На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Самые дорогие шлемы. (5-7 части)

Самые дорогие шлемы. Часть пятая. Шлем Бенти Грейндж

Шлем Бенти Грейндж – шлем англо-саксонского воина VII века нашей эры. В 1848 году его нашел Томас Бейтман на ферме Бенти Грейндж в графстве Дербишир, раскопав тамошний курган. Очевидно, что погребение это было разграблено еще в древности, однако и того, что попало в руки ученых, достаточно, чтобы утверждать, что это было погребение какого-то знатного воина… Сам Томас Бейтман был археологом и антикваром, прозванным «Рыцарем Курганов», поскольку он раскопал их более 500!


Конечно, для неспециалиста шлем Бенти Грейндж не слишком впечатляющая вещь. Много ржавчины и мало золота и серебра. Но он ценен своей уникальностью, а его изображение вошло во все исторические монографии по военному делу и доспехам Британии.

А теперь, прежде чем идти дальше, хотелось бы немного предаться воспоминаниям, имеющим прямое отношение к этому шлему. Хорошо помню, как в детстве, насмотревшись исторических фильмов с воинами в доспехах и шлемах, я тоже захотел сделать себе шлем. Понятно, что сделать его я мог только из бумаги. Но как, ведь она же не тянется и криволинейные поверхности сделать из нее невозможно. Однако сама природа материала подсказала мне решение: на широкий обод вокруг головы я крест-накрест приклеил четыре полосы бумаги плотной, а промежутки между ними заклеил бумажными треугольниками. Так получился шлем, по своей конструкции очень похожий на «шлем Бенти Грейндж», более того, на его верхушку я зачем-то приклеил фигурку пластмассового коня. То есть можно сказать, что если это техническое решение пришло в голову мальчишке 6-7 лет, то уж взрослым-то дядькам оно должно было прийти и подавно. И вот так этот тип шлема и появился. И был он простым, дешевым, удобным и… надежным.


Самые дорогие шлемы. Часть пятая. Шлем Бенти Грейндж

Римляне, конечно, делали шлемы куда более эффектные. Но от их культуры в Англии остались главным образом мосты и дороги. Шлем из «Беркасовского сокровища» Музей Воеводины, Новый Сад, Сербия.

Шлем имел железный каркас, внутри которого были установлены роговые пластины. Внутри он был обтянут тканью или кожей, но эти материалы, естественно, в земле не сохранились. Многие считают, что защиту от оружия подобная конструкция если и обеспечивала, то не слишком надежную. Поэтому, мол, шлем этот и был богато украшен и, возможно, имел церемониальное предназначение. Это один из шести известных англо-саксонских шлемов, обнаруженных в Саттон-Ху, Йорке, Волластоне, Шорвелле и Стаффордшире. Сочетание его структурных и технических деталей уникально, но похожие шлемы известны. Считается, что такие шлемы использовались в Северной Европе с VI по XI век нашей эры.


«Шлем из Дерне», начало IV века н.э. (Национальный музей древностей, Лейден)

Самой броской деталью этого шлема является кабан на его макушке. Но в данном случае имеет место культурный синкретизм; этот явно языческий символ дополняет христианский крест на носу.


Реплика шлема Бенти Грейндж в Музее Уэстон Парк в Шеффилде. Не правда ли, смотрится очень оригинально, да к тому же он просто красив.

Основа шлема состоит из шестнадцати поврежденных фрагментов, а первоначально состояла из семи полос железа, каждая толщиной от 1 до 2 миллиметров. Основой являлась полоса 65 см в длину и 2,5 см в ширину, окружавшая голову. Две полосы одинаковой ширины проходили спереди и сзади: 40 см длина полосы от носа к затылку, шириной 4,75 см спереди и 3,8 см сзади. Четыре квадрата, созданные этими полосами, были разделены в свою очередь более узкой вспомогательной полосой. Каждая вспомогательная полоса была прикреплена к внешней стороне основной полосы. Здесь эти полосы имели ширину 22 мм, сужаясь до 15 мм к макушке. Там они перекрывались под углом 50° под укрепленной там фигуркой. Внутренняя часть шлема, скорее всего, была первоначально облицована кожей или тканью.

«Пустые места» между железными пластинами были закрыты восемью пластинами из рога, вероятно, изогнутых по форме, которые были разрезаны так, чтобы они соответствовали пространству, созданному железной основой. Теперь рога нет, но на железных полосах сохранились его минерализованные остатки. Вставки состояли из трех слоев роговых пластин; внутренних, подогнанные одна к одной, а затем шли два слоя рога, заполнявшие пространства между металлическими полосами. Все три слоя были скреплены при помощи заклепок: железные заклепки, помещенные внутри шлема, скрепляли рог и металлические полосы, а вот заклепки, сделанные из серебра или покрытые серебром, с орнаментальными головами в форме двуглавого топора, располагались снаружи, на расстоянии 4 см и соединяли пластины в один «пакет».

Шлем имел украшения; крест на наноснике и фигурку кабана из железа на макушке. Серебряный крест имеет высоту 3,9 см и ширину 2 см и состоит из двух частей. Вокруг креста в зигзагообразном узоре есть двадцать девять серебряных шпилек из оригинальных сорока, которые, вероятно, были вставлены в маленькие отверстия. Но самой отличительной особенностью этого шлема является кабан, прикрепленный на его верхушке. В теле кабана были сделаны отверстия, вероятно, пробитые, которые держали круглые серебряные шпильки диаметром примерно 1,5 мм. Шпильки сделанные, вероятно, заподлицо с поверхностью тела, были позолочены и, возможно, предназначены для крепления золотых щетинок. Глаза были сделаны из овальных гранатов длиной 5 мм, установленных в золотые розетки с филигранной проволочной обрезкой. Розетки имели длину 8 мм, ширину 3,5 мм и имели длинные хвостовики длиной 8 мм, заполненные пчелиным воском. Фигурка должна была быть прикреплена к эллиптической пластинке длиной 9 см, и максимальной шириной 1,9 см, соответствующей кривизне шлема. Четыре отверстия на ней указывают точки крепления для ног, а еще три связаны с отверстиями на пластине на раме шлема, в дополнение к большому отверстию для заклепки немного позади центра. Так что фигурка была закреплена на шлеме очень тщательно. Понятно, что коррозия в значительной степени этого кабана «съела», но несомненно, что это кабан!

Теперь посмотрим, что из себя представлял сам курган Бенти Грейндж. Это была насыпь диаметром около 15 м и высотой 6 м, которую окружал ров шириной около 1 м и глубиной 0,3 м, а еще несколько углублений размером около 3 м и 0,2 м. Другие объекты, которые обычно находят в могилах, где имеется шлем, то есть меч и щит, отсутствовали, что позволяет предполагать, что ранее могила уже была разграблена. Там же нашли чашку, идентифицированную как сделанную из кожи, но, вероятно, деревянную диаметром около 7,6 см, обод которой был окантован серебром и украшен четырьмя колесообразными орнаментами и двумя крестами из тонкого серебра, прикрепленными штифтами этого же металла. Были и другие находки, но под действием воздуха они рассыпались в труху. То есть это было именно погребение, а не случайный клад. Вот только кто именно в нем был похоронен мы, конечно, теперь уже не узнаем никогда.


Акварель от Льювеллина Левитта 1886 г. с изображением деталей шлема Бенти Грейндж.

Впервые шлем был показан в Музее парка Уэстон в 1893 году, а в 1948 году он был доставлен в Британский музей для изучения. Удалось выяснить, что фигурка кабана не была цельной, а состояла из двух половинок. Сложная конструкция кабана Бенти Грейндж удивительна, поскольку сочетает в себе использование гранатов, филигрань, золото, серебро, железо и бронзу и является уникальной для англосаксонских шлемов, ведь проще всего было бы отлить такую фигурку из бронзы! Но почему-то древние мастера выбрали такую вот исключительно сложную технологию. Сначала они выковали две половинки фигуры кабана, причем пустотелыми внутри. Затем пробили в них отверстия для закрепления на фигурке… щетины, вставили глаза, заполнили саму фигурку воском и укрепили через отверстия для ног сначала на пластине, а уже затем эту самую пластину укрепили на шлем. Впечатление такое, что подумать над тем, как облегчить себе труд, им явно не хотелось, что кабан, по их мнению, мог быть только лишь железным, но никак не бронзовым. И почему это все именно так – неясно до сих пор! Неизвестно, кстати говоря, и сколько он может стоить, поскольку никто никогда не пытался его продавать или покупать.
Автор: В.Шпаковский

https://topwar.ru/139415-samye-dorogie-shlemy-shlem-benti-gr...

Самые дорогие шлемы. Часть шестая. Шлемы Александра Невского

Не надо думать, что редкие и очень дорогие шлемы находили и находят только за рубежом. И уж тем более глупо считать в их находках какое-то умаление нашей российской культуры. Ну, не было на наших землях римской культуры, не дошли сюда римляне. Поэтому и нет в наших археологических находках римских шлемов, пусть даже и самых безвкусных. До Англии они дошли, и до Франции дошли. А вот за Рейном их опять-таки не было, так что фиксируется четкая граница находок – река Рейн – и тут римляне, а вот тут – «дикие германцы». Зато после крещения Руси ее духовное развитие шло в едином русле европейской цивилизации, появились те же мечи из Европы, но, и конечно же, свои местные изделия, которые были ничем не хуже западных и скандинавских. И вот как раз шлем князя Ярослава Всеволодовича — одно из этих изделий. Это древнерусский шлем, который датируют второй половиной XII — либо первой половиной XIII века. Находится он в Оружейной палате Московского Кремля.


Хорошие костюмы у русских воинов были в фильме «Александр Невский»!

По типологии российского ученого А.Н. Кирпичникова относится к типу IV. Он же отмечал, что шлем Ярослава Всеволодовича является одной из первых находок, с которых «началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей».


Самые дорогие шлемы. Часть шестая. Шлемы Александра Невского

Копия шлема Ярослава Всеволодовича. (ГИМ, оригинал в Оружейной палате Кремля в Москве)

Ну, а нашли его совершенно случайно, причем довольно давно. Случилось так, что крестьянка А. Ларионова из села Лыкова, расположенного вблизи города Юрьева-Подольского осенью 1808 года «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это был шлем, лежавший поверх кольчуги, причем и она, и сам шлем сильно проржавели. Свою находку крестьянка отнесла деревенскому старосте, а тот увидел на шлеме святой образ и передал его архиерею. Тот в свою очередь послал его самому Александру I, а тот передал ее президенту Академии художеств А.Н. Оленину.


А.Н. Оленин. Он первым изучил шлем, который сейчас официально называется «шлем из Лыково»…

Тот начал шлем изучать и высказал предположение, что шлем вместе с кольчугой принадлежали Ярославу Всеволодовичу и были спрятаны им во время бегства с места битвы при Липице в 1216 года. Он обнаружил на шлеме имя Феодор, а это было имя князя Ярослава, данное ему при крещении. И Оленин предположил, что и кольчугу, и шлем князь снял, чтобы они не мешали его бегству. Ведь из Лаврентьевской летописи мы знаем, что князь Ярослав, когда потерпел поражение, то бежал в Переяславль, куда приехал лишь на пятом коне, а четырех коней загнал по дороге. Его брат Юрий тоже спешил сбежать с места битвы так, что приехал во Владимир лишь на четвертом коне, и летопись подчеркивала, что был он «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл». То есть в одном исподнем, бедняга, прискакал, в таком был страхе.

К сожалению, тулья шлема сохранилась в очень плохом состоянии — в виде всего лишь двух крупных фрагментов, из-за чего точную ее форму, а также конструкцию определить невозможно. Принято считать, что она имела форму, близкую к эллипсоидной.


Рисунок из дореволюционной книги про русские древности…

Снаружи поверхность шлема была покрыта серебряным листом и позолоченными серебряными накладками, с чеканными изображениями образа Вседержителя, а также святых Георгия, Василия и Феодора. Налобная пластина несла на себе изображение образа Архангела Михаила и надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Край шлема украшает позолоченная кайма, покрытая орнаментом.

В целом можно говорить о высоком художественном мастерстве изготовителей этого шлема, их техническом мастерстве и хорошем вкусе. В его оформлении дореволюционные российские историки видели норманнские мотивы, а вот советские предпочитали сравнивать их с белокаменной резьбой храмов владимиро-суздальской земли. Историк Б.А. Колчин считал, что тулья шлема цельнокованая и сделана из железа либо малоуглеродистой стали при помощи штамповки, после чего последовала еще и выколотка, и этим он отличается от других аналогичных изделий этого времени. Полумаска шлема почему-то закрывает часть надписи, сделанной по периметру иконы, что позволяет утверждать, что сначала ее не было, а добавили ее потом.

По мнению А.Н. Кирпичникова, этот шлем переделывали по крайней мере три раза и что у него были хозяева и до князя Ярослава. Причем сначала он мог и не иметь никаких украшений. Затем к нему приклепали серебряные накладки. И только после этого к нему добавили его навершие и полумаску.

Историк К.А. Жуков отмечает, что у шлема не было нижних вырезов для глаз. Но, по его мнению, шлем переделке не подвергался, а сразу так и был сделан с полумаской. Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н.В. Чеботарев указывает на нем на то место, где его налобная икона стыкуется с полумаской, и обращает внимание, что она почему-то закрывает часть надписи, обрамляющей икону, чего, в общем-то, быть не должно.


Его рисунок, сделанный в дореволюционное время.

Ведь если бы шлем делал один мастер и, так сказать, единовременно, то нет никаких сомнений в том, что тогда надпись на иконе соответствовала бы месту ее размещения. Но могло быть и так, что полумаску со шлема временно снимали, чтобы закрепить на нем икону, точно размеров ее не вымеряли, ну а потом «в силу традиции» надеяться «на авось», решили, что… «сойдет и так».


Почему-то шлемов у Александра в фильме два. Причем носит он их в ходе действия ОДНОВРЕМЕННО. Отличия в том, что на втором приделана полумаска с острым носом! Так сказать, у него «более боевой вид».

В любом случае форма этого шлема с налобной иконой и полумаской нашла свое отражение в искусстве. Именно такой шлем (причем в двух вариантах!) водрузил на голову своему герою режиссер Сергей Эйзенштейн в художественном кинофильме «Александр Невский». Наборы открыток с изображением князя Александра в этом шлеме печатались тысячными тиражами, так что неудивительно, что долгое время все так и думали, что «киношный шлем» делался по образцу реально существовавшего, хотя на самом деле это и было совсем не так.


Турецкий шлем начала XVII в. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Обратите внимание, как сильно он похож на древнерусские шлемы. Понятно, что это не из-за того, что «Русь-Орда-Атаманская империя» (именно «Атаманская», потому что «атаманы», то есть «военные вожди», то есть князья/каганы - атаманы!). Просто форма эта рациональна, вот и все. Еще ассирийцы имели такие шлемы, и что они тоже славяне? А затем к таким шлемам добавили козырек, «стрелку-наносник», которую можно было поднимать вверх-вниз, «наушники», назатыльник и получилась… «шапка ерихонская» или как этот шлем называли на Западе – «восточный бургиньот» (бургонет).


Западноевропейский бургонет в восточном стиле. Конец XVI в. Изготовлен в Аугсбурге. Вес 1976 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Второй шлем, приписывавшийся опять-таки Александру Невскому, также является экспонатом кремлевской Оружейной палаты, и не просто экспонатом, а одним из самых известных и знаменитых!

Официально он называется «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича» - то есть того самого Михаила Романова, который как раз и стал основателем... царского дома Романовых. А почему он считается шлемом благоверного князя Александра Ярославича? Просто в XIX веке существовала легенда о том, что шлем царя Михаила представляет собой переделку шлема Александра Невского. Вот и все!

Откуда появилась эта легенда не вполне ясно. В любом случае, когда в 1857 году утвердили Большой герб Российской империи, то его гербовый щит увенчали изображением «шлема князя Александра».

Однако совершенно очевидно, что этот шлем никак не могли сделать на Руси в XIII веке. Однако доказать, что он был сделан в начале ХVII века смогли окончательно только после Великой Отечественной войны, когда у историков в руках появились соответствующие технологии. То есть все, что так или иначе связывает этот шлем с именем Александра Невского – всего лишь легенда и не более.

Ну, а о том, что же все-таки собой представляет этот шлем, подробно изложил кандидат исторических наук С. Ахмедов в статье «Шлем работы Никиты Давыдова». По его мнению, этот шлем выполнен в восточной традиции, хотя наряду с арабской надписью на нем есть и православная символика. Кстати, очень похожие шлемы имеются в коллекции Метрополитен-музей в Нью-Йорке и о них точно известно, что они… из Турции!

В «Древностях Российского государства, изданных по Высочайшему повелению» (1853 г.), - откуда и взята приведенная здесь литография, - дан такой перевод 13-го Аята 61 Суры: "Помощь от Бога и близкая победа и возвести [это] благо верным". 61 Сура носит название Сура Ас-Сафф ("Ряды"). Сура ниспослана в Медине. Она состоит из 14 Аятов. В самом начале Суры говорится, что Аллаха славят и на небесах, и на земле. И что ему угодно, чтобы все верующие в него сплотились и стали бы как одна рука. В ней же Муса и Иса клеймят сынов Исраила, объявляют их упрямыми неверными и обвиняют в том, что они хотят потушить свет веры Аллаха. В этой же суре Аллах обещает сделать свою религию выше всех остальных, пусть это и придется не по нраву язычникам-многобожникам. В самом конце Суры верующие призываются к борьбе за веру в Аллаха, к защите его религии, чтобы они жертвовали и своим имуществом, и даже жизнью. А в качестве примера приводятся апостолы, являвшиеся последователями Исы, сына Марийам.
13 Аят :
وَأُخْرَىٰ تُحِبُّونَهَا ۖ نَصْرٌ مِنَ اللَّهِ وَفَتْحٌ قَرِيبٌ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ
Один из переводов этого аята выглядит так:
«Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!»;
«И другое, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. И обрадуй же верующих!»;
«И ещё для вас, о верующие, другая милость, которую вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа, благом которой вы будете наслаждаться. Обрадуй, о Мухаммад, верующих этим воздаянием!»
И вот вопрос, как мог русский мастер Никита Давыдов сделать такой шлем (примерно в 1621 году), да еще и будучи православным, написать на нем по-арабски: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»?

В приходно-расходной книге Оружейного приказа от 18 декабря 1621 года есть такая запись: «Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову поларшина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом». То есть отделывал он золотом некий шлем, даденный ему для украшения и за то получил от государя плату «натурой».


Рисунки шлема из книги «Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению» (1853 г.). Тогда вот так подавали информацию о культурных ценностях Российской империи! Вид спереди, сзади.


Вид сбоку.

То есть не сам Никита Давыдов его делал, а только украшал. А украшать его нужно было, потому, как это был явный подарок царю с Востока. Возможно, что подарок непосредственно от государя, который нельзя не принять. Но, как же его носить, если вы православный царь, а на шлеме написаны цитаты из Корана. Восточного правителя обидеть отказом от его подарка никак нельзя. Но и подданные… они такие… Гришку Отрепьева признали самозванцем за то, что после обеда не спал, в баню ходить не любил и даже сказать такое стыдно – «любил жареную телятину». А тут еще и слова из книги «поганых» на голове у царя… Православный народ такого просто не поймет, еще и бунт поднимет.


Украшения, сделанные насечкой.

Поэтому-то Никита Данилов и был приглашен, чтобы привести этот шлем в «употребительный вид». Так на носовой стрелке шлема и оказалась миниатюрная фигурка архангела Михаила из цветных эмалей. На куполе же мастер при помощи насечки «набил» золотые короны, а на самом верху, то есть на навершии, укрепил золотой крест. Правда он не сохранился, но известно, что он был.


Вид изнутри.

И это, кстати, далеко не первый случай, когда оружие с Востока находило себе на Руси новых хозяев. С Востока на Русь попали сабли Мстиславского (шлем его, кстати, тоже восточный, турецкий!), Минина и Пожарского, хранящиеся в той же Оружейной палате и точно так же содержащие на себе восточные клейма и надписи арабской вязью.

П.С. Вот как интересно бывает в жизни. Написал я этот материал по заказу одного из постоянных читателей ВО. Но в процессе работы столкнулся с целым рядом «интересных моментов», которые легли в основу продолжения темы, так что…

https://topwar.ru/140259-samye-dorogie-shlemy-shlemy-aleksan...

Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами

Цикл статей про «самые дорогие шлемы» вызвал интерес среди читателей ВО. Многие начали предлагать свои варианты развития этой темы. Кто-то просил рассказать о каких-то конкретных образцах, что, однако, не всегда возможно, хотя дорогих шлемов, стоящих иногда целое состояние, хоть пруд пруди. Сегодня в продолжении темы мы расскажем о шлемах с рогами, поскольку именно «рогатый шлем» стал, к сожалению, неотъемлемой частью нашей культуры, вернее – наших «знаний» о прошлом. Особенно досталось викингам. В шлемах с рогами они изображены на памятниках, на живописных полотнах, в кино. И, наверное, если выйти на улицу в любом российском городе и спросить: «Какое главное отличие шлемов викингов от шлемов всех прочих народов?», то ответ будет один – «рога». Однако, «рогатый шлем» был известен в бронзовом веке, причем, как по его изображениям, так и по археологическим находкам.


Самый известный «шлем с рогами», безусловно, вот этот – шлем английского короля Генриха VIII, который с 1994 года экспонируется в Королевском арсенале в городе Лидс.

Самые дорогие шлемы. Часть седьмая. Шлемы с рогами


Стела царя Нарам-Сина XXIII в. до н. э. Аккад. Розовый известняк, барельеф. Высота 2 м, ширина 1,05 м. (Лувр, Париж)

Начнем с того, что изображение воина в шлеме с рогами можно увидеть на барельефе Нарам-Сина из Лувра, на котором изображено, как он наносит поражение неким луллубеям. На нем шлем явно украшен рогами, причем весьма характерной формы. Затем нам известны две бронзовые статуэтки, относящиеся к XII веку до н. э., которые нашли на Кипре при раскопках в Энкоми. На них изображены воины (или по крайней мере на одной изображен воин) в шлемах с рогами.


«Рогатый бог из Энкоми» (Археологический музей в Никосии).


Вторая (или первая?) статуэтка из Энкоми.


Два бронзовых шлема, относящихся к более позднему времени (1100—900 гг. до н. э.), археологи нашли возле городка Вексо в Дании в 1942 году. Но это явно небоевые шлемы, а ритуальные, да и к викингам (и даже к кельтам!) отношения они не имеют. (Национальный музей Дании, Копенгаген)


Кельтский бронзовый шлем – так называемый «Ватерлоо шлем» (150—50 гг. до н. э.), обнаруженный на дне Темзы в центре Лондона у моста Ватерлоо в 1868 году. Шлем изготовлен из очень тонкого металла (бронзы) и, скорее всего, являлся ритуальным головным убором.


Обнаженный кельтский воин в рогатом шлеме. III век до н.э. Находка сделана в северной Италии. (Берлинский музей)


Рога можно было встретить в качестве украшения даже на шлемах древних греков.

Изображение воина в рогатом шлеме есть на «котле из Гундеструпа» - серебряном чеканном сосуде латенской культуры (около 100 года до н. э.), найденном в Дании (Северная Ютландия) в торфяном болоте около поселка Гундеструп в 1891 году. И это явно кельтская работа. Так что вполне возможно, что именно у кельтов «рогатые шлемы» использовались, но все-таки не были характерным атрибутом их военной культуры.


Вот оно - изображение на котле из Гундеструпа». Пластина С. (Национальный музей Дании, Копенгаген)


Также кельтской культуре принадлежал и известный конский налобник с рогами. (Королевский музей Шотландии, Эдинбург)

Нашлемные украшения маедатэ, имевшие вид плоских рогов из металлических пластин, украшали многие шлемы японских самураев, однако они располагались над козырьком. Однако были и шлемы с огромными рогами водяного буйвола, укреплявшиеся, как и положено по бокам. Такие «рогатые шлемы» носили как правило победоносные полководцы.


Изображений самураев в таких шлемах, как и самих шлемов, сохранилось ну просто очень много. Вот это, например, изображение самурая в шлеме с рогами маэдатэ находится в Библиотеке Конгресса США, отделе эстампов и фотографий.


А вот и один из японских рогатых шлемов типа судзи-кабуто, XVIII в. Медь, золото, лак, шелк, дерево. Вес 3041.9 г. На нем и нашлемное украшение маедатэ, и самые настоящие рога по бокам! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Индо-персидские воины также носили рогатые или украшенные шипами шлемы. Шлем, которой находится перед вами, является экспонатом Государственного Эрмитажа в С. Петербурге. (Фото Н.Михайлова)


О нем известно, что это шлем под названием кухах худ, середины XIX в. Сталь, медь; ковка, золотая насечка. Рога, как видите, прикреплены так, чтобы по ним было бы трудно нанести сильный боковой удар. (Фото Н.Михайлова)


Таких шлемов было, очевидно, достаточно много. Поэтому их много и в музеях. Шлем из Центрального музея в Джайпуре, Индия.

Ну, а то, что в массовой культуре викингов изображают в рогатых шлемах, неудивительно. Этот миф возник благодаря стараниям католической церкви, поскольку это она являлась основным поставщиком информации о викингах. Священники и монахи объявляли их «отродьем дьявола», описывали их «дьявольскую хитрость», «дьявольскую жестокость» - словом, создавали крайне отталкивающий образ врагов христианской веры. А потом в 1820-е годы шведский художник Август Мальмстрём нарисовал рога на шлемах викингов на иллюстрациях к поэме «Сага о Фритьофе» шведского поэта Есайаса Тегнера. Книгу переиздавали много раз, причем на разных языках, и миф этот понемногу распространился. В той же Германии, например, художник Карл Доплер пользовался именно этими рисунками, когда разрабатывал эскизы костюмов для оперы Вагнера «Кольцо Нибелунга».


Деревянная панель с изображением викинга в шлеме из церкви в Сетесдале, в Норвегии (XII в.). (Музей викингов в Осло)

В XIII-XIV веках рыцарские шлемы типа топфхельм, как боевые, так и турнирные (что хорошо видно из миниатюр средневековых манускриптов), также иногда имели нашлемные украшения в виде «рогов».


Максимилиановский шлем армэ 1525 г. Германия. Вес 2517.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что же касается шлема английского короля Генриха VIII, то он появился в эпоху «максимилиановских доспехов» (то есть рифленых), однако выглядит весьма специфически. Считается, что этот странный рогатый шлем вместе с доспехами Генриху VIII подарил Максимилиан I, император Священной Римской империи, который как раз и придумал эти доспехи и способствовал их распространению. Что он хотел этим подарком сказать или показать? То, что Генрих — шут, а не король? Или что-то другое? Во всяком случае, по стоимости это был истинно королевский, вернее, императорский подарок, и Генрих, даже если что-то плохое о нем и подумал, тем не менее не мог его не принять.


Шлем в экспозиции Королевского арсенала в Лидсе.


Тот же шлем крупным планом.

Шлем по конструкции типичный армэ, хотя и отличается от обычных шлемов этого типа наличием ряда специфических деталей. Ну, прежде всего, это позолоченные рога барабана, грубо прикрепленные двумя большими и одной маленькой заклепками. «Щеки» повторяют форму черепа, и аналогично окаймлены заклепками. На обеих ушах имеется гравированная цветочная розетка с шестью пробитыми отверстиями. Маска – забрало шлема, имеет оригинальную конструкцию с петлей, закрепленной на лобной части. Оно изображает лицо с длинным крючковатым носом, причем на нем проделано множество отверстий, несомненно служивших для вентиляции. Гравировка на «лице» изображает щетину, складки в углах глаз, брови и волосы над верхней губой. Столь тщательное воспроизведение таких деталей вполне могло быть рассчитано на юмористический эффект. И, разумеется, на нем бросаются в глаза бронзовые очки. Левое кольцо оправы склепано из двух половин, правое – цельное. Стекла в оправе не предусматривались изначально.

Одно время считалось, что это были доспехи для королевского шута Сомерса, однако нужно себе представить их стоимость, а потом уже решать – мог ли король (пусть даже и король!), заказывать доспехи для шута, либо сам шут, пусть даже и знатного рода, имел бы такую возможность.


Как видите, на шлеме воспроизведены такие детали, которые, в общем-то, для боевого шлема совсем не нужны…

Шлем достаточно тяжел, его вес 2.89 кг. Сделал его мастер из Инсбрука Конрад Зойзенхофер в 1512 году. Позднее, а именно уже в XVII веке этот шлем был показан на выставке в Тауэре, где о нем сообщалось, что это часть «доспехов Уилла Сомерса», придворного шута Генриха VIII. Долгое время вообще никто не знал, кому он принадлежал в действительности. Недавно возникли серьезные научные сомнения в подлинности этого шлема. Например, были ли рога барана и очки по-настоящему его частью, или же их добавили позже? Но самое главное, почему столь причудливый предмет должен был стать подарком одного монарха другому? В любом случае этот шлем по-настоящему уникален, и дорог, как исторически «бесценная» реликвия.

П.С. Автор и редакция сайта ВО выражают признательность Н. Михайлову за проведенную им съемку экспонатов Эрмитажа и предоставленные им фотографии.

Картина дня

наверх