На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Чем прославился украинский Робин Гуд, или Кем был бунтарь Кармалюк (2 статьи)

Украинец-крепостной Устим Кармелюк ассоциируется с освободительным бунтарским движением на украинских землях Российской империи. Но личность его до сих пор видится историкам по-разному. В украинских учебниках он обозначен борцом со шляхтой, предводителем и защитником крестьян. Вот только часть историков подвергает сомнению воспетый героизм Устима. Ведь членами его группировки были и поляки, и евреи. А щепки летели не только в ограбленных богачей, от проделок Кармелюка страдал и простой люд.

Родина и власть

Народный мститель или разбойник? /Фото: pbs.twimg.com
Народный мститель или разбойник? /Фото: pbs.twimg.com

Устим Кармелюк родом из Подольской губернии – сегодня Винницкая область. Родился будущий бунтарь в 1788-м, на тот момент еще в границах владений Речи Посполитой. Спустя несколько лет родное село Кармелюка досталось по третьему разделу Польши уже Российской империи.

Смена подданства не очень-то сказалась на буднях жителей Головчинцев. Правящий класс Подолии по-прежнему составляли шляхтичи, торговлей заправляли местечковые евреи, а в крепостных ходили украинцы, называвшие себя тогда «русинами». Новые владельцы территорий были выгодны Устиму Яковлевичу в одном: в будущем, более 25 лет ему сходили с рук все его «проказы». А будь он под польской властью, грабежи и поджоги зарубили бы на корню привычной для украинцев смертной казнью. Поляки-европейцы безэмоционально резали гайдамацкие спины на ремни, четвертовали и развешивали части тел убитых вдоль дорог для устрашения. В России же к тому моменту высшая мера наказания пресекалась волей государей. Так что Кармелюк действовал фактически безнаказанно: порка и даже каторга выглядели на фоне польского правосудия сущей мелочью.

Неуловимый враг богатых

Памятная табличка в честь украинского героя. /Фото: static.ukrinform.com
Памятная табличка в честь украинского героя. /Фото: static.ukrinform.com

В начале 19 века Кармелюк пополнил крепостные ряды властного помещика Пигловского. Существуют свидетельства, что в 1812-м он попал в крайнюю панскую немилость из-за дел сердечных. Якобы пани Розалия, супруга Пигловского, проявила к бойкому Устиму недвусмысленный интерес. Накануне, Кармелюк спас ей жизнь, и расчувствовавшаяся женщина не сдержалась в благодарственных порывах. Да и знавшие Кармелюка в один голос описывали его, как хоть и невысокого, но плечистого, крепкого, уверенного в себе и смекалистого парубка. Учуяв происходящее, разгневанный Пигловский сначала повелел хорошенько пройтись по Кармелюку кнутом, а после переквалифицировать в рекруты на 25 ближайших лет. Такое решение оказалось сродни долгой ссылке.

Кармелюка-романтика постригли в солдаты и отправили в уланский царский полк. Но уже спустя пару месяцев он ловко дезертировал в компании близкого товарища из казармы в Каменец-Подольском, вернувшись в родные края мстить. Устим поджег усадьбу ненавистного Пигловского и близлежащие панские винокурни. Этот эпизод и прописан в учебниках «первым сопротивлением помещичьему произволу». Следом пожары перекинулись и на соседей Пигловских. Устим Кармелюк быстро сколотил многочисленную компанию сподвижников-бунтарей, взявшихся активничать во имя спасения от порабощающего произвола.
Власти, которым не пришлось долго перебирать потенциальных преступников, сходу объявили Устима Кармелюка вместе с его соратниками в розыск. Поиски длились не один месяц, пока подозреваемых не поймали в 1813 году. Наказанием бывшему крепостному Пигловского назначили полсотни ударов шпицрутенами с последующей ссылкой в крымский батальон штрафников. Предприимчивый Кармелюк до места назначения не доехал, сбежав по пути следования домой. Там он продолжил предпринимать меры противостояния российскому дворянству и местным властям, особо не перебирая методами борьбы.

В 1814-м очаги восстаний, причастность к которым приписывают Кармелюку, вспыхнули в Летичеве, Ольгополе, Литине и остальных винницких и хмельницких районах. Но теперь уже отыскать поднаторевшего Кармелюка было делом непростым. Попался украинский Робин Гуд жандармам только спустя 3 года, в 1817-м. На этот раз за весь комплекс содеянных преступлений ему назначили высшую меру наказания, но по какой-то счастливой случайности смертную казнь сменили 25 ударов кнутом и десятилетняя сибирская ссылка. В Сибирь Устима доставить не удалось: он сбежал при первой же возможности в районе села Вятка в границах нынешней Сумщины. Технично покинув этапную тюрьму, Кармелюк снова пришел на родное Подолье.

Судебный роман

Музейный экспонат в Каменец-Подольском. /Фото: ua.elenapuzatko.com
Музейный экспонат в Каменец-Подольском. /Фото: ua.elenapuzatko.com

Учитывая череду удач, сопровождавших борца за свободу долгие годы, соратники считали его заговоренным. Блюстители порядка и представители высшего слоя населения шептались о том, что он колдун. Мститель из народа был бельмом на властном глазу. В общей сложности его официально задерживали и отдавали под суд восемь раз, клеймили раскаленным железом, Кармелюк перенес порядка сотни ударов батогами. Но всякий раз Устим умудрялся избегать продолжительного заключения и неизменно возвращался в родной дом, снова и снова подбивая народ на противостояние. Есть данные, что несколько раз Кармелюк спасался от силовиков, выдавая себя то за костромского солдата, то за шляхтича из Люблина. Тому способствовала природная смекалка и отличное владение польским языком и русским с его краевыми наречиями.

Серебряная пуля

Памятник Кармелюку на Украине. /Фото: vlasno.info
Памятник Кармелюку на Украине. /Фото: vlasno.info

Осенью 1833-го для борьбы с мощной волной повстанцев создали так называемую Галузинецкую комиссию, призванную покончить с Кармелюком и бунтарскими явлениями. К 1835-му след народного мстителя был взят. Против Кармелюка снова сыграли любовные связи. Бунтаря взяли в доме его любовницы Процьковой, расправившись с ним из засады. По легенде, героя застрелил шляхтич Рутковский, специально изготовивший на этот случай серебряную пулю. Ведь, по сложившемуся мнению, обычный заряд непотопляемого Устима не брал. Бездыханное тело еще не один день возили по окрестным селам, убеждая испуганных крестьян в том, что царская власть достанет любого. И неуязвимость «кармелюков» - лишь дело времени.

И если сегодня Устим Кармелюк по-прежнему преподносится национальным украинским героем, то есть на эту версию и альтернативный взгляд. Согласно другим историческим мнениям, «подольский Робин Гуд» и в солдаты угодил вполне заслуженно (за крупное воровство), и его личная «армия» помимо помещиков грабила и даже убивала простых смертных.

Веком позже другой украинский гетман также следовал такой политике, но гораздо более дерзко. Так случились 7 измен Ивана Мазепы, за которые он в итоге поплатился жизнью.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180521/49881/

Устим Кармалюк – "украинский Робин Гуд"

В марте исполнилось 235 лет со дня рождения Устима Кармалюка (Кармелюка) (1787-1835) – «последнего гайдамака», «украинского Робин Гуда», предводителя крестьянского движения на Подолье в 1813-1835 годах. Крестьянин, отданный в солдаты, дезертир, ставший разбойником, терроризировавший долгое время Подольскую губернию, гроза богатых панов и простых крестьян, – этот человек стал легендой малороссийского фольклора и был героизирован в советское время.

Севастьян (Устим) Кармалюк родился 10 марта (27 февраля по ст.ст.) 1787 года в семье крепостных крестьян в селе Головчинцы Барского староства Летичесцкого повета Подольского воеводства Малопольской провинции Королевства Речи Посполитой (ныне село Кармалюково Винницкой области Украины). В 1793 году в результате Второго раздела Речи Посполитой Подольская губерния отошла к Российской империи. Однако жизнь этой глубинки изменилась мало: по-прежнему правили польские паны, торговлю вели евреи, а крепостными были местные крестьяне, которых именовали тогда русинами.

В 1794 году в возрасте 17 лет Устима Кармалюка забирают служить при дворе пана Пигловского. Способный парень, понимавший русский, польский и идиш на барской службе овладевает грамотой, а заодно и перенимает привычку к щегольству и тягу к легкой жизни. В многочисленных будущих судебных актах не раз будет упомянуты его высокие сапоги и «польская чемерка» – одно из названий «венгерки», кафтана, который носила мелкая польская шляхта.

По одной версии из-за ссоры с управляющим помещика, по другой из-за конфликта с помещиком Пигловским и его женой Розалией, которую Устим спас от смерти, остановив понесших бричку коней, но не ответил на проявления чувств пани взаимностью, Кармалюка записывают в 1811 году рекрутом в русскую армию. Перед этим Кармалюка обвинили в краже серебра и били по приказу пана плетьми.

В то время Устим был уже женат и имел троих детей. Чтобы не идти в армию, где служба продолжалась 25 лет Кармалюк совершает первый побег из поместья Пигловских. Вскоре беглец объявляется в имении без двух передних зубок, пытаясь таким образом избежать призыва.

В грозном 1812 году Кармалюк всё же попадает в царскую армию, где служит в 4-ом Украинском казачьем полку в Каменец-Подольском .В 1813 году Устим дезертировал из полка и скрывается в лесах вместе с несколькими дезертирами – знакомыми подольскими крестьянами. В урочище Скала сохранилась Кармалюкова пещера, в которой укрывались беглецы, которые становятся разбойниками – совершают нападения и грабят местных помещиков. Летом 1813 года Кармалюк мстит помещику Пигловскому – сжигает его винокурню, а самого пана прилюдно избивает батогами. Но вскоре беглецы были пойманы, наказаны 500 ударами шпицрутенов и отправлены служить в Крым. По пути к месту службы Кармалюк сбегает вместе с ещё одним участником шайки – свояком Данилой Хроном.

Отряд Кармалюка и Хрона в 1814-1817 годах продолжает нападать на поместья и воровать лошадей в Подольской губернии. В 1817 Кармалюк и Хрон были схвачены и доставлены в Каменец-Подольский. По обвинению в убийстве помещика военный суд приговорил Кармалюка к смертной казни. Однако Подольский военный губернатор заменил казнь на наказание плетьми, клеймение и ссылку на 10 лет каторги в Иркутскую губернию.

Памятник Устима Кармалюку. Источник изображения wikimedia.commons

В декабре 1818 года, Кармалюк сбегает из Вятской пересыльной тюрьмы и весной возвращается на Подолье, где продолжает нападать на панские усадьбы. В феврале 1822 года его жертвой стал зажиточный хуторянин Павел Опаловский, которого Кармалюк с подельниками ограбили и смертельно ранили.

Осенью 1822 года Устим Кармалюк, намереваясь отойти от преступных дел, хотел переселиться в Черноморские степи, однако супруга Мария была против переезда из родного села. В скором времени отряд из 50 вооруженных всадников во главе с шляхтичем Островским выслеживает и разбивает отряд Кармалюка. Устим был захвачен и предстал перед судом. Во время следствия он выдавал себя за австро-венгерского солдата-дезертира Василия Гавриленко, который был родом с Галичины причем на очной ставке с женой и сыновьями, отказывался от того, что он Устим Кармалюк.

12 марта 1823 года при заточении в Каменец-Подольской крепости, Кармалюк вместе с другими заключёнными организовал свой четвёртый побег, но при попытке к бегству, был ранен, схвачен и прикован к каменному столбу в башне Юлия II (Папской, позже названной Кармалюковой). В апреле 1823 года на Каменецком майдане Кармалюк был наказан 101-м ударом кнута, ему выжгли клеймо на лбу, после чего сослали на вечную каторгу в Сибирь. Два года Кармалюк вместе с другими каторжанами провёл в пешем конвоировании в Тобольск. В 1825 году из Тобольской каторжной тюрьмы переведён в Ялуторовск. Вскоре опять бежал, но был схвачен и приговорён к ещё более суровым условиям содержания.

Осенью 1825 года, во время ночной бури, Кармалюк выломал решётку, собрал рубашки всех сокамерников и связал их в длинный канат. К концу каната привязал камень и перебросил его через тюремный частокол. При помощи этого подвесного моста прямо из окна за изгородь друг за другом бежали все каторжники. На Подолье добрался весной 1826 года и занялся старым промыслом – нападениями на помещиков и корчмарей. За полгода в окрестностях Бара, где промышлял Кармалюк, было украдено 2 000 волов и 400 лошадей, не считая денег, домашней утвари и одежды.

Памятник на месте вероятной могилы Устима Кармалюка. Источник изображения wikimedia.commons

В июне 1827 года, и Кармалюк и два его сообщника были схвачены помещиком Феликсом Янчевским в селе Кальна-Деражня. Шляхте помогли местные крестьяне, которым связанный Кармалюк крикнул в отчаянии: «Почему же вы их (то есть панов) не вяжете за то, что они вас притесняют?». Это единственное зафиксированное в документальных источниках высказывание, которое можно воспринять как политический призыв бороться с помещиками. Военная команда в количестве 50-ти солдат доставила закованного в кандалы Кармалюка в город Летичев.

В начале декабря 1827 года Устим переведён из Летичевской тюрьмы в Литинскую, где было продолжено следствие. Предпринял безуспешную попытку побега и бунта в тюрьме в декабре 1827 года из-за отказа тюремного начальства позволить Кармалюку свидание с сидевшей здесь же любовницей Марией Добровольской.

В марте 1828 года Кармалюк осуждён главным Подольским судом к наказанию 101-м ударом кнута. Кармалюк был отправлен на Боровлянский каторжный винокуренный завод (с 1830 года — стеклозавод) в Курганском уезде Тобольской губернии (ныне в Боровлянском сельсовете Белозёрского района Курганской области). В 1829 году совершил побег.

В январе 1830 года задержан в Нежине за неимением документов. Поверив, что это дезертир Павел Богданов, его подвергли наказанию в Екатеринославском ордонанс-хаузе в 100 шпицрутенов, затем отправили на военную службу в Новгородскую губернию в Архангелогородский пехотный полк, откуда бы совершен неудачный побег. В конце года новый арест в селе Новая Синява экономом Секлецким. Устим был заключён в Литинскую тюрьму.

 

В декабре 1831 года приговорён Литинским уездным судом: наказать 101-м ударом, сослать на каторжные работы. В апреле 1832 года Кармалюк разобрал потолок в своей камере и сбежал из Литинской тюрьмы и занимался прежним промыслом.

22 октября 1835 года Кармалюк был убит выстрелом из засады 18-летним шляхтичем Ф. Рутковским в доме Елены Процковой в деревне Коричинцы Шляховые (Путевые Кориченцы) Деражнянской волости Летичевского уезда Подольской. По преданию убит был не пулей, а серебряной «заказной» пуговицей — только так можно было убить «колдуна», которым считали в то время Кармалюка. Шляхтич Ф. Рудковский удостоился личной встречи с Николаем I в Санкт-Петербурге, был пожалован перстнем с бриллиантом и получил пожизненное освобождение от уплаты налогов.

Так закончил свою жизнь знаменитый разбойник Кармалюк. После 1825 года не было более авторитетной фигуры в преступном мире Подолья. Тщательно документированные уголовные дела Кармалюка, насчитывающие 9000 листов, свидетельствуют о том, что его жертвами были не только богачи и помещики, но и простые крестьяне – более половины из пострадавших от него и его подельников.

Необходимо понимать, что разбой в тот период был широко распространенным социальным явлением. Сотни людей жили разбоем, и большинство из них утверждало, что мстят за обиды, которые нанесли им власть имущие. Так же и в истории Устима Кармалюка присутствует романтическая завязка – спасенная пани, неблагодарность господ, несправедливость которых толкает героя на большую дорогу. Насколько это всё достоверно установить уже едва ли возможно.

В людской молве простые разбойники нередко превращались в заступников и народных мстителей, стоило им поделиться несколько раз с бедными своей добычей, а усилиями литераторов они же становились романтическими фигурами, подобными Робин Гуду. Устные легенды о народном герое Устиме Кармалюке собирали Н. Костомаров и Тарас Шевченко. Кармалюку приписывали авторство ряда украинских народных песен. Максим Горький называет Кармалюка «украинским Робин Гудом».

В советское время произошла героизация этого образа. Появились романы, пьесы, оперы, снимаются фильмы главным героем которого является Устим Кармалюк. Несколько сел и улиц в украинских городах носят имя Кармалюка. В современной Украине, конечно, попытались сделать из Кармалюка борца против русского царизма и национального угнетения. Однако парадокс в том, что только благодаря тому, что с 1754 года в Российской империи, к которой отошло Подолье была отменена смертная казнь за общеуголовные преступления, Устим Кармалюк получал за свои преступления вместо виселицы телесные наказания, тюрьму, каторгу и мог продолжать свою деятельность такое длительное время.

https://dzen.ru/a/Yj9VcrCmCTsquQoH

Картина дня

наверх