На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: Совинформбюро и Юрий Левитан

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: Совинформбюро и Юрий ЛевитанСоветская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: Совинформбюро и Юрий Левитан

«Когда объявлена война, первой её жертвой становится правда»,
– говорил британский политик и писатель лорд Артур Понсонби. И с этим сложно не согласиться, ведь информационное противостояние всегда начинается гораздо раньше официального объявления войны и первых пушечных выстрелов.

В годы Великой Отечественной войны пропаганда вышла на новый уровень, в интересах достижения победы над врагом она не просто искажала, приукрашивала или замалчивала факты, но и создавала свою реальность. Вражеской пропагандой руководил всесильный Йозеф Геббельс, имя которого стало нарицательным для обозначения беспринципного, лживого и в то же время глубоко знавшего своё дело пропагандиста.

Однако советской пропаганде в итоге удалось переиграть нацистскую. Как именно ей это удалось, мы и расскажем.

Универсальные принципы военной пропаганды

В 1928 году уже упоминавшийся Артур Понсонби опубликовал книгу «Ложь во время войны». В ней он, опираясь на опыт Первой мировой войны, описал основные принципы военной пропаганды. Однако эти принципы оказались настолько универсальны, что использовались с незначительными вариациями практически во всех последующих войнах. И Вторая мировая, конечно же, не стала исключением.

Артур Понсонби
Итак, что же это за принципы?

Первое – убедить всех, что мы против войны и за мир во всём мире. Вся вина в развязывании войны возлагается целиком на противника.

Второе – всячески показывать, что противник – воплощение всех зол, а руководит вражеской страной обладающий всеми возможными пороками преступник.

Третье – все совершаемые в ходе войны преступления объявлять делом рук противника.

Четвёртое – максимально преуменьшать свои потери в ходе боевых действий и многократно преувеличивать потери противника.

Пятое – свои неудачи по мере возможности замалчивать, неудачи противника – раздувать до невероятных масштабов.

Шестое – повторять, что многие выдающиеся и уважаемые люди на нашей стороне, в том числе деятели культуры, ученые, писатели и т. д.

Далее – говорить о священности нашей миссии, о правом деле, за которое воюем.

И наконец, последнее – всякий, сомневающийся в нашей пропаганде – предатель.

Как видим, следуя чётко этим несложным принципам, советской пропаганде в ряде пунктов даже ничего выдумывать не пришлось. Так, например, ни у кого не возникало сомнений, что война начата Германией, что нацисты на оккупированных территориях совершают ужасные преступления, руководит вражеской страной преступник, что многие другие страны нас поддерживают, поскольку это и так соответствовало действительности.

Таким образом, несмотря на то, что пропаганда по определению никогда не бывает объективной, к открытой лжи всё же прибегали далеко не всегда. Более того, никакая пропаганда, претендующая на успех, не может быть лживой на все 100 %. Такой пропаганде очень скоро перестанут верить, и её легко разоблачить и опровергнуть.

Теперь рассмотрим советскую военную пропаганду более детально.

Совинформбюро

Советское информационное бюро, чаще называемое сокращённо – Совинформбюро – было основано уже 24 июня 1941 года. Именно на это ведомство легла основная тяжесть пропагандистской работы в годы войны. Оно ведало составлением сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении и оповещало население о многих других важных событиях. В составе ведомства были военный отдел, отдел переводов, отдел пропаганды и контрпропаганды, отдел международной жизни и другие.

У большинства Совинформбюро ассоциируется в первую очередь с Юрием Левитаном, который своим неподражаемым голосом на протяжении всей войны зачитывал фронтовые сводки. Но помимо Левитана, с Совинформбюро сотрудничала также практически вся культурная элита страны того времени, включая таких писателей, как Валентин Катаев, Борис Лавренёв, Леонид Леонов, Алексей Новиков-Прибой, Илья Эренбург, Евгений Петров, Борис Полевой, Сергей Сергеев-Ценский, Константин Симонов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Корней Чуковский, Константин Федин, Михаил Шолохов и многие другие.

Несмотря на то, что все сводки начинались со слов «Говорит Москва», студия вещания Совинформбюро в столице не находилась. В 1941–1943 годах она размещалась в Свердловске, а с марта 1943 года и до конца войны – в Куйбышеве.

Все военные сводки предварительно подавались самому Сталину, и тот всегда вносил в них изменения. Сотрудник ведомства Владимир Кружков позднее вспоминал:
«Сводки о боях на фронтах перед выпуском подавали Сталину. Если дела шли плохо, они возвращались от него неузнаваемыми... Вождь не щадил немцев. Если по нашим сводкам посчитать все потерянные противником самолеты, танки, корабли, орудия и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ею Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны».
Здесь мы видим один из упоминавшихся выше принципов военной пропаганды – преувеличивать потери противника и преуменьшать свои. В случаях же, когда замалчивать нелицеприятную информацию было уже невозможно, о ней сообщали несколько дней спустя. Это касалось в первую очередь сведений об оставлении Красной Армией городов.

Голос Левитана

Юрий Левитан приехал в Москву из Владимира 17-летним парнем в 1931 году. Сначала он попытался поступить в кинотехникум, но неудачно, преподаватели лишь посмеялись над его владимирским говором. Потом случайно увидел объявление о наборе дикторов на радио и решил попробовать свои силы. На работу его взяли, но лишь в качестве уборщика помещений. Лишь спустя несколько месяцев руководство доверило ему зачитывать сообщения в радиоэфире.

Левитан в это время усиленно работал над своим произношением. По 10 часов в день он тренировался правильно произносить и ставить ударения в словах, работал над чёткостью дикции, выработал свою манеру чтения текстов в эфире. И эти тренировки не прошли даром: уже в начале 1934 года одно из сообщений Левитана по радио услышал Сталин, и тут же обратил внимание на юного диктора. Тогда Левитану поручили первое серьёзное задание: зачитать на радио доклад о партийном съезде.

Юрий Левитан
Как известно, весть о нападении Германии на СССР застала советское руководство врасплох. Молотов оповестил страну о начале войны лишь спустя 8 часов после вторжения вражеских войск. Сталин по неясным до конца причинам вообще впервые обратился к народу лишь 3 июля, то есть на 11-й день войны. Вероятно, всё же правы те авторы, которые утверждают, что в первые дни войны у Сталина был приступ депрессии, и он считал, что лично для него уже всё потеряно.

В тот же день, 3 июля, состоялась и первая личная встреча Левитана со Сталиным. После этого диктор на протяжении всей войны ежедневно, без отпусков и выходных, зачитывал сводки с фронтов. Всего он зачитал около 2 000 сводок и 120 экстренных сообщений.

Тембр голоса и манера речи Левитана оказывали на слушателей большое моральное воздействие. Маршал Константин Рокоссовский однажды приравнял голос Левитана целой дивизии по значимости для фронта. Уже после войны лётчик-космонавт и дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой вспоминал:
«В годы Великой Отечественной войны голос Юрия Левитана звучал порой приглушенно и скорбно, но всё равно твердо – он вселял надежду, что победа непременно придёт. И каким ликующим был этот голос, сообщивший миру о первом салюте в честь нашей победы под Белгородом и Орлом! Левитан словно предвидел уже в те дни нашу окончательную победу над фашистской Германией. Вообще он умел, как никакой другой диктор, выразить и общую печаль народа, и его общую радость».
Значение голоса Левитана быстро поняли и по ту сторону фронта. Известно, что Гитлер считал его личным врагом и даже назначил награду за его голову. Сумма вознаграждения в разных источниках разнится – от 100 до 300 тысяч рейхсмарок. В любом случае сумма более чем значительная: элитный автомобиль «Mercedes-Benz 770», на котором ездил сам Гитлер и который был не по карману обычным смертным, стоил тогда 30 тысяч рейхсмарок.

Есть даже версия, что нацистами готовилась спецоперация по похищению и переправке в Германию Левитана, чтобы заставить его работать на немцев. Чтобы предотвратить это, к диктору была приставлена охрана, а место его нахождения и даже внешность держались в строгой тайне.

Действительно, советские граждане долгие годы знали Левитана только по голосу и понятия не имели, как он выглядит.

Уже в послевоенные годы произошёл интересный случай. Левитана пригласили на встречу фронтовиков, собрался огромный зал, все ждали знаменитого диктора. Когда тот появился, у входа возникла давка.

Левитан вежливо попросил людей расступиться и представился, но ему никто не поверил. В низкорослом и худощавом молодом человеке никто не мог представить обладателя могучего голоса. Тогда диктору пришлось показывать своё удостоверение.

И лишь когда он начал говорить в микрофон, все узнали тот знаменитый голос, который на протяжении нескольких лет оповещал их о ситуации на фронте. Автор: Андрей Сарматов Использованы фотографии: https://ru.wikipedia.org https://topwar.ru/207546-sovetskaja-propaganda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-sovinformbjuro-i-jurij-levitan.html

Картина дня

наверх