военнопленных. Немцы руководили лагерем с 7 июля до 20 ноября 1942 г. В этот период военнопленных морили голодом, расстреливали, вешали. Зверски издевались над выявленными в лагере евреями. 20 ноября 1942 г. (до 15 января 1943 г.) лагерь перешел под контроль итальянцев, так как в Россоши расположились итальянские воинские части. После этого смертные казни и избиения в лагере прекратились. В первый же день перехода управления лагерем к итальянцам «виселица в центре лагеря была спилена и уничтожена. Питание и содержание военнопленных при итальянцах были намного лучше». Этот факт закреплен в акте ЧГК от 5 июля 1943 г., г. Россошь, в документе записано: «истязания над заключенными концлагеря, расстрелы и повешения имели место только за время немецкого руководства концлагерем».
В Чехословакии с момента ее создания в 1918 г. политические руководители страны (в частности, основатель чехословацкого государства и президент Чехословакии до 1935 года Томаш Гарриг Масарик, а также его преемник Э.Бенеш), большинство чехословацкой интеллигенции (например, такой известный писатель, как К.Чапек), высшие иерархи католической церкви стояли на филосемитских позициях. Несколько тысяч евреев Чехословакии сражались в годы войны в рядах вооруженных сил государств антигитлеровской коалиции, прежде всего в составе чехословацких подразделений; на Ближнем Востоке (где в британскую армию записались добровольцами около двух тысяч человек, эмигрировавших ранее из Чехословакии в Палестину). В батальоне под командованием Людвига Свободы, к моменту вступления его в бой 8 марта 1943 г. в окрестностях Харькова под Соколово насчитывалось 979 человек, из которых 600 были евреи. К маю 1943 г. батальон вырос в бригаду; из 3500 бойцов бригады 1200 были евреями.
И хотя оставшиеся евреи после разгрома «Пражской весны» 1968 г. были вынуждены покинуть страну, подстегиваемые антисемитскими обвинениями в сионистской деятельности, антисемитизм не был характерен для граждан Чехословакии. Сегодня, уже Чехия, одна из немногих стран разделяющих позицию Израиля по большинству международных вопросов. И что важно для России и Израиля, Чехия имеет ярко выраженный ценностный подход в отношении Победы над фашизмом. Осквернение памятника маршалу Коневу позорно, но считаю, что этот акта вандализма совершен абсолютно маргинальными людьми.
В Дании движение Сопротивления и местное население активно участвовало в спасении большинства евреев Дании, однако вопреки сложившимся мифам далеко не бескорыстно. (Полугодовое жалование, завещания, права на собственность…) однако сегодня в Дании ситуация намного сложнее и из-за наличия мусульманской общины и отношение к евреям и настроения датчан более радикальны в отношении евреев чем прежде.
Король Дании Кристиан X заявил: «Если евреев Дании заставят носить символ, что отличает их от других сограждан, то я и моя семья тоже будем носить этот символ». Фото: Wikipedia / BundesarchivВ Голландии, хотя чиновники и полиция участвовали в депортации евреев в 1942 г., произошла всеобщая стачка против отправки евреев в лагеря, причем произошли и вооруженные столкновения с оккупантами. В Голландии христианские семьи спасли около 2000 тысяч еврейских детей. 11 июля 1942 г. католические епископы Нидерландов вручили совместный протест против депортации евреев рейхскомиссару Зейс-Инкварту, опубликовав текст в церковном бюллетене 5,595 Праведников в Голландии.
Среди неоккупированных нацистами, однако в той или иной степени сотрудничавших с Гитлером европейских стран, несогласие с нацистским подходом к решению еврейского вопроса на деле проявилось в Финляндия, Болгарии, Испании.
Финляндия отказалась выполнить просьбы, рекомендации Германии депортировать своих сограждан-евреев. Более того финские евреи сражались в финской армии, порой бок о бок с немецкими солдатами. Президент Финляндии и главнокомандующий финской армии маршал Маннергейм посетил синагогу в Хельсинки и принял участие в службе, посвященной памяти еврейских солдат, павших за Финляндию. Правда, финны передали 8 евреев не граждан Финляндии немцам, кроме того несколько десятков евреев-советских военнопленных политруков.
Болгарский парламент также не дал согласие на депортацию евреев-граждан Болгарии, хотя военная администрация передала немцам около 10 тысяч евреев в Македонии, оккупированной Болгарией. Несогласие и призыв оказывать помощь евреям прозвучал и от Болгарской православной церкви. Митрополиты Кирилл и Стефан удостоены звания Праведников народов мира.
Испания практически открыла границы государства для еврейских беженцев из Франции и приняла около 40 тысяч евреев.
Если бы такие настроения господствовали и в других европейских странах континентальной Европы (например, Швейцарии, отказавшейся принимать беженцев)… Более того, именно по просьбе Швейцарии в заграничных паспортах немецких евреев в 1938 г. появилась знак J. Это облегчало правительству делать отбор и в дальнейшем отказывать еврейским беженцам. Швейцария приняла все-таки 25 тысяч беженцев. Однако 30 тыс. было отказано.
Если бы не подобная политика многих стран, конечно, Холокоста нельзя было бы избежать, однако спасенных было бы несравненно больше.
Страны с доброжелательным отношением к евреям в годы войны я отношу к благоприятным для проживания евреев.
Вместе с тем сегодняшнее отношение к евреям всех европейских стран без исключения, можно охарактеризовать как необходимое вынужденное, прикрываемое демократическим флером лицемерие.
Так как большинство жителей оккупированных европейских стран либо поддержало Холокост, либо смирилось с ним, можно допустить, что тоже самое произошло бы во всех без исключения европейских странах. Таким образом, проведение Холокоста позволило не только странам подвергшимся оккупации остаться с «чистыми руками», поскольку еврейская проблема была решена руками немцев и их пособников, но, как правило, без участия лидеров оккупированных стран. За исключением явных коллaборантов: (Тисо – Словакия, Салаши – Венгрия, Лаваль – Франция, Видкун Квислинг — Норвегия).
Европейский мир, официально скорбя, в глубине души вздохнул с облегчением – еврейская проблема оказалась почти решенной. Впрочем, вероятно, и сегодня мир вздохнул бы с облегчением, если бы не было и Израиля.
В Прибалтике (Латвия, Литва, Эстония), как уже говорилось выше, уничтожение евреев произошло при полной поддержке коллаборационистов и активном участии народов этих стран. В этих странах, как и на оккупированных Украине, Белоруссии, России, евреев убивали не только немцы, а чаще всего земляки, знакомые, соседи. На одного немецкого исполнителя приходилось от 10 до 40 местных добровольцев от берегов Балтики до предгорий Кавказа. В Украине на 10 тыс. немцев – 100 тыс. украинцев в полиции порядка), примерно тоже самое в России 70 тыс. местных полицейских. На оккупированных территориях СССР было наиболее активное сотрудничество с немецкими оккупантами в преступлениях против личности, т.е. соучастие в убийствах евреев. Подобного личного соучастия в убийствах не было ни в одной стране оккупированной Европы. Не останавливаясь на социально-политических причинах подобного уникального явления, следует заметить, что желание и готовность убивать с особой жестокостью проявилось в Украине особенно Западной, и в Прибалтике".
Отрывок из лекции "О последствиях Холокоста и современном антисемитизме"
Автор — израильский историк и писатель, на протяжении четверти века — сотрудник института Яд ва-Шем

http://www.isrageo.com/2018/03/19/shnee241/

Картина дня

наверх