На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Идем на Восток. Как Россия сражалась за «славянских братьев». Герои Шипки (2 статьи)

Идем на Восток. Как Россия сражалась за «славянских братьев»

24 апреля (по новому стилю) 1877 года началась русско-турецкая война.

«Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года», Николай Дмитриев-Оренбургский, 1883 год. © / репродукци

Растянувшееся на столетия противостояние между Россией и Османской империей к последней четверти XIX века отнюдь не исчерпало себя. Желание Петербурга усилить свое влияние на Балканах, в Причерноморье и продвинуться вплотную к Константинополю не исчезло даже после поражения в Крымской войне.

Стамбул же, наоборот, надеясь на помощь Великобритании, мечтал вернуть свои прежние владения, отвоеванные Россией. Сделать это, впрочем, было довольно сложно – Османская империя катилась к своему закату.

Парижский мирный договор, завершивший Крымскую войну 1853-1856 годов, лишил Россию флота на Черном море. Великобритания и Франция зорко следили за тем, чтобы побежденный конкурент не принялся за старое.

России, впрочем, поначалу было не до того. В стране развернулись масштабные реформы. Коснулись они и вооруженных сил, без чего восстановление утраченных позиций не представлялось возможным.

Усиливать свои позиции на международной арене Россия принялась за счет налаживания отношений с Пруссией. Петербург занял нейтральную позицию в вопросе объединения немецких земель вокруг Пруссии, а Берлин, в свою очередь, помог России дезавуировать положения Парижского договора, которые не давали ей иметь военный флот на Черном море.

«Нерукопожатный» Стамбул

Парижский договор, однако, предусматривал и такую ситуацию – в случае вооруженного конфликта России с Османской империей гарантами безопасности последней станут Великобритания и Австрия. Повторять опыт Крымской войны император Александр II не хотел, а значит, для разрешения споров военным путем России необходимо было дождаться момента, когда Стамбул останется без поддержки.

Османская империя сама уверенно двигалась к такому сценарию. Славянские народы, находившиеся под контролем Стамбула, недовольные тем, что обещание расширения их прав осталось лишь обещанием, поднимались на вооруженную борьбу. Османы отвечали на это жестокими расправами, убивая не только участников восстания, но и вырезая мирных жителей.

Правительствам европейских стран все труднее становилось объяснять своим гражданам, с какой стати они поддерживают османских головорезов.

Последней каплей стало Боснийское восстание 1875 года, в ходе подавления которого было убито свыше 30 тысяч человек. Премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли в собственной стране подвергался жесточайшей критике за поддержку Стамбула. В этой ситуации возможности активно помогать Османской империи у Лондона просто не было.

Герои боснийского восстания

Герои боснийского восстания. Commons.wikimedia.org

Договоримся по-хорошему?

В России же, наоборот, сильны были общественные настроения, призывавшие вмешаться и силой освободить братьев-славян от многовекового гнета. Присутствовала и жажда реванша за поражение двадцатилетней давности.

Первыми в войну с Османской империей в 1876 году вступили Сербия с Черногорией. Это выглядело откровенным блефом, поскольку силы в этом противостоянии были явно неравны. Однако в Белграде рассчитывали, что Россия вмешается и не допустит поражения братьев по вере.

Так оно и произошло – в критический момент Петербург предъявил ультиматум Стамбулу, что спасло сербов от полного разгрома.

23 декабря 1876 года начала работу Константинопольская конференция участием России, Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции и Италии. Османской империи был предложен согласованный вариант разрешения кризиса – предоставление автономии Болгарии, Боснии и Герцеговине под объединённым контролем великих держав. Стамбул отверг этот план.

В марте 1877 года Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Россия и Франция согласовали Лондонский протокол – еще один компромиссный документ, предлагавший разрешить вопрос миром.

Однако Османская империя объявила предложение вмешательством в ее внутренние дела, отклонив документ.

Участники Константинопольской конференции

Участники Константинопольской конференции. Фото: Commons.wikimedia.org

Армия форсирует Дунай

12 (24 по новому стилю) апреля 1877 года Россия объявила войну Османской империи. Нейтрализовав действия османской флотилии кораблей на Дунае, русская армия в июне 1877 года начала форсирование этой реки.

Османской армии не удалось оказать серьёзного сопротивления переправе русских войск на Дунае.

Командование русской армии намеревалось, преодолев Балканский хребет, перейти в наступление на Константинополь. Для осуществления этого намерения ключевое значение приобретал контроль над Шипкинским перевалом, через который проходит дорога, связывающая Северную и Южную Болгарию.

В начале июля 1877 года отряды генералов Гурко и Святополк-Мирского подошли к Шипке, заставив отступить 5-тысячный турецкий корпус Хулюсси-паши.

Таким образом, важнейший перевал оказался в руках русской армии.

Однако дальше всё стало развиваться не так, как изначально планировали русские военачальники.

Для контроля над Шипкинским перевалом был оставлен отряд численностью около 5000 человек, основу которого составлял Орловский пехотный полк, а также болгарские ополченцы.

Изначально на перевале не планировалось строительства серьёзных укреплений. Предполагалось, что основные силы русской армии, разбив неприятеля в районе города Плевна, вскоре перейдут в наступление через перевал. Но несколько штурмов Плевны закончились неудачами, и русская армия перешла к осаде города.

Битва за Шипку

В то же время турки, понимая значимость Шипкинского перевала, готовились взять реванш, вернув над ним контроль. Больше того, османская армия затем намеревалась ударить в тыл основным силам русской армии, после чего отбросить её за Дунай.

Шесть тысяч русских солдат и болгарских ополченцев при 27 орудиях на плохо укреплённых позициях оказались лицом к лицу с 30-тысячной армией Сулейман-паши, превосходившей обороняющихся в артиллерии почти вдвое.

11 августа 1877 года османская армия начала генеральный штурм Шипки с трех направлений. Кровопролитное сражение длилось три дня, но русским войскам удалось удержать свои позиции. В битве за Шипку потери русских сил составили более 130 офицеров и более 3600 солдат. Османская армия потеряла более 230 офицеров, а также от 6000 до 8000 солдат.

«Шипкинское сидение» русских отрядов, продлившееся с сентября по декабрь 1877 года, также принесло большие потери – от огня державшего осаду противника войска потеряли 700 человек убитыми и ранеными, а болезни и обморожения вывели из строя свыше 9000 солдат и офицеров.

Мемориал на горе Столетова в честь героев Шипки русско-турецкой войны 1877-78 г.г.

Мемориал на горе Столетова в честь героев Шипки русско-турецкой войны 1877-78 гг. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин

Дорога на Константинополь

28 ноября (10 декабря по новому стилю) случилось переломное событие в войне — была взята Плевна. Основные силы русской армии приступили к реализации первоначального плана войны, предусматривавшего прорыв в Южную Болгарию. Удержанный шипкинским отрядом перевал в этой ситуации сыграл важнейшую роль.

24–28 декабря 1877 года русские войска под командованием генералов Скобелева, Святополк-Мирского и Радецкого провели операцию против турецких войск, располагавшихся перед Шипкинским перевалом, вошедшую в историю как «сражение у Шипки-Шейново».

Шипкинский отряд в этом сражении фронтальным ударом оттянул на себя часть турецких сил, что развязало руки действовавшему на фланге Скобелеву - его прорыв в центр укреплённого турецкого лагеря и предопределил общую победу русских.

Победа у Шейново открывала дорогу русской армии на Константинополь, что привело в ужас не только султана Османской империи, но и многих европейских политиков. Османская империя запросила мира, а России настоятельно посоветовали не добивать поверженного противника.

«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой». Верещагин В. В. 1883 г. репродукция

Два договора

19 февраля (3 марта по новому стилю) 1878 года был подписан Сан-Стефанский мирный договор. По нему Османская империя признавала независимость Сербии, Черногории и Румынии, а их территория увеличивалась. Босния и Герцеговина должны были образовать автономную область. Создавалось новое автономное славянское княжество на Балканах — Болгария, которое включало этнические болгарские территории в Мёзии, Фракии и Македонии.

Османская империя обязалась выплатить России огромную контрибуцию, часть которой должна была быть заменена территориальными уступками.

Великобританию и Австро-Венгрию подобное усиление России не устроило. Они готовы были вступить в войну на стороне Османской империи, если соглашение не будет пересмотрено.

В июне 1878 года открылся Берлинский конгресс, на котором были согласованы новые условия мира, закрепленные в Берлинском трактате. Территория Болгарии была сокращена практически в три раза, Босния и Герцеговина перешла под контроль Австро-Венгрии. Урезаны были территориальные приобретения Черногории, Сербии и Румынии, но при этом Стамбул признавал их независимость. Россия вернула южную часть Бессарабии, потерянную после Крымской войны, присоединила Карсскую область, населённую армянами и грузинами, и заняла стратегически важную Батумскую область.

«Берлинский конгресс», Антон фон Вернер. репродукция

Несмотря на то, что Берлинский трактат в России многие сочли дипломатическим поражением, частично нивелировавшим военные успехи, итогом войны стало то, что Россия сумела восстановить свои позиции, утраченные после Крымской войны.

За заступничество Великобритании Стамбул был вынужден расплатиться передачей Кипра. Но это лишь отстрочило окончательный распад Османской империи.

http://www.aif.ru/society/history/idem_na_vostok_kak_rossiya...

Герои Шипки. Как русским солдатом латали дыры в планировании войны

Оборона Шипкинского перевала в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. стала одним из самых славных, но и самых горьких эпизодов отечественной военной истории. Пожалуй, здесь наиболее ярко проявились лучшие качества русского рядового.

Защита «Орлиного гнезда» орловцами и брянцами. Художник Алексей Попов.
Защита «Орлиного гнезда» орловцами и брянцами. Художник Алексей Попов. © / Public Domain

140 лет назад, 19 июля 1877 г. началась одна из самых показательных и характерных операций русской армии. За пару дней до того наши войска в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с севера и юга атаковали Шипку — «ворота в Османскую империю», один из самых удобных перевалов через Балканы. После этих атака отряды турецкого военачальника Хулюсси-паши оставили перевал, бросив все пушки. Русские заняли Шипку. И не уходили оттуда в течение следующих пяти месяцев.

И у нас, и на Западе огромной популярностью пользуется провокационное утверждение: «Поскреби русского — найдёшь татарина». Отсылает оно к временам татаро-монгольского ига — дескать, почти триста лет под татарским ярмом сделали из русских натуральных азиатов.

«Точка сборки» всей войны

Даже в этой насквозь лживой фразе можно найти рациональное зерно. Кое-какие особенности отечественного способа ведения войны действительно восходят к тем временам. В частности, феноменальная устойчивость русских в обороне. Невзирая на потери — так сказать, «за ценой не постоим». Дело в том, что на протяжении всего мрачного периода ордынских набегов и карательных походов боевая задача русских войск сводилась именно к тому, чтобы, заняв какой-либо рубеж, истечь кровью. Дав тем самым мирным жителям шанс укрыться в лесах-болотах и избежать резни и почти поголовного истребления. Если взглянуть на самые славные, самые громкие и известные сражения русской армии за последние полтысячелетия, то выйдет, что по своей структуре все они были оборонительными. Куликовская битва. Стояние на Угре. Полтава. Бородино. Сталинград. Каждое из них — важный этап укрепления и возвышения нашей страны.

Эти качества — устойчивость и презрение к потерям — должны были, как во всех упомянутых случаях, изначально ложиться в основу операции, которая сразу строилась вокруг них. Однако гораздо чаще они проявлялись спонтанно. Просто по той причине, что генералитет на стадии планирования допустил ряд ошибок. И война, замышлявшаяся как парадное шествие и опрокидывание противника, начинала буксовать, а потом и вовсе превращаться в серию поражений с предсказуемым позором в финале.

Вот тогда устойчивость в обороне становилась волшебной палочкой-выручалочкой. И это — как раз случай Шипки. Гора высотой 1523 м. и одноименное небольшое болгарское селение стали «точкой сборки» всей кампании — местом, где решалась судьба войны. Без основного качества русского солдата эта судьба была бы быстрой и плачевной.

Кто кого пересидит

На пути русских армий к сердцу Османской империи стояли две естественные преграды — Дунай и Балканские горы. Чисто теоретически полагалось форсировать Дунай, занять плацдармы и ключевые точки, убедиться, что здесь уже ничто не угрожает, принять меры предосторожности, а одновременно — двигаться дальше и занимать перевалы.

В принципе, всё было сделано именно так, как полагалось. За исключением одного. В пункте «принять меры предосторожности» были допущены ошибки, близкие к критическим. Наше командование посчитало, что с форсированием Дуная и занятием Никополя турки перейдут к глухой обороне. А, значит, можно спокойно захватывать перевалы и устраивать победный марш к Константинополю.

Удар турецкого мушира (маршала) Осман-пашив направлении Плевны, уже занятой нашими войсками, стал неожиданностью. По иронии судьбы он занял Плевну в тот же самый день, что генерал-адъютант Николай Святополк-Мирский — Шипку. Ситуация сложилась очень неприятная. С одной стороны, главный перевал через Балканы у нас. С другой — турки одним ходом поставили под угрозу наши плацдармы на Дунае. Двигаться дальше, оставляя в тылу занятые неприятелем укреплённые пункты — полное безумие. Плевну надо было брать. А Шипку — оборонять, во что бы то ни стало, чтобы не потерять хотя бы это достижение.

Началась увлекательная игра «кто кого пересидит». Турки в Плевне или русские на Шипке. Но одно дело — сидеть в городе, пусть и обложенном со всех сторон неприятелем. А совсем другое — на горном перевале. Без укрытий, роя землянки в каменистой почве, чтобы хоть как-то защититься от ураганного огня. Без источников воды. Без продовольственных запасов — их с собой попросту не взяли, равно как и зимнюю одежду. Зачем? Ведь война скоро кончится — до Константинополя же рукой подать! Учитывая, что «Генерал Мороз» в тот раз воевал против наших, да так, что застывало ружейное масло, а шинели и башлыки, промёрзнув насквозь, ломались в руках: «Нет никакой возможности разжечь огонь. Шинели солдат покрылись толстой ледяной коркой. Многие не могут согнуть руку. Движения стали очень затрудненными, а упавшие не могут подняться без посторонней помощи. Снег засыпает их за какие-нибудь три-четыре минуты. Шинели так замерзли, что их полы не сгибаются, а ломаются. Люди отказываются принимать пищу, собираются группами и находятся в постоянном движении, чтобы хоть немного согреться. От мороза и метели негде укрыться».

«Снежные траншеи» (Русские позиции на Шипкинском перевале). Василий Верещагин. Источник: Public Domain

Горькая каша Шипки

Иными словами, русские на Шипке в 1877 г. оказались примерно в том же положении, что и немцы под Москвой в 1941 г. С тем только исключением, что местные жители русским помогали по мере сил. К тому же, согласно известной поговорке, что немцу смерть — то русскому в данном конкретном случае если и не хорошо, то терпимо.

Некоторые эпизоды «Шипкинского сидения» заслуживают прямых цитат участников и свидетелей. Вот граф Николай Игнатьев: «Только что у меня был корреспондент английской “Дейли ньюс” Форбс. Он прибыл на Шипку 12 августа и находился там с 5 ч. утра до 7 ч. вечера. Он в восторге от наших солдат, хвалит также и болгар. Сказал, что видел, как около тысячи жителей Габрово, среди которых было немало детей, под градом пуль несли воду нашим воинам и даже стрелкам на передовую. С удивительной самоотверженностью они выносили раненых с поля боя...»

Вот генерал Виктор Кренке: «Положение Шипкинского перевала отчаянное; хотя атаки отбиты, но турки более и более развёртываются на окрестных высотах, на волах подняли туда артиллерию, а ружейный огонь так силён, что нет ни одного уголка на всей обороняемой позиции, где бы можно было укрыться от выстрелов...»

«Сражение на Шипке». Алексей Кившенко. Источник: Public Domain

Вот выдающийся врач Сергей Боткин: «Нервы на пределе. Невольно задаешь себе один и тот же вопрос: неужели нам придется отступить под напором этих многочисленных турецких орд, рвущихся к перевалу? Солдаты не падают духом, едят свою горькую кашу, а раненые, покидая позицию, даже шутят, словно ничего не случилось. Если случайно турецкая пуля попадет в котелок с кашей, говорят, что это турки послали им соли. Некоторые утверждают, что мы выстоим и несомненно победим. Будем надеяться!»

Надеяться можно было только на те самые качества русской армии, с которых всё начиналось. Они не подвели. Война, как известно, закончилась победой. Победу, как положено, отметили парадом. В нём должны были принять участие и те полки, которые отстояли Шипку. Но их вид настолько поразил своей непрезентабельностью господ из штаба, что героев Шипки поставили где-то в сторонке, заслонив спинами более подтянутых и бравых солдат. Тогда и родилась горькая поговорка: «На параде — назади, а как дело — впереди».

http://www.aif.ru/society/history/geroi_shipki_kak_russkim_s...

Картина дня

наверх