На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Экспедиция к предкам. На чем нам плыть по Нилу. Вниз по течению и против него (2 статьи)

На чем нам плыть по Нилу

На чем нам плыть по Нилу
Нильское судно древних египтян. Настенная роспись

Приветствую тебя, о Нил!
кто являет себя над этой землей,
и пришел дать жизнь Египту!
Таинственно твое появление из тьмы,
в этот день, когда оно празднуется!
Поливая сады, созданные Ра
чтобы прокормить весь скот,
ты поишь землю, неистощимый!
Древнеегипетский гимн Нилу

История своими руками. Сегодня мы начинаем новый цикл, который станет логическим продолжением цикла «экспедиция к предкам». Только в его статьях главное внимание уделено миграциям древних народов и взаимопроникновению культур, тогда как история своими руками будет посвящена творческой составляющей изучения прошлого – изготовлению различных макетов и моделей образцов материальной культуры Древнего мира и Средних веков.

Дело в том, что опыт показывает: на очередном этапе развития нашего общества наших детей одни только визуальные картинки на экранах мобильных телефонов уже не удовлетворяют. Наелись, хотя и не все, конечно. Учителя 5–6 классов сразу нескольких школ мне рассказывали, что дети с большим интересом рассматривают макеты пирамиды Хеопса, рыцарских замков, древнегреческих храмов, и не просто рассматривают, а пытаются и сами их делать. В Интернете для этого много всего есть, но… Как правило, все предлагаемое достаточно денежно и сложно.


Модель этого нильского судна, изготовленная из самых простых и доступных всем материалов. Воспроизводит изображение корабля с настенной росписи

И в итоге уже многие учителя просили меня заняться разработкой таких вот интересных исторических самоделок, начиная, может быть, с пещеры первобытного человека и заканчивая… казнозарядными пушками, участниками Столетней войны и плавания Христофора Колумба.

Любопытно, что в советское время было выпущено несколько книг-пособий для учителей, рассказывающих об изготовлении наглядных пособий для уроков истории. Но почему-то тогда по какой-то причине все тогдашние разработки требовали тяжелого (в прямом смысле этого слова) ручного труда. Надо было пилить, строгать, а какая учительница (не надо забывать, что учителями у нас в основном работают именно женщины) будет «пилить и забивать». Не было ни качественного клея, ни красок, в результате даже те самоделки, что в школах пытались делать, выходили грубыми и некрасивыми, и интереса у детей не вызывали.

Хорошо помню, что, обучаясь в пединституте, я внимательно прочитал такую книгу, познакомился с её разработками, чертежами и рекомендациями и в итоге… не сделал по ней ничего.

Работая учителем в сельской школе, сделал вместе с детьми модель тарана и катапульту, и это было все, опять-таки, сказалась нехватка материалов. В 80-е годы прошлого века, сотрудничая с редакцией журнала «Семья и школа», для её задней обложки из более плотной бумаги я сделал цветные развертки исторических кораблей: ганзейского когга, корабля Древнего Крита и судна викингов. А для журнала «Левша», уже в 90-е годы, развертки китайской джонки, боевого французского когга, венецианского галеаса – короче, получил таким образом определенный опыт работы с бумагой и картоном. Часть этих разработок вошла также в три мои книги, опубликованные в 1987–1990 гг. издательствами «Полымя» и «Просвещение».

Три года работал в пензенской школе № 47 на общественных началах. Вел уроки творчества в классе, где училась моя внучка. И чего мы там только не делали?! И замок из трубочек от туалетной бумаги, и модель бразильского плота жангады, и индейское каное… Словом, детям у меня скучать не приходилось, а кабинеты школы пополнялись и макетом действующего вулкана в разрезе, и египетской пирамиды и греческого храма. Причем важно, что именно сейчас ко всем этим самоделкам интерес у детей значительно вырос, что отмечается многими практикующими учителями.

Так что, почему бы нам и не заняться на досуге вместе с нашими детьми, включая внуков и внучек, работой над различными старинными самоделками? Они запросто могут стать им отличной игрушкой и… подарком (и не одним!) своей родной школе.

Самой первой и едва ли не самой простой разработкой могло бы стать индейское каноэ из березовой коры, но сейчас зима, и идти за корой в засыпанный снегом лес мне как-то неохота. К тому же мы сейчас знакомимся с культурами Древнего Египта и теми кораблями, на которых египтяне плавали по Нилу и даже осмеливались бороздить океаны. Вот мы и попробуем сегодня сделать модель речного египетского судна. Она выполнена в несколько условной «школьной» манере, однако, сделанная аккуратно, она выглядит очень хорошо, в чем нетрудно убедиться, рассматривая её фотографии.

Египтяне изначально строили свои суда из связок папируса, поэтому корпуса многих моделей этих судов, найденные археологами в гробнице Тутанхамона и Макетра, выкрашены в зеленый цвет. Нос и корма у них загибались вверх и часто связывались канатом, который дополнительно закручивали при помощи вставленных в них палок. Руля эти корабли не имели. Вместо него использовались рулевые весла: либо одно большое на корме, либо четыре-шесть по бортам, опять же, в кормовой части. Паруса были и узкие, вертикальные, и очень широкие – горизонтальные. Мачта часто выполнялась складывающейся.


Обратите внимание, что модель нильского судна приклеена на основание, которое имитирует нильскую воду. К тому же так её легче использовать на уроках

До нас дошло настенное изображение одного такого нильского корабля с мачтой а-образной формы. Как видите, судно показано с корпусом, который погружен в воду, и именно так интереснее всего модель этого корабля и демонстрировать, наклеив его готовый макет на фон из зеленой бумаги, имитирующей зеленоватую нильскую воду.


Фотография разверток, наклеенных на упаковочный картон. Два квадрата на палубе нужно будет вырезать – это люки, ведущие в трюм

Итак: развертки модели очень просты. Их можно просто распечатать с экрана компьютера, а потом вырезать и наклеить клеем ПВА на коричневый упаковочный картон, который всегда можно достать в любом современном продовольственном магазине.


На этом фото развертки уже вырезаны. Боковых деталей с профилем судна нужно две штуки!


Палуба выгибается по профилю одной из боковых разверток, после чего они приклеиваются к ней изнутри. Это повышает жесткость корпуса


Соответственно снизу к ним приклеивается днище. Вот так выглядит корпус судна без бортовой обшивки

Палуба нильского корабля была настлана из досок. Чтобы не возиться с их нарезкой, проще всего купить набор полосок бумаги желтого цвета для скрапбукинга и наклеить их на палубу, предварительно выкрашенную в черный цвет, так, чтобы швы между досками были бы чуть-чуть заметны. Это визуально очень украшает модель!

Хижина на палубе склеивается из четырех деталей: передней и задней стенок и двух прочных картонных бортов. А вот над её покрышкой придется потрудиться. Полоски для скрапбукинга для неё слишком широки, даже те, ширина которых 3 мм. Придется вам самостоятельно нарезать полоски шириной 1,5 мм из зеленой бумаги и так же через интервал 1,5 мм наклеить на лист желтой бумаги.

Когда получившаяся у вас полосатая бумага просохнет, её, опять-таки, следует нарезать на полоски шириной 1,5-мм. Их нужно наклеить на белую бумагу из альбома по рисованию в шахматном порядке. И именно так у вас и получится вот такая красивая шахматная циновка, которой затем нужно будет обернуть сверху хижину, которая должна стоять на палубе.

Площадка для рулевых – коричневый картон, оклеенный полосками желтой бумаги «под доски».


Хижина, корпус и площадка для рулевых


Обшивка наклеивается на смазанные клеем борта сначала с одной стороны, затем с другой. Просто берется лист плотной бумаги и прикладывается к смазанным клеем торцам палубы и днища. Лучше всего для этой цели использовать колей «Момент». Лишняя бумага потом обрезается ножницами


Борта на этой модели вырезаны отдельно и приклеены на неё уже после того, как она получит бортовую обшивку

Готовый корпус красят желтой охрой (именно такой цвет корпуса у судна на настенной росписи). На палубу приклеивают хижину, устанавливают опоры для каната (сплетен из хлопковой пряжи!), опоры для мачты и приклеивают бумажные колечки для крепления канатов, которые можно заменить ввинчивающимися винтами-саморезами с петелькой на конце. Обычно они продаются в магазинах «Леонардо».


Корпус нашей модели имеет упрощенные, «рубленые», а не закругленные обводы. Однако для детей, изучающих историю Древнего Египта в 5-м классе, и такой формы корпуса оказывается вполне достаточно

А-образная мачта собирается из палочек для шашлычков или наборов деревянных реек для изготовления макетов деревянных зданий – сейчас у нас выпускаются и рейки диаметром 3 мм, и сами макеты в масштабах 1:72 и 1:35, так что заказать и купить все это сегодня не проблема. Для красоты и прочности все перекладины мачты связываются нитками, которые промазываются клеем ПВА.


Вот эта мачта. На нижней балке видны два крепления, благодаря которым мачта может опускаться и подниматься. Их лучше всего приклеить к двум степсам по бортам (см. фото) при помощи «Суперклея»


Парус из красной бумаги: так мне показалось красивее…


Модель нильского судна можно сделать и несколько иначе, ориентируясь вот на этот простейший чертежик. Опыт показывает, что и его для такой вот школьной модели будет вполне достаточно

Остается натянуть такелаж из ниток черного цвета, приклеить к площадке рулевые весла из плотной бумаги и медной либо стальной проволоки и поставить на носу судна якорь.

Якорь в оригинале был из плоского камня конической формы с двумя отверстиями для заостренных с обеих сторон кольев. Сделать его проще всего из… стиральной резинки, в которую следует воткнуть зубочистки вместо кольев и затем покрасить ваш якорь в каменный цвет.


В итоге у вас должна будет получиться вот такая модель

В принципе, она может не только стоять на подставке, но и плавать. Для этого нужно лишь оставить ей закругленное днище и покрыть его любым водоупорным лаком!

P. S.


В качестве иллюстраций использованы фотографии автора.


Экспедиция к предкам. Вниз по течению и против него

Экспедиция к предкам. Вниз по течению и против него
Кадр из кинофильма «Фараон» (1963). Для съёмок всего лишь одного небольшого эпизода был построен настоящий «египетский корабль». Понятно, что бутафория, но очень достоверная внешне. Постарались кинематографисты, что и говорить

«И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао.»
Четвертая книга Царств, 23:35

Мигранты и миграции. Итак, мы вновь возвращаемся к теме древних миграций и, соответственно, мигрантов, которые в древние времена перемещались то туда, то сюда, что способствовало распространению достижений цивилизации, языка и культуры в целом.

В последнем предыдущем материале этого цикла мы остановились на додинастическом периоде истории Древнего Египта (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.), который стал временем окончательного разложения на его территории родоплеменных отношений (до сер. V тыс.). Тогда же произошло и складывание социально дифференцированного общества, и возникли первые древнеегипетские государства (вторая половина IV тыс.). В это же время появилась и письменность, причём ранние письменные памятники, дошедшие до нас, датируются примерно 3400 г. до н. э.

В свою очередь додинастический период делится на два больших подпериода — амратский (культура Негада I) и герзейский (Негада II, ок. 3100 до н. э.). Завершился этот период началом правления так называемой нулевой династии (Негада III) – то есть временем, когда Верхний и Нижний Египет вплотную подошли к тому, чтобы объединиться в одно государство, что, как считается, произошло при фараоне Нармере.


В этом же фильме показано, как царевич Рамзес охотится в тростниках как раз с папирусной лодки. Ну, может быть, и не папирусной, но внешне она неотличима от лодок на древнеегипетских изображениях

Вспомним, что уже к середине V тысячелетия в Верхнем Египте существовала тасийская и бадарийская культуры эпохи энеолита, то есть медно-каменного века. Тасийцы были земледельцами-скотоводами, но охота и рыболовство поставляли им основной объём продуктов питания. Впрочем, и ловить рыбу и охотится им было не сложно. В Ниле было много рыбы, а в зарослях тростника по его берегам гнездились мириады птиц. Считается, что именно они начали первыми орошать земли и рыть первые каналы, отводящие воду из Нила. Бадарийцы разводили не только мелкий, но и также и крупный рогатый скот, а урожай сохраняли в специально построенных зернохранилищах. И это именно они первыми в Египте одомашнили кошку (или кошка сама пришла к ним!), чтобы защищать свои запасы зерна от грызунов. А ещё важным достижением бадарийцев было умение плавить медь, которую добывали на Синайском полуострове.


В Египте не было «леса» как такового. Поэтому не было и вот таких лодок-долблёнок. Экспозиция зоопарка в Праге. Фотография автора

В Нижнем Египте приблизительно в это же время существовала Фаюмская неолитическая культура, также земледельцев и скотоводов, отличавшаяся изготовлением грубой лепной керамики.


Древнеегипетское нильское судно. Национальный музей Дании, Копенгаген

И вот здесь нужно отметить, что взаимопроникновению и слиянию всех этих культур способствовал целый ряд совершенно уникальных обстоятельств. Так, начало додинастического периода по времени совпало с неолитическим субплювиалом — то есть эпохой, когда вся Сахара была покрыта зеленью. Но очень скоро климат стал засушливым, и на Египет со всех сторон поползли пустыни.

А вообще-то, египтянам очень повезло с климатом. Со стороны Средиземного моря вдоль русла Нила обычно тянул лёгкий бриз. Он уменьшал жару и… позволял судом подниматься вверх по Нилу под парусом, не прибегая к услугам гребцов!


Модель корабля из гробницы Мекетра. Зелёный цвет корпуса этой лодки, её вертикальный нос, загнутая назад корма и двойные рулевые вёсла имитируют конструкцию судов, сделанных из стеблей папируса. Визуализированы даже ремни кожаных чехлов, которыми покрывались нос и корма таких лодок. Лодки этого типа появляются в изображениях «паломничества в Абидос», которое было частью египетского погребального ритуала, начиная со Среднего царства. Ритуальный характер плавания демонстрирует тот факт, что под балдахином сидит не живой Мекетра, а его статуя в сопровождении спутника (возможно, его сына), и здесь же стоит большой сосуд для возлияний. Но главная идея плавания в культовый центр бога Осириса в Абидосе, где праздновали смерть и воскресение бога, обеспечивалась использованием двух лодок: той, которая плыла на север из Фив в Абидос против ветра, и той, которая отправлялась в обратный путь под парусами. Дата: ок. 1981-1975 гг. до н. э. Верхний Египет, Фивы, Южный Асасиф, гробница Мекетре. Раскопки 1920 г. Материал: дерево, краска, штукатурка, льняной шпагат, льняная ткань. Габариты: длина 132,5 см, с рулевым веслом 138,5 см; высота 53 см; ширина 38 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Вторая лодка… На ней работают гребцы, значит, она плывёт на север в Абидос. В египетской письменности было также два иероглифа: лодка с парусом – «вверх по течению» и без паруса – вниз!

В середине IV тысячелетия на смену амратской культуре пришла герзейская культура. Роль орошения увеличилась, но и урожаи тоже возросли. Ремесло стало отделяться от земледелия, а дифференциация общества резко ускорилась. В погребениях находят медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и даже туалетные ложечки. Развивается торговля. Например, из стран Азии в Египет ввозят даже лазурит из Афганистана. Население Дельты ведёт активную торговлю с Междуречьем, о чём говорят найденные здесь характерные цилиндрические печати.


Посмотрите, какие живые у фигурок гребцов лица…

Имущественное неравенство теперь уже просто бросается в глаза. И о нём же говорят богатые захоронения вождей. Возникает институт рабства. И это неудивительно. Выгоды ирригации стали очевидными для всех. Большой размах ирригационных работ требовал рабочих рук и создания государства, обладающего соответствующими функциями контроля и управления. Сначала это были номы — небольшие объединения всего лишь нескольких поселений вокруг более крупного города, где находился храм главного божества и резиденция местного правителя.

Кстати, номов в Египте было много. Сколько в эпоху становления государства, неизвестно. Но в эпоху Нового царства в Нижнем Египте их было 20, а в Верхнем – 22. Причём в Верхнем Египте государство образовалось раньше, чем в Нижнем. Столица государства в Верхнем Египте находилась в городе Нехен. Столица Нижнего – в Буто.


Знаменитая «палетка Нармера». Считается подарком царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила. У историков есть предположение, что она изображает победу армии Нармера над городом Уашем. Здесь Нармер изображён в двух коронах: белой (хеджет) короне Верхнего Египта и красной (дешрет) – короне Нижнего Египта. Египетский музей в Каире

И без государства в Египте было никак нельзя, поскольку сложная ирригация и поддержание системы каналов в порядке требовали централизованного управления и целой армии чиновников, что и произошло в период господства в Египте культуры Негада III. Как это чаще всего в древности и случалось, вопрос – кто кого – решила война, в которой более развитый Юг победил более болотистый (в то время через дельту Нила в Средиземное море вливалось целых восемь рукавов, сейчас всего два!) и потому менее богатый ресурсами Север. Победителем в этой войне вышел фараон Менес (Мина или Мин), основавший I царскую династию, хотя известно, что до неё была ещё и Нулевая династия, фараоны которой враждовали друг с другом. Во всяком случае, мы знаем имена некоторых из них. И знаем, что родственниками они не были.

Впрочем, есть и такое мнение, что осуществил объединение Египта не Менес, а Нармер, на что указывает вроде бы найденная в 1898 году «палетка Нармера», на которой он изображён в одном случае в короне Верхнего Египта, а в другой – Нижнего!


Нармер в высокой короне белого цвета – хеджет – короне Верхнего Египта, бьёт по голове булавой своего противника, судя по парику – тоже египтянина

В любом случае около 3100 года Додинастическому периоду пришёл конец, как и Нулевой династии, и в Египте началось так называемое Древнее царство.


Как и мы сегодня, египтяне обожали пикники, особенно знать. В меню поездки на лодке Мекетра были жареная птица, вяленая говядина, хлеб, пиво и какой-то суп. То есть перед нами не что иное, как… плавучая кухня, на которой уже во время плавания готовят еду для расположившихся где-то на пикнике египтян. Мясо и хлеб везли на другой модели, которая находится в Каирском музее. Здесь же варят пиво и варят суп. В почерневшем корыте, возможно, находился горящий уголь для жарки птицы. Мужчина наблюдает за плитой, на которой кипит суп. Женщина мелет зерно. Пивовары внутри кабины формируют буханки хлеба, а затем протирают их через сита в большие чаны. Один пивовар стоит в чане и топчет финики, дающие сахар для брожения пива. Вёсла этой лодки закреплены к бортам. Чтобы не повредить вёсла во время транспортировки и хранения лодок в камере для моделей, все вёсла лодок в гробнице Мекетра были закреплены подобным образом. Ок. 1981-1975 гг. до н. э. Гробница Мекетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

И надо заметить, что в немалой степени процветание древнеегипетского государства, включая и времена римского владычества, было связано именно с Нилом. О его роли в обеспечении египтян продовольствием в одной из статей данного цикла мы уже речь вели. Но сейчас важно указать на другое обстоятельство – Нил был ещё и прекрасной транспортной артерией, круглогодично связывавшей север с югом. И здесь же по берегам Нила рос и строительный материал, из которого строилась основная часть египетских речных судов – папирус.


Очень живые позы, хотя сами фигурки и немного грубоваты…

Из рисунков на стенах гробниц мы знаем, что уже в глубокой древности египтяне использовали лодки, собранные из вязанок папируса. Понятно, что судёнышки эти были невелики и больше напоминали веретенообразные плоты. Однако и на таких лодках можно было пересекать Нил, охотиться в тростниковых зарослях и ловить рыбу. Суда больших размеров из подручных материалов египтяне строить не могли, поскольку подходящего дерева в Египте для этого нет.


Кремневый нож из Гебель эль-Арака с резной рукояткой. Памятник культуры Негада II или Негада III. Рукоять ножа изготовлена из слоновой кости. Длина 9,5 см, ширина в основании – 4,2 см. Это наиболее ценная часть ножа, так как на ней с обеих сторон выгравированы изображения. На одной стороне это батальная сцена — обнажённые воины в верхней части, а в нижней — сцена с лодками, которую можно интерпретировать как бой на воде (на реке или даже море). На другой стороне изображения явно символического характера — мужчина вместе с двумя львами, собаки и другие животные. Воины вооружены кремневыми ножами, дубинками, а также булавами грушевидной формы. Считается, что они попали в Египет из Месопотамии и заменили египетскую булаву традиционной формы в виде диска. Существует предположение, что рельеф изображает битву между воинами городов Абидос и Иераконполис, двух главных соперничающих египетских городов того периода. Победил Абидос, так что фактически большая часть Египта объединилась под властью правителей из Абидоса именно в период Негада III. Лувр

Но с объединением страны доски большого размера Египет начал получать из Ливана, где росли знаменитые ливанские кедры. Лодки поменьше начали строить и из местной, пальмовой древесины. Так что общий «тоннаж» древнеегипетского речного флота очень быстро стал исключительно велик. В эпоху правления фараонов – строителей пирамид, суда начали использовать для транспортировки каменных блоков, и, соответственно, их размеры и грузоподъёмность возросли ещё больше.

Картина дня

наверх