На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Загадочная цивилизация олмеков. Цивилизация майя. Русский гений расшифровал письменность майя (3 статьи)

Загадочная цивилизация олмеков

В последнее время необычайно возрос интерес к древним цивилизациям, археологическим находкам и историческим документам. Историки и археологи находят удивительные вещи, которые открывают новые страницы в истории государств и континентов. Одной из интереснейших находок археологов является цивилизация ольмеков, недавно открытая в Центральной Америке.

В 1862 году близ деревушки Трес-Сапотес (штат Веракрус) Хосе Мельгарупосчастливилось обнаружить удивительную скульптуру, не похожую на все известные до их пор — голову «африканца», высеченную из камня.

Продолжая свои исследования, Хосе Мельгар уже в 1871 году заявил, что он абсолютно убежден в том, что «негры не раз бывали в этих краях, и это случилось ещё в первую эпоху от сотворения мира». Это открытие послужило началом изучения забытой индейской культуры, затерявшейся в лесах Веракруса и Табаско.
в 1930-х годах археолог Мэтью Стирлинг со своими коллегами начал широкомасштабные археологические раскопки, заложив первые шурфы и траншеи на зеленых склонах холмов Ла-Венты и Трес-Сапотес. В результате многолетних археологических работ был открыт центр ольмекской культуры в Пьедра Парада.

Учёным удалось найти 16 уцелевших от разрушения каменных голов в шлемах,некоторые из них более трёх метров в высоту и весят от 20 тонн до 40 тонн. Лица каменных голов имеют ярко выраженные африканские черты. Есть предположение, что это выходцы из Африканского континента, достигшие побережья Центральной Америки благодаря тому, что между континентами когда-то в Атлантическом океане существовала земля Атлантида.

В большинстве своём учёные считают, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые из современных исследователей полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: к примеру, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

Как считает норвежский исследователь Тура Хейердал, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта.На это могут указывать не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было обнаружено признаков эволюции ольмекской цивилизации, она словно появилась в уже процветающем виде и так же неожиданно оборвала своё существование.

Возникновение ольмекской культуры относят приблизительно ко второму тысячелетию до н. э. В 1200—900 годах до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: возможно, как результат внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, находящуюся на 55 миль восточней, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000—600 годах до н. э. или в 800–400 годах до н. э.

В центральноамериканском искусстве цивилизация ольмеков отличается самой изысканной и необычной скульптурой, представленной гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами, искусно украшенными резьбой монолитами. Изящно выполнены небольшие фигурки, украшения и предметы, вырезанные из нефрита. Земляные насыпи служили основаниями для храмов над гробницами,сооружёнными из гигантских природных базальтовых глыб.

В ольмекской культуре были известны цифры, обозначенные черточками и точками.Вырезанные на каменных стелах даты относятся к последним столетиям до нашей эры и являются древнейшими в Центральной Америке письменными датами.
Цивилизация олмеков предшествует расцвету цивилизации майя классической поры.

Между 400 и 350 г. до н.э. плотность населения восточных земель ольмеков резко упала. Позже на землях ольмеков расцвела цивилизация ацтеков и майя, и всё же эта область останется малонаселенной до 19-го века. Несомненно, цивилизация «каучуковых людей» (т.е. «чёрные, как каучук, люди»), как в переводе с ацтекского звучит «ольмек», переворачивает историю Америки и отодвигает ее вглубь веков.

Племена майя научились делать бронзовое оружие, серебряные украшения, великолепную художественную резьбу по камню, статуэтки и рисунки, а также майя позаимствовали цифры ольмеков и математические методы исчисления.

Непревзойденный знаток древнего мексиканского искусства Мигель Коваррубиас изучив характерные черты и высокий уровень открытого в Трес-Сапотес художественного стиля, утверждал, что именно ольмеков следует считать древнейшим цивилизованным народом Мексики.

«Там, в джунглях и болотах Южного Веракруса повсюду лежат археологические сокровища: погребальные холмы и пирамиды, мастерски вырезанные из базальта гигантские изваяния богов и героев, великолепные статуэтки из драгоценного нефрита… Многие из этих древних шедевров относятся к началу христианской эры. Появившись внезапно неизвестно откуда во вполне зрелом виде, они, бесспорно, принадлежат культуре, которая была, вероятно, основополагающей, материнской культурой для всех более поздних цивилизаций».

В древних легендах и преданиях цивилизации ацтеков и майя часто упоминается один высококультурный народ — ольмеки — живший в древности в Тлашкале, но оттесненный впоследствии в Веракрус и Табаско… Ольмеки славились своим искуством резьбы по камню и изделиями из нефрита и бирюзы. Ольмеки считались главными потребителями каучука во всей Центральной Америке. Географическое положение этого народа примерно совпадает с областью, где археологи чаще всего находили нефритовые статуэтки с ликами младенцев и ягуаров.

Исследователь Майкл Ко считает, что предки майя жили когда-то на территории ольмеков, когда же наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в цивилизацию майя. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков.

http://ru-sled.ru/zagadochnaya-civilizaciya-olmekov/

Цивилизация майя

Цивилизация ацтеков и майя расцвела на землях ранее принадлежавших загадочной исчезнувшей цивилизации ольмеков — «каучуковых людей» (т.е. «чёрные, как каучук, люди»), и всё же эта область Америки останется малонаселенной до 19-го века.

Ольмеки, исчезнувшие из истории около 1300 года до н.э. создали календарь, который известен нам, как календарь майя и цифры майя. Воинственные племена майя позаимствовали большую часть культуры развитой цивилизации ольмеков.

Копан — первый алтарь майя выкрашен красной охрой

Племена майя научились делать бронзовое оружие, серебряные украшения с камнями, художественную резьбу по камню, статуэтки и рисунки, а также позаимствовали цифры ольмеков и математические методы исчисления.

Племена майя поклонялись Солнцу — на алтаре с солярным символом — свастикой, майя приносили человеческие жертвы.

Солярные знаки и свастика, изображённые в разных видах, встречаются очень часто на архитектурных памятниках цивилизации майя.

Из вулканического камня, относящегося к 500 году н.э., древние майя создали изваяние божества, попирающего ногами символ подземного мира — крокодила (змея, дракона). Бог племени майя изображён с поднятыми вверх руками, его голову венчает корона, с символами направленными на 4 стороны света, на корону божества опираются небеса — свастическая корона.

Great-Mural-Rock-Art-Baja-Mexico-7500-y.o

Туристы, побывавшие на экскурсии в Мексике, Канкун, в большой каменной пещере, смогут увидеть древнейшие рисунки, сделанные на стенах пещеры красной охрой. Учёные и археологи считают, что возраст изображений людей с поднятыми руками около 7500 лет.

Исследуя цивилизацию майя, археологи обнаружили множество интересных каменных и терракотовых статуэток.

Одна из них представляет божество с отверстием в груди, где можно увидеть ещё шесть маленьких майя божеств – всего семь.

Племена майя были знакомы не только с жертвоприношениями человеческого сердца своим богам, но и с бальзамированиемчеловеческого тела.

Так же, как и в Египте, где в ритуал захоронения фараона входило бальзамирование тела и сооружение вокруг него семи покровов, саркофагов-гробов из разных материалов. Таким образом, тело фараона было подготовлено к тайне вечной жизни и его воскрешению в ином мире.

В древнерусской культуре тайна жизни сокрыта также под семью покрововами, напоминающими семь оболочек ячменного зерна, ставшего праобразов возраждения из мёртвых — его закапывают в землю, а оно проростает весной.

Один из самых известных памятников в Копане – это Алтарь Q перед храмом 16. На каменном Алтаре запечатлена история династии первых царей из доколумбовой цивилизации майя, построивших государство с центром в Копан. Под алтарём Q, который представляет собой массивный квадратный камень, установленный на 4 камня цилиндрической формы, похоронены 13 ягуаров, принесённых в жертву.

На западной стороне алтаря Q изображен первый царь майя Яах-Кук-Мо (слева, под цифрой 1) передающий символ власти- Жезл , очень напоминающий Ваджру ведического бога Индры, своему приемнику 16 царю майя Яах-Паку (Yax-Pac) (справа). Первый царь майя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) потерял правую руку в бою, и держит жезл в левой руке.

Современные изотопные анализы человеческих останков царя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) показали, что он родом из Копан, в Тикаль, а не из Теотиуакана, города II века до н. э. — VII века н. э. в долине Мехико (Мексика).

На каждой из сторон Алтаря Q изображены 4 царя майя, таким образом, на Алтаре Q представлены первые 16 царей майя из династии Копан. Имена царей прочитаны русским учёным Юрием Кнорозовым на языке майя.

Интересно, что некоторые наши современники видят в украшениях царей майя, детали, похожие на современные шлемофоны, наушники, а изображение царского жезла напоминает им взлетающую в космос ракету, что даёт им основание предположить, что майя — пришельцы их космоса.

Двор святилища майя в Копане украшен резными каменными стелами, установленными в честь знаменательных событий, прославляющих имя правящих царей майя. Каменные изваяния идолов похожи на каменные менгиры или на скифские бабы, часто встречающиеся во многих европейских и азиатских цивилизациях.

На каменной стеле «C» нанесена дата её создания — это 5 декабря 711 года н.э. Каменная стела обращена на восход и на заход солнца, так же, как и на скифских курганах, каменный идол встречает первые лучи солнца на востоке и провожает его за горизонт на западе.

На западной стороне Стелы «C» изображена черепаха в форме алтаря, её называют«Космическая Черепаха», так как на её панцире изображены небесные созвездия, подробная карта звёздного неба.

Священные круглые камни майя — алтари, также имеют своих «двойников» в других цивилизациях мира. У всех народов мира большие камни служили проводниками воли богов.

Например, в древней Греции в храме Аполлона в Дельфах под деревом в священной роще лежал большой круглый камень, который называли «омвал», или «пуп земли». Стоя у священного камня омвала, дельфийские оракулы предсказывали судьбу царям и полководцам. В Средиземном море, на острове Сардиния, есть гигантские сооружения до-римской эпохи, называемые Нуры, и огромные округлые камни-«омвалы», считающиеся энергетическим местом силы.

Когда речь заходит о священных мегалитах и валунах, почему то всегда первым делом на ум приходит камень, упоминаемый во многих русских сказках, и стоящий на распутье трёх дорог. Подходя к камню всадник, решал какую дорогу жизни ему выбрать, в какую из сторон света ему поехать. В России знаменитый Синь-камень Плещеева озера исполняет желания и перемещается по берегу озера.

В изобразительном искусстве цивилизации майя есть и другие символы и ритуальные изображения, которые встречаются в культурах многих европейских народов. Например, Священное Древо Жизни.

Двуглавый орёл, смотрящий в разные стороны, и лунница в искусстве майя.

Изучив древние манускрипты францисканского монаха XVI века Диего де Ланда «Сообщение о делах в Юкатане» и братьев Вильякорта «Кодексы майя», советский учёный Юрий Кнорозов понял, что алфавит майя состоит из 29 знаков — это ключ к пониманию языка майя.

На основе трёх иероглифических рукописей майя — Парижской, Мадридской и Дрезденской, Кнорозов обнаружил, что во всех текстах встречается 355 самостоятельных знаков и каждый знак майя читался, как слог.

Это позволило Кнорозову определить тип письма, и установить фонетическое чтение некоторых слогов. В 1947 году Кнорозов составил каталог иероглифов майя, а через пять лет вышла первая публикация о результатах дешифровки письменности майя.

Полный перевод иероглифических рукописей майя Юрий Кнорозов опубликовал в 1975 году и получил за эту работу в 1977 году Государственную премию СССР.

http://ru-sled.ru/civilizaciya-majya/

Русский гений расшифровал письменность майя

19 ноября гениальному учёному и основателю советской школы майянистики Юрию Валентиновичу Кнорозову исполнилось бы 95 лет. Великий советский историк, этнографист, лингвист Юрий Кнорозов стал основателем советской школы майянистики, он дешифровал письменность майя, когда узнал, что мировая научная общественность считает это невозможным.

На свет великий учёный XX века появился в небольшом посёлке под Харьковом в 1922 году.Отец работал главным инженером Южного треста стройматериалов, а мать занималась семьей. Юра был самым младшим из пяти детей. Будущий блестящий учёный закончил всего семь классов железнодорожной школы, но уже тогда отличался ярким характером и неординарным талантом. Он прекрасно играл на скрипке, рисовал почти с фотографической точностью и обладал удивительной памятью.

В 1939 году юноша окончил рабфак и поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета им. А.М. Горького. Началась Великая Отечественная война, но в армию Кнорозова не взяли по состоянию здоровья, он работал учителем в далеком посёлке. В 1943 году он поступил на II курс исторического факультета МГУ. По воспоминаниям одногруппников, учился с огромным интересом: «Всю стипендию тратил на книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом». Кнорозова интересовали «шаманские практики», египтология, история Древнего Востока, этнография, лингвистика. Однако его погружение в науку было прервано, в 1944 году его мобилизировали. Победу он встретил под Москвой, где служил телефонистом 158 артиллеристского полка резерва ставки главнокомандующего. После войны юноша восстановился в МГУ и снова занялся поглощением знаний. Кнорозов великолепно знал литературу — от античности до средневековья. Обладал удивительной памятью, точно цитируя наизусть многие поэтические тексты и прозу. Его дипломная работа была посвящена шаманским практикам Средней Азии. Несколько месяцев Кнорозов провёл в Узбекской и Туркменской ССР, но, по отзывам коллег, местные шаманы его разочаровали.

Он расшифровал письменность майя из упрямства.

В 1945 году Кнорозов прочитал статью немецкого исследователя Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема». Это стало вызовом для пытливого ума молодого учёного.

«Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!», — решительно заявил Юрий Кнорозов и погрузился в эту тайну.

Иероглифы письменности майя молодой учёный разгадывал уже в Ленинграде. Он жил в Музее этнографии народов СССР, в длинной, как пенал, комнате до потолка забитой книгами, по стенам которой висели прорисовки иероглифов майя. Из мебели был только письменный стол и узкая койка. Всё своё свободное время Кнорозов изучал письмена майя, но в его успех никто не верил. Ранее мировые светила майянистов смогли понять в письменности майя только числа и даты календаря майя.

В США школу майянистов возглавлял Эрик Томпсон, не преуспевший в расшифровке иероглифов майя, он считал, что алфавита у майя не существует. Эрик Томпсон жёстко пресекал все попытки коллег продолжить работу по дешифровке письменности майя, обрушивая шквал критики в научной прессе на каждого, кто пытался прочесть послания майя, но Юрию Кнорозову не было дела до мнения американца.

Из библиотеки Берлина советские офицеры Красной Армии привезли в Москву много книг, среди них были две книги заинтересовавшие Кнорозова — это «Сообщение о делах в Юкатане» францисканского монаха XVI века Диего де Ланда и «Кодексы майя» братьев Вильякорта. Эти книги и вдохновили Кнорозова на расшифровку иероглифов письменности майя.

Русский гений совершил открытие!

Юрий Валентинович Кнорозов обладал неординарным мышлением и редким аналитическим даром, он перевел со старо-испанского «Сообщение о делах в Юкатане», детально изучил и анализировал имеющиеся у него данные. Кнорозов сразу же понял, чтоалфавит майя из 29 знаков, оставленный испанским монахом Диего де Ланда – это ключ к пониманию языка. На основе трёх иероглифических рукописей майя — Парижской, Мадридской и Дрезденской, Кнорозов обнаружил , что во всех текстах встречается 355 самостоятельных знаков и каждый знак майя читался, как слог. Это позволило Кнорозову определить тип письма, и установить фонетическое чтение некоторых слогов. В 1947 году Кнорозов составил каталог иероглифов майя, а через пять лет вышла первая публикация о результатах дешифровки письменности майя. Её приняли с восторгом, благодаря этому молодой учёный смог перейти на работу в Кунсткамеру.

29 марта 1955 года Юрий Кнорозов защитил диссертацию о дешифровке письменности майя и ему сразу дали степень доктора исторических наук, минуя звание кандидата. Работа Юрия Кнорозова стала научной и культурной сенсацией не только в Советском Союзе, но и во всём мире.

Способ дешифровки Кнорозова получил название «метода позиционной статистики» и позже использовался и для дешифровки письма острова Пасхи и протоиндйских текстов. Даже в разгар холодной войны американцы приняли принцип дешифровки Кнорозова. Впрочем, не все учёные были единодушны. Эрик Томпсон не хотел признать своё поражение и продолжал вести «идеологическую» войну против русского дешифровщика. Он до конца жизни считал метод Кнорозова ошибкой, а его поклонников называл ведьмами, летающими «верхом на диких котах по полночному небу по приказу Юрия». В 1957 году он отправил послание известному археологу Майклу Ко: «…ты доживешь до 2000 года… рассуди потом, был ли я прав…». Археолог сохранил письмо и перечитал его в первый день 2000 года. «Томпсон был не прав. Прав оказался Кнорозов и теперь мы все, занимающиеся майя являемся кнорозовистами», — подвёл итог Ко.

Кошатник и юморист

Полный перевод иероглифических рукописей майя Юрий Кнорозов опубликовал в 1975 году и получил за эту работу в 1977 году Государственную премию СССР.Парадокс состоял в том, что человек, который разгадал письменности майя, никак не мог увидеть иероглифы майя своими глазами.
Кнорозова не выпускали из Советского союза, возможно, боялись самоуверенного, независимого и эксцентричного гения. Многим он казался угрюмым и суровым, но близкие люди отмечали его доброту. По воспоминаниям ученицы, Галины Ершовой, к нему всегда и везде тянулись дети и животные. Если ребёнок на экскурсии в Кунсткамере хотел что-то спросить, то из всех, находящихся в зале сотрудников, неизменно обращался к Юрию Кнорозову.

Кнорозов всю жизнь обожал котов. Его любимицей была сиамская кошка Ася (Аспид), на фотографии он держит Асю на руках. Он знал по именам всех котов своих коллег и друзей и неизменно спрашивал о них при встрече. В кармане у Кнорозова всегда был сушеный корень валерьянки или пучок кошачьей травы.
У него было хорошее чувство юмора. Учёные сборища майянистов он именовал шабашами. А любимой картинкой было изображение гигантского ящера, которого рвут на части мелкие твари, он называл её «Заседание учёного совета».

В ожидании дня, когда сможет увидеть останки цивилизации майя, Кнорозов продолжал много работать. Женился, растил дочь, парировал нападки критиков, аферистов и недоброжелателей.

Только в 1990 году по приглашению президента Гватемалы Кнорозов, наконец-то, увидел останки цивилизации майя. Сбылась его мечта! В 68 лет сам поднялся на вершину пирамиды Большого Ягуара в Тикал. Затем последовали поездки в Мексику, где он посетил те места, о которых читал и писал — Паленке, Бонампак, Йашчилан, Чичен-Ица, Ла-Вента, Монте-Альбан, Теотиуакан, Шочикалько.

В 1995 году в посольстве Мексики в Москве вручили Кнорозову серебряный Орден Астекского Орла. Эти ордена вручаются мексиканским правительством иностранным гражданам – за исключительные заслуги перед Мексикой. Получая орден, русский учёный сказал по-испански: «Mi corazón siempre es mexicano» — «Сердцем я всегда остаюсь мексиканцем». Это награда имела для него больше значение.


В 1999 году его не стало. У Юрия Кнорозова случился инсульт, последовал отек легких, и смерть.
Лишь в 2004 году на могиле последнего дешифровщика XX века Юрия Кнорозовапоявился памятник в стиле архитектуры майя.

По материалам статьи АиФ

http://ru-sled.ru/russkij-genij-rasshifroval-pismennost-majy...

Картина дня

наверх