На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Как крестоносцы взяли Иерусалим? Иерусалимская бойня. Как крестоносцы грабили Святой город во имя Христа (2 статьи)

Как крестоносцы взяли Иерусалим?

15 июля исполнилось 915 лет со дня взятия Иерусалима.

Осада Иерусалима (1099), миниатюра, XV век.
Осада Иерусалима (1099), миниатюра, XV век. © / Commons.wikimedia.org

15 июля 1099 года произошло одно из важнейших исторических событий, описанное ещё в «Повести временных лет» — христиане-крестоносцы взяли Иерусалим и освободили его от мусульман.

В 1095 году папа Урбан II призвал крестоносцев освободить Гроб Господень от мусульманского владычества, заявив, что храбрые воины после победы получат отпущение всех грехов и освобождение от долгов. Конечно, тут же появились страждущие «освобождения» должники, которые ринулись в сторону Иерусалима, желая списать долги, но были очень быстро повержены.

Только через два года, в 1097 году, было собрано объединённое войско из нормандских, французских и германских рыцарей, которое и двинулось на Иерусалим. Чтобы дойти до назначенной цели, им потребовалось более двух лет. Но не только по причине долгой дороги, но и потому, что рыцари не пропускали на своем пути ни один город. Одной из самых сложных для крестоносцев была осада Антиохии. Город был взят, но внезапно началась эпидемия тифа, которая буквально «выкосила» армию крестоносцев. От болезни погиб знаменитый епископ Адемар Монтейльский. Крестоносцам пришлось выждать ещё полгода, прежде чем они смогли восстановить силы и продолжить свой поход. Но войско рыцарей сократила не только эпидемия. Один из предводителей — Боэмунд Тарентский — после победы задумал провозгласить себя князем Антиохии, сесть на трон и не ходить дальше до Иерусалима. Два брата французского короля тоже удовлетворились захватом Антиохии и благополучно отчалили домой.

В конце 1098 года из Антиохии на Иерусалим вышел граф Раймунд Тулузский и рыцари Прованса. По дороге граф задумал захватить ещё один город — Маарру (крестоносцы называли этот город Марре), но встретил ожесточённое сопротивление. Армия Прованса вполне могла бы потерпеть поражение под градом из камней и огненных стрел, которые сыпались на неё из осаждённого города, но тут на помощь со своими войсками подошёл Боэмунд Тарентский. Он так бы и сидел в своей Антиохии, если бы не узнал, что Маарру осаждает не кто иной, как его личный враг и соперник Раймунд Тулузский. Боэмунда обуяла зависть, он не желал, чтобы Раймунда провозгласили освободителем Маарры. Помогая сопернику, Боэмунд смог записать и себе в заслуги взятие ещё одного города. Маарра под натиском двух армий пала. Рыцари разграбили город и пустились в разгул. Только спустя месяц, когда стали раздаваться недовольные возгласы о том, что все уже и думать забыли про Иерусалим, военачальники приказали собраться и двигаться вперед к заветной цели. Правда, у города Триполи Раймонд Тулузский снова задержался, пытаясь взять и его. Но Триполи не сдавался, не сдавался в течение полугода и Раймонд. Командующий крестоносцев отступился только тогда, когда его подчинённые всё-таки решились напомнить ему, что шли-то они вовсе не в Триполи, а в Иерусалим.

Проходя мимо Тира, Акры, Кесарии, начальство крестоносцев держалось изо всех сил, но потом его снова потянуло «налево». Командующие несколько дней думали, куда им податься, захватить ли Дамаск или напасть на Каир. В конце-концов было принято Соломоново решение идти дальше на Иерусалим.

Крестоносцы дошли до Иерусалима только 7 июня 1099 года. Историки пишут, что в момент, когда перед крестоносцами предстали заветные стены, рыцари упали на колени и начали молиться.

В этот миг с другой стороны за пришедшими наблюдали стражи халифа. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула не хотел сражений, поэтому предложил рыцарям, сложив оружие, пройти к святым местам, помолиться там и уйти домой. Ни одного желающего среди крестоносцев не нашлось. Начался месяц осады и страшных смертей, как с одной, так и с другой стороны. Мусульмане, желая прогнать рыцарей, отравили ближайшие колодцы и водоёмы, они перекрывали дороги для доставки продовольствия крестоносцам. Первая битва произошла 13 июня, когда рыцари начали штурм Иерусалима. Но они потерпели поражение. В дальнейшем судьба не предвещала христианам ничего хорошего. Несколько кораблей, доставлявших продовольствие для армии крестоносцев, были захвачены мусульманами, а из Египта на них уже шла фатимидская армия.

Резня во время штурма Иерусалима в 1099 году и кровавая река, вытекающая из городских ворот. Миниатюра, XIII векРезня во время штурма Иерусалима в 1099 году и кровавая река, вытекающая из городских ворот. Миниатюра, XIII век. Фото: Commons.wikimedia.org

Был ли это хитроумный план военачальников или же действительно кому-то пришло видение, но уже отчаявшимся, оголодавшим крестоносцам было объявлено, что к ним явился скончавшийся от тифа епископ Адемар Монтейльский и потребовал совершить крестный ход вдоль Иерусалима. И тогда удача снова будет на их стороне.

8 июля крестоносцы босиком с молитвами прошли вдоль стен Иерусалима. Конечно, с другой стороны подобное явление не осталось незамеченным. Многие мусульмане забрались на стены и начали высмеивать шествующих. Конечно, после подобных выходок войско христиан морально было готово стоять насмерть и сложить голову за свою веру. В считанные дни были построены осадные башни, метательные машины и начат штурм. 14 июля на Иерусалим полетели стрелы и камни. В ответ на захватчиков с большой высоты выливали кипящую воду и кидали горящие тряпки и доски. Уже через сутки, 15 июля, Иерусалим пал. То, что случилось потом, до сих пор вызывает исторические споры. Кто-то называет крестоносцев спасителями, а кто-то — жестокими варварами.

Факты таковы, что после падения Иерусалима внутри города началась резня. Убивали не только воинов, но и простых жителей, уже 16 июля город застилали трупы. Кто-то говорит, что другого выхода у крестоносцев просто не было — мусульмане, вне зависимости от того, были ли это военные или мирные граждане, продолжили бы мстить захватчикам.

Вскоре был выбран правитель Иерусалима. Раймунд Тулузский отказался от трона, посему корону отдали Готфриду Бульонскому. Но он, в свою очередь, не захотел называться королём Иерусалима и избрал для себя звание Защитника Гроба Господня. Постепенно христианские святыни были восстановлены в городе, разрушения устранены, а в августе христиане обнаружили Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Иерусалим снова стал христианским.

Крестоносцы у найденной священной реликвии — креста, на котором распяли ИисусаКрестоносцы у найденной священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса. Фото: Commons.wikimedia.org

http://www.aif.ru/society/history/kak_krestonoscy_vzyali_ier...

Иерусалимская бойня. Как крестоносцы грабили Святой город во имя Христа

Чудеса вели крестоносцев в Святую землю, они сопровождали их на всём пути следования. Но никакое чудо не смогло уберечь жителей Иерусалима от пришедших с запада.

Осада Иерусалима (1099), миниатюра XV век.
Осада Иерусалима (1099), миниатюра XV век. © / Public Domain

Больше 9 столетий прошло с того момента, когда европейские христиане решили объединиться и совершить марш-бросок в Святую землю с целью освободить Гроб Господень от мусульман, якобы не пускающих к нему паломников. В результате же благое дело закончилось тем, что в июле 1099 года крестоносцы захватили Иерусалим и утопили его в крови.

Поход бедноты

Взятию Иерусалима предшествовал утомительный трёхлетний поход крестоносцев из Европы до Палестины. Его принято считать первым Крестовым походом. Но это не совсем верно. К этому моменту уже была предпринята одна попытка вернуть европейским христианам утраченные святыни, вырвав их из рук мусульман. Это был Крестовый поход версии 0.0, поход бедноты.

Дело в том, что арабы, ранее заселявшие эту землю, достаточно терпимо относились к христианским паломникам. Но в период с 1063 по 1092 годы практически весь Ближний и Средний Восток был завоёван менее толерантными в религиозном плане турками-сельджуками. Они достаточно пренебрежительно относились к христианским святыням и к их почитателям. Информация об этом быстро дошла до правящей верхушки в Риме.

Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет Крестовый поход

Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет Крестовый поход. Фото: Public Domain

Кроме того, византийский император Алексей Комнин, не в силах больше в одиночку справляться с натиском сельджуков, обратился к римскому папе Урбану II с призывом о помощи. Тот, в свою очередь, не мог бросить в беде детей Христовых и тут же собрал церковный собор. Священнослужители уточнили продолжительность предстоящих постов, приняли положение, согласно которому представителям церкви окончательно запретили посещать таверны. Следующими пунктами повестки придорожные кресты были наделены полномочиями, дающими преступникам неприкосновенность, король Франции Филипп I был отлучён от церкви за уход от своей жены к жене чужой, и только потом перешли к рассмотрению вопроса о спасении «детей Христовых» на Востоке.

Невероятную мотивационную силу в те времена имело одно единственное-слово — «индульгенция». Свято веря в прощение грехов и возможность сокращения пребывания в чистилище, люди готовы были на всё, лишь бы знать, что можно избежать наказания за земные грехи. Первым, кто отреагировал на призыв папы, был странствующий проповедник Пётр Амьенский, он же Пётр Пустынник, он же Пётр Отшельник. Благодаря своему необыкновенному ораторскому мастерству, он сумел поднять тысячи бедняков на предприятие, названное позже Крестовым походом. Пётр рассказывал, что сам Господь явился ему и заявил о необходимости отвоевать Святую землю. Также многим являлись Дева Мария и Иисус с теми же указами, а немецкий аббат Эккехард позже даже составил каталог чудес, случившихся накануне похода.

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина

Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain

Итак, Пётр, получив благословение Урбана II, облачился в рубище, сел на осла, взял в руки распятие и в течение непродолжительного времени собрал многотысячную армию своих последователей. Стихийно собранные в отряды люди представляли собой срез городской бедноты, крестьян и бродяг, которым, в общем-то, терять было нечего. Последствия Крестового похода версии 0.0 были печальны. «Войско» Петра очень быстро осталось без провизии и пустилось в грабежи, однако каким-то чудом всё-таки добравшись до Константинополя. Плохо вооружённая и разношерстная армия Петра была уничтожена конницей сельджуков. Те же, кто остался жив, стали тренировочными мишенями для турков. Пётр всё же выжил и даже попал в Иерусалим, но уже позже, после того как закованная в железо армия рыцарей Христа в июле 1099 года зачистила город от магометан.

Одновременно с походом Петра был совершён и германский Крестовый поход, во время которого собранное войско отправилось в противоположном от Иерусалима направлении и устроило геноцид всем попадавшимся на пути евреям и мусульманам. Рыцари, истребляя иноверцев вместе со стариками и детьми, апеллировали к словам Урбана II, который якобы призвал карать мечом всех, кто исповедовал другую религию.

Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.)

Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.). Фото: Public Domain

Поход на Иерусалим

Интересно, что сами средневековые рыцари понятия не имели о том, что идут в Крестовый поход. Название же «крестовые походы» было придумано историками уже гораздо позже. На одежде крестоносцев обязательно присутствовала символика этого дальнего путешествия: большой крест, обозначающий Христа, и четыре маленьких, символизирующих собой четырёх евангелистов, несущих учение в четыре стороны света.

Первый Крестовый поход не был единым организованным мероприятием. Он состоял из отдельных, но происходящих одновременно походов разных отрядов, собранных разными европейскими правителями — норманнами, французами, англичанами, лотарингцами.

Самым известным рыцарем-крестоносцем был нормандец Боэмунд Тарентский, потомок викингов, державших в своё время в страхе добрую часть Европы. Именно он получил в управление завоёванную Антиохию, бывшую столицу Сирии. Но здесь крестоносцы наткнулись на сильное сопротивление турецкого султана Карбогоя. Утомлённое и голодное войско Боэмунда не могло дать должного отпора войску султана. Но тут некий священник Пётр Варфоломей заявил, что ему явился апостол Андрей и приказал отыскать копьё, которым римский воин пронзил распятого на кресте Иисуса. Предполагалось, что, найдя артефакт, крестоносцы обеспечат себе победу. Землю в указанном месте разрыли, некое копьё нашли, Карбогоя на фоне сильнейшего морального подъёма разбили. Но подлинность копья осталась недоказанной — мало ли таких копей можно найти на постоянно воюющем Востоке. В доказательство своей правоты Пётр решил подвергнуть себя вместе с копьём проверке, «суду Божию»: пройти с артефактом в руках сквозь огонь. Сквозь огонь прошёл и даже вышел живым. Но увидевшая это толпа накинулась на Петра и едва не разобрала его на сувениры. Спустя пару дней священник скончался от полученных ожогов и травм.

Чудесное обретение копья в Антиохии

Чудесное обретение копья в Антиохии. Фото: Public Domain

Взятию Антиохии предшествовало ещё одно «чудо». Для строительства осадных машин необходимо было дерево, причём не абы какое. И тут племянник Боэмунда Танкред занемог желудком. Отправившись в очередной раз по нужде туда, куда даже Бог не заглядывает, он повернул голову и, о чудо, увидел четыре длинных и прочных ствола дерева, мирно лежавших в кустах, уже очищенных и оструганных. «Кто иной, кроме Бога, который заставляет воду течь из камня, заговорить ослицу, создаёт всё из ничего, кто, как не он, даже в болезни, обессиливавшей рыцаря, нашёл средство излечить войско, превратив гнусную болезнь в лекарство, более драгоценное, чем самый драгоценный из металлов», — писал позже историограф Рауль Каэнский. Больше уже ничего не отделяло крестоносцев от цели.

И вот, спустя 3 года странствий полмиллиона пилигримов (включая женщин и детей) добрались до Святого города. Эмир Иерусалима предложил крестоносцам спокойно пройти в город и совершить паломничество к святым местам. Но не это нужно было проведшим три последних года в пути фанатикам. Они начали осаду Иерусалима, хотя сами страдали от голода. Существует легенда, согласно которой провансалец Жерар, возглавлявший христианскую миссию в Иерусалиме, тайком сбрасывал крестоносцам с городских стен свежий хлеб. Однажды его поймала стража прямо на месте преступления. Но тут Жерар совершил «чудо», хлеб превратился в камни, а сам он избежал наказания.

После нескольких дней осады город пал. Считается, что первым на городскую стену ступил Годфруа Бульонский, распродавший ради организации похода большую часть своего имущества. Позже средневековые историки найдут родство Годфруа с Христом. Уже в наше время писатель Дэн Браун в своём бестселлере «Код Да Винчи», фантазируя, свяжет французский королевский род Меровингов, из которого происходил Годфруа, с Марией Магдалиной. Именно его было решено поставить во главе Иерусалима, но он скромно отказался в пользу своего младшего брата Болдуина.

Захват Иерусалима в 1099 г. Эмиль Синьол, XIX в

Захват Иерусалима в 1099 г. Эмиль Синьол, XIX в. Фото: Public Domain

Во время правления братьев был возведён храм Иоанна Крестителя, как грибы после дождя, создавались различные ордены. Но в городе всё ещё оставалось много неверных.

По свидетельствам историков, город утонул в крови практически буквально. Людей вырезали целыми семьями, а их жилища и всё имущество крестоносцы обращали в свою собственность. За год до взятия Иерусалима та же страшная участь постигла и жителей вставшей на их пути Маарры, население которой крестоносцы истребили практически полностью. Дамаск уцелел лишь чудом — войско крестоносцев подняло мятеж и напомнило своим военачальникам о конечной цели похода.

Исторически Иерусалим был святым местом и для христиан, и для иудеев, и для мусульман. Войдя в город, крестоносцы жгли иудеев, спасавшихся в своих храмах, разрушали и грабили святые места мусульман. В храме Соломоновом кровь доходила до колен всадников, а головы младенцев разбивали о мостовые, чтобы кровью неверных очистить город, свидетельствуют летописцы.

Иерусалимское королевство фактически просуществовало вплоть до XIII века, поддерживая себя всё новыми крестовыми походами.

http://www.aif.ru/society/history/ierusalimskaya_boynya_kak_...

Картина дня

наверх