На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Ксенофонт. Великий воин и первый в истории экономист. "Восхождение десяти тысяч". Невероятный поход греческих воинов. (2 статьи)

Ксенофонт. Великий воин и первый в истории экономист

Редко какой военачальник может похвастаться, что преуспел не только на поле боя, но и как экономист. Один из немногих, родоначальник традиции – древнегреческий деятель Ксенофонт (444–356 гг. до н. э.).

Командуя фалангами

Ксенофонт. Великий воин и первый в истории экономист
Ксенофонт участвовал в Пелопонесских войнах, но основную славу снискал вдалеке от родины, возглавляя древнегреческих гоплитов – наёмников на службе царя Кира Младшего. Греческие фаланги несли победу на кончиках своих копий. Наёмникам хорошо платили. Как пишет сам Ксенофонт в «Анабасисе», войскам платили золотом: гоплиту ежемесячно полагался 1 дарик (8,4 гр.), лохаг (сотник) – 2 дарика, младший стратиг – 4 дарика. 

Меньше, чем за полгода службы обыкновенный гоплит получал сумму, эквивалентную 6000 драхмам или одному серебряному таланту. Этого хватило бы на покупку загородной усадьбы или двух домов в черте города.

Для сравнения, во время войны городскому греческому ополчению платили: гоплиту – 5 оболов, матросу – 3-4 обола, всаднику – 1 драхма, лохагу полагалась драхма и три обола. Стратиг мог рассчитывать на 3 драхмы.
Драхма весила от 3,4 до 4,3 г серебра Обол в среднем — 0,65 г.

Оснащение воина стоило немало. Панцирь – 30 драхм, лук и колчан – 15 драхм; копьё, меч с ножнами и поножи для гоплита – 30 драхм, щит — 20 драхм и шлем – 40 драхм.

Ксенофонт считал, что обучать индивидуальному владению щитом и копьём не стоит – эти движения так естественны, что постигаются интуитивно. А вот слаженным действиям в фаланге уделялось огромное значение. Молодых «призывников» тренировали подчиняться приказам лохагов как единому целому, слитно маневрировать и ни при каких обстоятельствах не терять строй – последнее было жизненно важно: именно единство строя фаланги делало её практически неуязвимой. Начиналось обучение с простого — маршировать колонной по одному, следуя за командиром. Затем упражнения усложнялись. Ксенофонт упоминает, как один из командиров на обед и с обеда водил воинов фалангой – чтобы привыкали. Попутно отрабатывались различные манёвры, в том числе, необходимые при организованном отступлении, бегство с поля боя исключалось – это была верная смерть: враг догонял бегущих и безжалостно разил в открытую спину.

Был выработан единый язык приказов, что позволяло каждому воину правильно понимать команду, независимо от того, кто вокруг него в фаланге – граждане одного полиса или сборная чужеземцев (для наёмников последнее было актуально, хотя и их старались при формировании строя ставить в один ряд с земляками). Чужеземцами (метеками) считали и греков из других полисов, единое древнегреческое государство не существовало.

При атаке (обороне) существовало два положения копья: у бедра и над щитом, естественно – наконечником к противнику.


Как ни парадоксально, но великой славой Ксенофонт покрыл себя не битвами, а тем, что вывел в Грецию 10 000 гоплитов через половину тогдашней Ойкумены, сквозь враждебные земли, когда надобность в наёмниках отпала. Этой операции посвящён труд «Анабасис», где Ксенофонт описывал все тяготы и препоны, встречавшиеся на пути, включая недовольство собственных воинов.

Рацион гоплитов базировался на ячмене, из расчёта почти 50 литров на двоих на 20 дней. Ели сыр, лук, солёное мясо. Было с собой и вино, но не для увеселений и как своего рода обеззараживающее – вином разбавляли воду. Еда переносилась в заплечном мешке.

Ксенофонт упоминает, что войску как-то не хватило средств на покупку ячменя, пришлось питаться мясом, что вызвало неудовольствие гоплитов, лишённых традиционных блюд. Ячмень, как правило, носили в перемолотом заранее виде, чтобы не заниматься этим на марше или в лагере.

Войско сопровождал обоз, везший, кроме шанцевого инструмента, медикаменты, точила для оружия, запасные древки для копий, ремни и многое другое. За снаряжение гоплитов отвечали их командиры. В обозе ехали кожевенники, кузнецы, плотники. Они не ходили в бой, но обеспечивали боеспособность контингента.

Задолго до Адама Смита

Древнегреческие мыслители не жаловали будничную хозяйственную деятельность. Аристотель, называя её «хрематистикой», презирал и считал уделом низших. В идеальном государстве Платона вообще не было места торговцам и ремесленникам.

А вот Ксенофонт, будучи прагматиком, уделял этой стороне жизни должное внимание. Он и стал первым в истории цивилизации экономистом, собственно, ему принадлежит честь введения этого термина в оборот.

Труд Ксенофонта назывался «Экономика» (др.-греч. Οἰκονομικός) или «Домострой», под экономикой Ксенофонт понимал именно искусство ведения домохозяйства. Текст создан в 399 г. до н. э. Трактат представляет диалог Сократа и состоятельного жителя Афин Критобула как и положено по тогдашним правилам изложения мыслителем своей позиции. 

Рабство в Древней Аттике — обыкновение и господствующая форма создания прибавочной стоимости. Соотношение свободных и рабов в Греции составляло 1: 3. У самой бедной семьи был хотя бы один раб. Крупные рабовладельцы мыслились как единое целое, выполняющее в общине/полисе роль «добровольной стражи», полагал Ксенофонт.

Его внимание к домоводству не было праздным. Жить и управлять полисом могли не просто свободные, но зажиточные греки. Пролетариев не было – их изгоняли из полиса. Диодором описано, как в 322 до н.э. 12 000 афинян, чьё имущество стоило меньше 2 тысяч драхм, выслали из Аттики. В начале V века до н.э. небольшой дом в Афинах стоит 2000 – 3000 драхм, ездовая лошадь – 1200 драхм, усадьба за городом обошлась бы в 2000 — 6000 драхм. Примерно столько ко же составляло приданое за дочерью зажиточного афинянина.

Поэтому понятно внимание, которое Ксенофонт уделяет консультациям по содержанию домовладения.

Базой экономики рабовладельческого строя Ксенофонт называет земледелие, оно же — наиболее достойное занятие. А вот ремесло больше к лицу рабу. Торговые операции приемлемы для гражданина, но почёта в них мало. Интересно, трапезитами (банкирами) в Греции были, как правило, вольноотпущенники или чужеземцы, чья социальная значимость не высока по определению.

В домохозяйство, по Ксенофонту, входят не только дом и имущество вне его, но и отрицательные блага – любовниц и врагов. И рачительный хозяин должен и врага использовать себе во благо, полагает Ксенофонт.

В «Экономике» он создаёт концепцию правильной семьи и порядочной жены. Сыновья представляли особую ценность, именно мужчинам дано поддерживать духовную связь с предками. Цель — рождение детей для приобретения себе кормильцев на старость и для продолжения рода. Принося жертвы, потомство обеспечивают предкам благополучие и бессмертие в Аиде.

Поступление материальных благ и финансов обеспечивает муж, расходами распоряжается жена. Если она действует правильно, хозяйство процветает, плохо – состояние уменьшается. Ксенофонт уверен, что большинство жён разоряет хозяйство неправильными решениями.

Ксенофонт стал первым, кто поднял тему разделения труда для увеличения эффективности. Он же первым указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком: от объёма рынка зависело разделение профессий. 

Для рабовладельца и землевладельца, полагал Ксенофонт, приличным является управлением имением и эксплуатация рабов, физического труда необходимо избегать. Главное в хозяйствовании – умение распоряжаться ресурсами, ценностями, имуществом. Этому нужно учиться, тогда получишь доход, а не убыток.

Ценность производимого Ксенофонт ставил в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения. 

Отметился Ксенофонт и на ниве макроэкономических исследований. Он написал «Лакедемонскую политию» об устройстве и экономике Спарты, «Доходы города Афин».   Автор:  Константин Барановский   https://topwar.ru/154195-ksenofont-velikij-voin-i-pervyj-v-istorii-jekonomist.html                        

"Восхождение десяти тысяч". Невероятный поход греческих воинов

В 401 г. до н.э. произошло событие, которое, без всяких преувеличений, потрясло Европу и Азию и имело значительные последствия на ход дальнейшей истории, показав всем военную слабость Персии. Оказавшиеся на берегах Евфрата, в самом сердце Персидской империи, и лишившиеся своих командиров, греческие наемники сумели с непрерывными боями выйти к Черному морю и затем вернуться в Элладу.


Об этом беспримерном походе мы знаем, главным образом, из сочинения афинянина Ксенофонта, который волей случая, после убийства признанных вождей этой экспедиции, возглавил греческое войско. 


Ксенофонт, памятник в Вене

Ксенофонт был современником Платона и учеником Сократа, но симпатии его всегда были на стороне Спарты. После возвращения из этого знаменитого похода, он, во главе своего отряда (на тот момент в нем насчитывалось около 5 000 человек), пришёл к спартанцу Фиброну, который собирал армию для войны с сатрапом Фарнабазом. В Малой Азии Ксенофонт сражался вместе с царем Агесилаем, за это он даже был лишён афинского гражданства (гражданство ему вернули, когда Афины стали союзником Спарты в войне с Фивами). К огромному счастью потомков, Ксенофонт оказался талантливым писателем, который, к тому же, изобрел новый литературный жанр, написав от третьего лица (под именем Фемистоген Сиракузский) первую в мире автобиографию – знаменитый «Анабасис» («Восхождение» – первоначально этот термин означал военный поход из низменной местности в более возвышенную). 


Ксенофонт, Анабасис, российское издание


Ксенофонт, Анабасис, оксфордское издание

Ксенофонт, Анабасис, турецкое издание

Во «Всеобщей истории» Полибий сообщает, что именно книга Ксенофонта вдохновила Александра Македонского на покорение Азии. Об этом же пишет и византийский историк Евнапий. Греческий историк и географ Арриан, написав книгу о походах Александра Македонского, назвал свой труд «Анабасис Александра». Полагают, что именно книга Ксенофонта послужила образцом для военных сочинений Цезаря, написанных также от третьего лица. В настоящее время слово «Анабасис» стало нарицательным, означающим трудный поход домой по вражеской территории. Некоторые историки «Чешским анабасисом» называют путь чехословацких легионеров по Сибири к Владивостоку и далее морем на родину в 1918 году. 

В газете "The Times" в период Дюнкеркской эвакуации британских войск с материка (операция «Динамо») вышла статья «Анабасис», в которой проводилось сравнение положения английских войск с выходом к морю греков в V в. до н.э. 

Даже Ярослав Гашек в своей знаменитой книге «Похождения бравого солдата Швейка», поместил главу «Будейовицкий анабасис Швейка», в которой рассказывается как Швейк «догонял» свой полк, двигаясь в противоположном направлении.

В России «Анабасис» впервые был издан во второй половине XVIII в. под названием «Повесть о Младшем Кире и о возвратном походе десяти тысяч греков, переведенная с французского Васильем Тепловым».

Но, все же, как оказались греки так далеко от дома? Ведь менее ста лет назад, когда персидский наместник Милета Аристогор, страшась гнева царя Дария, возбудил ионийских греков к восстанию, и пытался найти наемников для возможного похода внутрь страны, спартанцы ответили его эмиссарам: «Ты сошел с ума, если хочешь, чтобы мы удалились на три месяца пути от Греции и моря». А теперь в такой, казавшийся всем невозможным и невероятным, даже безумным, поход, двинулась целая армия наемников из разных полисов Эллады. 

Начиналась эта история как сказка, в которой у великого царя Персии Дария II было два сына: старший Аршак и Кир Младший. 

Дарий II

Именно Кир, по мнению его матери Парисатиды, сводной сестры Дария, априори обладал всеми необходимыми качествами будущего царя, и потому она дала ему имя, которое мог носить только наследник престола: Кир — значит, Солнце. В качестве первого шага, в 407 г. до н.э. она убедила стареющего царя назначить Кира (родившегося около 432 г.) на важнейшую должность сатрапа Лидии, Фригии и Каппадокии, а заодно и главнокомандующим всех войск в Анатолии. В Элладе в это время вовсю шла Пелопонесской война, в которой Дарий в какой-то момент решил поддержать Спарту. И Кир неожиданно оказался союзником великого Лисандра. В 405 году до н. э. Дарий умер, и персидский наместник в Карии Тиссаферн, на помощь которого надеялся Кир, встал на сторону своего зятя Аршака, принявшего теперь имя Артаксеркс II, и даже донес новому царю о планах брата убить его. 


Изображение Артаксеркса II, гробница в Персеполисе

В результате Кир был помещен в темницу, но, слабовольный Артаксеркс испугался гнева Парисатиды, которая освободила Кира, и добилась возвращения сына в его сатрапию. Именно Кир является главным героем I Книги "Анабасиса" Ксенофонта. 

А в это время на сцену мировой истории вышел человек, которому суждено будет стать главным героем II Книги – небесталанный спартанский полководец Клеарх, недостатком которого было нежелание подчиняться кому бы то ни было. Несмотря на строгое спартанское воспитание, Клеарх больше был похож не на Лисандра, а на Алкивиада. Когда власти Спарты отправили его на помощь городу Византий, Клеарх, недолго думая, захватил там власть и объявил себя "тираном" (то есть, правителем, не имеющим прав царской власти). Возмущенные таким самоуправством геронты, направили к Византию новое войско, и Клеарх бежал оттуда с казной и даже каким-то отрядом: на территории Эллады появился кондотьер, готовый предложить свои услуги любому, кто заплатит. И такой человек быстро нашелся – им стал с трудом спасшийся от своего брата Кир. На блеск персидского золота явились представители почти всех государств Эллады, и в Малую Азию пришла внушительная армия в 13 000 человек: 10 400 гоплитов и 2500 пелтастов.


Бегущий гоплит, античная статуэтка из Додоны

Этот отряд присоединился к 70-тысячной персидской армии Кира. Греческие наемники ещё не знали, что их ждёт, и были уверены, что идут на войну в Малой Азии против коварного Тиссаферна. Однако весной 401 г.до н.э. их повели на юго-восток — под предлогом войны с мятежными горцами. И только когда было пройдено две трети пути, объявили об истинной цели похода – война с законным царем Персидской империи. Кир пообещал им полуторную плату, а в случае победы ещё пять мин серебра каждому. Отступать было поздно, греки пошли дальше.

3 сентября 401 г. до н.э. войско Кира встретилось у Евфрата (примерно в 82 км к северу от Вавилона) с армией Артаксеркса. Именно здесь состоялась битва при Кунаксе. В настоящее время эта местность носит название Тель Акар Кунейсе. 

Сражение при Кунаксе описывают Ксенофонт, Полибий и Диодор. Об армии Кира мы уже говорили. Артаксеркс привел к Кунаксу около 100 тысяч воинов из Ирана, Индии, Бактрии, Скифии. Если верить Ксенофонту, в армии Артаксеркса были также и 150 персидских серпоносных колесниц, которые были направлены именно против греков. Каждую из этих колесниц несли четыре лошади, к большой оси крепились серпы длиной около 90 сантиметров, и ещё по два вертикальных серпа крепились снизу. Такие же колесницы были использованы персами во время войны с Александром Македонским.


Персидская боевая колесница


Воины битвы при Кунаксе, рисунок Richard Scollins

И тут у Кира и Клеарха возникли серьезные разногласия по поводу плана предстоящего сражения. Кир вполне резонно предлагал нанести главный удар по центру, где будет стоять его брат. В этой битве нужна была не военная победа, а гибель (в крайнем случае, пленение) соперника Кира: узнав о смерти царя, его армия прекратит сражение и перейдет на сторону нового законного монарха. Но это противоречило всему, чему учился Клеарх. Ведь, на самом деле, по всем правилам военной науки, необходимо было нанести мощный удар правым крылом по левому флангу вражеской армии, опрокинуть его, а потом, развернувшись, ударить по центру. Греческая фаланга за спиной Клеарха словно неслышно шептала ему: "завтра слава Павсания и Лисандра померкнет навсегда, и ты станешь первым греческим полководцем, разбившим персов в самом сердце их империи, из твоих рук получит корону великий царь. А, может быть... Но об этом потом. Перед тобой ровное поле, правый фланг будет защищён рекой, у тебя есть пельтасты и кавалеристы из Пафлагонии, которые защитят фалангу от фланговых ударов и разгонят метателей копий и дротиков. Все будет хорошо". 

Каждый из этих планов был по-своему хорош, и каждый сулил победу, если бы Кир и Клеарх сумели договориться. Но они не договорились. И на следующий день, под воинственное пение флейт, ощетинившаяся копьями греческая фаланга двинулась вперёд — безжалостно и неумолимо, сметая все и всех на своем пути. Эллинам противостояли персидские и египетские пехотинцы, 500 всадников во главе с Тиссаферном и знаменитые персидские серпоносные квадриги. 

Атака персидской колесницы с косами. Рисунок Андре Кастеня (1898—1899 г.г.)

"Ни о чем не думать, сомкнуть строй, не смотреть по сторонам, не сомневаться — персы храбры, но нет пока на свете силы, способной остановить вас. Пора переходить на бег". 


Через несколько часов Кир победит и станет царем. 


Греческие воины в битве при Кунаксе
Персидские воины в битве при Кунаксе

Но Кир не хотел ждать несколько часов. В его душе кипели ненависть к брату, нетерпение и злость, он возглавил кавалерийский удар по центру, где стоял Артаксеркс, и даже лично ранил его коня — царь упал на землю. Но, дабы показать всем свою доблесть, Кир сражался без шлема. Когда бактрийцы забросали его дротиками, он получил рану в висок, а потом кто-то поразил его копьём. Мёртвому Киру отрубили голову и преподнесли Артаксерксу, затем – показали ее войску мятежника. Все было кончено, армия Кира прекратила сопротивление, но греки не знали об этом. Они продолжали делать свою работу: опрокинув стоящих против них пехотинцев, разбив боевые колесницы (часть из которых они пропустили сквозь строй, где возничих забросали копьями пельтасты), одну за другой они теперь отбивали атаки персидской конницы. В этом сражении греческие наемники продемонстрировали все качества безупречных воинов. Они хладнокровно выполняли приказы командиров, умело перестраивались и действовали в тот день, поистине, идеально. Увидев, что армия Кира перестала сражаться, фаланга развернулась и прижалась к реке – и персы уже не решались атаковать ее. 

Тогда греки сами двинулись вперёд, и командиры Артаксеркса, уже увидевшие мощь фаланги, не пожелали испытывать судьбу – отступили, оставив грекам поле боя. Потери армии Артаксеркса составили около 9000 тысяч человек, войск Кира – около 3000, причем потери греков были минимальными. Полибий вообще сообщает, что из них никто не погиб.

Армии вернулись на исходные позиции и ситуация была крайне неприятной для обеих сторон. Вроде бы, одержавшие победу греки, оказались вдали от родины посреди враждебной страны. Победивший мятежного брата Артаксеркс не знал что делать с непобежденными греческими воинами в центре его державы. Он предложил им: "Сложите оружие и переходите ко мне". 

Согласно Ксенофонту, на военном совете первый из греческих военачальников сказал: "Лучше смерть". Второй: "Если он сильнее, пусть отберет (оружие) силой, если слабее, пусть назначит награду". Третий: "Мы все потеряли, кроме оружия и доблести, а они друг без друга не живут. Четвертый: "Когда побежденный приказывает победителям, это или безумие, или коварство". Пятый: "Если царь нам друг, то с оружием мы полезнее ему, если враг, то полезнее себе". Ксенофонт сообщает, что в этой ситуации Клеарх, один из немногих, сохранил самообладание, благодаря чему в греческом войске сохранялся порядок и уверенность в благополучном исходе. Грекам предложили свободный выход из страны, "провожать" их было поручено Тиссаферну. 


Серебряная тетрадрахма Милета (411 г. до н. э.) с изображением персидского сатрапа Тиссаферна

Как ни странно, греки полностью доверились ему, Тиссаферн же им не верил и опасался, что в пути они овладеют какой-нибудь провинцией, выбить из которой их будет очень трудно. Потому в пути он пригласил на обед Клерха, четверых других стратегов и двадцать командиров меньшего ранга, схватил их и отправил в Сузы, где они были казнены. Это был самый страшный момент эпопеи: в армии чуть было не началась паника и беспорядки. И только теперь на первый план выходит Ксенофонт, который взял командование на себя и, уже не полагаясь на коварных персов, повел войско самостоятельно. Повозки, которые могли замедлить движение, были сожжены, воины выстроились в каре, внутри которого были помещены женщины и вьючные лошади. Конница Тиссаферна следовала за ними, непрерывно беспокоя. Персидские пехотинцы забрасывали их камнями и дротиками. По приказу Ксенофонта греки сформировали свой конный отряд и отряд пельгастов, которые теперь успешно отгоняли персов от походной колонны. На территории нынешней восточной Турции греки столкнулись с предками курдов – кардухами, которые посчитали имущество неизвестных пришельцев своей законной добычей. Положение греков было отчаянным: они не знали дороги в горах, со всех сторон были воинственные кардухи, забрасывавшие их камнями и стрелами. К тому же греки здесь не могли действовать в строю, что было непривычно и лишало их преимущества в боевых столкновениях. По приказу Ксенофонта в засаде были оставлены лучшие воины, которым удалось, уничтожив небольшой вражеский отряд, захватить в плен двух кардухов. Первого из них, отказавшегося говорить, тут же убили на глазах другого. Испугавшийся смерти второй кардух согласился стать проводником. Оказалось, что впереди находится гора, которую невозможно обойти — позиции горцев можно было лишь взять приступом. Добровольцы ночью, под проливным дождем, взобрались на эту гору и перебили не ожидавших их появления кардухов. Наконец, эллины добрались до речки Кентрит, отделявшей страну кардухов от Армении (земли армян тогда занимали и часть современной восточной Турции). Здесь перед войском Ксенофонта встала новая преграда: мосты контролировали отряды персидских наемников. Но грекам удалось найти брод, по которому они переправились на другой берег. В Армении их ждали другие враги – снег и мороз. Вьючные животные погибали, люди мёрзли и болели. Однако и армяне не горели желанием воевать в снегу, их натиск не был сильным. Убедившись, что странные пришельцы не претендуют на армянскую землю, они оставили их в покое. От гибели греки спаслись в подземных городах (вероятно, в Каппадокии), в пещерах которых вместе жили люди и домашние животные. Здесь эллины, видимо, впервые попробовали пиво ("настой ячменя"), которое им, привыкшим к разбавленному вину, показалось чересчур крепким. Однако здесь греки ухитрились поссориться с хозяевами, захватив лошадей, приготовленных в качестве дани для Артаксеркса, и взяв в заложники сына в общем-то дружелюбно настроенного к ним вождя. В результате, им указали неверный путь, с огромным трудом они все же вышли к речной долине, которая привела их к морю. Ксенофонт рассказывает, что, услышав крики идущих впереди, он решил, что авангард подвергся нападению, но крики "море", быстро распространившиеся по колонне, развеяли сомнения. Люди, увидевшие море, плакали и обнимались. Забыв об усталости, греки из больших камней собрали что-то вроде насыпи – дабы отметить место спасения. 

Первым греческим городом, в который пришли воины Ксенофонта, оказался Требизонд. Его жители были, мягко говоря, немного шокированы, увидев на своих улицах целую армию каких-то оборванцев, в порядке у которых было только оружие. Однако командиры греков все ещё продолжали поддерживать среди своих воинов дисциплину, без которой они, безусловно, не смогли бы выйти к морю. К тому же у них имелась кое-какая добыча, выгодно (для жителей Требизонда) сбыв которую, они сумели заплатить за свое пребывание. Тем не менее, горожане, безусловно, были очень рады, когда никем не званые "гости" отбыли, наконец, на родину. Жителям других городов, оказавшихся на пути "10 000", повезло меньше: денег у большинства солдат уже не осталось, дальнейшее их продвижение зачастую сопровождалось насилием и грабежами. Год и три месяца понадобилось греческим наемникам Кира Младшего, чтобы дойти от Эллады до Вавилона и вернуться обратно. Около 5000 из них (под командованием Ксенофонта) приняли участие в войне Агесилая против Фарнабаза в Малой Азии. Ксенофонт разбогател, получив большой выкуп за богатого перса, захваченного в одном из сражений и, хоть и продолжал воевать, больше ни в чем не нуждался. А вот 400 его соратникам не повезло: за самовольные действия в Византии, спартанские командиры продали их в рабство. Примерно через 30 лет Ксенофонт написал свой знаменитый труд, который историки считают одним из основных источников по истории военного дела в античной Греции. Кроме того, в "Анабасисе" он описал обычаи персидского двора (на примере двора Кира Младшего), религиозные воззрения различных народов, а также климат в различных странах, их флору и фауну. Более того, в "Анабасисе" приводятся данные о расстояниях, которые его армия проходила за день (правда, только там, где войско шло по большим дорогам). Рассказывая обо всем этом, Ксенофонт различает события, очевидцем которых был лично он, от передаваемого с чужих слов (в этом случае обычно указывается источник). В IV и V книгах имеются описания племен, обитавших в северо-восточных областях Малой Азии и на южном берегу Черного моря в V в. до н.э. Исследователи Закавказья считают, что эти сведения "Анабасиса" имеют не меньшую ценность, чем IV книга Геродота для истории юга СССР, "Германия" Тацита для Средней Европы и "Записки" Юлия Цезаря для галльских стран.
Автор:
В. Рыжов
https://topwar.ru/154525-voshozhdenie-desjati-tysjach-neverojatnyj-pohod-grecheskih-voinov.html

Картина дня

наверх