На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Масштабный моделизм Страны Советов. Часть 1

Наверное, мы все любим получать подарки. Тут, собственно, и спрашивать нечего. Приятно их получать от коллег, знакомых, еще приятнее от близких, поскольку они знают тебя лучше кого бы то ни было. Мне, например, в этот новый год было очень приятно получить сразу два подарка от внучки. Раньше это бывало что-то приятное, но не для души. На этот раз я, к большому моему удивлению, получил от нее сразу две коробочки. В одной был танк «Матильда» (сборная модель фирмы «Звезда») в масштабе 1:100, в другой истребитель «Харрикейн» (той же фирмы) в масштабе 1:144. «Но я же никогда не собирал самолетов? — удивился я.» «Да, но ты всегда говорил, что тебе этого хотелось! – возразила она. – А этот самолетик маленький, очень «уютный», много места не займет. И потом мне всегда хотелось посмотреть, как такие модели собирают и раскрашивают…» «А зачем еще танк?» «Танк? Ты же говорил, что «Матильда» тебе нравится…» Вот так и пришлось мне собирать эти две модели, а заодно рассказать ей историю масштабного моделизма у нас в стране. История получилась очень поучительная и, рассказав ее, я подумал, что и читателям «ВО» будет не безынтересно «тряхнуть стариной» и вспомнить молодость и свои ранние детские увлечения. Ну и вообще… еще раз немного подумать о прошлом.


Миниатюрная диорама «Матильда» на мосту» из «звездинского» набора с танком «Матильда» в масштабе 1:100. Танк, как видите, фирменный, а вот все остальное – работа автора. Захотелось «оттянуться» … А то все пишешь и пишешь…

Ну, а это вышеназванный «Харрикейн» в масштабе 1:144. Не знаю, кому как, а мне эта моделька очень понравилась. Ну, а сделать ее можно буквально за полчаса. Фотографировать только сложно. Нужен специальный объектив, а он достаточно дорог для таких вот редких снимков.

С масштабным моделированием я познакомился очень давно, еще когда учился в четвертом классе в 1965 году. Один мальчик принес в класс склеенную модель самолета Як-18, мне она, естественно, очень понравилось, и я захотел себе такую же. Захотел и… пошел в магазин, который он мне назвал, пошел и купил. Конечно, я его извозил в клее просто страшно, но… даже в таком виде он вызвал мое восхищение, а главное – с ним можно было играть. Потом последовала очередь вертолета Ми-10К (вертолет-кран), в котором мне очень понравились сделанные из желтого пластика лопасти винтов и черные стойки паукообразного шасси и такие же колеса.

Постепенно я научился склеивать такие модели довольно-таки чисто, но декалей (переводных картинок), что вкладывались в набор, на них не переводил, потому что качество у них было ужасным. И тут в том же магазине я вдруг увидел совсем другую коробку с моделью самолета производства ГДР Ан-24 фирмы VEB Plasticart в характерной красной раскраске киля и полосы вдоль иллюминаторов. Причем внутри оказались не только детали, отлитые с потрясающим качеством, и опять же несравнимая с нашими декаль, но и клей, и краска «серебрянка» с запахом…, который мне показался прекраснее благоухания роз. И коробка, и тюбики с клеем, и все это было какое-то… «не наше» и немного космическое. Не игрушка, сделанная по принципу — «тебе, детка, для тебя сойдет», а «маленький предмет настоящего искусства». Цены на модели были от вполне приемлемых для меня 60 копеек за МиГ-21 и Saab J-35 Draken до совершенно неподъемных 3,50 и 4 рубля за Ту-144, Trident и «Восток-1». Saab J-35 Draken в масштабе 1:100 меня потряс еще и тем, что я впервые увидел современный боевой самолет «оттуда», столь необычных футуристических очертаний, да еще и с такими красивыми опознавательные знаками – три короны в синем круге. Конечно, их можно было покрасить камуфляжем, и они стали бы еще интереснее, но я этого просто боялся. Не знал какими красками их надо красить, да и в продаже их не было. Поэтому-то и предпочитал гэдээровские, уже окрашенные в серебристый цвет, или же требующие от моделиста минимальной докраски. Правда, что уже тогда не нравилось, что все модели в разных масштабах. СУ-7, например, Миг-15 и Ту-2 (масштаба 1:72) были значительно больше, чем МиГ-21, то есть что же это была «модельная линейка» такая? Мне лично это не нравилось. И еще – подложка (основа декали) была желтоватого цвета и со временем желтела еще больше. То есть на белом пластике цифры на желтой подложке не смотрелись совсем. 

Масштабный моделизм Страны Советов. Часть 1

МиГ-21 от фирмы «Пластикарт» – упаковка.

В магазин, где их продавали, я ходил чуть ли не как на работу, так что продавщицы там меня уже знали и оставляли новинки, потому что иначе эти модели, в отличие от наших, улетали в мгновение ока.

В 1968 году увидел в продаже сразу три корабля фабрики «Огонек»: «Атомоход «Ленин», «Броненосец «Потемкин» и «Крейсер «Аврора». Атомоход мне не приглянулся, а вот броненосец и крейсер купил тут же, тем более что в журнале «Моделист-Конструктор» как раз в это время был опубликован отличный материал об этом корабле с цветным разворотом, где и сам «Потемкин», и миноносец №267 были даны в «викторианской ливрее», то есть раскраске с черным корпусом, белыми надстройками и желтыми трубами (вернее черно-желтыми!), и мачтами.


«Потемкин»… упаковка изменилась…

Их я красить тоже не стал, но зато собрал со всем положенным такелажем, канаты для которого вытянул из литников от этих же моделей, растягивая их над пламенем свечи.

Тогда же в продаже появились и «огоньковские» танки – Т-34, КВ-85, ИСУ-122, ИСУ-152 и ИС-3. Все я их собрал, но… ужасался «копийности» Т-34, и удивлялся выбору других моделей. Почему, например, «Огонек» увековечил именно КВ-85 и ИС-3, никакой роли в победе не сыгравшие, но «пропустил» КВ-1, ИС-2, СУ-76 и СУ-152?


Т-34 завода «Огонек» – «модель навсегда»


К этому времени появились три наших модели МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19, но… их масштаб отличался от масштаба «Пластикарта», а главное – расшивка на них была… выпуклой, да еще и звезды контуром отпечатаны. И опять же они отличались от модели Як-25. И пришлось мне наждачной бумагой все три модели доводить до ума. Довел! А чем красить? Пришлось поэтому тот же Як-25 превратить в… атомную субмарину «Скипджек» с резиномотором и гребным винтом из консервной банки. Ее-то уж я сумел покрасить нитроэмалью в сугубый черный цвет, поскольку нитроэмали в баллончиках к этому времени у нас уже начали появляться в продаже. Кстати, «пластикартовский» вертолет Ми-2 красить было не нужно, как и «кукурузник» Ан-2: первый был зелено-болотного цвета, а второй весь цвета алюминия. Кстати, сегодня «пластикартовская» модель этого самолета стоит на рынке 2000 р. Раритет, однако!


МиГ-21 от фирмы «Пластикарт» в собранном виде выглядел вот так.

Потом… потом мне долгое время моделями заниматься было некогда, а при переезде из старого частного дома в современную квартиру в многоэтажке я и те, что было, раздал соседским мальчишкам. «Несерьезное дело для дипломированного преподавателя истории и иностранного языка» — думалось мне тогда.

Затем вышло так, что, работая учителем в Покрово-Березовской средней школе, я принял участие в двух Всесоюзных конкурсах игрушек, и на обоих мои игрушки заняли призовые места. Причем в последний раз, в 1980 году, это был танк «Берец за свободу тов. Ленин». Масштаб у него было большой, не меньше 1:12. Как сделать заклепки из полистирола я тогда не знал и придумал забавную технологию: сам танк был весь пластмассовый, а вот там, где на нем были заклепки, он весь был оклеен листом тонкой прочеканенной заклепками латуни. 

Подобный прием «развязал мне руки», и на конкурс 1982 году, куда меня пригласили уже официально, я подготовил целую серию моделей, благо к этому времени я уже работал на Пензенской Областной станции юных техников и времени, и места у меня на это было предостаточно. «Коллекция» получилась просто шикарная! В ней присутствовали многие модели из тех, что почему-то «пропустил» «Огонек» — танкетка Т-27, Т-26 с двумя башнями, БТ-7 обр.1939 г. Т-34/76 мод.1942 г. (с «ушами Майти-Мауса»), ИС-2 и моя гордость Т-35! Кроме того, из деталей двух моделей парохода «Оксидан», который тогда делали в Тбилиси, я сделал модель «парохода Тома Сойера». С такими моделями было грех не занять очередного призового места, которое мне и дали – второе, не первое, но первое получил завод, с которым тягаться «частнику», конечно, невозможно. Дали мне и грамоту ЦК ВЛКСМ и (на радость жене!) солидную премию, а потом пригласили в редакцию Т-М на «круглый стол» — обсудить проблемы масштабного моделизма в СССР. 


Кстати, фото всех этих моделей попали на заставку статьи в Т-М №8 за 1984 год, так что там их можно увидеть. Говорилось в этой статье о многом, и люди сильно удивлялись, почему в стране, где «все лучшее отдано детям», где патриотическое воспитание поставлено во главу угла, дети не имеют того, что давным-давно есть на «загнивающем Западе», то есть сборных моделей своей, отечественной, славной и по-настоящему легендарной техники, которая бы воспитывала бы в наших детях и гордость за свою страну, и… давала бы им азы технического образования. 


Как раз все мои танки можно увидеть вверху страницы.


Уже тогда редакция Т-М робко намекала, что это безнравственно посылать на Запад яркие и красочные коробки с полным комплектом деталей и декалей, а нашим продавать те же самые модели в упаковочном картоне, без самой главной составляющей, не говоря уже о красках. Впрочем, даже Т-М «тайну» фирмы «Ново» раскрыть не смогла. Побоялась. Да это и понятно, 37-ой из памяти тогда еще не выветрился.


А вот что было написано в конце статьи, как ее итог… Но редакция не могла знать, что решение проблемы можно найти без проблем: достаточно государственный капитализм в стране заменить на частно-государственный и все тогда у нас будет. В том числе и любые модели, как свои собственные, так и из любой страны мира.

Да, но откуда же вдруг в СССР взялись пресс-формы на модели самолетов «потенциального противника», включая тот же «Хантер»? А было так, что еще в 1932 году два англичанина Чарльз Уилмотом и Джо Мансур создали компанию, которая стала выпускать сборные модели самолетов из пластмассы. Сначала это была ацетилцеллюлоза, с 1955 года – полистирол. Причем, начиная с 1963 года масштаб 1:72 стал стандартным для авиамоделей не слишком больших по размерам самолетов. К 1970 году каталог фирмы «Фрог» (так она почему-то называлась) включал десятки самых разнообразных моделей. Причем выпускались весьма редкие модели, например, «Avro Shackleton», «Martin Baltimore» (и «Maryland»), «Vultee Vengeance», «Curtiss Tomahawk», «Blackburn Shark» (и «Skua»), «Bristol 138» и (Beaufort), наш советский СБ-2, «Supermarine Attacker» и («Scimitar»), «Armstrong Whitworth Whitley», «Gloster Javelin» и многие, многие другие.


Типичная упаковка модели советского производства для внутреннего рынка («Fairey Swordfish», Донецкая фабрика игрушек).

А вот дальше по каким-то причинам фирма обанкротилась и стала распродавать оборудование для производства своих моделей. Последнюю модель «Фрог» выпустили в 1976 году и тогда же, а именно в середине 70-х годов, большую часть пресс-форм закупил Советский Союз (кроме моделей немецких и японских самолетов – то есть «врагов», которые купила фирма «Ревелл»). Модели фирмы «Фрог» стали выпускать у нас под торговой маркой Novo. Копировать нам было не привыкать, так что удивляться тут нечему. Причем на экспорт они поступали в качественной «нарядной» упаковке и с декалями, а вот для внутреннего употребление шли в упрощенной, без декалей, и часто даже без указания названия образца. Писали на них, например, так: «Морской истребитель», «Бомбардировщик». Ну, а о качестве самой картонажной упаковки можно, наверное, даже и не упоминать. Хотя цены 20-30 копеек были более чем демократическими. Большую часть пресс-форм отдали Донецкой фабрике игрушек, ну а остальные — на другие предприятия, имеющие литьевые машины, в Москве, Наро-Фоминске, Баку и Ташкенте. Такие модели можно было склеивать, но отсутствие декалей и красок полностью перечеркивало какое бы то ни было их воспитательное и образовательное значение.


Германский «Фокке-Фульф-190». Почему-то англичане не боялись выпускать модели вражеских самолетов. А мы, победители, перемоловшие 80% германских дивизий на Восточном фронте… почему-то боялись. Боялись, чего? «Пластмассовых самолетиков»?

Надо сказать, что из-за работы на ОблСЮТ и участия во Всесоюзном конкурсе игрушек мне постоянно приходилось бывать в Москве, и в ассортиментом кабинете Торгово-промышленной палаты СССР, и в Институте игрушки в Москве (находился в старой церкви неподалеку от Казанского вокзала), и НИИ игрушки, и Музее игрушки в Загорске. Я вообще тогда подумывал связать свою судьбу именно с этой работой, тем более, что как раз тогда мои ребята стали победителями Всесоюзного конкурса «Космос», их работы получили первые в Пензе золотые медали ВДНХ СССР, так что нас во всех этих местах встречали с радостью, а моих мальчишек во всех этих «кабинетах» и НИИ – а я старался всегда ездить с ними - задаривали и коробками моделями «Ново», и пачками декалей, буквально валявшихся там на полках. Там-то мне и рассказали эту «историю» с «Фрог» и «Ново», и она меня сильно озадачила. Значит за деньги продавать качественные модели за рубеж было можно, а вот такие же качественные модели продавать нашим детям нельзя? Ну так продавали бы дороже, пусть не все бы их покупали, но хотя бы кто-то смог бы их покупать и коллекционировать. Пусть не дети, ну так хотя бы взрослые. Все ведь лучше, чем гнать тем же нашим детям вот это откровенное говно… Но… ответа на такую точку зрения, естественно, мне в ту пору никто не дал. То есть был лозунг «Все лучшее детям», но, как и многое, это были во многом пустые слова. Понятно, что дети чиновников, имевших доступ по всякому импорту-экспорту, а также сотрудники всех этих «кабинетов» и профильных НИИ все это имели и так, но а как же быть с остальными?


А вот так выглядела наша инструкция по сборке. Особенно впечатляет «приемник воздушных давлений».

Кстати, бывая во всех этих НИИ и на фабриках игрушек, я не только узнал много всего интересного, но и наслушался прямо-таки замечательных афоризмов. Так, главный инженер одного из крупных предприятий сказал мне так: «Зачем выпускать новые игрушки, когда каждый год родятся новые дети?» И… видимо поэтому совершенно ужасный «огоньковский» Т-34 и выпускается, и продается до сих пор. Во всяком случае я видел его в магазинах, вот только кто их покупает, когда есть модели фирмы «Звезда», я просто не могу себе представить!


Коробка «Ново». В таком виде изделия на оснастке фирмы «Фрог» отправлялись на «загнивающий Запад».


А вот это модель самолета из этой коробки, склеенная, отделанная и сфотографированная ее создателем Антоном Финицким. Но такую красоту невозможно было бы сделать, не имея хороших красок и… декалей!!!


А вот это коробки «Ново» вперемежку с коробками для советских детей. Как говорится – почувствуйте разницу!

Впрочем, «игрушечные» проблемы меня вскоре волновать перестали, поскольку я перебрался на работу в институт, а затем в 1985 году поступил в аспирантуру. И вот там-то отдыха ради я и сделал свою первую модель уже целиком из полистирола и к тому же в международном масштабе 1:35. Это была «машина передовых артиллерийских наблюдателей» ФРГ на базе американского БТР М113 по проекциям из журнала «Зарубежное военное обозрение». Моделька мне очень понравилась, и вторую такую же, уже по чертежам в польском журнале «Малый моделяж», я сделал уже после защиты диссертации. Это был БТР М114 – разведывательная машина с 12,7-мм пулеметом М2 на турели командира – «машинка» маленькая и очень изящная. Вот так я, по сути дела, вернулся в БТТ-моделизм. А дальше наступил 1987 год, изменивший очень многое.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией

Масштабные модели на любой вкус. Прошлая статья о масштабных моделях в СССР закончилась 1987 годом не случайно. В этом году в минском издательстве «Полымя» наконец-то (спустя 5 лет после написания!) вышла моя первая книга «Из всего, что под руками» тиражом 87 тыс. экземпляров. И разошлась в две недели. Там было и про модели, но главное не это, а то, что после этого со всей страны пошли ко мне письма. Интернета не было, вот люди и высказывали свое мнение на листах бумаги. Кто-то писал, что можно бы еще сделать и то, и другое, что объем книжки мал. А многие, заметившие, что практически все самоделки в этой книге — это «готовые наборы сборных моделей», так прямо мне и писали, что «вы обязаны (!) довести дело до их выпуска для наших детей!» Вот даже как! «Напишите в министерство…» Один даже список кораблей русского флота для выпуска на заводе «Огонек» мне прислал. Это чтобы я туда поехал и «внедрил». Наивные! Было же ведь правило: «Зачем делать новые модели, когда каждый год подрастают новые дети!» Однако стал я ездить. Параллельно с учебой в аспирантуре. И ходить по разным кабинетам, в Загорске был в НИИ игрушки, встречался с разными «начальственными людьми». И понял, что никому самодеятельность моя не нужна. Есть план, есть решения сверху… И вот если они и твои желания совпадают, то все ok. Если нет, то кому ты такой умный нужен! Всё, как говорил Аркадий Райкин: «Личный покой выше всего!»


Удивительно, но фирма «Фрог» выпускала даже сборную модель дирижабля.

Но зато повезло хоть в том, что теперь книги можно было печь, как блины: 1989 год, «Полымя» — «Когда уроки сделаны», 1990 год, «Просвещение» — «Для тех, кто любит мастерить». Но, пожалуй, главное, что, зная уже в 1986 году, что книга по самоделкам и моделям у меня выйдет, я сунулся с книгой «Танкодром на столе» в издательство ДОСААФ. И там идею книги поддержали! Перед этим там уже вышла книга «про самолеты» — «Аэродром на столе». Логично было продолжить ее танками. И находясь в очередной командировке в Москве с целью работы в архиве ЦК ВЛКСМ (сбор материалов по партийному руководству НИРС и НТТМ), я еще и добился от ДОСААФ разрешения на работу в спецхране библиотеки им. В.И. Ленина с иностранными книгами «о танках». До этого-то у меня было разрешение только на «спецлитературу», а тут еще и танки!!! Так что в библиотеке я только что не ночевал. Первым приходил и последним уходил. Но зато ксерокопий набрал массу. И опять же, вернувшись к себе в Куйбышев, засел за модели: утром — диссертация, вечером, когда уже ум за разум заходит, — модели.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией

«Южный крест» выпускала фирма «Фрог»


Выпускала ее и фирма «Ново»…


… и выпускает фирма «Звезда».

Затем, уже 1989 году я наконец-то сообразил, что если наши модели отправляют «туда», то там с моделями должно быть все по-другому. И поскольку «перестройка» зашла уже довольно далеко, написал в ПР-отдел посольства Англии, чтобы мне дали адрес какого-нибудь британского общества моделистов, чтобы я мог с ним связаться. Адрес мне дали, я им туда написал, и они мне ответили. Ответили из MAFVA – Британской ассоциации масштабного моделирования, и не просто ответили, а прислали кучу модельных журналов – английский «Милитари моделлинг», американский «Файн скейл моделлер», японский «Модел грэфикс» и свой маленький и очень «домашний» журнальчик «Танкетте». Мало того, посмотрев фото моих танков из журнала «Техника-молодежи», они изумились (Т-35 в масштабе 1:30 от нуля) и предложили… членство в их ассоциации. «Членские взносы, 25 фунтов в год, мы за вас заплатим, вы только нам присылайте фотографии ваших моделей и пишите нам статьи о моделях и моделировании в СССР. Нам это очень интересно».


В свое время я впервые опубликовал в журнале «Танкетте» статью о нашем танке Т-24 и рассказал о нем англичанам. И вот теперь «там» выпускается его модель в 1:35 масштабе.


Всегда нравился этот танк, реально и намного опередивший свое время.

Просмотрел я все присланное, и, если честно, взяла меня сильная злость. Почему у них все это есть, а у нас – «фиг вам… индейская изба!» А как же лозунг: «Все лучшее детям», красивые слова про развитие творческого начала наших людей, о «новом историческом обществе – советском народе», носителе всех мыслимых достоинств, для которого партия трудится денно и нощно и удовлетворении всех его потребностей… А тут мало того, что в ходу анекдот про «длинный зеленый и пахнет колбасой» (поезд из Москвы в ближайшие к ней области), так даже такую мелочь, как пластмассовые модельки, людям и то купить невозможно. 


Зато сегодня с учетом размеров наших квартир для любителей выпускаются отличные модель БТТ в масштабе 1:43. Цена 999 р. Не дешево, хотя качество очень высокое.


Хотите самолет, и чтобы самому не возиться? Вот вам готовый воздушный лайнер в масштабе 1:200…


….или легендарный Ил-2 (1:72) по цене 5700 р.

Но раз уж ты тогда был «человеком системы», то… чтобы ты про нее не думал, а вслух говорить об этом не следовало. Хотя вполне можно было критиковать отдельные ее недостатки и указывать пути их преодоления. Вот я и написал в журнал «Рационализатор-изобретатель» статью о том, какие модели нам нужны, и что «не всякая игрушка модель, но вот любая модель – игрушка». И что если мы хотим эффективной профессиональной ориентации молодежи (еще один модный тогда в СССР лозунг), то нам нужны детские игрушки «Животноводческая ферма» и «Птицеферма», игрушечные комбайны для уборки зерновых, тракторы с плугами, и не только краны и пожарные машины (эти игрушки были!), но и бетономешалки, молоковозы, куклы размером под кровать и кроватки размерами под куклы (а вот с этим были серьезные проблемы!), а еще к ним мебель, дома, а для военно-патриотического воспитания… целый флот – не только «Потемкин» и «Аврора», но и «Слава», «Варяг», «Кореец», «Память Азова», миноносцы «Страшный» и «Стерегущий», а также линкор «Марат» и многие другие легендарные корабли нашего российского и советского флота. Что нужны не только модели самолетов Ил-2 и МиГ-15, но и «Сталь-3», УТ-1 и УТ-2, К-7, ТБ-3 и Пе-8, «Эркобра» и «Киттихаук»…


Технология «полумоделей» тогда не была популярна. Зато сейчас существует фирма «Комбриг», которая выпускает отличные модели как по ватерлинию, так и с полным корпусом. Масштабы 1:35 и 1: 700 с фототравленными деталями. Вот детали миноносца «Лейтенант Бураков».


Фототравленные детали для моделей фирмы «Комбриг».


Инструкция по сборке модели броненосца «Полтава».

И что модели кораблей надо делать в расчете на нетерпеливых людей и детей из уже окрашенных деталей, то есть цветной пластмассы, чтобы дома краской не вонять. И делить модели кораблей на пополам, а днище отдельно, а верх – отдельно, а между этими деталями уже покрашенная ватерлиния заданной толщины в качестве «ребра жесткости». 


Вот то, что предлагалось когда-то в конце 80-ых. Корпус из двух частей с окраской подводной части. Модель броненосца «Цесаревич».


Сегодня вполне можно выпускать и простейшие модели из бумаги. Например, греческой униремы вот с этого чернофигурного килика…



А вот ее развертка и схема сборки.


Опять же, естественно, ничем это не закончилось. Да и не могло иметь положительного решения в тех условиях. Возможность такая наступила лишь после 1991 года…

Тут уже, наконец-то, стало по-настоящему можно все! Во-первых, начал выходить мой журнал «Танкомастер», причем страх – «как бы чего не вышло» перед рухнувшим «совком» был настолько у людей велик, что первый номер вышел рукописным! Да-да, можно поинтересоваться в Сети. Никто не соглашался набирать и печатать текст о танках, даже о моделях! То есть печатать сам журнал – пожалуйста, а вот набирать ни в какую. И пришлось художнику Игорю Зейналову весь номер писать пером от руки. А мне еще говорят, что не было «кровавой гебни». Опять же в то время уже, наверное, и не было. Но чего же тогда они все так боялись?


Модель Т-III одного из английских моделистов. Фото с сайта сегодняшней ассоциации MAFVA.


Выполнил эту модель Пол Будман.


А это небольшая настольная диорама опять же «оттуда».

Но вышел один номер, потом второй. Возник круг единомышленников и начали у меня в Пензе возникать фирмы, производящие модели бронетехники, как грибы после дождя. Например, фирма «Провинция России» (продававшая в Пензе дешевые вина из солнечной Анапы!) создала небольшое «гаражное» производство моделей из эпоксидной смолы, в число которых вошли такие редкие образцы БА, как германский «Эрхард» и итальянская «Лянча» периода Первой мировой войны, а также знаменитый опять же германский танк А7V. Нашел в Сети сайт, где подробно рассказывается о том, как автор модели, представленной здесь на фотографии, ее собирал, ну, а посмотреть на нее можно и здесь, и там. Упаковывалось все это в картонные самодельные коробки, с фотопечатными «картинками» в графике опять же И. Зейналова.


Вот так тогда выглядела упаковка наших моделей «резин кит».


Броневик «Руссо-Балт» в масштабе 1: 35.

А это А7V – наша модель, но сборка и окраска не наша.

Появилась отдельная частная фирма «Майор-моделз» Ю.Пивкина, специализировавшаяся на бронеавтомобилях Первой мировой войны, начиная с «Руссо-Балта» и заканчивая… ох, чего там только в его списке не было. «Танкомастер» тоже обзавелся небольшим собственным «производством»: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии, броневик «Форд-Т» — первый польский бронеавтомобиль, и набор фигурок «Повстанцы Панчо Вильи». К ним в комплект можно была заказать БА Панчо Вильи и набор кактусов.


Обложка журнала М-Хобби №2 за 1994 год: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии и «наш» танкист.

Фирма «Нептун» выпустила игру «Курская битва» с миниатюрными «тиграми» и Т-34 в масштабе 1:144, и даже такое крупное предприятие как НИИ физических измерений, которое обеспечивает приборами всю нашу ракетную отрасль, и то открыло цех, где начали выпускать модели одесских танков… «Ни» и «Ни-2». Обе модели пользовались на Западе просто бешеной популярностью, особенно в комплекте с фигурками матросов фирмы «Звезда». Мы продавали их по 40 долларов, а там они шли по 80!


Одна из моделей Ю.Пивкина в масштабе 1:20.

А вот фирма ПТС начала выпускать фигурки 1:35 из «белого металла», изображавших пензенского воеводу, знаменщика, стрельцов, словом, сделала ставку на «местный колорит». И хотя в городе она не продала ни одного набора, выгода от их выпуска была большая. Все начальство города, отправляясь «по делам», в качестве сувенира захватывали и эти фигурки, чтобы дать нужным людям». Приехали американцы по делам усыновления – «Фигурки солдатиков собираете? – Собираем! – В ПТС их!» Ну, и понятно, что «радость» была от этого взаимная. Впрочем, не мы одни так поступали. Компания «Интеррос» (одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России) выпустила даже две подарочные книги с золотым обрезом по истории дореволюционной русской армии и РККА. Мало того, что бумага и печать были просто шикарные, так еще и к каждой полагалась фигурка из «белого металла»: гусар 1812 года к первой и «красный командир» ко второй, плюс набор красок, кисточка и красочный буклет-инструкция. Хороший подарок «нужному человеку», не правда ли?! Ну, а разрабатывали и отливали это все у нас в Пензе, наши мастера.

Между прочим, был у нашей Пензы и шанс стать лидером производства моделей из полистирола. Для начала это должны были быть танки Т-24, Т-26 обр. 1937 г. и 1939-ого с конической башней. Но выпуск пластмассовых моделей танков наладить здесь не удалось. Ни на пензенском ГПЗ-24, ни на фабрике игрушек. Первым показалось дорого заказать пресс-формы у фирмы «Драгон», а на фабрике… зарплату рабочих арендованного москвичами участка разложили на… все предприятие. Ну и о каком же качестве после этого можно было говорить? Вот сделка и не состоялась.

А вот в Москве все было по-иному. В 1989 году здесь началась история фирмы «Звезда» — сначала лишь небольшого участка на базе Московского завода шлифовальных станков. Но уже в 1990 году компания превратилась в отдельное юридическое лицо, а первой ее продукцией были наборы солдатиков – фигурки красноармейцев начала ВОВ. В 1992 году «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и получила в свое распоряжение Лобненскую фабрику пластмассовой игрушки (г. Лобня, МО), где и развернуло широкомасштабное производство. Основой его стал выпуск сборных масштабных моделей боевой техники, начало которому положил основатель фирмы Константин Кривенко.


Еще один вертолет Ю. Пивкина.


«Он не должен был ехать один». Сюжет диорамы очень прост: война в Ливийской пустыне. Британский рейдер из частей SAS (а они нередко передвигались по пустыне на верблюдах, изображая бедуинов) и дозор на «Брэн-керриере» подстерегли немецкого делегата связи на «Кюбельвагене» и убили. А теперь вот подъехали, смотрят, как он лежит на сиденье своего авто, и обмениваются впечатлениями. Мне лично особенно понравилась пыль на стекле и следы от стеклоочистителя, а также художественные «дырки» в нем от пуль. Верблюда мне удалось подобрать от набора, прямо в масштабе 1:35, «Кюбельваген» и «Брэн-керриер» — из наборов от фирмы «Тамия», так же, как и оружие (пулемет «Брэн» и противотанковое ружье «Бойс») и каски английских солдат. Но вот фигурки все конверсионные или не такие, как у все. Например, стоящий танкист – фигурка из «белого металла» фирмы «Лед-След», боец на верблюде сделал из всего, что под руками. Переделке подвергся и сидящий на переборке танкист, а в попе у него стальной стержень. Так что эту диораму вполне можно было представлять на международный конкурс конверсионных моделей и диорам. К сожалению, это единственное сохранившееся у меня фото, последнее, что осталось от коллекции в 100 моделей БТТ «всех времен и народов».


Одна из последних работ Ю. Пивкина. Немаленькая, не так ли?

Ну а потом, потом дело пошло уже само по себе. Я провел в Пензе выставку 100 моделей БТТ и в 1998 году благополучно всю ее распродал, потому как моим близким больше не хотелось жить на «танковом складе». Оказалось, что о танках куда выгоднее писать, нежели собирать их, особенно в наших квартирах, для подобных коллекций не приспособленных. Многие пензенские фирмы перепрофилировались, а какие-то – разорились. Глава фирмы ПТС прикрыл свое дело и стал путешественником, катается на авто по Европе. Фирма «Провинции России» сейчас называется Дэра и производит красивые деревянные двери. И только г-н Юрий Пивкин по-прежнему делает модели очень высокого качества! Не собирает, а мастерит в крупных масштабах по заказам разных солидных учреждений. Вот так-то бывает и с моделями, и… с людьми.

Картина дня

наверх