На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Славянский удар. Как чехи, вдохновлённые русскими, перестраивали Европу. «Несправедливый богач есть вор». Как Ян Гус бросил вызов системе (2 статьи)

Славянский удар. Как чехи, вдохновлённые русскими, перестраивали Европу

Движение гуситов ужаснуло современников и заставило считаться с силой славянского оружия весь мир. Они стояли за справедливость, военному делу учились на полях Столетней войны, а правду и Бога искали на Руси.

Приготовления к казни Яна Гуса.
Приготовления к казни Яна Гуса. © / Commons.wikimedia.org

6 июля 1415 г. в немецком городе Констанц состоялась публичная казнь. Человеку разодрали кожу на голове. Надели бумажную корону с нарисованными бесами и надписью «Главарь еретиков». Привязали к столбу, обложили вязанками хвороста и поднесли огня. Когда костёр прогорел, стали искать голову, чтобы развалить её палками в труху. Обнаружив не полностью сгоревшее сердце, насадили его на вертел и дожгли. Точно так же обошлись и с одеждой: «Не то славянские недоноски сочтут это святыней и затеют ей поклоняться». Из тех же соображений место казни чисто замели и выбросили в Рейн даже мельчайшие останки. Казнённого звали Ян Гус.

Столетия спустя, в 1849 г., Фридрих Энгельсопубликует в газете Neue Rheinische Zeitung статью с красноречивым финалом: «Всеобщая война, которая тогда вспыхнет, рассеет этот славянский зондербунд (союз) и сотрёт с лица земли даже имя этих упрямых наций».

Несмотря на общий оскорбительный тон, Энгельсу нельзя отказать в наблюдательности и прозорливости. Упрямство и стойкость – действительно самые характерные черты славян. Так было всегда.

В том числе и тогда, когда пепел сожжённого Яна Гуса рассеялся в водах Рейна. Те, кто отдавал приказ его уничтожить, действовали в полном соответствии с принципами пророка Захарии: «Поражу пастыря, и рассеются овцы его». В теории они были правы – обезглавленное движение неминуемо должно сойти на нет. Возможно, с кем другим так бы и вышло. Но в данном случае теоретики имели дело со славянами. И всё получилось наоборот. С казнью лидера, Яна Гуса, движение только начало разворачиваться по-настоящему.

Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге, возведен в 1915 году по проекту Ладислава Шалоуна.

Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге, возведен в 1915 году по проекту Ладислава Шалоуна. Фото: Commons.wikimedia.org

Родная речь

Но каковы были цели и смысл этого движения? Чего, собственно, хотел магистр свободных искусств, а впоследствии и ректор Пражского университета Ян Гус?

Как ни странно, ситуацию лучше всего иллюстрируют как раз разборки внутри этого учебного заведения. Его создали в 1348 году, и очень скоро Пражский университет стал одним из крупнейших центров просвещения Европы. Чехи с присущей им справедливостью, решили устроить управление им по-честному. Коль скоро студенты распределялись по землячествам – чешскому, польскому, саксонскому и баварскому – то и в руководящие органы избиралось равное количество человек от каждой «нации». Но внезапно выяснилось, что саксонцам и баварцам их общенемецкие интересы ближе, чем академическое равенство. Уже через полвека немцы захватили управление в свои руки и стали полновластными хозяевами университета, почти полностью вытеснив его создателей.

Возможно, это мелочь. Но очень характерная. Потому что ровно то же самое происходило и со страной в целом. Так, к началу активной деятельности Яна Гуса в городском совете Праги было 18 человек. 16 немцев и только 2 чеха.

Картина Вацлава Брожика: «Ян Гус на Соборе в Констанце» (1883).

Картина Вацлава Брожика: «Ян Гус на Соборе в Констанце» (1883). Фото: Commons.wikimedia.org

Конечно, для простых людей эти материи были слишком сложными и не всегда понятными. Но и у них были свои претензии.

И довольно серьёзные. Во-первых, как и у всех католиков, простых людей там причащали только «телом Христовым» –хлебом. «Полный пакет» причастия – «тело и кровь Господа», то есть хлеб и вино – полагался лишь церковным служителям. Это наводило на мысли о том, что кому-то выгодно делить людей на первый и второй сорт.

Во-вторых, у чехов попросту вознамерились отнять их язык. И на этом поприще весьма преуспели – литургия на славянском была запрещена ещё в 1096 г. Да и на славянскую проповедь смотрели косо.

Ян Гус свёл все подозрения и претензии в стройную программу. Его требования были просты и понятны всем. Мирянам – полноценное причастие. Простым людям – проповедь и богослужение на родном языке. Ну и, наконец, Чехию – чехам.

Результаты впечатляли. Уже в 1409 г. немцы под его нажимом покинули Пражский университет. Очень скоро и совет Праги стал преимущественно чешским – из 18 голосов немцам оставили только 2. Ну, а что касается проповеди и богослужения на родном языке, то это моментально сделало Гуса по-настоящему народным вождём. Терпеть такое просвещённая Европа не могла. Ян Гус был уничтожен физически.

Дудки поют у меня в голове

Карать «славянское зло» принялись всем миром. Было снаряжено целых пять крестовых походов против чешских «еретиков». Судьба их участников была крайне болезненной и впечатляюще позорной. Как говорится, «живые позавидовали мёртвым».

Можно даже назвать имя этой судьбы. Ян Жижка. Он возглавил движение, будучи уже шестидесятилетним, что для тех времён – почти древняя старость. Но старость в его случае – не просто количество лет. В 1410 г. он уже бил немцев в Грюнвальдской битве, где потерял глаз. В 1415 г. на стороне французов участвовал в битве при Азенкуре. Французы тогда потерпели сокрушительное поражение от англичан. Но урок из него, как скоро выяснилось, извлёк только Ян Жижка.

Римский папа Пий II, вдохновлявший антиславянские крестовые походы, писал: «Военные построения еретиков носят колдовской характер. Они наступают, образуя своим строем различные буквы, имеющие магическое значение».

Памятник Яну Жижке. Чехия, Южная Богемия.

Памятник Яну Жижке. Чехия, Южная Богемия. Фото: www.globallookpress.com

На самом деле никакого колдовства не было. Ян Жижка всего лишь пересмотрел роль пехоты, да довёл до совершенства боевые повозки.

На каждые 20 человек полагалась такая повозка, прикрытая щитами. 6 арбалетчиков. 4 воина, вооружённых боевыми цепами. 4 воина с алебардами. 2 воина с ручным огнестрелом. Пушка и артиллерийский расчёт к ней.

Когда они выстраивались в круг и упирались, атаковать их могли только самоубийцы. Стоявший под стрелами английских лучников Ян Жижка понял, что такое плотность огня. Но только стрелы его уже не устраивали. Тогда артиллерия считалась сильной, если на 1000 солдат приходилась 1 пушка, делавшая от 3 до 5 выстрелов в день. Боевые повозки Яна Жижки, снабжённые пушками и ручным огнестрелом, обеспечивали ураганный, невиданный в те времена огонь. А ведь эти повозки могли не только обороняться, но и наступать колоннами…

Неудивительно, что несколько раз столкнувшись с гуситами в прямом бою, немцы больше такой радости не желали. В 1427 г. армия Бранденбургского курфюрста Фридриха I бежала, едва завидев строй гуситов. Спустя 4 года общегерманскому ополчению понадобилась только весть, что гуситы вот-вот появятся. Ополчение просто перестало быть – люди бежали в панике, бросая оружие.

Впечатление он славянских военных инноваций было столь велико, что утвердилось во всех языках мира. Свой ручной огнестрел гуситы называли ласково – пастушья дудка. По-чешски – пиштала. Или пиштулка. На Руси это название переиначили – появилась пищаль. На западе – тоже, но по-своему. Пистоль, а впоследствии и пистолет.

Ян Жижка. «Грюнвальдская битва» (фрагмент). Ян Матейко. 1878 год.

Ян Жижка. «Грюнвальдская битва» (фрагмент). Ян Матейко. 1878 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Русский след

В этом славянском празднике жизни все заинтересованные могут найти что-то своё. Есть такая возможность и у России. И, надо сказать, что русское влияние может в этой истории претендовать чуть ли не на главенствующую роль. Уж на заметную – точно.

Когда говорят о Яне Гусе, часто забывают его соратника и близкого друга, Иеронима Пражского, который сделал для движения не меньше. А то и больше. Вот отзывы современников: «Народ шёл за Гусом, а молодёжь и студенты за Иеронимом». Тот же папа Пий II, отдавая должное своим противникам, отмечал: «Гус превосходил Иеронима летами и степенностью, но не учёностью и красноречием».

Этот чех учился в Оксфорде. Продолжал обучение в Париже и Гейдельберге. Выигрывал религиозные диспуты в Германии, Англии и Франции. Его сожгли, как и Гуса. Там же и точно так же, но годом позже.

Сожжение Иеронима Пражского, Книга мучеников Джона Фокса (1563).

Сожжение Иеронима Пражского, Книга мучеников Джона Фокса (1563). Фото: Commons.wikimedia.org

А одним из самых тяжких пунктов обвинения было следующее: «Пребывая в русских городах Витебске и Пскове, он поклонялся явно и публично превратным образам и мощам русских еретиков, а по возвращении отказался брить тонзуру, и отрастил волосы и бороду, как то делают русские попы, и проповедовал их еретические догматы».

Грубо говоря, можно утверждать следующее. В Англию и Францию Иероним ездил за учёностью и философией. На Русь же – за духовностью и правдой. Потому что именно на Руси он сумел найти то, что проповедовал потом на родине. У нас и богослужение велось на славянском языке, и причащали всех одинаково.

То, что русское православие стало, если говорить пафосно, путеводной звездой гуситов, подтверждает любопытный факт. Последователи Иеронима снарядили посольство в Константинополь. С просьбой дать Чехии православного епископа. И Константинополь ответил согласием. Правда, на дворе стоял 1452 год. На следующий год Константинополь падёт под турецким ударом. Многообещающий проект православной Европы закроется.

К тому времени движение гуситов в силу внутренних противоречий тоже перестанет быть. Сначала – ссоры лидеров, потом – гражданская война, и закономерный итог, выраженный в пословице: «Победить чехов могут только чехи». Глядя на то, во что превратился славянский мир сейчас, пословицу можно расширить: «Главные враги славян – сами славяне».

http://www.aif.ru/society/history/slavyanskiy_udar_kak_chehi...

«Несправедливый богач есть вор». Как Ян Гус бросил вызов системе

6 июля 1415 года по приговору церковного собора был сожжён на костре богослов Ян Гус.

Карл Фридрих Лессинг. «Иоганн Гус в Совете Констанце».
Карл Фридрих Лессинг. «Иоганн Гус в Совете Констанце». © / Commons.wikimedia.org

6 июля 1415 года на главной площади немецкого города Констанц сжигали очередного еретика. По легенде, у самого костра появилась благообразная старушка с вязанкой хвороста, спешившая внести свою лепту в расправу над вероотступником.

— О, святая простота! — воскликнул приговорённый, наблюдая за женщиной. Он умирал с улыбкой на устах и с уверенностью в правоте своего дела.

Эпоха морального разложения

К началу XV века христианство прошло огромный путь от небольших групп, гонимых властью, до абсолютного доминирования в Европе. Церковь контролировала не только духовную жизнь людей, она также определяла общественные нормы, активно влияла на развитие экономических отношений, претендовала на светскую власть.

Все эти процессы пагубным образом сказались на служителях церкви. Святые отцы далеко уходили от библейских норм, погрязая в политических интригах, алкоголизме и разврате. Церковь готова была признать богоугодным делом всё, что приносило ей доход.

Ян Гус. Портрет неизвестного художника XVI века

Ян Гус. Портрет неизвестного художника XVI века. Фото: Commons.wikimedia.org

Такое положение вещей вызывало возмущение у различных слоёв общества, начиная от простых крестьян и заканчивая рыцарями и особами королевской крови. Немало противников «генерального курса» церкви было и среди священнослужителей.

Одним из тех, кто решился выступить против существующего порядка вещей, оказался выпускник Пражского университета, впоследствии ставший его преподавателем, богослов Ян Гус.

Популярный богослов

Ян Гус родился в 1369 году в местечке Гусинец, в Южной Чехии, в бедной крестьянской семье. Исключительно благодаря своему упорству и умению переносить лишения, порой голодая, он сумел получить образование. В юности Ян Гус не был аскетом, и в студенческие годы немало времени проводил на дружеских пирушках с участием молоденьких красавиц.

Но эти забавы молодёжи не шли ни в какое сравнение с тем распутным образом жизни, который вели высокопоставленные служители церкви. Разрыв между христианскими постулатами и реальностью потряс Гуса.

Закончив в 1401 году университет, он начал читать проповеди в костёле св. Михаила, а годом позже был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги.

Основой для собственной доктрины Яна Гуса стали работы английского богослова Джона Уиклифа, профессора Оксфорда, который жёстко критиковал духовенство за алчность, корыстолюбие и борьбу за светскую власть.

Яркие проповеди Яна Гуса очень быстро обретают широкую популярность. Этому способствует и то, что Гус, вопреки существовавшим канонам, читает проповеди на чешском языке.

«Каждый христианин должен искать правду»

Новый проповедник затрагивает не только церковную жизнь, он критикует власть предержащих, феодалов, богачей.

Не отделяя себя от церкви, он тем не менее подвергает сомнению сложившиеся в ней порядки.

Проповеди Яна Гуса

Проповеди Яна Гуса. Фото: Commons.wikimedia.org

Тезисы, выдвинутые Яном Гусом, покушались на устои церковного могущества:

«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».

«Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

«Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности».

«Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».

«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».

«Не „хлеб мой насущный“, а „хлеб наш насущный“ говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».

Некоторые высказывания Яна Гуса способны вселить ужас и в олигархов XXI века, что уж говорить о власть предержащих XV века.

Человек, пробудивший нацию

Разумеется, очень скоро святые отцы почувствовали угрозу своему благополучию и попытались заставить дерзкого проповедника замолчать.

В 1409 году архиепископ Пражский на основании папской буллы наложил запрет на проповедническую деятельность Яна Гуса, ему грозили допросами и церковным судом.

Однако на стороне Гуса выступили простые граждане, а также влиятельные вельможи и даже сам король Чехии Вацлав IV. Арестовать популярного проповедника оказалось невозможно.

Тогда в 1411 году архиепископ Пражский прямо обвинил Гуса в ереси. Но и Вацлав IV оказался не робкого десятка — обвинения в адрес Гуса он назвал «клеветой» и повелел арестовывать священников, эту клевету распространяющих, забирая их собственность в пользу казны.

Йозеф Матхаузер. Ян Гус в темнице

Йозеф Матхаузер. «Ян Гус в темнице». Фото: Commons.wikimedia.org

Ян Гус занимался не только проповедями. Он провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.

Проповеди Гуса, читаемые на чешском языке, пришлись по времени на период роста национального самосознания чехов, выступавших не только против засилья корыстолюбивых священников, но и против владычества немцев.

Ян Гус, сам того не желая, стал лидером набирающего обороты национального движения.

Папа Иоанн XXIII. Во время собора в Констанце и суда над Яном Гусом

Папа Иоанн XXIII. Во время собора в Констанце и суда над Яном Гусом. Фото: Commons.wikimedia.org

Лживое слово императора

Очень скоро Папа Римский Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт — то есть запрет на проведение всех церковных действий. В случае, если бы Гус продолжил проповеди, интердикт был бы распространён на всю Прагу. Не желая подвергать город такому испытанию, Гус уехал в Южную Чехию, где продолжил проповедовать и работать над переводом церковных текстов на чешский язык.

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, главной целью которого была поставлена задача преодолеть раскол в западном христианстве. К тому времени сложилась ситуация, когда одновременно действовали три Папы Римских. В рамках упорядочения ситуации внутри церкви Гусу предлагалось также отстоять свои взгляды в богословском диспуте.

В качестве гарантий безопасности проповеднику была представлена охранная грамота императора Священной Римской империи Сигизмунда.

Однако это была самая настоящая ловушка. По прибытии в Констанц Гус был обвинён в ереси, организации изгнания немцев из Пражского университета и других преступлениях. На одном из заседаний проповедник был арестован по приказу Папы Римского Иоанна XXIII. На протесты сторонников Яна Гуса папа цинично заявил, что лично он никаких обещаний не давал. Что же касается Сигизмунда, то он и вовсе отмежевался от своих гарантий, предоставив решать дело служителям церкви.

Вацлав Брожик: Ян Гус на Соборе в Констанце (1883)

Вацлав Брожик: «Ян Гус на Соборе в Констанце» (1883). Фото: Commons.wikimedia.org

Смерть за идею

Для Иоанна XXIII Констанцский собор закончился низложением и бегством, однако это не могло спасти Яна Гуса. Не спасли его и возмущённые обращения чешского дворянства, требовавшего от императора Сигизмунда быть верным своему слову.

Обвинённому в ереси проповеднику был вынесен смертный приговор. И император, и архиепископы, осудившие Гуса, понимали, что его смерть может иметь тяжёлые последствия, поэтому пытались склонить богослова к «отречению от ереси».

— Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил, — отвечал Гус.

1 июля 1415 года проповедник в письменной форме окончательно отверг предложения об отречении. 6 июля 1415 года при большом скоплении народа Ян Гус был сожжён на костре. Прах «еретика» развеяли над Рейном.

Приготовления к казни Яна Гуса

Приготовления к казни Яна Гуса. Фото: Commons.wikimedia.org

Гибель Яна Гуса вызвала волну гнева в Чехии. И простой народ, и элита фактически отказались подчиняться Риму и императору Священной Римской империи. Угрожающие письма Сигизмунда только подливали масла в огонь. Крестьяне стали объединяться в вооружённые формирования, готовые дать отпор карателям.

Картина Владислава Муттиха Ян Гус на костре в Констанце, 1415

Картина Владислава Муттиха «Ян Гус на костре в Констанце», 1415. Фото: Commons.wikimedia.org

Гусистские войны

В 1420 году Папа Римский объявил крестовый поход против «еретиков-гуситов». Так началась череда конфликтов, растянувшаяся на 15 лет и получившая название «Гуситские войны».

Объединённые силы народных формирований и дворянства нанесли целую серию поражений сторонникам католиков. При этом среди самих гуситов существовало разделение на радикалов-таборитов и умеренных-чашников, которое в конечном итоге и привело к поражению в войне.

Пять крестовых походов против гуситов завершились победой «еретиков». Однако человеческие жертвы и огромные экономические потери заставили чашников искать компромисса с католиками. В число чашников в основном входили состоятельные дворяне, высшие слои общества.

В 1433 году были заключены так называемые Пражские компактаты, которые определяли условия мира между католиками и чашниками.

Табориты объявили чашников предателями и продолжили борьбу. Но 30 мая 1434 года в битве у Липан объединённые силы католиков и чашников разгромили таборитов, положив конец их движению.

За Гусом пришёл Лютер

15-летний период опустошительных войн в Центральной Европе не позволил ни одной из сторон одержать полную победу. Католики не смогли окончательно уничтожить «гуситскую ересь», чашники остались под властью Папы Римского и императора Священной Римской империи.

Однако для чешского народа Ян Гус, безусловно, стал национальным героем, человеком, почитаемым и спустя шесть столетий после своей гибели.

Римскую церковь эта история ничему не научила. В ней всё так же процветали разврат, погоня за наживой, борьба за власть.

Всё это привело к тому, что через 2 года после смерти Яна Гуса немецкий богослов Мартин Лютер вывесит на двери Замковой церкви в Виттенберге свои «95 тезисов», которые положат начало протестантизму и церковной Реформации.

http://www.aif.ru/society/history/nespravedlivyy_bogach_est_...

Картина дня

наверх