Свежие комментарии

Антисемитизм без границ (11 статей)

В крупнейших городах Германии жгут и плюют на флаги Израиля 01.05 18:11 MIGnews.com

В крупнейших городах Германии жгут и плюют на флаги Израиля

Одно из самых тиражируемых немецких изданий Bild провело довольно показательный эксперимент, результаты которого свидетельствуют об отношении к Израилю, а также подымают некоторые серьезные вопросы, касательно немецкого общества.

В крупнейших городах – Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе, Франкфурте – сотрудники таблоида развешали страны флаги Еврейского государства и просто смотрели, что с ними будет.

Реакция прохожих себя ждать не заставила – в течение 90 минут каждый из флагов был сорван, причем некоторые – довольно демонстративно. На флаги плевали, кидали в мусорники и пытались поджечь.

Рекорд был установлен в столице – один из флагов, установленный в Берлине сорвали всего за 42 минуты. В Мюнхене для этого понадобился час, а во Франкфурте – 81 минута.

В городах поменьше – к примеру, Нидер-Ольм (земля Рейнландх-Пфальц) и Дуйсбург (земля Северный Рейн-Вестфалия) – на это ушло 138 и 148 минут соответственно.

Эксперимент получил широкую огласку в соцсетях. Не осталось в стороне и правительства, в частности министр иностранных дел Хайко Маас заявил: "Срывание израильского флага – это то, чего мы не потерпим в Германии.

Мы будем выступать против любой формы антисемитизма".

http://mignews.com/news/disasters/010518_180740_93379.html

Новый антисемитизм в новой ГерманииФото: Getty Images

Цви Зильбер. Новый антисемитизм в новой Германии

Ангела Меркель назначила специального комиссара по борьбе с антисемитизмом. Им стал Феликс Кляйн, который пообещал, что ни один случай антисемитизма теперь не останется в Германии без внимания.
- Это лучше, чем ничего, - так прокомментировал "Деталям" это назначение доктор исторических наук Шимон Крайс, исследователь антисемитизма, преподаватель Еврейского, хайфского и Открытого университетов. - Официальная статистика в Германии не радует: ежедневно в полицию поступают сообщения о трех-четырех антисемитских инцидентах. В прошлом году их было зафиксировано 1452.
Назначение стало ответом Меркель на бездействие властей после инцидента, вызвавшего бурную реакцию во всей Германии. Началось с того, что живущий в Германии израильский студент-араб по имени Адам Армуш решил всем доказать, что никакого антисемитизма не существует - это все еврейские выдумки. Он не мог себе представить, какой опасной может стать прогулка по фешенебельному району Пренцлауэр-Берг в Берлине, если надеть на голову кипу… Не прошло и нескольких минут, как к нему подбежал хулиган, который с криком "Яхуд!" (араб., "еврей") принялся избивать Армуша ремнем. ападавшего задержала полиция. Он оказался беженцем последней волны из Сирии.
Это вызвало большой скандал. "В Германии очень много беженцев арабского происхождения, которые принесли в страну новый вид антисемитизма" - прокомментировала канцлер Германии этот инцидент, признав, наконец, наличие импортного, ближневосточного антисемитизма, привезенного беженцами последней волны. Нападение осудили и представители ультраправой партии "Альтернатива для Германии", к которой немецкие евреи относятся с большим недоверием. "Тот, кто сжигает флаг со звездой Давида и нападает на граждан, которые носят кипу, злоупотребляет гостеприимством этой страны. Он теряет свое право остаться в Германии", - заявил лидер "Альтернативы для Германии" Александр Гауланд.
Трудно себе представить ситуацию, когда позиции Меркель и "Альтернативы" совпадают. Но это именно тот случай. Шимон Крайз объясняет, что Германия действительно оказалась в такой ситуации впервые. Ведь большую часть исламской общины у них составляют турки и курды. В этой среде если и водились антисемиты, то, скорее, маргиналы, приверженцы радикального ислама. В отличие, скажем, от Франции, где большинство мусульман - выходцы из арабских стран, в том числе Сирии, Ливана, Ливии, Алжира и Марокко.
- Проявления антисемитизма в Германии были всегда. Был опрос, который показал, что предрассудки по отношению к евреям присущи 20 процентам граждан. Но там не было нападений, как, например, во Франции. А сегодня французы посмеиваются над Меркель и говорят - "открыла Америку"! Заметила, наконец-то арабов-антисемитов, исходящих злобой и агрессией, - говорит Шимон Крайс. - Евреи оказались между двух огней: классический "белый" антисемитизм и неонацизм, с одной стороны, и исламский антисемитизм, поддержанный леворадикальными группировками, с другой.
Ультраправые в лице "Альтернативы для Германии" не будут сотрудничать с исламистами, они выступают против исламизации и за резкое ограничение числа беженцев. Конечно, есть еще более правые силы, но это уже абсолютные маргиналы и откровенные нацисты. Большой угрозы они не представляют, число их ничтожно мало, и у большинства немцев они ничего, кроме порицания, не вызывают. Кроме того, они не агрессивны. Могут что-то написать в соцсетях, но набрасываться на еврея на улице не станут.
Снова подчеркну, есть разница между предрассудками и нападениями. Агрессия исходит только от арабов, особенно от выходцев из Сирии, где все последние годы велась самая оголтелая антисемитская пропаганда.
- Что сегодня могут предпринять власти Германии? Их критикуют за бездействие, но существует ли решение проблемы?
- Сложный вопрос. С одной стороны, полиция обязана реагировать на откровенно хулиганские выходки. В последнее время даже легче наказывать: по новому закону, за криминальные преступления беженца можно выслать из Германии. Раньше это было запрещено, и они чувствовали полную безнаказанность, а сегодня перспектива возвращения в Сирию может стать эффективным сдерживающим фактором, пугающим даже больше, чем угроза ареста.
Но, с другой стороны, в Германии начали процесс натурализации. Со временем эти беженцы получат гражданство, станут избирателями. И тогда с ними будут считаться определенные политические силы. Смогут ли они к тому времени освободиться от антисемитских стереотипов? Или наоборот, арабский антисемитизм пустит прочные корни в немецком обществе? Трудно спрогнозировать ситуацию.
- Последние события на Ближнем Востоке как-то влияют на этих людей?
- Суннитско-шиитский конфликт влияет на них сегодня гораздо сильнее. Арабские лидеры говорят во весь голос, что враг - Иран, а не Израиль. Арабские СМИ вовсю публикуют статьи о том, что арабам пора самим брать ответственность за свою жизнь, а не искать все время виноватых. Евреев винить удобно, но народные массы все меньше верят в эти сказки. Это - хорошая тенденция, но сложно сказать, насколько она сильна.
- Ждать ли нам большой репатриации из Германии?
- Едут постоянно и сейчас, в основном, молодые люди. Но, например, во Франции ситуация намного опасней, а французские евреи больше, чем немецкие, привержены религии и традициям - однако массового исхода французских евреев мы не наблюдаем… Несколько тысяч репатриантов из Германии наверняка приедут.

Читать дальше: http://mnenia.zahav.ru/Articles/10259/new_antisemitism_v_new_germany#ixzz5EWiMhgX8
Follow us: zahav.ru on Facebook

Меркель открыла для себя Фото: Getty Images
Меркель открыла для себя "новую форму антисемитизма"
После затянувшегося периода мрачноватой политкорректной рутины канцлер Германии госпожа Меркель внезапно порадовала французскую политическую тусовку и баюкающую ее прессу сенсационным заявлением:
"Мы имеем дело с совершенно новым явлением, – осторожно предупредила г-жа Меркель и продолжила, поясняя: – У нас много беженцев, среди которых есть люди арабского происхождения, которые привносят в страну новую форму антисемитизма".
Эту удивительную новость госпожа Меркель поведала 10-му каналу израильского телевидения в прошлое воскресенье.
И сокрушенно добавила: "Нас очень огорчает, что сегодня в Германии ни один детский сад, ни одна школа, ни одна синагога не может нормально функционировать без серьезной охраны".
Не берусь сказать, как это откровение было воспринято израильским телевидением. Но, например, французская пресса саркастически подняла бровь и язвительно отметила, что "явление", аттестованное г-жой Меркель как "новое", на самом деле уже третье десятилетие констатируется по всей Европе, принимающей "беженцев" определенной религиозной принадлежности, и не заметить его за все это время, равно как не истолковать его значение и происхождение, откровенно невозможно.
Госпожа Меркель, однако, прозрела только после недавней (очередной!) антисемитской атаки в Берлине – трое молодых людей, говорящих на арабском диалекте, с криками "Яхуд!" ("Евреи!") набросились на двоих молодых людей в кипах и хлестали их ремнями под удивленными взглядами пассивно наблюдавших прохожих.
Сюда стоит добавить также череду публичных сожжений израильских флагов, осуществленных людьми, говорящими на все том же языке.
Освещавшая событие немецкая пресса прежде всего обеспокоилась "ростом крайне правых настроений в стране", изящно уходя от уточнений, кого именно и чем конкретно обижают крайне правые.
А уже после предупреждения о грядущей опасности крайне правых перешла к заклинаниям против любой радикализации, напомнив, что, учитывая "вечную ответственность немцев за такое страшное явление, как Шоа", немецкое правительство учредило должность "комиссара по борьбе с антисемитизмом" и что "безопасность Израиля является одним из важнейших государственных интересов Германии".
Удивительным образом все в то же минувшее воскресенье, когда Ангела Меркель делилась припозднившимся "открытием" таких удивительных истин, о которых давно и вслух говорит уже практически вся Европа, газета Le Parisien опубликовала "Манифест против нового антисемитизма".
На ту же тему. С теми же выводами. С весьма шокирующими деталями и ужасающими прогнозами.
Манифест этот подписали около трехсот известных людей, среди которых бывший президент республики, три бывших премьер-министра, депутаты, артисты и просто интеллектуалы.
Немедленно за этим долго вызревавшим и наконец прорвавшимся "Манифестом" последовали ожидаемые возмущенные реакции всей политкорректной рати во главе с ректором парижской мечети Далилом Бубакером.
Оскорбленный внезапно озвученной истиной, г-н Бубакер объявил "Манифест" "безумным обвинением исламу" и попыткой разжигания межрелигиозной вражды.
Как водится, ту же песню подхватила вся политкорректная симфония, традиционно призывая "не обобщать" и "не распространять" недоброжелательноe отношение к евреям у некоторых радикализированных представителей мирной религии ислама на всех добропорядочных мусульман.
Вот в этом давно приевшемся мотивчике и прозвучало робкое заявление г-жи Меркель об удивительной связи между прибывающими в Европу завоевателями и растущим не по дням, а по часам антисемитизмом.
Это очень важное заявление, наспех откомментированное ироничными французскими читателями: "Спаси ее Аллах, она стала исламофобкой!"
И, знаете ли, шутки шутками, а после подобного признания сильный удар и страстные проклятия со стороны всех прекрасномыслящих по единой методичке получила рукопожатная честь Ангелы Меркель, которую теперь придется усердно отскребать.
Здесь следует знать, что вся урчащая возмущением "политкорректь", настырно не желающая признавать очевидное, вопреки уже открытой и потакаемой агрессии, состоящая из демагогических борцунов всех сортов "левацкого" толка и элитной сытости, является однозначной и полноправной пятой колонной, послушно и даже рьяно служащей проводником радикальному исламу в Европе.
Именно она всячески препятствует распространению и адекватной трактовке всей "неполиткорректной", но реальной информации.
Г-жа Меркель, конечно же, сделала свое шокирующее заявление вовсе не из внезапного прозрения и даже не по доброй воле, но исключительно перед вопиющей очевидностью стремительно нарастающих неприглядных доказательств, игнорировать которые сегодня более не возьмется даже самая закостенелая демагогия либеральной толерантности.
Что отнюдь не означает окончательную капитуляцию этой самой демагогии, но всего лишь незначительный простой в поиске новых аргументов, самый действенный из которых на сегодня – хорошо знакомая отмазка детсадовского уровня "А другие тоже!".
Именно поэтому вся сопутствующая заявлению г-жи Меркель риторика начинается не с констатации разгула антисемитизма во все пополняющейся среде беженцев и мигрантов, а с "беспокойства, вызываемого ростом крайне правых настроений".
Чтобы не задерживать вас долее необходимого, поясню ситуацию наглядным примером.
По последним опубликованным официальным (только официальным!) данным, во Франции насчитывают более 20 тысяч радикализированных исламистов, уже попавших в списки потенциально серьезно опасных, но, увы, не подлежащих строгому контролю, в связи, как легко догадаться, с таким внушительным количеством.
Только представьте, если каждый из них перейдет от теории к практике.
Далее. Во Франции насчитывают около 300 (трехсот, если вы засомневались в количестве нулей) правых радикалов, со стриженными затылками, распивающих пиво под знаменами правого радикализма.
Только представьте, если эти триста полезут на рожон, пытаясь схлестнуться с предыдущими...
Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха "Глаголъ"

Читать дальше: http://mnenia.zahav.ru/Articles/10242/merkel_otkrila_novuy_formu_antisemitisma#ixzz5EWicxMOb
Follow us: zahav.ru on Facebook

Будущее евреев в Европе безнадежноФото: Getty Images
Будущее евреев в Европе безнадежно

Еврей-заместитель мэра французского города Тулуза заявил 25 апреля, что все европейские евреи должны перестать носить кипу публично, и утверждает, что "будущее еврейского народа в Европе безнадежно" после серии громких нападений на евреев.
Отвечая на вопрос во время интервью Израильскому радио о заявлении, опубликованном 24 апреля видным лидером еврейской общины в Германии, советующим людям не носить кипу в крупных городах, Авив Зонабенд сказал: "Только в Германии? Я думаю, нам нужно не носить кипу во всей Европе". "Мой сын носит кипу, но я предпочитаю, чтобы он носил шляпу поверх нее", – сказал он. Хотя он сам не религиозен и поэтому не носит ее, сказал Зонабенд, но он надевает кулон со звездой Давида, но обычно прячет его под рубашкой.
Зонабенд, единственный еврейский член городского совета Тулузы, также рассказал во время интервью на иврите израильскому армейскому радио, что несколько недель назад его офис получил конверт с белым порошком, добавив, что "мы до сих пор не знаем, какое там было вещество". "Ситуация в Тулузе довольно сложная, – отметил Зонабенд. Он сказал, что в городе "очень много, слишком много" арабов, что составляет 11-12 процентов его населения. С другой стороны, там "очень мало" евреев, сказал он, добавив, что около 600 семей покинули Тулузу и иммигрировали в Израиль за последние пять лет.
"Антисемитизм в Европе, во Франции, в Тулузе уже не только правый, но и исходящий от политического ислама", – сказал Зонабенд, заявив, что мусульмане во Франции "яростно" выступали против публичного письма, осуждающего антисемитизм. Открытое письмо, опубликованное 22 апреля в газете "Parisien", обвиняло "исламистскую радикализацию" в том, что, по ее словам, было "тихой этнической чисткой" в парижском регионе, когда жестокое обращение вынудило еврейские семьи переехать. Оно призвало к тому, чтобы некоторые отрывки из Корана были изъяты из-за того, что они способствуют росту антисемитизма.
Манифест вызвал 23 апреля гнев у мусульман, которые заявили, что их религия была несправедливо "подвергнута суду". Мусульманские лидеры заявили, что почти 300 подписантов, в том числе экс-президент Николя Саркози и бывший премьер-министр Мануэль Валльс, обвиняют целую религию в действиях экстремистского меньшинства. "Единственное, с чем мы можем согласиться, это то, что мы все должны объединиться против антисемитизма", – сказал Ахмет Ограс, глава организации Французский совета мусульманской веры.
Зонабенд сказал, что многие мусульмане в муниципалитете испытывают "трудности", принимая его откровенный сионизм. Когда он едет в Тель-Авив, "город-побратим" Тулузы, чтобы продвигать совместные проекты, это их беспокоит. Они говорят: "почему бы вам не поехать в Рамаллу или Палестину, чтобы сделать то же самое?" Но Зонабенд также обвинил Израиль в том, что он создает трудности репатриантам из Франции, не признавая профессиональные дипломы, полученные во Франции, и требуя от них пройти дополнительные курсы в Израиле, заявив, что эта практика равносильна тому, что страна "не принимает" французскую алию.
Последняя антисемитская атака потрясла Францию в прошлом месяце, когда два человека 11 раз ударили ножом 85-летнюю еврейскую женщину, прежде чем подожгли ее тело. Официально число антисемитских преступлений во Франции в 2017 году по данным министерства внутренних дел сократилось на 7%, и это снижение идет уже третий год. Но при этом евреи являются объектом примерно одной трети зафиксированных во Франции преступлений на почве ненависти несмотря на то, что составляют лишь около 0,7 процента населения.
Еврейская община в полмиллиона человек является самой большой в Европе, но за последние два десятилетия пережила волну эмиграции в Израиль, отчасти из-за антисемитизма в районах, населенных иммигрантами.
timesofisrael.com
Читать дальше: http://mnenia.zahav.ru/Articles/10252/budushee_evreev_europi_beznadejno#ixzz5EWjbcpXJ
Follow us: zahav.ru on Facebook

Юдофобам здесь не местоАнтисемитизм без границ (11 статей)Комикс, иллюстрирующий расовые законы, 1938
В Риме переименуют улицы, названные в честь антисемитов
Максим СУХАНОВ
Волна переименований, захлестнувшая в последние пару лет украинские города, докатилась до… Рима. Это, разумеется, шутка. Хотя мэр Вечного города Вирджиния Раджи действительно планирует переименовать улицы, названные в честь персон, подписавших летом 1938-го так называемый «Расовый манифест», дискриминировавший сограждан-евреев. Документ завизировали тогда не последние в стране люди — представители интеллектуальной элиты, ученые, преподаватели ведущих университетов. На его основании осенью того же 1938-го года был принят «Закон о защите расы», запрещавший евреям посещать учебные заведения, включая общеобразовательные школы, занимать должности в государственных и научных учреждениях, преподавать, служить в армии, участвовать в конференциях, печататься в газетах и журналах даже под псевдонимом и т.д.
Это было тем более удивительно, что поначалу Муссолини отвергал идею высшей расы как «глупую и идиотскую», подчеркивал, что своими действиями антиеврейские организации порочат саму фашистскую идею и клеймил антисемитизм как «германское зло». Множество евреев были активными членами фашистской партии Италии, пост министра финансов и секретаря Казначейства занимал в 1932 — 35 гг. еврей Гвидо Юнг, а в Лиге Наций страну представлял еврей Фульвио Сувич, по сути руководивший внешней политикой Италии.
Антисемитизм без границ (11 статей)Памятная доска на доме, где родился сенатор Никола ПендеПоследующее сближение с нацистской Германией расставило точки над «i», и вскоре к антисемитской кампании присоединилась пресса и властители дум — в том числе, авторы Манифеста, декларировавшие заботу о чистоте итальянской расы, для которой евреи якобы представляют опасность.
Среди подписантов Манифеста были директор Института зоологии, член Национальной академии наук Эдуардо Заваттари, президент Итальянского центра статистики, профессор Франко Саворньян, выдающийся физиолог, основатель и директор Национального института биологии, академик Саббато Виско, президент Итальянского психиатрического общества профессор Артуро Донаджио, крупный эндокринолог, директор Института клинической медицины, сенатор Никола Пенде и многие другие.
Антисемитизм без границ (11 статей)Номер журнала «Защита расы»После этого демарша из итальянских университетов были уволены 98 профессоров-евреев, книги еврейских авторов изъяли из общественных библиотек, пятеро генералов и пятеро адмиралов-евреев ушли в отставку, а генерал Асколи и полковник Сегрё застрелились, последний — прямо перед строем своих солдат.
Как подчеркнула мэр города, процедура переименования уже началась и продолжится до тех пор, пока имена всех подписавших «Расовый манифест» не исчезнут с улиц Рима. Неизвестно, будет ли сделано исключение для Никола Пенде, в римской клинике которого во время эсэсовской акции 16 октября 1943 года укрылись 23 еврея и в чью пользу после войны свидетельствовал глава Совета еврейских общин Италии Джузеппе Натан.
Вирджиния Раджи надеется, что примеру столицы последуют другие итальянские города, смыв с себя пятно «национального позора».
"Хадашот"

http://www.isrageo.com/2018/04/22/rimjudofoby/

Осталось лишь облобызать Амина аль-Хусейни…

Антисемитизм без границ (11 статей)Берл Лазар и Равиль Гайнутдин во время встречи в резиденции муфтия в Московской Соборной мечети. Фото: пресс-служба ФЕОР
Главрав России (по версии ФЕОР) аккурат на 70-летие со дня рождения современного Израиля встретился с главмуфтием РФ и даже не пожурил того за пещерную юдофобию

Барух АШЕМОВ
Благостная новость, распространенная российскими СМИ (первоисточник — кремлевский официоз РИА Новости):

"В четверг, 19 апреля главный раввин России Берл Лазар встретился с председателем Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России муфтием шейхом Равилем Гайнутдином. Встреча прошла в резиденции муфтия в Московской Соборной мечети.
Главы общин обсудили ряд вопросов, связанных с развитием межконфессионального диалога и укреплением двусторонних отношений между ДУМ РФ и Федерацией еврейских общин России.
Духовные лидеры отметили, что взаимоотношения, которые существуют между мусульманами и иудеями России в настоящее время, строятся на самом высоком уровне. Участниками встречи также была достигнута договоренность об углублении сотрудничества и проведении ряда совместных мероприятий.
Стороны сошлись во мнении, что региональные представители ДУМ РФ и ФЕОР постоянно находятся в конструктивном взаимодействии.
В пресс-службе главного раввина России уточнили, что в завершение встречи муфтий Гайнутдин подарил Берлу Лазару книги, рассказывающие об истории российского ислама и Московской соборной мечети".

Читая это, вы уже прослезились? Осознали, что такое дружба народов и межконфессиональное сотрудничество на высшем уровне?
А теперь напомним, что Гайнутдин — один из тех, кто возглавляет крестов… простите, полумесячный поход против Израиля и, соответственно, еврейского народа.
Причем, это отнюдь не глубокая история, не ошибки гайнутдиновой молодости, про которые можно было бы сказать: "Кто старое помянет, тому глаз вон".
В начале июля прошлого года во время священного для мусульман месяца Рамадан в Соборной мечети Москвы состоялся так называемый День Аль-Кудс (арабское название Иерусалима), в 1979 году учрежденный лидером исламской революции в Иране аятоллой Хомейни в знак поддержки "палестинцев". Как пишет "Независимая газета", это мероприятие вызвало резкий протест со стороны Федерации еврейских общин России (ФЕОР), которая обвинила в антисемитизме лидера Совета муфтиев России (СМР) муфтия Равиля Гайнутдина. Как отмечают наблюдатели, Равиль Гайнутдин с небывалой до того откровенностью осудил Израиль. Решительный тон муфтия, вероятно, следует связать с ориентацией СМР на Иран в ширящемся сейчас политическом разделении в исламском мире.
«Сегодняшний Иерусалим остается городом, где мусульмане живут под дулами автоматов израильских солдат», – заявил Гайнутдин.
Он обвинил Израиль в изгнании палестинцев из их домов, создании «устрашающих мифов», а также утверждал, что мусульмане не имеют возможности свободно посещать святыни Иерусалима, но вынуждены проходить в мечети «сквозь строй израильских солдат».
В Дне Аль-Кудс в московской мечети принял участие советник по религиозным вопросам президента палестинской национальной автономии Махмуд Аль-Хаббаш, которого Гайнутдин между делом пригласил посетить оккупированный Крым.

«В своей пятничной проповеди перед прихожанами глава Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин повторил различные мифы, распространяемые в рамках так называемого нового антисемитизма, делающего упор на демонизацию Израиля, о мусульманах Иерусалима, будто бы живущих «под дулами автоматов израильских солдат» и будто бы не имеющих свободного доступа на молитву в мечеть Аль-Акса, о «преступных притязаниях» израильтян на земли, которые якобы никогда им не принадлежали, – заявил глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. — Жаль, что уважаемый муфтий повторяет старые и давно опровергнутые антисемитские мифы. Если бы он сам приехал в Израиль, как это несколько лет назад сделал муфтий Альбир Крганов (лидер другого мусульманского объединения, Духовного собрания мусульман России — прим. ред.), то смог бы убедиться в том, что в Иерусалиме впервые за почти две тысячи лет все его жители и прибывающие паломники имеют доступ к своим святыням».

Еще важен такой фрагмент из заявления Горина, который приводит interfax-religion.ru:

"Иран много лет выплачивал семьям террористов хорошие пособия, подталкивая таким образом новых рекрутов к совершению терактов как к способу хорошо обеспечить своих родных.
Подобные празднования и речи достаточно опасны. К религиозным лидерам прислушиваются, им доверяют, поэтому они должны максимально осторожно относиться к любым публичным выступлениям. А сказанные слова могут заронить семена ненависти в души прихожан Московской соборной мечети или даже помочь таким семенам "прорасти", расшатывая межнациональный и межконфессиональный мир в России".

Президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер направил Равилю Гайнутдину открытое письмо, в котором пригласил муфтия посетить Израиль:

«Для того чтобы у вас сложилась объективная картина того, что происходит в Израиле на самом деле, мы приглашаем вас посетить Иерусалим с ознакомительным визитом. Расходы по вашему визиту Российский еврейский конгресс берет на себя. Мы надеемся, что и ваши заявления после посещения Израиля и Иерусалима, после того как вы лично ознакомитесь с положением проживающих в этом регионе мусульман, станут более взвешенными».

Сам Гайнутдин Каннера ответом не удостоил, а вот его первый заместитель Рушан Аббясов послал ехидную ответку с предложением «посетить Палестину, пообщаться с местным населением, побывать в лагерях беженцев, увидеть покинутые села и походить по разрушенным тяжелой техникой домам. Мы полностью обязуемся взять на себя организацию вашего визита».
Как видим, в ненависти к Израилю лидеры ДУМ РФ упорствуют — и самым разумным противодействием, на наш взгляд, был бы полный бойкот этой юдофобской организации. Однако Берл Лазар проявил себя как поистине галутный еврейчик и пошел на поклон к разжигателю ненависти к евреям. Он не потребовал от Гайнутдина извинений, а поручкался и, возможно, даже облобызался с ним.
В связи с этим я попытался представить себе такую ситуацию. Предположим, иерусалимский муфтий Амин аль-Хусейни (кстати, дядюшка Ясера Арафата) не сдох в 1974 году в Бейруте, а дожил до наших дней. И ради мира на земле с ним встретился бы орёл наш рав Берл. Разве посмел бы он напомнить муфтию, как тот нанес визит к Гитлеру и предложил помощь в окончательном решении еврейского вопроса? Разве попрекнул бы главрав муфтия-нациста, что тот еще до прихода фюрера к власти натравливал толпы арабов на евреев, живущих в Иерусалиме, Яффо, Хевроне и других городах?
Понимаю, что вред, который наносит евреям Гайнутдин, несопоставим с тем, что сотворил аль-Хусейни в 20-30-е годы прошлого столетия и мечтал сотворить еще при помощи нацистов. Понимаю, что среди мусульманских лидеров есть еще более жесткие ненавистники еврейского народа, а Гайнутдин слывет весьма умеренным. Но не можем понять, почему человек, которому Кремль дозволил быть евреем при генерал-губернаторе, спрятал под лапсердак национальную гордость и прогнулся под изменчивый мир набирающей силу юдофобии. Причем сделал это аккурат в день, когда ненавистный мусульманскому "прокуратору" Израиль отмечал 70-летие своей государственности.

http://www.isrageo.com/2018/04/20/ostaloslish/

Сага о флагах
Антисемитизм без границ (11 статей)Иллюстрация: фотобанк pixabay.com
Красная цена антиизраилизма
Сэм ХАЩАНСКИЙ
Наш ребенок рассказал о проявлении "антисемитизма" в Хьюстоне.
Ребята гуляли по парку. На пути скамейка. На ней — что-то напоминающее женщину укрытую палестинским флагом.
Подростки достали фотоаппараты и решили ее увековечить.
Женщина проснулась. Огляделась. Крикнула :
— Вот евреи! Приехали сюда из своего сытого Израиля. Мой народ недоедает, а вы жируете.
Один из студентов расчувствовался и протянул ей 10 долларов.
Деньги всегда меняли людей, но чтобы так кардинально — видеть не приходилось.
Женщина скинула палестинский флаг и достала маленький израильский флажок

http://www.isrageo.com/2018/04/28/sagaf253/

Лев СИМКИН. Ночь в Лиссабоне

Антисемитизм без границ (11 статей)Лаура Риззотто. Фото: Wikipedia / Adrivaliente
В конкурсе "Евровидение" примет участие правнучка нацистского преступника, считающая его героем

У Станислава Лема есть рассказ «Группенфюрер Луи XIV». О том, как безумный эсэсовский генерал бежит с сообщниками из разгромленного рейха, добирается до Южной Америки, прихватив с собой сундук с долларами, создает в джунглях свое государство и объявляет себя королем Людовиком XIV. Спустя много лет он находит в Германии своего племянника, последнего отпрыска рода. Тот работает кельнером в ресторане крупного гамбургского отеля и поначалу не желает ехать к дяде, но потом все же едет.
Действие рассказа происходит в середине шестидесятых годов, когда примерно в тех же местах был выслежен и уничтожен летчик Герберт Цукурс, входивший в состав "команды Арайса", с помощью которой в 1941 году было убито около 25 тысяч латвийских евреев.
Это я к новости о том, что в конкурсе "Евровидение-2018" примет участие (от Латвии) бразильская певица Лаура Ризотто, правнучка Цукурса с песней Funny Girl ("Смешная девчонка").
Участница престижного музыкального конкурса очень гордится своим прадедом. Отвечая на вопросы латвийских СМИ, она подчеркнула, что "ее прадед был настоящим патриотом своей родины", об этом ей рассказывала бабушка.
Да, забыл сказать, "Евровидение" состоится в Лиссабоне, а начнется 9 мая.

http://www.isrageo.com/2018/04/30/nochl253/

Советник Путина присоединяется к маршу нацистов против Израиля

Антисемитизм без границ (11 статей)
"Летающая свастика" из Газы
Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Максим Шевченко — российский журналист, телеведущий и общественный деятель. а также член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, призвал россиян присоединится к арабонацисткому маршу против Израиля.

«Нацистское истребление палестинского населения Газы продолжается ударными темпами. Израильские снайперы расстреливают безоружных, израильская авиация наносит ракетно-бомбовые удары по безоружным.

Российские медиа помалкивают, российская власть делает вид, что все в порядке. Израилю позволено в современном мире любое преступление. Только левые силы ставят вопрос о преступлениях империализма и его сионистского прислужника. 15 мая всемирная акция в поддержку Палестины! Не пропустите!», — написал Максим Леонардович на своей странице в сети Facebook 29 апреля.

http://cursorinfo.co.il/sovetnik-putina-prisoedinyaetsya-k-m...

Отыгрался на мертвых евреях
Антисемитизм без границ (11 статей)Альсадо Харрис. Фото пресс-службы полиции Сент-Луиса
Американская полиция арестовала человека, разгромившего еврейское кладбище
Мужчина из пригорода Сент-Луиса был арестован за то, что опрокинул более ста надгробий на еврейском кладбище. Преступление было совершено год назад, в феврале 2017-го, пишет JTA (перевод Александра Рыбалки).
Альсадо Харрис, 34 года, был арестован после того, как полиция сопоставила его ДНК с образцами, взятыми с куртки, оставленной на месте преступления.
После того, как Харрис, уже имеющий криминальное прошлое, был арестован, ему предъявили обвинение в разгроме еврейского кладбища «Хесед шель Эмет».
Газета St. Louis Dispatch собщила, что Харрису грозит семь лет тюремного заключения за «вандализм по отношению к общественному учреждению». При этом он не обвиняется в «преступлении на почве ненависти».
«Нет никаких доказательств того, что этот инцидент имел расовые, этнические или религиозные мотивы», — сообщает местная полиция.
Согласно отчету полиции, Харрис находился под действием наркотиков. Он был раздражен неблагоприятно сложившимися личными обстоятельствами. Сообщников у Харриса не было.
Вместе с тем стоит отметить, что нападение произошло в то время, когда общинные центры и прочие еврейские организации по всей стране получали десятки предупреждений о заложенных бомбах.
Прокурор округа Сент-Луис Боб МакКаллох считает, что нападение Харриса именно на еврейское кладбище представляется неслучайным.

http://www.isrageo.com/2018/05/01/police1253/

Евреи не белые и пушистые, но это не повод для погромов
Антисемитизм без границ (11 статей)Памятник 42 жертвам погрома в Кельце, открытый в 1990 году. Фото: Wikipedia / Halibutt, Ely1 (фрагмент)
Беседа с кинорежиссером, членом общественного совета Российского еврейского конгресса Дмитрием Астраханом, снявшим в числе других фильм "Из ада в ад" о еврейском погроме 1946 г. в польском Кельце
Елена КОЛТУНОВА

В Берлине состоялась встреча с заслуженным деятелем искусств РФ Дмитрием Астраханом – режиссером театра и кино, актером, продюсером и сценаристом, на чьем счету более 40 спектаклей, 29 фильмов и практически столько же сыгранных киноролей. Он лауреат «Кинотавра», обладатель премий «Ника», наград фестивалей «Созвездие» и «Листопад»… И это далеко не полный список призов, полученных режиссером и актером Дмитрием Астраханом. Его фильмы были номинированы на «Оскар» и «Золотой глобус». Я бы выделила еще Приз зрительских симпатий. Это ведь самая прекрасная награда, говорящая о том, что фильмы Дмитрия Астрахана достигают главной цели режиссера – затрагивают сердца и души зрителей. Встреча в Берлине продолжалась более четырех часов. Сперва публика два часа с неослабевающим интересом слушала рассказы режиссера о себе и своей профессии, затем, не делая перерыва, Дмитрий Астрахан показал двухчасовую монтажную копию своего последнего фильма «Игра». Фильм настолько захватил зал, что и после его окончания люди разошлись не сразу – вспыхнула бурная дискуссия о том, что есть правда и всегда ли она нужна. Лишь после этого режиссер смог ответить на вопросы корреспондента «Еврейской панорамы».

Антисемитизм без границ (11 статей)Фото: Wikipedia / Алексей Юшенков Дмитрий Хананович, вы играете в карты?
Нет, этим я не увлекаюсь, хотя играть умею. Почему вас это интересует?
Когда я слушала ваше выступление и вспоминала ваши фильмы, у меня в голове все время звучала коронная фраза, которую Михаил Ульянов в фильме «Бег» адресует герою Евгения Евстигнеева.
А ты азартен, Парамоша!
Именно.
Да, я азартен, ведь творчество без азарта невозможно.
Вас знают как режиссера театра и кино, актера и продюсера. В связи с этим возникает вопрос: как эти профессии уживаются в одном человеке? Не возникает ли чувство внутреннего конфликта? Ведь у режиссера и продюсера разные задачи. Продюсер должен думать о кассовости фильма, режиссер стремиться к созданию авторского кино.
Я продюсер поневоле. Если ты хочешь снимать то, что тебе нравится, и так, как тебе нравится, то ты должен сам отвечать за экономическую сторону, потому что каждый, кто распоряжается деньгами, хочет тебе диктовать творческие, художественные детали. Чтобы надо мной не было диктата, приходится самому быть продюсером своей картины. Я не думаю о кассовой привлекательности фильма, не стараюсь специально угодить зрителям я просто делаю то, что мне интересно и, как мне кажется, будет интересно зрителям. Я не отделяю себя от зрителя. Я тоже ведь зритель. Если мне что-то скучно, то и людям будет скучно. Потому я люблю показывать свои фильмы, видеть, что нравится, что не нравится. Ошибся я в чем-то или не ошибся. Знаете, какой самый страшный сон режиссера? Это когда ему снится снятый им фильм, он видит свои ошибки, а исправить уже ничего нельзя (смеется).
На некоторых сайтах вас позиционируют и как сценариста…
Я, конечно же, не сценарист. Сценарист у меня один – Олег Данилов. У нас с Олегом Даниловым сложился творческий тандем. Мы в процессе написания сценария и в процессе создания фильма многое обсуждаем вместе – у нас же авторское кино. Оно имеет свое лицо. Фильмы Данилова Астрахана.
Тогда уже второй вопрос на эту же тему: как вам с вашим режиссерским мышлением работается в качестве актера под началом другого режиссера?
Я всегда стараюсь понять своего героя, ищу, что выгоднее для моего персонажа, чтобы он был интересным. Если для этого недостаточно моих личных проявлений и необходима соответствующая реакция моих партнеров, я согласовываю сцену с партнерами и режиссером. Я слушаю, чего хочет добиться режиссер, и предлагаю те моменты в рисунке роли, которые мне кажутся наиболее убедительными. Режиссеру самому интересно иметь выбор, и поэтому, если я предлагаю другой вариант, режиссер с интересом рассматривает и его. Бывают споры, но чаще к моему мнению прислушиваются, и мне удается убедить в своей правоте. А бывает, что убеждают меня.
Работая с актерами, вы ставите им задачу или показываете то, что вам требуется?
Это зависит от того, каким временем мы располагаем. Если времени много, я ставлю задачу, если время поджимает – показываю. Показ – это последнее средство. Но бывает, что просто не хватает слов, чтобы объяснить актеру его задачу, а времени мало. Тогда я показываю.
Вы были успешным театральным режиссером. В ваших фильмах и по сей день чувствуется некая театральность. И вдруг вы ушли в кино. Вас Алексей Герман совратил?
Меня никто не совращал. И я не совсем поменял театр на кино. Я и сегодня продолжаю ставить театральные спектакли. А тогда, в начале 1990-х, я работал в театрах, мои спектакли пользовались успехом. На них зритель смеялся и плакал. И если я могу заставить смеяться и плакать 800 человек, 1000 человек, то почему бы мне не вызвать те же эмоции у миллионов зрителей? Это было бы продвижением вперед. Но до 1990-х гг. такой переход был очень труден, практически невозможен. Нет диплома ВГИКа постановки тебе не дадут. Мне повезло: к тому времени страна менялась, появились частные деньги, появилась возможность ставить. Снимали кино все, кто захотел.
Каждая кухарка?
Да, каждая кухарка. Только кухарки бывают разные. Тарантино, по сути, та же кухарка у него нет кинообразования. Все определяет талант. К счастью для кино, этот период вскоре закончился. Кончились шальные деньги.
Вам интереснее театральная режиссура или кино? Все же это совершенно разное мировоззрение. Театр с его условностью, вовлекающий зрителя в соучастие, или кино с его реалиями, от которых не уйти.
Разное, но не совсем. Вы анализируете сцену, вы ее разбираете. Просто у вас в кино появляются другие средства для выражения, другие возможности, другие реалии, и вы их можете использовать. Но суть одна и та же.
Вы как-то сказали, что «однообразие – это болезнь». Что вы имели в виду?
Эта фраза вырвана из контекста. Мне задавали вопрос, в каком жанре мы снимаем. Мы всегда стремимся избежать однообразия. Мы часто смешиваем жанры. Драма может перейти в комедию и наоборот. Мы стараемся избежать клише. Все только так, как требует эта сцена. Лишь тогда возникает ощущение живой жизни.
Прокатчики ведь определяют жанр однозначно. С их точки зрения «Все будет хорошо» это комедия. Хотя пролог, в котором умирает старик, дождавшийся пенсии, уже настраивает на скептическое отношение к тому, что «все будет хорошо».
Все будет хорошо, если ты себя переломишь, если начнешь что-то делать. Жизнь награждает тех, кто идет вперед. На самом деле фильм серьезный, и в финале печальный: главного героя бросила любимая, назвав его, по сути, ничтожеством, ушла к другому талантливому и успешному. Герой осознал, что он ничто, и не знает, как жить дальше. В конце зритель плачет… Но гремит мажорная музыкальная тема фильма, и мы надеемся, что у героя все будет хорошо.
Когда-то я случайно по телевизору увидела отрывок из неизвестного мне в тот момент фильма, который произвел на меня большое впечатление. Мне запомнилась музыка. Когда я увидела фильм «Все будет хорошо», то сразу по музыке поняла, что я тогда попала на финал этой картины (с момента сцены драки в театре). Музыка Александра Пантыкина к фильму очень выразительная, запоминающаяся. Вы с ним не раз сотрудничали?
Да, я с ним сделал несколько фильмов: «Изыди», «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Зал ожидания»… Саша серьезный композитор.
Что для вас музыка в кино? Александр Гордон как-то утверждал, что музыка нужна только беспомощному режиссеру.
Ну, я не стану полемизировать с Сашей Гордоном. У слабого режиссера может оказаться, что кроме музыки ничего нет, а у сильного режиссера музыка может стать очень сильным оружием. Оружие, которое помогает попасть в цель. Мы не мыслим Феллини без Нино Рота, Чаплина без его музыки, Рязанова без Петрова, Гайдая без Зацепина и так далее. Музыка – инструмент, который помогает придать картине определенную интонацию. Она поднимает, направляет сцену.
Вы работали практически со всеми сильными артистами из старой плеяды. Сейчас у вас снимается новое поколение. Приходится как-то менять стилистику?
С артистами как работал еще в театре, так стараюсь и сейчас.
Будучи студентом ЛГИТМИКа, вы говорили, что не понимаете, за что вам дают стипендию. Цитирую: «Для меня это время было радостным состоянием: помню, я удивлялся, что за учебу в театральном дают стипендию. За что стипендия в техническом вузе – понятно: там мучительно и противно; за такое надо платить. Но в театральном ты читаешь Шекспира, Достоевского, ставишь отрывки с друзьями, весело проводишь время, а тебе – стипендию… Меня до сих пор поражает, что зарплату платят».
Радость творчества – это не пустые слова. Я эту радость испытываю, занимаясь тем, чем я занимаюсь. Жизнь так сложилась, что я нашел дело, которое мне приносит удовлетворение. Я потому и занялся продюсированием, что хочу иметь полную свободу делать то, что мне нравится. Но у меня все же есть обязательства…
Конечно, ведь у вас шестеро детей. Приходится много работать? Я вижу у вас в работе, кроме нового фильма «Игра» и постановки в театре, пять фильмов, в которых вы заняты как актер: «Чудотворная», «Хор», «Сценарий», «Каспий», «Бедная девочка». Как вы успеваете?
Ну, я в них не ведущий артист. Поэтому вполне успеваю.
Фильм «Хор» имеет что-то общее с лентой «Хористы» с Жераром Жуньо?
Нет-нет. Ничего общего. Это совершенно другая история. Это о хоре Попова. Был такой хоровой дирижер. Он создал детский хор, который стал впоследствии знаменитым Большим детским хором Всесоюзного радио и телевидения им. Попова.
Вы работали в трех ТЮЗах. Судя по репертуару Свердловского, вам ставить спектакли о зайчиках не приходилось. Вы в ТЮЗе ставили даже «Утиную охоту» Вампилова пьесу, которая, как мне кажется, не для неискушенных детских душ.
Один раз и про зайчиков пришлось ставить. В сказке «Красная шапочка».
Ну, это же «Красная шапочка» Евгения Шварца с ее острыми подтекстами…
С плохим материалом я редко встречался. Мне везло. Были материалы более сильные и менее сильные. В этом случае приходилось долго сидеть и думать, как его изменить, чтобы вытащить из него что-то стоящее, интересное. Но в общем от плохого материала меня судьба оберегала. Я ставил в ТЮЗе не только Вампилова. Ставил «Доходное место», «Недоросля», «Женитьбу Бальзаминова»… Словом, всю нашу классику.
О вас пишут, что вы специализируетесь на психологических драмах и даже мелодрамах.
Меня интересуют человеческие страсти, диктуемое ими поведение.
Вы как-то сказали, что «кино – это развлечение». Но можно ли считать развлекательными такие ваши фильмы, как «Изыди» и «Из ада в ад»?
Смотря что понимать под «развлечением»? Развлечение – это не только смех, это и слезы, и возмущение… Эмоциональное воздействие есть – значит, вы не остались равнодушным, значит, вас задело, «развлекло». «Гамлет» – это развлечение? «Макбет» – это развлечение? Да или нет? Вы получаете возможность пережить, поплакать. Мы хотим сопереживать. Вот я вижу фильм, где герой готов подняться против зла. И я так хочу, пусть в мечтах, пусть только в кино, но хочу так устроен человек, он рад пережить эти чувства. А в жизни кругом все плохо, кругом предательство, измена, ложь. И тогда я начинаю думать: неужели мир такой плохой, все плохие? А этот герой мне возвращает веру в людей. И я тоже буду готов к благородству. И с этим чувством я иду домой. Хотя я понимаю, что я слаб, но он ведь нашел в себе силы подняться против зла, пусть и погиб. Нашелся же один такой, кто поднялся против зла. Вы помните фильм «Полет над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном? Герой мелкая личность. Чего только за ним не водилось, но у него есть чувство собственного достоинства. Он не смог мириться с тем, что творилось рядом с ним, и поднялся на борьбу, зная, что погибнет. Значит, человек может не быть тварью дрожащей, в нем еще и дух есть, есть понятие благородства, достоинства, есть жажда свободы, чувство несправедливости, он живет не только материальными ценностями. Он готов что-то свершить. И когда я вижу это в кино, то и мне хочется быть таким, быть как Николсон. Зритель, может, в жизни не готов свершить подвиг, не готов пойти на смерть. Но в кино он хочет этих переживаний.
У вас в двух фильмах затрагивается тема еврейства, погромов, Холокоста «Изыди» и «Из ада в ад». Если не считать короткометражки в Свердловске, то «Изыди» ваш первый фильм. Как вы, еврей, решились дебютировать еврейской темой, да еще о погроме?
Руководитель объединения «Дебют» Алексей Герман предложил мне снять фильм. Я принес ему нашу с Даниловым заявку на сценарий «Изыди». Алексей Юрьевич сказал: «Пишите дальше». Мы принесли ему первый вариант сценария он сказал: «Недостаточно гениально, думайте дальше». Принесли второй вариант Герман опять: «Еще не совсем гениально». Так было еще раза два, пока Мастер наконец изрек: «Гениально», – и дал добро на постановку. Сценарий мы с Олегом Даниловым написали по мотивам рассказов Шолом-Алейхема и Бабеля. Сценарий писался в 1990-е, когда в стране начались конфликты на почве межнациональной розни. Мы хотели показать, что нормальным людям чужда национальная вражда.
Через пять лет вы вернулись к этой теме в фильме «Из ада в ад». Если бы немецкий продюсер Артур Браунер вас не позвал, вы все равно вернулись бы к трагедии еврейского народа?
Честно говоря, я не собирался возвращаться к этой теме. Но Артур Браунер нашел меня и предложил уже готовый сценарий, написанный польским сценаристом о еврейском погроме 1946 г. в Кельце. Сценарий меня не удовлетворил. Я сказал, что готов обсуждать тему, если Олег перепишет сценарий. Олег сделал другую версию. Эта версия Браунером была принята. Я снял фильм.
Антисемитизм без границ (11 статей)Памятник 42 жертвам погрома в Кельце, открытый в 1990 году. Фото: Wikipedia / Halibutt, Ely1 В последние годы поляки стали снимать фильмы о Холокосте. Феликс Фальк поставил фильм «Иоанна», Агнешка Холланд – картину «В темноте» («Во мраке»), но фильм Павла Павликовского «Ида», получивший «Оскара», кинообщественность Польши восприняла как клевету. Директор Музея кинематографии г. Лодзь Мечислав Кузьмицкий на мой вопрос, волнует ли польских режиссеров трагедия села Едвабне, где все еврейское население было уничтожено самими поляками, резко ответил: «Нет. Эта тема не поднимается». Как в Польше восприняли «Из ада в ад»?
Меня с этим фильмом пригласили на кинофестиваль в Польшу, в город Лагов. Я спросил, видели ли они фильм. «Да, да, и мы очень его хотим, фильм такой проблемный…» Я приехал в Лагов, меня хорошо приняли. Но фильм почему-то не показывают. Проходит день, второй… Я его и в программе не вижу. В итоге я узнаю, что его покажут в последний день, после награждений, во время банкета. Тогда я вызываю президента фестиваля и спрашиваю: «Зачем нас позвали?» Он глаза прячет. Я понял, что они наконец посмотрели фильм и поняли, что им фильм не подходит. Тогда я говорю: «Не надо показывать вообще. Или покажите в нормальное время, чтобы его посмотрел фестиваль, критики что-то о нем сказали. В противном случае я уеду, а если у вас проблемы с оплатой, могу вернуть все расходы за билеты и гостиницу. Я прекрасно провел здесь время, все очень понравилось, но показывать картину в последний день во время обеда не надо». В итоге они картину показали хотя и в последний день, но до награждений. Было много народа, много иностранцев. Но потом произошло то, чего я никогда во время фестивалей не видел. В зале было много поляков, были молодые поляки. Все они, а также иностранные журналисты нормально смотрели фильм. И вдруг вскакивает директор фестиваля и начинает вопить, что ничего подобного не было, что это подтасовка, ложь и клевета. Я такой ярости, как у этого директора, никогда не видел. Я спросил: «Но погром в Кельце был или его не было? Кто громил? Поляки? Суд и приговоренные были или нет?» Он что-то промямлил в ответ. Но сам факт его истерики…

Польскому писателю Ежи Анджеевскому, автору романа «Пепел и алмаз», по которому Вайда снял прославивший его фильм, принадлежат такие слова: «Поляки не всегда поступают благородно, но очень не любят, чтобы об этом говорили прямо и во весь голос».
А сейчас у нас разве не находятся такие, кто кричит, что Сталин никого не сажал, ничего этого у нас не было? Но должен сказать, что остальные поляки смотрели фильм как обыкновенные зрители – плакали, сопереживали, в конце хлопали. С интересом обсуждали. Ведь факт то, что антисемитизм в Польше был. Что евреи массово после трагедии в Кельце покинули Польшу. Только в 60-ю годовщину Кельцкой трагедии ныне покойный президент Польши Лех Качиньский, отмечая эту печальную годовщину, принес покаяние от имени польского народа.
Как вам работалось с Браунером?
Работалось хорошо. Мы с ним даже подписали договор еще на четыре фильма. Правда, снял я только три из них. Но не обходилось и без споров по творческим вопросам. Самый существенный касался финала фильма «Из ада в ад». Здесь мы к согласию не пришли. В варианте Браунера в финале мать с дочкой, уходя, проходят мимо польской семьи и полька им вслед кричит разные гадости. В моем варианте – мать решается на самый высокий материнский подвиг: ради спасения ребенка она порывается снова отдать девочку в польскую семью, но уже сама девочка отказывается расстаться с матерью.
Я должна напомнить нашим читателям сюжет фильма. Польская семья приютила во время нацистской оккупации еврейскую девочку. Война окончена. Вернувшиеся из концлагеря родители хотят забрать ребенка. Но девочка не знает, что она приемная дочь. И она, и приютившая ее полька не хотят смириться с тем, что им придется расстаться. А в городке люди недовольны тем, что евреям привозят американскую помощь и что приходится возвращать им уже обжитые поляками дома. Начинается погром…
Для женщины, пережившей вторично, уже в своем городе, тот же, по сути, ужас Холокоста, потерявшей мужа, снова расстаться с дочерью ради того, чтобы у девочки была другая судьба, – это подвиг. Убирая этот финал, мы лишали женщину эмоционального подъема и поступка. Так же, как и девочку, решившую остаться с матерью. Надо отдать должное Артуру Браунеру: он пошел на то, чтобы в русском варианте, который будет показан в России, была моя версия финала, а в немецком – его. И даже оплатил обе версии. Мой вариант был показан на всех фестивалях в России. Версия Браунера была показана в Америке, номинировалась на «Золотой глобус», но не получила его. Уверен, что если бы показали мой вариант, то «Золотой глобус» мы бы получили. Но вообще, повторю еще раз, мне с Браунером работалось комфортно. Я очень люблю и уважаю эту семью: Артура, Вольфа и их детей.
В Интернете ходит версия, что погром в Кельце был спровоцирован КГБ…
Это и было в первой польской версия сценария. У нас драматургия фильма построена на том, что евреи тоже кое в чем виноваты. Ну, не нужно было спекулировать американской тушенкой. Браунер хотел убрать эти эпизоды. Я говорил, что не надо прилизывать фильм. Евреи тоже не белые и пушистые, просто это не повод для убийства. Так же, как не повод для убийства то, что не хочется возвращать евреям их имущество, уже обжитые дома, квартиры. Возьмем пример: возвращаются чудом выжившие в лагере смерти евреи, а в их доме уже живет многодетная нищая польская семья, пятеро детей. А отдавать жилье надо? Надо. В этом евреи не виноваты, но это для польской семьи не утешение. И тут побеждают все низменные чувства, тут возникают ненависть и злоба. И хотя, как я уже сказал, нормальным людям национальная вражда чужда, но есть люди, которые не могут справиться с низменными страстями: завистью, алчностью, желанием урвать побольше. Тогда в людях поднимается самое низкое, и они превращаются в озверевшую толпу, идущую убивать.
Вы член общественного совета Российского еврейского конгресса. Вас в него пригласили после фильма из «Ада в ад»? Чем вы там занимаетесь?
Когда приглашают на какие-то мероприятия, обсуждения, я стараюсь приходить.

http://www.isrageo.com/2018/05/02/astra253/

Картина дня

наверх