На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Аутремера, средневековых Балкан и средневековой Венгрии (3 статьи)

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Аутремера

Кто хочет жизнь сберечь свою,
Святого не берет креста.
Готов я умереть в бою,
В бою за Господа Христа.

Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто прячется в своем краю,
Закрыты райские врата,
А нас встречает Бог в раю.
Фридрих фон Хаузен. Перевод В. Микушевича)

Не важно, как и почему, но вышло так, что в 1099 году западноевропейские рыцари очутились на Востоке (Нижних землях, Аутремере, как тогда говорили), где создали свои государства. Их было много и занимали они довольно обширную территорию в Сирии и Палестине, на Кипре (после его завоевания английским Ричардом I) и в Латинской империи со столицей в Константинополе после 1204 года, а также у ее преемников в Греции. Ну а началась история государств крестоносцев в Сирии, Палестине и Ливане с прибытия участников первого крестового похода на Ближний Восток в 1098 г. Был у нее и конец, который ознаменовался падением Акры и прибрежных городов, удерживаемых крестоносцами в 1291 г., хотя тамплиеры владели прибрежным островом Арвад еще до 1303 года. Латинская империя просуществовала с 1204 по 1261 год, но княжества крестоносцев на юге Греции сохранялись до XV века. А королевство Кипр было аннексировано Венецией лишь в 1489 году.


Крестоносцы у стен Антиохии. «История Гуэльмо де Тира» (Уильяма Тирского), Акра, 1275-1300 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)


Пески, жара и мусульмане…



Небольшие размеры, враждебное окружение нехристиан, непривычный климат — все это сделало государства крестоносцев в достаточной степени уязвимыми, за исключением разве что острова Кипр. И понятно, что эта уязвимость просто не могла не оказать влияния на их военное дело. Начнем с того, что существовала, например, проблема нехватки лошадей. Она была явной в первые годы и оставалась источником слабости рыцарства «Нижней земли» и позже. Казалось бы, рядом была Аравия, все мамлюки ездили на прекрасных скакунах, добыть которых было не так уж и трудно, но… эти лошади не годились для тяжеловооруженной рыцарской конницы, а тяжелые крупные кони из Европы мало того, что были очень дороги из-за их перевозки морем, еще и не выдерживали местного климата. Не хватало и просто воинов, хотя крестоносцы, вполне возможно, и сильно переоценивали численность своих исламских противников. С другой стороны, проблема «кадров» особенно обострилась после создания государств крестоносцев в Греции в 1204 году, когда большое количество рыцарей из Сирии и Палестины отправились туда. 


Рыцари Аутремера. «История Аутремера», Иерусалим, 1287 г. (Муниципальная библиотека Булонь-сюр-Мер, Франция)


Когда заимствовать очень полезно



Тактика крестоносцев и их военная организация были хорошо изучены, хотя большее внимание традиционно уделялось первому этапу завоевания, чем второму, оборонительному. Здесь нужно подчеркнуть жизненно важную роль военных орденов, таких как тамплиеры и госпитальеры, и роль городских военных сообществ. Вообще говоря, крестоносцы мало чему могли учить воинов восточного Средиземноморья, а вот сами они переняли многое из того, что увидели в Византии, и своих противников мусульман. Крестоносцы активно перенимали у них предметы экипировки, хотя это, скорее всего, было лишь традиций использования захваченных трофеев, а отнюдь не сознательным копированием военных достижений противника. Наиболее заметными примерами этого явления были легкая кавалерия, использовавшая копья с тростниковыми или бамбуковыми древками, посаженная на коней пехота (ее использовали для скоростных набегов) и лучники. Последние были необходимы для борьбы с вражеской конницей, поскольку именно она была главным противником крестоносных армий на Востоке. До рыцарей именно здесь наконец-то дошло, что успеха на поле боя можно добиться лишь, используя свои силы комплексно. А если каких-то воинов им и не хватало, то… последних всегда можно было нанять из местных христиан и даже мусульман иного толка, нежели данный противник!

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Аутремера

Рыцари Аутремера сражаются с мусульманами и… играют с ними в шахматы. «История Аутремера», Иерусалим, 1287 г. (Муниципальная библиотека Булонь-сюр-Мер, Франция)



Главное — это многослойность



Здесь пришло время рассмотреть, а как вообще одевались рыцари для боя, сражавшиеся в Сирии и Палестине. Ну, прежде всего, как и положено, и как это делалось в это время везде, рыцари надевал льняное белье – широкие, похожие на современные трусы нижние штаны брэ, достигавшие колен и завязывавшиеся тесемками на ногах и на поясе. Надев брэ, рыцарь облекал ноги в шоссы – крайне любопытный вид средневековой одежды, представлявшие собой отдельные штанины, выкроенные и сшитые таким образом, что они словно чулки плотно обтягивали каждая свою ногу. Привязывали их также к поясу брэ. Поверх шоссов из ткани надевались кольчужные шоссы на подкладке из тонкой кожи и опять-таки привязывались к поясу. Кольчужная стопа заменяла обувь, хотя случалось и так, что подошва шоссов из кольчуги была кожаная. Иногда поверх кольчужных шоссов некоторые модники натягивали еще и шоссы из цветной ткани. Под ними кольчуги было не видно, но тем не менее она там была. Колени стало в обычае защищать кованными чашеобразными наколенниками, крепившимися на стеганые «трубы» из полотна. Иногда они были короткими. Иногда защищали все бедро до самого верха, подобного доспехам итальянского рыцаря Колаччио Беккаделли. 


Воины в чешуйчатых доспехах. «Псалтирь Миллисенды» (обложка, резьба по кости), Иерусалим, 1131-1143 г. (Британская библиотека,Лондон)


Рубашка, тоже льняная или даже шелковая, с завязками на рукавах и шее была свободного покроя. Поверх рубашки под кольчугу надевался стеганый кафтан гамбизон. Волосы на голове убирали под такой же стеганый чепец, защищавший голову от соприкосновения с кольцами кольчужного капюшона. Кольчуга надевалась на гамбизон, кольчужный капюшон – авентайл поверх кольчуги. Иногда он имел лицевой клапан, закрывавший нижнюю часть лица, с кожаный подбоем и с завязками, или же крючком, которым он цеплялся авентайл. Благодаря всему этому клапан можно было откинуть и свободно разговаривать. Чтобы зафиксировать цилиндрический шлем топфхельм, на голову надевался кожаный валик, набитый очесами шерсти. Шлем имел замшевую обшивку внутри и «лепестковый упор» внутри для макушки. Все это позволяло прочно зафиксировать шлем на голове, что было важно из-за его узких смотровых щелей. Шлемы часто раскрашивались для защиты от ржавчины.


Снаряжение рыцаря 1285 г. Рис. Кристы Хук.


Поскольку в Сирии и Палестине было очень жарко, то здесь вошли в моду шлемы «шапель-де-фер», то есть «железная шляпа». Причем носили их не только рядовые пехотинцы, но и знатные рыцари. Сюрко гербовой раскраски или же из белого полотна, так же, как и шлемовой намет (своего рода «покрышка» для шлема из ткани) ,также распространились именно здесь, чтобы предотвратить нагрев доспехов на солнце. Бринандина – доспех из металлических пластин, который надевался поверх кольчуги, также снаружи обшивался тканью, причем нередко довольно дорогой, например, бархатом, поскольку в этом случае она заменяла сюрко. Известно, что определенное распространение получил и такой доспех, как джосерант или кольчуга из двух слоев кольчужной ткани разного плетения с прослойкой из ткани. Воинами Запада начали использоваться и чисто восточные разработки этого времени – пластинчатые, ламеллярные, панцири, которые заимствовались у византийцев и мусульман, а также панцири из металлической чешуи.


Снаряжение рыцаря 1340 г. Рис. Кристы Хук.


Как видите, снаряжение стало значительно более разнообразным и богатым. Сюрко украшается вышивкой, кольчужные шоссы закрывают пластинами тисненой кожи, появляются кожаные наплечники и латные перчатки. Обязательным оружием становится также кинжал, а показателем богатства – золотые (или хотя бы позолоченные) цепи, идущие к рукояткам кинжала, меча и к шлему. В моду входят шлемы-подшлемники – сервильеры, а сам «большой шлем» получает поднимающееся кверху забрало. Иной формы становятся клинки мечей и щиты, которые теперь нередко делают вогнутыми и снабжают выемкой для копейного древка.

Украшение оружия — мода Востока


Оружие рыцарей Аутремера было разнообразным и помимо рыцарского копья включало меч, топор и булаву или шестопер. Рукояти мечей, как и ножны, в это время начинают украшать. Рыцари в данном случае явно копировали моду Востока, где обычай украшения оружия к этому времени давно уже стал традицией. Проводниками всех этих инноваций, по мнению Д.Николя, были армяне. Их роль случайных союзников и источника наемников для государств-крестоносцев в Сирии очевидна и гораздо важнее, чем роль любой другой восточно-христианской группы населения.


Навершие меча (аверс) эпохи крестовых походов, найденное на Ближнем Востоке. Неопознанный геральдический щит на задней части диска, вероятно, был знаком его первоначального владельца или дворянской семьи, которой он принадлежал. Лев на аверсе изготовлен явно позднее. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Навершие меча (реверс)


Навершие меча Пьера Моклерка де Дрё (1190–1250), герцога Бретонского и графа Ричмондского. Ок. 1240-1250 гг. Материал: медь, золото, эмаль, железо. Диаметр 6,1 см, толщина 1,2 см), вес 226.8 г. Аверс. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Интересно, что в его гербе в левом верхнем углу сначала изображался горностаевый мех и такой же мех показан на щите его эффигии. Но побывав в крестовом походе и, видимо, пострадав там от жажды, приказал поместить в герб на навершии меча изображение бурдюков с водой, символизировавших участие в крестовом походе.

Туркопулы — наемники-мусульмане на службе у рыцарей Христа

Но, пожалуй, самыми интересными людьми в Аутремере, которые прибывающих из Европы новичков удивляли в государствах крестоносцев больше всего, были туркопулы – мусульманские войска со своим национальным вооружением на службе у христиан. Они не были однородны по своему этническому и религиозному составу, а кроме того включали в себя как конницу, так и пехоту, лучников и копейщиков, хотя большинство из них, по-видимому, были легкоконными всадниками, использовавших луки в византийском стиле или стиле мамлюков Египта. То есть в первом случае они стреляли через головы своих войск, находясь во второй линии рыцарской конницы, а во втором – нападали на врага в качестве застрельщиков, стараясь ложным отступлением подвести его под удар своей тяжелой конницы. Стоит отметить, что туркополы появились при крестоносцах и на Кипре, и на Балканах или в Греции и, возможно, даже в Нормандии после возвращения из Палестины короля-крестоносца Ричарда I.

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Knight of Outremer AD 1187-1344. L.: Osprey (Warrior series №18), 1996.
2. Nicolle, D. Saracen Faris 1050-1250 AD. L.: Osprey (Warrior series № 10), 1994.
3. Nicolle D. Knight Hospitaller (1) 1100- 1306. Oxford: Osprey (Warrior series №33), 2001. 
4. Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1. https://topwar.ru/157185-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-rycari-autremera.html                                              

Рыцарство средневековых Балкан

Милый Боже, как же поступить мне
И к какому прилепиться царству:
Изберу ли Царствие Небесное?
Изберу ли царство земное?

Если ныне выберу я царство,
Выберу я царствие земное,
Краткое есть царствие земное,
Небесное ж Царство будет вечно…
«Погибель царства Сербского. Песня

Рыцари и рыцарство трёх веков. Чем рыцари Балкан отличались от рыцарства западных стран, какими особенностями в вооружении оно обладало?

В прошлый раз мы закончили рассматривать военное дело Нижних Земель, Аутремера, как тогда говорили в Европе. Сегодня наш путь лежит на север. Минуя Византию (о ней будет отдельный рассказ) мы окажемся на Балканах — «подбрюшье Европы», на первый взгляд вроде бы его далекой окраине, но на самом деле «прямоезжей дороге к самому ее сердцу». Да, но что там было такого уж интересного именно в рассматриваемый нами период, с 1050 по 1350-й год? А вот об этом сейчас и пойдет наш рассказ…


Греческие воины. Миниатюра из манускрипта ок.1300 – 1399 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Много гор, народов и религий

Средневековые Балканы были такими же раздробленными, как и сегодня. Большинство жителей этого региона были славянами, в том числе болгары, македонцы, сербы, боснийцы, далматинцы, хорваты и словенцы. Из них последние четыре группы до османского завоевания были в основном католиками. Но после османского завоевания большинство тех же боснийцев постепенно приняло ислам, но интересно, что в средневековой Боснии еще до этого уже существовало значительное нехристианское меньшинство. Это были богомилы, последователи версии манихейской веры, которая ранее существовала в восточной Анатолии и, как ересь альбигойцев или катаров, получила широкое распространение на юге Франции. Жители средневековой Далмации были частично итальянцами и в культуре, и в речи. Валахи — полукочевые предки современных румын обитали на значительной части территории Балкан, включая некоторые западные и южные части полуострова. Рельеф данной территории был сильно изрезан. Много гор, между ними долины, вдоль побережья находится множество островов, где можно было укрыться от любых завоевателей. В одной лишь Хорватии насчитывается 1145 больших и совсем крошечных островов. Это был настоящий пиратский рай, в котором пираты могли чувствовать себя как дома.


Миниатюра из манускрипта 1300-1350 гг. (Архив Эллинистического института, Венеция)

Последствия крестовых походов

В начале XI века большая часть западного Балканского полуострова, за исключением отдельных частей Словении и Хорватии, входила в состав Византийской империи. Ко времени Первого крестового похода хорваты после периода независимости находились под венгерским владычеством. После Четвертого крестового похода и падения Константинополя в 1204 году весь Балканский регион раздробился еще более. Северная и западная Греция была разделена между малыми княжествами крестоносцев и византийским деспотатом Эпира. Например, те же албанцы вскоре в этих условиях смогли завоевать независимость, но к середине XIV в. Сербия завоевала значительную территорию от Дуная до Коринфского залива, и албанцы вновь ее лишились. Южно-итальянское королевство Неаполь в это время активно участвовало в происходящем на землях Греции. Ну, а княжества крестоносцев занимали лишь сравнительно небольшую часть южной Греции, в то время как Венеция и Генуя боролись за контроль над большинством греческих островов, окружающих полуостров, чтобы контролировать морскую торговлю.

Рыцарство средневековых Балкан

Оружие сербских воинов. (Военный музей, Белград)

Когда «верхи» отдаляются от «низов»

Культурно и даже политически Византия, конечно же, оказывала сильное влияние на большую часть Балканского полуострова. Тем не менее, в течение рассматриваемого периода влияние западной и центральной Европы оказывало все большее влияние на западные земли региона, причем особенно в военных вопросах. Горы идеально подходили под строительство замков, а долины – под разведение породистых лошадей. Ну, а замки – это рыцари, а рыцари не могут быть рыцарями без коней. Поэтому для развития рыцарства и рыцарского военного искусства этот регион оказался идеальным. Поэтому западное влияние ложилось здесь на «добрую почву», а происходило через расширяющееся Венгерское королевство и Республику Рагуза (Дубровник), которая была основным каналом для импорта итальянского оружия и доспехов. Затем оно попадало в Боснию и в районы, расположенные дальше на восток. Кроме того, военные элиты западной части Балканского полуострова обращались к Западу не только за поставками оружия, но и в более широком политическом плане, что постепенно изолировало их от основной массы местного православного населения, которое оставалось в основном «антифранкским» и «антикатолическим». Возникла довольно распространенная ситуация, когда «верхи» воспринимали чужеземную культуру, а вот культура низов по-прежнему оставалась сугубо местной и традиционной. Возникают отчуждение между нобилитетом и народной массой. Причем со временем именно это отчуждение должно было сыграть очень важную роль во время османского завоевания Балкан. Только вот в то время об этом никто не задумывался. Людям того времени такое даже и в голову-то не могло прийти… Все жили исключительно «по воле Божьей»! Ну а рыцарство здесь было таким же, как и везде!


«Крылатый наконечник» копья. Такие наконечники были традиционным оружием на территории всей Европы. (Национальный музей Сербии, Белград)



А вот это очень интересный артефакт. Дело в том, что в Древнем мире наконечники были литые, бронзовые и втульчатые. Средневековые напротив – железные и черешковые. Это же средневековый наконечник, но черешковый. И к тому же сделан из бронзы. То есть у тех, кто его изготовил, были проблемы с железом, но хватало бронзы, но они знали только черешковые наконечники. Лить втульчатые они не додумались! (Национальный музей Сербии, Белград)

Родина щита с косой верхней кромкой

Боснийцы, находясь ближе к побережью Адриатики и к Италии, находились под еще большим влиянием Запада, чем сербы, прежде всего в военных вопросах. Судя по всему, Босния была независимой с начала XII века и до 1253 года, когда она попала под власть венгерской короны, и прежде чем была включена в эфемерную Сербскую империю XIV века короля Стефана Душана. Это был относительно бедный, географически изолированный и, конечно, бурный, в плане социальных отношений, горный район, в котором долгое время сохранялись архаичные формы ведения войны и весьма специфическое вооружение. появилось своеобразное оборудование. Например, где-то здесь в середине XIV века появился всаднический щит, известный как «боснийский скутум», отличавшийся, во-первых, скошенной слева направо и сверху вниз верхней кромкой, а во-вторых – его оформлением. Очень часто его поверхность украшалась крылом хищной птицы, либо нарисованным, либо настоящим, из перьев!


Очень интересный щит из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Правда, относится он к 1500 году, но тем не менее это типичный «боснийский скутум». В описании щита указывается, что такие щиты с характерным задним краем использовались всадниками Венгрии. В XVI веке такие щиты был приняты во многих странах Восточной Европы как христианскими, так и исламскими всадниками. Удлиненный верхний край щита служил для защиты задней части головы и шеи от ударов саблей, ставшей главным кавалерийским оружием в этом регионе. На внешней стороне щита изображен меч пророка Мухаммеда с двойным клинком, а на внутренней стороне — Распятие и железо Страстей. Это необычное сочетание исламских и христианских символов предполагает, что щит использовался на турнире христианским воином, одетым по мусульманской моде. На этих турнирах в «венгерском стиле» участники надевали венгерские и турецкие костюмы и использовали сабли, чтобы срубить перья, прикрепленные к шлемам их противников и к острому углу их расписных щитов. Даже в то время, когда турецкие армии представляли собой постоянную угрозу для Восточной Европы, противники турок подражали их костюму и тактике, настолько сильное впечатление они на них производили.

Хочешь стрелять из лука? Сначала сойди с коня!

Хорватия, объединившаяся с венгерским королевством на условиях почти равноправия в 1091 году, оставалась частью венгерского государства вплоть до наших дней. Поэтому неудивительно, что военное дело Хорватии, равно как и доспехи и оружие ее средневекового воинства, перекликались с военным делом Венгрии, хотя в ней отсутствовал элемент стрельбы из лука с коня. То есть важный элемент тактики степного происхождения, который отличал венгерских всадников от всадников других западных стран, как, впрочем, и наших далеких предков тоже. Именно отсюда, кстати, проистекает и еще одна причина ненависти к воинам-славянам со стороны западных рыцарей. Те считали зазорным стрелять из лука с коня в воина равного социального достоинства, а там, где без этого было невозможно обойтись, нанимали туркопулов. Европейские конные лучники прежде чем браться за лук должны были сойти с коня, чтобы… не оскорблять благородное животное! А тут… вроде бы такие же рыцари, но сражаются в нарушение всех правил рыцарского искусства, то есть побеждают «неправильно». Но венгры, тоже «неправильные», хотя были католиками. А тут и не католики, и такое себе позволяют. «Да они хуже язычников и мусульман, ей-богу!»


Золотой перстень Владислава, первая четверть XV в. (Национальный музей Сербии, Белград)

Далматинцы и словенцы – самые «прозападные» из всех

О далматинском оружии и доспехах известно больше, чем о других балканских регионах, потому что сохранилось больше документальных источников. Конница была практически идентична коннице Запада и особенно Италии. Пехота, прежде всего лучники с простыми и сложными луками, а позже и с арбалетами, сыграла очень важную роль в этом урбанизированном и приморском регионе. Значение пехоты особенно возросло с начала XIV века, когда далматинским городам пришлось бороться с их внутренними балканскими соседями. Поэтому они активно ввозили самое разное оружие и доспехи из Италии. В частности, Рагуза (Дубровник) импортировала огнестрельное оружие из Венеции уже в 1351 году, чтобы защитить себя от нападений со стороны Венгрии.


Перстень из Дубровника. Золото, чернь. Начало XV в. (Национальный музей Сербии, Белград) Обратите внимание, что на перстне изображен щит с гербом и рыцарский шлем, типично западноевропейский, украшенный фигурой дракона на гербе. (Национальный музей Сербии, Белград)



Серебряный динар деспота Стефана Лазаревича (1402-1427). Христос на престоле (аверс), геральдический шлем Лазаревича (реверс). (Национальный музей Сербии, Белград)

Самыми безоговорочно прозападными из всех балканских народов с точки зрения военной техники были словенцы. Они населяли провинции Карниола, Штирия и, пока район не был германизирован, Каринтию. Ведь именно Священной Римской империи удалось так или иначе остановить вторжения венгров в X веке. И потом только лишь Западная Истрия находилась за пределами Империи, и под властью Венеции. Так что проникновение в этот район западной культуры осуществлялось очень быстро и не без причины.


Нормандские наемники на службе Византии. Рис. Ангуса МакБрайда.

Албанские страдиотти

Албанцы тоже доминировали над многими ближайшими соседями на протяжении большей части средневековья. Прибрежные города Албании пережили упадок городов периода эпохи раннего средневековья, оставаясь крупными торговыми центрами до конца XI века. Там, где земли находились под византийским владычеством, местные воины служили в качестве страдиотов под различными категориями византийского руководства. Кстати, ощущение национальной идентичности было затруднено для албанцев еще и тем, что некоторые из албанцев были католиками, а другие православными. Независимость Албании была завоевана примерно в 1190 году, но затем вновь потеряна в 1216 году. За этим последовала волна усиления военного влияния Италии и Франции, которая вначале была с радостью воспринята местными феодалами. Однако, это влияние, скажем той же Анжуйском монархии, никогда не распространялось за пределы прибрежных равнин и городов, а в горной местности по-прежнему существовала своя, местная, культура. В XIV веке влияние Албании распространилось далеко на юг, до Фессалия, и долгое доминировало в районе Эпира. Когда в начале 1330-х годов Албания попала под власть сербов, эта территория могла выставить не менее 15 000 всадников, из который примерно одна тысяча были самыми настоящими рыцарями, а вот остальные 14 были легко вооруженными воинами, имевшими копье, меч, и в лучшем случае кольчугу. Все эти войска обычно сражались под венецианским флагом в Италии XV века, где они были известны под итальянским названием cтрадиотти.


Типичный рыцарь XIV в. (1300-1310 гг.) Фреска в церкви Катерины Александрийской, в Великой Ломнице, Словакия.

Таким образом, до начала турецкого завоевания на Балканах это был район вполне европейской военной культуры и традиций, с одной стороны находившийся под влиянием Византии, с другой – Италии и Священной Римской империи. Национальные «мотивы» существовали где-то в горах, а суть духовных противоречий составлял конфликт между католиками и православными. Регион был более монолитным в культурном отношении и больше тяготел к Западу, нежели к Востоку, что, кстати, сказать, не изменилось и по прошествии 669 лет!


Рыцари сражаются с мусульманскими конными лучниками либо туркопулами. Фреска художника Йоханнеса Аквила (1383-1393 гг.), церковь Успения девы Марии, Турнише, Словения.

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
2. Verbruggen, J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.  https://topwar.ru/158149-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-rycarstvo-srednevekovyh-balkan.html                                                                                                                                                            

Рыцарство средневековой Венгрии

 
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.
Евангелие от Матфея 26:51

Рыцари и рыцарство трёх веков

Как интересно иногда распоряжается история! Венгры были одним из тех народов, что пришли из Азии по Степному коридору в Европу и многие годы наводили ужас на ее жителей своими походами, наравне с арабами и викингами. Они вторгались во Францию и в Германию, совершали походы в Италию и даже в Испанию. Однако, проиграв сражение на реке Лех в 955 году, они прекратили свои набеги на запад и занялись обустройством своего государства. Бывшие кочевники и легкоконные лучники, они быстро переняли европейские военные традиции и рыцарскую культуру и со временем уже практически ни в чем не уступали армиям Западной Европы. Ну а о том, что представляли собой их собственные войска в 1050—1350 гг., мы сейчас и расскажем.

Рыцарство средневековой Венгрии

Венгерский воин Х века из Патриархата Аквилеи (фреска)

Государство множества провинций

Заметим, что средневековое венгерское государство было очень большим и включало в себя множество провинций, населенных немадьярскими народами, хотя в них после завоевания и проживало значительное по численности венгерское население. Но были и такие местности, где оно оставалось в меньшинстве. То есть монокультурным и моноязычном населением в ту эпоху оно не было. Во многих городах также проживало немало немцев. Наиболее значимыми были такие немадьярские регионы, как Трансильвания (население которой составляло смешанное венгерское, румынское и немецкое население) и Словакия, Хорватия, Босния, Темешвар (северная Сербия) и северная Далмация, причем проживавшие там люди были в основном славянами. На востоке Валахия и Молдавия в течение некоторого времени также находились под венгерским сюзеренитетом, хотя и не очень недолгое время. 


Что всегда отличало восточных воинов от западных, так это использование ими луков и доспехов из металлических пластин, лучше защищающих от стрел. Фреска с изображением Святого Георгия в доспехах конного воина из церкви Гёреме в Турции, 1000-1199 гг.

Первоначально венгры, или мадьяры, были кочевым народом финно-угорского происхождения, пришедшим в Европу из Сибири, хотя они и включали в себя значительный контингент представителей тюркской национальности. Когда значительная часть их прежней военной аристократии погибла на поле битвы при Лехе, психология оставшихся резко изменилась, и они постепенно интегрировались в христианскую европейскую цивилизацию.


Тоже фреска, на этот раз из Сирии. Церковь Деи Мар Муса-аль-Набаси, Набк, 1000-1199 гг. У всадника типично рыцарское «кресельное» седло.

Венгрия официально стала христианской довольно поздно, а именно в 1001 году, с крещения ее первого короля Стефана. Вместе с религией были введены и западноевропейские феодальные институты, а ее элита приняла западную культуру, включая и традиции военного дела. Вдоль западной границы теперь царил мир, но зато новое христианское венгерское королевство тут же начало воевать со своими северными, южными и восточными соседями, стараясь раздвинуть пределы своих земель.

С середины Х века западная граница Венгрии включала Словакию, но не Моравию. Затем она пролегала немного западнее нынешней венгерско-австрийской границы, где и оставалась на протяжении всего рассматриваемого периода. К середине ХIII века Хорватия и Далмация вошли в венгерское королевство благодаря брачным союзам. Босния была отвоевана у сербов, а западная Валахия находилась под венгерским сюзеренитетом. Далее Венгрии пришлось испытать на себе весь ужас монгольского нашествия в 1241 году, но страна, тем не менее, так и не была включена в состав монгольской империи. Фактически Венгрия оправилась довольно быстро, и в течение XIV века превратилась в мощное централизованное государство, ориентирующееся во всем на Запад. Босния была завоевана вновь в 1328 году, а Валахия и Молдавия оставались под венгерским сюзеренитетом до 1360-х годов.


На территории Восточной Европы также имеются эффигии, но их сохранилось меньше, чем на Западе. Вот эффигия рыцаря Миклоша Гараи, 1380 г., францисканская церковь в Шиклоше, Венгрия. Эффигия необычная. Она глубоко врезана в поверхность плиты, что нетипично для эффигий Франции, Англии и Германии. Однако изображенный на ней рыцарь имеет типичное для своего времени снаряжение: шлем-бацинет, джупон, наголенники, наплечники, пластинчатые сабатоны и цепи.



Венгерский всадник первой половины Х века (№3). Рис. Ангуса МакБрайда.

Кочевники в центре Европы

Что касается военного дела у мадьяр, то традиционная военная культура этого народа – это культура кочевников. Вот только перестав быть таковыми они совершенно ее забыли. Теперь, став христианами и ориентируясь на победивший их Запад, они стали опираться на небольшую по численности рыцарскую кавалерию, которую, как дань древней традиции, поддерживали конные лучники. Лучники имели более легкие доспехи, всадники с копьями и мечами – более тяжелые. Луки у венгров были также ближе к сасанидскому, кавказскому, византийскому или раннему арабскому типу, чем к турецкому. Есть также свидетельства того, что тактика мадьярской конной стрельбы из лука была ближе к тактике Ближнего Востока, чем Центральной Азии. Как это могло получиться, не вполне ясно. Ведь пришли-то они как раз из Азии, а отнюдь не с Ближнего Востока. Объяснение может быть только одно. Ареал обитания мадьярских племен не совпадал с ареалом прототурок, и они друг с другом на просторах Азии не соприкасались. А вот Кавказ и Иран имели с ними контакты во время их переселения на Запад, и в ходе этих контактов мадьяры как раз и познакомились с военным делом древнего Ирана и что-то из него переняли. Интересно, что ранние мадьяры использовали довольно сложные осадные орудия. То есть очевидно, что Венгрия имела торговые контакты с исламским миром в Х и XI веках и они не прошли для нее даром.


Та же эффигия, крупным планом. На ней можно рассмотреть богатый рыцарский пояс и идущие к рукояткам меча и кинжала цепи. На шлеме бармица-авентайл. На руках латные перчатки с наклепанными пластинками.

Первая фаза «вестернизации» в Х и XI веках, вероятно, затронула только королевскую семью, наемные войска и главных баронов. Некоторые слои мадьярского общества, особенно жившие на Великой равнине, то есть в Паннонии, сохраняли свои обычаи вплоть до XII века. Главным их занятием по традиции было коневодство. Однако большинство населения, особенно в районах с населением из славян, всегда занималось земледелием. Многие мадьяры также поселились в этих местах и быстро переняли у славян слова, относящиеся к коневодству, которые имели финно-угорские корни, а вот к земледелию – славянские! В свою очередь, это привело к усилению феодализации страны и армии. Легкая кавалерия не исчезла, но значение ее сильно уменьшилась, в то время как оружие и доспехи стали в значительной степени, хотя и не полностью, западноевропейскими.


А теперь мы рассмотрим целый ряд замечательных миниатюр из венгерского манускрипта «Хроника Пиктум» 1325-1360 гг. (Национальная библиотека Сечения, Будапешт, Венгрия) На первой мы видим воина буквально повторяющего, за исключением щита, одеяние воина, изображенного на эффигии, однако без доспехов на ногах.


Еще два воина из того же манускрипта тоже «железа» на ногах почему-то не имеют.

Еще одну волну кочевников-переселенцев с Востока Венгрия получила непосредственно перед монгольским вторжением, когда на ее земли бежали племена куманов – половцев. Мигранты были кочевниками, занимались кочевым животноводством и этим они были близки мадьярскому населению Венгрии. Но после монгольского вторжения и гибели огромного количества людей возвращение к прежней жизни стало невозможным. Тем более, что на опустошенные земли пришли теперь уже переселенцы из Германии. Таким образом на территории Венгрии возникла пестрая мультинациональная смесь языков, культур и народов, в которой, однако, доминирующая феодальная знать была почти неотличима от своих немецких или итальянских коллег, точно так же, как и немецкие поселенцы и немецкие тевтонские рыцари в таких областях, как Трансильвания.


А вот у этого воина на ногах очень интересные шоссы. Видимо они из кожи, и изнутри подбиты металлическими пластинками, наличие которых выдают головки заклепок. Щит традиционной формы для воинов на всех миниатюрах этого манускрипта, с отверстием для копья.

Многолетние войны Венгрии с кочевниками в степях, расположенных за Карпатскими горами, возможно, как раз и объясняют тот факт, что несмотря на «вестернизацию» своего конного войска, здесь продолжалось использование большого количества относительно легко вооруженных конных лучников самого различного происхождения. При этом на самом деле венгерская армия XIII века имела очень много общих черт с византийской армией, что говорит еще и о наличии сильного влияния с этой стороны. 


Венгерские рыцари, сидя в кресельных седлах, атакуют турецких воинов, обстреливающих их из луков. «Хроника Пиктум» 1325-1360 гг. (Национальная библиотека Сечения, Будапешт, Венгрия) Хорошо видно, каким образом используются щиты с отверстиями для поддержки копий.

Арбалет против лука

Пешие арбалетчики играли заметную роль, причем большинство таких воинов набирались из славянских земель, таких, например, как Словакия. Арбалет, кстати, очень быстро стал популярным оружием в Венгрии, хотя даже к XV веку сложный составной лук он вытеснил не полностью. Венгры, как и многие другие степные народы, использовали укрепления из повозок, известные и чехам, и полякам и также воинам Руси. Некоторые считают, что заметные восточные черты в военном деле венгров есть, следствие турецкого влияния. Однако венгры почти не встречались с османами лицом к лицу вплоть до конца XIV века, хотя турки переправились в Европу через Босфор уже в 1352 году, а уже в 1389 году спустя нанесли сербам поражение на Косовом поле. Так что использование повозок в качестве полевых укреплений, а также и огнестрельного оружия, соответственно можно рассматривать как примеры влияния со стороны Венгрии, быстро адаптировавшей все новинки военного дела из Западной Европы.


Кстати, сцены сражения с мусульманами европейских рыцарей в то время в манускриптах помещали очень часто, причем нередко изображения мусульман были, скажем так, несколько «удалены» от реальности, вот, например, как на этой миниатюре из «Псалтири королевы Мэри». Созданная между 1310 и 1320 гг., она содержит 223 полноцветных и частично раскрашенных миниатюр. (Британская библиотека, Лондон)

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
2. Nicolle, D. Hungary and the Fall of Eastern Europe 1000-1568. UK. L.: Osprey (Men-At-Arms №195), 1988. 

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари юга Италии и Сицилии 1050-1350 гг.
Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 11. Рыцари Италии 1050-1350 гг.
Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 10. Рыцари королевства Арелат
Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 9. Германские эффигии
Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 8. Рыцари Священной Римской империи
Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 7. Рыцари Испании: Леон, Кастилия и Португалия
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Ирландии (часть 4)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Шотландии (часть 3)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Англии и Уэльса. Часть 2
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1     https://topwar.ru/158302-rycarstvo-srednevekovoj-vengrii.html

Картина дня

наверх