Кукуйская царица: Анна Монс и Петр Великий
«Анна Монс — иноземка, дочь виноторговца — девушка, из любви к которой Пётр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остаётся немножко кривошейкою» (Д. Л. Мордовцев. «Идеалисты и реалисты», 1878)… В конце жизни русского императора буквально трясло от одного упоминания фамилии Монс…
Разрушитель духовных скреп
В допетровской России личная жизнь монархов регламентировалась церковными канонами и, разумеется, не выставлялась напоказ. Разгульная жизнь Ивана Грозного, с количеством жен которого историки не могут разобраться и по сей день – это, скорее, исключение из правил. При этом даже Иван Васильевич пытался своим отношениям с женщинами придать вид законности.
У молодого царя Петра Алексеевича и в мыслях не было покушаться на нравственные устои своего Отечества, но жизнь распорядилась иначе.
Файтгорн. Портрет Петра I.
В 1689 году 17-летний Петр по настоянию матери женился на Евдокии Лопухиной. Супруга, которая была на три года старше царя, воспитывалась в традиционной русской семье, и тяги Петра ко всему европейскому категорически не понимала.
Говорить об охлаждении в отношениях между царем и женой вряд ли стоит – никакой близости и теплоты не было изначально.
Петр, несмотря на надежды матери, остепеняться не желал, и проводил время со своими друзьями, чередуя увлечение морским делом с веселыми пирушками.
Одним из близких друзей царя в это время стал уроженец Женевы, состоявший на русской военной службе, Франц Лефорт.
Лефорт рекомендует
Именно Лефорт и познакомил Петра в 1690 году с его ровесницей, 18-летней красавицей из Немецкой слободы Анной Монс.
Анна была младшей дочерью Иоганна Георга Монса, немецкого виноторговца и содержателя гостиницы. Уроженец Вестфалии, Иоганн Монс переехал с семьей в Россию в поисках лучшей доли.
Портрет Ф. Я. Лефорта конца XVII века.
К моменту знакомства Анны с Петром семья Монсов входила в число зажиточных обитателей Немецкой слободы. После смерти Иоганна Монса его вдове за долги пришлось отдать мельницу и лавку, но дом с гостиницей остался в собственности семьи.
О матери Анны, Матильде Монс, современники высказывались не слишком благожелательно. Вдова, оставшаяся с четырьмя детьми, обеспечивала будущее семьи всеми доступными средствами, не слишком заботясь о моральной стороне вопроса. Грубо говоря, Матильда старалась «подложить» Анну в постели влиятельных и обеспеченных мужчин.
Одним из таких стал и Франц Лефорт, который порекомендовал свою бывшую любовницу царю.
Судя по всему, Анна никоим образом не тяготилась той ролью, которую определила ей мать. Знакомство с русским царем Анна рассматривала как успех, льстящий ее женскому самолюбию и сулящий немалые выгоды.
Наш Петя, кажется, влюбился…
Но дальше произошло то, чего, скорее всего, не ожидал даже Лефорт – молодой царь по-настоящему влюбился в красавицу-немку. Петру это чувство до того момента было неведомо, к навязанной матерью жене он не питал ничего, а Анна, воспитанная в более свободных и раскрепощенных нравах Европы, затронула самые нежные струны его души.
Их роман растянулся более чем на десятилетие, хотя к этой пылкости царя скептически относились даже близкие друзья Петра.
Дом Анны Монс в Немецкой слободе на картине Александра Бенуа.
Он осыпал Анну милостями и подарками – Анне и ее матери выплачивался ежегодный пансион в 708 рублей, для них в Немецкой слободе за казенный счет был построен роскошный двухэтажный каменный дом, ей была пожалована в качестве вотчины Дудинская волость. Личным подарком Анне был миниатюрный портрет Петра, украшенный алмазами, стоимость которого оценивалась в тысячу рублей.
В 1698 году царь, возвратившись из Великого Посольства, первым делом посетил не законную супругу, а Анну. Что касается Евдокии Лопухиной, то неделю спустя Петр отправил ее в монастырь в Суздаль.
Это окончательно испортило репутацию Анны в глазах русских. Первую в России фаворитку обвиняли в том, что она «околдовала» царя, и заставляет его «губить Россию». Под этим понимались начатые Петром I преобразования русской жизни на европейский манер.
Расчет вместо чувств
Царь на антипатию народа к своей возлюбленной внимания не обращал, и всерьез подумывал о том, чтобы заключить с Анной законный брак. Такая идея, однако, не вызывала одобрения даже у самых верных сторонников Петра. В первую очередь из-за того, что они, не ослепленные чувствами, видели и слышали то, чего не хотел слышать сам царь.
Анна Монс активно использовала положение фаворитки для собственного обогащения, а также обогащения родственников и друзей. В народе Анну прозвали «Кукуйской царицей» — по второму названию московской Немецкой слободы, которую именовали Кукуем.
Историки, изучавшие письма Анны к Петру I, отмечают, что они практически полностью состоят из различных просьб, и почти совсем лишены проявления нежных чувств к царю. Расчетливая Анна пользовалась любовью Петра, но ответных эмоций не испытывала. Сам царь периодически замечал это, и пенял своей возлюбленной, но затем чувства вновь брали верх.
О том, что за спиной у Петра Анна имеет отношения с другими мужчинами, слухи ходили в течение долгого времени, но сказать такое в лицо царю смельчаков не находилось.
Жениха Анны Монс царь спустил с лестницы
Как чаще всего бывает в таких случаях, правда открылась внезапно. 11 апреля 1703 года во время торжеств в Шлиссельбурге по случаю окончания ремонта яхты упал в Неву и утонул саксонский посланник Кенигсек.
В вещах погибшего нашлись медальон Анны Монс и любовные письма. Выяснилось, что отношения у Анны и посланника начались тогда, когда Петр I уезжал в Великое Посольство.
Царь был раздавлен таким предательством. Отношения с Анной закончились, хотя она пыталась писать Петру покаянные письма. По приказу царя ее поместили под домашний арест.
Екатерина I Алексеевна Скавронская.
Через пару лет Петр I встретит Марту Скавронскую, иностранку еще менее знатного происхождения, которая затем и станет его второй женой и русской императрицей.
Что касается Анны, то слышать о ней царь более не хотел. Ее обвинил в ворожбе, конфисковали дом, в тюрьму угодили несколько десятков человек, связанных с ней.
Прусский посланник Георг-Иоанн фон Кейзерлинг пытался добиться у Петра I отмены домашнего ареста Анны Монс и разрешения на брак с ней, но разгневанный монарх вместе с верным Меншиковым натуральным образом спустили жениха с лестницы.
Оскорбленный посланник вызвал Меншикова на дуэль. В воздухе запахло военным конфликтом между двумя государствами, но ситуацию все-таки удалось урегулировать.
Брат фаворитки не сносил головы
Лишь в 1711 году Кейзерлинг добился разрешения на брак, который был заключен в июне, но уже в декабре супруг Анны скоропостижно скончался по пути в Берлин.
Следующие три года Анна Монс вела тяжбу за имущество умершего супруга с его родственниками в Курляндии и все-таки добилась решения в свою пользу.
Впрочем, насладиться этим приобретением она практически не успела. Тяжба завершилась в марте, а 15 августа 1714 года 42-летняя Анна Монс умерла от скоротечной чахотки.
Анна Ивановна Монс, Анна-Маргрета фон Монсон, «Монсиха», Кукуйская царица — фаворитка Петра I в течение более десяти лет (с 1691 или 1692 года).
Ее смерть также стала причиной споров вокруг дележа имущества между последним возлюбленным Анны, пленным шведским капитаном Карлом-Иоганном фон Миллером, и братом и сестрой умершей. Этот спор в итоге решился в пользу родных опальной фаворитки.
Судьба брата Анны, Виллима Монса, получившего долю в наследстве сестры, оказалась незавидной. Преуспевший на русской военной службе и добившийся должности адъютанта императора, Монс в итоге был казнен в ноябре 1724 года по обвинению во взяточничестве и других противозаконных действиях. Истинной же причиной расправы над Виллимом Монсом стали его близкие отношения с … императрицей Екатериной.
По легенде, голова Виллима Монса была заспиртована, и еще многие десятилетия хранилась в подвалах здания Российской Академии наук. Историкам, проверявшим эту легенду, однако, так и не удалось найти заспиртованную голову брата фаворитки Петра Великого.
Андрей Сидорчик
https://salik.biz/articles/39326-kukuiskaja-carica-anna-mons...
347 лет назад, 1 февраля 1671 г. состоялось бракосочетание царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Эта незаурядная женщина вошла в историю как супруга царя и мать Петра I. Говорят, именно благодаря ей Петр и стал великим правителем. Спокойными и счастливыми для нее были только 5 лет замужества, а после смерти супруга ее жизнь превратилась в бесконечное противостояние, и эта борьба стоила ей здоровья…
Род Натальи Нарышкиной не был ни знатным, ни богатым. Правда, они утверждали, что их предки по фамилии Нарисци владели городом Эгру в Богемии, но эта версия современными историками подвергается сомнению. Мать Натальи Нарышкиной принадлежала к роду татарского мурзы. В московское боярство Нарышкины попали только в конце XVII в., когда Наталью выдали замуж за царя Алексея Михайловича. Ее отец происходил из рода небогатых дворян, и в будущем враги Натальи Кирилловны называли ее «лапотной царицей» – из-за того, что в детстве она якобы ходила в лаптях, как простая крестьянка.
Судьбу Натальи Нарышкиной решили родственные отношения ее дяди с полковником Артамоном Матвеевым, вместе с которым они служили. Матвеев взял на воспитание Наталью Нарышкину в свой дом, что давало ей шанс получить достойное образование и найти подходящую партию. На тот момент Артамон Матвеев пользовался большим влиянием при дворе – он был ближним боярином царя Алексея Михайловича и фактически руководил правительством.
Упреки в адрес «лапотной царицы» могли звучать только в отношении ее скромного происхождения, а вот образование она получила по тем временам хорошее – изучала историю, литературу, математику, правила этикета, немецкий язык, принимала участие в домашних спектаклях. К тому же она была статной, привлекательной, скромной и умела вести беседу. В доме Матвеевых 19-летнюю Нарышкину и встретил однажды царь Алексей Михайлович.
В 1669 г. первая жена царя Мария Ильинична Милославская скончалась после родов, через два дня умерла и новорожденная дочь. Один за другим ушли из жизни их сыновья Симеон и Алексей. Поскольку и остальные дети царя от первого брака были слабы здоровьем, при дворе надеялись, что новый брак даст ему возможность получить здоровых наследников престола. По существующей традиции, устроили смотр невест, однако царь уже знал, на ком остановит свой выбор. Несмотря на то, что родственники первой жены Милославские были против этого выбора, так как опасались роста влияния при дворе Матвеева и Нарышкиных, и даже обвинили их в использовании приворотного зелья, свадьба царя и Натальи Нарышкиной все же состоялась.
Один из современников так описывал Наталью Кирилловну: «Это женщина во цвете лет, роста выше среднего, с черными глазами навыкате; лицо у нее кругловатое и приятное, лоб большой и высокий; вся фигура красивая, отдельные члены крайне соразмерные, голос, наконец, приятно звучный и все манеры крайне изящны». А курляндский путешественник, посетивший двор царя Алексея Михайловича, так описывал его супругу: «Нынешняя царица Наталья, хотя отечественные обычаи сохраняет ненарушимо, однакож, будучи одарена сильным умом и характером возвышенным, не стесняет себя мелочами и ведет жизнь несколько свободнее и веселее. Мы два раза видели ее в Москве, когда она была еще девицею. Русские так привыкли к скромному образу жизни своих государынь, что когда нынешняя царица, проезжая первый раз посреди народа, несколько открыла окно кареты, они не могли надивиться такому смелому поступку».
Алексей Михайлович души не чаял в молодой супруге, а через 7 месяцев после свадьбы придворный астролог Симеон предсказал ему скорое появление наследника: «Он будет великим воином и победит многих врагов, и заслужит такую славу, какой не имел никто из русских царей. Искореняя злодеев, он будет поощрять и любить трудолюбивых, сохранит веру и совершит много других славных дел».
В 1672 г. царица родила сына Петра, а еще через год – дочь Наталью. Но после 5 лет супружеской жизни она овдовела – в возрасте 47 лет царь скончался. Всю оставшуюся жизнь царица носила траур по супругу. Говорили, что от сильных переживаний она быстро постарела от горя и слез, а ее жизнь превратилась в постоянную борьбу. После смерти царя и коронации его сына Федора от первого брака, Наталье Нарышкиной пришлось уехать из Кремля в село Преображенское. Милославские ликовали – наконец им выпал шанс вернуть былое влияние при дворе. Но в 1682 г. Федор Алексеевич умер, его брат Иван тоже был слаб здоровьем, и бояре видели наследником престола Петра. Тогда Милославские подтолкнули к бунту стрелецкие полки, пустив слухи о том, что Нарышкины не собираются им выплачивать долги по жалованию, и о том, что царевича Ивана задушили. В результате Артамон Матвеев, братья царицы и многие другие бояре были убиты.
В результате по требованию стрельцов вместе с Петром пришлось венчать на царствование и сына царя от первого брака Ивана, а регентом при них назначили царевну Софью, которая оставалась фактическим правителем в течение следующих семи лет. Для братьев даже специально изготовили двухместный трон. Наталье Кирилловне снова пришлось уехать из Кремля в Преображенское. Только после женитьбы Петра на Евдокии Лопухиной он смог на правах совершеннолетнего отстранить сестру от власти.
Переворот 1689 г. вернул царице прежнее влияние. После того, как Петр I взошел на престол, она принимала участие в принятии важных решений. Так, например, по ее настоянию Патриархом избрали Казанского митрополита Адриана, хотя Петр склонялся к другой кандидатуре. Ее влияние на сына было заметным, но в результате долгих лет непрестанной борьбы ее здоровье было подорвано. В 1694 г. в возрасте 42 лет Наталья Кирилловна ушла из жизни.
Ее сын, как и предсказывал астролог, стал одной из самых значительных фигур в российской истории. О его крутом нраве ходили легенды: Как Петр I расправлялся с соперниками.
Свежие комментарии