Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Начхать мне на твою Рашку, тут о другом, об Израиле,  но быдлу, вроде тебя, только твоя Рашка и видится! ПНХ!Как же сейчас мож...
  • Евгений Решетников
    Напишу всяческое дерьмо, лишь бы в Россию камень бросить... Очередная хохлосрань.Как же сейчас мож...
  • ANATOLY NALIOTOV
    Без греха мы обойдемся.      Поболтаем - разойдёмся!О РЕПАТРИАНТАХ В ...

Давид Эйдельман. Умер создатель "Комиссара"

Умер создатель
Давид Эйдельман. Умер создатель "Комиссара"
Умер Александр Аскольдов. Большой режиссер, кинематографическая карьера которого закончилась на первом фильме. Его кинодебют — фильм, который выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров подготовил в качестве дипломной работы — не просто запретили к показу, но решили уничтожить, чтоб даже следов не осталось. Аскольдова уволили с киностудии с формулировкой «профессионально непригоден», исключили из партии, прессовали (а в СССР умели это делать), гнали, «не пущали». До Перестройки единственное кино, которое ему разрешили снимать — документалку о производстве КАМАЗов.
Давид Эйдельман. Умер создатель "Комиссара"Но фильм, который решили уничтожить сохранился. Чудом. В единственной копии. И этого оказалось достаточно, чтобы войти в историю кино. Это был фильм «Комиссар».
Фильм поразительный. Снят по одному из первых рассказов Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», который сразу был замечен в 1934 году Горьким, Бабелем и Булгаковым. Этот рассказ сразу показал, что в литературу вошел сильный писатель, с неповторимым стилем, с собственным видением мира.


А исполняли главные роли в этом фильме великие артисты — Ролан Быков и Нона Мордюкова. Если вы ещё не видели фильм «Комиссар» — обязательно посмотрите.

Если видели — то никогда не забудете этой истории о железной женщине — комиссаре гражданской войны — «боевой единице», которая забеременела и выбыла из строя, чтобы родить.
— Извела бы я его, — говорит комиссар Вавилова командиру Козыреву, — да запустила. Сам ведь знаешь, три месяца с коня не слезала под Грубешовом.
Умер создатель
Командира играет Василий Шукшин.
Гражданская война показана под особым углом. Без торжественного пафоса и высокопарной советской романтики. Это о фильм о женщине-комиссаре, которую сняли с седла рожать и поселили в еврейскую семью. Это фильм о городе, который переходит из рук в руки. Который занимали петлюровцы, деникинцы, большевики, галичане, поляки, банды Тютюника и Маруси, шальной «ничей» девятый полк. О площадях, вымирающих перед конницей, которая входит в город.
Александр Минкин пишет: «Кроме знаменитых актёров в «Комиссаре» замечательно сыграли совсем маленькие дети. Смешной, трогательный и жуткий кадр: по улице городка грохочут пушки, а на обочине писает чумазая мелюзга в рубашонках до пупа. План длится долго, чуть ли не целую минуту; камера переводит взгляд с огромных пушечных стволов на крошечные детские (не знаю, как сказать)… и зритель начинает понимать, что скоро этим детям конец. Кто видел — не забудет, кто не видел — посмотрите; Голливуду такого не снять никогда».
Почему фильм запретили?
Гражданскую войну, наступление красной конницы, отношение к ней населения — это принято было показывать по-другому.
А если женщина — комиссар, то такая как в «Оптимистической трагедии», которая «кто ещё хочет комиссарского тела» и стреляет. Такая беременеть и рожать не должна.
Фильм запретили за очернение светлых образов. Как это… в юбилейный год пятидесятилетия революции… Вот такая комиссар, которую навязывают в еврейскую семью на постой рожать.
Говорят, что главным фактором против «Комиссара» был юбилей. Главным — но не единственным.
Была ещё еврейская тема. И так давно табуированная. А тут ещё в 1967 году маленький Израиль больно удивил советских сателлитов Шестидневной войной. Очень больно удивил. И очень неожиданно.
Даже друзья еврейского государства в Советском Союзе считали, что крошечному Израилю, которого не видно на карте, не выстоять против поддерживаемых Советским Союзом Египта, Сирии, Иордании. И тут всего за 6 дней.
Была и ещё одна причина: автор текста, на основе которого был снят фильм «В городе Бердичеве» — писатель Василий Гроссаман.
Аскольдов и Гроссман
За шесть лет до выхода фильма по рассказу «В городе Бердичеве» к писателю Василию Гроссману в квартиру нагрянули сотрудники КГБ. И предложили выдать добровольно рукописи романа «Жизнь и судьба». А потом потребовали назвать всех, у кого есть копии романа. После ареста романа, который был признан антисоветским, статус автора формально не изменился. Ведь арестовали роман, а не автора.
«Гроссман не был ни расстрелян, как в «добрые» сталинские времена, ни даже арестован и брошен в лагерь. Возможно, что власти не хотели нового скандала: предыдущий, с Нобелевской премией Пастернаку, разразился всего год с небольшим назад, и его раскаты еще не успели отгреметь. Вполне вероятно также, сыграло свою роль и то обстоятельство, что о романе Гроссмана было известно лишь крайне ограниченному кругу лиц» —писал Шимон Маркиш.
Умер создатель
Когда три года спустя Гроссман умер, руководство Союза советских писателей, согласно всем существовавшим нормативам, занималось его похоронами, устройством траурного митинга в конференц-зале, выступлений заслуженных литераторов над гробом, публикацией некрологов и т. д. Но «кому надо» знал, что произведения Гроссмана, даже те, что прошли через советскую цензуру, печатались и даже переиздавались — освещены той конфискацией рукописи, что произошла 14 февраля 1961 года.
Судьба романа и судьба фильма
Удивительно насколько похожа судьба арестованного романа и «уничтоженного фильма». Главный идеолог КПСС Суслов сказал Гроссману, что его роман, может быть, будет издан в Советском Союзе через двести-триста лет.
Идеолог преувеличивал живучесть режима. Это случается с представителями всех тираний.
Умер создатель Василий Гроссман
Роман был издан в СССР через 25 лет, до этого совершив триумфальное шествие по издательствам западных стран. При этом КГБ продолжало хранить у себя изъятые рукописи. И только более чем через полвека — в 2013 году — представители ФСБ передали Министерству культуры РФ конфискованные рукописи романа «Жизнь и судьба». Удивительная настойчивость.
Фильм «Комиссар» тоже вернулся к советским зрителям. Через двадцать лет. Госкино решилось в эпоху Перестройки на ограниченный прокат: было напечатано семь копий.
Давид Эйдельман. Умер создатель "Комиссара"
Создатель «Тяжелого песка» и «Детей Арбата» Рыбаков в своих мемуарах вспоминает, как было принято решение. Не обошлось без вездесущего Евгения Евтушенко. «Прибегает поздним вечером: «Анатолий Наумович, понимаете, есть гениальный режиссер — Аскольдов. Двадцать лет назад он снял потрясающий фильм — „Комиссар“. Ленту положили на полку, Аскольдова исключили из партии, выгнали с работы, довели до инфаркта. Завтра в десять утра в Политехническом нам покажут этот фильм. Будете вы с Таней, я и Владимир Васильевич Карпов. Втроем мы этот фильм пробьем! Аскольдов болен, у него температура тридцать восемь и восемь, но сказал, если Рыбаков приедет, я приду. Анатолий Наумович, я встану перед вами на колени — поедем завтра в Политехнический!» Поехали, посмотрели, я позвонил помощнику Горбачева — Анатолию Черняеву, общими усилиями пробили: фильм появился на экранах».
А потом «Комиссар» стремительно завоевал мир. Награды хлынули золотым дождём.
Сын комиссара
Нужно сказать не только о судьбе фильма, но и его создателе. Аскольдов как и Гроссман, в момент создания фильма, который приказали уничтожить, был по-настоящему предан тому лучшему, тем идеалам, которые олицетворяла революция. Именно поэтому произведения и того и другого были так ненавистны советской власти.
Александр Аскольдов — сын героя гражданской войны. Его отец, Яков Лазаревич Аскольдов(18931937) — был военным комиссаром 1-й Литовской стрелковой дивизии, членом Революционного военного совета 3-й армии Восточного фронта, помощником командующего войсками Харьковского военного округа, возглавлял Главное военно-инженерное управление РККА, затем был Главным инспектором Управления военно-учебных заведений РККА. Настоящая фамилия отца — Калманович.
Потом он строил советскую экономику. Аскольдов был начальником строительства Сибирского металлургического завода в Новосибирске, а затем директором этого завода. В тридцатые он возглавлял киевский завод «Большевик». Здесь его и арестовали в 1937 году. Потом взяли мать — русскую красавицу.
Когда арестовывали мать, ему было пять лет. Чужие люди пришли среди ночи. Взяли понятых. Начали обыск. Ему сказали: «Мальчик, ты спи». Как можно было спать?!
Аскольдов вспоминал, что во время ареста, он в своей кроватке, накрывшись одеялом, ползал и играл в метро. Незадолго до этого родители вернулись из Москвы и рассказывали про открытие метро. Московский метрополитен их потряс. А рассказы о метро потрясли воображение ребенка. Он полз под одеялом в одну сторону кровати — это была одна станция. Потом в другую — это была другая станция.
Шел арест. Мать попросила разрешить ей переодеться в закрытой комнате. Ей не разрешили. Она должна была переодеваться в туалете при открытой двери.

Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
Саше Аскольдову было пять лет. Но он хорошо запомнил, как унизили мать, как она переодевалась под насмешливыми взглядами людей из НКВД. Она попросила их отвернуться, на что те, нагло ухмыляясь, сказали: «Ничего, привыкайте одеваться при мужиках». Мама была очень привлекательной женщиной. «И одевайтесь попроще», — сказал ей старший. «Вам теперь эти роскошные вещи не понадобятся»
А мальчик Саша, чтобы преодолеть ужас, играл в кроватке в метро. Он полз под одеялом в одну сторону кровати — это была одна станция. Потом в другую — это была другая станция.
Спустя 70 лет, рассказывая об этом в интервью, старик Аскольдов говорил: «Я до сих пор чувствую дрожь оскорбленной моей души».
Мать увели. Она с ним попрощалась: «Ты спи. Я вернусь».
Уходя, один из энкеведистов сказал другому: «Давай, ты её быстренько свяжи, и давай за мальцом». Они ушли. Пятилетний ребенок остался один.
Моему младшему сыну пять лет. Я не знаю, как бы он повел себя в такой ситуации. Мне это страшно представить.
Саша Аскольдов остался один в квартире. С включенным светом. И ощущал какой-то страшный холод. Чудовищный холод.
Он вылез из кроватки. Оделся. И решил не ждать, когда за ним приедут. Пятилетний ребенок, действуя на чистом инстинкте, оказался умнее многих взрослых образованных и многоопытных дяденек, которые сидели парализованные страхом, ожидая, когда придут их брать.
Натянул ботиночки. И тут была проблема. Ребенок не умел завязывать шнурки. Его учили. У него до этого не получалось. Никогда до этого у него не получалось. А тут они завязались.
Он подставил стул к двери, чтобы отворить её. Влез. Открыл английский замок. И ушел. В декабре. На заснеженную улицу. Ночью.
Он шел один. И не знал, куда идти.
Уже под утро он пришел к знакомому арестованного отца — бухгалтеру завода «Большевик» — еврею. Не мог дотянуться до звонка. Стучал в дверь. И разбудил всю коммунальную квартиру.
Как он узнал дом? Он запомнил, что один раз они праздновали в этой квартире. С многодетной еврейской семьей. А на столе была утка. И его мама отравилась этой уткой. И к ней вызывали неотложку. И машину «скорой помощи» ждали во дворе. Экстренный случай врезался в память.
Он пришел к этим людям. Там была девочка, с которой он когда-то играл. Вся коммунальная квартира, разбуженная им в предрассветный час, знала, чей он сын. И знали, почему пятилетний мальчик добрел до них в одиночку по ночному Киеву. Времена были страшные. 1937 год. Все боялись ночных гостей. Все боялись доносов. Того, что кто-то донесет первым. Донесет хотя бы на то, что остальные не донесли… Но все сделали вид, что ничего не заметили.
А через некоторое время в квартиру пришел человек в форме НКВД. Можете представить, как испугались спасители мальчика. Но энкеведешник достал из-за пазухи конверт. И сказал: «Это вам». Повернулся и быстро ушел, пока все находились в растерянности. В конверте были деньги. Деньги родителей мальчика.
Потом мальчика увезли к бабушке, которая работала в Москве уборщицей в трамвайном парке.
Аскольдов вспоминал: «После войны, уже став взрослым человеком, я искал след этих людей — он оборвался в Бабьем Яру, их расстреляли с тысячами других киевских евреев».
Булгаков и Палестина
Аскольдов пришел в режиссуру сравнительно поздно. По первой профессии он филолог, окончил МГУ, отделение драматургии и театра. Ещё студентом заинтересовался творчеством Михаила Булгакова. В Музее МХАТ прочитал машинописный экземпляр «Дней Турбиных». О Булгакове и его неопубликованном наследстве никто ничего не знал. Нашел в старом телефонном справочнике его номер. Позвонил вдове.
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevantЕлена Сергеевна Булгакова
«Будучи студентом, я пришел в булгаковский дом. Булгакова в нем уже не было, там жила одинокая вдова Елена Сергеевна — это было в 54 году, — и в течение 5-6 лет мы с женой из этого дома буквально не уходили. Три года мы спали на кровати, под которой лежала часть рукописи “Мастера и Маргариты”, — мы “пропитались” этим великим романом. По договору с Еленой Сергеевной рукопись романа была разделена, потому что в те годы рукописи странным образом пропадали. Вместе с Еленой Сергеевной мы работали над архивом Булгакова, который позже был пущен с молотка. Это были незабываемые годы, годы надежд, — лучшие годы в моей жизни.
Мы прочитали насквозь всего Булгакова. Мы не все могли понять, мы не были готовы, чтобы постигнуть весь мир Булгакова, — но мы его уже тогда прочитали. Вам, наверно, доводилось читать уже опубликованный Дневник Елены Сергеевны Булгаковой? К великому сожалению, этот Дневник позже ею был переписан, мне доводилось читать его, когда он выглядел иначе – открою вам маленькую тайну, которую еще никому не открывал, потому что мне эта перекличка видится очень важной. Когда Михаил Афанасьевич умирал, несколько ведущих МХАТовцев обратились к Поскребышеву, секретарю Сталина, с письмом примерно следующего содержания: врачи рекомендуют Булгакову особый климат, рекомендуют ему климат Палестины, — мы просим Вас дать разрешение на эту поездку Булгакова. И разрешение было дано. Елена Сергеевна записала в Дневнике, что Булгакову была рекомендована поездка, но она исправляла свой Дневник тогда, когда слово Палестина звучало не столь “комфортно”, как сегодня, и написала: Южная Италия, — что лично мне очень больно. Вот вам судьба Булгакова, вот вам булгаковский Иерусалим, вот вам его Палестина, в которой он не смог быть даже в воспоминаниях» — вспоминает Аскольдов (запись Андрея Сотникова).
Он помогал Елене Сергеевне до момента, когда открылся «ларец славы». Потом Елена Сергеевна, став официальной вдовой классика, резко переменилась. Их пути разошлись.
Сейчас письма Елены Сергеевной к нему, когда их печатают, снабжают сноской: «Александру Аскольдову. Адресат неизвестен»
Помощник Фурцевой
Была ещё одна известная женщина, которой он помогал до того, как стал режиссером. Это министр культуры Екатерина Фурцева.
О Фурцевой ходило множество анекдотов. Министр культуры Фурцева и патриарх в президиуме какого-то совещания. Фурцева: «Как у вас дела?». Патриарх: «Хорошо. Церкви полны, приношения богатые. А у Вас?». Фурцева: «Плохо. Сборов нет, народ в большинство театров не ходит». Патриарх: «А что если попробовать отделить театр от государства?»
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevantЕкатерина Фурцева
У Эдварда Радзинского описан замечательный эпизод: к советскому скульптору заявляется комиссия принимать композицию памяти павших в Великой Отечественной. Родина-мать разинула рот в скорбном крике.
— Чего она у вас кричит? — брюзгливо спрашивает министр.
— Она зовет Луначарского, — тоскливо отвечает скульптор.
Анекдот относился к временам Фурцевой, когда казалось, что ничего хуже на подобном посту быть не может. О Фурцевой говорили, что её отличает от Луначарского «пол и потолок». Что она демонстрирует ленинский тезис про каждую кухарку, которая может управлять государством.
Когда я смотрю на Мири Регев, я понимаю, что Фурцева в сравнении выглядит грамотной, начитанной, профессиональной и заботящейся о культуре.
Именно в момент, когда Фурцева управляла культурой, наступил знаменитый послесталинский культурный ренессанс шестидесятых. И кроме анекдотов стоило бы указывать на вещи, которые она реально сделала. А добилась она многого. И защитила многие начинания, в момент, когда их хотели, по обычаю, растоптать на корню.
Во многом добилась она этого благодаря хорошо подобранным помощникам, среди которых был Александр Аскольдов. Как он попал в её аппарат? Фурцева была подругой его репрессированной матери. Он знал её с малых лет. Видел её в эпоху войны. Она иногда приносила ему, мальчику, пирожки из райкомовской столовой. Он знал о её тайном романе с первым секретарем райкома (в сериале его сыграл Смехов).
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
Она ему доверяла. Это доверие сыграло большую роль в истории советской культуры.
Редактор Госкино
Несколько лет Александр Аскольдов был главным редактором Госкино. Все проходило через его руки. Его главной задачей было отстаивать новое кино перед партийным начальством.
Именно Аскольдов возил фильм Хуциева «Застава Ильича» на дачу к Хрущеву. И был единственным, кто выступил в защиту картины.
Это были годы взлета советского кинематографа. И средний уровень кино — был достаточно приличным по любым возможным критериям.
Тарковский говорил, что без Аскольдова он не выпустил бы первых собственных фильмов.
Он работал на многих административных должностях. Он помогал продвигать чужие произведения, прежде чем решил создавать свои.
Не говори: «Забыл он осторожность!«
Потом эпоха Оттепели сменилась наступающими заморозками брежневского застоя. Пошло наступление бюрократии. Честно работать в госаппарате стало невозможно.
Административная карьера в брежневскую эпоху была таким как Аскольдов категорически противопоказана.
В 1966 году он поступил на Высшие режиссёрские курсы. Его дипломной работой был фильм «Комиссар».
Тут важно подчеркнуть: 35-летний режиссер «Комиссара» не был наивным юношей, не знакомым с государственной цензурой и конъюнктурой. Он хорошо знал, на что идёт.
«Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой».
Н.А.Некрасов
Рассказывают, что Андрей Платонов, с которым Гроссмана связывала многолетняя дружба, часто говорил ему: «Вася, ты же Христос».
Человек который снял в 1967 году фильм по произведению Гроссмана на еврейскую тему — хорошо понимал, что он сознательно выбирает Голгофу.
Но он очень хотел снять этот фильм. И будь что будет.
35 лет — это возраст о котором Данте сказал «Земную жизнь пройдя до середины, я оказался в сумрачном лесу».
«Комиссар» — это был его шаг к свету.
Оттолкнувшись от Гроссмана
«На мой взгляд, Гроссман — один из самых удивительных писателей. Я люблю у него буквально все: люблю его социалистические рассказики 30-х годов, в которых чувствуется невысказанная трагедия эпохи, люблю его роман “За правое дело”, который многие отринули, как произведение догматического, социалистического реализма и, естественно, я очень высоко оцениваю его последний великий роман. Вспомнив ранний рассказ Гроссмана “В городе Бердичеве”, я мысленно поменял все знаки препинания. Многие отождествляют этот рассказ с тем, что они видят на экране – да, это Гроссман, но это и не Гроссман. Фильм — это абсолютно самостоятельное произведение, по большому счету я только оттолкнулся от Гроссмана, вдохновился им» — вспоминал Акольдов.
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevantВасилий Семёнович Гроссман в Сталинграде
«Задумал большое дело. Ждет большое несчастье»
Он предложил идею корифею советского кино Сергею Аполлинариевичу Герасимову. Тот сказал: «Напиши сценарий, но никому в Москве не показывай. Приезжай ко мне на Урал».
На Южном Урале Герасимов снимал фильм «Журналист». Хороший фильм о любви столичного журналиста Алябьева к заводской девушке Шуре Окаемовой.
Аскольдов приехал. Отдал сценарий. Ждет день, другой. Ждал пять дней. Без ответа. Ну, думает: «Катастрофа». Потом Герасимов вдруг объявил: «Сегодня съемок не будет». И пошел с Аскольдовым на местный рынок: «Будем лепить пельмени». Герасимов был хорошим кулинаром. И любил серьезные разговоры вести под самолично вылепленные пельмени. Герасимов долго выбирал мясо. На выходе с базара стоял слепец. У него был картонный ящик. На ящике мышка. Слепец торговал предсказаниями. Герасимов предложил Аскольдову попытать счастья. Заплатили. И мышка нырнула в ящик и вытащила листочек. Корявыми буквами на этой бумажке было написано: «Задумал большое дело. Ждет большое несчастье. Хорошие люди помогут. Терпи».
«Да,.. Будем держаться, дружочек. Будем держаться», — сказал Герасимов.
С этого и начался фильм, который впоследствии стал «Комиссаром»…
«Товарищи евреи»
Снимали в городе Каменец-Подольский. На месте, где началась Катастрофа европейского еврейства в СССР.
Удивительный актерский ансамбль: Быков, Мордюкова, Недашевская. Шукшин.
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
Ролана Быкова он выбрал изначально. Ещё при написании сценария.
На съёмки привлекали раввинов и специалистов по местечковой еврейской жизни времен революции. Им не нравилось, как играл Быков — слишком истерично, суетно, еврей слишком грязный.
Быков ворчал: «Будут они меня учить, как евреев играть».
«Я очень благодарен Шукшину, что он согласился сниматься в картине, несмотря на небольшую роль, не просто сниматься, он был среди немногих, кто выступил в защиту картины, когда ее избивали» — говорил Аскольдов.
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
Мордюкову Аскольдов не знал. Увидев её, понял, что это Вавилова. И утвердил без проб.
Настоящее имя Нонны Мордюковой — Ноябрина. Он видел в ней необычное сочетание неженской силы духа и в то же время женской мягкости и доброты, которую проявляет Вавилова после рождения ребёнка и до ухода.
Евреи не хотели принимать участия в съемках, играть массовку. Боялись. Пришлось обращаться в ЦК Украины. Но и на съёмочной площадки жались и саботировали. Считали, что фильм всё равно не выйдет. «Товарищи евреи! — обратилась Нонна Мордюкова перед жителями Каменец-Подольского. — Как вам не стыдно?! Мы снимем очень хорошую картину, и она обязательно выйдет!». И добавила пару непечатных…
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
Потом Мордюкова ходила свидетелем на суд, защищая Аскольдова (его хотели, в придачу к увольнению за «профессиональную непригодность» и исключению из партии, ещё и осудить за порчу имущества — не все кони были подкованы).
Британская энциклопедия назовет Мордюкову одной из 10 лучших актрис ХХ столетия именно за игру в фильме “Комиссар”
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
Хождение по мукам
Сегодня даже трудно себе представить ту волну преследований и нападок, которую ему пришлось вынести. Не только со стороны антисемитов. Но и от евреев в ливреях, за то, что привлекает внимание, разжигает и пр.
Двадцать лет он был безработным. Чуть ли не единственным безработным в Советском Союзе.
Преследовали его жену, не давая защитить диссертацию. Дочку не хотели принимать в школу — из-за фамилии.
«Хорошие люди помогут» — предсказала мышка. Хороших людей всегда меньше. Но они были: веселый и элегантный актер и режиссер Владимир Басов, Георгий Товстоногов, Ростислав Плятт. Сподвижник Товстоногова — Роза Абрамовна Сирота налетела на Аскольдова после начала гонений: «Что мне для тебя сделать. Вот у меня талон на «Москвич». Может быть, ты хотя бы возьмешь его…». Он не взял. Ему было не до «Москвича». Несколько лет решали: посадят ли его в тюрьму…
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
История Аскольдова разбивает многие прекраснодушные либеральные мифы. Уничтожить картину решили коллеги кинематографисты, многие из которых до сих пор считаются жутко прогрессивными. А сохранить её помог Суслов — главный идеолог партии. Он это сделал после письма Аскольдова. Письма полного внутреннего достоинства и сознания своей правоты. Аскольдов писал, что уничтожение картины будет актом бессмысленного вандализма, который напомнит варварское сжигание книг в нацистской Германии. Суслов выдал резолюцию: «Прекратить безобразие», спася запрещенную государством государственную собственность и достояние страны.
Восстановил Аскольдова в партии член Политбюро Пельше. А заново исключал в 1986 году Борис Николаевич Ельцин. Аскольдов на заседание не явился, заявив: «У нас с вами разная партия».
Последние годы
После развала СССР Аскольдов долго жил в Германии. Преподавал в различных странах Европы.
«Я не эмигрант, я российский гражданин, у меня нет постоянного места прописки за рубежом, у меня так называемая “виза почета” в Германии за заслуги перед немецкой культурой, которую я продлеваю раз в два года. Я пишу, читаю лекции в академии кино Германии и Швеции — за этим не стоит больших денег. Все еще мечтаю снять фильм о России» — говорил Аскольдов..
Несколько раз он пытался снять новый фильм в России. Однажды даже решился позвонить министру культуры Швыдкому: «Вам звонит Аскольдов». В этот момент услышал: «А кто это такой?» Это «посвященный» и до сих пор восхваляемый всей либеральной тусовкой министр культуры спрашивал помощника. «Мне оставалось только положить трубку, потому что работать с псевдокультурой бессмысленно» — вспоминал Аскольдов.
Он считал, что после разрушение СССР уровень российского кино не поднялся, а окончательно рухнул. То, что мы видим на экранах — это не кино и не телевидение. Это не рассказывает о времени, о человеке, о том, что происходит с людьми.
Аскольдов говорил: «И еще здесь поразительно неадекватно относятся к тому, что происходит на Западе. У наших людей нет представления, что такое Запад, что такое западная культура, в ней никто из наших не интегрировался и не интегрируется никогда. Потому что капитализм — это очень плохо. Тут почему-то прочно утвердилась идея: как повезло тем, кто уехал на Запад и там прижился. Да пропади это все пропадом. Прекрасней, светлее людей, чем в России, нет нигде, и быть не может. По необходимости все мы там».
Сын комиссара Александр Аскольдов - relevant
О чем фильм «Комиссар»?
О людях и революции. О человеческом и нечеловеческом в человеке. Это фильм о том, как маленькие люди становятся ареной больших событий, которые вершатся поверх них, на их судьбах, в их душах.
Это фильм о любви и жалости к человеку в безжалостные времена. Фильм о любви к детям, к семье. Это фильм об идеалах революции и общечеловеческих ценностях. Это фильм о выборе, который делают люди в трудные моменты истории. И у любого выбора есть своя цена и обратная сторона.
Это фильм о евреях. И о раковой опухоли человечества — шовинизме. Это военное и очень антивоенное кино. Фильм о безумии революции и очень революционный фильм.
Эрнст Неизвестный, говорил, что Аскольдов был коммунистом в романтическом смысле. И таким как Аскольдов не место в партии как девственнице в борделе.
Но девственница в борделе — рано или поздно перестанет быть девственницей. А Аскольдов остался романтическим революционером, коммунистом, который был враждебен брежневской КПСС.
Он был чужд и тем творцам советского официоза, которые потом будут торжественно сжигать свои партбилеты…https://relevantinfo.co.il/umer-aleksandr-askoldov/ https://relevantinfo.co.il/syin_komissara_aleksandr_askoldov/

Картина дня

наверх