На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. В 3-х частях

Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы

История корабля управления «Ангара» настолько полна небылиц и мифов, что до сих пор под вопросом даже само первоначальное имя будущей «Ангары» — «Aviso Hela» или просто «Hela». Поэтому, несмотря на все споры и разногласия, начнём с начала.

23 ноября (по другим данным, 21-го) 1937 года на гамбургской верфи «Штюлькен-Зон» был заложен корабль управления подводными силами Германии – плавбаза подводных лодок. И вот тут сразу начинается развенчание мифа о яхте Гитлера. Для Гитлера это судно никогда не предназначалось. Предыдущий штабной корабль, модернизированный ещё в 1923 году из тральщика, уже устарел и не отвечал поставленным задачам и современным реалиям, посему на стапелях Гамбурга и начал расти корпус нового корабля. Именно ему и будет суждено стать «Ангарой».

28 декабря 1938 года новый корабль был спущен на воду. Свежеиспечённый «управленец» имел следующие характеристики. Длина корпуса составила 99,6 м, ширина верхней палубы – 13,74 м, осадка – 3,8 м (до 4,05 м). Два дизеля (предположительно фирмы МАN) суммарной мощностью 4720 л.с. позволяли развивать скорость до 16 узлов, стоит уточнить, что на испытаниях корабль смог дать 21 узел хода. Дальность плавания при экономичном ходе около 15 узлов составляла 2000 миль.
"Hela" с построенным на баке экипажем. На корме заметен флаг ВМФ нацистской Германии

Экипаж, по одним данным, мог доходить до 259 матросов и офицеров, по другим – до 190 человек. И в том, и в другом случае такое количество экипажа объяснялось наличием большого объёма радиоаппаратуры ввиду задач, возлагаемых на корабль управления. Кроме этого, будущая «Ангара» была оснащена самым современным навигационным оборудованием, эхолотом, а также несла на своём борту вооружение – два 105-мм орудия в носу и корме, одно 37-мм орудие SKC/30 и два 20-мм орудия Flak 30. Также на корабле имелись 15 гостевых кают для офицеров штабов и даже опреснитель воды для нужд команды и гостей-подводников. Первоначально планировалось установить авиационную катапульту для самолётов-разведчиков Arado, но ещё до начала постройки от этой идеи отказались.

Так какое же имя нёс корабль управления на своём борту? Чрезвычайно часто во множестве источников, даже заслуживающих доверия, фигурирует имя «Aviso Hela», которое к тому же переводят как «Бегущая по волнам» или «Бегущая волна». Во-первых, я так и не смог найти язык, с которого имя «Aviso Hela» переводилось бы как «Бегущая» (куда бы то ни было). И, во-вторых, почему вдруг сумрачный тевтонский гений, для которого предел изящества — это прусская казарма и крупповская сталь, ударился в лирику Генриха Гейне?
Хорошо заметно вооружение "Hela"

Скорее всего, никакой «Aviso Hela» вообще не было. Точнее, корабль был, но именовался он аviso «Hela». В данном случае аviso (в переводе «уведомление») – это не столь популярный термин, обозначающий класс корабля. Авизо представляли собой небольшие достаточно быстроходные военные корабли, которые выполняли разведывательные функции и, естественно, исходя из перевода, служили своеобразными «посыльными», осуществляющими функции управления. Таким образом, построенную по индивидуальному проекту в одном экземпляре и отвечающую всем признакам класса «авизо» «Hela» часто относили к этому классу.

Менее чем через два года после монтажа всего необходимого современного оборудования в октябре 1940 года «Hela» была принята в состав Кригсмарине. Первым капитаном корабля был корветтенкапитен Пауль Шульц, позже его на этом посту сменил корветтенкапитен Освальд Нойман, прослуживший командиром этого судна вплоть до конца войны. Сам корабль в течении всего времени службы в Германии входил в состав подразделения, которым командовал контр-адмирал Леопольд Сименс.
Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 1

Естественно, служба в составе германского флота у корабля была насыщенная, но учитывая, что это была вотчина самого Дёница, об этом периоде жизни «штабного» известно крайне мало. Согласно различным легендам на борт «Hela» поднимались первые лица рейха – Адольф Гитлер, Герман Геринг, Мартин Борман, Генрих Гиммлер, Рудольф Гесс и т.д. Опять-таки по легенде сам Гитлер путешествовал на «Hela». Правда, путешествие было коротким, корабль в мае 1941-го года доставил его на борт «Бисмарка» и после истеричной речи Адика вернул фюрера на берег. Но скорее всего это лишь легенда, т.к. поверить, что корабль управления подводника Карла Дёница, «волчьи стаи» которого вели битву за Атлантику, зафрахтовали поработать прогулочной яхтой даже для столь высокопоставленного подонка, сложно.

В 1945 году слегка повреждённый после авианалёта «Hela» был захвачен союзниками в порту Эккенфёрда, что севернее Гамбурга. После разгрома Германии по решению Союзнической комиссии по разделу флота нацистов корабль «Hela» был передан Советскому Союзу и переведён из Киля в Свинемюнде. И опять-таки, и на этот случай в истории «Hela» есть своя легенда. При разделе кораблей плавучий «штаб» Дёница записали в эсминцы. Когда алчная демагогия союзников довела вице-адмирала Гордея Левченко до белого каления, он нарезал листков с названиями немецких кораблей и сгрёб их все в свою фуражку. В итоге, согласно жребию, нам достался корабль управления, его из фуражки «вытянул» Левченко.
"Hela" в "ослепляющем" камуфляже

Изначально корабль планировали включить в состав ЧФ. Для этого в Севастополе даже была сформирована перегонная команда, не понаслышке знакомая с немецкими судовыми механизмами и прочим. Когда команда прибыла на Балтику, то решение изменили и оставили уже бывшую «Hela» в Балтийске. Таким образом, 18 декабря 1945 года наши военморы официально приняли корабль, и он вошёл в состав Балтийского флота. А 20 января 1946 года на корабле был поднят Советский Военно-морской флаг. В марте командование утвердило штат: 14 офицеров, 48 старшин, 118 матросов. Всего – 180 человек экипажа. 15 апреля 1946 года «Hela» приказом Военно-морского министра была официально и навсегда переименована в «Ангару». Так началась советская жизнь бывшего штабного корабля Карла Дёница.

С 1946 по 1949 годы «Ангара» активно участвовала в походах и учениях Балтийского флота. Изящная «Ангара» с её утончёнными обводами корпуса даже совершила длительный переход с Балтики на Северный флот. Под флагом начальника военно-морских учебных заведений вице-адмирала Льва Владимирского отряд кораблей в составе «Ангары» и учебного корабля «Неман» вышел из Балтики, обогнул Скандинавию и зашёл в бухту Белушья, что на Новой Земле. «Ангара» в те годы совершила настоящий вояж по северу с заходом в Мурманск, Архангельск, Гремиху и Ваенгу, в котором участвовали курсанты Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе.

В 1949 году неожиданно корабль переводят на Чёрное море, а уже 9 июля того же года «Ангара» официально включена в состав Черноморского флота. 29 августа 1948 года капитан-лейтенанта Бернгальдта на своём посту сменил капитан 3 ранга Бровкин, он-то и занимался переходом «Ангары» с Балтики на Чёрное море, а точнее из Балтийска в Севастополь. Всего же за свою карьеру кораблём на Советском флоте командовали десять командиров.
"Ангара", уже в составе ВМФ СССР

Черноморская служба «Ангары» сделала уже и без того овеянный мифами корабль просто легендарным. Очень скоро черноморскую «Ангару» стали называть «королевской яхтой». Некоторые судачили, что служить здесь было просто привилегией и синекурой, что, естественно, было чистой воды мифом. Во-первых, так как корабль был штабным — это накладывало на экипаж особую ответственность. Во-вторых, почти сразу после перевода на Чёрное море на «Ангару», а точнее, на её команду, свалилась ещё и почётная обязанность работать представительским кораблём и неофициальным прогулочным судном высоких правительственных лиц. Думаю, не стоит объяснять, что от экипажа требовалось содержать «Ангару» в безупречном виде. В то время корабль уже давно лишился камуфляжа и более напоминал элегантным наклоном мачт в сторону кормы и изящным силуэтом белоснежного корпуса именно роскошную яхту.

Только за 1954-55 годы на борт «Ангары» поднялись министр иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, министр обороны Николай Александрович Булганин, министр обороны Китая Пэн Дэхуай, премьер-министр Бирмы У Ну и т.д. Уже от такого набора товарищей с характерным «визит-эффектом» у любого экипажа настроение поникнет. За всё время службы «Ангара» встречала на борту Горшкова и Василевского, Суслова и Ворошилова, Хрущёва и Микояна, Джавахарлала Неру и Индиру Ганди, Мухаммеда Захир Шаха и Урхо Кекконена и так далее.

Как я уже писал ранее, должность штабного корабля, а также его неофициальный статус «королевской яхты», т.е. представительского судна, ко многому обязывал и вписал немало легендарных и забавных страниц в историю «Ангары». Кстати, именно это и делало «Ангару» уникальным кораблём. Ведь ему и его команде приходилось сочетать военную службу и роль своеобразного статусного прогулочного судна для высоких персон. К примеру, в январе 1952 года командующий ЧФ вице-адмирал Сергей Горшков на «Ангаре» совершил поход с целью инспекции по маршруту Севастополь – Одесса — Севастополь. А спустя три месяца он повторил поход, но уже по маршруту Севастополь – Геленджик – Поти – Геленджик — Севастополь.

Питал непреодолимую симпатию к «Ангаре» во время решения политико-дипломатических задач и Анастас Иванович Микоян. В октябре 1955 года именно на борту «Ангары» он прошёл по маршруту Констанца – Ялта. Впрочем, и во время небольших «круизов» по Чёрному морю Микоян ревностно держался за этот корабль.


В 1959 году командующий ЧФ адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов совершил на «Ангаре» длительный поход по маршруту Севастополь – Туапсе – Сочи – Сухум – Поти – Батуми – Севастополь. Это не считая постоянного участия корабля во всевозможных учениях флота, во время которых он был не какой-то яхтой, а штабным кораблём управления.

Как же на практике выглядели «будни» военной службы «Ангары»? Так, 11 июня 1955-го года рано утром корабль снялся с якоря и вышел из порта Севастополя. В тот момент на борту находился заместитель начальника штаба флота контр-адмирал Казимир Андреевич Сталбо, именно он, когда «Ангара» стала на траверзе мыса Фиолент, довёл до офицерского состава поставленную командованием задачу – 12 июня обеспечить доставку из Алушты в Ялту… Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди.

Задача почётная, но уже привычная. Вот только вскоре поступил ещё один приказ — перед тем как доставить высокопоставленных индийцев в Ялту, зайти в Артек. В то время на берегу в районе Артека имелся лишь небольшой пирс, который даже в теории не был приспособлен принять не то что махину свыше 2000 тонн водоизмещением вроде «Ангары», но даже что-либо близкое к 100-тонному водоизмещению. Было принято единственно возможное решение. В Артек немедля выслали команду в составе опытного офицера, старшин и матросов, а также в пионерлагерь доставили несколько стальных балок, деревянных распор, кувалд, лопат и т.д. Постарался и начальник пионерского лагеря, доставив к береговой полосе песок, щебень и камни. Закипела работа, военморы без перерыва, как говорится, с помощью лома и какой-то матери, практически с нуля соорудили необходимое швартовое устройство.

В положенное время на горизонте Артека появилась «Ангара», на берегу выстроились пионерские отряды. В это же время, когда на палубу вышли высокие индийские гости, на самом видном месте на берегу возникла фигура мужчины в форме артековского вожатого, который начал с филигранной точностью «писать» примерно следующее: «Уважаемый товарищ Неру! Пионеры приглашают вас посетить лагерь «Артек». На самом деле это был сигнальщик старший матрос Машинин. В итоге корабль пришвартовался у свеженького пирса, выкатилась красная дорожка, а пионеры дружно хлопали. После этого «Ангара» доставила индийцев в Ялту, ни разу не уронив честь страны, правда, сейчас кажется вопросом спора – помогает ли подобное затратное для бюджета и наших соотечественников «гостеприимство» самой стране…

Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 2

В 1957 году корабль временно передали в распоряжение Морским частям погранвойск КГБ СССР. Однако даже это не сняло с него функции правительственного корабля, пускай и под флагом погранвойск, т.е. вотчина Комитета. Уже в 1958 году флаг флота вернулся на своё место.

Когда командующим Черноморским флотом был Виктор Сергеевич Сысоев (с 1968 по 1974 годы), все международные переговоры, если высоких гостей занесло недобрым ветром на берега Чёрного моря, проходили именно на борту «Ангары». Однажды, когда как обычно ничто не предвещало, у трапа появилась целая делегация и опять из Индии. Наверное, капитан подумал – «и что им на слонах не катается».

На этот раз делегация состояла из вездесущей Индиры Ганди (тогда ещё не главой Индии), целого чисто женского отряда индианок (для танцев что ли захватили?) и, главное, немногочисленной команды представителей флота Индии во главе с вице-адмиралом, в то время командующим индийскими военно-морскими силами. Видимо, всем было ясно, и индийским морякам тоже, что дамы в данный момент здесь просто балласт. Поэтому присутствующий на борту адмирал Сысоев приказал замполиту развлечь женщин, чтобы не мешали вести переговоры. Вроде бы задача не сложная, хоть и несколько неприятная – работать массовиком-затейником.

Виктор Сергеевич Сысоев

Отведя женщин на просторный бак «Ангары», замполит уже успел несколько покраснеть. Одетые «согласно случаю» в сари, некоторые молодые симпатичные особы, благодаря конструкции платья и морскому бризу, периодически заманчиво оголяли забавные для того времени подробности, предназначенные для танца живота. Верно, можно только гадать, но, вероятно, при каждом невольном взгляде на пупки индианок замполиту казалось, что он совершает акт идеологической измены вроде покупки западногерманского эротического журнала. Короче говоря, профессиональное красноречие замполита начало давать сбои. К счастью, черноморский ветер быстро заставил теплолюбивых индианок несколько посинеть, поэтому их отвели в ленинскую каюту, где отогреваясь, они сами разговорились. Замполит вздохнул спокойно.

Периодически «Ангара» служила и временным «гостевым домом». Однажды на корабль пожаловал участник Гражданской и Великой Отечественной войн вице-адмирал Илья Ильич Азаров, правда, в то время уже находящийся в отставке. Расположили заслуженного адмирала в главкомовской каюте, что-то вроде «люкса» или «президентского» номера. В один из дней Азаров позвал замполита и попросил его привести корабельного врача.

Илья Ильич Азаров

Врач мигом прибыл и обнаружил у адмирала распухший большой палец. Медику стало ясно, что Азарова надо вести в госпиталь и проводить операцию. Адмирал лишь усмехнулся и сказал, что ради пальца никуда ехать не станет, так что «режьте здесь». Спорить было бесполезно. Но количество потенциально седых волос у замполита и врача начало увеличиваться, когда адмирал стал настаивать провести операцию без анестезии, так как адмиралу завтра же было необходимо лететь в Москву. Врач вздохнул и начал раскладывать на белоснежной салфетке медицинские инструменты прямо в просторной главкомовской каюте. Ассистентом в операции стал… замполит.

Палец пришлось резать прямо до кости и чистить от нагноения. Несмотря на то, что замполит впервые увидел белеющую кость в полуметре от себя, как ассистент он оказался на высоте. Также и адмирал, невзирая на годы, не издал ни звука, спокойно перенеся операцию. На утро перед отъездом Азаров лично поблагодарил врача за спасённый палец и отбыл в Москву.

Андрей Антонович Гречко

Но верно, лучшей иллюстрацией службы «Ангары» является празднование Дня ВМФ, которое вылилось для команды в срочную работу, а для офицеров — в немалые нервы. В тот день КУ «Ангара» не участвовала в празднике, офицерам даже выдали пригласительные на парад и прочие мероприятия. Однако во время праздника к замполиту подошёл начштаба Черноморского флота адмирал Леонид Васильевич Мизин и приказал срочно передать командиру — готовить корабль к выходу из Севастополя во Фрунзенское (ныне Партенит) с… министром обороны маршалом Андреем Антоновичем Гречко на борту. Замполит мигом разыскал телефон, дабы не терять времени на дорогу, и доложил капитану 2 ранга Арзамасцеву, командующему тогда кораблём, приказ адмирала.

Несмотря на дикую срочность, экипаж корабль к выходу подготовил. И тут новый приказ – пришвартоваться к Графской пристани. Уже на подходе к пристани Арзамасцев заметил на берегу фигуру маршала, рядом стоял командующий ЧФ Сысоев и группа празднично одетых товарищей, которых уж никто увидеть не ожидал. После подачи трапа все «гости» оказались на палубе.

В воздухе начал носиться пугающих запах торжества. И без застолья, разумеется, обойтись не могло. Вот только необходимого количества провизии, особенно праздничной, на борту не было, ведь даже часть экипажа сошла в связи с праздником на берег. Но и из этого положения удалось вывернуться, позаимствовав продукты на соседнем корабле, который как раз к банкету готов был. В итоге стол накрыли, гости расселись, праздник начался…

"Ангара" в Севастополе в 1961 году

Как оказалось, в группе гостей был не только маршал Гречко, но и вице-адмирал Иван Семёнович Руднев, а также… Галина Леонидовна Брежнева, да ещё с супругом и ансамблем песни и пляски Черноморского флота до полного комплекта радости. И, конечно, после застолья склонная к праздности Галина Леонидовна, незаслуженно пользующаяся вполне заслуженной репутацией своего отца, решила потанцевать, пригласив… замполита! После танцев на импровизированную сцену вышли артисты. И тут конфуз… Артист поёт в микрофон во весь голос, а зрителям ничего не слышно.

Андрей Антонович, сразу насупившись, спросил, что за поломки такие? Офицеры объяснили маршалу, что «Ангара» всё-таки корабль управления и в данный момент несёт четыре включённых передатчика-киловаттника, из-за которых микрофон и не работает. «Выключите их!» — немедля сказал Гречко. Военморы сразу ответили, что права не имеют, т.к. произойдёт потеря связи. «Выключите!» — повторил министр обороны. Передатчики замолчали на полтора часа!

Когда корабль вернулся в Севастополь, капитана и зама немедля вызвали к командующему ЧФ адмиралу Сысоеву. Адмирал без затей гневно потребовал объяснений, почему КУ «Ангара», у которой на борту министр обороны СССР, на полтора часа потеряла связь с Генштабом. Когда Сысоеву всё растолковали по поводу приказа Гречко, адмирал сначала поверить не мог, но после смягчился и не вспоминал этот случай.

Несмотря на множество легенд и мифов, «Ангара» всё же оставалась кораблём управления. На её борт поднимались маршал СССР и министр ВС Союза Александр Василевский, адмирал Советского флота и заместитель Министра обороны СССР Сергей Горшков, маршал Климент Ворошилов, адмирал командующий ЧФ Владимир Касатонов и т.д. При этом сквозь всю жизнь этого корабля была протянута нить представительских функций.

В октябре 1962 года корабль посетили настоящие герои того времени, которые в славе своей могли затмить любую западную «звезду» или современную доморощенную «звездульку», — космонавты Андриян Николаев и Павел Попович. Совсем недавно, в августе того же года, Попович и Николаев совершили первый в мире пилотируемый полёт сразу на двух кораблях: «Восток-3» и «Восток-4».
Понятное дело, «Ангара» играла важную роль на Чёрном море. Но не всем известно, что часто корабль в самом деле в прямом смысле «играл роль». В фильме Владимира Басова «Семь криков в океане» (1986 год) «Ангара» играла на экране лайнер «Spes». Правда, стоит отметить, что не всегда изящная «Ангара» появлялась в кадре красотой обводов своего корпуса или тиковой палубой. Как образцово-показательный представительский корабль. Часто на экране появлялось только внутреннее убранство. Так или иначе, по различным данным, «Ангару» снимали в «Нейтральных водах» (1968 год), «Увольнении на берег» (1962 год), «Двух капитанах» (1976 год) и в прочих картинах.
Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 3
Вениамин Смехов на палубе "Ангары" ("Семь криков в океане")

В 1980-м году «Ангара» прошла докование и ремонт в Греции, предположительно в Эрмуполисе на острове Сирос. Быть может, это было обусловлено тем, что, кроме естественных ремонтных работ корпуса, оборудования и судовых механизмов, также позаботились и об интерьере. На корабле появились двухкомнатные и трёхкомнатные каюты с воистину исключительными удобствами для нашего флота. Правда, для команды ничего не изменилось – всё как и на остальных кораблях флота. Собственно говоря, и офицеры не пользовались особым шиком. Все «спецкаюты» предназначались для высоких гостей.
Так бы и служила представительская «Ангара». Возможно, даже стала бы музеем. Но грянул развал Советского Союза. Вчерашние «братья», а точнее, их элиты, несмотря на все дотации Москвы за весь советский период, оказались голоднее зимних волков. В этой азартной гонке не нашлось ни поклонников утончённых обводов представительской «Ангары», ни её определённого шарма 30-х годов 20-го века, поэтому видов на неё у «незалежников» не оказалось. Корабль остался в составе Черноморского флота.

Однако то ли из-за неимения средств, то ли ввиду лихости времени, «Ангара» осталась буквально прирастать к пристани. В море корабль уже не выходил. А в 1994 году на «Ангаре» вспыхнул пожар, оставивший множество вопросов. Но даже после этого инцидента, вплоть до 1996-го корабль числился в составе Черноморского флота. Даже командиры менялись: с 1986 по 1996-й год – капитан 1 ранга Внуков, с 96-го по 98-й – капитан 3 ранга Соболев, а последним командиром (увы, по факту «начальником» почти несамоходной баржи) с 98-го по 2001 год стал капитан 1 ранга Виктор Сергеевич Клименко.
Пожар на "Ангаре"

24 апреля 1996 года поступила директива штаба Черноморского флота, согласно которой корабль управления «Ангара» был расформирован. Отныне славный трофейный ветеран становился плавказармой с характерным переименованием в «Плавающую казарму ПКЗ-14».

Ломать — не строить. Поэтому уже к 1 сентября того же года с корабля демонтировали радиолокационное оборудование и прочие технические средства, которые собственно говоря и делали его кораблём управления. Воистину военный корабль, видевший первых лиц сверхдержавы СССР и лидеров других стран, творивших историю, стал казармой на воде. Правда, флаг «Ангаре» всё же оставили – 13 мая 97-го Андреевский крест взвился над палубой.

Вроде появилась маленькая надежда, что «Ангара» не встанет в длинную очередь «на иголки». Однако меньше чем через год на корабль по распоряжению начальства снова явились, и опять с «ломом». В итоге военные передали «ПКЗ-14» гражданскому экипажу, к тому же со значительным кадровым сокращением.
30 сентября 2001-го года экипаж корабля был полностью сокращён, а судно передано на коммерческую реализацию, т.е. уникальный корабль управления всё-таки решили «толкнуть» с молотка какому-нибудь «частнику». Более того, столь «мудрое» решение высокого начальства аргументировалось тем, что вырученные от продажи «Ангары» деньги будут освоены путём докования и ремонта крейсера «Михаил Кутузов», который в конце августа того же года уже был переведён из Севастополя в Новороссийск и включён в состав Новороссийской ВМБ.

Такая подробность выглядит весьма пикантно на фоне резко обострившегося у некоторых «инициативных групп» желания вернуть «Кутузова» в Севастополь. Ведь никакой информации о поступлении денежных средств на приведение крейсера в порядок нет. И тем более любопытны в этом свете потуги некоторых граждан обвинить Новороссийск в запущенном состоянии «Кутузова». Во-первых, где вы были, когда списали «Ангару» одновременно с переводом крейсера? Во-вторых, на данный момент «Кутузов» принадлежит Министерству обороны, и никого из гражданских лиц к нему на пушечный выстрел не подпустят. Даже согласовать киносъёмки на борту крейсера непростая задача.
Пример фотографии под объявлением о продаже "раритетов "Ангары"

Но вернёмся к судьбе «Ангары». Вскоре после всех коллизий с кораблём в сети появились предложения купить тот или иной «кусок» легендарного судна, так сказать, на память. Особой популярностью начали пользоваться клапаны с сохранившейся на них нацистской символикой.

В 2005-2006 годах в информационной сфере замелькали сообщения об иностранной инициативе выкупить корабль, т.к. корпус из крупповской стали оказался более чем в приличном состоянии. По одной из версий, «Ангару» собиралась выкупить немецкая компания, для которой этот корабль после ремонта стал бы визитной карточкой «истинно немецкого качества». Дело в том, что судостроительная компания «Штюлькен Зон» (H. C. Stülcken Sohn) хоть и прекратила своё существование в 1966 году, но по факту просто влилась в состав другой более крупной компании, Blohm+Voss. Последняя, кстати, также радостно сотрудничала с нацистами и пользовалась рабским трудом узников концлагерей, а буквально десять лет назад построила и продала Роману Абрамовичу шикарную яхту «Затмение».
Однако в мае 2006-го агентство «Интерфакс» сообщило, что Центральному КБ «Черноморец» в Севастополе итальянская компания Elleci Trasporti srl сделала заказ на создание проекта переоборудования корабля управления «Ангара» в представительское судно с неограниченным районом плавания. Главным условием итальянцев было сохранение первоначального облика судна. Также в сообщении «Интерфакса» были приведены слова главного конструктора ЦКБ Виктора Прозорова: по предварительным данным, на проектирование уйдёт около 30 месяцев.
"Ангара" в данный момент

Уж не знаю, как течёт время у конструкторов и насколько ветрены итальянские заказчики, но на момент 2018-го года корпус «Ангары» стоит в Южной бухте Севастополя. Корабль давно потерял свой белоснежный цвет, надстройки были окончательно срезаны, и лишь обводы корпуса напоминают о его «аристократическом» происхождении, несмотря на грязно-кирпичный вид. Быть может, надежда, что «Ангара» возродится, ещё есть? Но я не оптимист.

Картина дня

наверх