На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Древнеримская суровость. Экипировка античных воинов: германцы. 2 статьи

Древнеримская суровость

Суровость римской военной дисциплины стала нарицательным понятием. Поступая на военную службу, римский гражданин выходил из-под защиты обычного права и оказывался подчинён власти военачальника. Порядок в армии насаждался железом и кровью, а нарушителей дисциплины ждала смерть. Поблажек не существовало, даже если виновный был связан с военачальником родственными узами. Эта осознанная жестокость являлась одной из основ высокой боеспособности римской армии.

Гражданская и военная доблесть

Среди историков утвердилось представление о принципиальном различии гражданского и военного права у римлян. Первое действовало на территории города и определялось буквой Закона. Второе начиналось за первым милевым столбом от городских стен, и здесь безраздельно царила воля военачальника. Его власть над телами и душами подчинённых была абсолютной. Недаром одним из её символов римляне считали фасции, то есть перевязанный ремнём пучок розог, которые торжественно носили перед военачальником ликторы. За пределами городских стен в фасции вкладывался топор, который символизировал право военачальника выносить смертные приговоры. На территории Рима смертная казнь была ограничена правом провокации, то есть возможностью приговорённого обратиться за заступничеством к народному собранию. Однако с выступлением войска в поход для граждан, ставших воинами, это право переставало действовать.

Римский военачальник в сопровождении ликторов с фасциями. Римский мраморный рельеф, I век н.э. Музей археологии, Палестрина - Древнеримская суровость | Warspot.ruРимский военачальник в сопровождении ликторов с фасциями. Римский мраморный рельеф, I век н.э. Музей археологии, Палестрина

После объявления войны обычные нормы гражданской жизни в Риме приостанавливались. Закрывались суды, переставало собираться народное собрание, прекращалась торговля. Даже сам гражданский статус воинов как бы отчуждался: будучи зачисленными в войско, граждане лишались базовых прав и подлежали заключению, телесным наказаниям и даже казни по приказу военачальника. Этой особенностью гражданско-правовой жизни охотно пользовался римский сенат, который во время плебейских волнений обычно под первым удобным предлогом вводил военное положение, мобилизовывал недовольных в армию и тем самым принуждал их покориться. Любые сходки или собрания в войске были запрещены под страхом смерти. С другой стороны, эта же особенность приводила к тому, что знаменитые плебейские сецессии V–IV веков до н.э., как правило, начинались с восстания войска, которое отказывало военачальнику в подчинении и затем в полном порядке удалялось на Священную гору в трёх милях от города.

Чрезвычайное положение и безграничная власть военачальника прекращались, когда войско возвращалось из похода и вступало в пределы городских стен. Если поход был победоносным, оно происходило в виде триумфального шествия: военачальник въезжал в город на колеснице и затем поднимался на Капитолий, где приносил торжественную жертву Юпитеру. За ним в процессии следовали служившие под его началом воины, которые проходили через обряд очищения оружия. Знаком перехода из военного в гражданское состояние было принятое в Риме формальное обращение к гражданам «квириты». Считалось, что одно лишь это слово в устах военачальника освобождало солдат от их клятвы. Именно этим обращением Цезарь урезонил солдат, бунтовавших против него осенью 47 года до н.э. и требовавших отставки.

«В начале своего слова, — пишет Аппиан, — он обратился к ним «граждане» вместо «солдаты», это обращение служит знаком того, что солдаты уже уволены со службы и являются частными людьми. Солдаты, не стерпев этого, крикнули, что они раскаиваются и просят его продолжать с ними войну».

Суровость отеческих нравов

Символом унаследованной от предков строгой военной дисциплины римляне считали так называемый «Манлиев правёж». Он относится к 340 году до н.э., когда консул Тит Манлий Империоз приказал ликторам обезглавить собственного сына за нарушение им запрета покидать строй и сражаться с врагами. Ещё один подобный случай произошёл в 432 году до н.э., когда при схожих обстоятельствах собственного сына казнил диктатор Авл Постумий. Правда, Ливий, рассказывая эту историю, выражал осторожные сомнения в её достоверности.

В 325 году до н.э. прославленный военачальник Луций Папирий Курсор, исполняя обязанности диктатора, приговорил к смерти своего начальника конницы Квинта Фабия Руллиана, который, как и предыдущие юноши, вопреки его запрету вступил в бой с противником и одержал победу. Фабию удалось вырваться из рук ликторов и бежать из лагеря в Рим, где он апеллировал к народному собранию. В ходе разгоревшихся среди римлян дебатов Папирию удалось настоять на своём праве, но по единодушной просьбе расположенного к Фабию собрания он всё же согласился смягчить свой гнев и простить его проступок.

Этрусское бронзовое навершие секиры ликтора. Музей Ватикана - Древнеримская суровость | Warspot.ruЭтрусское бронзовое навершие секиры ликтора. Музей Ватикана

Пример «Манлиева правёжа» особо показателен из-за конфликта между властью военачальника и отцовским правом: «Раз уж ты, Тит Манлий, не почитая ни консульской власти, ни отчей», — такие слова вкладывает Ливий в уста разгневанного поступком сына военачальника. Его суровость, ставшая легендарной уже в древности, должна была стать примером беспрекословного подчинения дисциплине, которая стояла бы выше любых обстоятельств, в том числе выше отцовской привязанности к детям. Эта традиция слепого подчинения приказу была столь непререкаема, что любое самовольное действие, даже на первый взгляд успешное, считалось в римской армии таким же нарушением военной дисциплины, как и невыполнение приказа. Нет сомнений, что этот пример действительно служил для многих поколений римлян важным ориентиром, с которым они сверяли свои действия в частной и в государственной жизни. «Нравами предков сильна и могуча республика римлян», — писал римский поэт Энний.

Устрашение и жестокость

И Полибий, и другие греки описывали суровые порядки, действовавшие в римской армии. Редко в каком другом государстве, замечал Полибий, к виновным в нарушении дисциплины или малодушии относились с такой жестокостью и презрением, как у римлян. Известно, что сенат неоднократно отказывался выкупать своих воинов, попавших в плен к противнику. Когда царь Пирр отпустил римских пленных без выкупа, сенаторы постановили тех из них, кто ранее служил в кавалерии, перевести в пехоту, а бывших пехотинцев приписать к вспомогательным отрядам пращников. Никто из них не имел права располагаться на ночь в лагере или ночевать в палатках, а к прежней службе они могли вернуться не иначе, как доставив доспехи, снятые с двух убитых врагов. Солдат легионов, потерпевших поражение при Каннах, перевели на Сицилию, где они должны были оставаться до конца войны с тем же запретом разбивать на ночь лагерь и заменой пшеничного хлеба на ячменный.

С особенной суровостью римляне карали за оставление своих позиций во время боя и дезертирство. Наказанием за это преступление являлась смерть, причём зачастую римляне не останавливались перед истреблением целых отрядов. Известен случай с Кампанским легионом, который во время войны против Пирра поднял мятеж и захватил город Регий на юге Италии. Покончив с Пирром, римляне немедленно осадили и взяли Регий. Бо́льшая часть кампанцев при этом погибла, в плен попало не более 300 человек. Все они были в оковах отправлены в Рим. Здесь их сперва высекли на Форуме розгами, а затем всех до единого обезглавили. Согласно сенатскому постановлению, тела казнённых были оставлены без погребения, и даже родственникам запретили их оплакивать.

Обезглавливание в римской армии. Реконструкция Дж. Шумейта - Древнеримская суровость | Warspot.ru Обезглавливание в римской армии. Реконструкция Дж. Шумейта

Иногда в отступивших перед натиском врага отрядах проводилась децимация. В этом случае устраивали общее построение войска и среди беглецов по жребию отбирали каждого десятого, которого тотчас подвергали казни. Сам отряд при этом расформировывался, а его воины распределялись среди других подразделений армии.

Лагерное правосудие

Дисциплинарной властью обладал не только военачальник, но также и трибуны, префекты союзников и центурионы. Они имели право налагать денежные взыскания, арестовывать виновных и сечь их розгами. Что касается ответственности за те или иные преступления, то Катон Старший писал, что уличённым в краже среди сотоварищей отрубали кисть правой руки, а если желали подвергнуть их более лёгкому наказанию, то секли розгами перед строем. Полибий перечисляет следующие проступки:

«Трусостью и позором для солдата римляне почитают проступки вот какого рода: если кто ради получения отличия ложно припишет себе перед трибунами доблестный подвиг, потом если кто по трусости покинет пост, на который он поставлен, или тоже по трусости бросит какое-либо оружие в пылу битвы (…) Наказанию подвергается также тот, кто утащит что-либо из лагеря, всякий, кто трижды был наказан за одну и ту же вину, а равно молодой человек, провинившийся в мужеложстве. Таковы деяния, наказуемые у римлян как преступления».

Приведение приговора в исполнение. Осуждённого забивают палками до смерти его же сослуживцы. Реконструкция П. Коннолли - Древнеримская суровость | Warspot.ruПриведение приговора в исполнение. Осуждённого забивают палками до смерти его же сослуживцы. Реконструкция П. Коннолли

Виновный в этих преступлениях подвергался наказанию палками (fustuarium), которое приводили в исполнение сами солдаты, иногда сослуживцы и товарищи осуждённых. Произнеся приговор, трибун брал палку и ею легко касался провинившегося, после чего солдаты забивали его палками и камнями, большею частью до смерти. Если он всё же оставался жив, его подвергали изгнанию, и вернуться домой он был уже не в праве. По словам Полибия, страх перед неизбежным наказанием заставлял римских солдат стойко держаться на своём посту даже перед гораздо более многочисленным противником. Потеряв в бою щит или меч, они словно безумные кидались в ряды врагов, чтобы или вернуть потерянное, или погибнуть славной смертью. Только смерть на поле боя в их сознании могла избавить солдата от неизбежного в этом случае позора и обид от своих же сотоварищей.

Позорящие взыскания

Римские авторы императорской эпохи продолжали традиционно превозносить старинные нравы таких военачальников, как Домиций Корбулон или Авидий Кассий. Последний отличался легендарной суровостью нравов. По словам его биографа, жившего, правда, в гораздо более позднюю эпоху,

«он подвергал наказанию розгами на площади или казнил посреди лагеря, отрубая голову тем, кто этого заслуживал (…) У дезертиров он отсекал руки, другим перебивал голени и подколенные чашечки и говорил, что оставленный в живых искалеченный преступник служит лучшим примером, чем убитый».

Согласно общему убеждению того времени, праздность и бездеятельность мирной жизни губительно влияли на дисциплину войск, подрывали моральное и физическое состояние солдат. Тяжёлый труд, постоянные упражнения, продолжительная служба в отдалённых гарнизонах бок о бок с врагом считались необходимым средством, чтобы держать в узде наиболее беспокойные контингенты, которые в противном случае самостоятельно не были бы способны удержаться от преступлений или мятежей.

Солдат, в знак наказания вынужденный стоять распоясанным весь день перед палаткой военачальника с мерной саженью в руках. Реконструкция Г. Самнера - Древнеримская суровость | Warspot.ru Солдат, в знак наказания вынужденный стоять распоясанным весь день перед палаткой военачальника с мерной саженью в руках. Реконструкция Г. Самнера

Вместе с тем, особенно в сравнении с предшественниками, в это время гораздо больше стали цениться умеренность тех военачальников, которые реже старались прибегать к репрессиям и чаще решали проблемы личным примером и убеждением. Лагерное правосудие стало гораздо более гибким. За малый проступок на виновного налагались дополнительные наряды по дежурству, его могли отправить на гауптвахту или оставить ночевать за стенами лагеря. Проявивших трусость или неповиновение заставляли копать канавы, носить кирпичи, рубить солому или выполнять другую тяжёлую и грязную работу.

Среди наказаний в это время широкое распространение получили позорящие взыскания. Виновных при этом выставляли в унизительном виде, приказывая им, например, стоять в центре лагеря целый день босиком, в одежде без пояса или разрезанной сверху донизу, с саженью или с дерновиной в руках. Эти наказания, осуществлявшиеся на глазах у сослуживцев, апеллировали к солдатскому чувству чести и являлись эффективным средством поддержания военной дисциплины в рядах профессиональной армии.


Литература:

  1. Махлаюк, В.А. Армия Римской империи. Очерки традиций и ментальности / В.А. Махлаюк. — Нижний Новогород, 2000.
  2. Махлаюк, В.А. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность / В.А. Махлаюк. — СПб: «Акра», 2006.
  3. Токмаков, В. Н. Воинская присяга и «священные законы» в военной организации Раннеримской республики / В. Н. Токмаков. // Религия и община в Древнем Риме. Под ред.: Кофанов Л.Л., Чаплыгин Н.А. — М.: Изд-во ИВИ РАН, 1994. — С.125–147.
  4. Токмаков, В. Н. Сакральные аспекты воинской дисциплины в Риме ранней Республики / В. Н. Токмаков. // Вестник Древней истории. — 1997.— № 2. — С. 43–59.
  5. Маяк, И.Л. Римляне ранней Республики / И.Л. Маяк. — М.: Изд-во МГУ, 1993.

https://warspot.ru/12705-drevnerimskaya-surovost

Экипировка античных воинов: германцы

Находки скандинавских военных кладов дали историкам и археологам наглядное представление об оружии и защитном снаряжении германцев III–IV веков. До этого основными источниками служили античная письменная традиция и памятники изобразительного искусства, которые не были свободны от стереотипов своего времени: они должны были формировать у читателей и зрителей определённый образ противников Рима. На рельефах и картинах мы видим германцев полуголыми дикарями. По словам римского историка Тацита,

«у германцев нет панцирей, нет шлемов, да и щиты у них не обиты ни железом, ни кожею — они сплетены из прутьев или сделаны из тонких выкрашенных дощечек. Только сражающиеся в первом ряду кое-как снабжены у них копьями, а у всех остальных — обожжённые на огне колья или короткие дротики».

Этот идеологически заряженный образ продолжает транслироваться современными художественными произведениями. Наиболее памятна сцена из фильма «Гладиатор», в которой римскому военачальнику, гладко выбритому, облачённому в блестящий доспех и нарядные одежды, противостоит предводитель германцев — огромный косматый варвар, ряженный в мех и войлок, с огромной секирой в руках.

Благодаря находкам археологов сегодня мы знаем, что в действительности дело обстояло совершенно иначе. Риму на своих границах приходилось сталкиваться не с ордами дикарей, а с хорошо организованными и вооружёнными дружинами германских вождей. Результаты количественного анализа находок показывают, что германские армии были небольшими — от нескольких сотен до нескольких тысяч профессиональных воинов. До трети из них сражались мечами, преимущественно римского производства. Остальные вооружались копьями и дротиками, защищались щитами. Некоторые, возможно, носили доспехи. Всё оружие отличалось высоким качеством исполнения и украшениями: щиты ярко расписывались, рукояти мечей и ножны снабжались металлическими накладками, пряжки поясов покрывались серебром и т.д. Некоторые находки поражают роскошью отделки и богатством серебряных украшений. Такое оружие, скорее всего, могли позволить себе лишь вожди, чтобы с его помощью обозначить свой высокий статус.

Представленный на реконструкции германец является высокопоставленным дружинником. Он хорошо одет — значительно лучше, чем большинство рядовых воинов. Его военное снаряжение содержит элементы показной роскоши, включая римский меч, портупею, пояс с бронзовыми накладками и фибулу. Защитное снаряжение включает большой щит с бронзовым умбоном и шлем. Вместе с тем этот воин не носит кольчугу, которая у германцев являлась редкостью. Его шлем, вероятно, был подарком вождя за многолетнюю верность.

В новом интерактивном проекте Warspot представлена реконструкция внешнего вида, одежды, оружия и снаряжения германского воина III–IV веков.

Вооружение и части снаряжения воина обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.

Шлем

Уникальной находкой из Торсберга являются остатки двух шлемов. Возможно, кроме них существовал и третий, от которого сохранилась лишь декоративная серебряная накладка. Первая находка представляет собой типичный римский кавалерийский шлем начала III века. Железная основа шлема и нащёчников полностью утрачена. Однако хорошо сохранившиеся бронзовые накладки позволяют легко восстановить его первоначальную форму. Шлем имел глубокий купол, его задняя часть достигала основания черепа. Защитой шеи служил отгибавшийся назад назатыльник. Утраченные нащёчники закрывали с боков лицо и уши. Украшением шлема служила лобная пластина, покрытая стилизованным изображением волос. По бокам шлем украшали бронзовые изображения змей. Эти и другие признаки объединяют шлем из Торсберга с Кавалерийским типом Н по классификации Расселя Робинсона. Его находки локализуются в Рейнской и Дунайской пограничных областях империи.

Римский шлем начала III века из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Римский шлем начала III века из Торсберга. Музей Шлезвига

Наиболее известной находкой из Торсберга является серебряная маска. По-видимому, она представляет собой римский шлем, переработанный германским мастером в соответствии со вкусами его заказчика. Аналогии показывают, что первоначально маска принадлежала лицу амазонки, для которой была характерна высокая прическа. Мастер удалил лицевую часть маски вокруг глаз, носа и губ и внёс существенные изменения в причёску. Под его руками она превратилась в рельефный валик, щедро украшенный чередующимися серебряными и позолоченными накладками в характерном германском стиле. В римском оригинале маска крепилась к задней части шлема, закрывавшего затылок, заднюю часть головы и шеи.

Серебряная маска из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Серебряная маска из Торсберга. Музей Шлезвига

Реконструируя шлем-маску для экспозиции музея в Фленсбурге, Конрад Энгельхардт соединил её с найденным здесь же украшением для волос, с которым маску объединяло несомненное сходство техники изготовления и стилистики оформления. Полученный им образ стал широко известен и был отражён в самых разнообразных реконструкциях. В настоящее время эта гипотеза уже не пользуется поддержкой исследователей. Считается установленным, что маска и украшение для волос не имеют друг к другу отношения. По-видимому, тыльная сторона шлема-маски имела вполне обычную для римских наголовий того времени форму, к сожалению, до нашего времени не сохранившуюся.

Первоначальная реконструкция шлема-маски из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruПервоначальная реконструкция шлема-маски из Торсберга. Музей Шлезвига

Кольчуга

К настоящему времени известно около десятка находок германских кольчуг и примерно столько же их фрагментов. Наиболее известной и полной является кольчуга из Вимозе. Как и весь комплекс, она датируется 220–240 годами.

Кольчуга из Вимозе. Национальный музей, Копенгаген - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruКольчуга из Вимозе. Национальный музей, Копенгаген

По своему покрою кольчуга представляет собой рубашку с короткими, до локтя, рукавами и подолом, закрывающим бёдра. Кольца, из которых составлена кольчуга, имеют диаметр 12 мм и толщину 1,6 мм. Все кольца одинаковы по размеру. Половина из них — цельные, половина — клёпаные. Способ вязки соответствует общераспространённому образцу: четыре кольца продеваются в одно. Соответственно, ряд, состоящий из склёпанных колец, соединяется с рядом из цельных и наоборот. На линии под рукавами кольчуги направление рядов колец меняется на 90 градусов. Нижняя часть рукавов и края подола состоят из одних цельных колец. От горловины до края подола насчитывается 115 рядов колец, ширина по груди — 145 рядов.

Верхняя часть кольчуги из Торсберга с декоративными застёжками. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruВерхняя часть кольчуги из Торсберга с декоративными застёжками. Музей Шлезвига

Особенности покроя кольчуги из Вимозе свидетельствуют о том, что образцом для неё являлась форма туники. Как и в тунике, передняя и задняя половины кольчуги совершенно одинаковы по покрою и размерам. Вырез для горловины и защита горла также отсутствуют. Чтобы владелец кольчуги мог продеть голову, в её верхней части имеется довольно широкий горизонтальный «разрез». По обоим краям разреза в кольчугу вмонтированы две пары железных пластинок, которые при ближайшем рассмотрении оказываются системой крепления, предназначенной для фиксирования кольчуги на плечах. Такая же система крепления с крючками и петлями вдоль горловины обнаруживается на фрагменте кольчуги из Торсберга.

Декоративные застёжки для кольчуги из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Декоративные застёжки для кольчуги из Торсберга. Музей Шлезвига

Редкость находок шлемов и доспехов определённо свидетельствуют в пользу элитарного статуса этих элементов снаряжения, доступных лишь вождям и отборным дружинникам. Воины попроще должны были идти в бой без доспехов.

Копья и дротики

Наконечники копий и дротиков являются наиболее распространённой находкой в составе скандинавских военных кладов. В одном только Иллерупе было обнаружено 410 наконечников дротиков и 366 наконечников копий. Это может говорить о том, что дротик был основным оружием, имевшимся у всех воинов. Большинство при этом носило также и копьё. Аналогичное соотношение характерно для других кладов.

Эволюция формы наконечников копий и дротиков в III–IV веках - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruЭволюция формы наконечников копий и дротиков в III–IV веках

Копейный наконечник имел в длину около 30 см и весил примерно 100 г. Вытянутая треугольная плоская форма наконечника с акцентированным посередине ребром жёсткости предназначалась для того, чтобы пронзить защиту противника и нанести ему глубокую и широкую рану, чреватую обильным кровотечением. Наконечник насаживался на древко посредством короткой втулки и закреплялся на месте при помощи железной заклёпки. Диаметр втулки и, соответственно, толщина древка, равнялись примерно 2 см.

В Торсберге были найдены пять сохранившихся копейных древков, длина которых в среднем составляла 2,2–2,6 м. Для их изготовления использовалась древесина ясеня, имевшая оптимальное соотношение прочности, лёгкости и гибкости. В верхней части, где древко соединяется с наконечником, оно нередко украшалось резным плетёным орнаментом.

Наконечники дротиков из Нидама. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruНаконечники дротиков из Нидама. Музей Шлезвига

В сравнении с копейным наконечником головка дротика меньшего размера. Она насажена на длинный металлический стержень, который переходит в короткую и тонкую втулку. Форма наконечника более раннего времени широкая и плоская, с акцентированным ребром жёсткости. В нижней части её снабжали расходящимися зубцами, которые препятствовали извлечению наконечника из раны. Со временем наконечники дротика становились всё уже, пока не превратились в длинное и тонкое остриё, почти квадратное в сечении. Очевидно, эти изменения связаны с повышением бронебойной функции наконечника дротика.

При количественном анализе находок бросается в глаза высокая степень их унификации. Из 366 наконечников копий из Иллерупа 316 экземпляров (86%) относятся к типу Vennolum. В Вимозе этот тип столь же распространён, как и в Иллерупе, а на втором месте стоит тип Skiaker. Эта однородность находок указывает на общий источник, каким являлись производившие большие серии оружия крупные мастерские. Эту гипотезу подтверждают также результаты металлографического анализа находок. Дополнительным указанием являются три копейных наконечника из Иллерупа, снабжённые руническим клеймом Wagnijo tawide («Вагнийо [меня] сделал»). То же клеймо встречается на ещё одном наконечнике копья из клада в Вимозе, что свидетельствует о широком распространении производимой таким образом продукции.

Наконечники копий и дротиков из Иллерупа: 1 — Vennolum, 2 — Simris, 3-4 — Skiaker - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Наконечники копий и дротиков из Иллерупа: 1 — Vennolum, 2 — Simris, 3-4 — Skiaker

Лук

Заметную часть германских армий составляли лучники. Среди прочих находок в Нидаме были обнаружены 40 луков. Ещё несколько были найдены в Вимозе и Крагехуле. Все эти находки были простыми луками, вырезанными из цельного куска дерева. Для их изготовления использовалась древесина тиса или пихты. Длина луков варьировалась от 168 до 198 см. В сечении они напоминали букву D. Как и позднейшие английские луки, они были устроены так, что заболонь использовалась для изготовления внешней, а древесина — внутренней части лука. Концы лука были усилены костяными накладками. Место хвата рукой обмотано шнуром.

Луки из Нидама и реконструкция колчана. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Луки из Нидама и реконструкция колчана. Музей Шлезвига

Луки, по-видимому, относились к вооружению самых бедных воинов и вряд ли входили в представленный на реконструкции комплект вооружения вождя или богатого дружинника.

Колчан со стрелами

Наконечники стрел были найдены в Торсберге (632 единицы), Нидаме (542), Эйсболе (675), Иллерупе и других местах. Все они имеют самую простую форму. Сходство отдельных наконечников рассматривается как свидетельство централизованного производства. Железный наконечник насаживался на древко посредством вставлявшегося в раскол шипа, после чего место соединения заливалось смолой и заматывалось волокнами крапивы. Благодаря особым свойствам болотистой почвы в Торсберге были найдены сохранившиеся древки стрел длиной от 68 до 85 см. Материалом для их изготовления служила древесина сосны и орешника. Интересно, что эта сосна часто встречается на Скандинавском полуострове и южном побережье Балтики, однако редко в Дании. На многих древках хорошо видны кольца и зарубки, которые интерпретируются, как владельческие знаки.

Реконструкция колчана для стрел - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Реконструкция колчана для стрел

В Нидаме был найден целиком сохранившийся деревянный колчан для хранения стрел. Он представляет собой цельную трубку (длина -т79 см, внутренний диаметр — 8,4 см), выточенную на станке из липовой заготовки. В верхней части колчан немного расширяется, чтобы не мять оперенье стрел. Сверху он, скорее всего, закрывался не сохранившейся крышкой. Носили колчан на боку на портупейном ремне.

Деревянный колчан для стрел из Нидама. Национальный музей, Копенгаген - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruДеревянный колчан для стрел из Нидама. Национальный музей, Копенгаген

Фибула

Полы плаща скреплялись на правом плече бронзовой фибулой, которая была одним из личных индикаторов своего владельца. Найденные в составе скандинавских военных кладов фибулы варьируются от дорогостоящих, роскошно украшенных изделий импортного происхождения, принадлежавших вождям и знатным дружинникам, до относительно простых моделей, которые носила основная масса воинов. Будучи подверженными изменчивому влиянию моды, фибулы являются одним из важнейших источников датировки находок.

Фибулы из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruФибулы из Торсберга. Музей Шлезвига

Фалеры

Среди находок в Торсберге представлены две роскошно украшенные фалеры. Бронзовая основа обеих сверху покрыта серебряной фольгой, в свою очередь, позолоченной. Поверхность фольги имеет чеканные украшения, которые воспроизводят мифологические сцены. По оценкам исследователей, украшения одной фалеры выполнены в провинциально-римской мастерской, а украшения другой являются подражанием, выполненном в стилистике северного звериного стиля.

Фалеры из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruФалеры из Торсберга. Музей Шлезвига

Обе фалеры были найдены отдельно друг от друга, однако их идентичные размеры (диаметр обоих изделий равен 13,2 см), а также несомненное сходство формы и стиля украшений позволяют предполагать их парный характер. Предназначение фалер едва ли может быть точно установлено. По-видимому, они не являлись частью лошадиной сбруи, как предполагалось изначально. Одна из фалер была найдена в свёрнутой железной кольчуге вместе с двумя богато украшенными застёжками. Возможно, фалеры носили поверх доспеха как ценное украшение.

Плащ

Найденный в Торсберге плащ имел четырёхугольную форму и размеры 2,36 м в длину и 1,68 м в ширину. Его ткали на вертикальном станке из грубой длинноворсной овечьей шерсти одним куском. Анализ пигментов на ткани показал, что первоначально шерсть была окрашена в два оттенка синего цвета, соединявшиеся друг с другом таким образом, что возникал простейший клетчатый рисунок. На изобразительных источниках края плащей часто украшены бахромой. В зимнее время плащ могли изнутри подбивать мехом.

Реконструкция плаща из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Реконструкция плаща из Торсберга. Музей Шлезвига

Плащ надевали, скрепляя его края на правом плече бронзовой или железной застёжкой-фибулой. Правая рука при этом оставалась открытой, а мужчина всегда был готов к защите. По длине полы плаща достигали колен и не мешали быстрой ходьбе или бегу. Для воина плащ был универсальной защитой. В дождь его край забрасывали на голову наподобие капюшона. Ночью на привале воины спали, завернувшись в него, как в одеяло. Даже в бою, плотно скатав и обвязав плащ вокруг груди, его могли носить как простейшее средство защиты.

Туника

В отличие от римлян, носивших длинные и широкие, собиравшиеся в складки туники, германцы предпочитали узкую одежду, пригнанную по фигуре, с короткими полами и длинными рукавами. Хорошее представление о том, как она выглядела, даёт находка из Торсберга, включавшая мужскую тунику, штаны и плащ.

Рубаха из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Рубаха из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига

Туника состояла из двух кусков шерстяной ткани, сшитых по бокам. Длина каждой из частей равнялась 86–90 см, ширина — 52–56 см. Горловины не было. Для головы в верхней части туники была проделана горизонтальная прорезь. Длина узких приставных рукавов — 58 см каждый. Шов находился сзади. Чтобы лучше сохранить ткань от повреждений, нижняя часть рукава отворачивалась наружу. С этой целью в манжетах имелись разрезы с завязками. Анализ пигмента показывает, что изначально туника была окрашена в красный с простым узором из крупной синей клетки. Это свидетельствует о том, что одежда принадлежала состоятельному человеку. Бедняки, скорее всего, носили одежду из неокрашенной шерсти.

Портупея

Меч в ножнах германские воины по римской моде носили на широкой ременной портупее. С этой целью кончик ремня портупеи пропускали сквозь прорезь слайда и охватывали им ножны затяжной петлёй. Её конец прикреплялся к петле на изнаночной стороне бронзовой фалеры, которая украшала лицевую сторону портупеи. Две таких импортных портупеи с двумя бронзовыми фалерами каждая были обнаружены в составе клада в Торсберге. Большая портупея имеет длину 1 055 см и ширину 91 мм.

Украшения портупеи и ножен - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruУкрашения портупеи и ножен

Портупея, как и пояс, обладала значительной символической ценностью и являлась знаком принадлежности мужчины к числу воинов. Её обильно украшали бронзовыми, часто посеребрёнными накладками, декорированными в характерном северном стиле.

Римская портупея из Вимозе - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruРимская портупея из Вимозе

Меч

В составе скандинавских военных кладов было найдено более 500 мечей. Технология производства и ремесленные клейма свидетельствуют о римском происхождении большинства этих клинков. Соответственно, они могут рассматриваться в более широком контексте находок, сделанных как в Центральной Европе, так и на территории Римской империи. Археологи выделяют 12 групп и около 60 подгрупп мечей, которые относятся к периоду между второй половиной II века и началом V века.

Классификация мечей из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruКлассификация мечей из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру

Все они представляют собой прямой, длинный и довольно широкий клинок с лезвиями, незначительно сужающимися к округлому и короткому острию. Полная длина меча может достигать 95 см, из них 15–20 см приходится на рукоять. Средняя длина клинка колеблется от 65 до 85 см, ширина у рукояти обычно составляет 4,4 см. Пропорция между длиной и шириной составляет от 15:1 до 17:1, но в некоторых экземплярах может доходить до 23:1. Схожие параметры характерны для находок на территории Римской империи.

Клинки мечей изготавливались по технологии фальшивого дамаска. Прутья высоко- и низкоуглеродистой стали переплетались в общем пакете и многократно перековывались друг с другом так, что в клинке оказывались перемешаны тысячи отдельных слоёв металла. Подобное соседство делало клинок прочным без хрупкости и гибким без мягкости. К тому же гладко полированная поверхность клинка образовывала красивый орнамент. Лезвия и остриё из высокоуглеродистой стали приваривались к клинку отдельно. Вес готового клинка составлял 700–800 г. Для уменьшения веса и увеличения жёсткости в нём протачивались долы, количество которых могло варьироваться от одного до четырёх. Некоторые клинки в верхней части украшены инкрустированными изображениями военных штандартов, орлов, Марса, Виктории, Минервы. Изображение как правило плакировано золотом, орихалком и другими металлами контрастных цветов.

Мечи из Нидама. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Мечи из Нидама. Музей Шлезвига

Эфес насаживался на длинный хвостовик в верхней части клинка. Он состоял из трёх частей: перекрестья, рукояти и навершия. Материалом для них обычно служили дерево или слоновая кость. По-видимому, скандинавы экспортировали лишь клинки, создавая и монтируя эфес на месте в соответствии со своим вкусом. На это указывает значительный разброс форм и украшений дошедших до нас элементов эфеса. Некоторые из них выполнены из дерева, и их простая форма явно копирует римские оригиналы. Другие рукояти, напротив, самобытны по форме и обильно украшены серебряными накладками, фольгой и проволокой. Роскошные украшения, в некоторых случаях сделанные с большим художественным вкусом, вероятно, должны были засвидетельствовать стоимость оружия и высокий социальный статус его владельца.

Меч с роскошно убранной серебром рукоятью, ножнами и портупеей из Иллерупа. Такого рода оружие должно было демонстрировать высокий статус своего владельца. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Меч с роскошно убранной серебром рукоятью, ножнами и портупеей из Иллерупа. Такого рода оружие должно было демонстрировать высокий статус своего владельца. Музей Шлезвига

Пояс

Пряжки и металлические накладки необыкновенно широко представлены в скандинавских военных кладах, что отражает символическое значение пояса как знака принадлежности к военной группе. Все находки делятся на две группы. К первой относятся детали фурнитуры, роскошно украшенные серебряной фольгой, позолотой, фигурными изображениями и стеклянными вставками. Эти пояса, как правило, лишены подвесных крючков, использовавшихся для крепления кресал, ножей или кошельков. Они представляют собой символы власти, носить которые могли лишь вожди. К числу подобных реликвий относится, например, серебряный с позолотой пояс из Нидама.

Пояса из Эйсбола. Верхний является примером роскошно украшенного пояса, который мог принадлежать предводителю высокого ранга. Два нижних, также богато украшенных, принадлежали вождям рангом пониже. Национальный музей, Копенгаген - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruПояса из Эйсбола. Верхний является примером роскошно украшенного пояса, который мог принадлежать предводителю высокого ранга. Два нижних, также богато украшенных, принадлежали вождям рангом пониже. Национальный музей, Копенгаген

К другой группе принадлежат поясные наборы, также зачастую богато декорированные, снабжённые разнообразными крючками, кольцами и подвесками. К ним подвешивались разнообразные мелкие хозяйственные предметы, которые воины носили на поясе в кошельках и футлярах. При достаточно большой выборке несложно увидеть базовое сходство формы и конструкции поясных деталей, а также единство художественного стиля украшений, найденных в Шлезвиг-Гольштейне, Дании, а также в Норвегии и Швеции. Несомненно, речь идёт о централизованном производстве украшений в ряде крупных мастерских и последующем распространении их продукции вдоль торговых путей.

Реконструкция пояса с украшениями и набором, около 325 года - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruРеконструкция пояса с украшениями и набором, около 325 года

Количество пряжек и поясных накладок, найденных при раскопках, хорошо коррелирует с числом выявленных здесь же ножей, шил, роговых и костяных гребней, кресал и кремней, которые воины носили на поясе. Ножи и шила хранились в особых ножнах, а для других предметов, возможно, использовались кожаные сумки или кошельки. Вероятно, в одном кошельке воин хранил кремень, кресало, трут и другие мелкие вещи хозяйственного значения, а в другом, возможно, носимом скрытно, — предметы личной гигиены: гребень, зубочистку, пинцет и прочее. К числу изредка встречающихся объектов относятся римские монеты, которые далеко за пределами империи являлись чем-то вроде сувенира.

Поясной набор - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Поясной набор

Щит

При раскопках в Торсберге было найдено 122 фрагмента щитовых досок, а также три полностью сохранившихся щита. Все они имеют круглую форму и диаметр 0,65 м, 0,86 м и 1,03 м. Первый состоит из пяти склеенных встык тонких досок, причём средние три доски очень широки, а две крайние значительно у́же. Два других щита состоят из семи досок: две самые узкие размещались в центре, а более широкие примыкали к ним с боков.

Два деревянных щита из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruДва деревянных щита из Торсберга. Музей Шлезвига

Для изготовления щитов использовалась древесина ольхи (79,5%), тополя (18%) и дуба (2,5%). Возможно, доски разных пород использовались для изготовления разных частей щита. Посередине щит имел толщину 0,8–1 см, постепенно утончаясь к краям до 0,5–0,3 см. Большинство фрагментов щитовых досок имеет толщину 0,7–0,6 см.

Держали щит кулачным хватом за горизонтальную рукоять, крепившуюся гвоздями к тыльной стороне щита. Для удобства в щитовой доске делался круглый пропил, снаружи закрывавшийся металлическим умбоном. Последний крепился к деревянной части щита четырьмя гвоздями.

Бронзовая оковка края щита из Торсберга. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruБронзовая оковка края щита из Торсберга. Музей Шлезвига

Снаружи поверхность щита проклеивалась и покрывалась сыромятной кожей, предохранявшей дерево от расщепления. Также она служила дополнительной защитой от ударов оружия противника. В соответствии с описаниями римских авторов, щит расписывался яркими красками. Исследователям удалось выделить использовавшиеся при этом пигменты красного и жёлтого цвета. Элементами украшения также являлись бронзовые накладки, крепившиеся с лицевой стороны щита. Края щита обкладывались бронзовыми обоймами, закреплявшимися на месте при помощи бронзовых же заклёпок. Возможно, в большинстве случаев края щита обшивались сыромятью.

Щиты из Торсберга отличались лёгкостью и давали хорошую защиту от метательных снарядов и копий. В рукопашной схватке воин мог манипулировать рукоятью, фехтовать щитом, поворачивая его в ту сторону, откуда грозила наибольшая опасность. Такая защита соответствует тактике действий небольшими группами, неожиданных стычек и быстрых передвижений, которую практиковали германцы.

Роскошно украшенный щит из Иллерупа. Музей Мёсгард, Орхус - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruРоскошно украшенный щит из Иллерупа. Музей Мёсгард, Орхус

Умбон

Умбоны щитов представляют собой одну из наиболее распространённых находок. В Иллерупе было найдено боле 300 умбонов, в Вимозе — 180, в Эйсболе — 175, в Торсберге — 122. Исследователи выделяют восемь типов умбонов, форма которых варьирует от куполовидной до конусообразной. Все они служат основному предназначению умбона — наружной защите кисти воина, сжимавшей рукоять щита.

Бронзовые и железные умбоны щитов из Иллерупа. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruБронзовые и железные умбоны щитов из Иллерупа. Музей Шлезвига

Материалом для умбона в большинстве случаев служит железо, реже — бронза. Большинство бронзовых умбонов относится к числу импортных изделий, изготовленных руками римских ремесленников. На одном из таких умбонов, обнаруженных в Торсберге, отчётливо просматривается имя его предыдущего владельца — AEMILIANUS. Некоторые экземпляры умбонов отличаются роскошью используемых материалов и оформления. Изделиями особого рода являются пять серебряных умбонов, украшенных золотыми маскаронами и вставками из жемчуга и полудрагоценных камней.

Типология умбонов из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Типология умбонов из скандинавских военных кладов согласно Й. Иллькеру

Соотношение находок различных видов, по мнению исследователей, отражает существовавшую в германской дружине социальную иерархию. Из примерно 300 найденных в Иллерупе умбонов пять изготовлены из серебра и, несомненно, принадлежат верховным военачальникам. Ещё 36 умбонов выполнены из бронзы и представляют собой дорогостоящие римские импорты, принадлежавшие предводителям меньшего ранга и привилегированной части дружины. Изделиями из железа владели рядовые воины. Схожие пропорции обнаруживаются в кладах из Вимозе и Эйсбола.

Ножны

Меч хранили и носили в ножнах, изготовленных из деревянных планок, снаружи обтянутых богатой тканью или тонко выделанной кожей. Сложный узор рельефного профиля, вырезанный на деревянной планке, должен был эффектно проступать на поверхности ножен. Окончание ножен снабжалось бронзовыми или костяными накладками, часто роскошно украшенными, для защиты острия меча. Среди находок из Торсберга весьма распространены римские бронзовые литые оконечности так называемого типа Новезий, к которому относятся 23 из 53 находки.

Деревянные ножны из Нидама - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Деревянные ножны из Нидама

Носили ножны на портупее по римскому образцу на левом бедре. К портупее его подвешивали или по-римски, пропуская кончик ремня через прорезь костяного или бронзового слайда с прорезью на лицевой стороне ножен, или соединяя концы портупейного ремня с парой колец по обеим сторонам ножен. Последний способ более характерен для местной традиции и удобен для пешего воина.

Бронзовые окончания ножен из Торсберга - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruБронзовые окончания ножен из Торсберга

Многочисленные находки слайдов ножен демонстрируют изящный вкус местных мастеров и их способность к импровизации.

Бронзовые слайды на ножнах из Торсберга - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruБронзовые слайды на ножнах из Торсберга

Штаны

Римские изобразительные источники обычно представляют германцев одетыми в широкие шаровары свободного покроя. Напротив, штаны, найденные в Торсберге, были довольно узкими. Выкройка состояла из шести частей, возможно, пригнанных по фигуре заказчика. В отличие от туники и плаща, штаны не были окрашены и изначально имели цвет натуральной шерсти. В холодное время года штаны могли носить вместе с обмотками, также найденными при раскопках.

Штаны из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ru Штаны из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига

Башмаки

Известные находки башмаков, как правило, представляют собой открытые модели. Как и римские сандалии, они кроились из одного куска толстой кожи. Центральная часть лоскута образовывала подошву, её края загибались кверху и с боков охватывали стопу. По краю заготовки делались прорези для продевавшегося через них кожаного ремешка, с помощью которого башмак закреплялся на ноге. Такая ажурная конструкция башмака обеспечивала ногам хорошую вентиляцию. Для утепления в холодное время года башмаки носились с обмотками или набивались сеном.

Башмаки из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига - Экипировка античных воинов: германцы | Warspot.ruБашмаки из Торсберга, современная реконструкция. Музей Шлезвига

Картина дня

наверх