На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Погромная память. История одного погрома..

Погромная память

 
Еврейские дети - жертвы погрома в Екатеринославе

Мы должны знать и помнить не только тех, кто стал жертвами Холокоста во время Второй мировой войны — не следует забывать и о погибших в результате локальных "холокостов" первых десятилетий ХХ века

Владимир ПЛЕТИНСКИЙ

ОТ ЭЛЕФАНТИНА ДО ГОМЕЛЯ

Еврейский погром — дело для мировой истории обычное. Первый, о котором достоверно известно, произошёл в 38 году в Александрии. Так что через 22 года мы можем отметить двухтысячелетие этого кровавого события. Но некоторые историки относят к еврейским погромам и нападение на иудейский ограниченный контингент на острове Элефантина в 411 году до н.э., когда помимо убийства евреев местные жители с одобрения персидских властей разрушили иудейский храм. Описанные в свитках Эстер предпуримские события тоже повествуют о типичном еврейском погроме, которым руководил небезызвестный Аман. А что было с лицами еврейской национальности до того — покрыто пылью тысячелетий.

Русь изначальная тоже чужаков иудейского вероисповедания не жаловала — хотя их до XVII века там было немного. В 1113 году в Киеве произошел первый крупный еврейский погром. Но всерьез за моих соплеменников взялись уже после создания "черты оседлости" в 1791 году. Как сообщает Википедия, первый известный погром евреев в Российской империи произошёл в 1821 году в Одессе. Поводом к нему послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. В 1859 и 1871 годах в той же "жемчужине у моря" произошли новые погромы. В 1871 году там были разгромлены сотни еврейских шинков, лавок и домов (без человеческих жертв). В 1862 году произошёл погром в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций.

При Александре Третьем и Николае Втором еврейские погромы стали уже почти обыденным явлением. Однако до Кишиневского погрома 6—7 апреля 1903 года, спровоцированного кровавым наветом в Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П.Крушеваном, евреи не оказывали даже пассивное сопротивление. Но после кишиневской бойни, во время которой было убито 49 и ранено 586 человек, в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. Эти два погрома стали достоянием гласности и Российскую империю жестко осудили как за пределами страны, так и в России — истинная интеллигенция прониклась сочувствием к евреям.

После неудачной революции 1905 года и вплоть до успеха революционеров в 1917-м, погромы в Российской империи стали еще более распространенным явлением. Несомненно, антисемитизму способствовало и активное участие евреев в борьбе с ненавистным царизмом, который сквозь пальцы смотрел на расправу над иудеями. Мировая война также способствовала погромным настроениям. В том числе евреев громили возвращавшиеся с фронта солдаты — как, например, в Красноярске 7 мая 1916 года.

В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ РЕВОЛЮЦИЙ…

Отдельная "песня" — погромы, начавшиеся после Февральской революции. По данным историка Геннадия Костырченко, приведенным в Википедии, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40%) совершили петлюровцы, 307 (25%) — "зелёные", 213 (17%) — белогвардейцы и 106 (8,5%) — части красноармейцев.

Историк Олег Будницкий считает эти данные заниженными. По его мнению, в 1918—1920 годах только в Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами. По данным И.Б.Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17% от общего их числа.

Историк Норман Кон и демограф Сергей Максудов оценивают общее число евреев, убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч, человек.

Все это статистика — ужасающая, кровавая, но за цифрами сложно разглядеть реальных людей. А ведь это были прадеды и прабабушки, деды и бабушки, тети и дяди ныне живущих. Погромщики уничтожали не только своих современников, но зачастую и их грядущие поколения — ведь убивали и детей, и беременных женщин.

Память жертв Холокоста увековечена благодаря многочисленным документам, их имена сохранены в мемориале Яд ва-Шем, в хадерском музее Катастрофы и героизма европейского еврейства, а также в музеях и синагогах в странах Европы и США. Не настало ли время обратить наш взор на события, предшествовавшие попытке "окончательного решения еврейского вопроса", но оставившего кровавые рубцы на памяти нашего народа?

Понятно, что нечто, сопоставимое с Яд ва-Шем, создать крайне сложно, да и масштабы уничтожения евреев не те, и причины явно на геноцид не тянут. Однако заниматься не только статистикой и описанием самых массовых погромов, но и увековечением имен их жертв, дело святое. Кроме того, это очень важно для тех евреев, кого интересует история их рода.

СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ЖЕРТВАХ

Историк, одна из ведущих специалистов в еврейской генеалогии Сара Надя Липес, знакомая нашим читателям по публикации "Бомжидовское счастье", ведет кропотливый поиск корней разных еврейских семей в архивах Украины, Белоруссии и других стран. В том числе ее интересует тема погромов, выяснение обстоятельств гибели соплеменников, упорядочение архивов и их оцифровка.

Сара Надя ЛипесСара Надя Липес

— Надя, расскажите, пожалуйста, о вашем проекте.

— Начну с того, что уже восемь лет я изучаю историю еврейского народа через еврейскую генеалогию. Началось все с моей собственной семьи, но достаточно быстро это переросло в дело всей моей жизни. Я занимаюсь исключительно еврейскими родословными, потому что предпочитаю быть уникальным узким специалистом, а не мастером широкого профиля. Например, я наизусть помню места происхождения огромного числа еврейских фамилий и наличие документов по евреям в каждом украинском архиве.

К сожалению, еврейских документов очень мало, и с каждым годом их становится все меньше – архивы горят, тонут, уничтожаются и просто выцветают и истлевают от старости. У меня есть мечта — оцифровать абсолютно все еврейские документы, которые есть в наших архивах. Представьте, как было бы замечательно, если бы любой еврей мог за полчаса раскопать все свое родословное дерево! Или хотя бы просто точно понять, где находятся документы его семьи и что именно он сможет из них узнать. По моим прикидкам, если группа из пяти человек будет работать десять лет, то за это время мы сможем оцифровать абсолютно все архивы!

Но на данном этапе меня в первую очередь волнует не общая оцифровка еврейских документов, хотя и очень хотелось бы это сделать поскорее, а оцифровка и индексация жертв погромов 1917-21 годов.

— Но ведь не вы первая занялись изучением погромов!

— Этой теме посвящено некоторое количество научных работ, издано энное количество книг, везде описаны хроники погромов в отдельных городах и местечках, даны отрывки из рассказов очевидцев, но никого не интересуют конкретные мужчины, женщины и дети, которые стоят за статистическими данными. Обычно тема погромов замалчивается, вина некоторых главарей погромщиков отрицается, и вообще эту страницу истории основная масса евреев старается не переворачивать.

— То есть, вас интересует каждая судьба в отдельности, а не только научный аспект этой темы. Что же вам мешает в этой работе?

— Отсутствие интереса к теме и, соответственно, финансирования. Главный виновник массового забвения погромов, как ни удивительно, Холокост. Великая трагедия, которая затмила собой все. И которая на текущий момент забирает все бюджеты мировых организаций, занимающихся еврейскими вопросами. Но я считаю, что евреи, убитые в погромах, ничуть не хуже евреев, уничтоженных в Холокосте, и их тоже нужно знать и помнить.

Три года назад я случайно обнаружила в списке жертв погромов братьев своего прадеда и огромное количество дальних родственников. И с тех пор самостоятельно занималась оцифровкой этих архивов. Но настал момент, когда самой мне выполнять столь непростую работу уже сложно. Теперь я – и жертвы тех погромов – нуждаемся в помощи.

Я основала Гражданскую организацию «Институт еврейской национальной памяти», и именно эта организация на государственном уровне будет заниматься увековечиванием памяти жертв погромов.

— Что вы намерены сделать?

— Первое — оцифровать все фонды, которые имеют отношение к данной тематике.

Далее — создать сайт, подобный сайту Яд ва-Шема, где находилась бы база данных жертв, их списки по городам, и фотокопии дел, в которых можно будет прочитать описание этих погромов.

Там же предусмотреть возможность заполнения листа памяти на убитых в погроме родственников.

Для этого мне нужна поддержка всех, кто заинтересован в осуществлении этого проекта – как материальная, так и информационная.

— О какой сумме идет речь?

— На сбор материалов, часть которых уже имеется в наличии, потребуется около 10000 евро и еще около 40000 евро уйдут на индексацию найденной информации, размещение ее на сайте и тому подобное. Старые бумаги надо будет разобрать, вручную перепечатать, проиндексировать, свериться с уже имеющимися у нас данными — представьте себе, какая это непростая и кропотливая работа.

— Надя, как мне кажется, можно сократить расходы, если привлечь к делу добровольцев.

— Год назад я пыталась проводить индексацию силами волонтеров, но из этого ничего не вышло: для такой работы все же нужны профессионалы, основная масса документов – это слепые копии или написанные химическим карандашом и не самыми читаемыми почерками списки людей.

— Да, вижу по присланным вам образцам, порой не обойтись даже без дешифровки…

— К сожалению, даже машинописные копии нередко крайне сложно разобрать.

— Куда можно отправлять пожертвования?

— На данные карты Приватбанка:

5457082280193298 USD

5168742324596075 грн

paypal — jewua.info@gmail.com

Наша страница в сети —

https://www.gofundme.com/2f4hrkc?utm_source=internal&utm_medium=email&utm_content=campaign_link_t&utm_campaign=welcome

— В чем еще может заключаться помощь наших читателей?

— Мы будем благодарны за знакомство с любыми людьми или организациями, которые могли бы помочь нам в этом деле. Будем рады, если вы возьмете на себя сбор средств в тех странах, в которых проживаете. Даже простой обмен ссылками и информацией о нашем проекте — уже благое дело.

Надеюсь, вы согласны с тем, что память об этих жертвах, большинство из которых являются нашими предками и родственниками, нужно сохранить и оставить потомкам, как напоминание о том, чем чревата гражданская война.

— Несомненно. Удачи вам, Надя. Вам — и всем нам, кому дорога память о погибших родственниках и соплеменниках.

ГОВОРЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Надя Липес прислала нам десятки фотокопий документов, свидетельствующих о тех страшных временах. В том числе — списки погибших с указанием, кем, как и кто был убит. Мы видим целые семьи, уничтоженные погромщиками. Скупые пометки — "изрублен", "заколот", "расстрелян". Возраст жертв — от младенческого до преклонного.

Документы, написанные от руки, читать очень сложно, многие слова полустерты. Познакомим с некоторыми из них.

Например, это прошение, направленное Волочискому ревкому (Хмельницкая область). Многоточиями заменены слова, которые так и не удалось разобрать:

"От нижеподписавшихся граждан м. Волочиск.

Уже свыше шести недель наше местечко и район находится в ужасном положении. Время это прошло для нас сплошным кошмаром. С некоторых пор чуть ли не ежедневно и в большом количестве раздаются над нашими головами пулеметная или ружейная непрекращающаяся стрельба. Но не это страшно. Население в это время прячется в погребах.

Вот уже три недели не прекращается насилие со стороны некоторых красноармейцев в нашем местечке. Сотни наших заявлений ни к чему не приводят, ибо… бессильны что либо предпринять. А… средь бела дня врываются в дома и забирают под страхом лишения имущества небогатых (ибо богатые выехали из местечка), а бедных мелких торговцев и в большинстве ремесленников, уже достигает суммы пять миллионов рублей. Есть случаи избиения населения, во время обстрела прячущегося в погребах. Избивали стариков и женщин. Ночью разбивают замки и забирают оставшийся там товар. Ведется сильная антисемитская агитация.

В виду всего вышеизложенного обращаемся к вам с мольбой принять меры к прекращению подобных явлений и ассигновать сумму для поддержания существования ограбленного бедного населения.

С подлинным верно (подпись)".

Как видим, в данном случае погромщиками оказались отнюдь не петлюровцы, а красноармейцы.

Еще один документ:

"В киевский губсобез

От делегатов м. Борщаговки

ДОКЛАД

Мы нижеподписавшиеся делегаты м. Борщаговки, делегированные в Киев-Губсобез для оказания помощи пострадавшим от погромов и пожара, учиненных бандитами в м.Борщаговке Сквирского уезда, для близкого ознакомления т.т. Губсобеза с местом происшествия и обстоятельствами его, можем изложить следующее:

1). Местечко Борщаговка находится в тридцати верстах южнее Сквири и в 20 верстах от железнодорожной станции Рось. Местечко ничем не связано с уездным городом, ни железной дорогой, всякое сообщение, как телефон и телеграф, совсем отсутствуют. Власть в местечке тоже не прочно поставлена вследствие оперирующей в районе банды. Почти с первого мая военных сил совсем нет в местечке, ибо это не является таким пунктом, где бы находились какие-нибудь военные части.

Гражданские власти тоже не могли выполнить возложенную на них работу вследствие тревожного состояния и появления банд начиная с первого мая.

2). Когда город Сквира с одной стороны был занят бандами Мазуренко, Володарка с другой стороны другими бандами, Тетиевский район в свою очередь, на границе которого находится Борщаговка, которая оказалась в железном кольце бандитов, которые часто налетали, как хищные звери на беззащитное местечко, но это были все мелкие ограбления, пока они не задались целью совсем стереть местечко с лица земли и только каким-то чудом остались некоторые дома.

3). В последних числах июня мелкая банда из окружных сел налетела на местечко, ограбила несколько домов, одного убила и скрылась. Обратиться за помощью некуда было, ибо Сквира была тогда занята. Четвертого июля банда, назвавшая себя Соколовской, напала на Борщаговку со стороны села Каленое Бабницкой волости и начала свои излюбленные действия.

Первым долгом она собрала сход в синагогу всех мужчин, потребовала контрибуцию в сумме 400.000 рублей. В виду первоначального ограбления с трудом удалось собрать 108.000 руб. и после получения контрибуции под предлогом требования оружия стали стрелять в толпу, находившуюся в синагоге, вследствие чего было убито 7 человек и много ранено, наконец они рассыпались по всем домам грабить, убивать и насиловать женщин.

Шестого июля утром со стороны с.Кошева Таращанского уезда появилась банда Казакова, которая опять забрала 59.000 руб. контрибуции и удалились.

Наконец, того же дня в два часа ночи опять появилась банда Соколова, которая подожгла местечко в нескольких местах с целью его уничтожения, от чего все лавки и много домов сгорели дотла.

Евреев, появившихся на улице с целью спасти свое последнее достояние от пожара, расстреливали, рубили шашками, — отчего было 13 убитых и много раненых. Тех евреев, которые бежали к крестьянам спасать свою жизнь, по дороге убивали, таких тоже насчитывается около 10 человек. После всего сделанного, банды удалились.

В настоящее время уцелевшее население живет в больших недостатках, многие без крова и почти все без хлеба. Паника до того велика, что достаточно одного выстрела, и население бежит, куда глаза глядят, отчего очень часто по дороге бывают убитые. От уезда почти уже месяц не получалось никакой помощи, как военной, так и материальной. Больше оставаться в таком положении невозможно, целые семьи подымаются со своих насиженных мест и бегут, но куда, на лишения и недостатки, где и умирают с голоду. Делегаты просят т.т. Губсобеза обратить внимание на отчаянное положение местечка и принять срочные меры к обеспечению нуждающейся бедноты местечка, чем только возможно, натурой или деньгами нужными для поддержки существования местечка.

Делегаты: Яков Мальский, Хаим Левенберг, Иосиф Цап".

К этому посланию была приложена "Программа собрания материалов о погромах, учиненных бандитами в м. Борщаговка Сквирского уезда Киевской губернии":

А. 1. Еврейского населения до 3.000 ч. Христианского до 6.000 ч. (до погромов). Сейчас еврейского населения совсем нет.

  1. Домов – 350. Магазинов – 55. Фабрик – 5, религиозно-общественных учреждений – 5.
  2. Экономическое положение:

а) До войны сносное, б) во время войны – хуже, в) в начале революции лучше, г) до первого погрома – хорошо. Главный предмет заработка: ремесла и торговля.

  1. Сионисты.

а) до войны терпимое, б) во время войны натянутое, в) в начале революции сносное, г) во все остальное время враждебное.

Б. 1. Безразличное. 2. Активное участие в погромах. 3. "Бей жидов-коммунистов".

* * *

АНТОШКА ЛИПИНСКИЙ – местный житель, Стельмах, поляк, руководил бандой, вырезал массу жителей в Борщаговке.

МЕЖИНСКИЙ – помощник начальника почты при царизме, в описываемое время один из бандитских главарей.

ГРИГОРИЙ ТАРНАВСКИЙ – местный извозчик, принимал активное участие в организации банд и погромов.

* * *

Первый погром — в июне 1919 г.

Второй — в июле 1919 г.

Третий – недели через две после второго погрома.

  1. I. Местные бандиты (Антошка и др.) устраивали частые налеты с человеческими жертвами.
  2. Банда Соколова сожгла лавки и дома. Убито 10 человек, тяжело ранено – 15, издательства над жителями, особенно над женщинами.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПОГРОМА:

В четверг рано утром "они" ворвались, пограбили, поубивали, пожгли и ушли в Даюнково(?), пробыли там до субботы, затем возвратились обратно в Борщаговку, снова устроили повальный погром, подожгли много домов (один из каждых трех), все магазины, убивали, резали, насиловали. Раненные ими 15 человек скончались после от ран".

Еще один документ:

"В подотдел помощи жертвам контр-революции Киевского Губсобеза

Уполномоченного И.Б.Ароновича

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

В прошлом своем докладе от 4 сего месяца я сообщал подотделу о прибытии Володарских беженцев, теперь прибавилось из Сквири 7 сего месяца около тысячи и кроме того опять Володарские в количестве больше тысячи. Всего в Белой Церкви беженцев около трех тысяч человек. Надо сказать, что из Володарки теперь поступают сведения, из коих видно, что местное крестьянство также против евреев и помогают бандам грабить еврейские дома. Передают, что почти со всех еврейских домов сорваны крыши, выбиты окна с рамами, разгромлены все еврейские магазины, товары из коих продаются крестьянами на рынках. Последние беженцы рассказывают, что из окрестных сел приезжают крестьяне грабить и отрывать с крыш жесть.

Возвратиться туда беженцы, безусловно, желают, но просят послать туда хотя бы маленький отряд красноармейцев, чтобы установить порядок в Володарке и разрешить им организовать из своей среды самооборону. Я несколько раз говорил по этому вопросу с Уездным Военкомом, и он отрицательно смотрит на беженцев вообще, а на посылку туда отряда не соглашается в виду отсутствия войска. Здесь образовался Совет Обороны, которым является верховным органом в уезде. Представители беженской ячейки Володарки просили дать им возможность послать человека в Киев, чтобы попытаться чего-нибудь добиться в Губисполкоме. Подателю сего просил бы оказать содействие пред… Губисполкома по вопросу об организации власти в Володарке, если подотдел может это сделать. Как видно пока придется их кормить. Из 2000 Володарских беженцев, обратившихся к нам за помощью, мы удовлетворяем обедами только девятьсот человек, остальные в состоянии пока обойтись без нашей помощи. Выясняем их имущественное положение через посредство беженской ячейки. Возможно, что на днях удастся устроить на работу человек 400-500, по поводу чего я веду переговоры с Воензагом.

Касаясь Сквирских беженцев должен сказать, что мы их лишили всякой помощи, так как, судя по всему, по имеющимся в моем распоряжении сведениям не было никакого повода у их отъезда…"

А это уже целая погромная летопись:

"МАТЕРИАЛЫ О ПРОГРОМАХ, УЧИНЕННЫХ ПЕТЛЮРОВЩИНОЙ-ДЕНИКИНЩИНОЙ-ВРАНГЕЛЬЦАМИ ЗА 1919-20 гг. — 7/XII.1921 Г.

О погромах села Вербовцы.

До первого погрома числилось еврейского населения 560 душ, христианского 1600, после последнего погрома еврейского населения осталось 350 душ, а христиан теперь 1900. До первого погрома было 70 еврейских домов, 15 лавок и 2 молитвенных дома, Теперь осталось 50 полуразрушенных домов (20 проданных христианам), 5 лавок и 2 молитвенных дома полуразрушенных.

Экономическое положение евреев всегда было среднего состояния, все занимались почти исключительно торговлей. Политической группировки, как среди еврейского, так и христианского населения, не было все время. Политические перемены в центрах не влияли на взаимоотношения между евреями и христианами, которые всегда были холодные, мало общения имели между собой. Еврейское население всегда было крайне аполитично, не интересовалось украинским национальным движением, которое возникло в последнее время среди украинских учителей и кооператоров, преимущественно в партии С.Р. Страдания евреев мало трогали украинскую интеллигенцию.

Погромы совершались проходящими частями, без всяких лозунгов, только с целью грабежа, незаметно было никаких руководителей, а грабили все. Погромы происходили в следующем хронологическом порядке:

11, 18 и 23 июня 1919 года грабили петлюровцы. Особенно жестоко они расправлялись 23 и 24 июня, когда помимо поголовного ограбления было убито 2, тяжело ранено 4 и много изнасилованных.

Власти относились индифферентно, но никто из местного христианского населения непосредственного участия не принимал в погромах.

Еще больше пострадало еврейское население при отступлении деникинцев (врангелевцев) из Одесского района на пути в Галицию. В течение двух дней 3 и 4 февраля 1920 года они беспощадно грабили, уничтожали, убили семь человек, тяжело ранили десять. А число изнасилованных не подается определению. Скрывают позор свой… И тогда христианское население не принимало участия в погроме.

После небольшого перерыва не пощадили это маленькое местечко последние остатки петлюровской армии, бежавшие под напором красных из-под Могилева, в течение 15 июня 1920 года грабили, избивали, но убитых не было. Вся эта погромная волна не вызвала чувства сострадания и участия к своим соседям-евреям. Еврейской самообороны не было все время.

При сов. власти погромов не было, бандитов не замечалось. Еврейского похоронного братства нет, но главные печальные события не изгладились из памяти переживших эти несчастья. Имена убитых все знают.

Положение оставшихся на месте евреев очень печально, но еще хуже обстоит дело с воспитанием детей. Еврейской школы никогда не было в Вербовцах, но некоторое воспитание, хотя бы похожее на воспитание, получали в хедерах, а в последнее время и этого лишились. Дети буквально было предоставлены улице с ее развращающим влиянием.

При польской оккупации был там устроен бывший ЦК американского общества, но вскоре он был разграблен петлюровцами.

Горячее участие приняла в последствии вербовецкого общества уполномоченного Ушицкого уезда и после долгих хлопот удалось открыть школу для 65 детей, которые получают завтрак, обед, одежду и немного белья.

25 ноября 1921 г., г. Нижняя Ушица".

В ПОИСКАХ МЕЦЕНАТОВ

Кровь стынет в жилах, когда читаешь свидетельства о погромах.

Приведенные выше и другие документы должны стать основой для будущего музея погромов (пусть и виртуального, а там, кто знает, быть может удастся сделать его и реальным). Мы не должны забывать о тех евреях, которые стали жертвами погромщиков. Точно так же, как нельзя забывать о жертвах Холокоста.

Надеемся, что наши читатели и еврейские организации помогут Наде Липес и ее соратникам в осуществлении этого проекта. Будет замечательно, если найдутся меценаты, готовые оказать содействие в этом благородном деле.

Журнал "ИсраГео", который предлагает себя в качестве информационного спонсора этого проекта, в свою очередь готов создать специальную страницу, на которой будут названы имена всех жертвователей, внесших свой посильный вклад.

Никто не должен быть забыт.

pogrom162RG-31.057M.0014.00000017 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000018 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000020 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000021 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000022 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000023 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000024 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000052 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000053 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000065 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000084 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000093 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000103 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000104 (Medium)
pogrom162RG-31.057M.0014.00000120 (Medium)

http://www.isrageo.com/2016/08/03/pogrom162/                                                                   

И младенца не пожалели…

Наконец-то дома. Открытка с картины Моисея Маймона «Опять на родине» (1906)

История одного погрома

Владимир ПЛЕТИНСКИЙ  

Уже нет в живых тех, кто выжил после погромов времен Гражданской войны. А если кто-то еще жив — то их единицы.

Но они не исчезли бесследно.

Мне за долгие годы журналистской карьеры довелось пообщаться с людьми, пережившими этот кошмар. Например, с Ривой Соломоновной, вахтером одной ташкентской организации, которой в момент нашего знакомства было далеко за шестьдесят лет. Сотрудники называли ее "пираткой" и "дочерью капитана Флинта". И в самом деле, черная повязка на глазу, седые космы, трубка, которую она курила день-деньской, хриплый голос и матюки, которыми она одаривала малосимпатичных ей посетителей, навевали мысли о корсарах.

 

Я тогда был еще начинающим журналистом, но почувствовал, что у этой дамы есть История. И не ошибся.

— Знаете ли вы, молодой человьек, что есть погром? — спросила она меня.

— Конечно, я же еврейский молодой человек, а папа мой родился в Умани, — ответил я.

— В каком году он родился?

— В 1924-м.

— Ой, совсем еще мальчик, — махнула она рукой. — Что он может знать о погромах?

— Ему рассказывали родители, братья и сестры. А он уже рассказывал мне. Одна из его сестер родилась в 1919-м в момент погрома…

— Понятно, — кивнула "пиратка". — Мне тогда уже было девять лет, когда твоя тётья только народилась. Я знала несколько погромов на мою голову. Белые, красные, пэтлюрские, махновские, казаки какие-то, говорили, деникинские… Самые страшные у нас в местечке были казаки эти. Они убивали и насильничали всех наподряд. Изнасильничали мою маму и мою старшую сестру Берту, которой еще не было пятнадцати. Потом она родила мамзера и была проклята на всю жизнь, все брезговали жениться на ней. Будто она была виновата в этом. Но люди жестокие, молодой человьек, хотя и не такие жестокие, как погромщики. Мамзер Йося потом погиб на фронте, а Берту, которая так его не дождалась, убили фрицы в 41-м в Гомеле.

Это был самый страшный погром на моей памяти. Они ворвались к нам во двор, когда я стояла у забора с моей подругой Гутой. Вы когда-нибудь видели, молодой человьек, как летит голова человьека, который стоит возле тебя и разговаривает с тобой? Вот так было с Гутой. Только что она сказала мне — "погромщики" — и тут этот сволочь шашкой отрубает ей голову. Голова летит мимо меня, глаза распахнутые, кровь фонтаном, а Гута машет руками — будто пытается устоять на ногах. А потом падает. Сволочь размахнулся, хотел порубать голову и мне, я увернулась, но он попал мне в глаз и я упала. Да, вот в этот глаз, которого у меня с тех пор и нет.

Потом эти казаки ворвались в дом, выволокли всех. Папу моего сразу топором зарубили, что с мамой и Бертой было, я рассказала уже. Я лежу, одним глазом все вижу — представляете, сознание не потеряла от боли. А потом еще один сволочь притащил мою младшую сестренку Рахильку. Ей только полгодика было. Подкинул и поймал на саблю. А потом схватил за ноги и несколько раз ударил головой о стенку, мозги по сторонам разлетелись. Вот после этого я потеряла сознание.

После погрома уцелевшие евреи пришли собирать мертвых. И вдруг я очнулась. Никто не думал, что выживу. А я выжила. И вот живу. Даже замуж вышла. Тоже за инвалида, ему в другом погроме пэтлюрщики руку отрубили. Он мой двоюродный брат, его семья меня приютила. Троих детей, слава Богу, родили. Я здесь долго в бухгалтерии работала, молодой человьек, а ушла на пенсию, стала вахтером.

Рива Соломоновна уехала с приютившими родственниками в Ташкент еще во времена Голодомора. Так что Холокост ее не коснулся (если не считать сестры, которая, переехав подальше от пересудов в Гомель, почему-то не захотела воссоединяться с семьей). Но и погромов времен Гражданской войны ей более чем хватило…

Про Риву Соломоновну я написал очерк и принес в "Вечерку". Но материал был забракован. Причины объяснять не стали. Позднее понял — сотрудникам газеты не хотелось затрагивать еврейскую тему. Нет, не из антисемитских соображений — пожалуйста, про еврея-передовика производства писать можно было. Но о погромах или Холокосте — ни слова.

Позднее истории о погромах в Украине и Белоруссии мне приходилось слышать не раз. Читал я и воспоминания тех, кто присылал письма в редакцию в надежде хоть как-то сохранить имена погибших родственников — это было уже в Израиле. Кое-что удавалось отредактировать и опубликовать. Кое-что было написано так, что и редактура не помогала…   

http://www.isrageo.com/2016/08/02/imlad162/

Картина дня

наверх