На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Как закрепить на самурае сасимоно? В 3-х частях.

Как закрепить на самурае сасимоно?

Проблема идентификации своих и чужих на поле боя всегда стояла очень остро. В начале «эпохи кольчуги» в Европе, например, на поля сражений вышли люди, с головы до ног одетые в серо-рыжие доспехи, практически у всех одинаковые, и как можно было кого-то в этой массе узнать? В битве при Гастингсе в 1066 году Уильяму Бастарду (известному у нас под именем Вильгельма Завоевателя) пришлось снять шлем, чтобы воины смогли его узнать, а граф Юстас указал на него рукой и громко крикнул: «Здесь Уильям!»

Как закрепить на самурае сасимоно? Часть первая
«Красные дьяволы Ии» - кадр из фильма «Битва самураев» (1990).

Именно поэтому уже вскоре после этого у рыцарей появились гербы, а вслед за ними целая наука – геральдика, которую можно по праву назвать «стенографией истории». Обслуживала она в первую очередь нужды военного дела и почему так – понятно. Причем именно в Японии геральдика получила даже более широкое распространение, чем в Европе. Ведь в течение многих веков Япония представляла собой военное сообщество, гражданская война продолжалась там целых пять столетий и вряд ли стоит тому удивляться, что японцы с первого взгляда научились отличать по известным им символам свои войска от вражеских. Еще большее значение, чем в Европе, в Японии имела и индивидуальная персонификация. Ведь самурая награждали за… отрубленные им головы врагов. И характер награды, и размер ее целиком и полностью зависели от опознания той или иной головы (неизвестные головы никому особо нужны не были), и от ранга того, кто ее добыл. Нужно было еще и подтверждение от очевидцев, которые могли бы засвидетельствовать подвиг человека, голову представляющего. И во всех этих случаях без опознавательных знаков обойтись было просто невозможно.
Дзимбаори – «куртка» даймё (или «боевой плащ»), которую было принято носить в боевой обстановке. Принадлежала Кабаякава Хидеаке (1582 – 1602), знаменитому «предателю с горы Мацуо». Вид спереди. (Токийский национальный музей)
Тот же самый дзимбаори. Вид сзади. Хорошо виден вышитый герб – мон Кабаякава – два скрещенных серпа. (Токийский национальный музей)

Использовались геральдические знаки и для сбора войск на поле сражения. А также для подачи сигналов. Другое дело, что японцы в отличие от европейцев никогда свои знамена не целовали и на них не клялись. То есть святыней они в Средние века не являлись. Вещь важная, но сугубо утилитарная, вроде конских стремян, считали они. Их можно было даже перебрасывать через стену штурмуемого замка, то есть, по сути, отдавать врагу. Мол, наш флаг уже там, лезем за ним и при этом отважно рубим головы!
Дзимбаори клана Кимуру. Вид спереди. (Токийский национальный музей)
Вид сзади.

Напомним, что в основе японской геральдики лежал мон – очень простой, но элегантный знак, который визуально запоминался намного легче, чем красочные, но сложные европейские гербы. Обычно моны рисовались черным цветом на белом фоне. Любое другое цветовое решение не возбранялось, но… основными были эти два цвета. Моны изображались на знаменах самураев (хотя и не всегда), на их оружие, седлах и одежде.
Просто богато расшитое дзимбаори. (Токийский национальный музей)
Обычное кимоно с гербами. Принадлежало легендарному герою японской «перестройки» Сакамото Рёма.

Надо заметить, однако, что на знаменитых дзимбаори – безрукавках, которые знатные самураи носили поверх своих доспехов, моны изображались, но… не всегда. Случалось и так, что они были сшиты из парчи или отличались богатой вышивкой, но никаких гербовых знаков на себе не несли.
«Красные демоны» – воины клана Ии в сражении при Сэкигахара. Фрагмент расписной ширмы. Как видите, флагов в армии самураев было очень много. И больших, и совсем маленьких. И если на Западе рыцарей в бою различали в первую очередь по гербам на щитах, по расшитым конским попонам и вымпелам, то в Японии опознавание проводилось по флагам.

Интересно, что первыми боевыми знаменами эпохи первых императоров, которые они вручали своим полководцам, были полотнища из желтой парчи. Известно, что императорский мон – 16-лепестковая хризантема, был известен уже в период Нара 710 – 784 гг. То есть задолго до появления первых гербов в Европе.
Мон рода Токугава

Мон рода Ходзе
Мон с изображением павлонии на о-соде – наплечнике японского доспеха. Принадлежал клану Асикага.

Характерной особенностью средневековья была его клановость. Однако кланы в Японии значили больше, чем опять-таки в Европе. Здесь человек растворялся в своем клане, в Европе – просто принадлежал к определенному роду, к семье, но и не более того. Столкновения между кланами имели место повсеместно, но именно в Японии они привели в возникновения самого сословия самураев и установления сёгуната Минатомо – первого в истории страны военного правительства, ставшего результатом длительного соперничества двух кланов – Минамото и Тайра.
Современные японцы с флагом хата-дзируси

К этому времени сложилась и ранняя форма японского боевого флага хата дзируси – представлявшего собой расположенное вертикально длинное и узкое полотнище, прикрепленное к горизонтальной поперечине на древке в его верхней части. У Тайра флаги были красного цвета, у Минамото – белого. У Тайра на них изображалась черная бабочка, у Минамото – значок риндо – «цветок горечавки». Но использовалось и простое белое полотнище без каких-либо изображений.
Самурай под флагом сасимоно с изображением буддийского колокола. (Музей города Сэндай)

Затем в моду вошли… иероглифические тексты на белых полотнищах. Например, у Асукэ Дзиро, активного участника войны Намбокутё (Северного и Южного дворов), на знамени была написана вся его автобиография, которую самурай по традиции оглашал перед вызовом противника на поединок. Всю надпись можно перевести так: «Я родился в семье воинов и возлюбил мужество, подобно юношам былых времен. Моя сила и решительность таковы, что я могу разрубить на куски свирепого тигра. Я изучал путь лука и познал все премудрости войны. Благодаря милости небес, я встречался на поле боя с самыми прославленными соперниками. В возрасте 31 года, невзирая на приступ лихорадки, я прибыл в Ояма, чтобы преследовать важного врага, исполняя долг верности своему господину и не запятнав себя позором. Моя слава прогремит по всему миру и перейдет к моим потомкам, подобно прекрасному цветку. Враги снимут с себя доспехи и станут моими слугами, великого мастера меча. Да будет на то воля Хатимана Дай Босацу! Искренне ваш, Асукэ Дзиро из провинции Микава».
Скромный мужчина, ничего не скажешь!

Однако, именно такого рода средства опознавания оказались неэффективными. С середины XV века все большее число самураев стали сражаться не луком и стрелами, а копьем, а роль лучников стали исполнять пехотинцы-асигару.

Все чаще стали спешиваться и сами самураи, и как в гуще боя было узнать кто свой, а кто чужой, если все носили примерно одинаковые и к тому же весьма красочные доспехи. Появились небольшие флажки, которые начали крепить непосредственно на доспехи. Это были содэ-дзируси – «наплечный значок» - кусок ткани или даже бумаги, который носили на щитках содэ, защищавших плечи. Каса-дзизуси – «значок на шлеме», имевший вид небольшого флажка, повторяющего рисунок на ума-дзируси. При этом каса-дзируси мог крепиться на шлем как спереди, так и сзади. Носили эти знаки и слуги самураев – вакато, так что во всем этом можно усмотреть первые шаги в направлении создания военной униформы.
Штурм войсками сёгуна замка Хара.

С середины XV века, когда произошло разделение армий самураев на отряды с однообразным вооружением, роль опознавания возросла еще больше. Теперь в армии одного дайме могли действовать отряды асигару с луками, мушкетами, длинными копьями, а также отряды пеших самураев с нагинатами и конных с длинными копьями. Всеми этими подразделениями нужно было эффективно управлять, посылать к ним гонцов, которых также нужно было быстро идентифицировать. Поэтому число людей, носящих флаги, в армиях самураев резко выросло. Кроме того, старые хата-дзируси, полотнища которых нередко скручивались ветром и запутывались, из-за чего рассматривать их было неудобно, заменили новые флаги нобори – с Г-образными древками, на которых полотнище было растянуто между древком и вертикальной поперечиной.
На этом рисунке показаны геральдические знаки, принятые в армии Арима Тоёудзи (1570 – 1642), участвовавшего во многих битвах на стороне клана Токугава. 1 – двойной сасимоно для асигару, белый с черным значком, 2 – знак «лучи солнца» золотого цвета – принадлежал гонцам Арима, 3 – сасимоно в виде золотого полумесяца носили самураи, 4 – ко-ума дзируси («малый штандарт») в виде золотого трилистника, 5 – о-ума дзируси («большой штандарт»), 6 – нобори с моном Арима Тоёудзи. Рисунок из книги С. Тёрнбулла «Символика японских самураев», М.: АСТ: Астрель, 2007.

Возникает очень сложная для европейца система идентификации, в соответствии с которой асигару носят одни знаки, самураи – другие, гонцы – третьи, а штаб и командиры – имеют особые обозначение. Нобори обычно служили для идентификации отдельных подразделений внутри самурайской армии, но также и просто для демонстрации силы.

Так, в армии Уэсуги Кэнсина в 1575 году числилось 6871 человек, из которых 6200 были пехотинцы. В свою очередь из этого числа 402 человека носили флаги, и было их больше, нежели аркебузиров!

Но тут возникла проблема уже с индивидуальной идентификацией самураев. Как узнать, кто из них кто, если все они, допустим, сражаются под одним нобори или десятью, а вся армия идет под стягами традиционных хата-дзируси? Решение было найдено в размещении флажка с моном за спиной самурая! Такой флажок представлял уменьшенную копию нобори и получил название сасимоно. Одинаковые сасимоно с эмблемой дайме получили отряды асигару-аркебузиров, лучников и копьеносцев и сразу же стало намного легче их различать на поле боя, а вот самураи имели разные сасимоно, подчеркивавшие их статус. Их отряды выделялись только по нобори, так что количество их тоже стало расти!

Как закрепить на самурае сасимоно? (Часть вторая)

Нобори участников знаменитой битвы при Сэкигараха – «предателей» и командующего армией «западных».

Нобори участников знаменитой битвы при Сэкигараха – «предателей» и гонцов Иэясу Токугава.

У асигару сасимоно были очень простые. Например, у асигару клана Ии – простое полотнище красного цвета.

Очень скоро, однако, носить за спиной обычные флажки самураям показалось… «как-то не интересно». Им нужно было выделиться любой ценой, в том числе и своим внешним видом. Поэтому их сасимоно приобрели вид совершенно экстравагантный. Прежде всего, они стали объемными. Но так как тяжелым такой знак не мог быть по определению, то и делать их начали из бумаги, перьев и меха. Это могли быть два-три меховых шара на бамбуковом стержне разного цвета, шест, с висящими на них молитвенными дощечками эма или фигуркой… медведя или журавля. Известны сасимоно в виде «рисового песта», «якоря», «светильника», «зонта», «веера», «черепа». То есть фантазия их создателей была поистине безграничной. Причем, очень часто мон у самурая был один, а вот сасимоно изображало нечто совсем иное.

Штандарты клана Мори Нагатсугу (1610 – 1698)

Штандарты клана Хори Найори

Современная реконструкция нобори Исида Мицунари

Даймё, если им предстояло идти в бой, нередко тут же снимали дзимбаори и прикрепляли к доспеху сасимоно, поскольку носить одновременно и то, и другое было невозможно. Так, например, даймё Хирадо имел сасомоно в виде золотого диска на черном поле.

Сасимоно Такеда Сингена. Реконструкция.

Но с появлением такого огромного количества флагов вновь обострилась проблема идентификации уже собственно даймё, его штаба и окружения. И вот к началу XVII века ее удалось решить с началом использования так называемых «большого штандарта» и «малого штандарта» – соответственно – о-ума-дзируси и ко-ума дзируси. Очень часто это были флаги, похожие на нобори, но только с полотнищем в форме квадрата. Но куда чаще и они тоже приняли форму различных предметов – буддийских колоколов, зонтов, вееров, солнечных дисков.

Нобори участников осады замка Осака. Иэясу Токугава имел простое белое полотнище.

Некоторые штандарты были очень большими и тяжелыми. Нести такой штандарт доверяли самым сильным простолюдинам, и это было для них огромной честью. Иногда их крепли за спиной, как сасимоно, но сам знаменосец поддерживал древко за пару растяжек, а еще два человека удерживали его за растяжки с боков.

Вот так носили фукинуки. Иногда (явный пережиток матриархата) знаменем отряда самураев становилась… женщина, обычно мать самурая, принявшая обет мщения. Рисунок из журнала «Армор моделлинг»

Но самым сложным и тяжелым делом было ношение фукинуки – длинного вымпела, похожего на эмблему в виде карпа на Празднике мальчиков. Ветер надувал его словно огромный чулок, и это было очень красиво, но вот удержать его от падения было по-настоящему тяжело.

Японцы не были бы японцами, если бы не придумали массу приспособлений для того, чтобы носить сасимоно и нобори и постарались придать им законченный и элегантный вид.

На этом рисунке мы видим все основные детали, при помощи которых сасимоно крепилось на доспехе самурая у него на спине.

Древко сасимоно вставлялось в пенал, который мог быть в сечении и квадратным, и круглым, и который назывался укэ-дзуцу. Его было принято покрывать лаком, так что хотя эта принадлежность была сугубо утилитарной, она имела вид подлинного произведения искусства. Поскольку флагов за спиной могло быть и два, и три, и даже пять, их количеству соответствовало и число пеналов.

В верхней части панциря укэ-дзуцу удерживался при помощи кронштейна гаттари. Он мог состоять из одной и двух деталей, а также известны гаттари из деревянной пластины, опять-таки с одним или несколькими отверстиями по количеству флагов. Крепилась эта деталь к наспинным пластинам доспеха на петлях. Это позволяло легко разобрать наспинную конструкцию с креплением сасимоно и убрать сам доспех для хранения в ящик корабицу, а с ним положить в него и все его принадлежности.

На уровне пояса крепилась «пята» пенала – мати–укэ (укэцудо). Обычно это деталь была металлической и покрывалась лаком в цвет доспехов.

На этой фотографии изображен пенал для сасимоно в полностью собранном виде. Для асигару было предусмотрено стандартное приспособление из дерева в форме треугольника, с закругленными углами. Носили его на завязках подобно рюкзаку. При этом доспеха оно не требовало, что позволяло произвести на противника впечатление численностью своих войск даже в том случае, когда большая их часть не имела доспехов вообще. (Токийский национальный музей)

Кронштейн гаттари.

Существовало еще несколько знаков опознавания, использовавшихся японцами в боевой обстановке. Это полевые ширмы маку или ибаку, которыми со всех сторон огораживался командный пункт. Как правило, на них очень крупно изображался мон полководца. Рядом с командным пунктом располагался отряд гонцов – цукай-бан, при помощи которых полководец отдавал приказы. И здесь же находился самый главный его штандарт, видимый издали. Кажется, странным, а как он вообще командовал, сидя за занавесками, но вообще-то, обзор в сторону неприятеля ему оставлялся. Но главным было то, что все японские полководцы прекрасно умели читать карту, имели при войске разведчиков синоби, а самое главное – могли рассчитывать не беспрекословное подчинение своих командиров. То есть там, куда их ставили, указав расположение на карте, там они и должны были стоять, а двигаться вперед-назад только приказу, переданному гонцами. В рамках всего этого можно было сколько угодно проявлять свою личную храбрость, рубить сколько угодно голов и собирать их по полю боя. Но приказ должен был выполняться незамедлительно.

Хоро из журнала «Армор моделлинг». Иногда хорошо представляли собой просто удивительные по сложности конструкции!

Кстати, гонцов опознавали еще по одному очень занятному приспособлению – хоро – большому мешку из цветной ткани, похожему на огромный пузырь. Он имел основу из гибких прутьев, так что при скачке даже под напором ветра формы своей не терял. Носили хоро не только гонцы, но и воины отряда телохранителей. Крепилось оно точно так же, как и сасимоно. Для этого на нем имелся штырь, вставлявшийся в укэ-дзуцу. Но как всегда находились оригиналы, которым одного только хоро было мало. К нему крепилась еще и трубка для сасимоно или значка офицеров коси-саси. Форма «корзины» хоро могла быть самая разнообразная. Например – походить на купол или… европейский дамский кринолин! Поскольку хоро имело очень большой объем, что, кстати, хорошо видно на приведенном здесь рисунке из журнала «Армор моделлинг», то фигура самурая с хоро за плечами приобретала гротесковые размеры, что, как считается, пугало неприятельских лошадей!

Хоро обычно шились из ткани яркого цвета, да к тому же на них еще и изображался мон даймё, что позволяло провести мгновенную идентификацию гонца. Но хоро могло служить и для других целей. Так, в одном из японских манускриптов указывалось, что и хоро, и сасимоно могли служить для того, чтобы заворачивать в них отрубленные головы их обладателей. «Сняв голову с воина, носившего хоро, заверните ее в шелковую накидку хоро, а если это голова простого воина, заверните ее в шелковый сасимоно». Эти указания говорят нам не только о том, что в качестве ткани для сасимоно и хоро использовался шелк, но и что у воинов, носивших хоро, был особый статус, более высокий, чем у других.

Интересно, что японцы довольно рационально подходили к изготовлению тех же сасимоно. И если для самураев делать их старались, то для простых асигару подчас даже лишней палки для поперечины жалели, а просто изгибали бамбуковый шест и надевали на него узкий кусок ткани. Главную роль в этом случае играла… его длина!

Надо признать, что куда более привычные нам западноевропейские гербы и смотрятся подчас намного эффектнее, чем японские. Мы привыкли видеть на гербах изображения золотых или серебряных корон и башен, драконов и грифов, вставших на дыбы львов и двуглавых орлов, руки, сжимающие мечи и секиры, а внизу обязательно девиз, что-то вроде «Исполнить или умереть». Естественно, что все это дает глазу куда больше пищи, чем японские черно-белые «ромбы, круги и цветы разных фасонов». Но не надо забывать, что ни своим дизайном, ни по своему историческому значению их ка-моны, или же просто моны (в Японии именно так называют семейные гербы), ни в чем не уступают самым прославленным рыцарским гербам, характерным для Западной Европы. Они, правда, намного проще, но зато эстетически изящней и более утонченны.

Сегодня в качестве иллюстративного материала вы используем картинки с упаковок фигурок фирмы «Звезда», которая, как оказалось, выпускает целую армию японских самураев и асигару. На этой картинке с упаковки мы видим асигару за деревянными переносными щитами, на которых изображен мон Токугава. Но стреляют из-за них самурай (в шлеме с украшением) и асигару в простой каске дзингаса, принадлежащие к клану Ии, о чем говорит красный сасимоно с рисунком «золотой рот». Красной сасимоно с четырьмя белыми квадратами принадлежал воинам Кёгоку Тадацугу, подданного Токугава, а зеленый в черных точках – Хосино Масамицу. Синий сасимоно – с изображением шток-розы мог принадлежать кому-то из рода Хонда Тадакацу. Это один из вариантов мона Токугава, которому Тадакацу всегда верно служил.

Принято считать, что первым своей символикой решил обзавестись японский император Суйко (554–628), чьи военные флаги, как об этом сообщает «Нихон сёки» (720 г.), были украшены его эмблемой. Однако лишь только двести лет спустя, в период Хэйан (794–1185), когда национальная японская культура вступила в эпоху подъема, японские феодалы снова обратились к идее семейной айдентики. Соперничество среди знатных родов в это время выражалось в полные романтики любовных похождениях, галантных поэтических и художественных турнирах, в умении тонко чувствовать и уметь воспевать прекрасное. Так что неудивительно, что благородные придворные при императорском дворце предпочитали использовать для изображения семейных символов не луки и мечи, а изысканные рисунки цветов, насекомых и птиц. В этом-то и заключалось их главное отличие от гербов феодальной Европы, где изначально было принято изображать хищных зверей, детали доспехов, замковые башни и оружие. Одних только львов было придумано несколько видов: «просто лев», «леопардовый лев», «лев восстающий», «лев шествующий», «лев спящий» и даже… «лев трусливый». В этом плане японские моны были куда более миролюбивы, хотя при этом и много проще и, можно и так сказать, однообразнее. Просто японцы, в силу традиции и своего собственного понимания искусства и культуры, избегали кричащего снобизма, яркой палитры красок, ограничивая свои моны простым монохромным рисунком.

Как закрепить на самурае сасимоно? Часть третья

Мотив черного пятилепесткового цветка был очень популярен и встречался на белом, желтом, красном, а также в зеркальном отображении на белом. Возможно, что эти всадники имеют отношение к клану Ода.

Знатоки японской геральдики подсчитали, что было всего лишь шесть основных сюжетов изображений для монов: это – изображения различных растений, животных, природных явлений, предметов, сделанных людьми, а также абстрактные рисунки и надписи иероглифами либо отдельные иероглифы. Самыми популярными были моны, изображавшие цветы, деревья, листья, ягоды, фрукты, овощи и травы. Второй группой были предметы, сделанные человеком – всего их было около 120. Это были, чаще всего, орудия сельского труда. В третьей группе оказались животные и насекомые, начиная с диких гусей и журавлей и заканчивая черепахами и скорпионами. Попали в рисунки монов и природные объекты. Например, изображения гор, волн, песчаных дюн, солнца и луны. Нередко темой мона мог стать предмет вроде необычного дерева, горный поток или даже встретившийся на пути у самурая замшелый камень. Животное могло попасть в герб обычно в том случае, если с ним было связано какое-нибудь семейное событие либо предание. Мон мог стать напоминанием о каком-нибудь славном предке. Но бывало и так, что декоративная сторона мона доминировала.

Самураи с большими полевыми мечами но-дати и с красными сасимоно с моном в виде четырех ромбов принадлежал Такеда Сингену, и символизировал его девиз: «Скорый, как ветер; бесшумный, как лес; яростный, как пламя; надежный, как скала».

Не удивительно, что японские самураи подчас просто заимствовали тематику рисунков с приглянувшихся им тканей, включая свои кимоно, с орнамента, украшающего веер, или с украшений старинных шкатулок. Часто такое случалось с различными цветочными рисунками и орнаментами. Причем особенно популярными в Японии были такие цветы, как хризантема, пион, павлония и глициния. В этом случае их изображали на флагах данной семьи, тарелках, лакированных чашах, сундуках, паланкинах, на черепице крыши, бумажных фонариках, что в темное время суток вывешивались возле ворот у дома, и, разумеется, на оружии, конской упряжи и одежде. Первым японцем, который решил украсить семейным моном свое кимоно, стал сёгун Ёсимицу Асикага (1358–1408). Потом это сделалось модой, а в итоге превратилось в правило. Ка-моном японцы обязательно украшают свое черное шелковое кимоно для таких торжественных мероприятий, как свадьба, похороны и официальные встречи. Гербовые знаки имеют диаметр от 2 до 4 см и наносятся в пяти определенных местах – на груди (слева и справа), на спине, между лопаток, а еще на каждом из рукавов.

Лучники Такеда Сингена.

Самым известным моном в Японии стал цветок хризантемы с 16-ю лепестками. Он зарезервирован за императорским домом, и никто больше не смеет его использовать. Он же является и государственным гербом. Рисунок 16-лепестковой хризантемы можно увидеть на обложке японского паспорта и денежных купюрах. Лишь изредка императорский ка-мон разрешалось в качестве особой милости использовать лицам, которые к его семье не принадлежали. Так это было (и то посмертно) в XIV веке разрешено Масасигэ Кусуноки (?–1336) за его поистине беззаветную верность императору Го-Дайго, а еще такое же право получил и Сайго Такамори (1827–1877), активный участник Реставрации Мэйдзи и известный мятежник. Хризантемовый мон использовали и некоторые монастыри, и храмы — в знак покровительства со стороны императорской семьи.

На этом рисунке из журнала «Армор моделлинг» наконец-то показано, что из себя представляло хо-ро в виде плаща. Развеваясь за плечами всадника, хо-ро придавало его фигуре монументальность, тем он и отличался от других, что для гонцов было очень важно. Как всегда, находились модники, у которых хо-ро было слишком уж длинным и волочилось за ними по земле. Но тогда его подвертывали и подвязывали к поясу. Считается, что в таком положении хо-ро мог гасить стрелы, выпущенные всаднику в спину. Порыв ветра мог перевернуть хо-ро и накрыть им лицо всадника. Вот это было плохо!

Хотя тем японских монов вроде бы очень много, существует всего лишь 350 базовых рисунков. Но можно сколько угодно добавлять к ним детали и изменять их дизайн. Достаточно, например, добавить несколько жилок в рисунок листка растения, лишний лепесток в соцветие, поместить уже существующий мон в круг или квадрат, и даже просто продублировать его дважды и трижды, как получается совсем новый мон. Делать это можно было при наличии второго или третьего сыновей, поскольку первенец, обычно, наследовал мон отца. Два повторения в этом случае как раз и означали – «второй сын», а три – третий! В современной японской геральдике существует около 7500 семейных гербов-монов.

Очень интересный набор фигурок. Военачальник за занавесями маку принимает гонцов с хоро за плечами, в то время как асигару подносят ему отрубленные головы. Рядом сигнальный барабан, при помощи которого подавались команды, и эмблемы полководца – зонт. Судя по рисункам и эмблемам на дзингаса это мог быть Уэсуге Кэнсин. Правда, поле веера тогда должно быть синим. А вот зонт был эмблемой у многих…

Иметь собственный мон в прошлом разрешалось не каждому японскому клану. Сначала их получали лишь члены семьи императора, сёгуны, их самые близкие родственники и самые влиятельные их приближенные. Но со временем, как это бывает всегда, в ряды счастливых обладателей ка-монов стали попадать фавориты и тех, и других. Самураев, проявивших доблесть в бою, сёгун также стал награждать лично им составленным моном (и такая награда считалась очень почетной, а сёгуну ничего не стоила!) или даже разрешить взять свой — в знак особой близости к своему дому. Но по настоящему массовым использование ка-монов сделалось в Эпоху воюющих провинций (1467–1568). Тогда в вооруженном противостоянии участвовали все: даймё, монастыри и даже простые крестьяне. Униформы воины не носили, поэтому идентифицировать своих и чужих на поле боя можно было только по флагам у них за спиной с нарисованными на них монами. Хотя право на ка-мон все равно было только у придворных и самурайского сословие. Ни крестьянам, ни ремесленникам, ни купцам иметь его не разрешалось. Нарушить запрет могли только лишь известные актеры театра Кабуки и столь же известные… куртизанки. Только в XIX веке, к концу сёгунского правления, богатые купцы стали понемногу ставить собственные моны на своих лавках, складах и товарах. Разрешения они на это, конечно, не имели, но японские власти закрывали на это глаза, потому как многим из них чиновники этого времени сильно задолжали. Но зато после Реставрации Мэйдзи (1868), которая завершила феодальный период в развитии Японии, все сословные ограничения отменили и любой желающий получил право иметь ка-мон.

Наиболее известные японские кланы середины XVI в.

Века шли, и межсемейные узы все множились и ветвились, что естественным образом отражалось и на японских монах. Возникла, например, традиция передачи мона по женской линии. Женщина, выходя замуж, часто сохраняла мон своей матери. Хотя женский герб в новой семье по размеру должен был быть меньше, чем у мужа. Впрочем, обычно женщина принимала мон мужчины. Но были возможны и оригинальные сочетания монов — то есть в рисунке ка-моне объединялись геральдические символы как мужа, так и его жены. В итоге в некоторых родовитых семьях имеется до десяти ка-монов, ставших наглядным свидетельством древности рода.

А вот здесь хорошо видно поистине огромное сасимоно гонца, а также устройство флажков сасимоно разных типов. Наконец вверху показан самый простой способ его крепления при помощи веревки.

Нередко семейные моны превращались в торговые марки коммерческих предприятий. Так, изображение «трех бриллиантов» сначала был моном семьи, а теперь представляет собой торговый знак фирмы «Мицубиси». Собственные моны завели себе даже гангстерские группировки якудза.

Как всегда, находились люди, ни в чем меры не знавшие. На этих рисунках показаны опознавательные знаки, владельцы которых как раз ее не знали. Посмотрите на размеры и на количество. У асигару слева внизу опознавательных знаков пять, причем это только со спины. А еще мон сюзерена должен был быть у него на кирасе спереди и на шлеме! И одно дело небольшой значок на шлеме и на наплечниках. Но когда знак с моном закрывает весь наплечник, или к шлему сзади прикреплена целая простыня – то это уже явный перебор. Удивительно, но японцы все это терпели. Вот так и выработали свою знаменитую толерантность.

Сегодня для значительной части японцев родовые моны в значительной степени потеряли всякий геральдический смысл и, как это было в эпоху древнего Хэйана, являются скорее элементами эстетики, к которым в свою очередь очень часто обращаются художники и промышленные дизайнеры.

Картина дня

наверх