На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Антисемитизм без границ (История) (4 статьи)

Холокост молчания
Памятник в лесу на месте убийства тысячи евреев бывшего местечка Логойска, ныне - райцентра в 40 км от Минска, родине матери автора. Надпись свидетельствует, что здесь похоронены убитые безымянные "советские граждане"
Известный диссидент, отказник, узник Сиона, борец за права советских евреев, советский политзаключённый и израильский общественный деятель — о преследовании евреев в СССР
Иосиф БЕГУН

"Есть трагедии, перед безмерностью которых любое слово бессильно… Тем не менее молчание много говорит там, где все, что можно сказать, уже сказано. Если же сказано еще далеко не все или вообще ничего не сказано — тогда молчание становится сообщником неправды и несвободы".
Иван Дзюба, украинский писатель и диссидент, узник совести (из выступления в Бабьем Яре 29 сентября 1966 года)

В СССР никто публично не заявлял, что Холокоста не было. Это кажется поразительным в свете того, что отрицание Катастрофы было широко распространено в послевоенном мире, где оставалось немало сторонников разгромленного нацизма, исповедовавших антисемитские воззрения. А разве таких не было в СССР? Вопрос — риторический, ибо отрицания Катастрофы в СССР не было, поскольку и само понятие Катастрофы (Холокоста) отсутствовало. В "стране победившего социализма" не было монументов памяти жертв Катастрофы, о ней не писали в учебниках истории. Даже на братских могилах, где нашли свою мученическую смерть более двух миллионов евреев СССР, не было слова "евреи" — на мемориальных досках фигурировали безымянные "советские граждане".

Почему в Советском Союзе преднамеренно и систематически замалчивалась чудовищная трагедия еврейского народа? Отчего в СССР была предана забвению память 6000000 убитых в Катастрофе, значительная часть которых были советскими гражданами? Ведь, не говоря уже о важности сохранения памяти о Холокосте как уникальном событии истории, подобная политика была абсолютно безнравственна и несправедлива по отношению к евреям, части советского народа.
В СССР придавали большое значение сохранению памяти о войне. В честь памятных ее событий сооружались монументы, память о жертвах была важным элементом литературы и искусства. Незабвенный Марк Бернес пел: "Ну а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить…". Евреи "дружили" и даже очень активно, участвуя в созидательном труде, развивая советскую науку, культуру, экономику. Но помнить о своих погибших им не разрешалось.
Отношение советского власти к Холокосту была прямым следствием общей идеологии решения еврейского вопроса, которая была разработана Лениным и Сталиным еще в предреволюционные годы. В ее основе лежал постулат: евреи — не нация, а лишь отдельные, не связанные между собой сообщества, без общего языка, общей территории или экономики. Решение еврейского вопроса большевики видели в ассимиляции, чтобы евреи, как все, встали под общие интернациональные знамена пролетариата. В этом у большевиков возникли принципиальные расхождения с крупной рабочей партией Бунд (Еврейский союз), который настаивал на праве евреев иметь национально-культурную автономию как абсолютно необходимое условие для продолжения национального существования.
В споре победили большевики. Вчерашние союзники в революционной борьбе оказались "буржуазными националистами", бундовцев ждала печальная участь других еврейских партий, участников борьбы за свержение царизма и ликвидированных вскоре после революции по принципу "кто не с нами, тот против нас". Еврейское население в СССР лишили не только национально-культурной автономии, но и доступа к основам национальных знаний — еврейской истории, языка и других атрибутов национальной культуры.
Подобная политика духовного (культурного) геноцида необратимо вела к национальной деградации и ликвидации еврейской национальной общности. Судя по всему, что происходило с евреями в СССР, становилось очевидно: им предназначалась роль подопытного материала в задуманном идеологами Кремля эксперименте "слияния" множества народов СССР в некий "единый советский народ" — безликое множество русифицированных людей, лишенных самобытного национального развития.
Протест против этой политики тотального подавления фундаментальных национальных прав жестоко преследовался. Могу свидетельствовать: в мою бытность заключенным Гулага в 1970-1980 годах в политзоне в Перми большинство осужденных были "националисты", отбывавшие срок за протест против подавления национальных прав своих народов. Не будет ошибкой сказать, что именно подавление национальных свобод народов СССР — среди важнейших факторов, которые привели к развалу многонациональной советской империи.
С последними залпами Второй мировой войны Холокост стал страницей истории. Мировой — но, прежде всего, еврейской. Эта тема была запретной. Память о Катастрофе разделила общую участь еврейской культуры в СССР. С точки зрения властей, у них были на это свои "причины": знание истории своего народа, как ничто другое, порождает и укрепляет национальные чувства. Если говорить о Холокосте, то приобщение евреев к истории национальной трагедии такого масштаба может стать мощным стимулом чувства национальной солидарности.
У автора есть личный пример этого феномена. Приведу отрывок из моей книги воспоминаний: "…во время хрущевской оттепели начала 60-х на киноэкранах стали показывать зарубежные кинокартины. Немало фильмов было на военную тему. И в них иногда присутствовала еврейская тема. То там, то здесь по ходу сюжета возникали кадры со сценами еврейских гетто, депортации, массовых расстрелов… Это были документальные кадры немецкой кинохроники, а то и игровые сюжеты. Эти случайные эпизоды приковывали к себе мое внимание странным чувством сопричастности. Откуда оно? Что общего у меня, советского еврея, с этими польскими или голландскими евреями, несчастными жертвами фашизма? Но какой-то внутренний голос не давал отстраниться, настойчиво говорил мне: тебе повезло, ты "сумел" родиться в Москве, а не в Белоруссии и не на Украине, где погибло много твоих родных. И ты мог быть в этой толпе евреев в эшелоне смерти, на краю рва в Бабьем Яре, перед воротами газовой камеры в Освенциме…"
Так возникало осознанное понимание, что я принадлежу к народу с трагической судьбой, она — и моя судьба. Теперь это был уже не "пятый пункт" паспорта, а мой собственный выбор… Ведь по культуре, языку я — русский, читал русскую литературу, знал русскую историю. А что я знал еврейского? Ни языка, ни истории, ни литературы… Ничего! Во мне поселилось беспокойное чувство внутреннего раздвоения. Кто я на самом деле? Так начинался мой личный путь национального возрождения."
В оценке времени начала Холокоста имеются разные подходы: приход Гитлера к власти в 1933-м; начало Второй мировой войны — сентябрь 1939-го или нападение Германии на СССР в 1941-м. После прихода Гитлера к власти и до заключения германо-советского пакта 1939-го политика СССР носила антифашистский характер. Это относилось и к пропаганде: в прокате были антигитлеровские кинофильмы, выпускались книги на еврейскую тему. После погромов Хрустальной ночи в ноябре 1938-го в Москве был организован антифашистский митинг, где выступил С.Михоэлс.
Но уже меньше чем через год Гитлер и Сталин, вчера еще идейные враги, стали союзниками и партнерами в захвате сопредельных стран. Был подписан пакт Молотова-Риббентропа, и сразу же началась Вторая мировая война. Польша была поделена, Гитлер захватывал одну за другой страны Европы. На оккупированных территориях, прежде всего в Польше, начались жестокие преследования евреев, их обязали носить отличительные знаки, отбирали имущество, подвергали издевательствам, загоняли в гетто… И хотя еще не пришло время массовых убийств, именно дата начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года является наиболее адекватной оценкой начала Катастрофы. Тогда же в СССР были прекращены публикации о злодеяниях нацистов против евреев, так что начало запрета на память о Холокосте произошло одновременно с началом самой Катастрофы. С тех пор на протяжении полувека, вплоть до развала СССР, политика замалчивания продолжалась. Хотя в разные периоды у властей были тому те или иные конкретные "причины", все сводились к одной, общей, о которой уже говорилось выше: память об еврейской трагедии могла пробуждать у советских евреев чувства солидарности со своим народом, что в большой мере мешало цели советской идеологии — полной ассимиляции евреев.
Если обратиться к хронологии советской политики замалчивания Холокоста, то предпосылки этому были заметны уже в 1939-1941 годы — время советско-германского сближения. Об этом периоде уже шла речь выше, к упомянутому можно добавить и то, что в этот период (до нападения на СССР) нацисты проводили политику выселения евреев в целях создания "юденфрай" на территориях, которые оказались под их контролем. Как известно, страны, которые могли бы принять евреев, не желали этого делать, чем косвенно способствовали трагедии Холокоста. Среди них был и Советский Союз, который, оккупировав по соглашению с Гитлером восточную часть Польши, отказался принять на огромную, малозаселенную территорию сотни тысяч польских евреев-беженцев, которых нацисты предлагали переселить из своей зоны оккупации. Все оставшиеся стали мучениками Холокоста.
Такую же безучастность к судьбе потенциальных жертв нацистского изуверства Советская власть демонстрировала и в дальнейшем, включая и короткий период после начала войны. Еврейское население не информировали о необходимости бежать от наступавших немецких войск, ему не оказывалась необходимая помощь в экстренной эвакуации Это умалчивание об опасности верной гибели тогда, когда еще был шанс спастись, было продолжением запрета на информацию о начавшемся Холокосте, введенного после заключения пакта Молотова-Риббентропа. Из-за этой политики большая часть еврейского населения СССР пребывала в неведении о том, что их ждет после прихода немцев. Этот факт истории ставит большой знак вопроса на широковещательную советскую и постсоветскую пропаганду того, что Красная армия спасла евреев от уничтожения. Да, евреи были спасены на тех территорих, которые немцы не смогли оккупировать благодаря беспримерному героизму на фронтах и самоотверженному труду в тылу. В войне с нацизмом участвовали все народы СССР, включая евреев. Но эта война велась не за спасение евреев.
На сообщения о массовых убийствах евреев германской армией с первых же дней вторжения в СССР был наложен тотальный запрет. Власти опасались, что подобная информация может породить настроения: мол, советская власть заставляет народ воевать ради защиты евреев. С переломом военных действий на фронтах и началом освобождения оккупированных территорий от нацистов по мере продвижения Красной Армии на Запад Василий Гроссман и Илья Эренбург, которые работали военными журналистами и видели ужасы Холокоста своими глазами, начали готовить "Черную книгу" о "злодейском убийстве евреев". Книгу , уже ожидашую начала печати в типографии, запретили публиковать на основании постановления ЦК о том, что она содержит серьезные политические ошибки. "Черная книга" была издана в США, а затем в Израиле, но в СССР она была запрещена.
Победа над нацистской Германией спасла советских евреев от завершения "окончательного решения" — гитлеровского плана тотального уничтожения евреев. Но она не принесла тем, кто остался жить, освобождения от государственного и бытового антисемитизма, который значительно усилился вследствие нацистской пропаганды военного времени. В СССР произошла вспышка великодержавного шовинизма, в условиях которого Сталин начал реализовать свой план, рассчитанный на полную ликвидацию национальной еврейской общности, закрывая последние еще существовавшие в стране институты еврейской культуры. Был убит выдающийся актер и общественный деятель С.Михоэлс, арестованы и осуждены десятки культурных и национальных еврейских деятелей. По "делу Еврейского Антифашистского Комитета" была расстреляна большая группа ведущих еврейских писателей и общественых деятелей. В приговоре по "делу" ЕАК (1952 год) среди других "националистических преступлений" еврейских поэтов и писателей было и такое: "ярким примером смыкания руководителей ЕАК с еврейскими националистами является издание в 1946 г. так называемой "Черной книги", где… концентрируется внимание исключительно на жертвах, понесенных евреями и протаскивается мысль, что фашизм представлял угрозу якобы только для евреев, а не для всех народов мировой цивилизации".
В 1950-1959-х годах во время хрущевской "оттепели" несмотря на относительную либерализацию внутренней политики замалчивание Холокоста продолжалось. Это происходило в русле общего курса, который, став более умеренным после сталинских репрессий, сохранил главную тенденцию — насильственную ассимиляцию. Хрущев, выступая на историческом ХХ съезде КПСС в 1956 году, ни слова не сказал о "процессе ЕАК", об убийстве еврейских писателей, об откровенно антисемитской политике Сталина. Это прямо указывало: заметных перемен для евреев ждать не следует.
Тем не менее атмосфера общей либерализации периода "оттепели" способствовала тому, что начала проявлять себя самодеятельная активность в сфере еврейской культуры: возникли группы изучения иврита, начал распространятся самиздат по национальным темам, проводились еврейские собрания на частных квартирах. Власти прибегли к репрессиям, активистов еврейского национального возрождения судили под теми или иными предлогами — от антисоветизма до паразитизма. Но это не останавливало тех, кто был готов к борьбе за свои национальные права. Говоря о Холокосте, следует подчеркнуть: первыми, кто начали публично подавать голоса протеста против замалчивания памяти жертв Холокоста, были неевреи.
Русский поэт Евгений Евтушенко в 1961 году громко и выразительно сказал: "Над Бабьим Яром памятника нет….". Эта горькая правда была настолько неприемлема в безгласной коммунистической империи, что молодого поэта осыпали бранью со всех сторон: мол, "какой ты настоящий русский/когда забыл про свой народ". Но лед тронулся, на Бабий Яр, где вместо памятника жертвам Холокоста лежал камень с надписью об убитых здесь "мирных советских гражданах", стали собираться импровизированные митинги. На одном них, в 25-ю годовщину расстрелов (1966) выступил писатель Виктор Некрасов, который не побоялся сказать правду: "Да, здесь убивали не только евреев, но только евреев убивали за то, что они евреи". Один из первых арестов той эпохи был тоже связан с Бабьим Яром. 30-летний киевский инженер Борис Кочубиевский был арестован за высказывания с критикой политики государственного антисемитизма. Его слова о Бабьем Яре: "Здесь лежит часть еврейского народа" были интерпретированы обвинением как "сионистская буржуазная пропаганда".
В последние два десятилетия советской власти восстановление памяти о Холокосте становятся частью еврейского движения за национальные права. Раньше других проявили себя еврейские активисты в Прибалтике, которые начали убирать территорию в местах массовых убийств евреев. Журнал еврейского самиздата в Риге печатал статьи по истории Катастрофы, публиковал коллективные письма с требованием сохранения памяти о жертвах Холокоста. Важным элементом борьбы за восстановление памяти о Катастрофе стали коллективные посещения Бабьего Яра с попытками возложения венков в память жертв. Автор этих строк дважды участвовал в таких акциях, о чем написал в книге воспоминаний:
"В 1971 году — в тот год исполнилась 30-я годовщина массовых убийств евреев — я приехал в Киев, где присоединился к другим отказникам, чтобы участвовать в церемонии памяти погибших здесь евреев. Квартира одного из местных отказников стала местом общего сбора, где шла спешная работа — готовили большие траурные венки и черные ленты, на которых писали на русском и иврите: "Детям Бабьего Яра", "От евреев города Киева", "Вечная память мученикам фашизма"… Организаторы выдали всем нам кипы и черные нарукавные повязки.
Группой 30-40 человек мы направились в Бабий Яр, путь примерно два километра. Параллельно, по другой стороне улицы, шли гебисты — большой толпой, открыто, совершенно не стесняясь. Мы подошли к месту неподалеку от мемориального камня, где должны были возложить наши венки. Метрах в 50 от него мы надели кипы, повязали траурные повязки и колонной по двое, с траурными венками в руках начали движение в сторону камня. Но не успели мы сделать первые шаги, как гебисты приступили к своей работе — срывали с нас кипы, а с венков — траурные ленты с надписями в память жертв геноцида. Старание, с которым они все это проделывали, свидетельствовало, что они выполняют строгое указание — не пропустить! Так мы приблизились к мемориальному камню. Все, что было на нас и в наших руках, так или иначе связанное с памятью жертв геноцида, было сорвано, выброшено, растоптано… Потрясенные, стояли мы на пустыре… Но удостоились и воздаяния. Киевские евреи, которые по неписанной традиции поодиночке и группами приходили сюда для молчаливого поминовения жертв фашизма, с восхищением, хотя и безмолвно, смотрели на нас. Они опасались открыто выражать свои чувства, но были среди них и те, кто подходил к нам, приветствовал, сочувственно благодарил.
Второе мое посещение Бабьего Яра было спустя пять лет, в 35-ю годовщину трагедии. Тогда, в 1976-м, здесь уже стоял памятник, но власти вновь не позволили провести церемонию памяти жертв Холокоста. В тот раз нас "взяли", когда мы только вышли из дома, всю группу с траурным "еврейским венком", который мы привезли из Москвы. На автобусе нас доставили в милицейский пункт, там продержали весь день, пока у памятника проходил организованный властями официальный митинг в память жертв нацизма, где не было никакого упоминания о евреях. Уже когда наступила темнота нам было сказано, что теперь мы можем отправиться в Бабий Яр и возложить там венок и даже предложили подвезти… Была очевидна вся циничность поведения властей, и мы с возмущением отвергли эту "любезность" киевской милиции. "Еврейский венок" вернулся в Москву…"
Почему же в СССР, стране, где широко освещалась тема злодеяний нацистов, где память о погибших в войне была священной, евреям было отказано в праве знать и чтить память о 6 миллионах мучеников Катастрофы?
Ныне вопрос звучит почти риторически. Тема Холокоста была запретной на всех этапах режима, она считалась "антисоветской", "националистической", "сионистской" пропагандой, за нее сурово карали. На "процессе ЕАК" в 1952-м поэту Маркишу предъявляли как улику то, что в своих стихах он выражал скорбь о еврейских жертвах Гитлера. А в 1961-м, в правление Хрущева, молодой поэт Евтушенко прочувствованным стихотворением о Бабьем Яре вызвал гнев первого лица государства, который выступил с порицанием литератору, потерявшему политическую бдительность. Даже упоминать о Холокосте запрещалось, и так было до самого конца советской власти.
Замалчивание Холокоста, запрет на память о его жертвах проливает дополнительный свет на политику "национально-культурного геноцида" евреев в СССР. Целью этой политики была ликвидация самобытной еврейской национальной общности, включавшую и тех, кто пережил Катастрофу, и их потомков.
"Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели") http://www.isrageo.com/2017/10/12/begun224/
Пердаков и Патриола
Иллюстрация: фотобанк pixabay.com
Как я искал "казака руси", рубившего головы евреям и увековеченного за это в Иерусалиме
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ
Позвонил мне сегодня коллега из уважаемой израильской газеты, выходящей на иврите. Сослался на рекомендацию другого журналиста, уверяющего его, что я большой спец в области еврейских погромов и антисемитизма в бывших советских республиках, а потому он хочет задать мне несколько важных вопросов. Скромно потупив глаза (что мой визави, конечно, увидеть не мог), я признался, что немного темой владею и готов ответить в меру своих познаний.
— Расскажи мне, что ты знаешь про Саймона Патриолу, — последовала просьба. — Он действительно был такой страшный человек?
Я растерялся. Почему-то представил себе мексиканского бандита начала ХХ века, лютовавшего в Калифорнии. Согласитесь, сомбреро и кольт очень подходят к такой фамилии. А имя… Ну решил кто-то латиноамериканца называть англизированным именем — почему бы нет?
На всякий случай погуглил — но всезнающий поисковик не смог ответить на мой запрос.
Коллега тем временем, почувствовав, что я попал в ступор, решил помочь мне наводящей информацией.
— Ну это такой огромный казак руси, который рубил головы евреям большим мечом, и за это русим поставили ему памятник в Иерусалиме.
— Э-э-э… — протянул я. — Ты уверен, что его фамилия Патриола?
— Сто процентов! Прабабушка моей жены рассказывала ее бабушке, как Патриола ворвался в их дом и разрубил пополам ее прадедушку. Страшная сила была у него!
— А где жила прабабушка твоей жены?
— Как где? В России, конечно! Где еще были такие огромные казаки-антисемиты?
Я решил зайти с другого бока:
— А откуда ты взял про то, что этому Патриоле поставили памятник в Иерусалиме?
— Как откуда? Мне сказали, что об этом была статья у тебя в "ИсраГео". Вчера или позавчера. Даже с фотографией Патриолы.
Начинаю лихорадочно листать журнал. И, увидев публикацию об открытии памятника главе Директории Симону Петлюре в Виннице, наконец-то понял, о ком идет речь. Сомбреро было отброшено в сторону, кольт запрятан в тайник посреди пустыни Невада. Мексиканский бандит уступил место вполне респектабельному публицисту и политику.
Объяснил коллеге, что Петлюра совсем не русский, а очень даже украинский деятель, к тому же не казак. И головы евреям он не рубил, а просто не смог справиться с погромщиками, действовавшими под его знаменами — хотя летом 1919-го даже издал указ карать смертью за убийство евреев. Поведал про то, как в Париже его убил Самуил Шварцбард, мстивший за еврейские погромы. Посоветовал почитать Зеэва Жаботинского, который достаточно четко оценил эту персону. И что немаловажно — памятник ему открыли не в Иерусалиме, а в Иерусалимке — старинном еврейском районе Винницы. Что, памятуя о репутации Петлюры среди евреев, радовать их не может. Но для Украины он фигура знаковая — и каждый народ имеет право иметь своих героев.
Коллега крепко задумался. Потом по буквам записал фамилию Петлюры и пообещал почитать в Википедии подробности о нем. На прощанье сказал:
— Жалко, что он сам головы евреям не рубил. Такой хороший заголовок пропадает…
Какое название пропало, я уточнять не стал. Зная многословные заголовки израильской прессы, представляю себе нечто вроде: "В Иерусалиме поставили памятник русскому казаку, самолично обезглавившему тысячи евреев".
Этот разговор заставил вспомнить другие случаи контактов с журналистами-"ивритянами", исходящими из принципа "если факты не укладываются в концепцию, то тем хуже для фактов". Например, для одного ныне хорошо известного обозревателя я переводил статью об Анджее Кельчинском, который немало поведал про Ариэля Шарона. Поскольку многое не соответствовало задумке акулы пера, тот переврал практически все.
К счастью, мне доводилось общаться и с настоящими профессионалами, которые бережно относились к фактам и в доинтернетную эпоху перелопачивали груды справочной и прочей литературы. Но не о них речь.
Вы спросите, а что же за Пердаков назван в заголовке и какое отношение он имеет к "Патриоле"?
Эта история произошла в 2004 году. В утренних новостях по дороге в редакцию я услышал сообщение, что Владимир Путин поменял премьер-министра и назначил на это место Михаэля Пердакова. В моем мобильнике тогда интернета не было, а потому, добравшись до рабочего места, с нетерпением открыл на компьютере ленту новостей.
Речь шла о Михаиле Фрадкове. Которому, думаю, и в страшном сне не мог присниться такой вариант прочтения его фамилии. http://www.isrageo.com/2017/10/18/perdak/
Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ. Счастье разрешенного праздника
Большая хоральная синагога расположена в Санкт-Петербурге по адресу Лермонтовский проспект, дом № 2. Возведена в 1883—1893 годах по проекту архитекторов Л.И.Бахмана и И.И.Шапошникова при участии В.В. Стасова и Н.Л.Бенуа. Является центром духовной жизни евреев Санкт-Петербурга. Фото: Wikipedia / Alex 'Florstein' Fedorov
Радость и слезы ленинградских евреев, прикосновение к корням и сексоты с фотоаппаратами
Советская власть почему-то признавала только один еврейский праздник: Симхат Тора.
В этот день нам, питерским евреям, разрешалось собираться за оградой, у синагоги на Лермонтовской. Петь, орать, танцевать, спорить…
В этот день нам разрешалось не быть пионерами, комсомольцами и даже членами КПСС, а быть собой.
А за оградой бродили мрачные типы с фотоаппаратами и пугали нас, щелкая затворами камер. Но какими были те, незабываемые минуты счастья разрешенного праздника!
Помню как мой друг вдруг сел на асфальт и заплакал настоящими слезами. Оторопел, спросил:
"Ты чего это?"
"Дурак ты, Аркан, ничего не понимаешь", — отозвался он, поднимаясь.
Но я понял. Он ошибался. Просто захотел утешить плачущего в такой, единственно разрешенный свыше, весёлый день нашей еврейской жизни в СССР. http://www.isrageo.com/2017/10/12/scara225/
Отчужденное меньшинство
Еврейские ростовщики в средневековой Франции
Раннее Средневековье в еврейской истории: время гонений и надежд на лучшую жизнь
Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ
Первое тысячелетие новой эры – период, когда погибло еврейское государство и был разрушен Второй храм; мировое еврейское население значительно уменьшилось; был преобразован иудаизм, приняв современную форму; произошло множество еврейских переселений; евреи отошли от занятий сельским хозяйством и перешли к городским профессиям; финансовые вложения в образование детей и подростков, начиная с первого и второго веков н.э., сыграли ключевую роль в формировании истории еврейского этноса последующие столетия.
Уникальная особенность иудаизма заключается в том, что обучение Торе и ее массовое чтение являлось и продолжает оставаться одним из главных проявлений еврейства. Президент синедриона Шимон бен Шетах в 65 году до н.э. начал развивать систему традиционного еврейского образования, создав начальные школы для подростков в крупных городах и обязав родителей посылать в них детей. Начальное образование было вторично введено постановлением, которое сделало его всеобщим и обязательным для мальчиков шести-семи лет, при первосвященнике Иехошуа бен Гамле (64 год н.э.). В постановлении было сказано, что «учителя должны были быть назначены в каждом районе и каждом городе, а мальчики в возрасте шести или семи лет должны быть отправлены на учебу». На практике многие приступали к учебе в возрасте до 16-17 лет, если не смогли получить еврейское образование в детстве. Отцы должны были платить за образование сыновей и научить их профессии, а общины оплачивали обучение детей неимущих родителей.
Решение евреев вложить средства в образование сыновей было мотивировано главным образом религиозными соображениями. Основная цель состояла в том, чтобы научить детей мужского пола правильно молиться. Школы также преподавали основы математики, каллиграфию и арабский. Знание Торы, Мишны и Талмуда стало важным условием достижения успеха в жизни евреев. Иудейская религия требует, чтобы все соблюдающие ее евреи были знакомы со священными текстами.
Реформа образования произошла еще до разрушения Второго Храма и была принята в то время, когда большинство евреев, проживающих в Эрец-Исраэль и Вавилонии были заняты в сельском хозяйстве, их грамотность оставляла желать лучшего. Разрушение Храма и еврейские восстания только усилили тягу к образованию. В первом веке н. э. еврейский писатель Иосиф Флавий подчеркивал, что образование детей является основной заботой евреев.
Иудаизм стал уникальной религией по сравнению с другими, которые требовали обучения текстам святых книг только религиозных лидеров. Взаимосвязь между образованием и иудаизмом, а также растущее значение знаний среди евреев в первой половине первого тысячелетия н.э., до начала миграции в Европу и другие городские центры, стало важным преимуществом в дальнейшем. Иудаизм превратился в религию, исповедование которой было основано на грамотности и образовании, он стал рычагом еврейского экономического и интеллектуального прогресса, позволил евреям не только выжить в условиях галута (изгнания), но и обеспечил необходимые условия для дальнейшего развития.
После разрушения Храма в 70 г. н.э. иудаизм изменился: из веры, которая в основном касалась жертвоприношений и церемоний, совершаемых священниками в Храме, он превратился в религию, суть которой была сосредоточена на изучении Торы. Раввин Йоханан бен Закай во второй половине первого века н.э. после разрушения римлянами Храма, инициировал появление синагог вместо единственного Храма в Иерусалиме. Раввины, а не священники, стали лидерами общины, и молитва стала ядром поклонения, заменяющего жертвенный культ. В диаспоре руководство в еврейских общинах перешло к раввинам, синагоги стала центрами их деятельности.
Документы Каирской генизы (места хранения пришедших в негодность свитков Торы, священных текстов — Танаха, Талмуда, молитвенников и т. д., документов и их фрагментов) дают обширные доказательства полной реализации обязательного школьного образования на рубеже тысячелетий, когда каждый взрослый еврейский семьянин выбирал уровень образования для своих детей, их профессию и место проживания. Раннее обязательное начальное образование стало всеобщим для еврейских мальчиков в течение двух последующих тысячелетий. В других религиях вплоть до настоящего времени не было уделено такого внимания грамотности и образованию, и только в новейшее время в Европе законы сделали начальное образование всеобщим и обязательным.
Евреи раннего СредневековьяВ 315 году император Константин утвердил христианство официальной религией в Римской империи. Это дало новую интерпретацию древней форме единобожия, постепенно вылившуюся в отдельную религию, которая взяла очень многое из морали, установок и фундаментальных основ своей предшественницы. На Никейском соборе в 325 году церковь Римской империи запретила духовенству взимать проценты по кредитам — правило, которое было распространено на мирян в последующие столетия. Также в Коране с 650 года имел место запрет мусульманам взимать проценты по кредитам. Эти решения позволили евреям занять в последующем важные профессиональные позиции в торговле и кредитовании, что также стало возможным только благодаря их образованности.
В византийский период, в пятом и шестом веках, начало набирать обороты антиеврейское законодательство. Но Вавилон не принадлежал Римской империи, и поэтому иудаизм не сталкивался с таким же сильным нажимом. Во время мусульманского периода, когда евреи мигрировали в города, переходя на городские профессии, у них не было в этом никаких ограничений. Проживающие в Палестине евреи сохранили право владеть землей с 638 года н.э. не было запретов и на рабовладение вплоть до XI века, когда начались крестовые походы. Но в поздних римской и в византийской империях были введены ограничения на принадлежность евреям рабов, а также на два вида профессий — государственную службу и юриспруденцию.
Ключевым демографическим фактом в первом тысячелетии было резкое сокращение мирового еврейства примерно с 4,5 млн. человек в первом веке до 1-1,5 млн. человек в шестом в первую очередь за счет процесса снижения роста еврейского малообразованного населения и переходом в христианство. Это происходило преимущественно в первые два столетия н.э., когда христианство формировалось внутри иудаизма, и эти религии отличались не столь сильно, как это стало позже.
Толкование священных текстов служило основой не только для религиозной, но и для интеллектуальной и общественной деятельности. Евреи и христиане толковали одни и те же тексты. Центральным корпусом для них был еврейский ТАНАХ, перевод которого христиане стали называть Ветхим Заветом. В ту пору основным расхождением между евреями и христианами был вопрос о том, кто из них является избранным Богом народом, о котором так много говорится в святых текстах. Многие еврейские крестьяне из-за низкой грамотности и слабом представление об иудаизме (в силу проживания в деревнях вдали от центров еврейской жизни), скорее всего, обратились в христианство.
Восстания и разрушение Храма в 70 году н.э. также стали причинами гибели тысяч евреев, деревни была разорены, некоторые города разрушены. По некоторым оценкам, окончательная цифра жертв Иудейских войн составляла от 600 тысяч до 1,3 миллиона евреев.
В Римской империи ключевыми событиями было два восстания евреев — в 115 году император Траян боролся против иудеев, восставших в разных частях империи, в 135 году началось восстание Бар Кохбы в Эрец-Исраэль. В результате еврейское население в Палестине сократилось до полмиллиона, в Египте от приблизительно одного миллиона осталось лишь нескольких тысяч. Образованные евреи во втором и третьем столетиях н.э. мигрировали в Вавилон из Египта и Палестины, когда в этих странах ухудшалось экономическое положение. В третьем и четвертом веках основным экономическим и религиозным центром для евреев становится Вавилон.
Переход евреев из сельского хозяйства в ремесла, торговлю и ростовщичество тесно переплетается с историей двух империй: Римской и Парфянской, где в Вавилоне проживало очень большое еврейское население. В то время городские занятия евреев включали следующие профессии: торговцы, художники, актеры, поэты, певцы, мясники, портные, гончары, ткачи, кузнецы, ювелиры, мелкие лавочники, ремесленники (в дубильной, льняной, шелковой и красящей промышленности, производстве стеклянной посуды), ростовщики и торговцы. Документы Каирской генизы показывают, что евреи в Ираке, Персии, Египте и Магрибе занимались более чем 450 городскими профессиями. В Александрии, которая была центром торговли между Дальним Востоком и западным миром, еврейские торговцы были организованы в мощную гильдию, которая получила привилегии христианских императоров.
Еврейское население Европы к началу Средних веков было сосредоточено в основном на побережье Средиземного моря в Испании, Италии и Франции. С V века евреи успешно занимаются международной торговлей благодаря хорошему знанию конъюктуры товаров, многоязычию и добрым отношениям с населением других стран. Импорт шел с Востока, экспорт — на Восток. Кораблями завозились различные товары, такие, как благовония, изделия из стекла, специи, ювелирные изделия, рабы, шелк, мех, оружие. Эта торговля велась по суше и на воде вплоть до Индии и Китая. Международная торговля способствовала улучшению материального положения евреев.
Церковь не противодействовала торговле, но запретила еврейским землевладельцам использовать рабов-христиан. К концу VI века евреи частично переместились на север, на территорию современной Центральной Франции, а к концу VIII века добрались до Рейна. Арабская экспансия в VII веке вынудила вавилонских евреев мигрировать в Палестину, Северную Африку и Южную Европу. В IX и X веках угасание Багдадского халифата и возрождение городских центров в Европе увеличило поток евреев с Ближнего и Среднего Востока в Западную Европу. Кроме того, от IV до X веков евреи мигрировали из Италии и Южной Франции и создали первые общины на северо-востоке Франции и северо-западе Германии. Позже возникли еврейские торговые фактории на берегах Рейна, Майна, Дуная и Эльбы.
Описывая свои путешествия, Биньямин Тудельский писал, что в XII веке еврейское население в мире составляло около 1,2 миллиона. Более 70 процентов мирового еврейства в это время все еще жили в Месопотамии и Персии.
Средневековые евреи занимались наиболее квалифицированным высокооплачиваемым профессиям — торговлей и ростовщичеством, ремеслами и медициной. Они были вправе свободно выбирать любую профессию как в сельской местности, так и в городах. Высокие налоги в сельском хозяйстве и снижение урожайности сделали сельское хозяйство невыгодным к закату Римской империи.
Иудеи имели возможность свободно исповедовать свою религию. Они играли определенную роль в качестве врачей, торговцев предметами роскоши и консультантов-географов и были активны не только в качестве купцов, но и как сборщики налогов, ювелиры и врачеи.
К концу VIII века еврейское население в мусульманских регионах было почти полностью городским. В VIII — IX веках в Ираке и Персии происходил переход евреев из сельского хозяйства в ремесла, торговлю и денежное кредитование.
С 850 года небольшие группы еврейских мигрантов начали прибывать из мусульманского Ближнего Востока в христианскую Европу, где в качестве городских жителей специализировались на ремеслах, торговле. Среди них были также высокообразованные по тем временам ученые и врачи. Самым известным из первых еврейских поселенцев в Германии был Моше бен Калонимос из Лукки, чье имя обычно связывают с началом развития ашкеназской культуры в рейнских городах в течение X века. Эти общины были невелики. Так, община Лиона предположительно насчитывала несколько сот евреев. К концу Х столетия евреи стали занимать здесь ведущие позиции в денежном кредитовании.
Среди евреев были крупные землевладельцы, имевшие в услужении христиан. Византийский правитель Григорий Великий постановил, что принадлежащие евреям рабы-язычники, обратившись в христианство, остаются в еврейских поместьях в качестве колонов (сословие полузависимых крестьян), если не покинут это место в течение трех месяцев с момента крещения. Как следует из сетований папы Стефана IV, нарбоннские евреи продолжали владеть поместьями еще в конце VIII века. И там на них тоже работали христиане.
Еврейские общины были хорошо организованны. Так, община Палермо владела несколькими общественными зданиями, включая купальню для ритуальных омовений.
Раннее средневековье традиционно считается эпохой, благоприятной для евреев. В это время они обладали стабильным политическим и социальным статусом, который стал неуклонно понижаться уже значительно позже.
Многие документы раннего Средневековья показывают, что короли и местные правители были заинтересованы в привлечении еврейских ремесленников, торговцев, кредиторов и маклеров (торговых посредников). Поэтому они приглашали евреев селиться в своих городах и странах с учетом знаний, которыми те располагали. В IX веке рьяные церковники, настроенные против евреев, сталкивались с активным противодействием самих правителей. Евреи, которые переселились с Ближнего Востока в Европу с IX века, уже не были фермерами. До миграции в Европу они были городскими жителями, специализирующимися на квалифицированных профессиях. Ранние средневековые уставы указывают на то, что евреям было предоставлено право свободно перемещаться по странам проживания, торговать товарами по своему усмотрению. Также иудеи в ранней средневековой Европе получили право на приобретение и владение землей. Они могли покупать значительные участки в Италии, на юге Испании, в южной и центральной Франции и в Германии, владели полями, садами и виноградниками, а также имели право передавать и закладывались земельные наделы. Иудеи предпочитали нанимать арендаторов, дольщиков и наемных рабочих для труда на своих землях. Но для себя выбрали самые квалифицированные и прибыльные профессии — прежде всего, денежное кредитование, связанное с торговлей деньгами между кредиторами и заемщиками. Эти профессии требовали образования и навыков, несли больше риска, но обычно давали возможность получать высокие доходы. Тот факт, что выдающиеся еврейские ученые в течение Х и последующих веков посвятили много дискуссий и постановлений денежному кредитованию, свидетельствует: к тому времени французское и немецкое еврейство активно участвовало в этом бизнесе.
В Средние века евреи были отчужденным меньшинством. Ни в одном средневековом королевстве, кроме Пиренейского региона, евреи никогда не составляли более одного процента населения, ни в одном средневековом городе численность еврейской общины не превышала полутора тысяч человек. Тем не менее, несмотря на малочисленность, они внесли значительный вклад в формирование основных средневековых общественных структур и идеологических представлений.
В средневековой Европе, заселенной неграмотными людьми, евреи имели преимущество в записи и чтении контрактов, деловых писем и бухгалтерских книг, несмотря на различные местные языки. Они также имели арифметические навыки, которые позволили им рассчитать процентные ставки и обмены. Ученые в академиях Галилеи и Вавилонии наделили еврейский народ единым сводом законов (Талмудом), раввинскими судами и респонсами, способствующими исполнению контрактов, созданию коммуникационных сетей, а также иными возможностями в местах, где они проживали. Евреи накопили первоначальный капитал в то время, когда на мусульманском Ближнем Востоке городские жители занимались ремеслами и торговлей. Когда евреи мигрировали в Европу, они уже располагали средствами, чтобы стать ростовщиками.
Накопленное ими богатство передавалось от отцов к сыновьям, не рассеиваясть по мелким частях среди многих членов расширенной семьи, как это произошло в среде мусульман. Переход евреев от сельского хозяйства к ремеслам, торговле и финансам произошел ранее, в VIII веке в Месопотамии и по всему мусульманскому ммиру, а затем в Западной Европе, куда иудеи мигрировали. Евреи переезжали в города, где их деятельность сулила высокую доходность. Среди документов, найденных в генизе синагоги в старом Каире, отражающих жизнь многих еврейских общин Средиземноморья с IX века — тысячи контрактов (по продаже, брачнымм делам, займам, деловому партнерству), завещания, письма, судебные записи.
В IX веке еврейские торговцы из Южной Франции отправились на исламские земли, а затем в Индию и Китай. Евреи также участвовали в ростовщичестве и стали банкирами правителей. И если в первом веке н.э. почти все евреи были крестьянами, то десять веков спустя большинство иудеев стало городскими жителями с квалифицированными профессиями, тогда как остальная часть населения по-прежнему занималась преимущественно сельским хозяйством. Эти городские квалифицированные профессии оставались отличительной чертой евреев на протяжении всей истории.
В Х веке интеллектуальное развитие европейского еврейства получило новый импульс, когда рабейну Гершом бен Иуда (960-1028) основал ешиву в Майнце (Германия). Школа Гершома привлекала евреев со всей Европы. Он стал настолько известен своей гениальностью, что посмертно обрел прозвище «светоч изгнания». Изучение религиозных основ увеличилось, немецкие ешивы в Майнце и Вормсе затмили религиозных лидеров Персии, ранее бывшими центром еврейского интеллектуализма.
Во второй половине первого тысячелетия евреи пережили годы процветания, но затем, ближе к XI веку, пострадали из-за растущей враждебности христианского духовенства и церковных ограничений в повседневной жизни. Все чаще со стороны христиан слышались угрозы в адрес евреев, их безжалостно дискриминировали, облагали налогами и изгоняли. Повсеместно распространяются обвинения в распятии Иисуса и в кознях против христианского мира. Такие взгляды распространялись от низших слоев общества до высших. Монархи под давлением духовенства начинают изгонять евреев из своих государств.
Статистические данные свидетельствуют, что и ныне мировое еврейство представлено преимущественно городскими квалифицированными профессиями, особенно в сфере торговли, банковском деле, финансах, праве и медицине. Корни успеха евреев в области финансов, а также в высокотехнологичных отраслях промышленности, в науке и медицине, в университетских профессиях и непропорционально большое число Нобелевских лауреатов могут быть прослежены в нацеленности на образование, произошедшем много веков назад…
"Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели") http://www.isrageo.com/2017/10/21/ranneesr/

Картина дня

наверх