Конные турниры римлян, или Хиппика гимнасия
Истории давно известны средневековые рыцарские турниры. Эти состязания не были похожи ни на чисто военные, ни на чисто спортивные. Турнир объединял и спорт и в какой-то степени военные учения. В ходе поединка рыцари сражались или друг с другом, или целыми командами.
И хотя все делалось для безопасности участников (оружие специально затуплялось, а доспехи утяжелялись), ситуации, когда они погибали, случались достаточно часто. Ну, а как обстояли дела с подобными состязаниями в других странах, или задолго до эпохи Средневековья? Ну, скажем, в том же Древнем Риме? Ведь конница была и там! Вопрос был только в ее количестве и боеспособности. Ну а если есть конница, значит, есть и воины, сражающиеся верхом, и… почему бы им тоже не устроить для себя какие-нибудь соревнования? Ведь они же должны совершенствовать свое мастерство постоянно, независимо от того, участвуют они в боевых сражениях или нет.
Первые всадники в металлической броне с ног до головы появились на Древнем Востоке, и вот и скифы, и сарматы, и римляне такую вот «одежду» имели.
Надгробие с изображением римского всадника с метательным копьем в руке. (Национальный музей, Бонн)
Катафракты — так именовали себя эти всадники. По своему снаряжению на рыцарей средних веков они были очень похожи, но вот «экипировка» лошадей была несколько иной. Отсутствие седла и стремян у лошади − это мелочь? Ничего подобного! На спине у лошади без седла не усидеть, а ведь эти всадники были еще и в доспехах из металла. Попробуйте во всем этом «обмундировании» не съехать с лошади, да просто не поранить ее какой-нибудь выступающей частью доспеха. А без стремян ваши ноги будут просто болтаться в воздухе или тащиться по земле, в зависимости от роста всадника, что тоже не добавляет удобства. Вот такими «недоэкипированными» и были лошади катафрактов. Еще одним существенным недостатком доспехов и оружия была их громоздкость. Катафракты становились в них неповоротливыми и уязвимыми, их легко пленяли (просто ловили арканами и сбрасывали на землю). Тяжелые и громоздкие металлические доспехи защищали всадников только в боях с пехотой, но и здесь воинов подстерегала опасность: они были неповоротливы, к тому же для противника оставались уязвимыми части тела, незащищенные доспехами.
Всадники Публия Красса применяли свою тактику обезвреживания противника: хватаясь за пику, они сбрасывали всадника с коня, либо, проскальзывая под брюхом лошади катафракта, старались ударить ее мечом в живот.
Неудивительно, что в Древнем Риме широкого распространения эти всадники не получили. У римлян вообще-то конница была не в почете. Для этого использовали наемников — конных галлов, сарматов, нумидийцев, использовавших в основном легкую кавалерию. Римские легионы проиграли парфянам битву при Каррах (53 г. до н.э.), где они были полностью разгромлены, а часть пленных римских легионеров впоследствии стала наемниками. Причем в этой битве основную роль сыграли тактические приемы парфян: атаки и обстрел со всех сторон, ложное отступление и последующее уничтожение преследующего противника. Таким способом отряд Публия Красса был оторван от основных сил армии, окружен и после отчаянного сопротивления уничтожен. Самого Публия обезглавили и его голову отправили царю Парфии Ороду II.
Казалось бы, это доказало преимущества восточной конницы, тем более, что впоследствии монгольская конница одерживала великие победы. Конечно, история знает и примеры победы легкой кавалерии над тяжелой, но в абсолютном большинстве случаев тяжеловесы сминали легких всадников.
И все же в Древнем Риме спустя годы появилась конница, но уже немного другая, хорошо экипированная и мобильная. Это было уже иное войско, вооруженное по образцу римской пехоты. Всадники Рима облачались в кольчуги, и металлические шлемы. А вот щиты были другие — плоские и овальные, как этого требовала специфика конной службы.
Маска из музея в Лейдене (Нидерланды) Спата — (меч) был длиннее, чем гладиус у пехотинцев, а вместо пилума (дротика) — римские всадники применяли хасту — что-то среднее между дротиком и легким копьем. У римлян была своя тактика конницы: в атаке римские всадники забрасывали противника дротиками, затем добивали мечами раненых и отходили, стараясь не ввязываться в рукопашный бой …
Это происходило неоднократно — волнами, направление основных ударов шло и с тыла, и с флангов. Это приводило к панике в рядах противника и их расстройству, а уж римская пехота довершала окончательный разгром врагов. Именно поэтому от рыцарских турниров, проводившихся в Средних веках, турниры римских всадников отличались очень сильно! Другая тактика, другое оружие и тренировка тоже ведь совсем другая! Поэтому кроме непосредственно боевого вооружения всадников, в I веке н. э. римляне создали для коня и всадника специальный спортивный комплект доспехов для… состязаний, получивших название «конный спорт» или «хиппика гимнасия».
В эпоху императора Адриана эти конные состязания превратились в приспособленный к нуждам римской армии очень своеобразный вид спорта. И у него были массы болельщиков, как, впрочем, и у любого вида спорта... У многих народов были свои военные традиции, а поскольку римская армия комплектовалась кельтами, сарматами, иберийцами и парфянами, то римская конница применяла боевую тактику, отражавшую военные традиции этих народов целиком и полностью.
Хиппика гимнасия достаточно подробно описывается в так называемом «Кавалерийском трактате» Флавия Арриана, который он написал в 136 году н. э. В нем он изложил требования к месту проведения состязаний, а именно: чтобы специально выравнивалась и готовилась площадка для команд, строились трибуны для зрителей и для почетных гостей. Размеры ее вряд ли превышали размеры современного стадиона.
В «турнире» участвовало только одно кавалерийское подразделение — турма общей численностью до 32 всадников. Арриан описывал, что сначала происходил торжественный выход команд, а затем начиналось само состязание. Команды по очереди атаковали одна другую, забрасывая тупыми дротиками для получения наибольшего количества попаданий. Пешие помощники (калонес) подбирали упавшие дротики. Арриан указывает на красочный и яркий вид самих участников состязания. И хотя из-за начищенного бронзового вооружения они напоминали живые бронзовые статуи, все-таки выглядели они вполне по-спортивному!
Команды различались цветом конских чепраков, хитонов, росписью щитов, масками шлемов. Ведь от дротиков лица защищались парадными шлемами с маской, изображавшей человеческое лицо и даже прическу. Весьма «модными» были шлемы с масками типа «александра», то есть изображавшими Александра Македонского. Маски с чертами лица женщин применялись, когда команда изображала амазонок и, видимо, изображать женщин-воительниц римляне для себя зазорным не считали. Возможно, что эти шлемы также использовались в бою, потому, что такая маска защищала лицо всадника практически полностью и, несмотря на ограниченный обзор, в бою с лучниками он чувствовал себя достаточно уверенно. Впоследствии «личины» (металлические маски) носили на шлемах и древнерусские дружинники и многие восточные народы, в том числе печенеги и половцы, ну, а про маски воинов-самураев все знают.
Глаза и морду лошади тоже закрывала маска, обычно состоявшая из трех металлических пластин, с небольшими отверстиями в выпуклых наглазниках. Других защитных приспособлений для лошадей на этих состязаниях не было, а вот всадники одевали поножи, обязательно закрывавшие ноги выше колен, а внизу до щиколоток и к тому же богато декорированные. На груди был пластинчатый металлический панцирь, а вот щит был намного большего размера, чем, скажем, боевой. Хитоны, носившиеся поверх доспехов, в каждой команде своего цвета и может быть украшались вышитыми на них изображениями. Ну, а цель этого очень азартного и красочного состязания состояла в приобретении тех навыков, что помогали всаднику в бою. И главным было умение метать дротики в цель на скаку. Плюс к тому и физическая подготовка и воинов и их лошадей. Ну, а само состязание происходило так: одна команда стояла и изображала цель, тогда как другая приближалась к ней с наивозможнейшей скоростью и забрасывала стоящих дротиками. Судьи (скорее всего, их было немало) отмечали попадания и начисляли за них очки. Когда дротики заканчивались, команды менялись местами.
Конский налобник с наглазниками для «хиппика гимнасия» из музея в Мюнхене Кроме подготовки воинов существовал еще один аспект — воспитание патриотизма, поднятие боевого духа, чувства гордости за свою армию. Представьте себе яркий солнечный день. Гомон зрителей на трибунах стихает — на стадион выезжают поочередно команды всадников. Солнечные зайчики отражаются от начищенных доспехов, высвечивают яркие краски на одеяниях всадников и лошадей. Это цветовая составляющая состязаний, а была ведь еще и звуковая! Звучная команда, и вот выхвачены мечи, и слышатся одновременные ритмичные удары их рукояток о щиты, которые заполняют все пространство вокруг. Храп и ржание лошадей, удары копыт о землю, свист летящих дротиков, лязг и звон брони — все это напоминало настоящее сражение. Среди зрителей было немало ветеранов настоящих боев, и это зрелище, эти звуки заставляли сильнее биться их сердца. «Слава Риму!» — кричали они и бились об заклад, которая команда победит! Автор: Светлана Денисова. https://topwar.ru/76148-konnye-turniry-rimlyan-ili-hippika-gimnasiya.html
Надгробие с изображением римского всадника с метательным копьем в руке. (Национальный музей, Бонн)
Катафракты — так именовали себя эти всадники. По своему снаряжению на рыцарей средних веков они были очень похожи, но вот «экипировка» лошадей была несколько иной. Отсутствие седла и стремян у лошади − это мелочь? Ничего подобного! На спине у лошади без седла не усидеть, а ведь эти всадники были еще и в доспехах из металла. Попробуйте во всем этом «обмундировании» не съехать с лошади, да просто не поранить ее какой-нибудь выступающей частью доспеха. А без стремян ваши ноги будут просто болтаться в воздухе или тащиться по земле, в зависимости от роста всадника, что тоже не добавляет удобства. Вот такими «недоэкипированными» и были лошади катафрактов. Еще одним существенным недостатком доспехов и оружия была их громоздкость. Катафракты становились в них неповоротливыми и уязвимыми, их легко пленяли (просто ловили арканами и сбрасывали на землю). Тяжелые и громоздкие металлические доспехи защищали всадников только в боях с пехотой, но и здесь воинов подстерегала опасность: они были неповоротливы, к тому же для противника оставались уязвимыми части тела, незащищенные доспехами.
Всадники Публия Красса применяли свою тактику обезвреживания противника: хватаясь за пику, они сбрасывали всадника с коня, либо, проскальзывая под брюхом лошади катафракта, старались ударить ее мечом в живот.
Неудивительно, что в Древнем Риме широкого распространения эти всадники не получили. У римлян вообще-то конница была не в почете. Для этого использовали наемников — конных галлов, сарматов, нумидийцев, использовавших в основном легкую кавалерию. Римские легионы проиграли парфянам битву при Каррах (53 г. до н.э.), где они были полностью разгромлены, а часть пленных римских легионеров впоследствии стала наемниками. Причем в этой битве основную роль сыграли тактические приемы парфян: атаки и обстрел со всех сторон, ложное отступление и последующее уничтожение преследующего противника. Таким способом отряд Публия Красса был оторван от основных сил армии, окружен и после отчаянного сопротивления уничтожен. Самого Публия обезглавили и его голову отправили царю Парфии Ороду II.
Казалось бы, это доказало преимущества восточной конницы, тем более, что впоследствии монгольская конница одерживала великие победы. Конечно, история знает и примеры победы легкой кавалерии над тяжелой, но в абсолютном большинстве случаев тяжеловесы сминали легких всадников.
И все же в Древнем Риме спустя годы появилась конница, но уже немного другая, хорошо экипированная и мобильная. Это было уже иное войско, вооруженное по образцу римской пехоты. Всадники Рима облачались в кольчуги, и металлические шлемы. А вот щиты были другие — плоские и овальные, как этого требовала специфика конной службы.
Маска из музея в Лейдене (Нидерланды)
Это происходило неоднократно — волнами, направление основных ударов шло и с тыла, и с флангов. Это приводило к панике в рядах противника и их расстройству, а уж римская пехота довершала окончательный разгром врагов. Именно поэтому от рыцарских турниров, проводившихся в Средних веках, турниры римских всадников отличались очень сильно! Другая тактика, другое оружие и тренировка тоже ведь совсем другая! Поэтому кроме непосредственно боевого вооружения всадников, в I веке н. э. римляне создали для коня и всадника специальный спортивный комплект доспехов для… состязаний, получивших название «конный спорт» или «хиппика гимнасия».
В эпоху императора Адриана эти конные состязания превратились в приспособленный к нуждам римской армии очень своеобразный вид спорта. И у него были массы болельщиков, как, впрочем, и у любого вида спорта... У многих народов были свои военные традиции, а поскольку римская армия комплектовалась кельтами, сарматами, иберийцами и парфянами, то римская конница применяла боевую тактику, отражавшую военные традиции этих народов целиком и полностью.
Хиппика гимнасия достаточно подробно описывается в так называемом «Кавалерийском трактате» Флавия Арриана, который он написал в 136 году н. э. В нем он изложил требования к месту проведения состязаний, а именно: чтобы специально выравнивалась и готовилась площадка для команд, строились трибуны для зрителей и для почетных гостей. Размеры ее вряд ли превышали размеры современного стадиона.
В «турнире» участвовало только одно кавалерийское подразделение — турма общей численностью до 32 всадников. Арриан описывал, что сначала происходил торжественный выход команд, а затем начиналось само состязание. Команды по очереди атаковали одна другую, забрасывая тупыми дротиками для получения наибольшего количества попаданий. Пешие помощники (калонес) подбирали упавшие дротики. Арриан указывает на красочный и яркий вид самих участников состязания. И хотя из-за начищенного бронзового вооружения они напоминали живые бронзовые статуи, все-таки выглядели они вполне по-спортивному!
Команды различались цветом конских чепраков, хитонов, росписью щитов, масками шлемов. Ведь от дротиков лица защищались парадными шлемами с маской, изображавшей человеческое лицо и даже прическу. Весьма «модными» были шлемы с масками типа «александра», то есть изображавшими Александра Македонского. Маски с чертами лица женщин применялись, когда команда изображала амазонок и, видимо, изображать женщин-воительниц римляне для себя зазорным не считали. Возможно, что эти шлемы также использовались в бою, потому, что такая маска защищала лицо всадника практически полностью и, несмотря на ограниченный обзор, в бою с лучниками он чувствовал себя достаточно уверенно. Впоследствии «личины» (металлические маски) носили на шлемах и древнерусские дружинники и многие восточные народы, в том числе печенеги и половцы, ну, а про маски воинов-самураев все знают.
Глаза и морду лошади тоже закрывала маска, обычно состоявшая из трех металлических пластин, с небольшими отверстиями в выпуклых наглазниках. Других защитных приспособлений для лошадей на этих состязаниях не было, а вот всадники одевали поножи, обязательно закрывавшие ноги выше колен, а внизу до щиколоток и к тому же богато декорированные. На груди был пластинчатый металлический панцирь, а вот щит был намного большего размера, чем, скажем, боевой. Хитоны, носившиеся поверх доспехов, в каждой команде своего цвета и может быть украшались вышитыми на них изображениями. Ну, а цель этого очень азартного и красочного состязания состояла в приобретении тех навыков, что помогали всаднику в бою. И главным было умение метать дротики в цель на скаку. Плюс к тому и физическая подготовка и воинов и их лошадей. Ну, а само состязание происходило так: одна команда стояла и изображала цель, тогда как другая приближалась к ней с наивозможнейшей скоростью и забрасывала стоящих дротиками. Судьи (скорее всего, их было немало) отмечали попадания и начисляли за них очки. Когда дротики заканчивались, команды менялись местами.
Конский налобник с наглазниками для «хиппика гимнасия» из музея в Мюнхене
Свежие комментарии