На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Легенда о цуба-цубе. Части 1-6

Легенда о цуба-цубе

Ветка сливы в руке –
С Новым годом иду поздравить
Старых знакомых…
Сики
Данный эпиграф к тому, что это первый материал, который я написал в новом 2019 году, и он является своего рода поздравлением всем посетителям сайта «ВО», потому что речь в нем идет о… красивом! А красивое всегда радует и приятно для глаз, сердца и ума. И вот как раз цуба - одна из таких приятных, на мой взгляд, вещей. С ее истории мы и начнем новый год и новую тысячу материалов на этом сайте…

Ну что ж, так и быть –
Уступлю свой плетень на сегодня
Соловью-запевале.
Исса

Человек во всем дитя природы. Весь образ его жизни продиктован естественно-географическими условиями среды его обитания и именно поэтому аборигены Австралии носят набедренные повязки, а эскимосы и чукчи – штаны мехом внутрь. «Если ты ленив, – говорят китайцы, сей пшеницу, а если трудолюбив – расти рис!» Однако те же японцы растят рис не потому, что так уж трудолюбивы, просто в их условиях естественной географической среды никакая другая культура их просто не прокормит, ведь 75% их территории – горы, а равнины занимают меньше 25% территории и на этих 20-ти живет основная часть населения страны и производится 80% риса! Страну постоянно трясло землетрясениями в прошлом, ничего не изменилось и теперь: ежегодно здесь происходит до 1000 заметных колебаний почвы. Только в Токио ежедневно бывает 1,5 землетрясения в день магнитудой от 2 и выше баллов. А еще добавим к этому цунами, ураганы-тайфуны, тяжелый климат – летом жарко, влажно и душно, зимой ветрено и холодно, так что жить там просто тяжело. Однако несмотря на такие сложные условия естественно-географической среды японцы считают именно свою землю Землей Богов и лучшим местом для жизни на земле!

За многие тысячелетия своей истории японцы создали на этой земле поистине уникальную культуру, причем не только самобытную, но и очень высокую. Но опять-таки весьма и весьма специфическую, если мы опять же обратимся к условиям их обитания.

Как бы там ни было, а если есть культура, то можно ей интересоваться, можно с ней знакомиться и можно ее изучать. Так, например, более года назад здесь, на «ВО», была опубликована серия из четырех материалов под названием «Японский меч: все глубже и глубже…», в которых рассказывалось об этом оригинальном и, скажем так, сугубо национальном японском оружии. Последний материал заканчивался словами, что «японский меч – это целая история, погружаться в которую можно долго и… очень глубоко. Но мы на этом наше «погружение» пока закончим». Но вот прошел год, и мы вновь возвращаемся к этой интересной теме. Только речь теперь уже пойдет не о самих японских мечах, а о такой важной их детали, как цуба. Впрочем, было здесь и о цубах*, но летом 2015 года, а с того времени и воды много утекло, и много новой информации появилось. Так что есть смысл вернуться к этой теме уже на новом уровне. В тех двух статьях основным источником иллюстраций были фотографии, предоставленные компанией «Антиквариат Японии». В новой серии это будут фотографии цуб из коллекций разных музеев мира, включая и такие, как «Метрополитен-музей» в США и Национальный музей в Токио.

Меч кэн, V в. Найден в префектуре Кумамото. Длина 59,7 см. Получен по обмену из Токийского национального музея в 1906 году. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, а начать нам придется с самого начала. А самое начало это… эпоха, когда все японские мечи были прямыми, поскольку в таком виде и заимствовались из Китая, являвшегося для тогдашних японцев образцом во всем. На фото вы видите меч, который был обнаружен в одном из самых известных ранних курганов в Японии – Эдо Фунаума кофун, который находится в префектуре Кумамото, на острове Кюсю, на юге Японии. Курган, который был впервые раскопан в 1873 году, принес много редких находок, включая ювелирные украшения, короны, парадную обувь, детали доспехов, зеркала и несколько мечей, все очень высокого качества.

Мечи этого периода чрезвычайно редки и показывают самую раннюю стадию в развитии японского меча. Этот клинок был передан Метрополитен-музею искусств в 1906 году в рамках обмена художественными объектами с Императорским музеем в Токио, который был организован доктором Дином Башфордом, который в то время был почетным хранителем оружия и доспехов в Метрополитен-музее. В 1965 году оставшиеся находки после раскопок были официально обозначены как «Национальные сокровища», то есть предметы, имеющие самый высокий рейтинг среди всех культурных ценностей в Японии. Сейчас они находятся в собрании Токийского национального музея.


Меч кэн с рукояткой в стиле ваджра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Следующий меч, который представлен здесь на фото, сохранился прямо-таки прекрасно и это тоже типичный (хотя и не совсем) японский меч кэн. То есть у него типичный прямой клинок, длина которого 30,6 см, а длина рукояти 9,7 см. Интересно другое, а именно то, что никакой гарды у его рукояти нет вообще. Более того, сама по себе она явно необычна и это действительно так, поскольку она представляет собой символическое оружия богов – ваджру. И вот как раз именно его форма и сделала ее столь подходящим объектом для использования в качестве рукояти меча (кэна), хотя мечи с такими рукоятями крайне редкий пример объединения эзотерической буддийской практики и японского меча. Клинок датируется поздним периодом Хэйан или ранним периодом Камакура (конец XII- начало XIII века), а рукоять из позолоченной меди в форме ваджры, вероятнее всего, была сделана в начале периода Намбокутё (середина XIV века). В буддийской иконографии меч представляет собой защиту религиозного учения от лжи и зла. Это символ интеллекта и, следовательно, победы духовного знания, который открывает путь к просветлению. В сочетании с рукояткой ваджры он обозначает меч мудрости (е-кен), один из главных атрибутов одного из божеств индуистского происхождения — Сингон Фудо, которое было ассимилировано в японский буддийский пантеон в IX веке. В школе эзотерического буддизма Сингон Фудо является проявлением Верховного Будды (Дайнити Ньорай), явившегося для борьбы со злом и защиты праведных дел. Поэтому возможно, что этот кен был создан для использования в ритуале Сингон, посвященного Фудо. Изображения Фудо часто появляются в украшении японских доспехов и оружия. Обычно его показывают окруженным пламенем, и держащим меч, направленный вверх, в правой руке, и веревку (кенсяку), которой он связывает и сводит на нет зло, в левой руке.

Легенда о цуба-цубе (часть 1)

Колокольчик-ваджра и собственно ваджра (Британский музей, Лондон)

Позднее, меч приобрел свою характерную изогнутую форму, то есть по сути дела превратился в… саблю. Но опять же по традиции эту японскую «саблю» мы называем мечом, так же, как и прямые мечи викингов, имевшие одно лезвие и скошенное острие. Ну так уже повелось, традиция, однако. Ну, а результатом всех японских экспериментов с их однолезвийными мечами стала их совершенно особая конструкция. Европейский меч делался «на всю жизнь» и разобрать его было невозможно, поскольку хвостовик клинка у него расклепывался. Японский меч был сборно-разборным. То есть все детали его рукояти с клинка (хвостовика клинка) легко снимались, после удаления специального крепежного штыря (клинышка) – мэкуги.

Клинок японского меча катана, подписанный мастером Масазанэ**, год 1526.
Длина меча 91,8 см; длина клинка 75,1 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Хвостовик меча Масазанэ с подписью. Хорошо видно отверстие для мэкуги. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

И такое устройство оказалось очень удобным. К одному и тому же клинку стало возможным иметь сразу несколько рукоятей и цуб! Вот почему, кстати говоря, их так много. Ведь их количество в мире на порядок превосходит количество японских мечей в тех же музеях! А причина проста. Фамильный меч передавался из поколения в поколение. Но мода менялась, и старая монтировка с меча снималась и заказывалась новая. Ну а после 1876 года, когда началась массовая распродажа японских мечей, не все коллекционеры, да и просто любители диковинок, могли позволить себе купить именно меч. А вот цубу… почему бы и не купить, и японские мастера тут же принялись в массовом порядке делать цубы и сбывать их европейцам, копируя при этом наиболее «товарные» образцы.


Клинок танто, подписанный Кунитоси, ок. 1315–1316. Длина 34,6 cm; длина клинка 23,8 cm); вес 185 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Мирная эпоха Эдо также сказалась на традициях японских «мастеров меча». Клинки стали украшать изображениями, чего до этого не наблюдалось, а те же самые цубы стали богатыми и изысканными, тогда как в самом начале они представляла собой сугубо техническую деталь и не более того.


Ранняя цуба***, ок. III – VII вв. Бронза, золото. Длина 7,9 см, ширина 5,8 см, толщина 0, 3 см. Вес 36,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Цуба, ок. III – VI вв. Железо. Длина 9,2 cм, ширина 8,9 cм, вес 56,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

* Напоминаем, что в японском языке нет склонений, так что писать вроде бы надо везде «на цуба». Например, Е.Б. Скраливецкий в своей книге «Цуба – легенды на металле. СПб., ООО «Издательство «Атлант»», 2005, это слово нигде не склоняет. Но… почему мы должны следовать нормам чужого языка, когда говорим и пишем на родном? Мне лично кажется, что это неправильно. Писать надо так, как это принято по нормам русского языка и следовать нашей языковой традиции.

** Масазанэ был «мастером меча» в конце периода Муромати в Исе (в современной префектуре Ми). Принадлежал к школе Сенго Мурамаса. Этот меч имеет характерную линию закалки, выполненную в форме айа-сугуха-да («изогнутые зерна»). Лезвия с узором айя-сугуха-да являлись «торговой маркой» знаменитой «Школы мечников Гасана» с XIV века. Этот меч единственный известный пример клинка с таким рисунком, изготовленного мечником, который к этой школе не принадлежал. Меч находится в идеальном состоянии, подписан и датирован, и имеет чрезвычайно редкий рисунок зерна, сочетание важных качеств, редко встречающихся в одном мече. На передней стороне есть надпись («Масазанэ сделал это»), а на обороте дата 12 августа 1526 г.

*** Эта цуба происходит из кургана (кофун) в Сиоде, в японской провинции Бизен, и является одной из первых цуб в Японии. В США попала по обмену предметами между Императорским музеем (позже Токийским национальным музеем) и Метрополитен-музеем в 1905–1906 гг.
Спит крестьянин в горах –
Под головой мотыга.
Жаворонок поет.
Исса

Мотыга, конечно, проще и дешевле меча. Но принцип тот же: рабочая часть может заменяться на рукоять, рукоять - заменяться на рабочую часть. Это – удобно. Поэтому и японские монтировки на клинке тоже были съемными. Сломался клинок – можно сохранить монтировку. Экономия! Вышла из моды цуба, истерлась оплетка цуки – рукояти – заказал новые. То есть старый клинок можно было под требование изменившейся моды, хотя сам клинок при этом оставался без изменений! При этом в разные эпохи было известно множество разновидностей оправ для меча, причем многие из них даже регламентировались указами самого сёгуна. Но следует помнить, что все боевые мечи самураев эпохи Хейан и последующих эпох, вплоть до эпохи Муромати, были мечами всадников – то есть мечами тати, которые носили на бедре лезвием вниз, слева на поясе на шнурах обитори. Шнуров (ремней или цепочек) было обычно два. Ну, а вид оправы говорил о статусе самурая. Так, полководец обычно имел оправу меча сиридзая-но-тати, которая отличалась от прочих тем, что в этом случае ножны меча на две трети обтягивались шкурой тигра либо кабана и походили на пушистый хвост! В любом случае тати носили в паре с кинжалом танто. А вот меч катану напротив, носили засунув за матерчатый пояс оби и в паре с мечом вакидзаси. Монтировка «без шнуров» называлась букэ-дзукури.

Легенда о цуба-цубе (часть 2)

Кинжал танто в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева направо: цуба, сэппа, хабаки, вари-когай – когай разделенный посредине, и «ножик» ко-гатана. (Британский музей, Лондон)

Рассмотрим, из каких деталей состояла оправа меча букэ-дзукури:

• Прежде всего это была деревянная рукоятка, в качестве покрытия которой использовалась кожа ската. Обычно ее оплетали шнурами из кожи, шелка или хлопковой пряжи. У танто оплетка была редкостью.
• Рукоять имела «головку» (касира) и кольцо, с помощью которого оно закреплялось на рукояти (фути).
• Рукоять имела также украшения (мэнуки) в виде маленьких фигурок, которые вставлялись под оплетку рукояти и ей же и удерживались. Если ее не было, то они закреплялись на рукояти без оплетки, при помощи небольших штырьков.
• Цуба (вот наконец-то мы до нее и дошли!). Гарда. Но «гарда» в данном случае понятие европейское, а не японское. Гарда – это средство защиты, а здесь все совсем наоборот – это упор для руки, чтобы она не могла соскользнуть на клинок при определенных ударах.
• Ножны меча (сая) в Японии было принято делать из древесины магнолии, хотя известны и ножны из слоновой кости). Их покрывали лаком и украшали росписью и инкрустацией. Причем ножны японских мечей отличались от европейских тем, что имели специальные «емкости» куда помещалось три предмета, европейцам неизвестных. При этом подчеркнем, что эти «предметы» входили в комплект только меча катана. Тати, никаких дополнений в ножнах не имели. Итак, что же это были за «предметы»?
• Дополнительный нож (ко-гатана). Он имел весьма художественно оформленную рукоять (кодзука). В ряде источников указывается, что это метательный «ножик», что-то вроде сюрикена. Но… сегодня считается, что на самом деле этот ножичек клинком характерной формы был чем-то вроде перочинного ножа и не более. И вот для этого ножика в ножнах катаны устраивался продольный «карман», из которого была видна только красивая рукоятка ко-гатаны, причем она проходила насквозь через специальное отверстие в цубе и дальше заходила на рукоять меча. Располагался этот «ножик» всегда на внутренней стороне ножен – стороне ура. При этом рукоятка ко-гатаны – кодзука, обычно имела 10 см в длину, в ширину 1,3 см и сама по себе представляла небольшое произведение искусства. Опять же интересно, что украшена она была только с одной стороны – внешней. Внутренняя была плоской и лишь отполированной. Хотя на ней могла быть помещена подпись мастера.
• Далее это была булавка (когай), служившая для самых разных целей: с ее помощью можно было и волосы уложить, и уши почистить (для этого на конце была специальная «ложечка»), и... воткнуть в отрубленную голову убитого врага в качестве знака оповещения, ведь и она тоже была оформлена в едином стиле с фурнитурой меча! Располагался он на лицевой стороне ножен (омотэ). Считается, что когай в ножнах меча или кинжала вещь более древняя, чем ко-готана.
• Когай мог быть расщеплен посредине. В этом случае он превращался в вари-когай или вари-баси – палочки для еды; но не деревянные, а металлические; внешне они подобны когаю, но только разделены вдоль.
• Если меч имел оправу, сделанную в провинции Хиго (это касалось также и кинжалов), то на нем могла находиться так называемая «конская игла» (умабари), имевшая вид трехгранного клинка с плоской рукоятью, служившая ланцетом для кровопускания лошадям.
• Когай, ко-гатана и две мэнуки для украшения рукояти составляли особый гарнитур митокоро-моно («три вещи»), которые вместе с такими деталями, как фути – муфта овальной формы на рукояти у цубы, и касира – навершие рукояти, представляли собой желанный подарок одного даймё другому. Причем подарки с намеком, ведь по своему оформлению они могли и не совпадать с уже имеющейся оправой на мечах одаряемого. И тому приходилось, особенно если это был подарок от высшего к низшему, искать затем мастера, чтобы он из уважения к дарителю доделал бы к ним ту же цубу. Ведь знатный даритель мог потом попросить показать меч или просто даже посмотреть – куда пошли его подарки, и не использовать их значило проявить неуважение!

Наше знакомство с цубами мы начнем с цуб… не имеющих отверстий для дополнительных принадлежностей, о которых здесь идет речь. То есть были и такие мечи, у которых были цубы без отверстий – это прежде всего тати и нодати («очень большой тати»), но также были и мечи катаны, тоже отверстий не имевшие. Не надо думать, что если отверстий нет, то эта цуба древнее, чем та, что с отверстиями… Вот, например, исключительно простая цуба без дополнительных отверстий на ней. Есть только одно – для клинка. Изготовлена эта цуба в XVI в. Материал: железо и медь. Толщина 8,9 см; толщина 0,6 см; вес 147,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Все рукояти этих принадлежностей выступают из ножен таким образом, что проходят сквозь отверстия в цубе. Известно, что в позднем Средневековье в Европе на ножнах мечей, случалось, крепились дополнительные футляры с принадлежностями. В их число входили ножи, вилки и даже ложки, особенно часто встречавшиеся в гарнитурах так называемых «охотничьих мечей». Так что некое сходство здесь имеется, хотя вряд ли тут могла быть хоть какая-то связь.


Цуба 1615–1868 гг. Аверс. Материал: железо и медь. Диаметр 8,6 см; ширина 8,3 см; толщина 0,5 cм; вес 155,9 г. Обратите внимание на минималистский характер изображения. Трудно даже понять, где аверс и где реверс. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Эта же цуба. Реверс.

Вся оправа меча называется косираэ и наличие в ней дополнительных «инструментов» вроде когая, ко-гатаны и вари-когая существенно усложняет работу мастера. Ведь конструкция ножен меча также становится сложнее. Нужно прорезать в них два отверстия для рукоятей ко-гатаны и когая. Нужно проделать их так, чтобы они входили через них в свои «гнезда» под углом и немного выступали через отверстия в цубах. И нужно сделать так, чтобы они не вываливались из каналов, в которых они находятся, а сами ножны при этом не теряли свою прочность. Кроме того, следует расположить все эти детали не как-нибудь, а так, чтобы ко-гатана и когай легко извлекались одним движением большого пальца руки, лежащей на рукояти меча!

Эту цубу можно условно назвать «Джункуй против демона», и да, действительно, на ней мы видим, как «желтый демон» обращается в бегство от одного только взгляда этой бородатой личности в головном уборе чиновника. Чжункуй – укротитель демонов в народных верованиях Китая, Особой популярностью он пользовался в эпоху сёгуната Токугава, о чем, кстати, говорит и время изготовления данной цубы. Сама цуба железная, но фигурка «желтого демона» явно из бронзы, а глаза, зубы и браслеты, традиционно золотые. А вот изображение Джункуя не патинировано и поэтому сохранило естественный цвет красной меди. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, бронза, золото. Диаметр 9,2 см; ширина 8,9 cсм; толщина 0,6 см; вес 195.6 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Эта же цуба. Реверс. На нем демон прикрылся блюдом для риса.

Таким образом, мы видим, что японский меч был и очень простым и одновременно очень сложным и продуманным изделием. Клинок можно было легко освободить от оправы и долго хранить в специальном пенале, опять-таки снабдив специальной оправой для хранения. Можно было к одному и тому же клинку заказать любое количество оправ, изготовленных в одном стиле с доспехами или церемониальной одеждой. Не говоря уже о том, что оформление оправы мечей регламентировалось многочисленными указами сёгунов. Например, указом 1624 года запрещались ножны красного цвета и квадратные цубы, а также клинки длиннее 60 см. Находясь на службе в замке сёгуна в Эдо, куда местные даймё призывались регулярно, также следовало иметь при себе меч, оправленный совершенно определенным образом, а не так, как того желалось его хозяину. Было предусмотрено, что, представляясь сёгуну, самурай должен был иметь не только специальные штаны нагабакама с длинными словно шлейф штанинами, чтобы обладатель их не мог бы совершить предательского нападения, но и меч он при себе должен был также иметь особый – камисимо-дзаси. Этот короткий меч не имел гарды, а в рукоять – мэкуги, так что она легко соскальзывала с клинка при попытке выхватить его из-за пояса. Ну, а прислуга, стоящая у дверей, тщательно проверяла кто с чем входит в покои их господина и есть или нет мэкуги в рукояти их меча!

Цуба «Самурай за деревом». На ней изображен самурай в соломенной накидке, стоящий, либо прячущийся за цветущим деревом (аверс), а вот шляпу свою он обронил на оборотной стороне цубы, то есть той, что обращена к острию клинка. На ней нет отверстий для когая и ко-гатаны. Но обратите внимание: на ней есть два небольших отверстия. Что это и зачем? Отверстия эти назывались удэнуки-ана, а служили для того, чтобы через них пропускали шнур темляка. Не на всех цубах они были, но… были. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото, серебро, медь, бронза. Диаметр 7,9 см; ширина 7,5 см; толщина 0,8 см; вес 175,8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Та же цуба. Реверс.

Были изданы и указы, направленные на борьбу с роскошью. Так, в 1830 году было запрещено иметь на мечах оправу с деталями из золота. Но самураи тут же нашли выход и все, что было сделано из золота распорядились закрасить черным лаком – лишний пример того, что любые запреты, в общем-то совсем и нетрудно обойти.

Многие считают и даже пишут об этом в книгах, ссылаясь при этом на коллекции своих друзей и знакомых, что японцы не использовали для отделки цуб такие материалы, как камень, кораллы, перламутр, жемчуг, хотя использовали даже такие материалы, как дерево, кожа, слоновая кость и фарфор. На самом деле использовали, но редко. И вот одна из таких редких цуб. Время изготовления: 1615 – 1868 гг. Материал: медь и перламутр. Вес 85 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Гуси: га-га-га!
— Первым я, первым я расскажу
О том, что знаю!
Исса.

Итак, наш прошлый материал закончился на том, что цуба является частью мечного гарнитура, и в таковом своем качестве должна подходить и сопрягаться с деталями оправы меча, называвшейся у японцев косираэ. Ну, а сегодня мы познакомимся с устройством цубы уже более подробно. Опять-таки, в прошлый раз мы узнали, что были цубы и без отверстий для когая и ко-гатаны, но что на некоторых были отверстия для темляка. Но вот что еще помещалось на цубе, как все это называлось, рассказано будет сейчас. А кроме того, мы познакомимся с многочисленными разновидностями цубы.

Как уже отмечалось, цуба – не гарда, а упор для руки. Правда, в японском фехтовальном искусстве существовал прием цубадзериай, что означало «давить цубой друг на друга». Но это отнюдь не означало, что удары мечом наносились именно по цубе и ей же и отражались. Следы повреждений от меча на цубах исключительная редкость! То есть ее задача заключается в том, чтобы не дать руке обладателя меча соскользнуть на клинок, только и всего!

Просто так поставить цубу на место было нельзя. Нужны были еще две детали, называвшиеся сэппа, вплотную прижимавшиеся к поверхности цубы. Одна со стороны клинка, другая со стороны рукояти. Удерживала цубу на клинке еще и запорная муфта хабаки, но непосредственно цубы она не касалась, поэтому говорить о ней сейчас мы не будем.

Поскольку пластины сэппа обычно были не видны, то они и не украшались. За исключением тех случаев, когда на мечах тати таких деталей было не две, а четыре. Добавлялись две детали о-сэппа («большая сэппа) и тогда, в той или иной степени могли украшаться все эти пять деталей!

На фото внизу вы как раз и видите одну такую цубу. Но таких цуб было сравнительно немного.

Легенда о цуба-цубе (часть 3)

В центре находится, собственно, цуба. По краям в лицевом и перевернутом положении показаны шайбы сеппа, при помощи которых цуба должна закрепляться на клинке. Их, как видите, две – две сэппы малые (показаны с аверса и реверса!) и две о-сеппы – большие (только аверс). Наличие о-сэппы являлось характерной приметой мечей типа тати. (Токийский национальный музей)

А теперь смотрим на следующую схему, на которой показано, как устроена классическая, если так можно сказать, цуба со всеми встречающимися на ней элементами:

• Первый – мими – край цубы. Он мог иметь разную форму, но об этом немного далее.
• Сеппадаи – дословно «место для сеппы». То есть это ровный выступ, в точности соответствующий размерам двух этих шайб, которые накладывались здесь на цубу, как с аверса, так и с реверса. Обычно именно на ней располагается подпись мастера-изготовителя цубы.
• Когай-хицу-ана – отверстие для когая, обычно имевшее характерную форму разрезанного пополам четырехлепесткового цветка. Могло быть, а могло и не быть.
• Накаго-ана – отверстие для клинка. Должно было быть обязательно, иначе какая же это цуба.
• Удэнуки-ана – два отверстия для темляка. Их делали не всегда, а даже очень редко.
• Сэкиганэ – это вставки из мягкого металла, при помощи которых размеры отверстия для клинка на цубе подгонялись под конкретный меч, и она бы прочно надевалась на клинок. Обычно их находят на железных гардах и это говорит об их старине. Зачеканивали их уже после того как цуба была надета на клинок, благодаря чему она держалась на нем очень прочно, но могла сниматься.
• Кодзука-хицу-ана – отверстие для кодзуки, рукояти ножичка ко-гатана, имевшее форму «пол Луны». Тоже встречалась не на всех цубах. Оба эти отверстия когай-хицу-ана и кодзука-хицу-ана имели одно общее название рё-хицу.

• Хира – поверхность цубы между ободком мими и площадкой сэппадаи.

Давайте обратим внимание на такую важную «мелочь», как ношение японского меча. Тати, как мы знаем, носился слева на поясе, лезвием клинка вниз. Значит, его цубу можно было обозревать главным образом спереди, со стороны рукояти и именно эта сторона была на цубе главной. При этом ее левая сторона была видна лучше, чем правая, прилегающая к телу.

Соответственно у меча в стиле катана все было наоборот. Лезвие смотрело вверх, но опять же левая часть клинка была важнее правой. И об этом следует помнить, когда мы раскладываем цубы на столе для обозрения. И у тати, и у катаны доминантной будет та сторона, которая находится слева. Но при этом отверстие накаго-ана должно свой заостренной частью смотреть у катаны вверх, а у татей – соответственно вниз. Поэтому очень важно знать, цубу с какого меча ты рассматриваешь. С кинжалами дело обстоит проще, поскольку их все засовывали за пояс лезвием вверх. И «подсказкой» здесь является не только само изображение, но и положение отверстий (если они есть) для когая и кодзуки.

Край цубы мог быть (слева направо): квадратным – каку (первые два вверху), круглым – мару (последний вверху), с ободком из другого металла в форме кольца (три нижних варианта) и дотэ – с утолщением от сэппадаи к краю (отсутствует).

Формы цуб: 1 — аои-гата, 2 — аори-гата, 3- каку-гата, 4 — надэ-каку-гата, 5 — кикка-гата, 6 — мару-гата, 7 — тати-цуба, 8 — тати-цуба, 9 — татэ-мару-гата, 10 — мокко-гата, 11 -дзидзи-мокко-гата, 12 — торан-гата.

Как это хорошо видно на схеме, форма у цубы могла быть любая, могло иметь место и полное отсутствие формы, как таковой! У ранних, самых древних цуб (12) форма была одна, очень часто цубы имели вид круга или овала, были цубы ромбические и квадратные, в форме прямоугольника, так называемые «четырехлепестковые» в различных вариациях. И почему так – понятно…

Дело в том, что в Средние века жизнь людей, особенно на Востоке, была строго регламентирована. Но даже и без регламентации требовалось жить «как все». И люди старались жить «как все». Почему? Да потому, что люди – животные стадные. И мнение других, «чувство локтя», «причастности», «принадлежности к группе», «единомыслия» для них очень важно. Мы точно знаем сколько в обществе таких людей – 80%. Остальные 20% могут «переть» против общества, но даже они стараются не злить большинство по мелочам и презирают его «втихую».

Вспомните, ни у средневековых рыцарей, ни у самураев Японии не было двух одинаковых доспехов, если, конечно, не считать одинаковые «одалживаемые доспехи» асигару. Но они не дворяне! Доспехи тех же европейцев различались формой эспаулеров, наколотников, шлемами, «защитниками» подмышечных впадин, латными перчатками… Даже к одинаковым, по сути, хаубергам полагались мечи с разными рукоятями и щиты с разными гербами. Недаром двух одинаково снаряженных эффигий среди дошедших до нас реально не существует, хотя в одних и тех же позах их целые десятки. То же самое касается и доспехов самураев.

То есть любая знать, хоть «бедная», хоть богатая, постоянно стремилась… «быть, как все», следовать общей моде, безусловно, но при этом еще и подчеркивать свою оригинальность, делая маленькие… «шаги в сторону». Положено иметь цубу? Вот она, но у всех моих соседей цубы изготовлены в технике нуномэ-дзоган, а я закажу себе в технике сукаси – и пусть завидуют! У всех банальные мару-гата, а я закажу в форме… скалящегося черепа – вот все удивятся! «Я живу в Эдо и все мои друзья сходят с ума по цубам мастера Ёсиока! Не жалко им 100 коку риса заплатить за его работу… Ну, так я им назло поеду на Север, в провинцию Дэва и закажу оправу для мечей в стиле Сёнаи у мастеров Фунада или Кацурано!» Вот так или примерно так самураи тогда и рассуждали и… количество цуб множилось таким вот образом непрерывно.

Ну, а теперь давайте посмотрим на цубы разных форм, о которых выше шла речь. И не просто посмотрим, а немного познакомимся с каждой из них. А для начала еще раз вспомним, что и сама цуба, и фути, и касира должны были оформляться в едином стиле. Но правило это соблюдалось далеко не всегда. Цуба «Зайцы». И фути, и касиру оформить в одном стиле с ней было бы несложно. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

А вот совершенно уникальная цуба. Уникальная тем, что она… каменная, то есть заказал ее для себя б-о-ль-ш-ой оригинал. Для ее изготовления использовались жадеит и медь. Время изготовления: 1800–1805 гг. Диаметр 6,4 см; толщина 0,6 см; вес 53,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, а об этой цубе (аверс) нельзя рассказать, не забегая вперед, поскольку вести речь придется не только (и не столько!) о форме, сколько о технологии ее изготовления, а рассказ о технологиях у нас еще впереди. Но все равно – пусть будет сначала форма, а уж потом посмотрим и на содержание. Итак, во всех отношениях это типичная цубам мару-гата. Правда, без сэппадаи. Этой детали на ней нет. Но посмотрите на необычное оформление ее периметра. Что это? А это разновидность техники металлического плетения – мукадэ-дзоган или стиль «сороконожка». Суть ее заключается в том, что одна проволока повторяет очертания цубы, а удерживается она на месте множеством скоб тоже из проволоки! Причем железные и медные скобы чередуются. Одна только техника и никакого искусства! Но… оригинально и красиво, не так ли? Время изготовления: конец XIX – начало ХХ вв. Материал: железо, медь, бронза. Диаметр 8,1 cм; толщина 0,8 cм; вес 141,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Эта же цуба – реверс.

Вот цуба мокко-гата. Работа школы Мито или одного из ее ответвлений. Время изготовления: XVIII в. Материал: сплав золота с медью – сякудо, золото, медь. Обратите внимание на обработку поверхности цубы. Она выполнена в виде мельчайших выпуклостей в стиле нанако – «рыбья икра», требовавшей огромного мастерства. Ну и резба и инкрустация золотом здесь тоже присутствуют. Длина 7,3 cм; ширина 7 см; толщина 0,5 cм; вес 133,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Эта же цуба – реверс.

Цуба каку-гата с прорезями. Изготовлена около 1650 г. Материал: железо, серебро, золото, медь. Длина и ширина 5,6 cм; толщина 0,5 cм; вес 76,5 г.

Некоторые цубы поистине странные. На этой сеппадаи заходит на отверстия, но и стрекоза справа, тоже на нее заходит и, следовательно, шайбы сеппа должны не только иметь соответствующие отверстия, но и… «выемку» под голову и крылья стрекозы! Ну и сама форма цубы… более чем необычна и зачем она такая неясно. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, золото, сякудо, медь. Длина 8,3 cм; ширина 7,6 cм; толщина 0,6 cм; вес 130,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Цуба с коробочками физалиса». Простая кузнечная работа, но как изысканно. Заказчик, видно, был большой оригинал. Интересно посмотреть на детали оправы такого меча: что на них? Изготовлена в конце XVI – начале XVII в. Материалы: железо, медь. Длина 7,3 cм; ширина 7 cм; толщина 0,5 см; вес 65,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Едва ли не самая лаконичная и красивая прорезная цуба стиля школы Камиёси – «Краб», XIX в. (Токийский национальный музей)

Рис. А. Шепса.

Новый год наступил –
Беззаботные лица прохожих
Вокруг мелькают…
Сигёку

Не сказал бы, что беззаботности на лицах наших людей в этом новом году прибавилось. Но… неизбывной остается их любознательность, и вот это особенно приятно. Многим читателям «ВО» понравились предыдущие материалы «про цубу» и они хотят знать еще и еще. Приятно и то, что никто меня больше японским шпионом и пропагандистом японской культуры, и радетелем за передачу Курил японцам не называет. Так что мы с легким сердцем продолжаем углубляться в культуру страны Ямато, ну а темой нашего сегодняшнего рассказа станут материалы, из которых делались цубы.

В прошлый раз мы узнали, что были даже цубы из камня, но понятно, что даже жадеит уступает в прочности меди и железу. Так что основным материалом для цубы в Японии всегда было железо, а также медь, бронза, золото, серебро и различные сплавы этих металлов.

Цуба* из железа, изображающая волшебный персик бессмертия. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, медь. Длина 7,5 см; ширина 7,3 см; толщина 0,6 см; вес 147,4 г.

Та же цуба – реверс.

Начнем с железа (по-японски тэцу), потому, что железные цубы самые распространенные. Делались они двумя технологиями – из сварочного железа и литого. Сварочное ковали, ну а литое – заливали в форму. Технологии, как вы видите, самые простые.

Железная кованная цуба с изображением сложенного веера. Время изготовления: XVII – XIX вв. Материал: железо, золото. Диаметр 7,9 см.

Японцам нравилось работать со сварочным железом, поскольку от многократных проковок на нем образовывалась оксидная пленка, устойчивая к коррозии. Имели значения и следы от молота на поверхности цубы, поскольку японский художественный вкус не признавал никакого блестящего и уж тем более полированного железа. Идеальным считалось не ржавое «ржавое железо», железо старое на вид или носящее следы кузнечной работы. То есть все то, что европеец посчитал бы недостатком, японец напротив – воспринял бы как большое достоинство!

Легенда о цуба-цубе (часть 4)

Цуба «Карп». Внешне выглядит очень просто. Сам карп у японцев является символом долголетия. «Цветным», то есть сделанным из разных металлов, у него мог быть один только глаз! Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, сякудо, золото, медь. Длина 7,9 см; ширина 7,5 см; толщина 1 см; вес 136,1 г.

Литое железо было хрупким, но его отжигали, после чего изделие покрывали различными видами декоративной патины.

Голландцы ввозили в Японию твердое железо намбан-тэцу – «железо южных варваров». Из-за его твердости с ним было нелегко работать, но японские мастера научились его отжигать, понижали таким образом содержание углерода, после чего широко использовали. В том числе и для изготовления цуб. Известны и цубы, называвшиеся намбан-цуба. Однако это отнюдь не означало, что они сделаны именно из этого железа, а только то, что цуба эта сделана в «стиле южных варваров».

Цуба «Цапля». Очень популярный мотив у цубако. Но материал – чистая медь, только глаз скорее всего сделан из золота. Оригинально осуществлена подгонка клинка: зачеканено само отверстие накаго-ана. Время изготовления: XVI – XVII вв. Материал: медь. Длина: 7,8 см; ширина 7,3 см; толщина 0,5 см; вес 119,1 г.

Вторым по популярности металлом для цубы служила медь, «красный металл», по-японски – акаганэ. Это была обычная красная медь, которую упрочняли холодной ковкой. Но разумеется, медь также использовалась в сплавах, поскольку у сплавов были разные цвета. Так, использовалась так называемая «черная медь» или ямаганэ. Примеси в этом сплаве были случайными, и часто неустановленными.

«Три шляпы». Цуба целиком сделана из меди! Время изготовления: XVIII в. Диаметр 7,9 см; толщина 0,8 см; вес 150,3 г.

Затем использовался сплав меди и золота – сякудо. Процентное соотношение меди и золота могло быть разным: от 97 до 75% меди, а, соответственно золота от 3 и до 25%. Сплав этот мастера цубако – изготовители цуб, очень любили, поскольку он хорошо обрабатывался. На него также можно было легко нанести стойкую патину различных цветов и оттенков.

Третий сплав по степени популярности назывался «одна четверть» – сибуити. Основой его тоже была медь (около 75%), а вот 25%, то есть «одну четверть» в нем приходилось на серебро. Впрочем, это был всего лишь один, хотя и самый популярный вариант, потому, что была масса сплавов, где серебра было либо больше (до 50% – ходзи гин), либо меньше (13% – ансэй гин). Самым предпочтительным для обработки считался самбо-гин, в котором серебра было 32%. Причем, все эти сплавы хорошо обрабатывались механически, но интересные для японцев цвета получали лишь только после химической обработки. Но зато и цвета этот сплав давал самые разные – от чисто серого до серо-оливкового.

После сплавов меди с серебром большой популярностью пользовалась в Японии классическая бронза. Интересно, что сюда бронза попала из Китая, оригинальным для Японии сплавом она не является. Поэтому она так и называется – караганэ, то есть «китайский металл». Из бронзы из-за ее звучности обычно отливают колокола. Однако ее хорошую текучесть и то, что она с легкостью заполняет даже очень мелкие формы, всегда использовали и мастера-литейщики, к колоколам отношения не имевшие. Обычно бронза — это сплав меди с оловом. Однако у японских цубако в ходу были следующие оригинальные сплавы: все тот же караганэ, состоявший из 60% меди, 30% меди и 10% присадки цинка. Затем использовался сплав сэнтоку: 48% цинка, 35% меди и 17% олова, и сплав сахари, который еще называли «белой бронзой». В нем было от 74-69% меди, от 29 до 24% олова и 2% свинца. Это был очень твердый, но легкотекучий сплав. Поэтому им можно было легко инкрустировать поверхность цубы, просто заливая ее углубления расплавом, либо расплавляя прямо на ней так, чтобы он заполнил нужные углубления. После этого он легко заполировывается заподлицо с металлом основы. Разновидностью бронзы была латунь (или синтю), известный в Японии с VII в.) сплав меди и цинка. Японцам она нравилась тем, что, будучи отполированной, походила на золото. Применялся и совсем редкий сплав сэнтоку, в который входили медь, цинк и свинец.

«Джункуй под зонтиком». Оригинальная цуба из бронзы, причем на зонтике сделан вырез, чтобы можно было увидеть лицо его владельца. Нарочито небрежно показаны косые струи дождя. Ну, а демон на реверсе радуется, что Джункуй его из-под зонта не видит! Традицией цубако было делать браслеты на руках у демонов из золота. Время изготовления: XVIII в. Материал: бронза, сякудо, золото, серебро, медь. Длина 7,3 см; ширина 6,7 см.

Та же цуба – реверс.

Серебро японцами использовалось очень давно. Но из-за своей мягкости применять его в чистом виде мастера цубако считали нецелесообразным. Рабочим материалом были сплавы серебра с медью. Из них, например, обычно делались когти и зубы у демонов, тигров и драконов. Однако известны и чисто серебряные литые цубы.

«Лунный кролик над волнами». Цуба литого серебра. Медь использована лишь для подгонки клинка. Время изготовления: 1615–1868 гг. Длина 5,7 см; ширина 4,8 см; толщина 0,8 см; вес 68 г.

Та же цуба – реверс.

Золото – «металл волшебный». Так считали всегда, обращая внимание в первую очередь на его химическую стойкость и превосходную ковкость. Но оно в чистом виде слишком мягкое, поэтому японцы использовали его в виде сплавов, а в чистом виде лишь в виде самых мелких деталей, например, из него делались браслеты на лапах у демонов! Обычно на такие детали шло червонное золото или кин. Применялись сплавы золота с медью – ака-кин или «красное золото» и серебром – ао-кин или «тусклое золото». Наконец, для изготовления золотых монет, называвшихся кобан, тоже брали различные по составу сплавы золота, и мастер цубако, в принципе, мог взять такую монету, расплавить и использовать в своей работе.

Для этой цубы придумать название мог бы разве, что сам японец, и то… средневековый. Вроде бы простое изделие, но посмотрите, сколько в ней всего. И как много использовано различных приемов работы с металлом. Мастер словно хотел показать всем, что «тут все очень просто, но работать я умею». Время изготовления: XIX в. Материал: медь, золото, сякудо, сибуити, серебро. Длина: 5,6 см; ширина 4,3 см; толщина 0,5 см; вес 65,2.

«Поймали рыбу-ежа». Очень красивая цуба, в форме самурайского шлема, инкрустированная окрашенным перламутром и кораллами в китайской технике. Время изготовления: XVIII в. Материал: лак (маки-ё), дерево, перламутр, кораллы, слоновая кость, панцирь черепахи, олово, медь. Длина 9,8 см; ширина 8,9 см; толщина 1 см; вес 79,4 г.

Та же цуба – реверс.

Ну, и как уже отмечалось, иногда использовались такие необычные материалы, как дерево, покрытое лаком, лакированная кожа, слоновая кость и даже фарфор. Известны цубы, украшенные перегородчатой эмалью, а также инкрустированные перламутром, кораллами и даже «панцирем черепахи». Хотя, да, подобные цубы встречались нечасто и только в мирную эпоху Эдо.

Цуба, инкрустированная перламутром. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: медь, золото, перламутр. Длина 7,6 см; ширина 7 см; толщина 0,5 см; вес 136,1 г.

* Все цубы из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

За праздничный стол
по-свойски уселась кошка –
старый год проводить…
Исса.

Разные народы, разные цивилизации, разные культуры… А кошки везде одинаково садятся с хозяевами за стол, как в праздник, так и в будни. Моя нынешняя кошка, например, имеет собственную табуретку за кухонным столом и сидит на ней, любопытничает: «А что вы едите!» Причем не просит. Еда в двух мисочках на выбор ждет ее на полу. А до нее была кошка, которая ела с уголка стола… манную кашу и сгущенное молоко. Такое кошки не едят, это им вредно!!! Да, наверное, вот только прожила она 19,5 лет – для кошек срок более чем приличный…

«Фазан и хризантемы». Цуба, подписанная мастером-цубако Гото Мицуакира, ок. 1816–1856 гг. Вся поверхность оформлена в технике нанако. Материал: сякудо, золото, серебро, медь. Длина 7 см; ширина 6,5 см; толщина 0,8 см; вес 124,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Та же цуба – реверс.

Ну а вступление это, как и эпиграф, лишний раз показывают, что при всей нашей несхожести, мы, люди, «все с одного корабля», одинаково любим, одинаково ненавидим… Хотя естественно-географические условия и наложили на их культуры очень сильный отпечаток. Для японцев таким последствием проживания на своих островах стал крайний минимализм во всем и прежде всего в искусстве.

Проявился он и в мастерстве кузнецов цубако. Технологии, которыми они владели, были многочисленны, владели они ими в совершенстве, но… при этом все они сводились к одной главной цели, как при минимуме средств добиться максимума впечатления. К тому же им и работать приходилось точно так же, как и жить. А именно в «совершенно экстремальных условиях». О жизни японцев среди гор, непроходимых бамбуковых зарослей, болот и горных речек, а также тайфунов, вулканических извержений и ежедневных землетрясений мы уже говорили. Однако и мастерам цубако было так же нелегко. Дело в том, что им нужно было создать «говорящую картинку» на куске металла весьма ограниченного размера. Мало того, на нем еще были и отверстия. Так что изображение на цубе было серьезно ограничено по площади. Добро бы на ней было бы всего одно отверстие под клинок, а то ведь сразу целых три, причем вполне определенного размера. А еще нельзя было занимать поверхность сеппадаи. То есть в принципе (если не брать всякие экзотического вида цубы) мастеру только и оставалось, что пространство дзи, которое располагалось как раз между сеппадаи и мими – краем цубы.

Конечно, можно было «зайти за край», сделать «бесформенную» цубу (и мы в предыдущих выпусках цикла такие уже видели), но… все это нетипично. «Типично» было так: вот край, вот отверстия для клинка, когая и кодзуки и… радуйся мастер, демонстрируй свое мастерство.

Цуба неправильной формы с изображением дракона. Нарочито грубая поверхность, обработанная молотком. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото. Длина:10,8 см; ширина 9,8 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Та же цуба – реверс.

Вот почему именно техника обработки поверхности цубы имела столь большое значение для японцев. То есть опять-таки – «у меня все, как и всех, цуба самая традиционная и простая, но вот технология ее оформления такова, что я… самый-самый, могу себе позволить даже такое!»

Итак, какие же техниками обработки поверхности цуб пользовались японские мастера цубако для создания своих маленьких шедевров?

• Самой простой была техника микаги – это простая полированная поверхность, вот только японцы ее не слишком любили.
• Техника хари («игла») – более, так сказать, японская. Суть ее в том, что поверхность, обработанная таким образом, смотрелось так, словно ее искололи иглой.
• Поверхность наси («груша») была покрыта мелкой и равномерной шероховатостью.
• Годзамэ (циновка из соломы») – поверхность, напоминающая плетение из соломы.
• Техника кокуин («печать») предусматривала штамповку узоров на раскаленной поверхности.
• Очень популярной и любимой японцами была поверхность цутимэ («молоток»), то есть носящая на себе следы ковки.
• Якитэ-ситатэ («обжиг») – поверхность специально оплавлялась.
• Исимэ («каменное зерно»), то есть обработка под камень, причем во множестве вариантов, каждый из которых имел собственное название.
То есть исимэ бывает самым разным и всякий раз получается новая поверхность.
• Например, тиримэн-исимэ – это когда поверхность металла выглядит словно мятая ткань.
• Хари-исимэ – «поверхность, исколотая иглой».
• Кава-исимэ – «кава» – значит кожа. Следовательно, внешний вид поверхности смотрится так, словно она из кожи.
• Но кожа бывает разная. Так, гама-исимэ – имитирует жабью кожу.
• Цути-исимэ – поверхность, носящая следы молотка.
• Цуя-исимэ – поверхность, носящая следы от острой стамески, причем углубления должны блестеть.
• Орекути-исимэ, напротив, имеет поверхность обработанную тупой стамеской.
• Годзамэ-исимэ – поверхность-плетенка.

Легенда о цуба-цубе (часть 5)

Цуба-мокко, оформленная в технике нанако. (Вулвергэмптонская галерея искусств, Вулвергэмптон, Англия)

Однако самой впечатляющей, является техника нанако или «рыбья икра», известная также в Индии и во Франции, но нигде не достигавшая таких высот, как в Японии. На железе она применялась редко (и дальше будет понятно, почему!), а вот на цубах из мягких металлов ее можно увидеть очень часто. Суть ее в том, чтобы покрыть всю поверхность цубы очень мелкими выпуклостями, напоминающими половинку рыбьих икринок. Для этого имелся специальный штамп-перфоратор, по которому мастер раз за разом ударял молотком и таким образом «закрывал» этими полусферами всю нужную ему поверхность. При этом их диаметр мог быть от 0,2 до 1 мм. Сами нанако могли покрывать всю поверхность цубы, идти по ней полосами, а также занимать квадраты или ромбы с резко очерченными гранями.

Очень редкая цуба-чашка, напоминающая европейскую чашку-гарду для рапиры. Вид изнутри. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, лак, золото, серебро, медь. Диаметр: 7,8 см; толщина 1,7 см; вес 56,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

По мнения японцев, это очень изысканный, хотя и простой способ оформления цуб. Поэтому его считали достойным богатых самураев.

Для более дешевых нанако использовался один штамп. Для дорогих – целых три. Первым полусфера намечалась, вторым – она углублялась, и, наконец, третий штамп, самый острый, использовался для получения хорошо очерченного края. А ведь таких полусфер на цубе были тысячи, и все наносились на глаз!

Специально для даймё в XVII в. придумали стиль оформления цубы, само название которого подчеркивало его предназначение – даймё-нанако. В этом стиле на цубах ряды полос нанако чередовались с полосами полированного металла.

Использовалась и техника нанако-кин, когда поверхность покрывалась золотой фольгой и перфоратор работал по позолоченной поверхности. Но японцы не были бы японцами, если бы их удовлетворило бы только это. Нет, позолоченную поверхность еще и протравливали так, что в углублениях золото растворялось, а вот на верхушках полусфер сохранялось и таким образом «икринки» на черно-фиолетовой поверхности сплава сякудо блестели теплым золотым блеском!

«Сокол и воробей». Очень оригинальная цуба, поверхность которой имитирует дерево. Подписана мастером Хамано Масанобу. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Эта же цуба – реверс.

Однако самое главное заключается в том, что очень часто с покрытием поверхности цубы зернами нанако работа над ней только лишь начиналась. И на нее еще крепились отдельно отлитые и гравированные фигурки людей и животных, предметы и растения.

Оригинальным способом оформления поверхности цубы являлась техника нэко-гаки или «кошачьих когтей». Острым инструментом на поверхности цубы или хабаки, а также обратной стороны рукояти кодзуки делались штрихи, постепенно расширявшиеся и углубляющиеся так, как если бы это кошка запустила в этот материал свои острые когти. Причем, там, где они заканчивались и где обычно оставался заусенец, его не убирали, а оставляли. Видимо только для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что это так сделал не мастер, а… кошка!

Ясуримэ – это тоже косые линии, которые обычно наносили на хвостовик японского меча. Но и на цубах такие штрихи тоже встречаются и могут, например, имитировать косые струи дождя, которые назывались сигурэ.

«Хризантема под дождем». Время изготовления:1615–1868 гг. Материал: железо, сентоку, золото, серебро, медь. Длина 8,3 см; ширина 7,3 см; толщина 0,8 см; вес 167,3 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

О технике плетения, мукадэ-дзоган нам пришлось рассказать в прошлом материале, так что туда вполне можно заглянуть еще раз… Но вот эта цуба стоит того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Она сделана в стиле симэнава («веревка из рисовой соловы»). Это важный атрибут в религии Синто, означает очищение и святость. Знаменитый японский полководец Такэда Сингэн, не проигравший за свою жизнь ни одной битвы, считал такие веревки оберегами. Естественно, что это нашло свое отражение и в творчестве цубако, в результате чего появились вот такие «плетеные» цубы, и даже получили собственное наименование – стиль «Сингэн». Время изготовление данной цубы: XVII в. Материал: медь и бронза. (Национальный музей дизайна Купера-Хьюита, Нью-Йорк)

Слива в цвету –
Лунный луч прохожего дразнит:
отломи-ка ветку!
Исса.
Наиболее старой техникой украшения цубы является ажурная сквозная резьба, получившая название сукаси, или прорезной работы. Такой прием обработки был использован очень давно, еще на ранних цубах, сделанных из только из железа. Их делали еще задолго до эпохи Муромати, но и потом, если самурай вдруг хотел выделиться своей «древней цубой», он вполне мог заказать себе цубу сделанную под старину. Причем прорезными цубы делали сначала не просто красоты ради, а с сугубо практической целью уменьшить ее вес. Ну а потом это стало модным, стало данью традиции. Появилась и своя терминология. Так, цубы, имеющие сквозной рисунок назывались сукаси-цуба. А были также цубы ко-сукаси – если прорезной рисунок был небольшой или имел простую форму. Если, же, напротив, пустоты в цубе было много, а само изображение отличалось сложностью, то это было дзи-сукаси – «резная поверхность». Прорезной рисунок на самой цубе мог дополняться гравировкой – почему нет? Или инкрустацией… Тут все зависело отфантазии мастера и пожеланий заказчика. Рисунок ито-суками делался пилкой и был иногда очень тонким, похожим на металлическое кружево.
Цуба из железа, стилизованная под изображение цветка хризантемы. Время изготовления: XVI в. Материал: железо, медь. Диаметр: 10,2 см; толщина 0,8 см; вес 189,9. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Цуба «Гуси под луной в облаках». Время изготовления: начало XVIII –начало XIX в. Материал: железо, золото, серебро, медь, сякудо. Диаметр: 7,9 см; толщина 0,6 см; вес 104,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Японцы не мыслят свою жизнь без цветов сакуры. Дни цветения сакуры – это праздник для всей страны. Причем обычай любоваться цветущей сакурой очень древний. Конечно, вроде бы разумнее поклоняться растениям, которые приносят полезные людям плоды. Например, тыкве или кукурузе. Однако цветение несъедобной вишни имело для крестьян Ямато первостепенное значение. Ведь оно предшествовало колошению риса и если оно было пышным, крестьяне рассчитывали на богатый урожай. Была и еще одна причина, которую поэт Исса выразил в стихах:

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Согласитесь, что слова эти наполнены глубоким смыслом. И… нужно ли удивляться, что изображения цветущей сакуры в разных техниках постоянно воспроизводились на цубах. В том числе и в технике сукаси…
Легенда о цуба-цубе (часть 6)
Цуба «Сакура в цвету». Время изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Ширина 7,6 см; длина 5,4 cм; толщина 0,6 см; вес 121,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Еще одна цуба в стиле сукаси. Время изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Ширина 7,9 см; длина 7,6 cм; толщина 0,5 см; вес 119,1 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Эта же цуба, реверс.
Некоторые цубы, выполненные в стиле сукаси напоминали самое настоящее металлическое кружево. Здесь были листья, веточки, цветы, насекомые, словом, поверхность цубы представляла собой насую настоящую картинку, правда одноцветную. Время изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Диаметр 7,3 см; толщина 0,5 см; вес 90,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Цуба «Цапля». Время изготовления: ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь. Длина 8,3 см; ширина 7,9 см; толщина 0,5 см; вес 90,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
В некоторых прорезных цубах сама прорезь, чтобы она не изображала, очень часто дополнялась другими техниками. Вот, например, очень простая и незамысловатая цуба «Парус». На ней силуэт паруса в заметной правой стороне дан прорезью. Но канаты, идущие к мачте – инкрустация золотом, также, как кусочек мачты и рей. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото, медь, бронза. Диаметр 8,3 см; толщина 0,3 см; вес 119,1 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Цуба (аверс), подписанная мастером Имама Мацуоиси (1764 – 1837). На ней Содзёбо, повелитель демонов тенгу сидит на кипарисе, держит веер из перьев, наблюдая за тем, что происходит на реверсе – обратной стороне. Материал: медь, золото. Длина 9 см; ширина 8.3 см; толщина 0.4 см. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Обратная сторона (реверс) этой же цубы, а на нем гравированный рисунок на котором легендарный Ёсицунэ – воин позднего периода Хэйан, сын и сводный брат могущественных воинов, учится у крылатых демонов тэнгу владеть мечом.

Огромной популярностью пользовалась и гравировка по металлу. Мастера цубоко использовали техники гравировки хори и бори для которых применялись такие инструменты, как резец таганэ и напильник ясури. Существовало множество видов гравировки по металлу, которые можно увидеть на различных цубах.

• Прежде всего это тонкая, «волосяная» гравировка штрихами – кэ-бори.
• Гравировка V-образным резцом, оставляющим такую же канавку – катакири-бори. Иногда такую гравировку называли «рисунок кистью» (эфу-бори). Ведь резец можно было ставить под разными углами и получать канавки разной глубины и ширины. Подобной гравировкой очень хорошо владел мастер Сомин из школы Ёкоя.
• Тинкин-бори – техника, при которой гравированная линия заполнялась золотой амальгамой.
• Нику-бори – техника, при которой происходило глубокое гравирование, и работа проводилась при помощи молотка. Было множество видов такой техники, позволявшей добиваться скульптурного рельефа, то есть убрать металл вокруг фигуры на значительную глубину. То есть существовали разновидности гравировки в низком, среднем и высоком рельефах.
• Но самая оригинальная техника резьбы гури-бори была опять-таки заимствована из Китая в эпоху Муромати. В случае, когда заказывалась именно такая глубокая гравировка, заготовка для цубы сковывалась горячим способом из нескольких пластинок разноцветного металла. Получались разноцветные слои. После этого на поверхности вырезался V-образный формы узор из завитков и получалась, что этот узор обнажал слои металлов, находящихся под поверхностью цубы!
Цуба с узорами в технике гури-бори. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: серебро, сякудо, медь. Длина 6,5 см; ширина 6,2 мм; толщина 0,6 см; вес 104,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Цуба с узорами в технике гури-бори. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: сякудо, медь, серебро. Длина 6,4 см; ширина 5,9 мм; толщина 0,5 см; вес 82,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Кстати, известны были и цубы было создано с использованием трех различных металлов, соединенных в пластину не по принципу «одна на другую», а всего лишь «одна за другой». Так, например, верхняя секция могла быть выполнена из сплава олова и цинка, известного как «сентоку». Средняя часть состоять из красной меди, а нижняя часть – из сплава «сякудо», которая содержит медь, золото и серебро. Получившиеся цветные полосы линии представляют собой поток. Ну а кленовые листья, символ осени, украшают аверс цубы, а на реверсе – гравированные цветы сакуры, представляют весну. Вишневые и кленовые листья также являются для японцев двумя наиболее каноническими сезонными символами и часто появляются вместе на цубах как украшение.

Цуба, подписанная мастером Хамано Нориюки, с поверхностью дзи из скованных между собой полосок трех металлов. Время изготовления: между 1793 и 1852 гг. Материал: медь, золото, серебро, сентоку, сякудо. Длина 8,3 см; ширина 7,1 мм; толщина 0,4 см. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Большую популярность у японских мастеров имели также техники ламинирования. В этом случае между собой соединялось множество листов разноцветных металлов, причем считалось, что желательное количество таких слоев должно достигать… 80! Получившийся многослойный «сэндвич» затем можно было подвергать гравировке, глубокой или не слишком глубокой резьбе, что позволяло получить опять-таки изумительный рисунок поверхности «под дерево». И ничего не надо было красить! «Древесные слои» или естественную цветовую окраску слоев, которая позволяла им выделяться друг на друге. Такая техника называлась мокумэ-ганэ, то есть «деревянная поверхность».

Нередко поверхность такого «сэндвича» протравливалась кислотами, что позволяло получать рельеф различной глубины (разные кислот разной концентрации по-разному воздействовали на разные металлы и сплавы!), что опять-таки создавало непередаваемую гамму цвета и… обеспечивало игру светотени на поверхности цубы. То есть по сути дела мы имеем дело с чем-то вроде живописи по металлу, потому, что по-другому просто и не скажешь!

Мастерами цубако использовалось также литье (имоно) по восковой модели (рогата), причем могли отливаться как цубы целиком, так и их детали; чеканка (утидаси) – с ее помощью изготавливались мелкие детали, например, лепестки цветов; и даже такой прием, как перегородчатая эмаль (сиппо-яки), неизвестная в Японии до начала XVII века.


Цуба с эмалью и инкрустацией золотом. Время изготовления: XVII в. Материалы: золото, медь, перегородчатая эмаль. Длина 6,5 см; ширина 5,4 см; толщина 0,5 см; вес 82,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Последняя техника японских мастеров – это химическое окрашивание и патинирование. Например, железные цубы окрашивались кузнечным способом, их также можно было позолотить при помощи ртутной амальгамы (техника гинкеси-дзоган). Все они применялись очень широко, поскольку Япония совсем небогата залежами драгоценных металлов и их приходилось беречь. Японские мастера научились добиваться очень прочной патины на своих изделиях и тех же цубах, но все-таки чистить их следует с большой осторожностью, а то и не чистить совсем!

Продолжение следует…

Картина дня

наверх