На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Советский Союз и разгром сомалийскго блицкрига в Эфиопии

Советский Союз и разгром сомалийскго блицкрига в Эфиопии

Когда в июле 1977 года началась Огаденская война, Советскому Союзу, пытавшемуся создать эфиопо-сомалийскую конфедерацию, пришлось выбирать между двумя африканскими союзниками. Захват эфиопского Огадена в планах сомалийского диктатора Мохаммеда Сиада Барре был пунктом № 1 в создании «Великого Сомали». Советские военные советники сокрушили лучшую в тот момент в постколониальной Африке сомалийскую армию, созданную их же руками.

Два союзника

Сиад Барре объявил о своей социалистической ориентации сразу после захвата власти в 1970 году, Сомали превратилась в стратегического партнера СССР в Восточной Африке. В страну поставлялась советская военная техника, в ее армии работали советские инструкторы. В порту Бербера разместилась база ВМФ СССР.

Однако в сентябре 1974-го в Эфиопии к власти пришла военная хунта, тоже объявившая о социалистическом курсе развития страны. СССР и Эфиопия подписали Договор о военно-техническом сотрудничестве. 3 февраля 1977-го эфиопскую хунту возглавил подполковник Менгисту Хайле Мариам. Он быстро и окончательно поссорился с американцами, которые заморозили военную помощь. Наконец, в мае Менгисту посетил Москву и был принят как полноправный союзник.

К этому моменту ситуация в Огадене стала критической. Советское руководство, надеясь сохранить обоих союзников, заняло выжидательную позицию. США же, потеряв Эфиопию, начали осторожно зондировать режим Сиада Барре. Уверенный, что теперь у него есть «запасной аэродром» в случае разрыва с Москвой, Сиад Барре сделал окончательное решение в пользу агрессии.

Ситуация в Огадене

Огаден населен преимущественно сомалийцами из клана огадени. С середины 60-х они вели партизанскую войну против власти эфиопских властей. К началу 1977-го партизаны взяли под контроль большую часть Огадена. Эфиопские части были заперты в городах, их линии снабжения подвергались постоянным атакам. Партизаны серией взрывов вывели из строя стратегическую железную дорогу Адис-Абеба – порт Джибути.

13 июня 1977 года в Огаден из Сомали вторглась пятитысячная армейская группировка. Все ее атаки против эфиопских гарнизонов были отбиты с серьезными потерями. Эти события, видимо, укрепили Менгисту в нежелании послать дополнительные войска, хотя в его штабе многие предсказывали в скором времени полномасштабное сомалийское наступление. Сиад Барре был убежден в слабости эфиопского режима и сделали ставку на короткую победоносную войну.

В длительной войне Сомали была обречена на поражение. По людским резервам Сомали она сильно уступала Эфиопии. Эфиопская армия – 47 тысяч человек, сомалийская – 22 тысячи. При этом население Эфиопии – 28,6 млн. тысяч, а Сомали – 3,25 млн.

Но на сомалийском направлении эфиопское командование имело только 3-ю пехотную дивизию четырехбригадного состава и 7 отдельных батальонов. Около 40 боевых самолетов, из них 16 истребителей F-5.

Сомалийская же армия вторжения насчитывала, в общей сложности, 45 батальонов, в том числе 9 танковых. 52 самолета – МиГ-21, МиГ-17 и даже четыре ИЛ-28. Общая численность партизанских отрядов – 15 тысяч бойцов. Перевес сомалийцев в техническом отношении был подавляющим. Только танков более 250 – советские Т-34-85 и Т-55. У эфиопов – 45 легких американских танков М-41 и М-47.

Война

23 июля 1977 года сомалийские танковые колонны пересекли границу. Двигались они широким фронтом, легко подавляя очаги сопротивления. Самое тяжелое поражение эфиопы понесли в городе Годе. После нескольких дней мощных артобстрелов и авианалетов, 25 июля сомалийцы захватили город. Но на некоторых участках эфиопы держались очень стойко.

К середине августа сомалийцы продвинулись на северном направлении на 100 км, на центральном – на 700 км и на южном – на 300 км. Однако вскоре их наступление забуксовало в треугольнике городов Дыре-Дауа – Харэр – Джиджига. Это стратегический перекресток в горах Арусси, прикрывающий прямую дорогу на Адис-Абебу. Эфиопы успели организовать некое подобие обороны.

Эфиопские ополченцы. Источник:  https://warspot.ru/1301-paradoksy-ogadenskoy-voyny/images?name=%2F000%2F004%2F283%2Fcontent%2F10_M41.jpg

В середине августа началось сражение за Дыре-Дауа – второй по величине город Эфиопии. Сомалийская группировка в составе двух моторизованных бригад и танкового батальона застала гарнизон врасплох и сумела пробиться в окрестности города, но оперативно переброшенные из Харара танковые части помогли эфиопам исправить положение. Началась контратака. Решающим моментом стало воздушное сражение между эфиопскими F-5 и сомалийскими МиГами, в котором победили эфиопы. К исходу дня началось беспорядочное отступление сомалийцев.

Это поражение не сломило сомалийский наступательный порыв. Они попытались взломать эфиопскую линию обороны в районе Джиджиги. В завязавшемся сражении эфиопы отбили первый штурм, затем город два раза переходил из рук в руки, но в итоге осталась в руках сомалийцев.

Преследуя отступающего противника, они без боя взяли важнейший горный перевал Марда. Путь на столицу Эфиопии был открыт. Менгисту быстро нашел «козлов отпущения» - несколько старших офицеров были обвинены в заговоре и казнены. Командиры дивизий получили приказ расстреливать на месте каждого, кто отступит без приказа.

СССР начинает действовать

Сомалийцы потратили месяц на укрепление своих позиций и подготовку нового наступления. Но тем самым они дали передышку противнику. В августе уже в ходе боевых действий Кремль предложил обеим сторонам конфликта создать конфедерацию с включением в нее Южного Йемена. Сиад Барре немедленно прервал переговоры.

7 сентября эфиопо-сомалийские дипломатические отношения были официально разорваны. В ответ советская военная помощь в Сомали была заморожена. Однако более шести тысяч военных специалистов из СССР, Кубы и других соцстран находились в Сомали до 13 ноября 1977 года, когда Сиад Барре окончательно порвал с Москвой. В Эфиопию уже шли советские военные грузы – всего за 1977-78 гг. туда было поставлено вооружений на сумму более 1 млрд. долларов, в том числе свыше ста танков Т-34-85, до шестисот танков Т-55 и до ста двадцати самолетов МиГ разных модификаций. На стороне Эфиопии воевал кубинский контингент,. В конце сентября на помощь эфиопам прибыли два танковых батальона армии Южного Йемена.

Кубинские инструкторы и эфиопские солдаты. Источник: https://warspot.ru/1301-paradoksy-ogadenskoy-voyny/images?name=%2F000%2F004%2F283%2Fcontent%2F10_M41.jpg

Высланные из Сомали советские военспецы были тут же отправлены в Аддис-Абебу. Здесь уже находилась группа Главного военного советника генерал-полковника Петра Чаплыгина. Непосредственное командование союзными силами взяла на себя оперативная группа Минобороны СССР во главе с первым заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками генералом армии Василием Петровым. Опыт работы в сомалийской армии очень помог советским военным советникам в планировании операций против своих бывших подопечных.

Советские офицеры с горечью отмечали, что эфиопские войска тактически обучены плохо, даже высшие командиры практически не знакомы с азами оперативного искусства. Более того, все решения, принятые в эфиопском штабе, становились известными сомалийскому командованию. Ни один шпион так и не был пойман. Поэтому генерал армии Петров и его советники планировали операции самостоятельно, ставя в известность своих эфиопских коллег лишь накануне их проведения.

Контрнаступление

Начиная с конца сентября 1977 года в течение четырех месяцев ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха. В декабре огаденский фронт Эфиопии имел уже 7 полнокровных дивизий и несколько десятков отдельных бригад. Ударное соединение – 3-я кубинская танковая бригада. Всего же к этому времени в Эфиопии находилось 18 тысяч кубинцев. Сомалийцы имели до 30 мотопехотных и пехотных бригад. Теперь технический перевес был на стороне Эфиопии. Например, 230 танков против 120 сомалийских. По самолетам сохранился паритет. Американцы так и не помогли Барре. Финансовую помощь предоставили Египет и Саудовская Аравия.

Эфиопы наступают. Источник: https://rusplt.ru/society/education/world/krov-i-pesok-voyna-za-velikiy-somali-13459.html

Разработанное штабом Петрова общее контрнаступление началось 22 января 1978 года. Войска коалиции отбили последний штурм Харэра. Сомалийцы бросили в бой все имеющиеся силы, но завязли на подступах к городу. В сражение вступили эфиопские и кубинские танковые части. Разгром был полным. Только убитыми и раненными сомалийцы потеряли боле трех тысяч. Четыре дня 11-я пехотная дивизия и кубинские танковые части преследовали противника, освободив огромную территорию. 1 февраля началось наступление в северном направлении от Дыре-Дауа. Кубинские танки прорвали оборону в районе Хареуа. В прорыв пошла 9-я дивизия. 10-я дивизия взяла Эрер. Сомалийская линия обороны рассыпалась.

Труднейшую задачу представляло взятие перевала Марда. Сомалийцы создали здесь неплохую систему фортификационных сооружений и прикрыли ее минными полями. Но генерал армии Петров решил перевал не брать, а послал в глубокий обход по Арабской дороге через перевал Шебеле (60 км к северу) оперативную группу – 10-ю дивизию и 60 кубинских танков. Совершив многодневный переход, группа вышла в тыл противника в районе Джиджиги и с ходу отбила контратаку. В последовавшем затем штурме города умело был применен вертикальный охват.

В то время как основные силы гарнизона были отвлечены действиями оперативной группы, вертолеты Ми-8 перебросили в его тыл эфиопские десантные части. Вскоре обе группы соединились северо-восточнее города, создав плацдарм для штурма. 5 марта Джиджига пала. Днем раньше эфиопы взяли перевал Марда. Фактически это означало победу в войне. 8 марта Сиад Барре приказал своим войскам отступать. Эфиопы преследовали их по пятам. 23 марта Менгисту Хайле Мариам официально объявил об окончании боевых действий.

Итог

Потери Эфиопии в Огаденской войне составили 20,5 тысяч человек, из них более шесть тысяч убитых, Сомали – 9 тысяч, из них 6,5 тысяч убитых. В 1977-79 годах в Огадене и Эритрее погибли или пропали без вести 33 советских военнослужащих. Кубинские потери – 160 убитых и более 250 раненных. Около ста человек потерял южнойеменский контингент. Эфиопия потеряла 23 самолета, 139 танков, 108 бронемашин. Сомали – 28 самолетов, 72 танка и 30 бронемашин.

https://dzen.ru/a/XuHu1xX8sXJaptgx

Картина дня

наверх