Сокровища Окса. Тайна сокровищ Амударьинского клада
Амударьинский клад, клад золотых и серебряных предметов IV-II вв. до н.э., был найден в 1877 на территории современного Таджикистана (древняя Бактрия). Хранится в Британском музее. Содержит 1300 монет (самые поздние 200 г. до н. э.), сосуды, статуэтки, браслеты, медальоны, плакетки, великолепные геммы. В изделиях клада отражены традиции искусства эпохи Ахеменидов, местное греко-бактрийское искусство и искусство скифского «звериного стиля», восходящее к кочевому миру, в том числе среднеазиатских степей. Вещи и монеты клада попали в Британский музей в конце XIX-го века, когда, согласно неподтвержденной легенде, крестьяне, нашедшие сокровища, продали их бухарским купцам, которые в свою очередь продали его англичанам в индийском городи Равалпинди.
История появления Амударьинского склада
Более ста лет тому назад на антикварном рынке в индийском юроде Равалпинди (современный Пакистан) появились совершенно необычные для этих мест предметы — золотые и серебряные монеты V—III веков до нашей эры. Чеканены они были в разных «гранах» — Греции и Малой Азии, в ахеменидском Иране и государстве Селевкидов. На некоторых из них были надписи, ранее на монетах не встречавшиеся.
Торговцы древностями сообщили, что все монеты были найдены вместе — далеко на севере, в развалинах одного древнего города, которые подмыла Амударья. В следующие несколько лет оттуда же было привезено еще несколько сотен монет, а также художественные изделия из золота и серебра — статуэтки, браслеты, гривны и т.д. (всего около 200 предметов).
Как пишет Е.В. Зеймаль, все эти находки получили название «Амударьинский клад», или «Сокровище из Окса». Позднее ученые установили, что клад, по всей вероятности, был найден в 1877 году на правом берегу Амударьи — между устьями рек Кафирниган и Вахш. Однако, несмотря на то, что сейчас все предметы из «Амударьинского клада» хорошо изучены, точное место и обстоятельства его обнаружения неопределенны и противоречивы. Ф. Бартон, английский капитан пограничной службы в долине Тезина, рисует следующую картину приключений этих сокровищ.
По версии Ф.Бартона, три бухарских купца — Вази ад-Дин, Гулям Мухаммад и Шукер Али — на пути из Кабула в Пешавар были ограблены кочевыми племенами, и только благодаря смелому вмешательству самого Ф.Бартона получили назад украденное — зашитые в кожаные мешочки золотые и серебряные вещи. Капитан с двумя ординарцами внезапно появился среди ночи в пещере, где грабители ссорились между собой из-за награбленного. Четверо из них к тому времени лежали уже раненные, остальных Ф. Бартон обратил в бегство. Опасаясь засады, капитан не стал сразу же возвращаться с брошенными грабителями сокровищами a до утра со своими ординарцами просидел в укрытии. Наутро грабители сами явились к Ф. Бартону в лагерь, так как были напуганы его угрозой направить против них войска.
В английском лагере один из купцов рассказал: «Мулы у нас не были взяты, но грабители срезали вьючные сумки и унесли их с собой. В них содержались золотые и серебряные украшения, несколько сосудов из золота, золотой идол, а также большое украшение, напоминающее браслет. Большинство вещей было найдено в Кандиане, который впадает в Оке; но в определенное время года, когда река пересыхает, люди копают и находят среди древних развалин города Кандиана ценные золотые вещи. Мои компаньоны и я купили эти вещи, опасаясь везти с собой деньги». Благодарные купцы упросили Ф. Бартона приобрести у них золотой браслет.
В «Амударьинском кладе» насчитывалось около 180 различных предметов, и самую большую группу составляют предметы личного обихода знатных особ: золотые обкладки ножен, серебряный декоративный умбон щита, золотые украшения на одежду и амуницию, золотые браслеты и гривны... В Иране во времена правления династии Ахеменидов, например, такие браслеты и гривны были неотъемлемой частью торжественного облачения царя, царских телохранителей, высших сановников и вообще знатных лиц.

Найденные золотые и серебряные статуэтки — миниатюрные модели колесницы и золотая статуэтка всадника, — по предположениям ученых, вероятно, имели культовое назначение. А вот назначение других предметов (золотые статуэтки животных или полые изображения человеческих голов) пока остается неизвестным.

В процессе длительного изучения амударьинских сокровищ ученых, однако, занимал и другой вопрос: чем этот клад был для его владельца? Ведь среди найденных предметов не было никаких письменных источников (кроме монет с надписями), поэтому ученые не имели ни одного документального свидетельства.
Предположения о принадлежности сокровищ амударьинского клада возникали самые разнообразные. Например, что сокровище Окса является остатками погребения. Но, во-первых, в нем оказалось довольно большое количество монет; а во-вторых, отсутствовали многие характерные для погребения предметы, изготавливавшиеся из недрагоценных металлов.
Многие вещи из клада были изготовлены мастерами, жившими не только в разные эпохи (от VII века до нашей эры и почти до II века нашей эры), но и в разных «мирах». В амударьинских сокровищах отражены эстетические представления и эллинов, и древневосточные художественные традиции, а также образы и сюжеты евразийских степей. Но, прежде всего «Амударьинский клад» — это сокровище, так как вещи в него отбирались по признаку ценности. Многие из них сделаны из золота и серебра и являются настоящим богатством.

Генерал-майор А. Каннингэм, руководитель археологической службы в Индии, считал, что найденные вещи принадлежали родовитой бактрийской семье. Один из представителей ее в тревожное время войны между Антиохом III и Эвтидемом I был вынужден покинуть дом, захватив с собой все самое ценное. Опасность заставила его спрятать драгоценные вещи и монеты, а вернуться за ними ему уже не пришлось.

Исследователь P.M. Гиршман считал, что где-то на левобережье Амударьи находился храм иранской богини Ардвисуры Анахиды. Поэтому он рассматривал амударьинские сокровища как ритуальные приношения верующих за два или даже за три столетия. Когда в 329 году до нашей эры к храму подошла армия Александра Македонского, сокровищницу из храма вывезли и зарыли.
Е.Е. Кузьмина в своем предположении как бы соединяет две предшествующие гипотезы. По ее мнению, «Амударьинский клад» — это сокровище бактрийских царей, которые наряду со светскими обязанностями исполняли и обязанности верховных жрецов.
Большинство предметов из «Амударьинского клада» попало в Британский национальный музей. Вместе с ними в музей поступило и 1500 монет, однако некоторые ученые (например, М.И. Артамонов) считают, что они к «сокровищам Окса» не имеют никакого отношения. Видимо, исследования будут продолжаться еще долгое время. Особое внимание притягивает к себе серебряная статуэтка, изображающая стоящего мужчину.
Статуэтка эта литая и гравированная, местами позолоченная. Стоящий мужчина держит в левой руке пучок прутьев (или цветов?), а его правая рука опущена вдоль тела. У мужчины узкая борода, тяжелые брови, прямой нос, большие глаза с искусно выполненными веками, хотя зрачки не обозначены.
На голову мужчины надета низкая цилиндрическая тиара, повязанная лентой, стянутой на затылке в узел. Свободные концы ленты свисают вниз. Плоскую вершину головного убора обрамляет позолоченный обруч с выгравированными ступенчатыми зубцами. Волосы мужчины собраны в валик, локоны на затылке выполнены кружками с точкой в центре.
О. Дальтон, самый первый исследователь «Амударьинского клада», опираясь на особенности верхнего облачения персидского покроя (длинное, в складках, с очень широкими и свободными рукавами), относил статуэтку мужчины к началу V века до нашей эры. Одеяние, характерное для высшей персидской знати, и помогло О. Дальтону датировать эту вещь. А нанесенные гравировкой на верхнем обруче тиары ступенчатые зубцы позволили ему определить статуэтку как изображение ахеменидского царя.
Амударьинский клад – как предмет спора за право его обладанием
Таджикский народ считает, что эти сокровища принадлежат их предкам и претендует за право хранить эти сокровища у себя. В апреле 2007 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что необходимо принять все меры по организации выставки находок знаменитого Амударьинского клада в Таджикистане и по их возможному последующему возвращению из Лондона на родину.
Однако в самом лондонском музее, где хранятся эти сокровища, считают маловероятным, что знаменитый Амударьинский клад будет возвращен Таджикистану.
«Точных документальных данных относительно того, при каких обстоятельствах был обнаружен Амударьинский клад, не существует, - в свою очередь, заявлял ранее директор Института истории Таджикистана академик Р.Масов. - Но то, что его нашли на территории нынешнего Таджикистана, где-то на территории нынешнего Кабадианского района - это точно». Вернуть «Сокровища Окса» в Таджикистан практически невозможно, хотя к этому надо стремиться, считает Рахим Масов.
Претензия Таджикистана в адрес Британского музея не является единственной. Начиная с 30-х годов XIX в. Министерство культуры Греции также добивается от Великобритании возврата вывезенной в годы турецкой оккупации и находящейся уже почти 200 лет в Лондоне бесценной коллекции лорда Элгина, куда входит почти половина уцелевших скульптур Парфенона. Лондон, в свою очередь, официально заявляет, что Британский музей не может расстаться по закону со своей стержневой экспозицией, являющейся собственностью его опекунов.
В ноябре текущего года Чрезвычайный и Полномочный посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Грэм Лотен вручил лишь диск с фотографиями экспонатов Амударьинского клада (Тахти Сангин), хранящихся в Лондоне, председателю Кубодиенского района Хатлонской области Таджикистана Махмадрахиму Исмоилову.

Но кто изготовил эти удивительные вещи и кто был их владельцем?

Для ответа на последний вопрос надо отправиться в овеянную легендами Бактрию. Эта древняя страна, территория которой распространялась на юг Таджикистана и Узбекистана и Северный Афганистан, в середине V века до н. э. входила в состав империи Ахеменидов. В 329 году до н. э. её завоевал Александр Македонский, а после его смерти здесь образовалось Греко-Бактрийское царство, которое просуществовало почти двести лет и пало под натиском кочевников.
Как установили учёные, бо́льшая часть предметов Амударьинского клада является продукцией местных ремесленников, поддерживавших в период греческого господства в Бактрии традиции предшествующей эпохи. К числу этих предметов относятся многочисленные и разнообразные изделия с изображениями людей и животных: объёмная серебряная статуэтка, изображающая ахеменидского царя, миниатюрная золотая колесница с фигурками вельможи и возницы и четвёркой лошадей…
К этой же группе изделий принадлежат и золотой кувшин с ручкой, заканчивающейся головой льва, и золотой, инкрустированный лазуритом, массивный браслет с фигурками двух крылатых грифонов. В эту же группу находок входят золотые перстни-печати с изображёнными на щитках божествами в зубчатых коронах, фантастическим Гопатшахом — крылатым существом с телом быка и головой бородатого человека, протомами быков — характерной деталью древнеперсидских капителей колонн.
Были среди сокровищ Амударьинского клада и золотые перстни-печати работы греческих мастеров с фигурками женщин, играющих в кости, и стоящим Гераклом, и статуэтки, изготовленные под влиянием эллинской скульптуры. К сожалению, пока невозможно определить, были ли эти статуэтки привезены в Бактрию из других областей обширного Ахеменидского царства, или же они вышли из рук местных бактрийских мастеров.
Наряду с первоклассными образцами древневосточного (в первую очередь древнеперсидского) искусства в Амударьинском кладе представлены произведения и совсем иного художественного направления. Таковы, например, небольшая золотая бляха в виде фигуры львиного грифона с гнёздами для инкрустации драгоценными камнями, золотой перстень с фигуркой льва на щитке.

Передача животных в изделиях этой группы характерна для знаменитого скифского «звериного» стиля: художник, опуская второстепенные детали, подчёркивает типичные особенности зверя или птицы, придаёт им сложные позы, нередко отмечает их мышцы или отдельные части тела геометрическими или растительными мотивами. В целом же находку можно рассматривать как сокровищницу какого-то северобактрийского аристократа или целого аристократического рода.

Когда был зарыт клад? Полторы тысячи серебряных греческих монет, входящих в него, хронологически располагаются от начала V века до начала II века до н. э. Среди этой массы монет, однако, очень мало монет, относящихся ко времени до Александра Македонского. Основная часть монет принадлежит к III — началу II века до н. э., причём в кладе нет ни одной монеты бактрийских царей Евкратида и Гелиокла, правивших в середине II века до н. э., хотя они являются очень распространёнными. Учитывая это обстоятельство, зарытие клада датируется самое позднее 170 годом до н. э.
PS
Как много сокрыто под землей, а сколько хранится в частных коллекциях? На показ не выставляют..
Да, и Британия ЗОЛОТО не отдаст, это факт!
Свежие комментарии