Как десять тысяч римских солдат победили стотысячное варварское войско
«Ты устал от этих лиц
От чужой, неискренней земли.
Боль тупая бьет в висок
Дню мучений выпал срок.
Кровь за кровь!
В том воля не людей, а богов…»
(с) группа «Ария», песня «Кровь за кровь».
Межнациональный конфликт I века нашей эры, случившийся на земле Британии, можно было бы назвать войной с богами. С римской стороны его начал претор Гай Светоний Паулин, новый наместник этой римской колонии. За полтора десятилетия до того он подавил восстание в Мавритании. Гоняясь за мятежниками, он первым из римлян пересёк горы Атласа, считавшиеся священными. Паулин тогда осознал важный принцип: хочешь сломить волю какого-нибудь народа — уничтожь его святыни, всё остальное приложится.
В Британии сопротивление римлянам возглавляли местные друиды. В 61 году н.э. Паулин высадился в их главном святилище на острове Мона (современный Англси) и убил всех — не только жрецов, но и беженцев, прятавшихся здесь от римлян. После чего сжёг священные рощи, в которых друиды проводили свои обряды. Теперь следовало ждать ответного хода со стороны богов, и он последовал тут же.
Самый яркий персонаж фильма «300 спартанцев: Рассвет империи» — Артемисия, гречанка по рождению, чью семью убили гоплиты, а её обратили в рабство. Обретя свободу, она стала мстить всей Греции, не щадя никого. Это реальная историческая личность, царица Карии, её имя связано с богиней Артемидой.
Боудикка, возглавившая восстание британских племён, вместе со своей семьёй также пострадала от римских солдат. Она была царицей и одновременно жрицей кельтской богини Андрасты. Священным зверем этой богини, как и греческой Артемиды, считался медведь.
Когда Паулин вернулся с острова Мона в Лондиниум (нынешний Лондон), то увидел, что в городе полно римских беженцев и военных. То были чудом уцелевшие римские колонисты из Камулодуна (современный Колчестер) и остатки IX Испанского легиона, уничтоженного варварской ордой, ведомой Боудиккой. Паулин понимал, что наличных сил совершенно недостаточно для противостояния огромной армии аборигенов. Он покинул Лондиниум, уводя с собой горожан и беженцев. В Кареске (современный Эксетер) стоял II легион, но его командир Поений Постум отказал Паулину в помощи. По мнению Постума, Боудикку невозможно было победить.
В Уэст-Мидлендсе, возле Рокстера, передовые британские отряды догнали убегающих римлян. Паулин был вынужден развернуть войска в боевые порядки и дать бой Боудикке.
В её армии было более ста тысяч человек, у Паулина — в десять раз меньше. За спинами легионеров были беженцы, женщины и дети. Британцы в захваченных ими городах уже убили более 17 тысяч римлян. Как писал историк Дион Кассий, их сжигали, сажали на кол, распинали на крестах. А семьи римской знати убивали долго и изощрённо. Этим занималась лично Боудикка, приносившая таким образом кровавые жертвы своей богине Андрасте.
Римляне выстроились в боевые порядки на лесной опушке. Как обычно, пехота стояла в центре, конница прикрывала фланги. Варвары построились так же, только вместо конницы у британцев были боевые колесницы. До этого боя войска Боудикки не знали поражений, изгоняя ненавистных оккупантов со своей родной земли. Их сердца были полны отваги, а огромное преимущество в численности давало уверенность в победе. Их семьи сопровождали своих мужчин, телеги обоза британцев расположились за боевыми порядками, чтобы лучше видеть поле боя.
Описание этой битвы оставил римский историк Тацит: «Сначала легион, не двигаясь с места, стоял за тесниной, заменявшей ему укрепление, но, выпустив все свои дротики в подступающих на расстояние верного удара врагов, бросился на них в боевом порядке. Столь же стремительным был натиск воинов вспомогательных войск; ринулись на неприятеля и всадники с копьями наперевес, смявшие преграждавших им путь и оказывавших сопротивление. После этого остальные враги обратились в бегство, которому, однако, мешали расставленные повсюду и загромождавшие проход телеги. Наши воины истребляли противника, не щадя и женщин; к грудам человеческих тел добавлялись и трупы пронзенных дротиками и копьями лошадей».
На поле боя осталось до 80 тыс. британцев, прочие разбежались по окрестным лесам. Выжившие члены их семей оказались в римском плену. Боудикка либо отравилась (по Тациту), либо умерла от огорчения (по Диону Кассию), поэтому возглавить остатки британских войск было некому. Римские солдаты беспрепятственно шли по Британии, выжигая остатки сопротивления. Император Нерон, опасаясь, что жестокость Паулина может стать причиной новых мятежей, счёл за благо вернуть его в Рим, где осыпал наградами за блистательную победу. https://zen.yandex.ru/media/ancient_rome/kak-desiat-tysiach-...
Свежие комментарии