Печальная судьба «Учеников Иоанна». Что ждёт последних гностиков Ближнего Востока? 
Кровопролитная война на Ближнем Востоке поставила в крайне сложную ситуацию многочисленные этноконфессиональные меньшинства, проживающие в Сирии и Ираке. Восточные христиане, езиды, алавиты, друзы, шииты — все они стали мишенью для нападений террористических организаций.
В некоторых районах Сирии и Ирака террористы устроили настоящий геноцид для всех, кого они отнесли к категории «неверных». На протяжении столетий в Месопотамии и Сирии, несмотря на нашествия арабских и сельджукских, монгольских и османских завоевателей, утверждение ислама в качестве господствующей религии, многочисленные политические перипетии, сохранялись общины христиан — несториан, мелькитов, халдеев, маронитов, якобитов. До создания государства Израиль компактно проживали весьма многочисленные диаспоры иудеев — иракских, сирийских, курдских евреев. Смогли пронести через века свои уникальные верования езиды — последователи древней курдской религии. И сейчас, во втором десятилетии XXI века, многие последователи этих религий вынуждены спасаться бегством, покидая края предков и святые для себя места. Мы наблюдаем очередной трагический поворот в судьбе древних религиозных общин Сирии и Ирака. Некоторые из них, правда, находятся в более безопасных условиях. Речь идет о христианах и езидах, проживающих на территории Иракского Курдистана. Курды смогли обеспечить надежную защиту своих земель от террористов, а курдское ополчение «Пешмерга» в Ираке и Отряды народной самообороны в Сирии превратились в наиболее боеспособные формирования, сражающиеся с боевиками террористических организаций. Помимо собственно курдов, в составе этих формирований воюют и езиды, и христиане — армяне, ассирийцы, арабы. Их объединяет главная общая цель — защитить свои земли от опаснейшего противника в лице религиозных экстремистов запрещенной в России организации ИГ (ДАИШ).
Ирак — страна с преобладанием мусульманского (шиитского и суннитского) населения, но с глубокой древности значительную часть ее населения составляли немусульманские общины — христиане, иудеи, езиды, мандеи. После образования Государства Израиль подавляющее большинство местных евреев эмигрировало из Ирака. Христианам, езидам, мандеям ехать было некуда. Но, пока у власти находился светский режим Саддама Хусейна, их положение можно было назвать еще более-менее сносным. Конечно, Саддам не благоволил к меньшинствам, но и не проводил политику, рассчитанную на их тотальное уничтожение. Достаточно сказать, что христианином по происхождению был Тарик Азиз — один из ближайших соратников Саддама. Его настоящее имя — Михаэль Юханна. Американское вторжение, приведшее к кровопролитной войне и активизации терроризма, вызвало волну насилия в отношении мирного населения страны. Больше всего страдали именно представители немусульманских меньшинств. Смертельная опасность нависла над езидами, которых салафиты считают «язычниками» и не относят к «людям Писания». В схожей ситуации оказались и мандеи (сабии) — представители небольшой этноконфессиональной общины, с древних времен проживающей на территории Ирака.
Мандеизм — уникальная гностическая религия, сохранившаяся на Ближнем Востоке — в Ираке и Иране, несмотря на все многочисленные войны и политические перипетии его истории. В переводе с арамейского языка «manda» означает «знание», то есть это название тождественно греческому «gnosis». Впрочем, сами мандеи предпочитают называть себя «сабба» — «крестящиеся». История мандейской общины Ирака туманна и уходит вглубь тысячелетий. Как считают исследователи, мандеи в начале нашей эры пришли в Междуречье откуда-то с запада, скорее всего — с территории Палестины, о чем свидетельствует специфика самого мандейского учения. Некоторые историки склонны рассматривать мандеизм как религию, возникшую на базе дохристианских верований и впитавшую в процессе своего развития элементы иудаизма, христианства, манихейства. В условиях враждебного окружения мандеи предпочитали не распространяться о тонкостях своего учения, поэтому долгое время их существование было практически неизвестным для христианского мира. Лишь в середине XVII века кармелитский миссионер Игнатий, посетивший Ближний Восток, узнал о существовании необычной религиозной общины. Он назвал ее «учениками Иоанна» и отнес к восточным христианам, поскольку мандеи практиковали обряд крещения. Тем не менее, более подробных сведений о мандеях добыть не удалось. Лишь к концу XIX — началу ХХ вв. европейские исследователи смогли более плотно познакомиться с учением этой уникальной общины. Выяснилось, что основные священные тексты мандеев были написаны на арамейском языке. Попавшие в руки к исследователям рукописи относились примерно к XVI веку, но содержавшиеся в них тексты, судя по всему, были написаны в VI-VII вв. н.э. По мнению Гео Виденгрена, без досконального изучения мандейских текстов невозможно формирование полноценного представления о гностических учениях Ближнего Востока.
Ирак — страна с преобладанием мусульманского (шиитского и суннитского) населения, но с глубокой древности значительную часть ее населения составляли немусульманские общины — христиане, иудеи, езиды, мандеи. После образования Государства Израиль подавляющее большинство местных евреев эмигрировало из Ирака. Христианам, езидам, мандеям ехать было некуда. Но, пока у власти находился светский режим Саддама Хусейна, их положение можно было назвать еще более-менее сносным. Конечно, Саддам не благоволил к меньшинствам, но и не проводил политику, рассчитанную на их тотальное уничтожение. Достаточно сказать, что христианином по происхождению был Тарик Азиз — один из ближайших соратников Саддама. Его настоящее имя — Михаэль Юханна. Американское вторжение, приведшее к кровопролитной войне и активизации терроризма, вызвало волну насилия в отношении мирного населения страны. Больше всего страдали именно представители немусульманских меньшинств. Смертельная опасность нависла над езидами, которых салафиты считают «язычниками» и не относят к «людям Писания». В схожей ситуации оказались и мандеи (сабии) — представители небольшой этноконфессиональной общины, с древних времен проживающей на территории Ирака.
Мандеизм — уникальная гностическая религия, сохранившаяся на Ближнем Востоке — в Ираке и Иране, несмотря на все многочисленные войны и политические перипетии его истории. В переводе с арамейского языка «manda» означает «знание», то есть это название тождественно греческому «gnosis». Впрочем, сами мандеи предпочитают называть себя «сабба» — «крестящиеся». История мандейской общины Ирака туманна и уходит вглубь тысячелетий. Как считают исследователи, мандеи в начале нашей эры пришли в Междуречье откуда-то с запада, скорее всего — с территории Палестины, о чем свидетельствует специфика самого мандейского учения. Некоторые историки склонны рассматривать мандеизм как религию, возникшую на базе дохристианских верований и впитавшую в процессе своего развития элементы иудаизма, христианства, манихейства. В условиях враждебного окружения мандеи предпочитали не распространяться о тонкостях своего учения, поэтому долгое время их существование было практически неизвестным для христианского мира. Лишь в середине XVII века кармелитский миссионер Игнатий, посетивший Ближний Восток, узнал о существовании необычной религиозной общины. Он назвал ее «учениками Иоанна» и отнес к восточным христианам, поскольку мандеи практиковали обряд крещения. Тем не менее, более подробных сведений о мандеях добыть не удалось. Лишь к концу XIX — началу ХХ вв. европейские исследователи смогли более плотно познакомиться с учением этой уникальной общины. Выяснилось, что основные священные тексты мандеев были написаны на арамейском языке. Попавшие в руки к исследователям рукописи относились примерно к XVI веку, но содержавшиеся в них тексты, судя по всему, были написаны в VI-VII вв. н.э. По мнению Гео Виденгрена, без досконального изучения мандейских текстов невозможно формирование полноценного представления о гностических учениях Ближнего Востока.

Священные тексты мандеев, как уже говорилось выше, написаны на арамейском языке. Это — «Великая Книга» («Гинза»), состоящая из «Правой Части» («Йамина») для живых и «Левой Части» («Смала») для мертвых, а также «Книга знаков Зодиака», «Великий Первый мир», «Малый Первый мир», «Собрание Первой Жизни», «Тысяча двенадцать вопросов». Считается, что «Гинза» была начата Адамом и завершена Иоанном (Яхьей). Большую роль в учении мандеев играет изучение неба и звезд. По мнению последователей древней религии, звезды и планеты обладают способностью влияния на судьбы людей. Скорее всего, этот момент в учении мандеев связан с заимствованием древних вавилонских верований — как известно, Вавилон славился своими «звездочетами». Ритуальные сооружения мандеев — это небольшие сооружения из тростника, обмазанного глиной. Их отличительная черта — отсутствие крыши — связана именно с потребностью наблюдать небо во время ночных служений.
Отличительной чертой мандеев является частое повторение обряда водного крещения. Если христиане крестятся один раз в жизни, но мандеи повторяют крещение достаточно часто. Поскольку эта процедура проводится на виду у всех, мусульмане после захвата Месопотамии посчитали мандеев одной из разновидностей христианства и отнесли к «людям Писания». Кстати, мандеи крестят и умерших. Последователей мандеизма легко отличить по специфическим белым одеяниям. Подобную одежду носили елкесаиты и манихеи. Символ мандеев — дарфаш — мандейский крест, представляющий собой крест, нижняя часть которого покрыта тканью. Наиболее набожных мандеев в своей среде называют «назореями», однако окружающие часто этим словом обозначают всю мандейскую общину. Как говорят современные мандеи, в основе их религии лежит пять принципов: 1) единобожие — прославление единого Бога; 2) омовение — его мандей должен совершать в проточной воде каждое воскресенье; 3) благотворительность; 4) трехразовая молитва утром, днем и вечером; 5) сбор в пользу бедных по праздникам и особым поводам. В мандейской общине есть несколько ступеней посвящения. Внизу находятся простые крещеные — «сабеи». Далее идут «ишканда» — люди, которые могут налагать запреты или разрешать какие-то действия. Ишканда ест мясо только в том случае, если сам зарезал животное, а свою посуду моет в проточной воде. Высшая степень — «термит-а», которым может стать ишканда, пробывший два месяца в уединении и читавший священную книгу во время своего отшельничества.




Свежие комментарии