На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Столетняя война: как поссорились англичане с французами. Что, если бы Англия захватила Францию (2 статьи)

Столетняя война: как поссорились англичане с французами

22

Столетняя война между Англией и Францией, длившаяся больше ста лет — с 1337 г. по 1453 г., для последней стала страшным испытанием. Вроде бы намного превосходя численностью вражеские войска и сражаясь «дома», на своей территории, французы всё равно позорно проигрывали одну битву за другой. Истощённый постоянными налогами народ Франции с трудом оплачивал военные и политические неудачи королей и знати…

Причин поражения французов в первой половине Столетней войны много — в неумелом командовании, в отсутствии чёткой тактики боя и военной стратегии, в заносчивости и разрозненности знати. Но в первую очередь, англичане побеждали потому, что король Франции и приближённые к власти сначала просто не приняли угрозу всерьёз.

Когда опомнились — враг уже хозяйничал в некоторых областях несчастной Франции, доказывая своё превосходство огнём и мечом. Англичане хорошо подготовились к вторжению, а французы оказались не готовы отразить его.

Предрасположенность к военным неудачам, видимо, была в крови у новой династии французского королевства — Валуа. Покойный Филипп VI Подкидыш проиграл, среди прочих, важную битву этого масштабного династического конфликта — битву при Креси. Его сын Иоанн II, по странному недоразумению прозванный Добрым, с еще большим позором проиграл битву при Пуатье в 1356 г.

1

Официальной причиной Столетней войны были именно притязания Эдуарда III Английского, как потомка Филиппа IV Красивого, на корону Франции, поэтому конфликт можно назвать династическим. Однако в дальнейшем король Англии откажется от притязаний на французский престол и будет добиваться лишь некоторой части Франции, по поводу чего между странами уже давно существовали разногласия — Аквитания, Гиень и др.

Не стоит забывать, что исход крупных сражений решает не только удачное расположение, наличие определённой силы у противников, но и лидеры сторон. Эдуард принц Уэльский (Вудсток) был достойным сыном своего отца Эдуарда III — умнейшего государя, толкового военачальника, умного и образованного человека.

Личность неординарная, отличный стратег, бесстрашный воин, по праву заработавший рыцарские шпоры в ещё довольно молодом возрасте, принц успешно вёл войну на чужой земле. Король Англии настолько считался с сыном, был так многим ему обязан, что признал его брак с разведённой (!), хоть и очаровательной, женщиной, матерью пятерых детей — графиней Кентской.

О жестокости принца ходили легенды, он запросто отдавал деревни и города на полное разграбление. Есть версия, что именно поэтому позже его прозвали Чёрный принц. Или потому, что носил доспехи чёрного цвета. В любом случае, историки склоняются к тому, что это прозвище Эдуард получил уже после смерти. Можно не сомневаться, что не умри он так не вовремя (для англичан), у Франции были бы серьёзные проблемы с государственным суверенитетом.

Иоанн II тоже был похож на своего батющку Филиппа VI — образованного лишь «слегка», тщеславного и недальновидного монарха, так случайно попавшего на престол Франции. Именно он, любитель попировать и выпить, завсегдатай рыцарских турниров, коих в его царствование устраивалось столько, как, наверно, ни в одно другое, проворонил угрозу собственной стране, не обратив внимания на притязания королевы Изабеллы Английской, а затем и её сына Эдуарда на трон Франции.

Иоанн II

Иоанн (Жан) II Добрый — второй король Франции из дома Валуа с 1350 года

Военные таланты Иоанна были примерно такими же, как и способности к управлению государством, то есть просто-напросто отсутствовали. Зато присутствовали с избытком самодурство, упрямство, неспособность слышать умные советы, истеричность и слабость к представителям мужского пола. Иоанн II назначал на важные государственные должности своих бездарных фаворитов. Его двор был полон бездельников и тунеядцев, не способных ни к чему, кроме мотовства и растаскивания денег и титулов.

Как бы в подтверждение этих качеств, французский король отказался от перемирия, предложенного противником, и вынудил того готовиться к битве, перекрыв дороги к отступлению в окрестностях Пуатье. Опрометчиво отказался король Иоанн и от внушительной денежной суммы в 100000 флоринов, и от возврата многих завоёванных англичанами замков и крепостей.

Эдуард, который не собирался вступать в бой в тот момент и при таких невыгодных обстоятельствах, готов был на всё, даже предлагал сдаться в плен, чтобы сохранить своих людей. Англичане двигались к Нормандии, чтобы соединиться с людьми герцога Ланкастера, попутно опустошая всё на своем пути, и в их планы масштабное сражение не входило.

Такая возможность бескровно забрать всё, ради чего, собственно, и завязывалось сражение, и так бездарно эту возможность упустить, навязав англичанам этот бой. Впрочем, глупость всегда наказуема: Иоанн сам попадёт в плен. Посредник — папский легат кардинал де Перигор — без устали мотался из одного лагеря в другой, стараясь мирно урегулировать конфликт, но так ничего и не добился.

Уверенный в победе, что вот-вот он и сам всё вернёт, ещё и прославится победой над самим принцем Уэльским, Иоанн ничего не хотел слышать, мечтая о лаврах победителя, и уж точно не дорожил своими людьми.

33

Такое бывало в истории не так уж редко — малочисленная армия, благодаря дисциплине, грамотной стратегии, выгодному месторасположению, отваге или ещё по каким-то причинам побеждала более многочисленного противника. В этом сражении на месте французов, имевших множество преимуществ, проиграть было трудно. Но они проиграли.

Приняв, как ему показалось, здравое решение спешить большую часть рыцарей, потому что при Креси они стали причиной поражения, Иоанн зачем-то всё равно задействовал арбалетчиков, которые при Креси тоже немало способствовали неудаче, не устояв против английских лучников. Место для наступления также было выбрано неудачно.

Однако нельзя не отметить, что многие французы сражались отважно, в том числе сам король, а среди англичан наблюдались побеги с поля боя. Но, по сути, те же самые тактические ошибки не дали шанса победить французской армии. Плюс отсутствие единого командования — неуправляемые французские рыцари, как обычно, сами решали, когда им и их людям идти в бой или вообще уходить.

Итогами этой бесславной битвы стали огромные потери среди французов, пленение многих знатных рыцарей и короля, который провёл в плену 4 года, ни в чем не испытывая недостатка. В то время как наместник Франции — его старший сын дофин Карл — выжимал из несчастной, разорённой страны всё, что можно, собирая огромный выкуп за отца — англичане потребовали три миллиона экю. Помимо денег, Франция, согласно заключённому договору, теряла громадную часть своих территорий.

Когда в обмен на короля, который, какой бы ни был, но должен был находится в своей стране, хотя бы как символ нации, англичанам предложили как гаранта выплаты денег его сына Людовика Анжуйского, те согласились.

44

Обмен благополучно состоялся. Людовику удалось бежать, такая удача — можно недоплачивать недостающую сумму выкупа… если бы дурак Иоанн, свято чтивший рыцарский кодекс, «благородно» не вернулся обратно в плен, чем просто потряс всю Европу.

Его сын Карл — будущий король Франции Карл V Мудрый, рвал на себе волосы от досады. Иоанн II Добрый так и умер в плену, не принеся никакой пользы своей стране за время своего царствования, а напротив, развалив и опозорив её ещё больше, чем его отец — Филипп VI Подкидыш.


link

http://storyfiles.blogspot.com/2018/08/blog-post_17.html

Что, если бы Англия захватила Францию

Англия и Франция вели безжалостные войны на протяжении нескольких веков. Их венцом стала Столетняя война. На одном из ее этапов Франция могла вовсе исчезнуть с карты Европы. Этому помешало чудо по имени Жанна д’Арк. Что было бы, если бы чуда не случилось – читайте в нашем материале.

Могло ли такое быть.

Да. До знакомства Жанны д’Арк с дофином, будущим Карлом VII, Франция находилась в катастрофическом положении. Юридически такого государства уже не существовало, а правил им английский король. Но обо всем по порядку. Во-первых, это мы теперь называем этот продолжительный конфликт Англии и Франции Столетней войной. Так проще, хотя, справедливости ради, чистых лет там было не 100, а 116, вот только на протяжении большинства из них боевые действия попросту не велись. Для непосредственных участников событий это была не одна война, а целая серия войн. Англичанам сопутствовал успех на первом и третьем этапе, только почти все достижения первых лет войны были стерты и размыты в следующие два десятилетия.

В Столетней войне Англия дважды вела, а Франция дважды отыгрывалась.

Если коротко, то события выглядели так: в 1337-м английский король Эдуард III заявляет свои претензии на французскую корону и вторгается во Францию. Эдуард претендует на трон Валуа как потомок короля Франции Филиппа IV Красивого, но, на деле, борьба за корону — это только предлог. Английский монарх жаждал, в первую очередь, возвращения французских владений своих предков, которые были потеряны на рубеже XII-XIII веков. Это Нормандия — родина правящей в Англии династии, а также Аквитания, Овернь, Бретань и Гиень, которые принадлежали Плантагенетам, после брака Генриха II с Алиенорой Аквитанской. На этом этапе Эдуард добивается огромных успехов. Одержаны важные победы при Креси и при Пуатье, французский король Иоанн II взят в плен. Исторические английские владения во Франции почти отвоеваны.

И тут в дело вмешиваются непредвиденные обстоятельства. Старший сын и правая рука короля Эдуард Черный Принц ввязывается в конфликт в Испании, у Англии начинается война с Шотландией. Тем временем во Франции меняется король. Место умершего Иоанна II занимает его сын Карл V Мудрый. Он проводит стремительные военную и экономическую реформы и начинает стремительно отвоевывать все то, что успел потерять его отец. В 1377-м умирает Эдуард III, который на год пережил своего старшего сына. На трон вступает малолетний Ричард II (сын покойного Черного Принца). В Англии начинается период внутренних конфликтов, которые приведет к низложению Ричарда его кузеном Генрихом Болингброком. Англичанам, в целом, не до Франции. Карл V, а затем и его братья, вытесняют противников с континента. В 1396-м году стороны заключают мир. Война окончена, конфликт, вроде бы, исчерпан.

1. Карл Безумный.jpg
Карл Безумный

Война возобновилась в 1415-м, когда внутренняя ситуация в Англии и Франции переменилась в зеркальном порядке. Король Франции Карл VI впал в острое безумие. Разум, периодически, возвращался к нему, но, в целом, на троне оказался человек совершенно недееспособный и беспомощный. А между тем в стране начался страшный конфликт за фактическую власть и право править от лица безумного Карла. Развязали этот конфликт два очень влиятельных и богатых человека: брат короля Людовик Орлеанский и его кузен Жан Бесстрашный, герцог Бургундский.

Этим противостоянием, известным как война арманьяков и бургундцев, блестяще воспользовался молодой английский король Генрих V. Именно он начал с Францией новую войну. Получилось у него все намного лучше, чем у его прадеда Эдуарда III. Генрих разбил французов при Азенкуре, оккупировал Нормандию, а, заключив союз с Бургундией, вдруг понял, что получение им французской короны — вовсе не утопия. Апогеем стал захват бургундцами Парижа и подписание договора в Труа. Это был совершенно эпохальный документ. В том, что он имел именно тот вид, который имел, немалую роль, видимо, сыграло безумие Карла IV. Ибо человек в здравом уме едва ли согласился бы на подобное. По договору Генрих V объявлялся наследником французского престола в обход законного дофина, будущего Карла VII. Арманьяки и дофин, сохранивший, в отличие от отца, трезвый рассудок, разумеется, продолжили сопротивление, но большую часть Франции контролировали англичане и бургундцы.

От полного завоевания страну спасла внезапная смерть Генриха V. Он умер за два месяца до Карла VI, передав права на наследования своему годовалому сыну. Вскоре Генрих VI был коронован сразу как король Англии и Франции. Две короны оказались слишком тяжелы для этой крохотной головки. И, увы, в скором времени у Генриха VI начали проявляться признаки той же печальной болезни, что и у Карла VI. Едва ли это был случайность. Ведь его отец, дабы узаконить свои права на французскую корону, женился на дочери Карла Безумного — Екатерине. То есть, маленький Генрих приходился внуком Карлу VI, чье безумие погубило Францию. Есть, наверное, повод, поговорить о генетике. Тем не менее, Генрих VI — единственный в истории человек, который являлся законным правителем и Англии, и Франции, а короли Англии, а затем и Британии, именовали себя королями Франции вплоть до начала XIX века. Фактически же договор в Труа означал полную победу Англии. Вот только одно дело одержать победу, а другое, удержать в своих руках ее плоды. Но если мы говорим о чуде Жанны д’Арк, то не будем забывать и другого чуда — внезапной смерти совсем молодого Генриха V, который чуть-чуть не дожил до 36-летия. Именно с нее начался откат назад.

Генрих V прожил дольше.

Вопрос буквально двух-трех месяцев. И тогда история пошла бы, скорее всего, по иному сценарию. Генрих унаследовал бы французскую корону и присовокупил бы ее к английской. Для него они не оказались бы критически тяжелыми. Даже, наверное, наоборот. Его смерть не вызвала бы кризиса внутри Англии, борьбы за регентство, раскола элит и гражданской войны.

2. Генрих V с женой.jpg
Свадьба Генриха V и дочери Карла Безумного Екатерины Валуа

Генрих V стал бы французским королем, если бы прожил чуть дольше.

Больше того, Генрих, скорее всего, благополучно завершил бы свою французскую кампанию. Не помешали бы даже шотландцы, которые в начале 1422-го года внезапно высадились на севере Франции, где нанесли англичанам несколько чувствительных поражений. Энергии, решительности и полководческого дарования короля хватило бы для того, чтобы, разделив своих врагов, разделаться с каждым по одиночке: загонять шотландцев по Нормандии, взять Орлеан и принудить дофина Карла к полной и безоговорочной капитуляции. Тем более, что Генрих предпочитал лично командовать войсками, а его авторитет среди солдат был очень высок. Нет сомнений, что противостояние молодого английского короля и Жанны д’Арк заняло бы достойное место в истории, как образец борьбы двух незаурядных личностей.

Будущее Франции.

Покорение Франции и полное присоединение ее к английской короне не означает искоренения или уничтожения французской нации. Генрих V и его потомки стали бы не столько правителями Англии и Франции, сколько королями англичан и французов. С одной столицей, которая, несомненно, находилась бы в Лондоне. Завершив дела на континенте, Генриху V пришлось бы вернуться за Ла-Манш. Управлять оттуда Францией — дело нелегкое, а это значит, что в Париже пришлось бы посадить ловкого и умелого наместника. На эту роль подошел бы далеко не всякий человек. Из списка претендентов автоматически выпадали бы английские командиры.

2. Арманьяки.jpg
Начало конфликта между арманьяками и бургиньонами

От наместника требовалось бы следующее: умело гасить все возникающие во Франции недовольства, быть легитимным в глазах французов, быть лояльным Англии, исправно взимать и доставлять в Лондон налоги и подати. Следовательно, Генриху нужен был бы преданный француз, принадлежащий, желательно, к династии Валуа. Методом исключения получаем Филиппа III Доброго, герцога Бургундского. Он стал бы, фактически, некоронованным королем Франции. Надолго ли?

Новая война.

Нет такого наместника, который не хотел бы стать самостоятельным правителем. Вернее, так: плох тот наместник, который упустит возможность обрести независимость и стать полноценным правителем. Вот и поглядим на недалекое будущее Англии и Франции, объединенных под властью Генриха V. Английский король, рано или поздно, умер бы, и на престол взошел бы его сын — тот самый Генрих VI. А он, при любом сценарии, остался бы человеком безумным.

4. Жанна.jpg
Жанна д’Арк

Если бы Франция и была бы покорена, то ненадолго.
Свой психический недуг Генрих, видимо, унаследовал от деда. А дедом был никто иной, как Карл VI, ведь Генрих V, по тому самому договору в Труа, женился на дочери Карла Екатерине Валуа. Соответственно, Англия получила бы те же самые проблемы, только на несколько десятков лет позже. Борьба Йорков с Ланкастерами за регентство над безумным королем и власть в стране, ослабление контроля над Францией. А Филиппа Доброго в Париже сменил бы его сын — Карл Смелый, человек резкий и очень воинственный. И нет сомнений, что с началом гражданской войны в Англии, он моментально поднял бы свои войска на освобождение Франции. Не ради свободы, а ради личной власть. И Франция обрела бы независимость. С опозданием, не сразу, с другой ветвью дома Валуа на престоле.

https://diletant.media/articles/38064104/

Картина дня

наверх