На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог. В 3-х частях

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог

Нобунага Ода: "Не запоёт — убью соловья!"
Хидзёси Тоётоми: "Надо заставить его запеть!"
Изясу Токугава: "Подожду, пока не запоёт…"

(Старинная японская притча о том, как три великих человека стояли под деревом, на котором сидел соловей)

Вот мы и подошли, наконец, к рассказу о человеке уникальной даже по японским меркам судьбы. Человеке не слишком значительного рода, с детства находившегося в заложниках, но волей судьбы и своим талантам ставшего правителем Японии и объявленного после смерти божеством. Причем он не только добился наивысшей, после императора, власти в стране, и власти вполне реальной, а не номинальной, но и передал ее своим детям, установив в Японии правление рода Токугава на… 265 лет! Именно столько, с 1603 по 1868 год, правили в стране сёгуны его рода, обеспечив ей мир, сохранение культуры, традиций и полнейший экономический застой, едва не обернувшийся для нее национальной катастрофой и полной потерей независимости!
Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (часть 1)
Вот так Иэясу Токугава выглядит в японской живописной традиции.

Но знать, к чему приведет его потомков его «сейчас», он, конечно, не мог. Он просто хотел лучшего и для них, и для страны. Заметим, что в истории разных стран мира было довольно много правителей, к имени которых было добавлено затем слово «Великий». Но, что значит для правителя быть великим? Ну, прежде всего, наверное, правитель должен объединить страну или подвластные ему территории в одно экономическое и культурное целое и, заметим, сумели это сделать многие. Это и Кир Великий, и Александр Македонский, и Петр Первый, и Екатерина Вторая, и Иосиф Сталин – почему нет? Вряд ли мы ошибемся, если добавим, что такой правитель должен был счастливо воевать и либо раздвинуть пределы собственной державы, либо отстоять ее территориальную целостность в борьбе с врагом. И здесь мы встречаем все те же имена. Но такое важнейшее условие «величия», как преемственность своего курса для большинства вышеназванных исторических персонажей – недосягаемая мечта. Ну не уделяли они этому важнейшему обстоятельству нужного внимания. Александр умер, и тут же его ближайшие сподвижники разорвали империю на части, а его мать, жена и сын были убиты. Петр Первый умер, начертав: «Отдайте все…» и не более того. Екатерине наследовал Павел, который начал все делать по-своему и получил в итоге пепельницей в висок. Ну, а ничуть не менее великий Сталин кончил жизнь один одинешенек в окружении полудрузей, полуврагов и не оставил не только наследника (сын Василий не в счет, разумеется, это сын, а не наследник!), но и продолжателя своего дела. Почему так случилось – тема отдельной статьи. Главное, что так случилось. Ну и империя, им созданная, тоже оказалась недолговечной, хотя и выстояла в величайшей из войн.
А так в сериале «Найотора, хозяйка замка».

А вот Токугава Иэясу прозвище «Великий» при жизни не получил. Но зато он удостоился после смерти имени Тосё-Дайгонгэн («Великий бог-спаситель, что озарил Восток»), под которым его и занесли в список духов-божеств ками. Конечно, названных нами персонажей вот так, напрямую, сравнивать не вполне корректно. У многих были разные задачи, жили они в разные эпохи с разным уровнем технологий, но… тем не менее, стабильность сёгуната Токугава все же показательна: 265 лет правления представителей одной и той же семьи! Причем, у него не было теории, которая бы сплачивала массы, не было верной ее идеям и ему самому, партии, а были только лишь приверженцы, купленные за рисовые пайки и клятву верности, не было доверенных и подконтрольных ему СМИ, много чего не было. И тем не менее, ему удалось то, чего не удавалось в Японии до этого никому! Да, сёгуны были и до Иэясу Токугава, но их кланы все же не правили столь долго! Так, первый сёгунат Минамото в Японии просуществовал 141 год. Тоже срок немалый, но все же меньше, чем второй сёгунат Асикага, правление которого длилось 235 лет, но опять-таки было короче, чем срок последнего, третьего, со столицей в Эдо. И это притом, что сам Иэясу был сёгуном всего лишь каких-то два года! В 1603 году он этот титул получил, а в 1605-ом уже передал его своему сыну Хидэтада. Даровав японцам вожделенными ими мир и стабильность, Токугава умер в 1616 году.
Мать Иэясу Токугава.

Естественно, что жизнь такого человека представляет собой большой интерес и вот поэтому-то мы вам о нем и расскажем…

Родился Токугава Иэясу в 1543 году, принадлежал к самурайскому роду Мацудайра – древнему, но захудалому. Его отцом был Мацудайра Хиротада, являвшийся восьмым главой рода Мацудайра и даймё провинции Микава. В детстве Иэясу носил имя Такэтиё и очень рано испытал на себе, что значит быть представителем слабого рода. Дело в том, что земли, принадлежавшие клану Мацудайра, были расположены так неудачно, что с востока и запада от них находились куда более могущественные соседи, постоянно воевавшие друг с другом. Именно поэтому едва ли не главным занятием членов клана были споры о том, чьим союзником лучше всего стать, то есть – попросту говоря, кому и за что с большей выгодой продаться! Часть вассалов клана «держали сторону» их западного соседа Оды Нобухидэ, зато другие ратовали за подчинение даймё, находившемуся на востоке – Имагава Ёсимото. Дедушка Иэясу Мацудайра Киёясу (1511—1536) в одной из ссор из-за выбора сюзерена был даже зарезан собственными вассалами, поскольку хотел связаться с семьей Ода, а тем хотелось видеть сюзереном семью Имагава. Поэтому отцу будущего объединителя Японии пришлось быть очень осторожным, чтобы не повторить его судьбу! Кстати, мать Иэясу была из рода, который обычно придерживался ориентации на западных соседей, поэтому, когда в 1545 году большая часть вассалов клана Мацудайра стали настаивать на поддержке Имагава Ёсимото, ему пришлось изгнать ее из своей резиденции. Мнение родственников и вассалов оказалось сильнее его власти главы клана!
Имагава Ёсимото. У-киё Утагава Ёсиику.

Когда в 1548 году армия Ода совершила нападение на земли рода Мацудайра, тот попросил помощи у могущественного даймё Имагава Ёсимото. И он, конечно, согласился помочь своему вассалу при условии выдачи ему малолетнего Иэясу в качестве заложника. Это автоматически ставило род Мацудайра в подчиненное положение. Но выхода у отца Иэясу не было, и он согласился. А вот дальше началась история, достойная боевиков Голлувида, но, тем не менее вполне достоверная. Ода Нобухидэ узнал о намерении Хиротада отдать сына Имагава и таким образом купить себе его военную поддержку и… организовал похищение шестилетнего Иэясу, используя для этого тайных агентов. Рассуждал он вполне логично – нет сына, нет заложника, а нет заложника, то и союза нет, потому, что Имагава просто решит, что Иэясу от него скрывают!

Но вышло так, что долг главы клана для Хиротада оказался выше отцовской любви и он решил, что сыном можно пожертвовать, а вот военным союзом – нельзя. И замысел Нобухидэ таким образом провалился. По идее, ему следовало тут же убить Иэясу, однако он решил, что сделать это никогда не поздно и до времени отправил мальчика в монастырь Мансёдзи в городе Нагоя, где держал его три года. И вышло так, что за это время будущий сёгун подружился с Одой Нобунагой, сыном своего похитителя!
Изображение шлема Иэясу Токугава.

А в 1549 году Мацудайра Хиротада, отца Иэясу, зарезал его собственный охранник, и таким образом клан Мацудайра оказались без предводителя – ситуация, опять-таки, очень реалистично показанная в сериале «Найотора, хозяйка замка». По понятиям того времени Имагава Ёсимото направил в их замок своего человека, которой должен был руководить кланом от его имени. Но долг самурая повелевал вырвать Иэясу из рук Оды и сделать именно его новым главой рода. И такая возможность Имагава представилась три года спустя, когда Ода Нобухидэ умер от язвы, и теперь уже в его клане начались внутренние распри и борьба за лидерство. Пользуясь этим, войска Имагава захватили замок, а в нем и сына покойного Нобухидэ, Оду Нобухиро, которого было решено обменять на девятилетнего Иэясу. Вассалов семьи Мацудайра возвращение нового господина, пусть даже и юного, очень обрадовало, вот только Имагава Ёсимото коварно обманул их ожидания, и забрал Иэясу в свою столицу город Сунпу. То есть он вновь стал политическим заложником, только теперь уже у другого человека. А что делать, если в Японии знать обычно не церемонилась с мелкопоместным дворянством (а, кстати, где знать хотя бы с кем-то церемонилась?!) и ради того, чтобы его самураи хранили верность своим даймё, брала из их семей заложников. Обычно старших сыновей – наследников, живших после этого при дворе «старшего господина». Вот и юный Иэясу таким образом стал заложником в клане Имагава. Но жилось ему там хорошо: питание, обучение у одного из лучших в то время стратегов Охара Юсая, приличествующая его положению одежда и помещение – все это у него было. В 1556 году Имагава Ёсимото стал его приемным отцом и даже лично провел церемонию совершеннолетия для юного заложника. Иэясу при этом получил имя Мацудайра Дзиро Мотонобу. На следующий год он фактически заставил его жениться на своей племяннице по имени Сэна, то есть сделал заложника своим родственником, и дал ему новое имя Мотоясу. Затем еще год спустя Имагава поручил Иэясу командование войсками, которыми тот успешно командовал в своей первой битве, захватив для Имагава замок Терабе на западной границе. Все это время Иэясу хватало ума притворяться эдаким простачком (кстати, в сериале «Найотора, хозяйка замка» это тоже показано очень хорошо!), постоянно играющим в го (популярная игра в Японии, вроде шахмат) с самим собой. То есть личность его ни у кого в роду Имагава особой зависти не вызывала.
Столик для игры в го, которым пользовался Иэясу.

Но притворялся он глупеньким лишь до битвы при Окэхадзама (1560), в которой глава клана Имагава Ёсимото погиб. Хорошо зная, что сыну Ёсимото Удзидзанэ до отца очень далеко во всех отношениях, а его собственные войска у него под руками, Иэясу решил восстать против своего сюзерена сразу же, как только узнал о гибели Ёсимото в битве при Окэхадзаме, и заключить союз с его злейшим врагом (и своим другом!) – Одой Нобунагой!

Чтобы во всех отношениях быть свободным, он сумел вывести из Сунпу свою жену и сына, а затем захватить свой родовой замок Окадзаки. Только после этого Иэясу в 1561 году решился открыто выступить против клана Имагава, после чего он взял штурмом один из принадлежавших им фортов. На следующий 1562 год он, наконец-то, заключил союз с Ода Нобунагой, по которому пообещал воевать с его врагами на востоке. А еще через год, в знак уже полного разрыва с кланом Имагава, он вновь изменил свое имя и стал называться Мацудайра Иэясу.

После этого Иэясу занялся делами управления в своих землях, но в этом ему стали мешать буддистские общины монахов-фанатиков секты Икко-икки, не признававшие его власть. С ними пришлось воевать с 1564 по 1566 года, но, к счастью, для Иэясу война эта закончилась полной его победой Иэясу. Он объединил все земли провинции Микава под своим управлением, за что императорский двор наградил его почетным титулом «Микава но ками» (Защитник Микава). Только теперь он почувствовал себя сильным по-настоящему и в очередной раз изменил свою фамилию на Токугава – фамилию потомков древнего самурайского рода Минамото.

В 1568 году Иэясу решил заключить союз с другим соседом, уже на севере – родом Такэда, но опять-таки против рода Имагава. Кроме того, он также участвовал в походе Оды Нобунаги на Киото, и оказал помощь Асикага Ёсиаки, получившего должность сёгуна.

Такэда Сингэн в то время был могущественным союзником, имевшим сильную армию. Поэтому неудивительно, что под общими ударами Сингена и Токугава клан Имагава прекратил свое существование. Провинция Тотоми (западная часть современной префектуры Сидзуока) теперь стала принадлежать Иэясу, а Сингэн получил провинцию Суруга (восточную часть современной префектуры Сидзуока). Однако дальше их интересы разошлись. Такэда хотел захватить Киото, а клан Токугава ему в этом мешал. Поэтому Сингэн решил его уничтожить и в 1570 году вторгся во владение Иэясу, который в это время помогал Оде Набунаге воевать с кланами Сакура и Адзаи.
Битва при Микатагахара. Триптих Тиканобу Тоёхара, 1885 г.

Первые удары Текэда Иэясу отразил успешно. Но в октябре 1572 года Такэда Сингэн лично повел в бой свои войска. Токугава пришлось просить помощи у Оды Нобунаги, но тот был всецело поглощен войной с кланами Адзаи, Асакура и буддистскими повстанцами, и помощи Иэясу оказать не смог и тому пришлось действовать самостоятельно. Он проиграл битву при Итигендзака, что стало сигналом для его вассалов переходить на сторону Такэды Сингэна. Положение особенно обострилось, когда пала крепость Футамата и союзники Иэясу начали покидать его один за другим. Видя тяжелое положение союзника, Ода Нобунага прислал ему три тысячи воинов. Но все равно, имея 11 тысяч солдат, Иэясу просто не мог выиграть очередную битву с 25-тысячной армией Такэды Сингэна. Тем не менее Иэясу Токугава все-таки решился на то, чтобы дать агрессору «последний бой» и 25 января 1573 года напал на него с тыла. Но даже этот хитрый маневр не принес ему успеха. В результате битва при Микатагахара закончилась сокрушительным поражением армии Иэясу. Тот едва-едва сумел вырваться из окружения и вернуться в свой замок. В фильме «Найотора, хозяйка замка» показало, что при этом он еще и наделал в штаны и, в принципе, после пережитого им ужаса после этой битвы такое было вполне возможно!
Знаменитая ширма из музея Иэясу Токугава, на которой изображена битва при Нагасино.
Фрагмент ширмы, на котором в левом нижнем углу изображен верный сподвижник Иэясу Хонда Тадакацу, узнать которого можно по шлему с оленьими рогами.

Но как написано в хрониках той эпохи (и это было и на самом деле так, кто бы сомневался!) «ками не оставляли Токугава», потому что, когда вроде бы уже все было для него потеряно, Такэда Сингэн в феврале 1573 года внезапно заболел и умер. Токуга вначале так растерялся, что не поверил этой новости и в мае того же года попытался вернуть назад ряд крепостей и замков, захваченных Сингэном в его землях. В ответ полная тишина, поскольку сыну Сингэна Кацуери было очень далеко до отца, что он впоследствии и продемонстрировал в битве при Нагасино. И разумеется, многие из тех местных властителей, которые еще вчера держали сторону Такэды, тут же побежали изъявлять свою покорность Иэясу. Так что сомнений быть не могло – великий Такэда Синген и в самом деле умер!
Японцы очень бережно относятся к памяти об исторических событиях, имевших место на своей земле. Вот, например, фотография из музея битвы при Нагасино, где показан макет построенных там укреплений.
А это реальные изгороди, установленные на месте сражения. Ничего особенного, но… зримо и памятно!

Только в мае 1574 года Такэда Кацуёри решил, наконец, реализовать план своего покойного отца и захватить столицу Киото. С 15 тысячной армией он вторгся в земли Токугавы и захватил высокогорный замок Такатендзиндзё. По идее, ему надо было после этого развивать свой успех, но… не тут-то было. Почему-то он провел там целый год, а тем временем против него выступили объединенные армии Оды Нобунаги и Токугавы Иэясу. 29 июня 1575 года в битве при Нагасино они наголову разгромили армию рода Такэда, расстреляв его конницу из мушкетов. Погибли многие полководцы и множество самураев и асигару. Таким образом Иэясу опять вернул власть над всеми (кроме замка Такатэндзиндзё) утраченными владениями, а полная ликвидация рода Такэда стала теперь всего лишь делом времени.

Познакомившись с доспехами эпохи Сэнгоку, мы опять возвращаемся к персоналиям. И вновь перед нами проходит жизнь и судьба Токугава Иэясу, ставшего в итоге своей карьеры… божеством. Но в жизни так уж бывает, что счастье и несчастье в ней постоянно идут рука об руку.

В 1579 году по приказу Оды Нобунаги Иэясу вынужден был казнить свою жену, а старшему сыну предложил совершить сэппуку. Причина – подозрение в заговоре против отца и тайном сговоре с родом Такэда. История этой трагедии покрыта мраком. Одни считают, что все это было подстроено специально, чтобы очернить Иэясу в глазах Нобунаги, другие, что у него были основания сомневаться в верности сына и жены Сэны. Как бы там ни было, а Набунага показал свою власть: по его настоянию Иэясу приказал своему сыну казнить свою жену, а самому совершить самоубийство. Сэна была умерщвлена кем-то из самураев Иэясу. После этого своим наследником он провозгласил своего третьего сына, Хидэтада, ну а второй был усыновлен озабоченным продолжением своего рода Тоётоми Хидэёси.

Токугава Иэясу на поле битвы при Сэкигахара. Рис. Джузеппе Рава.

Зато начавшаяся в феврале 1582 году военная кампания Оды и Токугавы против рода Такэда была более чем успешной. Уже спустя месяц после начала боевых действий, лишившийся финансов, союзников и боевых генералов своего отца Такэда Кацуёри с женами и детьми совершили сэппуку, после чего род Такэда прекратил свое существование. За это Иэясу получил от Оды провинцию Суруга.

Жезл полководца сайхай. Возможно таким пользовался и Иэясу Токугава. (Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Даллас, Техас)

В мае 1582 года Иэясу отправился в резиденцию Оды Нобунаги — роскошный и большой замок Адзути. И Нобунага принял его как дорогого гостя и лично (!) прислуживал ему за столом, чем, думается, напугал его до смерти. Токугава был рад, что, когда этот визит закончился, он остался жив и на радостях отправился осматривать торговый город-порт Сакаи. Там-то он и узнал о мятеже Акэти Мицухидэ и гибели Нобунаги храме Хонно-дзи. И вот тут Иэясу опять пришлось очень несладко. Ведь он после приема в Адзути считался чуть ли не правой рукой и любимчиком Нобунаги и неудивительно, что Акэти решил его убить! И сделать это было не очень трудно, поскольку Иэясу находился на чужой территории и не имел под руками достаточного количества воинов. Но Токугава нанял отряд ниндзя из провинции Ига, и те провели его тайными горными тропами в Микава. Сразу по возвращении Иэясу начал собирать войска против Акэти Мицухидэ. Разбив самозванца, он стал бы фактическим наследником Оды Нобунаги. Но тут его опередил Хасиба Хидэёси, который разбил мятежников в битве при Ямадзаки.

Дзиндайко – «военный барабан», которым японцы на поле боле передавали сигналы. На нем, как вы видите, тоже нанесена эмблема клана! (Музей Энн и Габриэль Барбье-Мюллер, Даллас, Техас)

Впрочем, мало было отомстить за смерть Оды. Дело в том, что на местах его администрацию, не уважавшую местные обычаи, ненавидели и, воспользовавшись случаем, тут же перебили. Так, в целом ряде провинций возникло опасное «безвластие» или власть совсем уже мелких даймё, что конечно было для крупных даймё нетерпимо.

Классический доспех о-ёрой, реставрированный в XVIII в. Уже во времена Иэясу Токугава такие доспехи никто не носил, но они красовались в замках даймё, демонстрируя их знатность. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Иэясу тут же двинулся приводить непокорных к… покорности. Но при этом он учитывал местные традиции. А главное – он проявлял уважение к покойному Такэда Сингэну, хотя он и был его злейшим врагом. Видя это, многие командиры и советники погибшего рода Такэда пошли на службу к Иэясу, который вдобавок обещал им возвращение земель, данных им Сингэном. Естественно, что от добра добра не ищут, и вчерашние враги тут же принесли ему клятву верности.

Этот же доспех, вид сзади. Обращает на себя внимание огромный бант из шнуров агэмаки. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Шлем и маска от этого доспеха. На шлеме рога – кувагата сняты.

Правда, на земли Оды зарились также и кланы Уэсуги и Го-Ходзё. Их войска вошли в три провинции, которые Иэясу уже считал своими, и ему пришлось опять начинать с ними войну. Но судьба и здесь благоволила к будущему божеству, так что большая часть земли рода Такэда досталась Иэясу Токугава. Так что в итоге под его властью оказались провинции Каи, Синано, Суруга, Тотоми и Микава.

Множество доспехов самураев попали в самые различные музеи мира. Но понятно, что в большинстве своем это как раз доспехи либо эпохи Сэнгоку и Эдо. (Королевский Арсенал, Копенгаген)

Теперь нужно было начинать подготовку к войне с наглым крестьянином Хасибой Хидэёси, который уже в 1583 году разбил силы всех противостоявших ему оппозиционеров и стал фактическим продолжателем дела Нобунаги. Недовольные, а они есть всегда, только молчат до поры до времени, тут же объявили его узурпатором и предложили Иэясу союз. И он согласился, что привело его к войне против Хидэёси.

Шлем пехотинца – дзингаса. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В марте 1584 года объединенные силы Токугавы и Хидэёси встретились на землях провинции Овари. Причем у Хидэёси было 100 тысяч человек, а вот силы Токугава и его союзников не превышали 50... Тем не менее в сражении при Хагуро 17 марта 1584 года громоздкая и плохо управляемая армия Хасиба Хидэёси не смогла нанести Иэясу поражение. Хидэёси был так напуган военным гением Иэясу, что прекратил атаки и занял оборонительную позицию. Но потом у него терпение лопнуло, и он направил против Токугавы отряд под командованием своего племянника Хасиба Хидэцугу в 20000 человек. Произошла битва при Комакки-Нагакутэ и в ней Иэясу не только разбил вражескую армию, но и принудил ее командира с позором бежать с поля боя.

Доспехи бё-какари-до – то есть с кирасой окэгава-до, на которой видны головки заклепок. Типичные доспехи эпохи Сэнгоку. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Тогда Хасиба Хидэёси напал на союзника Иэясу Оду Нобуо, нанес ему поражение и в ноябре 1584 года вынудил подписать его с ним мир, и признать свою вассальную зависимость. Иэясу увидел, что так он теряет союзников, «вспомнил» о том, что и он, и Хидэёси оба верно служили Нобунаге, и тут же заключил перемирие с противником. Более того, в заложники Хидэёси он отправил своего внука. То есть признал главенствующее положение последнего, формально он и продолжал оставаться независимым.

Акэти Мицухидэ. Уки-ё Утагава Есику.

Закончилось это тем, что теперь уже ссора началась между его собственными вассалами. Одни требовали от Иэясу продолжать борьбу с Хидэёси, другие — чтобы он признал его сюзеренитет. Таким образом, Иэясу попал в крайне затруднительное положение: его вассалы начали выходить из-под его власти, а тут на носу была новая война с Хидэёси. Тот, однако, воевать не спешил, а в апреле 1586 года выдал замуж за Иэясу свою сестру Асахи. Токугава новую жену принял, но вассалитета так и не признал. Тогда Хидэёси решился на крайние меры: в октябре этого же года он послал к Иэясу в качестве заложника свою мать, прося лишь об одном – признать свой сюзеренитет.

И Токугава подумал, подумал, вспомнил японскую поговорку – «то, что сгибается, может и распрямиться», и согласился признать главенство Хасибы. 26 октября 1586 года он прибыл в его резиденцию в Осаке, а уже на следующий день во время аудиенции у Хидэёси склонился перед ним и официально попросил, чтобы тот принял его «под крепкую руку рода Хасиба». То есть согнулся перед «крестьянином», которого не уважал, да и просто ненавидел, разумеется, но… отдавал должное его уму и силе и считал, что время для его уничтожения еще не наступило!

Реальная власть всегда заставляет с собой считаться. Поэтому неудивительно, что Хидэёси сначала получил от императора аристократическую фамилию Тоётоми, а затем в сентябре 1587 года еще и выпросил у императорского двора должность советника и для Иэясу и таким образом отблагодарил за признание своего верховенства. Затем он вместе с Иэясу решил уничтожить род Го-Ходзё.

Раз решили – значит сделали, так можно было бы теперь охарактеризовать возросшие возможности этих двух властителей. И вот в 1590 году войска Тоётоми Хидэёси и всех его вассалов, включая и армию Иэясу, общей численностью в 200000 человек окружили цитадель Го-Ходзё и после нескольких месяцев осады смогли ее взять. Хидэёси новые земли провинции Канто опять же отдал Токугаве, но взамен взял его старые родовые владения. Выгода была вроде бы очевидной, так как новые земли давали ему больший доход, но власть Иэясу была там не слишком непрочной, поскольку для местной знати он оставался и чужаком, и завоевателем. К тому же многие земли здесь пустовали, а транспортные коммуникации отсутствовали. Однако и здесь Иэясу проявил себя с наилучшей стороны уже как администратор. Он поднял экономику региона, отремонтировал дороги, построил надежные замки и открыл на побережье много портов. Всего за десять лет здесь возникла мощная экономическая база, которая впоследствии обеспечила ему победу в борьбе за объединение страны, а затем и стала даже новым центром политической жизни Японии.

Мон Токугава

В 1592 году Тоётоми Хидэёси решил начать войну в Корее. Многие самураи рвались в Корею, надеясь снискать там славу. Хидэёси наделялся, что многих там убьют и стремился отправить туда Иэясу Токугава. Но он сумел избежать отправки на войну, мотивировав это тем, что ему необходимо завершить войну с «остатками рода Го-Ходзё». Наконец перед своей смертью в сентябре 1598 года Хидэёси создал попечительский Совет пяти старейшин при своем сыне Тоётоми Хидэёри, и поставил во главе его Иэясу Токугава, а тот обещал поддержку роду Тоётоми после кончины его главы.

Вот в таком роскошном паланкине носили в Японии даймё. (Музей замка Окаяма)

А 18 сентября 1598 года Тоётоми Хидэёси умер, и его пятилетний сын Хидэёри сразу оказался в положении формального правителя страны. Но вместо него, понятно, сразу же стал править Совет пяти старейшин и Совет пяти управляющих. Поскольку Иэясу был самым влиятельным членом Совета старейшин, он тут же решил воспользоваться ослаблением рода Тоётоми в своих интересах. Он заключил союзы с даймё, которые еще при жизни выступали против Хидэёси, и начал усиленно готовиться к войне.

Самурай ре-энектор у замка Мацумото.

Все это вылилось в итоге в конфликт и Исидой Мицунари. Выглядело это как спор между вассалами рода Тоётоми, но фактически было противостоянием Токугавы Иэясу, который хотел стать сёгуном, и Исиды Мицунари, который хотел сохранить власть для юного Тоётоми Хидэёри.

Памятник на месте битвы у Секигахара. Слева флаг Мицунари, справа Токугава.

21 октября 1600 года в «месяц без богов» армии Токугавы и Исиды встретились на поле Сэкигахара. Битва между ними закончилась полной победой Иэясу. Исида Мицунари вместе с его генералами был захвачен в плен и казнен. Токугава Иэясу стал фактическим правителем Японии.

Мы продолжаем наш рассказ о деятельности величайшего из объединителей Японии Токугава Иэясу. В прошлый раз мы оставили его победителем на поле Сэкигахары, но что он делал, уничтожив своего главного врага Исида Мицунари?

Прежде всего Иэясу озаботился экономикой и заново переделил земли (и доходы), принадлежавшие побежденным им даймё. Себе он взял лучшие земли, и своих приверженцев не обидел. Затем земли получили вассалы Тоётоми, примкнувшие к Токугава непосредственно перед битвой при Сэкигахара, то есть вроде бы как одумались и вот за это им и заплатили. Оставались кланы Тоётоми, причем сам Иэясу все еще по иронии судьбы оставался его вассалом, кланы Мори и Симадзу. Предатель Кобаякава Хидэаки, поступок которого решил судьбу битвы и страны, земель, однако, не получил. Иэясу, видимо, не хотел создавать прецедент и поощрять такого рода предательство.
Вот таким был Иэясу Токугава. А еще он любил соколиную охоту. Поэтому изображен с соколом на руке.

В 1603 году 60-летнему Иэясу император наконец-то даровал вожделенный им титул «Великого сёгуна победителя варваров», после чего он тут же создал новое правительство страны – сёгунат в городе Эдо (современный Токио). Новый сёгунат стал третьим и последним сёгунатом в истории Японии, после сёгунатов Минамото и Асикага. Но он же оказался и самым долговечным и правил страной 250 лет.

Однако Иэясу недолго держался за этот титул и в 1605 году передал его своему старшему сыну Токугаве Хидэтаде. Он слишком хорошо помнил судьбу Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси, своевременно не позаботившихся о преемниках и пустивших это важное дело на самотек. Однако власть по-прежнему принадлежала Иэясу. Ведь по японской традиции сын не имел права ослушаться отца. Тот мог приказать ему убить любимую жену и детей и… сын, если только он не хотел потерять лицо в глазах общества, должен был это сделать немедля. Причем это было отнюдь не простое порицание. Такому господину никто бы не стал служить, ибо беспрекословное почитание родителей являлось неписанным законом японского общества.

В 1607 году Иэясу решил вернуться в город своей молодости – Сунпу, и сделать его своей новой резиденцией, а сына оставить в замке Эдо. Здесь бывший сёгун занялся разработкой такой государственной системы, которая позволила бы его сёгунату сохранить власть на века. И сразу скажем, что это ему удалось!

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (часть 3)
«Совренный Иэясу» (в центре) в окружении своих полководцев.

В 1611 году будучи на коронации императора Го-Мидзуноо Токугава сделал важный политический ход. Он добился, чтобы его формальный сюзерен, Тоётоми Хидэёри, прибыл в столицу по его приглашению. А в Японии было принято, что высший не может посещать низших по их приглашению. Только… «выразив свое желание». Поэтому все японцы восприняли этот визит, как своего рода признание кланом Тоётоми превосходства клана Токугава.

Затем Иэясу занялся ограничением прав столичной аристократии куге и самого императорского двора, часто вмешивавшихся в политику ради собственной выгоды и провоцировавшие самурайские кланы на вражду друг с другом.

Формально Токугава Иэясу передал свой титул сёгуна сыну, но власть по-прежнему была в его руках. Но свободного времени у него стало значительно больше, и он воспользовался им для составления «Уложения о самурайских родах» («Букэ сёхатто»), которым были определены нормы жизни и поведения самурая не только на службе, но и в личной жизни, и в которых в сжатой форме были изложены все традиции военно-феодального сословия Японии, до этого передававшиеся в устной форме. Вот это «уложение» и стало тем самым знаменитым кодексам Бусидо, по которому теперь и стали жить самураи. Он стал основой поведения самураев на все последующее время. Но самое главное, что в соответствии с ним самураи были превращены из воинов-землевладельцев в лишенных земли городских чиновников.

Теперь у Иэясу не было иных противников, кроме рода Тоётоми.
Он имел множество влиятельных вассалов, а главное был третьим центром силы в стране. И если бы Иэясу вдруг умер, Тоётоми вполне могли бы вернуть себе власть в стране. Поэтому он решил от своего юного противника избавиться раз и навсегда.
Костюмированный парад в честь Иэясу Токугава.

Для начала он начал истощать казну Тоётоми, предлагая ему разные затратные строительные проекты. И Хидэёри не смог от них отказаться. Есть люди, для которых мнение большинства имеет большое значение, и вот, видимо, по молодости и неопытности он оказался в их числе. Между тем в жизни важно только одно – кто кому и сколько платит. И получалось так, что Хидэёри платил из своего же кармана себе же во вред.

А затем Иэясу спровоцировал конфликт, поводом для которого стала… надпись на колоколе для храма Хоко-дзи, восстановленного на деньги самого Тоётоми Хидэёри. Пользуясь тем, что одни и те же иероглифы на китайском и японских языках имеют разное значение, Иэясу увидел в сделанной надписи проклятие в свой адрес. Причем Токугаву тут поддержали киотские монахи (и как бы, интересно, они этого не сделали?), которые не только подтвердили его безосновательное толкование, но и обвинили род Тоётоми в святотатстве.

Вот такой примерно колокол, вернее, надпись на нем, использовал Токугава в качестве «казуса Белли», чтобы начать войну с Тоётоми.

Хидэёри попытался объяснить, что значение надписей другое, но кто бы стал его слушать?! Тогда он объявил о том, что приглашает всех ронинов в свой замок в Осаке. А Иэясу только этого было и надо. Он объявил Хидэёри в том, что он готовит войну, мятеж, заговор и… начал против него военные действия, объясняя всем и каждому, что «он первым начал».

В ноябре 1614 года Иэясу наконец-то смог приступить к самому важному делу своей жизни – осаде Осакского замка – главной цитадели клана Тоётоми. Армия Иэясу насчитывала более 200 тысяч человек. Осада свелась к локальным боям за форты, находившиеся по его периметру. Никакие другие виды борьбы были невозможны из-за труднодоступности осакского замка, со всех сторон окруженного рисовыми полями.

Такой характер ведения военных действий был выгоден Иэясу, поскольку успех или неуспех зависели главным образом от численного превосходства. Хотя в боях за редут Санада, обороной которого руководил Санада Юкимура, отряды Токугавы потерпели поражение.

Наступила зима, а замок все еще держался. Тогда Иэясу подвез артиллерию и начал бомбардировку замка. Огонь вели голландские пушкари и стреляли так метко, что чуть было не снесли голову ядром самому Хидэёри, тогда как другое ядро угодило в комнату его матери, принцессы Едогими, и убило двух ее служанок. В итоге Хидэёри испугался (или это мать его испугалась, а он ее послушал!) и предложил начать переговоры о мире. В итоге стороны договорились о том, что прекратят военные действия, но Хидэёри должен был к тому же снести внешние укрепления замка и распустить свои войска. Солдаты Иэясу тут же принялись за работу и в результате уже к январю 1615 года вся внешняя линия обороны Осаки была ликвидирована.

Сообразив, к чему такое положение может привести, Тоётоми принялись за восстановление укреплений. Этим самым они дали Иэясу повод вновь предъявить им ультиматум: восстановление замка прекратить, отряды ронинов распустить, но, самое главное, покинуть замок в Осаке и жить в том замке, который укажет им сёгун. Понятно, что Хидэёри на это согласиться не мог и Токугава во второй раз объявил ему войну.
Памятник Иэясу Токугава в парке Окадзаки.

Вновь началась осада, но теперь уже всем было ясно, что поражение Тоётоми дело лишь времени. Было решено атаковать Иэясу и – будь, что будет. И, да, действительно, отрядам Хидэёри удалось пробиться до самого штаба Иэясу. Но сил ему все равно не хватило, и его армия потерпела сокрушительное поражение. Попав в безвыходное положение, и Тоётоми Хидэёри и его мать совершили сэппуку. Вот так род Тоётоми и прекратил свое существование!

Теперь Иэясу являлся главным властителем Японии, а его сын – сёгуном! Император пожаловал ему должность главного министра страны дайдзё-дайдзин. Но не прошло и нескольких месяцев после этого, как он тяжело заболел. Точно чем – неизвестно. Токугава любил вкусно поесть, имел 18 наложниц, так что совсем не удивительно, что его здоровье таких чрезмерных для его возраста нагрузок просто не выдержало.
Умер Иэясу Токугава 1 июня 1616 года, в 10 часов утра, в замке Сумпу в возрасте 73 лет.
Литые ворота в храме Никко Тосё-гу, ведущие к могиле Токугава.

Похоронен он был в храме в Никко Тосё-гу и получил посмертное имя Тосё-Дайгонгэн («Великий бог-спаситель, что озарил Восток»), под которым и был занесен в список японских божественных духов ками.
Могила Иэясу Токугава.

Интересно, что в отличие от Оды Нобунаги, поддерживавшего отношения с Португалией и Испанией и не возражавшего против миссионерской деятельности иезуитов, распространявших в Японии католицизм, Токугава предпочитал строить отношения с Нидерландами, исповедовавших протестантизм. А с 1605 года советником Иэясу по вопросам европейской политики и вовсе стал английский моряк и голландский торговый агент Уильям Адамс. Считается, что это он подбил Иэясу и его сына начать гонение на католическую религию в Японии, что в итоге привело к практически полному закрытию страны для Запада. Право торговать с Японией имели только голландцы. Уже в 1614 году Иэясу своим указом запретил пребывания миссионеров и обращенных христиан в стране. На верующих обрушились репрессии с показательными массовыми распятиями на крестах. Небольшой части христиан удалось перебраться в испанские Филиппины, но всех оставшихся силой обратили в буддизм. Но все же небольшой группе японцев удалось сохранить верность христианству, которое они исповедовали в глубокой тайне до 1868 года, когда в Японии в ходе реформ Мейдзи наконец-то провозгласили свободу вероисповеданий.

Собственноручно написанные советы Иэясу, о том, как самураю преуспеть в его делах. Из коллекции храма Никко.

П.С. История Токугава Иэясу и английского моряка Уильяма Адамса отражена в романах Кристофер Николь «Рыцарь золотого веера» и Джеймса Клавелла «Сёгун».

Картина дня

наверх